SAVUZ

Дон Жуан, или Каменный гость характеристика образа Дон Жуана

«Дон Жуан»: анализ произведения Мольера, постановки

Дон Жуан, или Каменный гость характеристика образа Дон Жуана

«Дон Жуан, или Каменный гость» — комедия Ж-Б. Мольера. Пьеса увидела свет рампы в парижском театре «Пале-Рояль» 15 февраля 1665 года. Дон Жуана сыграл премьер труппы Мольера Лагранж, а Сганареля — сам автор.

Текст «Дон Жуана» был опубликован лишь после смерти Мольера в собрании сочинений, подготовленном Лагранжем и Вино в 1682 г. С 1677 г. до средины XIX в.

зрители знакомились с творением великого комедиографа по его стихотворному переложению, сделанному Тома Корнелем, братом знаменитого Пьера Корнеля, автора «Сида».

Источники мольеровского сюжета многочисленны. Истории о грешниках, понесших диковинную кару от изваяний, встречаются в античных и средневековых легендах, многократно запечатлены в искусстве.

Самым знаменитым среди версий истории о Дон Жуане (доне Хуане) и ожившей статуе, явившейся отомстить обидчику, стала драма Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость» (1619 г.

) Кроме этой пьесы известны итальянские (Джилиберти, Чиконьини) и французские предшественники (Даримон, де Вилье) мольеровского шедевра.

«Дон Жуан»: анализ произведения

Пьеса Ж.-Б. Мольера, относимая исследователями к группе так называемых «высоких комедий» — одна из наиболее значимых реплик драматурга в споре, который ведет «великий век» об основах человеческого бытия.

В мольеровской версии истории севильского обольстителя два героя — две противостоящих друг другу жизненных позиции: господин и слуга, высокомерный, обуянный гордыней Дон Жуан и богобоязненный Сганарель.

Первый отмечен печатью зла, он преступает законы и запреты; второй — носитель идеи добра, основанного на «союзе первичного религиозного запрета, сакрального и разумного» (Ж. Батай). Мольеровская страсть к провокации и перевертышам достигает в «Дон Жуане» предела: его злодей блестящ, обаятелен, бесстрашен, а добропорядочный герой трусоват и зависим.

Парадоксальная взаимообусловленность божественной творческой свободы и циничного неверия — это Дон Жуан. Единство здравого смысла, законопослушности и ограниченности — это Сганарель. Дон Жуан пленителен и опасен, он монстр, приносящий в мир призрак любви, дьявольский соблазнитель.

Его слуга чужд фантазмов, но знает, что кара небесная когда-нибудь непременно настигнет того, кто «не верит ни в небо, ни в святых, ни в бога, ни в черта».

У столь разных героев — разная участь: вкусив божественного опьянения жизнью, Дон Жуан гибнет от пожатия каменной длани, удостоверившись в присутствии в мире тех сил, существование которых он на словах яростно отрицал, но в напряженном ощущении которых прожил отведенный ему срок. Сганарель же остается на земле невредимым и после вторжения сверхъестественного, к его тусклому бытию безразличны силы мрака и света. Его единственная потеря — деньги (после мистической катастрофы, унесшей гордеца-господина, слуга трижды, подобно магу, вызывающему духа, восклицает: «Мое жалованье, мое жалованье, мое жалованье!»).

«Дон Жуан» — одна из тех пьес Мольера, чья барочная природа наиболее очевидна. Многочисленные нарушения нормативов классицистической поэтики, жанровая чересполосица красноречиво свидетельствуют о принадлежности знаменитого шедевра к стилю барокко. Барочен образ мира, явленный в драматическом диалоге земного и потустороннего.

Статуя командора, персонифицирующая эти силы — персонаж достаточно двусмысленный, что также характерно для барочного зрения, не всегда отличающего Бога от дьявола. «Кто послан небом, тому свет не нужен», — провозглашает каменный посланец в ответ на предложение Дон Жуана осветить ему дорогу.

Любой читатель или зритель, хоть сколько-нибудь знакомый с христианской концепцией света («Бог есть Свет»), обязан насторожиться. Да и время прибытия необычного гостя может вселить сомнение в его небесной миссии. Финальному ночному появлению статуи предшествуют призраки (женщины под вуалью и времени с косою в руке — персонажи явно инфернальные).

Таким образом, карающие силы в комедии обнаруживают свой темный источник.

Мольеровский Дон Жуан принадлежит своему времени и вина героя не может быть истолкована без учета культурного контекста эпохи, одним из постоянных мотивов которой являлась барочная концепция «мира-тайны». Мольеровский герой верит только в чары страсти. Обуреваемый природной стихией, Дон Жуан не ощущает ее принадлежности к тайне, к иерархии сакральных ценностей.

Он виновен, ибо погрешил против таинственности бытия, существенной частью которого предстает чудо любви.

Мольер выстроил для своего протагониста поразительно обыденный мир: здесь снуют кредиторы, папаша распекает беспутного сына, легковерные простушки восторженно внимают небрежному вранью нарядного господина, а трусоватый слуга упивается собственной моральной проповедью.

Прозаическая (в отличие от «Тартюфа» и «Мизантропа») пьеса как бы предлагает зрителю стать на сторону Дон Жуана, не усматривающего в реальности признаков присутствия инобытия. Драматург провоцирует читателя и зрителя принять позицию протагониста, чтобы затем явить неопровержимые доказательства наличия сверхъестественного в будничном человеческом существовании.

Оживший истукан, мертвая материя, пробужденная к жизни чародейством или небрежным озорством — традиционная для литературы ситуация вторжения демонических сил в земное бытие (в этом ряду стоят образы Голема, Франкенштейна, Гомункулуса).

В комедии Мольера этот мотив получает новое звучание. Игра протагониста с мертвым командором — апогей той игры, которую Дон Жуан ведет на земле и готов вести в мирах иных. Игра — его философия, средство достижения целей.

Ад, предназначенный Дон Жуану, по Мольеру, уготован всякому, кто кичась своей игрой, возомнит себя равным Творцу.

Автор «Дон Жуана», всю жизнь размышлявший о природе актерского творчества, создал пьесу, герой которой может быть интерпретирован как образ актера, стремящегося вовлечь в игру живое и мертвое, пересоздать созданное, уподобившись магу.

Философский пласт мольеровского творения прекрасно сосуществует с шутовством. Так, процедура низвержения в ад нечестивого грешника может показаться забавным театральным аттракционом.

«Ряженный» командор (в одежде римского императора), возможно, воспринимался современниками Мольера как представитель мира театра, от имени которого карается севильский соблазнитель.

А сама сцена примерного наказания блудодея с ее шумовыми (гром) и световыми (яркие молнии, языки пламени) эффектами — бурлескным эпизодом, не скрывавшим своей машинерии и шутейного смысла.

Постановки

Наиболее значительные постановки пьесы на родине автора: театр «Атеней» (1947 г., с Л. Жувье в заглавной роли), «Комеди Франсез» (1952 г., Дон Жуан — Дебюкур), «TNP» (1953 г., режиссер и исполнитель главной роли — Ж. Вилар).

В России комедию впервые сыграли в 1795 г. (на французском языке). В 1816 «Дон Жуан» обрел русскую речь. Крупнейшим сценическим событием признана постановка комедии Мольера, осуществленная В.Э. Мейерхольдом в 1910 г. на сцене Александринского театра. Среди других примечательных постановок — спектакль А.В. Эфроса(1973 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/don_zhuan_analiz_proizvedenija_molera_postanovki/62-1-0-1275

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Дон Жуан, или Каменный гость характеристика образа Дон Жуана

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

РЕФЕРАТ

Специфика интерпретации образа Дон Жуана у Мольера

Выполнила:

Пантелеева Е.В.,

218 гр. д/о

Преподаватель:

Ванникова Н.И.

Москва, 2005

В «Дон Жуане» Мольер достиг высшей

ступени реализма и объективности,

на которую он был способен.

Образ Дон Жуана в мировой литературе

В мировой литературе существуют устойчивые образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которые писатели разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают в произведениях. Один из них – Дон Жуан.

Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или, в Италии, Дон Джованни, но в любом случае это имя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителем моральных и религиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец.

Прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого (1350-1369), пользовавшийся его покровительством, дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на всю Севилью.

На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери, но в скором времени исчез при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи-францисканцы, которые затем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора.

Первый литературный Дон Жуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимом Тирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость» (опубликована в Барселоне в 1630 году).

Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в 1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Затем в 1736 году в Италии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, или Распутник».

В романтическую эпоху на рубеже XVIII-XIX веков Дон Жуан становится популярнейшим героем во всем мире. Именно тогда были созданы такие известные произведения, как новелла Э.Т.А. Гофмана «Дон Жуан» (1812), поэма Дж. Байрона «Дон Жуан» (1817-1824), трагедия А.С.

Пушкина «Каменный гость» (1830), новеллы О. Бальзака «Эликсир долголетия» (1830) и П. Мериме «Души чистилища» (1834).

В XX веке интерес к нему не спадает: пьесы Дж. Б. Шоу «Человек и сверхчеловек: философская комедия» (1903), А. Блока «Шаги командора» (1910-1912), Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» (1912), Б. Брехта «Дон Жуан» (1954), Ж.

Ануя «Орнифль» (1955), швейцарского писателя Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», роман испанца Г.Торренте Бальестра «Дон Хуан», стихи А. Блока, М. Цветаевой и многих других.

Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем.

«Дон Жуан — единственный во всей истории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театром порожденный. Он — дитя сцены, человек играющий», – писал о нем известный литературовед В.Ю. Силюнас[2].

Образ Дон Жуана вдохновил Моцарта на создание его шедевра — оперы «Дон Джованни» (1787), Даргомыжского на оперу «Каменный гость» (1872), Рихарда Штрауса на симфоническую поэму «Дон Жуан». Знаменитый соблазнитель нашел свое место и на киноэкране, наиболее известные фильмы, созданные на основе легендарного сюжета – «Казанова» Феллини, «Вальмон» Формана, «Опасные связи» Стивена Фриарса.

И до сих пор, наряду с Фаустом, Гамлетом, Дон Кихотом, Дон Жуан остается одним из самых известных героев мировой литературы, вызывая горячие споры, философские рассуждения, и, конечно, новые стихи и прозу, заново создающие образ соблазнительного беспринципного красавца.

Специфика интерпретации образа Дон Жуана у Мольера

Комедия «Дон Жуан, или каменный гость» была написана и поставлена Мольером (кстати, сам он выступил в ней в роли Сганареля) в 1665 году, очень быстро, в первую очередь для того, чтобы поправить дела своего театра после запрещения постановки «Тартюфа».

Часто говорят, что из-за спешки в комедии много несогласованностей и недоработок. Возможно, некоторые технические недостатки действительно существуют, но никак нельзя отнести это к образу главного героя.

Непростой и весьма противоречивый образ Дон Жуана обладает законченностью и внутренней логикой.

Мольер сохранил в своем герое многие традиционные черты. Его Дон Жуан – развратник, стремящийся овладеть каждой красивой женщиной, которую встречает на своем пути. Он обладает красотой и изящными манерами, но при этом лишен каких бы то ни было моральных принципов.

Но вместе с тем герой Мольера обладает и многими совершенно особенными чертами, выделяющими его из многовековой вереницы Дон Жуанов.

Отрицательные черты героя

Дон Жуан – несомненно, отрицательный герой. Таким он представал всегда, таким в первую очередь сделал его и Мольер.

Практически в самом начале пьесы Сганарель отзывается о своем хозяине следующим образом: «…мой господин Дон Жуан – величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в бога, ни в черта, который живет, как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы»[3] (I, 1). Действительно, все последующие действия главного героя только подтверждают такую характеристику. Он полностью лишен каких-то внутренних моральных принципов. Дон Жуану ничего не стоило соблазнить и похитить из монастыря донью Эльвиру, обвенчаться с ней, а затем почти сразу же бросить. Он совершенно не скрывает причин, побудивших его на такой поступок: женщина надоела ему, как надоедали и сотни других. «У меня есть глаза для того, чтобы оценить прелести всех женщин, и каждой из них я приношу дань, налагаемую на нас природой», – признается он Сганарелю (I, 2). Совесть не пробуждается в Дон Жуане даже после того, как Эльвира, смирив в себе страсть и решив вернуться в монастырь, приходит к нему и молит лишь об одном – раскаяться и спасти свою душу, положить конец беспутной жизни. «А знаешь ли, я опять что-то почувствовал к ней, в этом необычном ее виде я нашел особую прелесть: небрежность в уборе, томный взгляд, слезы – все это пробудило во мне остатки угасшего огня», – вот все, что может сказать Дон Жуан после ее искренних слов, вызвавших слезы у Сганареля. (IV, 9)

Дон Жуан лишен и чувства благодарности: крестьянину, спасшему его жизнь, он платит тем, что пытается увести у него невесту. Нет в главном герое и уважения к старшим, в первую очередь, к собственному отцу.

Когда Дон Луис пытается вразумить сына, напоминая о его благородном происхождении, о дворянской чести, Дон Жуан не слушает его, а вслед бросает «Ах, да умирайте вы поскорее – это лучшее, что вы можете сделать!» (IV, 7).

Впрочем, как только он попадает в сложное положение, резко меняется его манера разговаривать с отцом: Дон Жуан изображает раскаяние и сыновью почтительность (V, 1).

Отношение к религии

Отдельно стоит сказать об отношении Дон Жуана к религии.

С одной стороны, в безбожии героя можно увидеть лишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за свою беспутную жизнь и презрение к божественным заветам.

Но у Мольера делается гораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызвала резкий протест со стороны церкви (комедия прошла 15 раз и была запрещена, а издана уже после смерти драматурга).

На первый взгляд может показаться, что Мольер обличает безбожие Дон Жуана, в первую очередь – устами Сганареля. Этому же способствует эпизод с нищим (III, 2), который отказывается богохульствовать за деньги. Да и в конце, как и положено, Дон Жуана поражает молния.

Но в то же время существует точка зрения, что Мольер не отрицает, а, напротив, косвенным образом реабилитирует атеизм, делая в этом плане главного героя проводником своих собственных взглядов. Не случайно, антагонист Дон Жуана Сганарель – наивен и глуп. Он защищает религию, но не может привести более весомых аргументов, чем «не мог же мир, как гриб, вырасти сам в одну ночь».

Дон Жуан же весьма последовательно защищает свою позицию, согласно которой он верит лишь в то, что «дважды два – четыре». «Для Дон Жуана отрицание бога — не дерзкий вызов небу, брошенный легкомысленным жуиром, – писал известный литературовед Г. Бояджиев, – а окончательный вывод давнишней и трезвой мысли философа.

Такое понимание образа мольеровского Дон Жуана удивительно точно и глубоко»[4].

А.А. Смирнов обращает также внимание на то, что традиционный финал с гибелью Дон Жуана сокращен «до комически крошечных размеров», а заключительный возглас Сганареля: «Мое жалованье!..» – окончательно снижает его до бутафории[5].

Впрочем, антирелигиозный элемент в пьесе вовсе не значит, что нужно отождествлять безбожника Дон Жуана с автором. Ведь «доктрина может быть хорошей, а применение ее – плохим»[6]. Возможно, образ Дон Жуана – своеобразный ответ нападкам на «Тартюфа», где истинный подлец лицемерно прикрывается маской святоши.

Положительные черты

Вопрос религии в пьесе неоднозначен, но настолько же неоднозначен и образ самого Дон Жуана. Помимо уже перечисленных отрицательных черт, он не лишен и вполне положительных качеств.

Он красив, умен, галантен, храбр, способен на благородные поступки. Так, очень показателен эпизод со спасением Дона Карлоса (III, 4).

«Но что я вижу! На одного напали трое! Силы слишком неравные, я такой низости не потерплю», – восклицает Дон Жуан и бросается на помощь совершенно незнакомому человеку, не задумываясь рискует собственной жизнью.

Также немалую храбрость Дон Жуан демонстрирует в эпизодах со статуей и в момент своей гибели, ни разу не проявляя страха перед Командором.

Источник: https://mirznanii.com/a/136323/obraz-don-zhuana-u-molera

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики