SAVUZ

Тема страха в литературе

Перечень человеческих страхов

Тема страха в литературе

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

Чтобы составить оптимальный сюжет для страшного рассказа, вам надо выбрать один или несколько страхов и придумать, как они могут воплотиться в жизнь. Но что такое страх?

Страх — это осознание потенциальной опасности. Если мы замечаем ее признаки, тело помимо нашей воли реагирует на это (волосы дыбом, мурашки по коже, внутри все сжалось и т.п.). Плюс, мы пытаемся как-то предотвратить надвигающуюся беду.

Если мы хотим написать страшный рассказ или страшный эпизод в романе, нам надо разобраться в природе человеческих страхов.

Страхи бывают рациональные и иррациональные (последние называется фобиями). Разница заключается в реалистичности угрозы здесь и сейчас. Например, страх темноты в кровати под одеялом — иррационален, а страх темноты в джунглях — это совсем другое дело (при условии, если вы действительно находитесь в джунглях, а не в Большом театре, например).

Иррациональный страх может быть заразным. Широко известны случаи, когда “все побежали — и я побежал”, “все боятся ядерной войны — и я тоже буду”. Кстати, страх “быть, как все” — это весьма любопытная фобия сама по себе.

Некоторые из страхов, которые сейчас считаются иррациональными, можно объяснить логически. Например, страх перед мышами и насекомыми вынесен человечеством из глубокой древности, когда и те, и другие являлись переносчиками опасных болезней.

Человеческие страхи и сюжет ужастика

Самый распространенный страх — это страх перед неизвестным. Если у вас нет всей полноты данных о ситуации, вы не можете принять адекватное решение. Именно неизвестность и непредсказуемость результата порождает стресс, паралич воли, а также лень и прокрастинацию. Так что собираем данные, т.е. учимся, и ваши страхи пройдут сами собой.

Основные страхи современного общества — это террористическая угроза, война, бедность, криминал, одиночество, старость, увечье и смерть как таковая. Также большую роль играют страхи ошибки, “потери лица”, неудачи и страх за близких людей.

Самые распространенные страхи — это боязнь ситуации, которая кажется нам опасной и из которой мы не можем быстро выбраться. Например, человек может бояться ездить на общественном транспорте или находиться в толпе. Сюда же относятся панические атаки, когда кто-то из близких людей уезжает, умирает или уходит из семьи.

Примеры страхов, связанных с определенной ситуацией:

  • Страх перед неизвестным
  • Забыли, потеряли, бросили
  • Клаустрофобия, боязнь очутиться в закрытом пространстве
  • Боязнь очутиться в открытом пространстве
  • Плен, тюрьма, похищение
  • Безработица и бедность
  • Преследование, слежка, шпионаж, заговор
  • Одиночество и изоляция
  • Беспомощность
  • Боязнь перемен
  • Война
  • Природные катаклизмы

Пример использования ситуативного страха — роман Стивена Кинга «Мизери», в котором обыгрывается страх плена и беспомощности.

Попав в автомобильную катастрофу, известный писатель получает серьёзные увечья. Поклонница привозит его в свой дом и начинает лечить, но вскоре герой понимает, что он — узник, которому никуда не деться от своей тюремщицы.

При разработке сюжета ставку надо делать как на широко распространенные страхи, так и на фобии, любопытные с точки зрения психологии и психиатрии. При правильном подходе именно эта комбинация дает наилучшие результаты.

Подробный список фобий можно найти в Википедии, а ниже мы разберем наиболее интересные случаи.

Специфические фобии

Специфические фобии — это когда человек боится конкретного объекта или явления.

  • Животные, птицы, насекомые, пауки, рыбы. Особенно это касается собак, акул, мышей, крыс, тараканов, змей, пауков, пчел и ос.
  • Природные явления: вода, высота, гроза, землетрясение, огонь и т.п. Сюда же относится боязнь утонуть или сгореть во время пожара.
  • Темнота
  • Высота
  • Прогресс и технологии
  • Мосты, самолеты, корабли, машины
  • Вождение автомобиля
  • Повреждение здоровья и внешнего вида: кровь, пытки, старение, увечье, слепота, удушье и т.п.
  • Микробы и болезни
  • Безумие
  • Кошмары или невозможность уснуть
  • Врачи, дантисты, инъекции, операции
  • Тип людей: женщины, священники, старики, солдаты, врачи и т.п.
  • Острые предметы: когти, кости, лезвия, колючки, ножи и пр.
  • Суеверия: порча, сглаз, ад, одержимость дьяволом
  • Каннибализм, страх, что тебя съедят
  • Клоуны, ряженые
  • Статуи, изображения
  • Смерть: мертвецы, кладбища, морги, гробы, катафалки и пр.
  • Иностранцы или представители других народов или вероисповеданий

Пример использования специфических фобий — роман «Дракула» Брэма Стокера: в нем переплетаются суеверные страхи, страх смерти, а также боязнь крови и острых предметов — клыков вампира.

Социофобии

Социофобия — это когда человек боится, что другие люди будут его осуждать или игнорировать. В этом плане людей больше всего пугает следующее:

  • Публичные выступления
  • Критика
  • Судебная система
  • Страх быть отвергнутым
  • Страх дурацких ситуаций
  • Страх показаться смешным или беззащитным
  • Страх остаться без работы и без денег и тем самым вызвать осуждение и насмешки
  • Страх успеха
  • Ответственность, страх не справиться, страх принятия решения
  • Конфликт
  • Толпа
  • Вечеринки
  • Начальство

В литературе социофобии обычно используются не для того, чтобы нагнать леденящий ужас, а для того, чтобы осложнить жизнь персонажа. Пример — роман Стивена Кинга «Кэрри», в котором личные социофобии главной героини приводят к трагическим последствиям.

Реакция на страх бывает трех типов:

  • Мы сражаемся
  • Мы убегаем
  • Мы замираем

Вот этим и будут заниматься герои вашей страшной истории.

Источник: https://www.avtoram.com/perechen-chelovecheskih-strahov/

Эстезис — О видах страха в английской литературе

Тема страха в литературе

Мало кто знает, но родиной пугающих «готических» романов является Англия.

Именно эта страна стала той колыбелью, из которой в американской литературе вышли современные ужасающие истории Лавкрафта или Кинга, появилось так называемое «темное» фэнтези и другие разновидности ужасов.

Леденящие душу шорохи, неожиданные встречи с призраками и чудищами, кровавые преступления в сумрачных лабиринтах подземелья, невообразимые тайны — все это родом из XVIII века английской литературы.

«Человек получает наслаждение, испытывая страх перед неведомым». Вирджиния Вулф

В 1764 году публикуется анонимно роман «Замок Отранто», который по своим художественным приемам заметно отличался от произведений первой половины XVIII века, а именно от просветительской и сентиментальной литературы.

Впоследствии данное произведение переиздается с именем автора — Горацио Уолпола и названием «готическая» история в предисловии. С этого текста принято отсчитывать историю развития «готического» романа, «страшного», «романа ужаса» или «черного» в английской литературе.

Позднее на книжных прилавках появляются произведения Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон.

Готическая история»), Софии Ли «Убежище», произведения миссис Анны Радклиф — «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны», «Итальянец», выходит в свет и роман «Монах» М. Г. Льюиса.

Г. Фюзели. Ночной кошмар, 1781

 С именами этих авторов связывают становление жанра «готического» романа в английской литературе. Однако, что же такого необычного в их произведениях, ведь страшные истории известны читающей публики, начиная с фольклора?

«Готический» роман — это произведение, прежде всего основанное на приятном ощущении ужаса, отличающееся нагнетанием тревоги и страха, всей своей структурой стремящееся напугать читателя, погрузить его в мир мистический и неизведанный.

Данный вид романа формируется в 60-е годы XVIII века в период литературного направления предромантизма, который был реакцией на разочарование в идеалах Просвещения, поэтому для него характерно полное крушение надежд в способности человека как-либо влиять на враждебный ему мир.

Предромантики были уверены в том, что мир развивается хаотично, абсурдно, что не существует никаких законов, а если они и есть, то человек не способен их постичь. В центр интереса писателей встает проблема взаимоотношения личности с окружающим ее миром, в котором царствуют Хаос и Зло.

Эстетика «черных» романов

Одна из «вечных» тем и в философии, и в литературе — это происхождение Зла в природе человека.

Авторы «страшных» романов в своих произведениях показывали полное разочарование в возможности человека хоть как-то повлиять на окружающий мир, который герой воспринимает как что-то враждебное себе.

Они выдвинули новую эстетику и ввели новые эстетические категории в искусство — категории «романтического», «готического», «живописного», «ужасного».

Категория «романтического», ссылаясь на рыцарский роман, подразумевает включение элементов авантюрности и фантастики, выражающиеся в необычных поворотах сюжета, в тайнах, которые стремятся раскрыть главные герои «черного» романа.

Под «живописным» понималось описание невероятных бурь, потрясений, жестокостей, преступлений, одним словом всего, что должно рассматриваться как безобразное, так как связано со злом, но в художественном пространстве способно доставить эстетическое наслаждение и удовольствие.

Категория «готического» подразумевает использование средневекового материала, который выражается в пейзаже (старинные замки с руинами) и средневековых преданиях и суевериях.

Категория «ужасного» претерпевает изменения благодаря трактату Эдмунда Берка «Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757), в котором автор утверждает, что источником эмоциональных переживаний возвышенных чувств являются страдания и страх, все то, что создает представление о боли и опасности — одним словом, ужас. Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум;

Согласно философу, ужас — наиболее продуктивная из сильнейших эмоций, на которые способен разум.

шум водопада, завывание бури, раскаты грома, чрезмерное проявление силы, мрак и темнота действуют на человека сильнее, вызывая одновременно страх и ощущение величия природы.

Хорас Уолпол отмечал, что «ужас — главное орудие автора — ни на мгновение не дает рассказу стать вялым; притом ужасу так часто противопоставляется сострадание, что душу читателя попеременно захватывает то одно, то другое из этих могучих чувств»*.

Значит, главной особенностью «готического» романа является испытываемое читателем чувства ужаса и страха. Но ведь и чувство страха бывает разным. Анна Радклиф, интересуясь достижениями Эдмунда Берка, развивает идею о видах страха в своем эссе «О сверхъестественном в поэзии».

Terror и horror: чего и как бояться на страницах «готического» романа

Английская романистка выделяет два основных вида страха, помогающие создать атмосферу интриги «черного романа»: страх-отвращение и страх-притяжение — соответственно, horror, что в переводе — «отвращение, ужас», и terror — «страх, неизвестность, тревожное ожидание». Современные исследователи-«готиевисты» отмечают, что для обозначения этого вида страха более распространен термин suspence — «неизвестность, неопределенность, беспокойство, тревожное ожидание».

Пугающие истории с кровавыми деталями, вызывающие тошнотворное ощущение, малопривлекательные описания подробностей преступлений — все то, что отталкивает и вызывает чувство страха в реальной жизни и является естественное реакцией на такие вещи и события называется страхом-отвращением.

В противоположность ему выступает страх-притяжение, который характеризуется смутным беспокойством, ожиданием чего-то неведомого, любопытством, которое побуждает читателя перелистывать страницы книги в поиске ответа на вопрос: а что же дальше? Страх-притяжение, также в отличие от страха-отвращения, связан прежде всего с тем, как сделано описание, а не с тем, что описывается.

Замок Кенилуорт, Великобритания.

Тerror создает ощущение страха не за счет сцен насилия с кошмарными правдоподобными деталями, а страх вызывается «непрямым», суггестивным представлением пугающих явлений. Анна Радклиф отмечает, что terror основывается на неясности и полуотчетливости, обогащает душу и обостряет восприятие, в то время как примитивный horror подавляет, остужает и почти уничтожает все душевные способности.

Границы между horror и terror условны, нечетки: они оба могут быть использованы в одном и том же художественном произведении наравне.

Еще одним отличием между этими видами страха является то, что horror более примитивен, прост: он изначально указывает литературным героям и читателю чего стоить бояться и опасаться — невыносимых страданий, жестоких пыток, неминуемой гибели, возмездия и т. д.

В тоже время terror опирается на воображение, которое усиливается малозаметными художественными деталями, неопределенными намеками, смутными внушениями, которые возбуждают любопытство читателя, оставляя место для неясных догадок и предчувствий.

Столкновение героя с чем-то пугающим, неведомым ему — источник любого напряжения в «готическом» романе. Основной принцип страха-притяжения — это его условность и способность доставлять удовольствие только тогда, когда читатель осознает свою неуязвимость, безопасность и воспринимает все отстраненно. Это своеобразное пространство игры автора с читательскими ожиданиями.

Таким образом, страх-притяжение — это художественная условность, к которой прибегают авторы «готического» романа, чтобы воссоздать атмосферу напряженного ожидания и острого любопытства, заставить читателя переживать вместе с героями, задаваться вопросом «что будет дальше? что случится с героем?».

«Атрибуты ужаса»

С целью вызвать такого рода страх писатели «готического» направления используют определенные приемы повествования, которые впоследствии стали узнаваемыми клише. В первую очередь это мрачный пейзаж — «готический» замок.

Основной принцип страха-притяжения — это его условность и способность доставлять удовольствие только тогда, когда читатель осознает свою неуязвимость, безопасность и воспринимает все отстраненно.

Замок Алнвик, Великобритания.

Большинство «романов ужаса» изображают древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, обязательно с темными коридорами и скрытыми подземельями, запретными помещениями. Обстановка включает в себя унылые завывания ветра, дремучие непроходимые леса, безлюдные пустоши, могилы, освещенные лунным светом — все, что способно усилить страх и «расшевелить» воображение.

С образом замка неразрывно идет и фигура главного героя любого «черного романа» — злодея. Именно он является активным элементом создания атмосферы ужаса, чья основная задача — преследовать и угрожать героине (герою), подвергать ее (его) различным испытаниям, внушать страх и ужас.

Однако не только злодей, но и положительная героиня способна внушить страх читателю, поскольку на описываемые события в «романе ужаса» он смотрит глазами персонажей-девушек, погружаясь в их эмоции и чувства.

И если девушка восприимчива к страху, имеет необузданное воображение и склонность во всем видеть мистическое, то и читатель сделается более податливым для подобного воздействия.

Например, подземные лабиринты Отранто читатель видит глазами испуганной Изабеллы, а замок Удольфо представляется особенно мрачным благодаря смутным догадкам и предчувствиям Эмилии.

Другой обязательный элемент «готического» романа — тайна или загадка, которые подогревают читательское любопытство и вызывают страх, тревогу.

Авторы играют с читателями при помощи резких сюжетных поворотов или фрагментарности изложения истории, которые проявляются не только в сюжетной ткани, но в биографии загадочных злодеев.

Тайна обязательно сопровождает главного отрицательного персонажа или связана с главной героиней.

Философия предромантизма утверждала, что мир познать невозможно, поэтому в «готическом» романе возникают образы ирреального мира.

Мифологические существа, призраки, кровоточащие статуи, не упокоенные души — все эти сверхъестественные существа являются необходимым атрибутом «черного» романа и помогают в создании атмосферы мистического ужаса.

Иррациональные силы становятся неотъемлемой частью «романа ужаса» и либо являются движущей силой развития действия (в романах Уолпола, Льюиса), либо создают определенную атмосферу таинственности (в романах Радклиф), либо характеризуют героя-злодея (у Льюиса, связь персонажей с демоническими силами). Загадочность и необъяснимость мира — основной лейтмотив этих романов, которые утверждают невозможность человека проникнуть в тайны окружающей его действительности.

Старинный мрачный полуразрушенный замок с привидениями, в котором каждый случайный звук вызывает трепетное чувство, а его хозяин — загадочный злодей, пугающий своим обликом и рьяно оберегающий свою тайну от чужих взглядов, — все это обязательные атрибуты «готического» романа, направленные на одну цель — испугать читателя. ■

Дарья Можаева

Литература

  1. Фантастические повести: Уолпол. Казот. Бекфорд./ Издание подготовили В. М. Жирмунский и Н. А. Сигал. Л.: «Наука» (серия «Литературные памятники»), 1967.
  2. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: «Искусство», 1979.

Источник: https://aesthesis.ru/magazine/april18/gothicengland

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики