SAVUZ

Космические мотивы в образе Татьяны Лариной

Содержание

Характеристика Татьяны Лариной. Образ Татьяны Лариной

Космические мотивы в образе Татьяны Лариной

В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин», естественно, основным дамским образом является Татьяна Ларина. История любви этой девицы воспета потом и драматургами, и композиторами. В нашей статье черта Татьяны Лариной построена исходя из убеждений ее оценки создателем и в сопоставлении с сестрой Ольгой.

Оба этих персонажа в произведении показаны полностью обратными натурами. Естественно, нельзя забывать и про любовную линию романа. В отношении к Онегину героиня тоже указывает нам определенные стороны собственного нрава. Все эти нюансы мы разберем дальше, чтоб черта Татьяны Лариной была более полной.

Для начала давайте познакомимся с ее сестрой и ею самой.

Татьяна и Ольга Ларины: непохожие сестры

Про главную героиню романа можно гласить очень длительно и сильно много. А вот образ ее сестры – Ольги Лариной – Пушкин показал достаточно лаконически. Ее плюсами поэт считает скромность, повиновение, простодушие и веселость.

Такие же черты нрава создатель лицезрел фактически в каждой деревенской даме, потому дает осознать читателю, что ему скучновато обрисовывать ее. Ольга обладает очевидными чертами нрава деревенской девицы. А вот образ Татьяны Лариной создатель представляет уже более таинственным и сложным.

Если же гласить об Ольге, то главной ценностью для нее является радостная беспечная жизнь. В ней, естественно, находится любовь Ленского, но она не осознает его эмоций. Тут Пушкин пробует показать ее самолюбие, которое отсутствует, если рассматривать нрав Татьяны Лариной.

Ольге, этой простодушной девице, незнакома непростая духовная работа, потому и к погибели жениха она отнеслась легкомысленно, стремительно заменив его «любовной лестью» другого мужчины.

Сравнительный анализ вида Татьяны Лариной

На фоне деревенской простоты сестры Татьяна представляется нам и создателю совершенной дамой. Пушкин и заявляет об этом довольно прямо, называя героиню собственного произведения «милым эталоном». Короткая черта Татьяны Лариной тут неуместна.

Это многогранный нрав, женщина соображает предпосылки собственных эмоций и поступков, и даже анализирует их. Это ещё раз обосновывает, что Татьяна и Ольга Ларины – абсолютные противоположности, хотя они сестры и воспитывались в одной культурной среде.

Авторская оценка нрава Татьяны

Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Повышенное внимание поэт уделяет такому качеству ее нрава, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны – всё это она замечает и анализирует. Женщина очень любит гадать, также присваивает огромное значение снам.

Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на обычных дамских престижных романах, героиня и свою любовь лицезреет вроде бы через книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недочетами: мглой, сумерками, холодом и снегом.

Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «российская душа», – это принципиальный момент для того, чтоб черта Татьяны Лариной была более полной и понятной читателю.

Воздействие деревенских обычаев на нрав героини

Направьте внимание и на время, в каком живет предмет нашего разговора. Это 1-ая половина 19-го века, означает, черта Татьяны Лариной – это, на самом деле, черта современниц Пушкина.

Нрав у героини замкнутый и умеренный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы фактически ничего не узнаем про наружность девицы. Таким макаром Пушкин дает осознать, что принципиальна не наружняя краса, а внутренние черты нрава.

Татьяна молода, но смотрится взрослой и сложившейся личностью. Детские забавы и игру в куколки она не обожала, ее завлекали загадочные истории и любовные мучения. Ведь героини возлюбленных романов всегда проходят через ряд проблем и испытывают мучения.

Образ Татьяны Лариной гармонический, мерклый, но умопомрачительно чувственный. Такие люди часто встречаются и в реальной жизни.

Татьяна Ларина в любовных отношениях с Евгением Онегиным

Какой мы лицезреем главную героиню, когда дело доходит до любви? Евгения Онегина она встречает, уже будучи готовой к отношениям внутренне. Она «ждёт… кого-нибудь», на это осторожно показывает нам Александр Пушкин. Но не следует забывать, где живет Татьяна Ларина. Черта ее любовных отношений зависит и от странноватых деревенских обычаев.

Выражается это в том, что Евгений Онегин посещает семью девицы только в один прекрасный момент, но вокруг уже люд гласит о помолвке и замужестве. В ответ на эти слухи Татьяна и начинает рассматривать головного героя как объект собственных воздыханий. Из этого можно прийти к выводу, что переживания Татьяны мнимы, искусственны.

Все свои мысли она носит внутри себя, в ее влюбленной душе живут тоска и грусть.

Известное послание Татьяны, его мотивы и последствия

И чувства оказываются так сильными, что появляется потребность их высказать, продолжив дела с Евгением, но он больше не приезжает. Сделать девице 1-ый шаг по требованиям этикета тех времен было нереально, это числилось ветреным и безобразным поступком.

Но Татьяна находит выход – она пишет любовное письмо Онегину. Читая его, мы лицезреем, что Татьяна – человек очень великодушный, незапятнанный, в ее душе царствуют высочайшие помыслы, она строга к для себя. Отказ Евгения принять ее любовь даму, естественно, обескураживает, но чувство в сердечко не угасает.

Она старается осознать его поступок, и это ей удаётся.

Татьяна после неудачной любви

Осознав, что Онегин предпочитает резвые увлечения, Татьяна едет в Москву. Тут мы уже лицезреем совершенно другого человека в ней. Она переборола внутри себя слепое безответное чувство.

Но в светском обществе Татьяна ощущает себя чужой, она далека от его суеты, блеска, сплетен и посещает обеды в большинстве случаев в обществе мамы. Плохая 1-ая любовь сделала ее флегмантичной ко всем следующим увлечениям обратным полом.

Тот цельный нрав, который мы следили сначала романа «Евгений Онегин», к концу произведения показан Пушкиным разбитым и разрушенным. В конечном итоге Татьяна Ларина так и осталась «белоснежной вороной» в высшем свете, но ее внутренняя чистота и гордость смогли посодействовать другим узреть в ней настоящую леди.

Ее отстраненное поведение и при всем этом безошибочное познание правил этикета, вежливость и гостеприимность завлекали внимание, но при всем этом и заставляли оставаться на расстоянии, потому Татьяна была выше сплетен.

Конечный выбор героини

Под конец романа «Евгений Онегин» Пушкин, завершая сюжет, дарует собственному «милому эталону» счастливую семейную жизнь. Татьяна Ларина выросла духовно, но даже в последних строчках романа она признается в любви Евгению Онегину.

При всем этом это чувство больше не императивно над ней, она делает осознанный выбор в пользу верности собственному легитимному супругу и добродетели. Онегин тоже уделяет свое внимание на «новейшую» для него Татьяну.

Он и не подозревает, что она не поменялась, она просто «переросла» его и «переболела» собственной прежней болезненной любовью. Потому его ухаживания она отвергла. Вот таковой стает пред нами основная героиня «Евгения Онегина». Ее основными чертами нрава являются мощная воля, уверенность внутри себя, хороший нрав.

К огорчению, Пушкин показал в своём произведении, как такие люди могут быть злосчастны, ведь они лицезреют, что мир совершенно не таковой, как им бы хотелось. У Татьяны сложная судьба, но ее тяга к личному счастью помогает ей преодолеть все невзгоды.

Источник: https://tipsboard.ru/xarakteristika-tatyany-larinoj-obraz-tatyany-larinoj/

Сравнительный анализ образа Татьяны Лариной

На фоне деревенской простоты сестры Татьяна представляется нам и автору совершенной женщиной. Пушкин и заявляет об этом достаточно прямо, называя героиню своего произведения «милым идеалом».

Краткая характеристика Татьяны Лариной здесь неуместна. Это многогранный характер, девушка понимает причины своих чувств и поступков, и даже анализирует их.

Это ещё раз доказывает, что Татьяна и Ольга Ларины – абсолютные противоположности, хотя они сестры и воспитывались в одной культурной среде.

Авторская оценка характера Татьяны

Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны – всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам.

Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом.

Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», – это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю.

Влияние деревенских обычаев на характер героини

Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной – это, по сути, характеристика современниц Пушкина.

Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера.

Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью. Детские забавы и игру в куклы она не любила, ее привлекали таинственные истории и любовные страдания. Ведь героини любимых романов всегда проходят через ряд трудностей и испытывают страдания.

Образ Татьяны Лариной гармоничный, неяркий, но удивительно чувственный. Такие люди нередко встречаются и в реальной жизни.

Знаменитое послание Татьяны, его мотивы и последствия

И чувства оказываются настолько сильными, что возникает потребность их высказать, продолжив отношения с Евгением, но он больше не приезжает. Сделать девушке первый шаг по требованиям этикета тех времен было невозможно, это считалось легкомысленным и некрасивым поступком.

Но Татьяна находит выход – она пишет любовное письмо Онегину. Читая его, мы видим, что Татьяна – человек очень благородный, чистый, в ее душе царят высокие помыслы, она строга к себе. Отказ Евгения принять ее любовь девушку, конечно, обескураживает, но чувство в сердце не гаснет.

Она старается понять его поступок, и это ей удаётся.

Христианский образ Татьяны Лариной и таинство романа «Евгений Онегин»

Космические мотивы в образе Татьяны Лариной

Читать литературную критику о Пушкине — это то же самое, что и любоваться не только прямым солнечным светом, но и тем, как этот свет отражается от разных предметов.

Поэтому читать литературную критику о Пушкине полезно, даже если эта критика пытается Пушкина вольно или невольно исказить.

Ниже и рассмотрим пример такой критики — статью современного сетевого литературоведа Геннадия Волового «Тайна романа „Евгений Онегин“ А.С.Пушкина», архив pdf.

Один какой-то шут печальный Ее находит идеальной И, прислонившись у дверей,

Элегию готовит ей.

Каждый литературный критик и литературовед создаёт свои или использует чужие методы изучения литературы, чтобы более полно раскрыть авторский смысл и суть книги и рассказать об этом своему кругу читателей. Или наоборот — чтобы затемнить, заретушировать для как можно большего числа своих читателей этот авторский смысл.

Фабула романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина настолько проста, что, кажется, и методов тут никаких не нужно для понимания — всё настолько понятно и архетипично.

Молодой столичный барин скуки ради приезжает в деревню, и деревенские девки, конечно, в него влюбляются. Пресыщенному столичными фуриями барину до них дела нет. Барин подрался с другом и ухал в путешествия развеять тоску-хандру.

Спустя время, барин вернулся и увидел, как, выйдя замуж, расцвела «серая мышка», которой он раньше значения не придал, и восхотел ея, да поздно.

При этом Пушкин не завершает роман эпилогом, а как бы приглашает читателя и литературного критика самому поставить свою точку в этом незатейливом, практически «женском» романе.

Читатели легко додумывают продолжение, каждый исходя из своей биографии, образованности и распущенности. Но с читателя и спрос невелик.

Литературный же критик и книгомудрец должен раскрывать не свой, а авторский, пушкинский замысел романа. То есть он должен догадаться поставить такую точку в романе, которую мог поставить сам Пушкин, и при этом доказать ещё, что это именно пушкинская точка. А доказать это, не имея какой-нибудь специальной метОды под рукой, трудно — другие критики засмеют.

Все известные пушкинисты — Ю. Лотман, В. Набоков, А. Синявский, П. Вайль — создали свои какие-то методы изучения Пушкина и в частности — «Евгения Онегина». Постараемся некоторые эти методы в дальнейшем рассмотреть по отдельности.

А сначала остановимся на новинке из последних модных методов. Это работа, как сейчас модно, сетевого критика Геннадия Волового «Тайна романа „Евгений Онегин“ А.С.

Пушкина», в которой критик для доказательства своего финала пушкинского романа использует метод дэдукции или, назовём его так, методом дэтэктива.

Таинство Пушкина

Роман «Евгений Онегин» завершается уходом Татьяны от «громом поражённого» Евгения и звуками шагов её мужа, словно шагов командора, за спиной Онегина. То есть финал как бы заканчивается на вводном звуке и требует разрешения, каденции. Пушкин эту каденцию и коду к своему «Онегину» не публикует.

Чтобы говорить о вариантах возможного эпилога романа, нужно ответить на несколько вопросов по тексту и содержанию «Евгения Онегина». Например, решить вопрос: является ли брак Татьяны в конце романа удачным и достойным, является ли этот брак для неё смой благом или нет?

Ясное дело, скажет читатель, что не является — отдали бедную Таню за инвалида-старикашку какого-то. Какой же тут удачный брак?!

Но это в одноимённой опере Чайковского по мотивам романа Пушкина муж Татьяны — старикашка. Либреттист этой оперы ради романтического эффекта в арии «Любви все возрасты покорны» так упростил себе жизнь. Это где поётся о благотворности любови для всех возрастов. У Пушкина же в романе, кстати, совсем другая точка зрения на благотворность любви, чем в опере Чайковского.

Но в романе Пушкина муж Татьяны — это ровесник Онегина, а не старикашка. Это его друг — друг юности.

С Онегиным он вспоминает Проказы, шутки прежних лет.

Они смеются …

…Князь подходит К своей жене и ей подводит

Родню и друга своего.

Муж Татьяны инвалид, но не в смысле, что за ним горшки надо выносить, а инвалид боевых действий — это в те времена почётный статус военного человека, участвовавшего в кровопролитных боях.

Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор…

Сравните с пушкинским эпитетом про Онегина

В любви считаясь инвалидом,
Онегин слушал с важным видом…

То есть муж её вполне достойная партия для Татьяны. Выдали Татьяну замуж точно также, как и выдавали многих девиц её круга. Мать Татьяны вообще выдали «не спросясь ее совета». Но любви отца Татьяны хватило на двоих и брак татьяниных родителей был добрым, благим. Кстати, опера Чайковского «Евгений Онегин» символично начинается именно с повествования о браке матери Татьяны.

Таким образом в романе Пушкина брак Татьяны вполне удачный, добротный, достойный самой Татьяны. Муж её, «толстый этот генерал», всего лишь не красавец, но не что-то такое недостойное.

Нигде в романе она не даёт понять, что тяготится своим мужем, своим супружеством, что муж и брак ей постыл.

Татьяна в браке у Пушкина не бедняжка, не жертва, которую разрывает рогатка между тайными желаниями и общественной моралью.

Очень характерен её гнев, холодный, непримиримый, когда Онегин начал её писать признательные письма. Она ведь гневается не потому, что боится уронить свою мораль и потерять свою репутацию в свете. Татьяна негодует за своего мужа, который друг Евгению, но с которым Онегин, домогаясь Татьяну, поступает практически точно так же эгоистично, как и в своё время с Ленским.

Если чуть приглядеться, то в Татьяне у Пушкина просвечивает идеал жены-христианки, с особым отношением к мужу и браку, ставшим результатом свободного духовного выбора. «Но я другому отдана, и буду век ему верна».

Эта та духовная свобода, с которой Татьяна подчинилась своему брачному жребию, и даёт ей силу быть спокойной, сильной и при этом чистосердечной в отношении Евгения, которого она по прежнему любит.

Христианское отношение к браку дало Татьяне силу «властвовать собой», чему когда-то Онегин снисходительно рекомендовал Татьяне учиться.

Именно поэтому «громом поражён» Евгений, а не потому что Татьяна ему сказала «нет». «Инвалид любви» Онегин много раз слышал от женщин «нет», знает этому «нет» цену, и сам по себе её отказ Онегина бы «громом» не поразил.

Таким образом каденция романа «Евгений Онегин» — это идеальный христианский брак Татьяны и её мужа князя. Это тот идеал брака как таинства, а не просто общественной условности, о котором мечтал, наверное, и сам Пушкин для себя.

Но такая каденция уже не имеет отношения к главному герою, и Пушкин прощается в девятой главе и с Евгением, и с Татьяной.

Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный идеал,

«А теперь как было всё на самом деле…»

Но христианский идеал брака, как подтекст «Евгения Онегина» и суть образа Татьяны многих не устраивает. Просто христианство Пушкина не даёт им приватизировать поэта как представителя своей какой-то художественно-политической тусовки, а хочется. И тут в дело вступает литературоведение.

Так, например, статья современного критика Геннадия Волового статья «Тайна романа „Евгений Онегин“ А.С.Пушкина» — это как раз и есть пример литературоведческого метода, призванного, как мы говорили выше затемнить, заретушировать этот христианский идеал пушкинского романа в стихах.

Для этого Геннадий Воловой использует метод дэдукции.

То есть, если говорить образно, становится в позу сыщика, как в детективных романах, который в самом конце книги собирает всех свидетелей преступления и произносит сакраментальное: «А теперь как было всё на самом деле…» .

Далее сышик делает пространные цепочки логических умозаключений и, наконец, исходя из этих умозаключений вперяет указательный палец на главного преступника в детективном романе.

В романе «Евгений Онегин» Геннадий Воловой в ходе серии цепочек логических умозаключений главным преступником объявляет самого Пушкина. Ведь Пушкин в романе сначала зажигает любовь в душе Татьяны, потом после множества мытарств — и в душе Евгения.

По дэдуктивной логике финалом романа могло быть только соединение этих двух вспыхнувших страстей в едину плоть. Даже пусть и ценой потери Татьяной её высокого морального облика и даже смерти её мужа на дуэли.

А Пушкин не соединил — побоялся общественной морали и, забившись под табуретку, съел десятую главу романа, где Татьяна и Евгений единяются в порыве уже обоюдной любви.

«Это Пушкин, лишает ее счастья с любимым человеком, это он не дает выхода и оставляет страдать до конца жизни, это он разбивает счастье Татьяны.

И ради чего? Ради того чтобы не осудили его героиню, чтобы не осудили в обществе и его самого, — в этом отчетливо проявились лицемерие и трусость певца „жестокого века“. Но время, как гласит пословица — честный человек.

Рано или поздно оно выносит свой приговор, увы далеко не утешительный для великого поэта.»

То есть идеал жены-христианки Геннадий Воловой подменяет у Пушкина идеалом буржуазной женщины, борющейся за своё право на эго против общественного супер-эго. И уже из этого общего идеала женщины, идущей с голой грудью на баррикады ради своего счастья, выстраиваются критиком Воловым цепочка за цепочкой логические умозаключения.

Однако Пушкин был всегда аристократом, как по крови, так и по духу, и не мог разделять никак буржуазных идеалов в принципе. Аристократизм и буржуазность — антогоничны друг другу.

Следующим преступником Геннадий Воловой в романе объявляет мужа Татьяны — генерала-инвалида. Который, по характеристике критика, использует Татьяну только ради своего тщеславия, таская свою шикарную жену по балам и маскарадам. При этом критик приписывает свою характеристику генерала и Пушкину.

«Нет, Таня не любит своего мужа, не потому что у нее осталась вечно-непреходящая любовь к Онегину, а потому, что генерал не оказался тем человеком, который отвечал ее идеалу. Эту ему нужен свет, эту ему надо показывать всем свою красавицу, умницу жену и тешить свое тщеславие. Это он не хочет удаляться от двора, потому что ему важны награды, почести, и деньги. Он мучает свою жену…

Поэтому, как считает Пушкин, и мы с этим с ним согласны — Онегин не несет никаких моральных обязательств перед ним. Он не достоин любви Татьяны.»

Но у Пушкина именно генерал оказался “тем человеком” — благородным и честным мужем. До замужества на «собраньях» её некрасивую, странную, немодную, пугливую никто не замечал. Она не нравилась молодым «архивным юношам» (креаклам и офисному планктону по современному). Разве что один непонятный странный тип называл её идеалом и элегию ей писал.

Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс… Меж тем, Между двух теток у колонны, Не замечаема никем,

Татьяна…

И только «толстый генерал» её приметил. И приметил не по красоте, сам не будучи красавцем. Ибо только красавцы ищут себе шикарных жён под стать своей красоте. То есть не за шик и красоту отметил для себя генерал Татьяну.

А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.

Генерал любит Татьяну, точно так же, как и отец Татьяны любил её мать — «но муж её любил безмерно». А для хорошего брака часто достаточно и одной любви на двоих.

Виновата у Геннадия Волового и сама Татьяна — испортилась под влиянием общественной морали.

«Десятая глава рассматривается как некое приложение к основному действию романа, которое завершается отповедью Татьяны в девятой главе: „Но я другому отдана и буду век ему верна“, гимном брошенных женщин, упрекающих своих бывших возлюбленных… Татьяна начинает преподносить урок Онегину. Она долго хранила в своей душе незаживающую рану и теперь выплескивает свои упреки не Онегина.»

Единственным светом в тёмном Московском царстве оказывается у Геннадия Волового только Евгений, которого критик видит в десятой главе Пушкина чуть ли не во главе восстания декабристов на Сенатской площади.

«Онегин вероятно должен был стать участником сенатского восстания. И разумеется, получило бы дальнейшее продолжение отношений между Онегиным и Татьяной. Не стоит сомневаться, что отношения привели бы к разрыву с мужем, новой дуэли, участием Онегина в восстании и ссылке в Сибирь, куда последовала бы Татьяна подобно женам декабристов. Достойный финал великого творения.»

Но тут уж уважаемый критик явно перестарался в дэдукции. Кого угодно из романа «Евгений Онегин» можно представить на Сенатской площади, но только не Евгения.

Послесловие

Таким образом мы можем добавить в копилку пушкинистики ещё один метод изучения «Евгения Онегина» — метод дэдукции. Но и этот метод, как видим на примере работы Геннадия Волового, не даёт никому с уверенностью писать о Пушкине. И по прежнему верны слова известного литературоведа Петра Вайля из статье «Вместо „Онегина“», архив html.

«Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине“. Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех.

Даже смелый и независимый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как ‹Евгений Онегин›“.

Тексты Чернышевского, Добролюбова, Достоевского, позднейших исследователей пестрят неопределенностями, оговорками, вводными словами вроде „кажется“.»

И по-прежнему против Пушкина у литературоведов нету методов, как не было методов у МУРа против Кости Сапрыкина.

Ⓜ ⬇ 2016-10-16

  • ≡ К содержанию книги «Пушкиниана»

Можно ли сравнивать Александра Сергеича Пушкина с современниками или прошедшими временами? Наверное, не только можно, но и нужно.

Взгляд на современность и прошедшесть через призму творчества нашего всего такого гениального русского поэта позволит может быть и по-другому посмотреть и оценить современность и прошлое.

Равно как это позволит и обновить, освежить свои чувства в отношении самого пушкинского творчества.

Эта книга не имеет какого-то плана. Статьи появились спонтанно, и также спонтанно в дальнейшем возможно будут появляться.

Ⓜ ⬇

2014-2017 Астапчик Михаил, (☭) копируйте и размножайте, belursus@belursus.info

Источник: http://belursus.info/pushkin/i.php?c=onegin

Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Космические мотивы в образе Татьяны Лариной

Татьяна Ларина – главный женский образ романа «Евгений Онегин». Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Образ Татьяны, как и образы других героев, был типичным для России 20-30 гг.

19 в. Но Татьяна – живая женщина, обладающая уникальным сильным характером. Её поступки, продиктованные внутренней логикой и обстоятельствами, оказываются неожиданными даже для автора: «Моя Татьяна учудила».

Татьяна не похожа на младшую сестру Ольгу, весёлую красавицу. Старшая сестра не привлекает очей ни красотой, ни свежестью. К тому же она необщительна, неласкова: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива».

Татьяна не напоминает традиционную фольклорную трудолюбивую девушку: она не занимается вышивкой, не играет в куклы, не интересуется модами и нарядами. Девочкой не любит «в толпе детей играть и прыгать», бегать в горелки (подвижную игру), не шалит и не проказничает.

Татьяна любит страшные рассказы, задумчива, встречает на балконе рассвет. Она с детства склонна уходить от реальности в мир грёз, воображая себя героиней романов Ричардсона и Руссо: «Она влюблялася в обманы».

Характер и его истоки, развитие характера

Татьяна выросла в деревне, была соседкой по имению Евгения Онегина. Её родители хранили старинный патриархальный уклад. Об отце сказано, что он запоздал в прошедшем веке.

Вероятно, потому Татьяна и получила столь экзотическое имя, с которым неразлучно «воспоминанье старины иль девичьей». Мать Татьяны в молодости увлекалась теми же романами, которые потом читала старшая дочь.

В деревне мужа, за которого мать Татьяны была отдана не по любви она, в конце концов, «привыкла и довольна стала», позабыв романные увлечения. Супруги жили, храня «привычки милой старины».

Татьяна оторвана от своей среды. С одной стороны, она – «русская душою, сама не зная почему». Пушкин по законам реализма открывает, почему Татьяна такова. Она жила в «глуши забытого селенья», воспитанная няней, «сердечным другом», в атмосфере «преданий простонародной старины». Но и няня, прототипом которой стала няня Пушкина, не понимает чувств Татьяны.

С другой стороны, Татьяна воспитана на иностранных романах, «по-русски плохо знала». Она пишет письмо Онегину по-французски, потому что «изъяснялася с трудом на языке своём родном».

В романе прослеживается изменение жизни Тани, привезённой матерью в столицу и понравившейся «важному генералу». Ей чуждо всё, что происходит в Петербурге: «Волненье света ненавидит; ей душно здесь… она мечтой стремится к жизни полевой».

Онегин полюбил совершенно другую Татьяну, не несмелую девочку, влюблённую, бедную и простую, а равнодушную княгиню, неприступную богиню роскошной, царственной Невы, «законодательницу зал».

Но внутренне Татьяна остаётся всё той же: «Всё тихо, просто было в ней». К простоте добавилось достоинство и благородство. Меняется и внешность героини.

Её никто не назвал бы прекрасной, но её изысканности не могла затмить первая красавица Петербурга.

Онегин не узнаёт прежней Татьяны. Она равнодушна, смела, покойна, вольна, сурова. В Татьяне нет кокетства, которого «не терпит высший свет», смятения и сострадания. Она непохожа на девушку, написавшую «письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле».

Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа

После того как Онегин, приехавший в свою деревню, побывал у Лариных, его стали прочить Татьяне в женихи. Она влюбилась в Онегина просто потому, что «пора пришла». Но, воспитанная в здоровой народной атмосфере, Татьяна ждёт большой любви, единственного суженого.

Онегин преподал Татьяне самый важный в жизни урок, который она усвоила хорошо: «Учитесь властвовать собою». Он поступил благородно, но Пушкин сочувствует Татьяне: «С тобой теперь я слёзы лью», – и предвидит её гибель от рук «модного тирана» (Онегина).

Урок, который Татьяна даёт Онегину, став светской дамой, в свою очередь, состоит в той же премудрости: нельзя быть «чувства мелкого рабом». Этому надо предпочесть «холодный, строгий разговор». Но мотивы у Онегина и у Татьяны разные. Он так и не смог стать «естественным человеком», какой всегда была Татьяна.

Для неё жизнь в свете постылая, это «ветошь маскарада». Татьяна сознательно обрекла себя на такую жизнь, потому что, когда она выходила замуж, для неё «все были жребии равны». И хотя в героине ещё живёт первая любовь, она искренне и убеждённо хранит верность своему мужу.

Онегин же не осознаёт до конца, что его любовь возбуждена желанием быть замеченным в обществе, иметь «соблазнительную честь».

  • «Евгений Онегин», анализ романа Александра Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • Образ Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  • Образ Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

По произведению: «Евгений Онегин»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/905-obraz-tatiany

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики