Тема родины в творчестве Лермонтова М.Ю. Стихи Лермонтова о родине
Искусство и развлечения 19 декабря 2014
Михаил Юрьевич Лермонтов, безусловно, является одним из величайших русских поэтов, имя которого принесло литературе нашей страны мировую известность. По своему значению его ставят в один ряд с такими великими гениями, как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
Основные творческие периоды поэта: романтический (1828-1832), переходный (1833-1836) и зрелый (1837-1841). Тема Родины в творчестве Лермонтова проходит через все его творчество.
С середины 1830-х годов поэт начинает по-своему овладевать особой романтической концепцией исторического и общественного процесса, формировавшейся в то время в европейской философской эстетике и историографии (А.В. Шлегель, Г.Ф. Гегель, Г.Г. Гервинус, И.Г. Гердер и др.), а также в литературе России и Европы (Ф. Шиллер, И.В. Гете, А. Бестужев, В. Скотт, Н. Полевой, К. Рылеев, ранний Гоголь и другие).
Связь времен и поколений
Как сказал И.В. Гете, художник должен чувствовать этот процесс как слияние воедино прошлого и настоящего. По мнению Г.Г. Гервинуса, творческому человеку в качестве его участника нужно стать бойцом “в войске судьбы”. Судьба же понимается как реализация вечных связей между будущим и прошлым в событиях настоящего.
Осознавая себя в подобной роли, Лермонтов вступает в защиту человеческой личности. Ощущая связь поколений и времен, Михаил Юрьевич вместе с тем переживает их драматический разрыв.
Она препятствует подвигу, общественно важному деянию, истинной любви, которые объединяют людей в высокоразвитое общество, ставят их на новую ступень нравственной и духовной самореализации и развития.
Личность-история-вечность
Противопоставляя прошлому настоящее, Лермонтов, тема природы и Родины у которого раскрывается во многих произведениях, по мысли В.Ф.
Егорова, хочет исключить из формулы “личность-история-вечность” средний компонент.
Протестуя против истории, Михаил Юрьевич видит свою задачу в обвинении современного ему поколения в бездействии и апатии (стихотворение “Дума”) и напоминании о славном героическом прошлом народа (“Бородино”).
Д.С. Мережковский развенчивает миф Соловьева о якобы “демонизме” Лермонтова. Он пишет о том, что порой, читая современную ему литературу, невольно возникает мысль, что она истощила русскую действительность. Связь между последними пятьюдесятью годами в области литературы и действительностью, пишет автор, разрушена. Это отражается и в творчестве Лермонтова.
“Песня про царя Ивана Васильевича”
“Песня про царя Ивана Васильевича…” включается в единый эпический текст, создаваемый автором как некий сон, греза о легендарном славном прошлом, когда русские были “людьми наяву”, способными на жертву, героическое деяние и подвиг во имя высокой цели, “вечного закона” бытия, побуждающего человека к столь героическим поступкам.
Они продолжаются совсем недолго, но в памяти народа остаются на века, объединяя “мгновение” с “вечностью”. Тема Родины в творчестве Лермонтова часто раскрывается в подобных поступках, которые, по мысли Михаила Юрьевича, составляют в дальнейшем мифологические предания, являющиеся для художника и писателя, как сказал А.С.
Пушкин, “счастливее”, чем исторические воспоминания.
Лирика нового типа
Лермонтов создавал своей поэзией лирику нового типа, объединявшую в непосредственном взаимодействии традицию, исторический и личный опыт и новейшую философскую мысль. В ней также синтезировались жажда земного счастья и интеллектуальная рефлексия, обобщение и личные страсти и эмоции, сакральное, метафизическое слово и обыденная речь.
Лермонтов опирался на все существенные философские концепции по поводу личности и человеческого бытия (И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шеллинга, И.Г. Фихте и др.), однако не отдал предпочтения ни одной из них.
Его поэтическая мысль превращалась в инструмент самопознания и познания окружающего мира, преодоления ограниченности рационализма и субъективизма философской мысли, свойственной современному романтизму, устранения дисгармонии современной действительности, устремляясь к поискам подлинных духовных ценностей.
В результате этого поэт, усвоив и обобщив достижения русской и мировой поэтической мысли, открыл перспективы развития нового направления – символистской поэзии рубежа 19 и 20 веков, а также в целом поэзии будущего.
Тема Родины в поэзии Лермонтова раскрывалась в непростое переходное время. С силой и выразительностью Лермонтов воплотил мир переживаний и идей развитой духовно личности современной ему переходной эпохи.
Сформировавшись как поэт в пограничный период разложения феодально-крепостнического строя и отсутствия определенности в будущем, он мощно выразил это промежуточное состояние духа, разрывающего оковы сковывающих его старых понятий, но не находящего еще новых основ.
М.Ю. Лермонтов. Родина: тема и идея
Тема Родины в творчестве Лермонтова, взаимоотношения личности и государства заставляла Михаила Юрьевича обращаться к постановке острых этических и социально-философских проблем. В то же время она была неполной, так как личность в понятии поэта была не совокупностью отношений в обществе, а индивидуумом, рассматривающимся с точки зрения общечеловеческой природы.
“Дума”
Личность показана Лермонтовым в противостоянии целому миру, эффективном, но зачастую опасном для нее отрицании всего, что сковывало свободу возвышенных устремлений. При этом поэт обращался к современникам.
В стихотворении “Дума”, написанном в 1838 году, печальная мысль о поколении, обреченном пройти по жизненному пути, не оставив ни малейшего следа в истории, заменяет его юношескую мечту о романтическом подвиге.
Лермонтов считал себя обязанным сообщить современникам правду о плачевном положении, в котором находились их совесть и дух. По мысли Михаила Юрьевича, это было смирившееся, безвольное, малодушное поколение, живущее без малейшей надежды на будущее.
Таков был подвиг поэта, возможно, более трудный, чем готовность во имя своей страны и ее свободы умереть на эшафоте. Поскольку не только враги Лермонтова, но даже те, ради кого он сообщал эту скорбную правду, обвиняли Михаила Юрьевича в клевете на современное ему общество. И лишь В.Г.
Белинский со своей феноменальной прозорливостью смог увидеть в “охлажденном и беззлобном” отношении к жизни веру Лермонтова в честь и достоинство жизни человека.
Подвиг во имя Родины
Михаил Юрьевич не хотел и не умел скрывать свои мысли. Все стихотворения, драмы, поэмы и трагедии, созданные его пером за тринадцать напряженных лет творчества, – это поистине подвиг во имя Родины и свободы.
Тема Родины в творчестве Лермонтова отражена не только в прославлении победы русских в стихотворении “Бородино”, в известных строках “Люблю отчизну я…
“, но и во многих сочинениях, где прямо не говорится ни о свободе, ни о Родине, но о назначении поэта, судьбе поколения, бессмысленном кровопролитии, одиноком узнике, пустоте жизни, изгнании.
Напоминая современному ему поколению о героическом прошлом народа (“Песнь про царя Ивана Васильевича”, “Бородино”), он выражал веру в творящий, героический потенциал человека, который может преодолеть трагизм будущего, истории и нынешнего положения. Любовь к Родине Лермонтова была активной, деятельной.
Герой Лермонтова в стихотворении “Из Андрея Шенье” размышляет о необходимости общественного действия, в произведениях “10 июля 1830” и “30 июля (Париж) 1830 г.” стремится участвовать в революционных сражениях и приветствует его участников, в стихотворении “Предсказание” его привлекают картины восстания.
Родина в ранней лирике
В героях ранней поэзии – Байроне и Наполеоне – Михаил Юрьевич также воспевает общественное деяние. Однако представления его о революционных потрясениях, как и о герое волевого действия Наполеоне, являются противоречащими.
Лермонтов пишет, что настанет роковой год, когда монархия будет свержена, люди перестанут любить короля, и “пищей многих будет смерть и кровь”. Описанная картина – итог восстания в государстве – является мрачной и совсем не похожа на то счастливое время, которое искал герой.
Это апофеоз хаоса, разрушения, нечеловеческого страдания.
“Предсказание”
В стихотворении “Предсказание”, написанном еще шестнадцатилетним поэтом в 1830 году, Лермонтов пророчествует о неизбежной катастрофе и печальных последствиях подобных событий. Страшную фигуру палача он изображает в черном плаще. Это метафора образа непроницаемой тьмы, видимой уже сейчас из-за туч и дыма целого столетия.
Уже в своих ранних стихотворениях Лермонтов выражает неверие в людей и жизнь, отчаяние. Позже, преодолевая притяжение музы Байрона, он пытается нащупать опору для своих идеалов в самой действительности.
Тема Родины в творчестве Лермонтова начинает звучать по-другому.
Он описывает любовь к родной земле (вспомните, например, анализ стиха “Родина” Лермонтова), ощущение слияния с природой, превращающееся в переживание гармонии со всей вселенной (“Когда волнуется желтеющая нива”).
“Бородино”
Тема Родины в творчестве Лермонтова раскрывается в знаменитом стихотворении “Бородино”. Это произведение было опубликовано в “Современнике” в 1837 году. История создания стихотворения берет начало с раннего романтического стиха “Поле Бородина”. Лермонтов во многом изменил первоначальное произведение.
Место неизвестного оратора, вольнолюбивого, однако в своем вольнолюбии отвлеченного, занял “дядя” – вполне прозаический рассказчик, как показывает анализ стиха. Родина Лермонтова выглядит более реалистично, поскольку из текста были убраны некоторые патетические стандартные детали, не соответствовавшие реальности событий.
Поэтому “Бородино” становится в один ряд с величайшими реалистическими шедеврами Михаила Юрьевича “Завещание”, “Родина” и “Валерик”.
Смена жанра
Стихи Лермонтова на тему “Родина” коренным образом меняют и свой жанр. Дидактика спора раннего “Поля Бородина” была вытеснена естественной, иронической дидактикой намеренно простого и ясного повествования. Произведение “Бородино” является новеллой.
Вернее, это дидактическая новелла, в которой сцены сражения обращены в своей полемике к инертному, вялому, апатичному, по мысли поэта, настоящему.
Белинский трактовал “Бородино” как двуплановое произведение, в котором на первом плане – повествование старого воина, реалистическое изображение сцен битвы, ее панорама, а на втором – горечь упрека, противопоставление прошлого и настоящего, осуждение которого еще сильнее сказалось в стихотворении “Дума”.
Тема Родины в творчестве Лермонтова неразрывно связана с понятием народности и народа. Белинский отмечал, что Лермонтов проникся духом народности, слился с ним. Отметим еще раз, что поэт творил в период безвременья.
В эти годы особо остро ставится вопрос о дальнейшем развитии государства и его будущем. У Михаила Юрьевича патриотическое чувство зародилось очень рано и впоследствии стало важнейшим. Будучи еще пятнадцатилетним юношей, М.Ю.
Лермонтов, тема Родины у которого проходит через все творчество, писал: “Я родину люблю и больше многих” (стихотворение “Я видел тень блаженства…”).
Новый лирический герой
После 1837 года заметно меняется лирический герой: он стал ощущать равенство с другими людьми, уходит от демонизма. Определяя себя в качестве жертвы времени, он признает себя его представителем.
Появляется интерес к жизни и другим людям, даже духовное, внутреннее единение с ними, иногда превращающееся в перевоплощение в солдата или узника (“Соседка”, “Сосед”, “Узник”, “Пленный рыцарь”). В таком сближении герою открываются новые возможности.
Он все сильнее чувствует бесперспективность индивидуализма, неразрешимость своих внутренних противоречий, стремится нащупать опору для своих идеалов. По-новому начинает звучать и тема Родины в произведениях Лермонтова.
Символический образ Родины
Поэт, являясь романтиком, создал и символический обобщенный образ своей страны. Стихи Лермонтова на тему “Родина” изображают ее в виде некого идеала.
Михаил Лермонтов, Родина для которого значила очень много, презирает людей, не имеющих ее, свободных от страданий и страстей.
Он сравнивает их с тучами (стихотворение “Тучи”, 1840), вечно холодными и свободными, мчащимися на юг от наскучивших бесплодных нив.
Источник: .ru
Источник: https://monateka.com/article/129524/
Родина в творчестве Лермонтова. Тема родины в лирике Лермонтова
«Люблю отчизну я, но странною любовью!»
М. Ю. Лермонтов
Образ родины в творчестве Лермонтова является одним из ключевых. Однако отношения поэта к России неоднозначно.
Так, Михаил Юрьевич идеализирует прошлое своей отчизны, но совершенно недоволен современным положением дел в ней. Тема родины в лирике Лермонтова приобретает трагические ноты, связанные с невозможностью даже усилиями лучших людей исправить ситуацию. В то же время на страницах его произведений можно найти немало восхвалений подвигов и свершений России, но все они связаны с прошлым страны.
Странная и мучительная любовь к родине
Родина в творчестве Лермонтова представлена, как уже было сказано, весьма неоднозначно. Поэт не был склонен к показному патриотизму и анализировал окружающую его действительность. И многое из того, что он видел, ему не нравилось, казалось неправильным.
Лермонтов активно выступал против официальной точки зрения, которая гласила, что нынешняя Россия – практически идеал государства. Писатель видел в отчизне другое – это страна рабов и господ.
Но в то же время Лермонтов и любит свою родину: «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой». Это чувство иррационально, необъяснимо и причиняет поэту новые мучения.
Изображение родной природы
Яркими сочными красками рисует родные пейзажи Лермонтов. Природа и родина тесно переплетаются в сознании поэта. Несмотря на то что Лермонтов считается признанным певцом кавказских красот, в его творчестве много обращений именно к родной природе.
Родина в поэзии Лермонтова часто связана с воспоминаниями детства.
Так, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» лирический герой, чувствуя свою отчужденность в ярком маскарадном мире, возвращается в своих воспоминания в те дни, когда жил ребенком в усадьбе.
Перед его внутренним взором встают: дом, сад, пруд, село, поля и туманы над ними, аллеи, шорохи листьев под ногами. Родная природа предстает местом, где герой может спрятаться от шума и суеты человеческого мира.
Соотношение образов Родины и природы
Родина в творчестве Лермонтова предстает как место, где можно найти защиту и покой. Однако этот образ напрямую связан с пейзажными зарисовками. Только когда в сознании поэта восстают изображения ландышей, бескрайних полей, садов, отступает одиночество, приходит блаженство и умиротворение.
Образ природы наделяет способностью покорять человека Лермонтов. Тема родины лишается в подобных стихотворениях какой-либо социальной или политической направленности. Поэт видит красоту и гармонию природы, а следовательно, и отчизны. И эта красота и гармония останутся неизменными, в отличие от постоянно меняющейся государственной власти.
Тема родины в лирике Лермонтова тесно связана с образами родной природы. При этом здесь поэт не колеблется относительно своей любви к отчизне. Он однозначно дает понять, что нет ничего прекраснее и ближе для него.
Природа и общество
Родина в творчестве Лермонтова включает в себя как образ природы, так и образ общества, окружающего поэта. При этом они контрастны и противопоставлены друг другу.
Так, общество наделяется дисгармоничными чертами. Там царствует ложь, злоба, несправедливость и лицемерие. Обрести здесь счастье, покой и умиротворение невозможно. Для Лермонтова это враждебный и опасный мир.
В противоположность обществу предстает природа. Она дарит успокоение, заглушает душевные страдания. Однако покой дается только на тот краткий миг, когда лирический герой оказывается погружен в природу и отстранен от общества. Но, так или иначе, ему приходится возвращаться – и страдания начинаются вновь.
Как относился к крепостнической России Лермонтов
Тема родины тесно связана с проблемой крепостничества и самодержавной власти. Лирический герой Лермонтова остро переживает царящую в стране социальную несправедливость. Он видит людей, закованных в цепи и лишенных свободы.
Однако, даже страдая от окружающей действительности, он не в силах побороть свою любовь к отчизне. Здесь тема родины в лирике Лермонтова приобретает форму мучения и страданий, которые тесно сплетены с мотивом любви к отчизне.
Таким образом, отчизна предстает перед лирическим героем местом смерти и рождения, страной как близких людей, так и злобных лжецов и предателей.
Стихотворение «Родина»
Часто обращался к образу отчизны Лермонтов. «Родина» – стихотворение, в котором этот образ становится основным. Более того, это поэтическое признание в любви.
Описывая проявления отчизны, лирический герой признается ей в любви, признается в любви и сам Лермонтов. «Родина» – стихотворение, в котором происходит осмысление того, чем дорога герою Россия. Он перечисляет ее достоинства и недостатки, рисуя величественный и неприступный образ.
В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река – типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью.
Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки.
Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.
Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.
Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.
Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.
Описание героического прошлого России
Лермонтов, не в силах найти идеалы в окружающей его действительности, вынужден обращаться к прошлому отчизны. Поэт испытывает большой интерес к истории России. Объясняется это тем, что Лермонтов стремился найти героические характеры хотя бы в прошлом, если в настоящем не получилось.
Родина в творчестве Лермонтова тесно связана с концепцией национального характера. Так, в рамках этой концепции поэт в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» рисует образ Калашникова.
Купец наделяется чертами богатыря, он предстает честным, сильным духом, отважным, способным стоять за правое дело и правду до конца.
Стихотворение было написано в честь празднования юбилея Бородинской битвы. Построено стихотворение как диалог представителя поколения 1812 года с поколением писателя.
Рассказ ведет солдат, высказывающий взгляд на войну народа.
Часты в стихотворении противопоставления предыдущего поколения с нынешним: «Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!» Современная Лермонтову молодежь предстает бездейственной, неспособной на геройства и отвагу. При этом прошлое поколение писатель изображает не просто как народную массу, а как объединенных одним стремлением сильных личностей.
Сила и красота национального духа
В стихотворении отражается противостояние «цивилизации», которую представляют французы, и «природы», которую воплощает русский народ. Так, русские предпочитают открытый бой и силу, умение и ловкость, пренебрегают французской хитростью и изворотливостью.
Своеобразие национального духа проявляется и в том, что отношение к людям определяется личными качествами, а не богатством мундира и принадлежностью к определенному сословию.
Такова в понимании Лермонтова идеальная отчизна, которую он любит, представляет и изображает, прибегая к романтической идеализации.
Основные мотивы в лирике поэта, связанные с темой Родины
Связь образа родины с темой поэта и поэзии отражают ранние стихотворения Лермонтова. Тема «Родина» в них проявляется через чувство родства лирического героя с народною душой. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» герой обнаруживает свое родство с отчизной через национальную принадлежность – «с русскою душой».
Родина связана и с недосягаемым идеалом, как, например, в поэме «Мцыри». Образ родины для героя сливает с образами свободы и воли. Но мечта оказывается недостижимой и приводит героя к смерти.
Позднее в произведения Лермонтова проявляются мотивы тоски по родине. Возникает эта тема в связи с тем, что и сам поэт был оторван от родных мест, причиной тому – частые ссылки на Кавказ.
Поэт тяжело переживал разлуку с отчизной. В стихотворениях позднего периода начинают возникать образы родной земли как источника живительной силы.
В то же время оторванность от нее несет страдания гибель для писателя.
К тем же, у кого нет родины и кто неспособен страдать от разлуки с ней, поэт испытывает лишь презрение. Например, в стихотворении «Тучи» герой отчетливо оговаривает разницу между собой, изгнанным и страдающим, и тучами, которые не испытывают никаких мук и терзаний.
Заключение
Все произведения, которые Лермонтов создал за годы своей творческой жизни, связаны с темами родины и свободы.
Не всегда поэт говорил об этом прямо, но эти темы звучали и в тех стихотворениях, где изображались судьбы поколений, велись рассуждения о предназначении поэта, рассказывалось об узнике или бессмысленном кровопролитии, повествовалось об изгнании и никчемности жизни. Через все эти произведения невидимой линией прошла тема Родины.
Если говорить о том, какое место занимает родина в творчестве Лермонтова кратко, то однозначно можно заявить, что центрообразующее. Многие мотивы лирики поэта так или иначе будут связаны с образом отчизны.
Источник: https://FB.ru/article/159525/rodina-v-tvorchestve-lermontova-tema-rodinyi-v-lirike-lermontova
Add comment