SAVUZ

Исторические портреты в творчестве Г. Р. Державина

Содержание

Биография Г.Р. Державина

Исторические портреты в творчестве Г. Р. Державина

В. Боровиковский “Г.Р. Державин (фрагмент)

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье

Были гением моим.    (Г.Р. Державин)

Гавриил (Гаврила) Романович Державин (3 июля 1743 г. – 8 июля 1816 г.

) – русский поэт эпохи Просвещения, который в различные годы своей жизни занимал высшие государственные должности:  правитель Олонецкого наместничества (1784—1785 г.г.), губернатор Тамбовской губернии (1786—1788 г.г.

), кабинет-секретарь Екатерины II (1791—1793 г.г.), президент Коммерц-коллегии (с 1794 г.), министр юстиции (1802—1803 г.г.). Член Российской Академии наук с момента её основания.

Родился Гавриил Романович Державин в родовом имении в селе Кармачи под Казанью в 1743 году, там же провёл детство. Он рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать — Фёкла Андреевна (урожденная Козлова). Державин — потомок татарского мурзы Багрима, выселившегося в XV веке из Большой Орды.

В 1757 году Державин поступил в Казанскую гимназию.
Учился хорошо, но закончить гимназию ему не удалось: в феврале 1762 года его вызвали в Петербург и определили в гвардейский Преображенский полк. Службу начал простым солдатом и прослужил десять лет,  а с 1772 года в офицерской должности. В 1773−1774 годах участвует в подавлении восстания Пугачёва.

Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, приведшем на престол Екатерину II. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II.

И. Смирновский “Портрет Г.Р. Державина

Горячий от природы, Державин всегда имел сложности в жизни из-за своей несдержанности, нетерпения и даже из-за усердия к работе, которое не всегда приветствовалось.

Г.Р. Державин в Олонецкой губернии

В 1773 г. по указу Екатерины II создана Олонецкая провинция (состояла из двух уездов и одной округи).

Сложная система местных административных и судебных органов, существовавшая при Петре I, была разрушена после его смерти. К началу 60-х годов XVIII столетия на местах, по существу, сохранились лишь губернаторы и воеводы.

Поэтому с первых лет царствования Екатерине II пришлось не столько реформировать, сколько создавать вновь систему местного управления и суда, пытаясь первоначально отдельными частными указами подправить их недостатки.

До 1775 года она издала около сотни таких законов, правда, в подавляющем большинстве, по частным и малозначительным вопросам . Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева заставила Екатерину действовать более решительно. Еще В.О.

Ключевский отмечал, что местная администрация оказалась не в состоянии ни предупредить восстание, ни противостоять ему .

В 1776 году, в соответствии с «Учреждениями», было образовано Новгородское наместничество, состоящее из двух областей — Новгородской и Олонецкой.

Первым олонецким губернатором стал Г.Р. Державин. В соответствии с законом на губернатора возлагался обширный круг обязанностей: наблюдать за действиями всех остальных должностных лиц и исполнением законов.

Это было очевидным для Державина, он считал, что наведение порядка в местном управлении и суде зависит исключительно от добросовестного отношения к делу и неукоснительного соблюдения законодательства чиновниками.

Об этом красноречиво говорят строки стихотворения самого Г.Р. Державина:

Я знаю, должность в чем моя: Все то, что скаредно, и гнусно, и порочно, И так и сяк ни в ком не потерплю. И буду только тех хвалою прославлять, Кто будет нравами благими удивлять, Себе и обществу окажется полезен —

Будь барин, будь слуга, но будет мне любезен.

В. Боровиковский “Портрет Державина”

Уже через месяц после образования губернии подведомственные учреждения были поставлены в известность о том, что все лица, находящиеся на государственной службе и нарушившие закон, будут наказываться, по мере важности их упущений, лишением места или чина.

При формировании чиновничьего аппарата Г.Р. Державин столкнулся с такой проблемой, как хронический недостаток грамотных чиновников.

Одновременно с созданием наместничества были учреждены и новые губернские судебные органы.

Державин  старался навести порядок в губернии, боролся с коррупцией, но это привело лишь к конфликтам с местной элитой.

Г.Р. Державин — губернатор Тамбовской губернии

В декабре 1785 г. указом Екатерины II он был назначен на должность правителя Тамбовского наместничества, куда  прибыл 4 марта 1786 г.

Прибыв в Тамбов, Державин застал губернию в крайнем расстройстве.

За шесть лет существования губернии сменилось  четыре губернатора, в делах был беспорядок, границы губернии не определены, недоимки достигли громадных размеров, губернский центр утопал в грязи.

Ощущался недостаток образования всего общества, а особенно дворянства, которое, по словам Державина, «…так было грубо и необходительно, что ни одеться, ни войти, ни обращаться, как должно благородному человеку, не умели…»

Для юношества при нем были открыты классы грамматики, арифметики, геометрии, вокальной музыки, танцевальные классы. Гарнизонная школа и духовная семинария давали низкий уровень знаний, поэтому в доме купца Ионы Бородина было открыто народное училище.

В доме губернатора давались театрализованные представления, а вскоре было начато и строительство театра.

В заслугу Державину можно поставить написание топографии губернии и составление плана Тамбова, наведение порядка в делопроизводстве, открытие типографии, принятие мер к улучшению судоходства по реке Цне, выгодные для казны закупки муки для Петербурга. При новом губернаторе улучшилось соблюдение законов, была приведена в порядок тюрьма.

Было положено начало сиротскому дому, богадельне, больнице.  При нём открылись народные училища в Козлове, Лебедяни, Моршанске. В первой губернской типографии начала печататься одна из немногих провинциальных газет — «Губернские ведомости». Деятельность Державина заложила крепкий фундамент для дальнейшего развития Тамбовщины.

Для ревизии дел в губернии приезжали сенаторы Воронцов и Нарышкин. Улучшение было столь очевидно, что в сентябре 1787 г. Державин был награждён орденом Владимира 3-ей степени. Не имевший специальной подготовки, Державин проявил административный дар и доказал, что причиной его бездействия на предыдущем посту олонецкого губернатора было чужое противодействие.

Но прогрессивная деятельность Державина на Тамбовщине вошла в противоречие с интересами местных помещиков и дворян. К тому же генерал-губернатор И.В. Гудович во всех конфликтах становился на сторону своих приближенных. Те, в свою очередь, покрывали местных воров и мошенников.

Попытка Державина наказать помещика Дулова, приказавшего жестоко избить пастушонка за мелкую провинность, не удалась. Но окрепла неприязнь провинциальных помещиков к губернатору, ограничивающему их произвол.

Также тщетными были действия по пресечению воровства купца Матвея Бородина, обманувшего казну при поставке кирпича для строительства, а затем получившего винный откуп на невыгодных для казны условиях. Крайне неудачно для Державина обернулось дело о закупке провианта для армии.

Поток рапортов, жалоб, клеветы на Державина увеличивался, и в январе 1789 г. он был отрешен от должности губернатора. Недолгое губернаторство Державина принесло большую пользу Тамбовщине и оставило заметный след в истории края.

Памятник Г.Р. Державину в Тамбове

В 1789 г. Державин возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности. Всё это время он продолжает заниматься литературным творчеством, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и другие произведения.

  • 1791—1793 — Кабинет-секретарь Екатерины II
  • с 1793 — Сенатор

При императоре Павле I поэта назначили государственным казначеем, но с Павлом он не поладил, так как по сформировавшейся у него привычке при своих докладах часто грубил и ругался.

«Поди назад в Сенат, — однажды накричал на него император, — и сиди у меня там смирно, а не то я тебя проучу!» Пораженный гневом Павла I, Державин лишь вымолвил: «Ждите, будет от этого царя толк».

Александр I, сменивший Павла, тоже не оставил Державина без внимания — назначил его министром юстиции. Но через год освободил: «слишком ревностно служит».

В 1809 г. он окончательно отстранен со всех государственных постов («уволен от всех дел»).

Державин и Пушкин

И. Репин “Державин на экзамене в Царскосельском лицее”

В 1815 г. на экзамене в Царскосельском лицее впервые произошла встреча Державина и Пушкина. Сохранились воспоминания Пушкина об этой встрече: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.

Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу.

Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож.

Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутна хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.

Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»

Творчество Г.Р. Державина

Творчество

До Державина русская поэзия все еще оставалась достаточно условной. Он смело и необыкновенно расширил ее темы — от торжественной оды до самой простой песни. Впервые в российской поэзии появился образ автора, личность самого поэта.

В основе искусства лежит высокая истина, считал Державин, разъяснить которую может только поэт.

Искусство должно подражать природе, только тогда можно приблизиться к истинному постижению мира, к истинному изучению людей, к исправлению их нравов.

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного…

Источник: https://www.rosimperija.info/post/151

Портреты Державина Гавриила

Исторические портреты в творчестве Г. Р. Державина
Искусство и развлечения 7 ноября 2017

Гавриил Романович Державин – величайший поэт, представитель отечественного классицизма, общественный деятель, полностью посвятивший свою жизнь и свое творчество служению родине и императрице. Он стал основоположником торжественной поэзии, ставшей неотъемлемой частью эпохи правления Екатерины II. Неординарная личность, правдолюб и поборник чести, он на века вписал свое имя в историю нашей страны.

Путь от солдата до министра

Будущий поэт появился на свет 14 июля 1743 года в небольшой деревушке Кармачи, что близ Казани. Родители его были мелкопоместными дворянами: мать, Фекла Андреевна Козлова, и отец, которого он потерял в раннем детстве, секунд-майор Роман Николаевич.

Гавриил Романович, проучившись несколько лет в Казанской гимназии, покинул её и поступил рядовым солдатом на службу в Преображенский полк, в составе которого участвовал в свержении Петра III и возведении на престол Екатерины II. Уже в 1772 году Державин стал офицером и принял участие в подавлении пугачёвского восстания.

Променяв военную службу на гражданскую, великий поэт некоторое время находился на службе в Сенате. Но и этот путь оказался тернистым.

Будучи большим поборцем чести и справедливости, Гавриил Романович никогда не ладил со сребролюбивыми и жадными чиновниками, в связи с чем постоянно менял места службы.

В 1782 году Державин написал восторженную оду “Фелица”, посвященную великой императрице Екатерине, за что и был назначен губернатором Олонецким, а затем и Тамбовским.

Выдающийся поэт сумел не угодить и самой императрице, за что был отставлен с должности ее личного кабинет-секретаря. В 1802-1803 годах пребывал в почетной должности министра юстиции, но морального удовлетворения не находил и здесь, поэтому в 60 лет вышел в отставку.

Творчество во имя Отчизны

Находясь на службе у государыни, Державин не оставлял поэзии. Она была его миром, его неотъемлемой частью. Печататься великий поэт стал с 1773 года. Верный идеям просвещенной монархии, Державин пытался быть последователем Ломоносова и Сумарокова.

С 1779 года Гавриил Романович стал придерживаться собственного стиля в творчестве – философской лирики. Так были созданы оды “На смерть князя Мещерского”, “Бог”, “Водопад” и др. Гавриил Романович был многогранным поэтом.

Перед самой своей смертью, в 1816 году, он начал творить в жанре драматургии и создал несколько трагедий: “Добрыня”, “Ирод и Мариамна”, “Пожарский” и др.

Находясь у истоков литературного кружка “Беседа любителей русского слова”, Державин благоволил Жуковскому, а также одним из первых увидел талант юного Пушкина. В 1816 году поэт скончался в имении Званка Новгородской губернии.

Образ Державина в портретах

Несомненно, восприятие исторической личности неразрывно связано с ее портретами, дошедшими до нас из глубины времен. Гавриил Державин не стал исключением. При его жизни было написано несколько замечательных портретов, благодаря которым мы можем получить цельное представление об этом выдающемся человеке.

Кисти художника В. Л. Боровиковского принадлежат два портрета Гавриила Державина, относящиеся к 1795 и 1811 годам. На них поэт изображен в различные периоды своей жизни.

Также увековечили образ поэта в своих полотнах художники А. А. Васильевский и Н. Тончи.

История и судьба этих портретов различна, но едино одно: с полотен на нас смотрит человек с живыми, умными глазами, человек гениального ума и редкого достоинства.

Державин в портретах В. Л. Боровиковского

Боровиковский – знаменитый портретист 18-го века, академик живописи, благодаря которому мы сегодня знаем, как выглядели выдающиеся личности того времени. Его кисти принадлежат портреты Павла I, Екатерины II, князя Куракина и многих других. Он также создал два широко известных портрета Гавриила Романовича Державина.

На портрете, относящемся 1795 году, поэт и общественный деятель предстает перед нами в своем парадном облачении с высокими наградами. Глядя на него, мы понимаем, что это человек энергичный, трудолюбивый и необыкновенно проницательный.

Державин смотрит гордо, но в то же время добродушно, с некоторой полуулыбкой. Создается впечатление, что художник застал Державина за работой: поэт восседает на фоне богатого книжного шкафа, прикрытого занавесью, а рука его возложена на документы и рукописи.

Созерцать это полотно можно в Государственной Третьяковской галерее.

На другом портрете Державина 1811 года мы видим уже несколько пожилого человека, в мудрых глазах которого все так же горит огонь жизни и жажда деятельности. Поэт здесь также в парадном облачении, но наград на нем уже гораздо больше, что говорит о высоких достижениях за годы жизни. Портрет написан не в интерьере, а в более серьезном ключе, на темном фоне, что нехарактерно для художника.

Благородная старость

Портрет Державина Васильевского относится к 1815 году. На нем поэт изображен за год до смерти. Васильевский видит его пожилым, умудренным опытом человеком, занимавшим когда-то высокий чин и бывшим на хорошем счету при дворе. Несмотря на преклонный возраст, в его глазах видны все та же живость и пытливый ум.

Гавриил Романович предстает перед нами в домашнем облачении, с ночным колпаком на голове. Создается ощущение, что он, готовясь ко сну, еще не успел затушить свечу в руках, и она освещает своим спокойным светом лицо в благородных морщинках и темную комнату.

Иркутский Державин

Интересна предыстория создания портретов Державина работы итальянца Н. Тончи. Дело в том, что иркутский купец и большой поклонник творчества поэта Сибиряков отправил в дар своему кумиру богатую шапку и шубу из соболя. Именно в этом облачении поэт и предстает на двух одинаковых портретах огромных размеров, созданных итальянцем. Державин изображен восседающим на снегу у подножия скалы.

Один из портретов нашел свое место в столовой петербургского дома великого поэта. На нем автор оставил подпись на латыни, гласящую: “Правосудие – в скале, пророческий дух – в румяном восходе, а сердце и честность – в белизне снега”.

Второе полотно досталось Сибирякову, к великой его радости и гордости. Портрет Г. Р. Державина был помещен в специальную державинскую гостиную.

После разорения купца картина долгое время хранилась на складе, подвергаясь сырости и холоду.

Вторую жизнь ей подарил ссыльный художник Вронский, который не только искусно устранил повреждения портрета, но и стал соавтором великого Тончи, написав на заднем плане вид старого Иркутска.

На этом мытарства полотна не закончились. В 1917 году, во время боя красногвардейцев с юнкерами, оно было сильно повреждено пулями и, казалось, уже не подлежит восстановлению. Но в 1948-1952 гг.

великими стараниями реставраторов это произведение искусства снова обрело новую жизнь.

Портрет, принадлежащий некогда самому поэту, хранится сегодня в Третьяковской галерее, второй его вариант можно увидеть в картинной галерее города Иркутска.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/257381/

Творчество Державина Г.Р. (конспект лекции)

Исторические портреты в творчестве Г. Р. Державина

1. Характеристика творчества Державина

2. Черты реализма в творчестве Державина

3. Изображение личности в творчестве Державина

4. Произведения Державина

1. Характеристика творчества Державина

Творчество Гаврилы Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII в. — начала XIX в.

, так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления реализма.

Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII в. Державин сделал для развития русской литературы следующее:

✓      первым усвоил тенденции литературного направления романтизма, которое активно развивалось в то время в Европе, и постепенно подготовил развитие этого направления в русской литературе;

✓      ярко выразил тенденции развития европейской и русской культуры своего времени;

✓      ввел в русскую поэзию элементы романтизма, фольклора;

✓      разрушил тенденции классицизма в русской поэзии и литературе в целом, создав почву для развития романтизма, а затем и реализма.

Поэзия Державина имеет следующую идейную характеристику:

✓      принятие самодержавия и действующей власти, но при этом критика недостойных правителей;

✓      культ служения русскому обществу, и в этом заключается задача поэта;

✓      создание и проповедование высокого гражданского идеала вельможи и даже царя как слуги общества, принесшего себя в жертву ради блага общества, и этот идеал является критерием оценки реальных людей и их деятельности на благо государства и общества;

✓      гражданственность поэзии Державина, что дало начало гражданской поэзии Рылеева, Пушкина;

✓      черты патриотизма в поэзии и воспевания величия Отечества, составляющие одну из главных особенностей творчества Державина;

✓      проповедование идеи спокойной, приятной, радостной жизни, что не идет у Державина в разрез с его высокими гражданскими идеалами и патриотизмом.

2. Черты реализма в творчестве Державина

Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:

✓      постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;

✓      воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;

✓      изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;

✓      открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;

✓      игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:

•        название любого стихотворного произведения Державина одой;

•        использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;

•        сочетание в одном стихотворении разных размеров;

•        использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда – использование вольного стиха;

✓      новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:

•        разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;

•        стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;

•        использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:

–        выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;

–        связь речи с фольклором;

–        отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;

•        использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в “высоких” жанрах, например в оде.

3. Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

✓      способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его “безликим” героем, не имеющим своей индивидуальности;

✓      подготовила “рождение человека” в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

✓      открытие национального определения человеческой личности, т. е.

рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

•        образах русской природы;

•        картинах русского быта;

•        описании идеала человека;

•        демократизме идеального героя;

•        особенностях поэтической речи;

✓      изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

✓      создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

✓      неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

✓      создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

4. Произведения Державина

Перу Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения:

✓      первые литературные опыты:

•        прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно;

•        сборник од “Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае”, в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения;

✓      первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся:

•        ода “Ключ”, в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь;

•        ода “На рождение порфирородного отрока”;

•        ода “На смерть кн. Мещерского”, в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души;

✓      ода “Бог” (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов;

✓      похвальная ода “К Фелице” (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности:

•        похвала императрице;

•        живая речь и простое подлинное лирическое изложение;

•        насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных;

•        изображение действительности во всем ее многообразии;

•        переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт;

✓      множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той “высокой” напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых:

•        “Ода на взятие Измаила” (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина;

•        ода “Вельможа” (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов;

•        ода “Водопад” (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора;

✓      “Евгения. Жизнь Званская”, явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/derzhavin_g_r/tvorchestvo_derzhavina_g_r_konspekt_lekcii/117-1-0-2229

ЖЗЛ: Гавриил Романович Державин — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

Исторические портреты в творчестве Г. Р. Державина

Читать около 8 мин

Гавриил Романович Державин родился в семье мелкопоместных дворян в родовом имении Сокуры под Казанью 14 июля 1743 года, где провел детство. Мать — Фекла Андреевна (урождённая Козлова). Отца, секунд-майора Романа Николаевича, Гаврила Романович лишился в раннем возрасте.

С 1762 года служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку, в составе полка принимал участие в государственном перевороте 28 июня 1762 года, в результате которого вступила на престол Екатерина II.

С 1772 года служил в полку в офицерской должности, в 1773—1775 годах в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва. Первые стихи Державина увидели свет в 1773 году.

В 1777 году, по выходу в отставку, началась гражданская служба статского советника Г. Р. Державина в Правительствующем Сенате.

В начале 1778 года Гавриил Романович женился на 16-летней Екатерине Яковлевне Бастидон, дочери бывшего камердинера Петра III португальца Бастидона.

C. Тончи. Портрет Г. Р. Державина, 1801

Широкая литературная известность пришла к Г. Державину в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II.

С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.

В мае 1784 года был назначен первым гражданским губернатором только что образованной Олонецкой губернии. Прибыв в Петрозаводск, организовал формирование губернских административных, финансовых и судебных учреждений, ввёл в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение — городскую больницу.

Результатом выездных инспекций по уездам губернии стала его «Подённая записка, учинённая во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным», в которой Г. Р. Державин показал взаимообусловленность природных и экономических факторов, отметил элементы материальной и духовной культуры края.

Позднее образы Карелии вошли в его творчество: стихотворения «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад».

В 1786—1788 годах служит Тамбовским губернатором.

В 1791—1793 годах — кабинет-секретарь Екатерины II.

В. Л. Боровиковский Портрет Дарьи Алексеевны Державиной, 1813 год

В 1793 году назначен сенатором с производством в тайные советники.

В 1794 году на 34-м году жизни скоропостижно скончалась супруга Гавриила Романовича — Екатерина Яковлевна. Через полгода Г. Р. Державин женился на Дарье Алексеевне Дьяковой.

С 1795 года — президент Коммерц-коллегии.

В 1802—1803 годах — министр юстиции Российской империи.

Портрет Г. Р. Державина

Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

Гавриил Романович дружил с князем С. Ф. Голицыным и посещал усадьбу Голицыных в Зубриловке. В известном стихотворении «Осень во время осады Очакова» (1788) Державин призывал друга побыстрей взять турецкую крепость и вернуться к семье:

И ты спеши скорей, Голицын!Принесть в твой дом с оливой лавр.‎Твоя супруга златовласа,Пленира сердцем и лицом,Давно желанного ждет гласа,Когда ты к ней приедешь в дом;Когда с горячностью обнимешьТы семерых твоих сынов,На матерь нежны взоры вскинешь

И в радости не сыщешь слов.

Ортолани Дамон Гио Баттиста — портрет С. Ф. Голицына

7 октября 1803 года был уволен в отставку и освобождён от всех государственных постов («уволен от всех дел»).

В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью.

«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Экзамен в Императорском лицее на картине И. Е. Репина

Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении Званка.

Боровиковский В.Л. — портрет Гаврила Романовича Державина (1 января 1811 г.)

Прочитав следующее стихотворение, каждый, кто управляет теми или иными процессами, может задуматься насколько его деятельность в ладу с окружающим мирозданием, если, конечно, мера понимания достаточна для этого. 

Не украшение одеждМоя днесь муза прославляет,Которое, в очах невежд,Шутов в вельможи наряжает;Не пышности я песнь пою;Не истуканы за кристаллом*,В кивотах* блещущи металлом,

Услышат похвалу мою.

Хочу достоинствы я чтить,Которые собою самиУмели титлы заслужитьПохвальными себе делами;Кого ни знатный род, ни сан,Ни счастие не украшали;Но кои доблестью снискали

Себе почтенье от граждан.

Кумир, поставленный в позор*,Несмысленную чернь прельщает;Но коль художников в нем взорПрямых красот не ощущает,—Се образ ложныя молвы,Се глыба грязи позлащенной!И вы, без благости душевной,

Не все ль, вельможи, таковы?

Не перлы перские* на васИ не бразильски звезды ясны*,-Для возлюбивших правду глазЛишь добродетели прекрасны,Они суть смертных похвала.Калигула! твой конь в СенатеНе мог сиять, сияя в злате:

Сияют добрые дела.

Осел останется ослом,Хотя осыпь его звездами*;Где должно действовать умом,Он только хлопает ушами.О! тщетно счастия рука,Против естественного чина,Безумца рядит в господина

Или в шумиху дурака,

Каких ни вымышляй пружин,Чтоб мужу бую* умудриться,Не можно век носить личин*,И истина должна открыться.Когда не сверг в боях, в судах,В советах царских — сопостатов,Всяк думает, что я Чупятов*

В мароккских лентах и звездах.

Оставя скипетр, трон, чертог,Быв странником, в пыли и в поте,Великий Петр, как некий бог,Блистал величеством в работе:Почтен и в рубище герой!Екатерина в низкой долеИ не на царском бы престоле

Была великою женой.

И впрямь, коль самолюбья лестьНе обуяла б ум надменный,—

Что наше благородство, честь,

Как не изящности душевны?Я князь — коль мой сияет дух;Владелец — коль страстьми владею;Болярин — коль за всех болею,

Царю, закону, церкви друг.

Вельможу должны составлятьУм здравый, сердце просвещенно;Собой пример он должен дать,Что звание его священно,Что он орудье власти есть,Подпора царственного зданья;Вся мысль его, слова, деянья

Должны быть — польза, слава, честь.

А ты, второй Сарданапал!*К чему стремишь всех мыслей беги?На то ль, чтоб век твой протекалСредь игр, средь праздности и неги?Чтоб пурпур, злато всюду взорВ твоих чертогах восхищали,Картины в зеркалах дышали,

Мусия*, мрамор и фарфор?

На то ль тебе пространный свет,Простерши раболепны длани,На прихотливый твой обедВкуснейших яств приносит дани,Токай* — густое льет вино,Левант* — с звездами кофе жирный,Чтоб не хотел за труд всемирный

Мгновенье бросить ты одно?

Там воды в просеках текутИ, с шумом вверх стремясь, сверкают;Там розы средь зимы цветутИ в рощах нимфы воспеваютНа то ль, чтобы на всё взиралТы оком мрачным, равнодушным,Средь радостей казался скучным

И в пресыщении зевал?

Орел, по высоте паря,Уж солнце зрит в лучах полдневных,—Но твой чертог едва заряРумянит сквозь завес червленных*;Едва по зыблющим грудямС тобой лежащия ЦирцеиБлистают розы и лилеи,

Ты с ней покойно спишь,— а там?

А там израненный герой,Как лунь во бранях поседевший,Начальник прежде бывший твой,—В переднюю к тебе пришедшийПринять по службе твой приказ,—Меж челядью твоей златою,Поникнув лавровой главою,

Сидит и ждет тебя уж час!

А там — вдова стоит в сеняхИ горьки слезы проливает,С грудным младенцем на руках,Покрова твоего желает.За выгоды твои, за честьОна лишилася супруга;В тебе его знав прежде друга,

Пришла мольбу свою принесть.

А там — на лестничный восходПрибрел на костылях согбенныйБесстрашный, старый воин тот,Тремя медальми украшенный,Которого в бою рукаИзбавила тебя от смерти:Он хочет руку ту простерти

Для хлеба от тебя куска.

А там,— где жирный пес лежит,Гордится вратник галунами,—Заимодавцев полк стоит,К тебе пришедших за долгами.Проснися, сибарит! Ты спишьИль только в сладкой неге дремлешь,Несчастных голосу не внемлешь

И в развращенном сердце мнишь:

«Мне миг покоя моегоПриятней, чем в исторьи веки;Жить для себя лишь одного,Лишь радостей уметь пить реки,Лишь ветром плыть, гнесть чернь ярмом;Стыд, совесть — слабых душ тревога!Нет добродетели! нет бога!» —

Злодей, увы!— И грянул гром.

Блажен народ, который полнБлагочестивой веры к богу,Хранит царев всегда закон,Чтит нравы, добродетель строгуНаследным перлом жен, детей,В единодушии — блаженство,Во правосудии — равенство,

Свободу — во узде страстей!

Блажен народ!— где царь главой,Вельможи — здравы члены тела,Прилежно долг все правят свой,Чужого не касаясь дела;Глава не ждет от ног умаИ сил у рук не отнимает,Ей взор и ухо предлагает,—

Повелевает же сама.

Сим твердым узлом естестваКоль царство лишь живет счастливым,—Вельможи!— славы, торжестваИных вам нет, как быть правдивым;Как блюсть народ, царя любить,О благе общем их стараться;Змеей пред троном не сгибаться,

Стоять — и правду говорить.

О росский бодрственный народ,Отечески хранящий нравы!Когда расслаб весь смертных род,Какой ты не причастен славы?Каких в тебе вельможей нет?—Тот храбрым был средь бранных звуков;Здесь дал бесстрашный Долгоруков*

Монарху грозному ответ.

И в наши вижу временаТого я славного Камилла*,Которого труды, войнаИ старость дух не утомила.От грома звучных он победСошел в шалаш свой равнодушно,И от сохи опять послушно

Он в поле Марсовом живет.

Тебе, герой! желаний муж!Не роскошью вельможа славный;Кумир сердец, пленитель душ,Вождь, лавром, маслиной венчанный!Я праведну здесь песнь воспел.Ты ею славься, утешайся,Борись вновь с бурями, мужайся,

Как юный возносись орел.

Пари — и с высоты твоейПо мракам смутного эфираГромовой пролети струейИ, опочив на лоне мира,Возвесели еще царя.—Простри твой поздный блеск в народе,Как отдает свой долг природе

Румяна вечера заря.

З а  к р и с т а л л о м — за стеклом.К и в о т ы — киоты, подставки, рамы для портретов или икон.К у м и р  в  п о з о р е — статуя, выставленная на обозрение.П е р л ы  п е р с к и е — персидский жемчуг.Б р а з и л ь с к и  з в е з д ы — бриллианты из Бразилии.

З в е з д а м и — наградами.Б у й — буйный, безумный.Л и ч и н а — маска.Ч у п я т о в — Во времена Державина это был известный купец, душевнобольной. Поэт хочет сказать, что рядиться без заслуг в ордена может только сумасшедший.

С а р д а н а п а л — легендарный царь Ассирии; здесь: человек богатый и развратный.М у с и я — мозаика.Т о к а й — местность в Венгрии.Л е в а н т — Ливан, вообще Восток.Ч е р в л ё н н ы й — красный.

Д о л г о р у к о в — сенатор петровского времени; публично разорвал подписанную Петром I, бумагу сената, противоречившую закону.

К а м и л л — римский полководец V — IV веков до н. э.

Источник: https://inance.ru/2014/07/derzavin/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики