SAVUZ

Недоросль характеристика образа Простакова

Содержание

Характеристика героев «Недоросль» (кратко)

Недоросль характеристика образа Простакова

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения.

Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии.

Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне.

Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте.

Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена.

Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником.

Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина.

Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло.

Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание.

Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная.

Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

Краткое содержание

Анализ комедии

Проблематика произведения

Образ и характеристика Митрофанушки

Образ и характеристика Софьи

Цитаты

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1401-harakteristika-geroev-nedorosl-kratko.html

Характеристика и образ Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина

Недоросль характеристика образа Простакова

Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Раскрывается она в общении с подневольными людьми. Крепостные страдают от ее несправедливой ругани, от жестоких побоев… Она творит, что хочет.

И когда ей делают замечание она не понимает, почему это не может быть хозяйкой у себя дома. Ей странно, что хороший хозяин не ругается на слуг. И она не хочет, например, ссориться с соседями, лучше она отберет у крестьян своих деньги и земли.

То есть, чтобы не быть в убытке. То же самое с нервами, я думаю. Простакова не будет ругаться с важными людьми, но “слить” негатив ведь нужно на кого-то. И это ее бедные слуги.

Она не слышит никаких оправданий. К примеру, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить.

Простакова смеется, типа, разве нужно на это учиться.

Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой.

Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.

Ее вежливость идет не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала “душенькой”. Ее вежливость излишняя.

Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем “отец родной”. Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты!

Получается, она практически на все готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.

Она гордится даже тем, что ее ничему не учили в свое время. Считает, что образованность не нужна для хорошей жизни. Но уже понимает, что “ребеночку” нужно дать хорошее образование.

Любит она только своего сына – Митрофанушку. Слепой материнской любовью. Сынок всем хорош: и умный, и образованный, и добрый…

Но все, на самом деле, не так! И в итоге, избалованный Митрофанушка готов от матери родной отказаться. Вот самый страшный удар для нее. Она все делала для этого мальчишки, а он – предатель.

В принципе, ведет он себя так, как и она сама.

8, 9 класс

Образ, характеристика Простаковой в комедии Недоросль

Я считаю, что Простакову зря все так уж ругают! Ей и так досталось в комедии. Ее все считают глупой, злобной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и кажется…

Но нужно смотреть на причины такого ее странного поведения.

Она просто слишком любит сына. И Митрофанушка только этим бессовестно пользуется – себе для выгоды. Простакова почти забыла себя ради сына. Она находится во власти чувств.

Так она могла бы любить мужа, брата, батюшку… или мороженое. То есть ее главное – любить кого-то или что-то, делать все ради его блага.

И еще она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, ее ничему не учили. Она не знает многих наук.

Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж не права! Люди часто забивают голову ненужной информацией, все знают поверхностно.

А должны быть специалисты в каждой области. Вот если мне не идет математика, так нечего меня ей мучить.

Простакова так и считает, что со слугами нужно браниться, что их нужно бить, а по-другому они не понимают.

Если вспомнить героя из смешного рассказа Чехова “Злоумышленник”, так с этим мужиком разговаривать бесполезно! И еще – она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками, так и говорит, что лучше выместит все на крепостных. Это ужасно, да. Но тогда крепостные практически за людей не считались.

Они были для нее тренажерами для битья, как сейчас бывают куклы в офисах. А если через сто лет заговорят о правах кукол, так мы тоже окажемся жестокими.

В финале она кричит, что погибла – нет больше ни власти , ни сына . Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова – это недалекая мать-наседка, ее нельзя совсем уж винить в ее ужасном поведении.

Возможно, она даже раскается и исправится.

Характеристика и образ Простаковой в комедии Недоросль Фонвизина

Другие сочинения по теме:

  1. Характеристика образа Простаковой в комедии “Недоросль” Утро в доме Простаковой. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый крепостным Тришкой. И хотя кафтан сшит “изряднехонько”, капризной барыне трудно угодить….
  2. Характеристика и образ Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина Митрофан – один из главных персонажей комедии, и именно ему посвящено название. Он считает себя уже очень взрослым, хотя совсем…
  3. Образ Митрофана в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Как отмечал В. О. Ключевский, комедия Фонвизина “Недоросль” связала слова “недоросль” и “Митрофан” в единое понятие, “так что Митрофан стал…
  4. Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль” Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия “Недоросль”. Недоросль – подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782…
  5. Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии “Недоросль” В сравнении с “Бригадиром” “Недоросль” (1782) отличается большей социальной глубиной и более резкой сатирической направленностью. В “Бригадире” речь шла об…
  6. Характеристика и образ Цыфиркина в комедии Недоросль Среди второстепенных персонажей пьесы Фонвизина “Недоросль” особое внимание уделяется учителям Митрофана. Госпожа Простакова хоть и заверяла окружающих, что ее заботит…
  7. Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Комедия “Недоросль” была написана Фонвизиным в 1781 году. Она стала главным произведением писателя и шедевром отечественной драматургии 18 века. В…
  8. Главный конфликт комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Сатиры смелый властелин… А. С. Пушкин Пушкин называл “Недоросль” “комедией народной”, Белинский – “гениальным созданием”, Гоголь – “первой общественной комедией”…
  9. За что и как наказана Простакова в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”? В комедии “Недоросль” Фонвизин поднимает злободневные проблемы современной ему действительности, а также размышляет о решении вечных вопросов. Автор осуждает злоупотребление…
  10. Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, все крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов…
  11. Сочинение на тему: Дворянство в комедии Фонвизина “Недоросль” Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” выдержана в рамках классицизма. Назначение комедии в классицизме – смешить, “издевкой править нрав”, то есть…
  12. Характеристика и образ Правдина в комедии Недоросль В комедии Фонвизина “Недоросль” не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин,…
  13. Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль В комедии Фонвизина “Недоросль” высмеиваются невежественные дворяне, которых в России было очень много. Такие персонажи кажутся еще более смешными, на…
  14. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Восемнадцатый век в истории России – это эпоха укрепления самодержавия и господства крепостного права. Такой Порядок вещей, устраивавший правящую верхушку…
  15. Сатирическая направленность комедии Фонвизина “Недоросль” В комедии “Недоросль” Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои – представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги,…
  16. Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина “Недоросль”. Краткое изложение текста Я прочитала комедию Фонвизина ” Недоросль” и хочу высказать свои впечатления об отрицательных героях. Простакова представлена как властная Необразованная русская…
  17. Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый…
  18. Действующие лица комедии Фонвизина “Недоросль” Муж Простаковой, отец Митрофана, – робкий и безвольный человек, до того забитый и запуганный своей женой, что не имеет ни…
  19. Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Комедия – очень своеобразный жанр. У большинства комедий сюжет мифический или сказочный. И очень немногие комические произведения отличаются точным и…
  20. Краткое изложение пьесы Фонвизина “Недоросль”. Действие пятое Явление I. Правдин рассказывает Стародуму, что получил поручение взять под опеку дом и деревни Простаковой, если ее “бешенство может сказаться…

Источник: https://ege-russian.ru/xarakteristika-i-obraz-prostakovoj-v-komedii-nedorosl-fonvizina/

Образ и характеристика господина Простакова в комедии

Недоросль характеристика образа Простакова

Образ и характеристика господина Простакова в комедии “Недоросль” Фонвизина Простаков.

Господин Простаков – один из второстепенных персонажей комедии “Недоросль”.

  В комедии “Недоросль” Фонвизина Господин Простаков является мужем злой госпожи Простаковой и отцом недоросля Митрофанушки.  У господина Простакова “говорящая” фамилия: он – настоящий простак, глупый человек и “подкаблучник”.

  У Простакова также “говорящее” имя – Терентий. В Византии это имя, например, давалось помощникам великих художников.

В “Недоросле” же Терентий Простаков выступает помощником “великой злодейки”, своей жены – госпожи Простаковой.

Господин Простаков – дворянин, помещик: “…Желаем вашему благородию здравствовать…” Простаков – робкий, забитый человек: “…(от робости запинаясь). Ме… мешковат немного…”  “…как теленок…” Простаков – дурак, глупый и “слабомыслящий” человек: “…помещика дурака бессчетного…” “…положить скоро границы злобе жены и глупости мужа..

.”  “…ваше крайнее слабомыслие…”  Простаков – смирный человек: “…По крайней мере, сударыня, вы не можете жаловаться на злой его нрав. Он смирен…” У господина Простакова нет своего мнения. Он во всем полагается на мнение жены и слепо верит ей: “…При твоих глазах мои ничего не видят…”  “…В этом я тебе, матушка, и верил и верю…

” Простаков терпит унижения и оскорбления от своей супруги. Жена при всех называет Простакова “уродом”: “…урод мой вас прозевал…” Простаков терпит побои от жены: “Митрофан:…Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…  Простаков: Ну, беда моя! Сон в руку!..

” (Митрофан во сне видит то, что происходит и в реальной жизни: мать бьет отца) Простаков – доверчивый человек. Он всю жизнь “ходит, развесив уши”: “…Весь век, сударь, ходишь, развеся уши…” Простаков – рохля, медлительный человек: “…урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился, мой батюшка…

” Простаков – ненаходчивый человек. Иногда на него “находит столбняк” и он стоит как вкопанный: “…находит такой, по-здешнему сказать, столбняк. Ино – гда, выпуча глаза, стоит битый час как вкопанный…” Когда Простаков решает что-то сказать, он “несет дичь”, то есть говорит ерунду: “…

Ежели столбняк и попройдет, то занесет, мой батюшка, такую дичь, что у Бога просишь опять столбняка…” Простаков – терпеливый человек, которого ничем не проймешь: “…Уж чего – то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел! Ничем не проймешь…” Простаков всегда без вины виноват у своей жены: “…Без вины виноват!..

” Господин Простаков безумно любит своего сына Митрофанушку: “…По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя…” Простаков гордится своим Митрофанушкой, несмотря на всю глупость и лень недоросля: “…от радости сам истинно не верю, что он мой сын…

” Таким образом, основными качествами характера и личности Простакова являются его робость, глупость, терпеливость и слепая любовь к сыну.

Критика об образе господина Простакова в комедии “Недоросль”

“…в “Недоросле” есть лишние лица, например, Простаков: этот человек как тень переходит из одного акта в другой; никому из действующих лиц он не нужен, нисколько не поясняется и не освещает главной идеи.” 

(С. С. Дудышкин, статья “Сочинения Фонвизина”, журнал “Отечественные записки”, 1847 г.)

  “…Господин Простаков? Он только неумный, совершенно беспомощный бедняга, не без совестливой чуткости и прямоты юродивого, но без капли воли и с жалким до слез избытком трусости, заставляющей его подличать даже перед своим сыном.” 

(В. О. Ключевский, книга “Д. И. Фонвизин. Его жизнь и сочинения”, под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

   “…флегматичный, невежественный, ограниченный и слабый муж… Он утратил всякую самобытность суждения, смотрит на все глазами своей жены, безучастно относится к хозяйству. … Из сновидения Митрофана … можно догадаться, что дело иногда доходило до побоев.

После этого не удивительно, что положение его в доме было истинно жалкое. Никто его не боялся, никто его не слушался; в отношении к крепостным людям он исполнял роль палача, по приказу жены. Сына своего он любил, но робко, не смея открыто и приласкать его.

 (В. Н. Малинин, книга “Д. И. Фонвизин”, под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Поделитесь с Вашими друзьями:

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии “Недоросль” Фонвизина, описание характера Госпожа Простакова.

Госпожа Простакова – дворянка, помещица. Она живет в своем имении где-то в глубинке России вместе со своей семьей: “…Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…” Госпожа Простакова, судя по всему, немолодая женщина. Вероятно, Митрофанушка – ее поздний, долгожданный ребенок: “…Мой век проходит…

” Простакова происходит из старинного дворянского рода Скотининых, чем она очень гордится: “…Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь…”  Простакова – властная женщина. Она любит, чтобы ее слушали: “…а я люблю, чтоб и чужие меня слушали…” Госпожа Простакова – жестокая, безжалостная помещица.

Жестокость Простаковой дошла до того, что она отобрала у своих крестьян все, что можно. Крестьяне Простаковой, судя по всему, живут в нищете и голоде: “…все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..” Жестокая Простакова не любит “потакать холопам”, поэтому она наказывает крестьян за каждую провинность: “…я холопям потакать не намерена.

Поди, сударь, и теперь же накажи…” Госпожа Простакова – грубая, сварливая (“бранчливая”) женщина. Ей ничего не стоит обозвать кого-то из своих крепостных “скотом” или “ведьмой”: “…вдруг из грубой и бранчивой* (*бранчивая – сварливая)  “…А ты, скот, подойди поближе…” (Простакова – портному Тришке)  “…Ты же еще, старая ведьма, и разревелась…

” (Простакова – кормилице Еремеевне) Простакова не только ругается, но и дерется со слугами с утра до вечера: “…С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..” Безжалостной Простаковой кажется, что в доме “все избаловано”, тогда как все в доме, напротив, запуганы и страдают от вечной ругани: “…

оттого-то у нас в доме все и избаловано…” Госпожа Простакова – бесчеловечная помещица: “…Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме…”  “…Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?..”  “…за бесчеловечие жены вашей…” Госпожа Простакова ведет себя жестоко как варвар: “…Я уведомил уже о всех здешних варварствах…

” Простакова ведет себя как животное: “…От таких-то животных пришел я свободить…” Простакова – злобная женщина, которая любит “делать дурно другим”: “…Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа…” “…Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно…” Госпожа Простакова – злонравная женщина (то есть у нее злой нрав): “…

Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может…”  “…Вот злонравия достойные плоды!..” Госпожа Простакова – злая фурия с адским нравом, из-за которой страдает весь дом и все имение: “…Злая фурия с адским нравом…”  “…а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома…

” Простакова – хитрая и лицемерная женщина. Ради выгоды грубая Простакова умеет притворяться ласковой и милой: “…Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости…” (Софья о Простаковой) Простакова – “бешеная” женщина, из-за которой страдают ее крестьяне и т.д.: “…

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…” Госпожа Простакова не уважает своего мужа и при всех называет его “уродом”: “…урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился…” (Простакова о своем муже) Простакова бьет не только своих крестьян, но и своего мужа.

Об этом свидетельствуют следующие слова: “Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…  Простаков: Ну, беда моя! Сон в руку!…” Госпожа Простакова безумно любит своего единственного сына Митрофанушку: “…К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья…

” Единственная радость и отрада Простаковой – это ее Митрофанушка: “…Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит…” Простакова “нежит”, балует сына: “…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…” Невежественная Простакова не видит смысла в науках.

Он учит сына не ради знаний, а “для виду”. Настоящие знания ее не интересуют: “… друг мой, ты хоть для виду поучись…” “…Без наук люди живут и жили…” “…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка…” Госпожа Простакова учит сына думать только о себе, быть эгоистичным и жадным человеком: “…Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка…

” За своего Митрофанушку Простакова готова драться с кем угодно – даже с родным отцом: “…Ради сына готова драться хоть с отцом родным…”   “…За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному…” В девичестве Простакова носила фамилию Скотининых. Действительно, у нее много “скотининских черт”: “…Вить и я по отце Скотининых…”    У Простаковой были плохие, невнимательные родители.

По их вине погибли их же дети – братья и сестры Простаковой: “…Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли…

”  Госпожа Простакова – невежественная, малограмотная женщина. Ее родители ничему ее не учили ни ее, ни ее брата Тараса Скотинина: “…Нас ничему не учили…” Невежа Простакова, например, не знает, что такое география, и называет ее “еоргафией”: “…Это что за наука? […] Слышишь, еоргафия…

”  Судя по всему, помещица Простакова даже не умеет читать, потому что письмо к Софье она просит прочитать мужа и других героев: “…Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай…” Госпожа Простакова – родственница и опекунша несчастной сироты Софьи. Но вместо заботы несчастная девушка видит только плохое обращение со стороны Простаковой: “…какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни…”  “…Бог велел нам взять на свои руки девицу…»

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

Критика об образе госпожи Простаковой

“…Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого.

Для нее нет властей и законов; один брат ее, Скотинин, пользуется у нее авторитетом, да и то потому что он брат и здоровый детина, который может поколотить свою дражайшую сестрицу.

Простаков заелась и зажилась в деревне, свыклась с беспрекословным повиновением подчиненных, и оттого ее деспотизм с окружающими доходит до крайности…

Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет…”

(С. С. Дудышкин, статья “Сочинения Фонвизина”, журнал “Отечественные записки”, 1847 г.)

“…хозяйка дома госпожа Простакова, урожденная Скотинина… Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически… Зато она и вдвойне не комична: она глупа и труслива, т. е. жалка – по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, то есть отвратительна по брату, как Скотинина. Она вовсе не располагает к смеху…” 

  (В. О. Ключевский, книга “Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения”, под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://genew.ru/obraz-i-harakteristika-gospodina-prostakova-v-komedii-nedorosl.html

Образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии “Недоросль” Фонвизина, описание характера

Недоросль характеристика образа Простакова

Меню статьи:

Госпожа Простакова – главная героиня комедии «Недоросль» Фонвизина. Этот образ автор наделил исключительно негативными качествами. Невежество, необразованность и невоспитанность Простаковой способны сделать несчастными всех окружающих, в том числе и горячо любимого Простаковой Митрофанушку.

Характеристика личности

Госпожа Простакова походит из старинного дворянского рода. Судя по всему, ее семья не была ни достаточно богатой, ни достаточно почитаемой среди других аристократов – Простакова не была образованной женщиной, а жажда власти повлекла у нее множество комплексов.

Вполне вероятно, что Простакова даже не умеет читать – она просит Софью выполнять роль ее чтеца.

Факт ее необразованности также подтверждается возмущенным комментарием женщины о том, что родители ни ее, ни брата (Тараса Скотинина) ничему никогда не учили, в то время как теперь необходимо Митрофанушку учить совершенно бесполезным наукам.

В целом можно сказать, что родители госпожи Простаковой были не самыми лучшими – их невнимательность к детям и халатность стали причиной смерти некоторых из них – «Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а остальные сами не стояли».

Семья Простаковой живет фактически в коммуникативной изоляции – кроме как с дядей Скотининым не происходит общение ни с одним из дворян.

Сама же госпожа Простакова обладает сложным характером. Она очень требовательна к окружающим, но эта требовательность ее избирательна.

Она готова придираться к крестьянам из-за мелочей, но при этом не принимать во внимание даже самые существенные промахи в поведении и развитии своего сына Митрофана.
Параллельно с этим качеством проявляется еще одно – отсутствие чувства меры.

У Простаковой по сути нет ни одного положительного качества – она жестока и безжалостна. Простакова не умеет и даже не пытается смотреть на мир и окружающих позитивно. В любой ситуации Простакова старается увидеть только негатив.

Речь Простаковой обличает ее невоспитанность и необразованность. Она часто коверкает слова. В ее лексическом запасе отсутствует слово «первый», вместо него она употребляет «первоёт», «ища» — в роли ещё, деушки — вместо девушки и «еоргафия» — вместо география.

В речи Простаковой редко можно встретить книжно-литературные обороты. Впервые они появляются в обращениях к Стародубу – в такой образ помещица старается создать вид любезности: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Наряду с напористым характером Простакова наделена трусливостью. Осознавая, что Стародуб не будет молча наблюдать за ее действиями, а намерен противостоять ей, к тому же, что это противодействие не будет всего лишь видимостью, Простакова бросается Стародубу в ноги с прощениями.

Простаковой руководит чувство личной выгоды, ради которого она готова пойти на любой поступок, даже преступный. Так, например, она пытается силой видать Софью замуж за Митрофана, ради получения денег девушки.

Отношение к окружающим

Умение находить общий язык с окружающими и быть с ними в хороших отношениях – это великий талант, которым госпожа Простакова, к сожалению не обладает.
Ее негативное восприятие действительности не позволяет ей наладить коммуникативный процесс с кем-либо.

Отношение к крестьянам помещиков всегда было сложным – несмотря на отсутствие официального разделения на социальные касты, формальное распределение на сословия в России того времени было обычным явлением и, естественно, крепостные, не находились в этой системе иерархии на почетном месте.

Многие дворяне относились к своим крепостным хуже, чем к животным – госпожа Простакова была одной из таких помещиц.

Предлагаем вашему вниманию анализ произведения “Недоросль”, которое написал Денис Фонвизин.

Она уже давно отобрала у крестьян все, что только можно было отобрать, и постоянно держала крепостных в страхе – по словам самой Простаковой, она не привыкла потакать крестьянам, а потому жестоко наказывает их даже за самые мелкие провинности.

Особенно достается Еремеевне – няне Митрофанушки. Помещица часто обзывает ее и ругает за все подряд, в том числе за то, что она расплакалась, не выдержав упреков. Простакова в упор не замечает попытки Еремеевны угодить и щедро вознаграждает женщину за качественную работу ругательствами типа «старая ведьма» и «собачья дочка».

Анализируя конфликтные ситуации, возникшие между Простаковой и ее крепостными, можно сделать вывод, что по отношению к слугам Простакова выступает тираном – ей все время кажется, что крепостные ведут себя непозволительно.

Единственным действенным рычагом ведения хозяйства помещица считает пререкания и ругань.

Она с гордостью рассказывает своему мужу о том, как усердно она бранилась со слугами весь день: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка».

По отношению к Соне женщина ведет себя не намного лучше. До тех пор пока Простакова думает, что Соня бедная девушка – помещица ведет себя грубо, она даже редко когда соблюдает правила приличия по отношению к девушке.

Однако после того, как Стародум сделал девушку богатой наследницей, ситуация кардинально меняется – в Простаковой просыпается любезность.

Теперь Соня в ее глазах не бедная родственница, требующая крыши над головой, а перспективная невеста и поэтому она обращается к ней уже не саркастично («сударыня», «матушка»), а проявляет воспитанность и нежность («Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»)

С мужем отношения у Простаковой также не идеальны – помещица не воспринимает своего супруга за человека достойного ее внимания и нежности – она постоянно оскорбляет его, в том числе в присутствии других людей. Простакова никогда не считается с мнением мужа и всегда оперирует исключительно личным мнением.

Так как Простакова низкого мнения о роли образования и не видит в нем смысла, то, соответственно, она не ценит и труд учителей Митрофана. Около года она не платит им жалования и считает это приемлемым.

Проблема воспитания

С образом госпожи Простаковой неотъемлемо связана проблема воспитания. Митрофан был единственным и долгожданным ребенком в семье. И поэтому избалованным. Простакова готова простить Митрофану любой проступок. Она его постоянно балует и не выдвигает ему никаких требований.

Простакова нанимает учителей Митрофанушке, потому, что указом Петра І все дворяне обязаны быть образованы, в противном случае они будут не допущены к службе. Простакова не понимает роли образования и принимает науку как бессмысленное мучение. Эту же мысль она волей-неволей прививает своему сыну – Митфоран не осознает важность образования и поэтому даже не пытается ничему научиться.

Кроме этого, Митрофан перенимает у матери и манеру общения – он ведет себя также грубо по отношению к окружающим. Для матери любимый сын исключение также не делает, но отпора со стороны Простаковой не следует – ее любовь к сыну безгранична.

Символизм фамилии

Произведение Д.Фонвизина написано в рамках классицизма. Одним из требований произведений такой стилистической направленности является символистическое наполнение личных имен героев. Другими словами имена и фамилии героев способны подчеркнуть некоторые черты характера персонажей. Такая же тенденция срабатывает по отношению к госпоже Простаковой.

Дорогие читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Митрофанушки в пьесе Дениса Фонвизина “Недоросль”.

В девичестве женщина носила фамилию Скотитина, что как ни есть лучше обличает ее сущность. Невежество, необразованность и необузданность Простаковой составляют суть ее «скотского» характера.

Фамилия по мужу помещицы в своей основе содержит слово «простак», то есть человек недалекого ума, что, в случае Простаковой, также соответствует действительности.

Подведем итог: большинство литературных критиков утверждали тот факт, что произведение Фонвизина выглядит откровенной сатирой на жизнь русского дворянства, и оно бы была бы очень обидным, если бы не было столь правдивым. Особенный трагизм этой ситуации в том, что такие Простаковы воспитывают будущее поколение, чем провоцируют деградацию общества.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/denis-fonvizin/nedorosl-prostakova.html

Простакова

Недоросль характеристика образа Простакова

Автор пьесы «Недоросль», Денис Иванович Фонвизин, описал в произведении нетривиальных персонажей, имена которых сегодня используются в качестве нарицательных для описания характерных типажей. Госпожа Простакова – матушка главного героя.

Она входит в число отрицательных героев комедии. Жестокая крепостница, повсеместно проявляющая деспотизм, она корыстолюбива и вызывает презрение. Иногда ее поступки провоцируют и насмешку.

Характеристика этого образа продумана Фонвизиным до мелочей, а персонаж отличается психологизмом.

История создания

Писатель Денис Фонвизин

Идея о создании пьесы зародилась у Фонвизина в 1778 году, а завершено произведение было в 1782 году. На это время пришлась эпоха правления Екатерины II.

Герои сочинения стали олицетворением типичных представителей тогдашнего общества. В то время в стране царил культ просвещенной монархии и подъем в научном и культурном развитии.

Сама императрица потворствовала тому, чтобы мещане и дворяне следовали пропагандируемой идее просветительства.

Работая над комедией, Фонвизин разделял идеи, свойственные представителю его социального статуса. В комедии он отобразил реальное положение вещей, продемонстрировав слабые стороны внедряемой политики. Пьеса стала образчиком классической драматургии.

В произведении использованы «говорящие» фамилии, что также позволяет отнести его к примерам классицизма. К положительным героям в повествовании можно отнести Софью, Стародума и Милона, а к отрицательным – Простакова, Скотинина и самого Митрофана. Имена действующих лиц обнажают главенствующую черту в их образах.

Так, к примеру, Правдин становится носителем морали в комедии.

Роль в пьесе «Недоросль»

Простакова и Митрофанушка

Произведение наглядно демонстрирует, как воспитание и нравы, прививаемые в семье, формируют личность и черты ее характера. Простакова выросла в помещичьей семье, где склонность к образованию не поощрялась.

Материальные блага в ее роду ценились выше, поэтому жестокость по отношению к крепостным заложена в помещице на генетическом уровне, из жажды нажиться. Стоит напомнить, что она была одной из восемнадцати детей. В семье выжили только два ребенка.

Даже с учетом статистики смертности этот факт вызывает ужас.

Биография Простаковой не располагала к расширению кругозора. Ее супруг не был обременен знаниями и амбициями.

Муж не смог положительно повлиять на нее, так как глупость и пассивность характеризовали и его. Они сдабривались трусостью и нежеланием принимать на себя ответственность.

Необходимость принять на себя роль хозяйки дома и главы семьи сделала Простакову грубой, усилила ее негативные качества.

Простакова и Софья (сцена из спектакля)

При этом помещица, которую воспринимают не иначе, как злой фурией, является заботливой матерью. Митрофанушка – ее единственная любовь. Сын, как и супруг, не ценит усилий женщины. Горе обрушивается на помещицу, когда Митрофан решает покинуть ее, а супруг не встает на защиту Простаковой.

Сын деспотичной хозяйки ничем не отличался от матери. Он был недалек, жаден и груб. В 16 лет он слыл инфантильным малым, неспособным к самостоятельности. Лентяй развлекался, не зная забот и тягот реальной жизни. Мать воспитывала его в любви, оберегая от труда, поэтому молодой человек вырос «маменькиным сынком».

Скотинин (кадр из фильма)

Митрофан слушается мать во всем и, подобно ей, не признает эффекта образования. Когда встает вопрос женитьбы на Софье, оказывается, что он не понимает смысла брака, так как попросту не дорос до него. Женитьба становится средством улучшения благосостояния семьи.

Отказ юноши от матери закономерен, ведь она сама привила неуважение к семье, зависимость от денег и власти. Правдин, как хозяин представляет для Митрофана больший интерес, чем мать.

Отсутствие авторитета отца и недостаток воспитания привели к ситуации, в которой Простакова лишается самого главного, что у нее есть.

Простакова противопоставлена Правдину и Стародуму, которые ратуют за просвещение, попрекая устаревший уклад, практикуемый помещиками. Как и Простакова, Стародум – отец представителя нового поколения, но его отношение к воспитанию отличается от правил, установленных в доме будущей родственницы. Помещик прививает Софье любовь к учебе, тягу к знаниям и размышлениям.

Госпожа Простакова

Он воспитывает личность. Взгляды героев на управление имением разнятся, равно как и взгляды на взаимоотношения с крепостными. Просветитель Правдин спасает крестьян Простаковой, избавляя их от привычной жестокости помещицы.

Противопоставляя две кардинально разные точки зрения, автор произведения подчеркивал потребность в социальных реформах.

При всей глупости и суровости Простакова представляет дворянство, чьи устои изжили себя, и разочарованную женщину, драматично потерявшую все, что имела.

Вопреки драматическим канонам отрицательный персонаж, помещица, вызывает жалость и сочувствие. Присущий образу психологизм делает его новаторским.

Цитаты

Иллюстрация к пьесе “Недоросль”

Речь помещицы Простаковой характеризует подход к управлению крестьянами и привычный образ жизни. Фразы, которые она использует в диалогах, красноречиво описывают гибельное положение, в котором оказались крепостные из-за глупости барыни и отсутствия у нее интереса к образованию.

Реплика:

«…все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» – наглядно демонстрирует скупость, жадность и деспотизм Простаковой, готовой обобрать собственных крестьян догола.

Женщина относится к крепостным как к плебеям, без стеснения ругая их, на чем свет стоит.

«…А ты, скот, подойди поближе…», – говорит она портному Тришке, унижая его.

Постоянные разборки с крепостными Простакова считает работой, на которую тратятся время и силы. Хотя ее внешность не предполагает, что женщина может вступить в драку с простыми мужиками, в реальности оказывается иначе:

«…С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» – сетует Простакова.

Алчность, неспособность к грамотному управлению, отсутствие интереса к правильному подходу в общении полноценно характеризуют Простакову.

Оскар Кучера

Актёр, музыкант, телеведущий, радиоведущий, певец

Источник: https://24smi.org/person/6186-prostakova.html

Характеристика Простаковой в комедии “Недоросль”

Недоросль характеристика образа Простакова

Комедия “Недоросль” – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова.

По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии “Недоросль” не становится исключением.

Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей.

А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными.

Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы.

Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в “Недоросли”. Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней.

Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину.

Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него “маменькина сынка”. Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный.

В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться.

С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, “собственная”, помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды.

Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну.

Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых.

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть.

Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина.

Однако основная причина все же кроется во всеобщем “злонравии” всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носитель устаревшей морали

В “Недоросле” госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку.

Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся.

Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни.

Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться.

Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В “Недоросле” Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

https://www.youtube.com/watch?v=uOeh9jWYPXU

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия.

Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в “Недоросле” не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев.

Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своем сочинении на тему “Характеристика Простаковой в комедии “Недоросль” Фонвизина”

Источник: https://home-task.com/xarakteristika-prostakovoj-v-komedii-nedorosl/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики