SAVUZ

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова: любовные мотивы в творчестве Лермонтова

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема одиночества в творчестве Лермонтова является основной. Она прослеживается в его произведениях самого разного масштаба, начиная от совсем небольших стихотворений и заканчивая внушительными поэмами. Интересно, что обратившись к биографии писателя, мы сможем увидеть, насколько тесно она связана с его творчеством.

  • Тема одиночества в лирике Лермонтова: стихи
  • Парус
  • Одиночество длиною в жизнь
  • Любовные мотивы
  • Мотив одиночества и свободы

Больше всего впечатлений вынес Лермонтов из детства. Мальчик остался на воспитании у бабушки, которая потакала каждому его капризу и чрезмерно его опекала.

Маленькому Мише неразрешено было видеться с отцом, которого ему так не хватало.

Однако бабушка Елизавета Алексеевна считала, что родитель имеет негативное влияние на отпрыска, поэтому ребёнок провёл в одиночестве, без друзей и взрослых людей, которые его понимали бы, всё своё детство и юношество.

: биография Пушкина кратко, основные даты и события.

Кроме того, М. Ю. Лермонтов был довольно болезненным, часто уезжал в горы и на воды в Петрозаводск. От постоянных проблем со здоровьем он не выходил в свет, не искал новых знакомств.

Сам поэт не раз говорил о том, что это уединение, отрешенность от яркой и насыщенной светской жизни, отсутствие близких людей, нисколько ему не мешает жить, а ,напротив, он свыкся с этим состоянием и рад ему.

К тому же следует помнить, в какое время вырос Лермонтов: война с Наполеоном, восстание декабристов — всё это повлияло на формирование характера не только молодого Михаила, но и всего его поколения.

Да и сам поэт считал, что души всех его сверстников пронизаны такими же настроениями.

Но несмотря на всё заверения Михаила о том, что он находится в абсолютной гармонии со своим внутренним я, лирический герой его стихотворений страдает. На него давит невыносимое одиночество, его пожирает тоска.

Он устал от шумной толпы и даже в окружении множества людей не может не почувствовать себя одиноким. Это «лишний человек», идеи и взгляды которого отличаются от большинства, который привык мыслить свободно, не соглашаться с другими.

Лермонтова сильно беспокоил тот факт, что его поколение нисколько не развивалось. Всё вокруг будто застыло на месте: сознание людей, общественное движение. Всё меньше было новшеств, новаторских идей. Люди жили, не думая о будущем своих потомков, просто плыли по течению и оставались всем довольны.

Тема одиночества в лирике Лермонтова: стихи

Наиболее известными произведениями с темой одиночества считаются следующие:

  • Стих «Отрывок»;
  • Стих «Монолог»;
  • Стих «И скучно, и грустно»;
  • Стих «Узник»;
  • Стих «Гляжу на будущность с боязнью»;
  • Сочинение «Смерть»;
  • Сочинение «На тёмной скале над шумящим Днепром»;
  • Стих «Одиночество»;
  • Сочинение «К друзьям».

Парус

Стихотворение «Парус», пожалуй, одно из самых известных произведений в лирике М. Ю. Лермонтова, главной темой и мотивом которого является одиночество. Его знает каждый школьник, и с первого взгляда оно очень простое, однако история сочинения «Паруса» довольно занятная.

Сотворил его Михаил Юрьевич ещё в подростковом возрасте, в семнадцать лет. В течение его учёбы в московском университета у молодого человека возникали определённые проблемы из-за сложного характера. И однажды между Лермонтовым и одним из профессоров произошёл серьёзный конфликт.

По настоянию бабушки юноша покинул учебное заведение и перевёлся в школу для юнкеров, находящуюся в Санкт-Петербурге. Образ бушующего моря, огромных волн и сильного ветра оказали на Михаила Юрьевича большое впечатление. В стихотворении, пронизанном грустью, скорбью и одиночеством Лермонтов находит себя. Парус — и есть образ поэта.

Такой же одинокий, мятежный, на протяжении всей жизни «ищущий бури».

Образ моря и паруса ещё появится в раннем творчестве поэта, как самая близкая его натуре ассоциация с душевными переживаниями, тоской и невозможностью найти себя в этой жизни.

Одиночество длиною в жизнь

Лермонтов был довольно образованным и интеллигентным человеком. Его ум был живой, личность Михаила Юрьевича могла заинтересовать многих. Однако даже на светских мероприятиях в полных залах людей, поэт редко находил себе приятелей.

И происходило это отнюдь не из-за умственной ограниченности окружавших его людей. Дело в том, что если верить воспоминаниям современников, Лермонтов был очень острым на язык, недобрым и едким человеком.

Он мог обидеть, оскорбить, и люди начинали не просто недолюбливать поэта, но и ненавидеть его.

И, разумеется, всё это находило отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Как часто пёстрой толпой окружён» Михаил описывает толпу бездушную и ограниченную, каждый член которой выступает копией другого.

Лирический герой произведения рисует в своём воображении прекрасную девушку, возлюбленную, которая отличалась бы от других, понимала его.

Но прилив одиночества и грусти разрушает его мечтания, он снова оказывается в серой действительности и приходит в отчаяние.

Стихотворение, написанное совсем незадолго до гибели, имеет название «Выхожу один я на дорогу». В нём писатель не просто размышляет о жизни, но подводит итоги своего существования.

«Жалею ли о чём?» — вопрошает поэт, и тут же говорит о том, что прошлого ему ничуть не жаль.

Испытываемое одиночество всё ещё тяготит его, и единственной мечтой лирического героя становится упокоение на природе, под дубом, под песни любимой.

Кульминацией всей лирики Михаила Юрьевича становится стихотворение «Пророк», написанное за две недели до кончины. Оно преисполнено невыносимого отчаяния, чувства одиночества, тоски.

И здесь Лермонтов сравнивает себя с «лишним человеком», которого общество не желает принимать. Он чужд всем и мысли его непонятны никому.

Лирический герой, пророк, вынужден бесконечно скитаться по миру, недопонятый и одинокий.

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим.

Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой. Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Мотив одиночества и свободы

Одиночество в лирике Лермонтова нередко связано со свободой. Лирические герои тоскуют по вольной жизни, пытаются вырваться из оков обыденной жизни. Кавказ и горы — главные олицетворения свободы в произведениях М. Ю. Лермонтова. Знаменитая поэма «Мцыри» повествует о мальчике, отданным на воспитание к монахам.

Однако в нём течёт кровь свободолюбивых народов, и, не примиряясь со своей участью, Мцыри сбегает. Во время своего путешествия он сталкивается со многими опасностями, оказывается тяжело ранен.

После того как его принесли обратно в монастырь, юноша умирает со словами о том, что эти три дня на свободе он не променял бы никогда на долгую жизнь.

Так и жил поэт, свободно, мысля широко и вольно, не боясь суждений общества. И несмотря на то что он был обречён на постоянную тоску, дух его не был сломлен, а мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сделал все его произведения вечными.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/tema-odinochestva-v-lirike-lermontova.html

Сочинение.Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

..

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”.

Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”.

Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”.

Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:Любить… но кого же?.

, на время — не стоит труда,А вечно любить невозможно.В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества.

Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым.

Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества.

Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти.

В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе.

Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений.

Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”.

Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/lermontov/sochinenie-motiv-odinochestva-v-lirike-m-yu-lermontova/

Мотив одиночества в лирике Лермонтова. Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, наложившей отпечаток на его мировоззрение. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились.

Единственным близким человеком была бабушка – Елизавета Арсеньева, которая в маленьком Мише души не чаяла. Уже в детстве Лермонтов осознал, что отличается от окружающих. На протяжении всей своей недолгой жизни поэт был одинок. Мотив одиночества в лирике М.Ю.

Лермонтова – это не только тематика его творчества, но и состояние души.

«Поэт совсем другой эпохи»

Так называл поэта Белинский, сравнивая с А.С. Пушкиным. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избранничество, влекущее за собой одинокое существование.

Но он понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому своего рода изгнанничество принимает добровольно. «Я к одиночеству привык», — признается лирический герой, который так похож на самого Лермонтова.

На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и творил. Война с Наполеоном, восстание декабристов – эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но всех его современников.

Так, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой – уставший, окруженный толпой, но одинокий человек.

Его беспокоит бездействие, безразличие людей к общественной жизни.

Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него стали личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург для поступления в школу юнкеров.

Переживания поэта о будущем легли в основу стихотворения. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого.

Именно таким и был сам поэт, всю жизнь «искавший бури».

Один в толпе

Умный и образованный Лермонтов тяжело сходился с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был прямым, едким, скрытным человеком, поэтому часто его недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов сильно страдал от невозможности быть понятым.

Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он понимает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же одинок.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит и в произведении «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал за три месяца до своей гибели. В нем поэт философски подводит итоги своей жизни, размышляет о смерти. «Жду ль чего? / Жалею ли о чем?» — спрашивает у себя лирический герой. Он мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением возлюбленной.

Свою скорую трагическую гибель поэт предчувствует и в стихотворении «Пророк», написанном за несколько недель до смерти. Лермонтова не покидает чувство скорби, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, которому суждены гонения и непонимание окружающих.

Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта

Известно, что Лермонтову не везло в любви.

Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, — очаровательная Варенька Лопухина — стала чужой женой.

Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.

Еще одна муза поэта – Екатерина Сушкова — лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.

«Мы случайно сведены судьбою» — первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами.

Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни.

Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.

Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, – история неразделенной любви и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», — обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.

Одиночество или свобода?

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова — центральные в стихотворении «Тучи». Оно было написано в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ.

Образы туч, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с тучками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга.

Так, в стихотворении «Желанье» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.

«На севере диком стоит одиноко…»

Лермонтов никогда не занимался переводами, однако зимой 1841 года, незадолго до гибели, сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, которые вошли в «Лирический цикл».

Нам это произведение известно как «На севере диком стоит одиноко…». В нем особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не понимали и не принимали.

А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.

Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга – в стихотворении его прототипом стала пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как и сосна.

Вместо заключения

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова пришла на смену светлой поэзии А.С. Пушкина. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимают. Душевные переживания нашли отражение в его творчестве, пронизанном тоской и скорбью.

Любовь у Пушкина – светлое, вдохновляющее чувство, а у Лермонтова она неотделима от печали и боли. Так, писатель и критик Дмитрий Мережковский назвал Александра Сергеевича дневным, а Михаила Юрьевича – ночным светилом нашей поэзии.

Мысли и взгляды Лермонтова были новы и непонятны для России, поэтому ему сложно было найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылки, стихотворения подвергали жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, прямо выражал свои чувства и мысли, при этом осознанно обрекая себя на одиночество.

Источник: https://FB.ru/article/165842/motiv-odinochestva-v-lirike-lermontova-tema-odinochestva-v-lirike-m-yu-lermontova

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики