SAVUZ

Е.А. Евтушенко о поэте и поэзии

Эффект Евтушенко – исключение за хулиганство и стихи как лоскутное одеяло

Е.А. Евтушенко о поэте и поэзии
Время чтения: 9 мин

Что читают сегодня с этим материалом? Земфира и поклонники — как чудили ради девочки с плеером

Везучие шестидесятники

Анастасия, в начале шестидесятых и до начала семидесятых лишь четверо поэтов имели всесоюзную славу и были всеобщими любимцами и кумирами — Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина и Роберт Рождественский.

В начале семидесятых их нагнал и перегнал Владимир Высоцкий. Но его звезда горела настолько сильно и ярко, что неудивительно, что она быстро-быстро сгорела, спалив при этом и самого творца: его творчество окончилось вместе с его земной жизнью.

У первой четверки не осталось иных соперников на просторах отчизны: Высоцкий умер, Бродский находился за границей, Окуджава практически прекратил писать стихи; умолк, основное время уделяя гастролям и написанию прозы. К тому времени главная четверка почти распалась, каждый шел своим путем.

Каждый должен был пережить свой творческий спад, кризис, свою прижизненную славу, и умереть по ту сторону от своего творческого и жизненного пика. Дольше всех прожил и больше всех написал, как в стихах так и в прозе, наш сегодняшний герой — Евгений Евтушенко. Безусловно, личность мирового масштаба.

Почитание поэтов

Знаешь, Алексей, вообще когда речь заходит о шестидесятниках — во мне сразу поднимается такое огромное уважение! И уж тем более, если речь идет о классиках как Евтушенко, Ахмадулина! Это очень непростой был период, очень непростые были люди, здесь все перемешано, и не дай нам Бог все это повторить.

Но что поражает, что поэты были цветом общества: их знали, их цитировали, их читала даже власть. Каких поэтов власть читает сейчас, каких поэтов читает сейчас наша страна? Стихи ушли в песни, а песни крайне упростились. Современных поэтов не знают. Да и не являются они ныне рупором эпохи.

Я бы не стал путать следствие и причину. Мне кажется, это не поэты настолько упростились и настолько опустились, что их не хочет слушать или читать народ и власть. Это скорее настолько власть и народ стали примитивнее, что им нет дела до того, о чем пишет нынешний стихотворец.

Что читают сегодня с этим материалом? Ротшильд — тайна его капитала, первый обменник в мире и семейная иерархия

Евтушенко: «Я разный…»

И все-таки поэт Евгений Евтушенко, мог бы поблагодарить Бога за то, что родился именно тогда, во времена поэтов. Я обновила в памяти его биографию, вспомнила любимые стихи и поймала себя на мысли: а ведь если бы не было такого давления цензуры, не было бы такого внимания к власти, стали бы Евтушенко так любить и слушать?

Смог бы он так же собирать залы и стадионы, злое с добрым? Злое с добром всегда рядом идут. Но хватит философствовать: давай поговорим о приятном и искреннем. Я уже догадываюсь, что ты, Алексей, начнешь меня разубеждать в искренности Евтушенко, мол, он делал много хорошего и плохого, только он и не отрицал этого. У него даже стихотворение такое есть:

«Я разный — я натруженный и праздный.

Я целе- и нецелесообразный.

Я весь несовместимый, неудобный,

Застенчивый и наглый, злой и добрый.

Я так люблю, чтоб все перемежалось!”

Да, в этом смысле надо отдать Евгению Евтушенко должное: он, действительно, опережая критику, был довольно самокритичен. Но это лишь маневр, как мне кажется. Давай начнем с азов. Прежде чем ты выскажешь свое восхищение и преклонение перед Евтушенко, мне бы хотелось узнать, от чего оно родилось, твое такое тотальное уважение перед этой личностью?

Исключение из школы

Да, я знаю, на что ты намекаешь, Леш! На то, что современники Евтушенко, в частости Иосиф Бродский называли его «фабрикой по производству самого себя», да?

Но ведь Евгений Евтушенко — дитя своего времени, ни дать ни взять. Обожал писать, но при этом категорически отказывался учить правописание в школе.

«Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете разнообразные не те». (Стихи Е. Евтушенко о Белле)

Был внуком интеллигентов, но при этом еще в школе вел себя настолько отвратительно, что его перевели в школу для трудных детей, а потом и оттуда он был исключен — якобы за то, что сжег классный журнал и ударил дворника. Директор школы, который очень любил Женины стихи, просил его перед всем классом извиниться, но Евтушенко сказал, что не будет брать на себя чужую вину.

Что читают сегодня с этим материалом? Как научиться прощать и забывать обиды — правила жизни

Ему не поверили и исключили. Так как его родители совершенно не представляли, что делать с подростком, его отправили с геологами в экспедицию на заработки.

С одной стороны — он рано начал зарабатывать деньги и привез домой кучу продуктов. Но, как сам вспоминал в последнем интервью, разговаривал нецензурной лексикой, чем распугивал всех окружающих.

А через время даже смог поступить в литературный институт — без «корочки» об окончании средней школы! Ясно, что вопрос с документацией помогли решить связи родителей, но вступительные экзамены Евгений блестяще сдал сам.

О мемуарах «Волчий паспорт»

Вот оно, Анастасия, тлетворное влияние мемуаров. Дело в том, что эту историю мы знаем только из уст Евтушенко, но это не значит, что все было именно так. Он неоднократно рассказывал и в интервью, и в книге воспоминаний «Волчий паспорт» о том, что был исключен из школы гораздо раньше, чем ее окончил с так называемым «волчьим паспортом».

Но уверяю тебя: если бы это было действительно так, ни в какой институт его никогда в жизни не взяли — если бы, конечно, он экстерном не сдал экзамены, чтобы получить аттестат об окончании средней школы.

Очень многие критикуют воспоминания Евтушенко именно за то, что он в них выглядит не то чтобы лжецом, а скорее выдумщиком собственной жизни.

Причем настолько талантливым, что он и сам свято верит в собственную выдумку.

Таковой, например, я убежден, является история о том, будто к семнадцати годам он придумал новые рифмы ко всем словам из словаря Ожегова. Рифмы, якобы, были вписаны в тетрадь, но ее у него украли.

Лжет — не подкопаешься! Но увлекаясь, его заносит, он забывает об элементарной логике. Если бы он зарифмовал весь словарь Ожегова, то ему никакой тетрадки не хватило бы… Впрочем, ты не досказала историю.

У этой истории есть замечательная концовка, явно подтверждающая, что у поэта Евтушенко есть истинно драматургический дар, верно?

Что читают сегодня с этим материалом? Джон Гарвард — статуя с тройной ложью и ритуалы студентов

Драматургия Евтушенко

Тайна сожженного журнала, из-за которого Евтушенко остался без аттестата, была раскрыта на одной из встреч одноклассников. Оказалось, это сделал бывший отличник, которому учитель поставил четверку! Словом, Евгений Александрович парень-приключение был, это точно.

Ну вот. Видишь, как складно заканчивается! И таких историй у Евтушенко просто пруд пруди. Везде ему везет, везде он выходит либо победителем, либо везунчиком, либо несправедливо оклеветанным и так далее. Когда он рассказывает о своей жизни, его фантазия разыгрывается настолько — можно лишь позавидовать!

Он в этих историях не сам выпячивает свою личность, а сама жизнь выталкивает его вперед, наверх к бессмертной славе. Мне, например, запомнилась другая история из «Волчьего паспорта».

Однажды со своей последней, как он говорил, самой любимой женой Машей он отправился во Францию. Маша мечтала увидеть Эйфелеву башню, и он, как благородный мужчина, повез ее в Париж, чтобы посмотреть на этот полубезобразный шедевр зодчества.

«Евтученко!!»

Идут они по мосту, поздний вечер, уже виднеется вдали Эйфелева башня, как вдруг прямо на них с Машей бежит какой-то здоровенный негр. Причем бежит, раскинув руки, оскал сверкает в темноте, глаза горят… Буквально за метр до них останавливается, вынимает из кармана что-то похожее на документ и кричит: «Евтученко!!!»

Евгений Евтушенко с женой Марией

Оказалось, этот афрофранцуз давным-давно был на каком-то из концертов Евтушенко. И так ему понравилось одно из стихотворений, что он его заламинировал и 30 лет носил в кармане.

Он даже в темноте мгновенно узнал своего кумира — и вот, на радостях, бежал, чтобы обнять его и показать ему вот этот ламинированный листок бумаги, на котором было отпечатано стихотворение, которое, вот удивительный какой штрих, так и называлось «На мосту», написанное три десятилетия назад вот этим самым всемирно известным «Евтученко».

Вот так и выходит во всем: прочитаешь одну или вторую книгу воспоминаний Евтушенко и кажется, что действительно весь мир на то время знал Евгения Александровича: от последнего якута до президента Соединенных Штатов, который запросто мог позвонить ему что-то наподобие: «Дженя, держитесь».

Что читают сегодня с этим материалом? Дома у Джорджа Клуни — жена, близнецы и правила жизни

«Я все с собой на свете перепутал»

Ну, Алексей, ну зачем сразу с такой критикой наступать в сторону талантливого поэта? Неужели ничего хорошего ты не мог бы поведать нашему читателю о нем? Ведь это автор таких уникальных строк:

«Я все с собой на свете перепутал.

Таюсь, боюсь искусства, как огня.

Виденья Малапаги, Пера Гюнта, —

Мне кажется, все это про меня.

А мне бубнят, и нету с этим сладу,

Что я плохой, что с жизнью связан слабо.

Но если столько связано со мною,

Я что-то значу, видимо, и стою?

А если ничего собой не значу,

То отчего же мучаюсь и плачу?!”

Анастасия, как бы удивительно это ни прозвучало, но я, к сожалению, совершенно не разделяю с тобой того пиетета перед поэтами шестидесятниками вообще и перед Евтушенко в частности.

Мне гораздо ближе поэзия их предшественников — поэтов-фронтовиков, таких как Самойлов, Слуцкий, Гудзенко, Ваншенкин, Твардовский, Луговской, Винокуров. Ну и, конечно, поэты, пришедшие чуть позже великолепной четверки — Высоцкий, Бродский, Галич, Кушнер, Визбор и Юлий Ким. Меньше всего мне нравится фигура Евгения Евтушенко.

Что читают сегодня с этим материалом? Святой хирург архиепископ Лука — 1000 операций в год, тюрьмы и ревнивая жена

Между Есениным и Маяковским?

Это при том, что я полностью разделял когда-то его позицию: объединить в своем творчестве двух ярых антагонистов — Есенина и Маяка (в смысле — Владимира Маяковского), которые были кумирами юности нашего героя.

В принципе, задача сложная, но, как оказалось, вполне выполнимая. Евтушенко вполне с ней справился.

У него действительно есть стихотворения, читая которые появляется ощущение, что они написаны в паре Есениным с Маяковским или Маяковским с Есениным.

Но с другой стороны, такой форменный и сугубо прагматичный подход надолго оставил его, Евтушенко, как мне кажется, заложником своей идеи и лишил его своего истинного, оригинального и неповторимого голоса.

К тому же сама эстрадная поэзия предполагает, что стихи будут восприниматься на слух, тогда же ты замечаешь все огрехи и слабости того или иного произведения.

Стихи на слух и стихи, читаемые глазами — это два разных произведения, уверяю тебя.

Что читают сегодня с этим материалом? Андрей Мягков и его герои как новый архетип мужчины-лузера ХХ века

Не знаю. Но меня больше всего удивляет знаешь что? Дружба Рождественского, Ахмадулиной, Вознесенского и Евтушенко. Ведь принято считать, что талантливые люди всегда конкуренты. А Евтушенко на это отвечал так:

«Мы учились друг у друга и помогали друг другу». Да, они могли устраивать стихотворные битвы, читали друг другу за столом свои новые стихи, по ночам перечитывали самиздат запрещенного Пастернака. Кстати, думаю, читателям можно посоветовать, кто еще не видел, посмотреть фильм «Таинственная страсть».

Конечно, там Евтушенко, Ахмадулина и другие герои под вымышленными именами, но на самом деле все понятно.

«Она стояла с немного униженной, но в то же время и дерзковатой улыбкой, как будто говорила: если ты хочешь, чтобы я в прошлом ни с кем не спала, боюсь, из этого ничего не получится» (цитата из книги «Таинственная страсть», кадр из одноименного фильма. В роли Беллы — Чулпан Хаматова)

Тогда уже лучше, Анастасия, посоветовать не фильм, а прочитать первоисточник, точнее — книгу Аксенова «Таинственная страсть: роман о шестидесятниках», по мотивам которой и был снят этот фильм.

«В моих стихах много шлака»

Думаю, по стихам Евтушенко можно воспитывать литературный, точнее поэтический вкус. Как считаешь, Алексей?

Абсолютно несогласен. Конечно, Евтушенко из всей четверки добился наибольших высот, но в его стихах слишком много халтуры (хотя надо отдать должное, что он и сам это признает):

«Я первый признал, что в моих стихах семьдесят процентов шлака».

Он жаждал славы, хотел походить на рупора эпохи Маяковского и в то же время быть таким милым, красивым и желанным, как Сергей Есенин. Он не только в творчестве подражал им, но и в манере поведения. Именно поэтому он был, как сам писал, «таким разным».

Что читают сегодня с этим материалом? Владимир Соловьев — потомок Сковороды, великий философ и скиталец

Вот опять наши мнения разделились! Но думаю, все-таки читатели будут на моей стороне: Евтушенко заслужил уважение.

Если хотите узнать очень много хорошего, светлого и чувственного о Евгении Евтушенко, прочитайте его мемуары — там этого хватает. Но одно дело, когда о нем пишут его враги или друзья-завистники, родные или близкие. Когда же читаешь многочисленные мемуары самого Евгения Евтушенко — послевкусие такое, как будто ты объелся сахарной ваты после того, как съел килограмм халвы.

Я же хочу сказать следующее: мне нравятся некоторые стихи Евтушенко. Но беда его в том, что до конца своих дней он не был оригинальным поэтом, а старался быть оригинальным.

Чувствуешь разницу, Анастасия? Он заимствовал у других гениальных поэтов методы, манеру, ходы, мысли, позы, ритмы, а порой и метафоры.

От каждого по чуть-чуть: там лоскуток, тут лоскуток… Прямо не Евгений Евтушенко, а лоскутное одеяло; яркий, броский, выделяющийся на любом фоне.

Что читают сегодня с этим материалом?

Источник: https://liferead.media/history-people/evtushenko-xuliganstvo-i-stixi.html

Евгений Евтушенко. Биография. – ПОЭТ ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

Е.А. Евтушенко о поэте и поэзии

Е.А. Евтушенко

Я, ЕвгенийЕвтушенко – Сибиряк и родился на станции Зима, о чём я рассказывал в своихстихах…

Яблагодарен Рабочему классу, который и помогал мне стать поэтом.

Рабочийкласс нельзя отменить никакими приватизациями. Именно рабочий класс Братсказащитил мою поэму “Братская ГЭС”, которую запретил секретарь ЦКИльичёв…

Выспрашиваете, кто сегодня в России из новых поэтов может считаться поэтом сБольшой Буквы? Есть имена. Например, Александр Грэй-Биркин.Ему, конечно,надо бы быть в интернете поскромней.

Это основное имя, которое я могу выделить вэпохальном плане на сегодняшний день. В его стихах много энергии и красок. Естьещё имена… Не будем далее об именах… Будущее мировой поэзии. Скажу и Вам и всемтак  –  ПОЭЗИЯ будет всегда.

Я знаю, о чём говорю…

Вот моя биография, кем-то сделанная и выложенная в Интернете и довольно верная.

Евгений Александрович Евтушенко — русский поэт, прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр. Известны так же его фотографии, экспонировал свою фотовыставку «Невидимые нити».

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 года, в станице Зима Иркутской области (по некоторым данным он родился в Нижнеудинске, Иркутской обл.). При рождении имел имя Евгений Александрович Гангнус.

Год его рождения был записан 1933, чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет. Его отец — Александр Рудольфович Гангнус (по происхождению — прибалтийского немца) (1910—1976) был геологом и поэтом-любителем.

Мать — Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910—2002) была геологом, актрисой. Имела звание “Заслуженный деятель культуры РСФСР”.

Евгений начал печататься в 1949 году, первое его стихотворение было опубликовано в газете «Советский спорт». В 1951 — 1554 годах учился в Литературном институте имени Максима Горького, но был из него отчислен с пометкой «дисциплинарные взыскания», а также — за поддержку романа Владимира Дмитриевича Дудинцева (1918—1998) «Не хлебом единым».

Первый опубликованный сборник стихов — «Разведчики грядущего» (1952), затем вышли сборники «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Взмах руки» (1962), «Нежность» (1962), «Катер связи» (1966), «Идут белые снеги» (1969) и другие, поэмы «Братская ГЭС» (1965), «Казанский университет» (1970); многочисленные публикации в журналах и газетах.

В лучших стихах и поэмах Евгения Александровича с большой силой выражено стремление постигнуть дух современности. В них преобладают остро гражданские мотивы.

Поездки по Советскому Союзу и зарубежным странам обогатили поэзию поэта новыми темами и впечатлениями. Творчество Евгения Евтушенко привлекало внимание композиторов, в том числе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича («13 симфония», «Казнь Степана Разина»).

А его произведения были переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом «Знак Почёта».

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

Принимал участие в вечерх в Большой Аудитории Политехнического музея вместе с Робертом Ивановичем Рождественским, Беллой Ахатовной Ахмадулиной, Булатом Шалвовичем Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов.

Семья Евтушенко

У Е.А. Евтушенко 5 сыновей, его женами были:

  • Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1954);
  • Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961), сын Пётр;
  • Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978), сыновья Александр и Антон;
  • Мария Владимировна Новикова (р.1962), в браке с 1987, сыновья Евгений и Дмитрий.

Занимаемые должности Евгения Евтушенко

  • С 1986 по 1991 — секретарь правления Союза писателей СССР.
  • С декабря 1991 года — секретарь правления Содружества писательских союзов.
  • С 1989 года — сопредседатель писательской ассоциации «Апрель».
  • С 1988 года — член общества «Мемориал».
  • 14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше , чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса, штат Оклахома, Е.А.

Евтушенко уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

Поэты Евтушенко

  • «Станция Зима» (1953—1956);
  • «Бабий яр» (1961);
  • «Братская ГЭС» (1965);
  • «Пушкинский перевал» (1965);
  • «Коррида» (1967);
  • «Под кожей статуи Свободы», (1968);
  • «Казанский университет», (1970)
  • «Снег в Токио», (1974);
  • «Ивановские ситцы», (1976);
  • «Северная надбавка», (1977);
  • «Голубь в Сантьяго», (1974-1978);
  • «Непрядва», (1980);
  • «Мама и нейтронная бомба», (1982);
  • «Дальняя родственница» (1984);
  • «Фуку!» (1985);
  • «Тринадцать» (1996);
  • «В полный рост» (1969—2000);
  • «Просека» (1975—2000).

Сборники стихов

  • «Третий снег» (1955);
  • «Шоссе Энтузиастов» (1956);
  • «Обещание» (1957);
  • «Разведчики грядущего» (1952);
  • «Взмах руки» (1962);
  • «Нежность» (1962);
  • «Катер связи» (1966);
  • «Идут белые снеги» (1969);
  • «Поющая дамба» (1972);
  • «Интимная лирика» (1973);
  • «Утренний народ» (1978);
  • «Отцовский слух» (1978);
  • “Стихотворения” (1987);
  • «Я прорвусь в двадцать первый век…» (2001);
  • «Окно выходит в белые деревья» (2007);
  • «Гимн России»;
  • «Моя футболиада» (1969—2009);
  • “Счастья и расплаты” (2012).

Романы

  • «Ягодные места» (1982);
  • «Не умирай прежде смерти» (1991—1993).

Повести

  • «Пирл-Харбор» («Мы стараемся сильнее») (1967);
  • «Ардабиола» (1981).

Публицистика

  • «Примечания к автобиографии» (около 1970) — рукопись, циркулировала в самиздате.
  • «Талант есть чудо неслучайное» (1980) — книга критических статей.
  • «Завтрашний ветер». М.: Правда, 1987. — 480 с.; илл.
  • «Политика — привилегия всех». Книга публицистики. М.: АПН, 1990. — 624 с.; илл. — ISBN 5-7020-0048-X.

Мемуары

Источник: https://www.sites.google.com/site/evtuscshenko/home/evgenij-evtusenko-biografia

Клуб поэзии. Е. Евтушенко

Е.А. Евтушенко о поэте и поэзии

“Евг.” – “фирменное” сокращение поэта, которому недавно исполнилось 80. Евтушенко – один из крупнейших ныне живущих поэтов мира.

Комментариев нет?

Есть, и множество.

Послушаем друг друга, поговорим о Евтушенко.

Мы начали с невольного сопоставления его с Вознесенским – современником, соперником.

Аналогий много, но одна из них прозвучала неожиданно: они так же значительны оба, также едины во времени и также непохожи как… Мандельштам и Есенин.

Упрощенно говоря, Мандельштам (позднее – Вознесенский) все же больше для интеллигенции, сам более деликатен и строг, а Есенин (сейчас – Евтушенко) – поэт «для народа», погрубее и попронзительнее, что ли…

Много спорного было сказано в этот вечер. Пожалуй, впервые звучало так много парадоксов и даже прямой критики в адрес поэта, и это притом, что все отмечали его огромный талант и даже – гениальность (спорно).

Особенно Евгению Александровичу «досталось» за отношение к женщинам, с которыми, наверное, лирический герой его стихов далеко не всегда деликатен.

Вообще-то Евтушенко более всего подходит слово “самый”, “сам” – самый известный, самый знаменитый, самый разносторонний, сам себя сделавший, самый сам себя любящий… (последнее спорно, конечно).

Еще одно спорное утверждение, что лучшее произведение Е.А. – поэма «Братская ГЭС».

После чтения нескольких отрывков некоторые переменили свое мнение о поэме (в лучшую сторону!)

Среди стихов Евтушенко есть, конечно и проходные , и подражательные.

Он сам – весьма тонко и хитровато – признается не раз: «культуры не хватает…»

Однако есть и те стихи, которые принято называть шедеврами, причем они носят авторскую печать, их ни с кем другим не спутаешь.

То же вступление к «ГЭС»: «Поэт в России больше, чем поэт» и далее.

Чудные и всем памятные «Белые снеги».

«Ты спрашивала шепотом».

«Хотят ли русские войны» и другие…

Он так гениально кричал!

Официальный сайт Е. Евтушенко.

Е. Евтушенко. Стихотворения.

Идут белые снеги…

Идут белые снеги,

как по нитке скользя…

Жить и жить бы на свете,

но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

Идут белые снеги…

И я тоже уйду.

Не печалюсь о смерти

и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,

я не снег, не звезда,

и я больше не буду

никогда, никогда.

И я думаю, грешный,

ну, а кем же я был,

что я в жизни поспешной

больше жизни любил?

А любил я Россию

всею кровью, хребтом –

ее реки в разливе

и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,

дух ее сосняков,

ее Пушкина, Стеньку

и ее стариков.

Если было несладко,

я не шибко тужил.

Пусть я прожил нескладно,

для России я жил.

И надеждою маюсь,

(полный тайных тревог)

что хоть малую малость

я России помог.

Пусть она позабудет,

про меня без труда,

только пусть она будет,

навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,

как во все времена,

как при Пушкине, Стеньке

и как после меня,

Идут снеги большие,

аж до боли светлы,

и мои, и чужие

заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

1965

Ты спрашивала шепотом:

“А что потом?

А что потом?”

Постель была расстелена,

и ты была растеряна…

Но вот идешь по городу,

несешь красиво голову,

надменность рыжей челочки,

и каблучки-иголочки.

В твоих глазах –

насмешливость,

и в них приказ –

не смешивать

тебя с той самой,

бывшею,

любимой

и любившею.

Но это –

дело зряшное.

Ты для меня –

вчерашняя,

с беспомощно забывшейся

той челочкою сбившейся.

И как себя поставишь ты,

и как считать заставишь ты,

что там другая женщина

со мной лежала шепчуще

и спрашивала шепотом:

“А что потом?

А что потом?”

1957-1975

А снег идет, а снег идет…

А снег идёт, а снег идёт,И всё вокруг чего-то ждёт…Под этот снег, под тихий снег,

Хочу сказать при всех:

“Мой самый главный человек,Взгляни со мной на этот снег -Он чист, как то, о чём молчу,

О чём сказать хочу”.

Кто мне любовь мою принёс?Наверно, добрый Дед Мороз.Когда в окно с тобой смотрю,

Я снег благодарю.

А снег идёт, а снег идёт,И всё мерцает и плывёт.За то, что ты в моей судьбе,

Спасибо, снег, тебе.

1965

Источник: https://www.physpoetryclub.com/evtushenko

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики