SAVUZ

Творческий путь Д. И. Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин: жизнь и творчество

Творческий путь Д. И. Фонвизина

Фонвизин Денис Иванович (1745 1792) – один из образованнейших людей своей эпохи. Он был писателем и драматургом, публицистом и переводчиком. Его по праву считают создателем национальной русской бытовой комедии, самые известные из которых «Недоросль» и «Бригадир». Родился 14 апреля 1745 г. в Москве, в дворянской семье потомков рыцаря ливонского ордена.

Ещё при Иване Грозном один из рыцарей ордена Фон Визен попал в плен и остался на службе русского царя. От него и пошёл род Фонвизиных (приставку фон присоединили на русский манер к фамилии Визен). Благодаря своему отцу получил начальное образование дома. Воспитывался в царившем в семье патриархальном укладе. С 1755 г.

обучался в дворянской гимназии при Московском университете, затем на философском факультете того же университета.

С 1762 года находится на государственной службе, сначала работает переводчиком, затем, с 1763 г., в коллегии иностранных дел на должности секретаря кабинет-министра Елагина. Проработав здесь около шести лет, в 1769 году становится личным секретарём графа Панина. С 1777 по 1778 гг.

путешествует за границей, немало времени проведя во Франции. В 1779 году вернулся Россию и поступил на службу в качестве советника канцелярии при Секретной экспедиции. В 1783 г. ушёл из жизни его покровитель граф Панин и он немедленно ушёл в отставку в чине статского советника и 3000 руб. годовой пенсией.

Свободное время посвятил путешествиям.

С 1783 года Денис Иванович побывал в Западной Европе, Германии, Австрии, немало времени провёл в Италии. В 1785 году у писателя случился первый инсульт из-за которого в 1787 году ему пришлось вернуться в Россию.

Не смотря, на мучивший его паралич, продолжал заниматься литературной работой.
Ушёл из жизни Денис Иванович Фонвизин 1 (12) декабря 1792 года.

Похоронен писатель в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческий путь

Создание первых произведений относится 1760-м годам. Будучи сам по своему характеру человеком живым и остроумным, любившим посмеяться и пошутить, он создаёт свои ранние произведения в жанре сатиры. Этому способствовал его дар иронии, который не оставлял его до конца жизни.

В эти годы идёт интенсивная работа на литературном поприще. В 1760 году в «Литературном наследстве» он опубликовал свой, так называемый «ранний «Недоросль»». Одновременно, в период с 1761 1762 гг.

, занимается переводами басен Хольберга, произведений Руссо, Овидия, Грессе, Террасона и Вольтера.

В 1766 году была закончена его первая, получившая известность, сатирическая комедия «Бригадир». Пьеса стала событием в литературных кругах, автор сам мастерски читал её и Фонвизин, тогда ещё мало кому известный, был приглашён в Петергоф, чтобы прочитать своё произведение самой императрице Екатерине II. Успех был огромный. Пьеса была поставлена на театральной сцене в 1770 г.

, но опубликована была только после смерти автора. Комедия не сходит с театральных подмостков по сей день. До нас дошла легенда, что после премьеры князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис! Но, лучше не напишешь!»».

В том же году был издан перевод трактата «Торгующее дворянство, противопоставленное дворянству военному», в котором приводилось доказательства необходимости занятия дворянством торговли.

Зрелое творчество

Из публицистических произведений одним из лучших считается «Рассуждение о непременных государственных законах», созданное в 1783 году. Осенью того же 1783 года состоялась премьера главной в творчестве Фонвизина пьесы, комедии «Недоросль».

Не смотря на обширное литературное наследие, оставленное Фонвизиным, для большинства из нас его имя ассоциируется именно с этой комедией. Первая постановка пьесы шла нелегко. Цензоров смущала сатирическая направленность пьесы, смелость реплик некоторых героев комедии. Наконец, 24 сентября 1782 года постановка была осуществлена на сцене Вольного Российского театра.

Успех был колоссальным. Как свидетельствовал один из авторов «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Следующая постановка состоялась уже в Москве 14 мая 1783 года а театре Медокса. С того времени уже более 250 лет пьеса с неизменным успехом идёт во всех театрах России.

С рождением кинематографа появилась первая экранизация комедии. В 1926 г. по мотивам «Недоросля» Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины».

Переоценить влияние «Недоросля» Фонвизина на последующие поколения литераторов трудно. Его произведения читалась и изучалась всеми последующими поколениями литераторов от Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского и до наших дней. Однако в жизни самого писателя она сыграла роковую роль.

Екатерина Вторая прекрасно поняла свободолюбивую направленность комедии, как покушение на существующие социальные и государственные устои. После 1783 года, когда был опубликован ряд сатирических произведений писателя, она лично запретила дальнейшие публикации в печати его произведений.

И это продолжалось до самой смерти писателя.

Однако, несмотря на запреты публикации, Денис Иванович продолжает писать. В этот период написана комедия «Выбор гувернёра», фельетон «Разговор у княгини Халдиной». Перед самым своим уходом Фонвизин хотел издать пятитомник своих произведений, но получил отказ от императрицы. Конечно, же он был издан, но значительно позже после ухода мастера.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD.html

Творчество Фонвизина Д.И. (конспект лекции)

Творческий путь Д. И. Фонвизина

1. Характеристика творчества Фонвизина

2. Комедия “Недоросль”

3. Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина

4. Художественный метод Фонвизина

1. Характеристика творчества Фонвизина

Творчество Дениса Ивановича Фонвизина несет в себе черты, противоположные русскому дворянскому сентиментализму в литературе XVIII в. Фонвизин выступал противником этого литературного направления, и все его творчество было проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. Творчество Фонвизина можно охарактеризовать следующим образом:

✓      является протестом против развивающегося движения русского дворянского сентиментализма с его отказом от политической и социальной активности в литературе и уходом от реальности в мир грез и фантазий;

✓      является выражением политических идей и взглядов Фонвизина на развитие российского государства и правильное управление им, и эти идеи заключаются в следующем:

•             критики дворянского общества и его бездеятельности и невежества, и эта критика выражается через жесткую сатиру;

•              требование от дворянства подъема политической сознательности и активности;

•       указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства и усматривание в правильном воспитании будущих поколений дворян спасение России и ее могущество как цивилизованной и сильной мировой державы;

•        критика приверженности общества и дворян моде на все западное и их презрения к родному языку и к своей родине;

•        пропагандирование борьбы с крепостничеством и его самыми дикими формами, которые в то время были очень распространены среди помещиков;

•        протест против политики и учения Церкви и защитников религии, и этот протест выражается в форме жесткой социальной сатиры;

✓      отчасти испытывает влияние идей буржуазного просвещения, активно развивающихся во Франции, где Фонвизин жил некоторое время;

✓      основывается на литературных традициях Сумарокова и Хераскова, на традициях дворянского классицизма и либерализма;

✓     глубоко ставит проблему реалистического изображения человека и окружающей действительности и тем самым предшествует развившемуся в XIX в. литературному движению реализма, которое активно развивалось в творчестве А. С. Пушкина;

✓      служит цели не только воспитания дворянства как узкого класса, но и создания слоя лучших людей России, способных повести к великому будущему и великим свершениям, т е. дворянство, наследственное и обладающие высоким уровнем культуры, видится Фонвизину единственным и естественным господином государства;

✓      содержит множество западных материалов и в драматургии, и в сатире, перерабатывая их, но при этом созданные Фонвизиным комедии не имели аналогов на Западе и заимствованные мотивы и элементы органично вливались в оригинальный стиль и метод этих комедий, способствуя созданию оригинальных произведений;

✓      включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплетались во всем творчестве Фонвизина.

К наиболее известным и важным литературным произведениям Фонвизина можно отнести следующие произведения:

✓      переводные произведения, к которым относятся:

•        трагедия Вальтера “Альзира” (1762);

•        психологическая драма Грессе “Сидней”, изданная под названием “Корион” (1764);

✓      басни “Лисица Кознодей” и “Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке” (1763), написанные в превосходной сатирической форме;

✓      комедия “Недоросль” (1764 — первый вариант, который был неоконченным, 1781 – второй, окончательный вариант), являющая собой гениальную жесткую сатиру на нравы дворянства в деле воспитания своих детей и принесшая Фонвизину славу, популярность и признание не только у современников, но и у потомков;

✓      комедия “Бригадир” (1766), отражавшая идеи дворянского либерализма, к которому был близок Фонвизин.

2. Комедия “Недоросль”

Комедия Фонвизина “Недоросль” представляет собой важнейшее произведение в его творчестве и сыграла исключительную роль в развитии русской литературы в XIX в. Комедия имеет следующие художественные особенности:

✓      содержит в себе протест против крепостничества;

✓      является прежде всего комедией о воспитании, которое для Фонвизина выступает не столько как нравоучительный вопрос, но в большей степени как злободневная политическая тема;

✓      выступает как серьезный манифест протеста против существующей самодержавной власти, и именно эта особенность комедии повлияла на развитие русской литературы XIX в. и на ее протестующий характер.

3. Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина

Черты классицизма и реализма тесно переплетаются и связаны друг с другом во всем творчестве Фонвизина, и эта связь имеет следующие особенности:

✓      классицизм не разрушен основательно, но и реализм также не развился в полной мере;

✓      присутствует и уже заметна борьба этих двух направлений, которая оказала существенное влияние не только на многих литераторов второй половины XVIII в., например Радищева, но и на писателей первой половины XIX в.;

✓      наблюдается тесное переплетение этих двух направлений, и именно благодаря этому была подготовлена почва для развития в литературе XIX в. последующими поколениями русских литераторов, в частности А.С. Пушкиным, реализма как ведущего литературного направления этого периода;

✓      переплетение классицизма и реализма выражается в художественном методе.

4. Художественный метод Фонвизина

Художественный метод Фонвизина содержит в себе тесное переплетение элементов классицизма и реализма. В творчестве Фонвизина можно выделить следующие элементы реализма:

✓      описание отрицательных явлений действительности в сатире, что делало Фонвизина участником ''сатирического направления”, благодаря которому в России раньше, чем на Западе, была подготовлена почва для образования критического реализма как ведущего литературного направления, но это направление само по себе выросло в недрах русского реализма;

✓      использование в комедиях запрещенного классицизмом приема смешения комических и печальных, веселых и серьезных мотивов;

✓      соседство элементов серьезной драмы, носящей поучительный характер и призванной заставить зрителя задуматься, с элементами лирическими, призванными растрогать этого зрителя;

✓      введение роли “резонирующего лица”, которое проповедует со сцены от лица автора, чего не было в классических комедиях начала XVIII в.;

✓      сближение комедий с “сентиментальной драмой” французских авторов за счет введения картин истинной умилительной добродетели;

✓      использование сцен быта для демонстрации подлинной картины жизни людей, что не свойственно классицизму, в котором быт служит изображению иных целей и не должен быть пустой сценой;

✓      горечь, злость сатиры Фонвизина, которая в этом смысле отличается от традиций классицизма, указывающего на недопустимость в деле поучения, которому служит комедия, горечи и яда. Эти качества Фонвизинской сатиры подготовили горькую сатиру Гоголя и Щедрина;

✓      возникновение в изображении характеров отдельных героев “живых”, не схематичных черт, их индивидуальных особенностей, что не свойственно классической комедии;

✓      открытие реалистического метода изображения героя, который способствует пониманию человека как личности и в то же время как социального явления, и в этом и заключается важнейшее значение комедий Фонвизина, обусловивших дальнейшее развитие и укрепление реалистического метода в русской литературе;

✓      использование реальной, бытовой речи, близкой к реальной жизни, стремление преодолеть архаическую книжность.

Приемы классицизма, используемые Фонвизиным в творчестве, обусловлены влиянием на него классической школы Сумарокова и Хераскова, черты которой сохранялись во всех его произведениях, и среди этих элементов можно выделить следующие:

✓      единство времени, места и действия, когда все действие пьесы объединено одним главным мотивом (например, в “Недоросли” это борьба трех претендентов на руку Софьи, и на этом построено все действие пьесы);

✓      достоинства классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

•        рационалистическое понимание мира;

•        личность не как конкретная индивидуальность, а как единица в социальной классификации;

•        общественное и государственное в человеке как ведущие силы, поглощающие в себя его индивидуальное;

•        социальный принцип оценки человеческих действий и поступков;

✓      недостатки классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

•        схематизм абстрактных классификаций людей и моральных категорий;

•        механистическое представление о человеке как о совокупности способностей мыслительного характера;

•        антипсихологичность в индивидуальном смысле в изображении и понимании человека, т. е. психологические черты героя показаны применительно к общественному, а не к личному, индивидуальному;

•        механистичность и отвлеченность представления о государстве как о категории социального бытия;

•        ограниченность красок и схематизация в изображении характеров персонажей, демонстрация и обличение отдельных недостатков или чувств без общей картины личности и всей совокупности ее особенностей, о чем свидетельствуют так называемые говорящие фамилии и имена (Правдин — правдолюбец, Взяткин — взяточник и т. п.);

•        однобокость в изображении быта как схемы социальных взаимоотношений;

•        разделение всех людей на две категории:

– дворяне, в характеристику которых включены признаки их способностей, моральных наклонностей, чувств и т. п.;

– все остальные, характеристика которых сводится к указанию их профессии, сословия и места в системе общества;

•        статичность в изображении человеческих характеров и носящих их персонажей, т. е. герои не развиваются в процессе действия как личности;

•     использование отдельных приемов речи, свойственных для классицизма, например торжественности и высоты слога в похвальных речах, богатых речевых узоров, каламбуров.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/fonvizin_d_i/tvorchestvo_fonvizina_d_i_konspekt_lekcii/74-1-0-2228

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики