SAVUZ

Характеристика образа Ункаса в творчестве Купера Д. Ф.

Характеристики творчества Д.Ф. Купера

Характеристика образа Ункаса в творчестве Купера Д. Ф.

Творчество Джеймса Купера относят к эпохе раннего Американского романтизма (20е – 30е гг. XIX века), который писал о беспощадной войне колонистов против индейцев. Главной чертой литературы этого времени можно назвать тему войны за независимость и освоения европейцами американского континента.

В произведениях доминирует тема американской революции, идеализируется жизнь американского Запада, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики, ищется альтернатива буржуазному укладу[3]. В общем, все творчество писателя можно разделить на 2 темы: национальная история (Война за независимость) и природа (фронтир и море).

Герои произведений Купера – мужественные, сильные люди, которые кардинально отличаются от корыстных богачей. Свой первый роман «Предосторожность» (традиционный роман нравов) Купер написал в 1820 году и посветил его своим дочерям. Купер решил не подписывать роман своим именем и переносит действия этого романа в Англию.

Джеймс боялся, что английская критика предвзято отнесется к его роману, так как между американскими и английскими авторам уже возникла конкуренция. Вторым произведением Купера становится исторический роман «Шпион» (1821 г). Как говорил сам писатель, «он попытался создать произведение, которое было бы чисто американским, и темой которого была бы любовь к родине”[4].

Роман принес автору величайшую известность в США и в Европе, положивший начало развитию американского романа. За тем следует серия романов, в которых ярко отображены войны европейцев между друг другом, в которые они вовлекали американских индейцев, заставляя их сражаться друг против друга: «Зверобой», «Последний из могикан», «Прерия», «Пионеры», «Следопыт».

Морская стихия занимает особое место в душе писателя и находит отклик в его произведениях. Это связано с пятилетней службой на морском флоте. Мореплаванию посвящено 11 из 33 куперовских романов. Самые известные: «Лоцман», «Пират», «Красный корсар», «Морские львы».

В 1826 г. Джеймс уезжает в Европу на семь лет. По возвращении он пишет политическую аллегорию «Манекены», пять томов путевых заметок, нескольких романов из американской жизни («Сатанстоу»), памфлет «Американский демократ». Так же он еще написал «Историю американского флота».

Поездка в Европу заставила писателя разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии. С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Манекены» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства.

Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки [3].

Последней книгой Джеймса Фенимора Купера является книга «Новые веяния», это социальный роман об американском судопроизводстве написанный в 1850 г. В 1851 писатель так же пишет короткий рассказ «The Lake Gun» и работу «New York: or The Towns of Manhattan» по истории г. Нью Йорка которую он так и не закончил.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) – немецкий писатель эпохи романтизма, композитор, художник и юрист. Родился в семье прусского королевского адвоката в Кенигсберге. У Эрнста было достаточно сложное детство без родителей (они разошлись когда ему было 3 года), да и вся его жизнь была полна трудностями. При крещении получил три имени – Эрнст Теодор Вильгельм.

Имя Вильгельм он изменил в 1809 г. на имя Амадей из уважения к Вольфгангу Амадею Моцарту, которого он боготворил с юношеских лет. А вот музыкальные заметки он публиковал под именем Иоганнес Крейслер. [10] Уже с юношеских лет Гофман открыл в себе талант к живописи, но главной его страстью конечно же была музыка.

Он играл на многих инструментах, был талантливым исполнителем и великолепным дирижером. Помимо литературных трудов он является так же автором целого ряда музыкальных произведений.

Но не смотря на сильное стремление мальчика к музыке, Эрнст вслед всем старшим в семье был отправлен на юридический факультет, где обучался без особого энтузиазма, ведь настоящим делом своей жизни он продолжал считать музыку. После окончания Кёнигсбергского университета в 1800 году Гофмана ждут многолетие скитания по стезе юриспруденции.

Эрнс был женат на Михалине Рорер, которая была ему верной подругой до конца его дней, хотя в его духовном и творческом мире участия не принимала [9]. Гофмана многие не понимали: его находи странным, резким и не понятным. Большую часть своего времени он поводил в винном подвале, чем изрядно расшатал свои нервы.

На этой почве, когда он садился писать, ужасы, создаваемые его воображением, приводили его в страх. Кроме того, немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали серьезный и глубокомысленный романтизм, без ноток сарказма и сатиры [11]. Значительно радушнее творчество Гофмана воспринимали в Америке и в других странах Европы.

Тем временем, стремительно развивается тяжелая болезнь – прогрессирующий паралич, которая лишает Гофмана возможности передвигаться самому. Тем не менее он продолжает сочинять свои рассказы, диктуя из прикованный к кровати. В 1822 году, в 46 лет силы Гофмана покидают окончательно, у него развивается туберкулез спинного мозга и 26 июня 1822 он скончался на 46 году жизни. Похоронили Эрнст Теодор Амадей Гофман на Третье кладбище берлинского храма Иоанна Иерусалимского [10].

Page 3

Эрнэст Гофман – романтический энтузиаст, воплощение романтического писателя, автор музыкальной новеллы (Амадей Моцарт был его божеством). Основной темой его произведений является взаимосвязь между искусством и жизнью.

Всё творчество Гофмана можно разделить на два течения: с одной стороны – радостные и красочные детские произведения “Щелкунчик”, “Чужое дитя”, “Королевская невеста”. Эрнст умел передать окружающий нас мир таким чудесным и уютным, а людей добродушными и честными.

С другой же стороны – абсолютно полярная фантастика ужасов и кошмаров всевозможных видов сумасшествия людей (“Эликсир дьявола”, “Песочный человек”).

Гофман как романтик выступает последователем Йенской школы. Эрнст всеобще реализовал в своем творчестве все требования к писателю, которые там были выдвинуты – универсальность искусства, идею романтической иронии, синтез искусств. Тема романтической иронии была близка как Йенской школе так и самому Гофману.

Ее суть состоит в том, что бы посмотреть на себя, на окружающий мир и людей с ироничной точки зрения. Ирония помогает романтику пережить несовершенства этого мира, ведь если посмотреть на трудности иронично – их становится легче пережить.

Но все таки между Йенцами и Гофманом есть существенная разница: Йенцы были уверены, что фантазия более реальна чем реальность, что личность романтика может выйти за рамки реальности, и с помощью иронии избежать разногласий. Способность к фантазии воспринималась ими как возможность абсолютной свободы, как освобождение от всего материального [3].

Герой Гофмана тоже иронично воспринимает реальный мир, также пытается уйти от ограничений материального мира, но писатель понимает беспомощность романтического «я» перед жесткой силой реальности. Герои у Гофмана жили в 2-х мирах: реально-бытовом и мнимо-фантастическом.

С разделением мира на 2 сферы бытия тесно связано у писателя разделение всех персонажей на 2 половины – обывателей (филистеров) и энтузиастов. Обывателей – бездуховные люди которые живут в реальной действительности и абсолютно довольны всем.

Это мещане, чиновники, коммерсанты, люди, не имеющее представления о понятии высшие миры и не испытывающие никакой потребности в них. Энтузиасты жили в другой системе. Это музыканты, художники, поэты, актеры. Им не понятны ценности и понятия обывателей. И самое трагичное в этом то, что филистеры вытеснили энтузиастов из реальной жизни [10].

Личность художника привлекает особое внимание в произведениях Гофмана. Тема конфликта между художником и пошлой средой которая его окружает присутствует почти во всём его творчестве – от музыкальных новелл («Кавалер Глюк», «Дон Жуан») до романа «Житейские воззрения кота Мурра». Первая книга Гофмана, «Фантазии в манере Калло.

Письма из дневника странствующего энтузиаста» (1814 – 1815) утверждает: художник – не профессия, художник – образ жизни. [3]. Вершиной творческого пути писателя роман «Жизненные убеждения кота Мурра» сочетает рядом философию и сатиру, трагическое и забавное.

Сюжет романа представляет собой биографию кота и историю придворной жизни в небольшом немецком княжестве, которые выделены параллельно через прием смешения сохраненных мемуаров Мурра и макулатурных писем «какого-то капельмейстера Крейслера». Кот создавал свои произведения на обратных листочках какого то умершего музыканта которые нашел на чердаке. Фрагментарность записок Крейслера придает роману объемность, многогранность, тем более, что в макулатурные письма вписывается несколько сюжетных линий. Героя романа И. Крайслера можно смело назвать альтер эго Гофмана (он музыкант, а следовательно ближе к романтику чем кот философ).

Эрнст Амадей Гофман называл музыку “самым романтическим из всех искусств, так как ей доступна область бесконечного”.

Музыка, по его словам, “открывает человеку неведомое царство, мир, не имеющий ничего общего с внешним, действительным миром, который его окружает”.

Только в музыке человек понимает “возвышенную песню деревьев, цветов, животных, камней и вод”. Музыка — это “праязык природы”. [12]

Последней новеллой Гофмана является «Угловое окно» (1822) – становится эстетическим манифестом писателя. Принцип так называемого «углового окна», то есть изображение жизни в ее реальных проявлениях является художественным принципом новеллы. Жизнь рынка для героя – источник вдохновения и творчества, это способ погружения в жизнь.

Здесь Эрнст впервые для себя идеализирует телесный мир. Принцип углового окна включает в себя позицию художника-наблюдателя, который не вмешивается в жизнь, а только обобщает ее. Он сообщает жизни черты эстетической завершенности и внутренней целостности.

Новелла становится своеобразной моделью творческого акта, сущность которого в фиксации жизненных впечатлений художника и отказ от их однозначной оценки. Общую эволюцию Гофмана можно представить как движение от изображения необычного мира к поэтизации обыденной жизни. Изменения претерпевает и тип героя.

На смену герою-энтузиасту приходит герой-наблюдатель, на смену субъективному стилю изображения приходит объективный художественный образ. Объективность предполагает следование художника логике реальных фактов. [13]

Page 4

  • 1. Интернет-ресурс:http://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pisatelei_biografii_inostrannyh_pisatelei/62-amerikanskaya_literatura/stages/2119-dzheims_fenimor_kuper_biografiya_i_tvorchestvo.html.
  • 2. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Купер,_Джеймс_Фенимор.
  • 3. http://www.testsoch.com/obshhaya-xarakteristika-amerikanskogo-romantizma-v-irving-f-kuper/.
  • 4. Фенимор Купер // Сергей Иванько Год издания: 1990 Издательство: Молодая гвардия Серия: Жизнь замечательных людей.
  • 5. Американский романтизм. Фенимор Купер. Эдгар По [Электронный ресурс] // История зарубежной литературы ХIХ века; [под ред. М.Е. Елизарова]. Режим доступа: URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/elizarova-izl/fenimor-kuper-edgar-po.htm. Название с экрана.
  • 6. Купер, Джемс-Фенимор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
  • 7. Большая советская энциклопедия.
  • 8. Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля.. М.: Радуга, 1987. 464 с.
  • 9. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  • 10. http://uchebnikionline.com/literatura/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xix_-_xx_st_-_davidenko_gy/nimetskiy_romantizm_gofman_geyne.htm.
  • 11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гофман,_Эрнст_Теодор_Амадей.
  • 12. Габитова Р. М. Эстетика немецкого романтизма [Электронный ресурс]. / Р. М. Габитова. Режим доступа: URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/gabitova_estetikanemrom/. Название с экрана.
  • 13. http://koi.tspu.ru/koi_books/skripnik/page4.htm.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/596130/literatura/harakteristiki_tvorchestva_kupera

Роман Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе»: краткое содержание

Характеристика образа Ункаса в творчестве Купера Д. Ф.

«Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе» – второй роман пенталогии Джеймса Фенимора Купера о Кожаном Чулке.

В нем охотник Натаниэль Бампо по прозвищу Соколиный глаз отправится вместе со своими друзьями из племени могикан Чингачгуком и Ункасом в опасный поход через северные леса.

Им будут преграждать путь природные стихии, дикие звери и безжалостные враги. Однако герои не устрашатся препятствий ради благородной цели – спасения прекрасных дочерей полковника Мунро.

«Последний из могикан» вышел в свет в 1926 году, став вторым по написанию и внутренней хронологии цикла. Сюжету предшествуют события романа «Зверобой, или Первая тропа войны». Правда, первая часть пенталогии была создана многим позже – в 1841 году.

«Последний из могикан» – одно из наиболее популярных произведений Купера, описывающее исторические события территориальной экспансии Америки и трагическую судьбу коренного населения континента.

Колоритные картины девственной северной природы, самобытные романтические образы главных действующих лиц, острая проблематика, героический пафос и динамичный приключенческий сюжет неоднократно вдохновляли талантливых поклонников творчества Купера на художественные переложения.

Роман экранизировался режиссерами США, Канады, Франции и Германии. Самой достойной киноверсией признан одноименный фильм Майкла Манна, снятый в 1992 году.

Главные роли в проекте исполнили Дэниэл Дей-Льюис (Натаниэль Бампо/Соколиный глаз), Меделин Стоу (Кора Мунро) и Рассел Минс (Чингачгук).

Синтезировав американскую романтическую традицию первых десятилетий ХХ века, Фенимор Купер написал уникальное в своем роде произведение. Прозаик стал основоположником нового мифа о коренном жителе Америки, создал архетипичный образ так называемого «благородного дикаря» и наметил жанровые ориентиры вестерна.

Дочери полковника Мунро

1757 год. Разгар франко-английского противостояния. Прибрежная территория Гудзона и соседствующих озер стала ареной для кровопролитных сражений. По обыкновению, их жертвами становились не только солдаты, но и мирные жители. Целые индейские племена были стерты с лица земли, а те единицы, что выжили либо спрятались в глухих лесах, либо перешли на сторону одного из колонизаторов.

Индейцы-союзники представляли страшную опасность для мирных поселенцев. Лишенные крова и семей, оттесненные от могил отцов, эти дикие мстители расправлялись с белокожими чужаками со всей жестокостью, на которую были способны их разбитые сердца.

Вскоре жители американского фронтира (граница между освоенными и неосвоенными территориями) вздрагивали при каждом шорохе, доносившемся из леса. Образ краснокожего стал их ночным кошмаром, призраком во плоти, их безжалостным судьей и палачом.

В это неспокойное время дочери полковника Мунро – Кора и Алиса – решили навестить родителя в осажденном английском форте Уильям-Генри, что находился на озере Лейн-Джордж в провинции Нью-Йорк.

Чтобы сократить путь, девушки в сопровождении майора Дункана Хейворда и рассеянного учителя музыки отделились от военного отряда и свернули на потайную лесную тропинку. Ее вызвался показать индеец-скороход Магуа по прозвищу Хитрая Лисица.

Магуа из союзного племени мохоков заверял путников, что по лесной тропинке они доберутся до форта за несколько часов, в то время как по основной дороге им предстоит изнурительное путешествие, длиною в сутки.

Кора с Алисой смотрят с подозрением на молчаливого провожатого, что лишь бросает отрывистые взгляды исподлобья и всматривается в гущу леса. Хейворда также посещают сомнения, но появление нескладного учителя музыки, который спешит в Уильям-Генри, разряжает обстановку. Под девичий смех и песни маленький отряд сворачивает на роковую лесную тропу.

Соколиный Глаз и могикане

А в это время на берегу быстроводного лесного потока белокожий охотник Натаниэль Бампо по прозвищу Соколиный Глаз вел неспешную беседу со своим другом – индейцем Чингачгуком, Великим Змеем. Тело дикаря было покрыто черно-белой краской, что придавало ему устрашающую схожесть со скелетом.

Его гладко обритую голову украшал один единственный хвост волос с большим пером. Чингачгук рассказывал охотнику историю своего народа от светлых времен, когда его праотцы жили в мире и достатке, и до темного часа, когда они были вытеснены бледнолицыми людьми. Теперь от былого величия могикан не осталось и следа.

Они вынуждены таиться в лесных пещерах и вести жалкую борьбу за выживание.

Вскоре к приятелям присоединяется молодой индеец Ункас по прозвищу Быстроногий Олень – сын Чингачгука. Троица устраивает охоту, но запланированную трапезу прерывает топот лошадиных копыт. Бампо не распознает его среди лесных звуков, однако мудрый Чингачгук тут же припадает к земле и сообщает – едет несколько всадников. Это люди белой расы.

У реки в самом деле появляется малочисленная компания: военный, нескладный мужчина на старой кляче, две очаровательные барышни и индеец. Это дочери полковника Мунро со своими сопровождающими. Путники немало обеспокоены – недолго до захода солнца, а конца лесу не видать. Кажется, их провожатый сбился с пути.

Соколиный Глаз тут же ставит под сомнение честность Магуа. В эту пору года, когда реки и озера полны водами, когда мох на каждом камне и дереве сообщает о будущем расположении звезды, индеец просто не может потеряться в лесу. Кто ваш провожатый? Хейворд сообщает, что Магуа – мохох.

Точнее, гурон, принятый племенем мохох. «Гурон? – восклицает охотник и его краснокожие спутники, – Это предательское, вороватое племя.

Гурон останется гуроном, кто бы ни принял его к себе… Он всегда будет трусом и бродягой… Надо только удивляться, что он еще не заставил вас наткнуться на целую шайку».

Соколиный Глаз собирается немедленно подстрелить лживого гурона, но Хейворд его останавливает. Он хочет лично схватить скорохода более гуманным способом. Его план проваливается. Хитрая Лисица умудряется скрыться в лесной чаще. Теперь путникам нужно как можно быстрее уйти с опасной тропы. Предатель, скорее всего, наведет на них воинственную шайку ирокезов, от которых нет спасения.

Соколиный Глаз приводит барышень и их провожатых на скалистый остров – одно из тайных убежищ могикан. Здесь компания планирует остаться на ночлег, чтобы утром отправиться в Уильям-Генри.

Красота юной белокурой Алисы и старшей темноволосой Коры не остается незамеченной. Больше всех очарован молодой Ункас. Он буквально не отходит от Коры, оказывая девушке различные знаки внимания.

Однако изнуренным путникам было не суждено отдохнуть в каменном убежище. Засада! Ирокезам, ведомым Хитрой Лисицей, все же удалось выследить беглецов. Соколиный Глаз, Чингачгук и Ункас вынуждены мчаться за подмогой, в то время как дочери Мунро оказываются в плену.

Пленницы. Две сироты

Кора и Алиса теперь в руках Хитрой Лисицы. Оказывается, таким образом индеец пытается свести личные счеты с полковником Мунро. Много лет назад он приказал высечь Магуа за пьянство. Тот затаил злобу и долго выжидал подходящего времени для расплаты. Наконец, час настал.

Он хочет взять в жены старшую Кору, но получает решительный отказ. Тогда рассвирепевший Магуа сожжет заживо своих пленников. Когда кострище уже разложено, поспевают Соколиный Глаз с подмогой.

Гуроны разбиты, Магуа застрелен, прекрасные пленницы освобождены и едут вместе со своими спутниками в форт к отцу.

В это время французы занимают Уильям-Генри. Англичане, в том числе и полковник Мунро с дочерьми, вынужден покинуть укрепление. В пути обозы настигает воинственное племя с Магуа. Оказывается, индеец только претворился мертвым в схватке на каменном острове. Он вновь похищает Кору и Алису. Первую Хитрая Лисица отправляет к делаварам, вторую забирает с собой в земли гуронов.

Влюбленный в Алису Хейворд устремляется спасать честь пленницы, а Ункас мчится выручать обожаемую Кору. При помощи хитроумного плана, в котором принимает участие Соколиный Глаз, майор крадет Алису из племени. Быстроногому Оленю, к сожалению, не удается спасти Кору. Хитрая Лисица вновь оказывается на шаг впереди.

Ункас, на этот момент уже верховный вождь делаваров, следует по пятам за похитителем. Делавары, которые много лет назад закопали свои томагавки, вновь вышли на тропу войны. В решающей битве они разбивают гуронов.

Понимая, что исход сражения предрешен, Магуа достает кинжал, собираясь зарезать Кору. Ункас бросается в защиту любимой, но опаздывает на несколько мгновений. Предательский клинок Лисицы пронзает Ункаса и Кору.

Злодей торжествует недолго – его тут же настигает пуля Соколиного Глаза.

Хоронят молодых Кору и Ункаса, Быстроногого Оленя. Чингачгук безутешен. Он остался один, сирота в этом мире, последний из могикан. Но нет! Великий Змей не одинок. У него есть верный товарищ, который в этот горький момент стоит рядом.

Пусть у его спутника другой цвет кожи, другая родина, культура, и колыбельные ему пели на чужом непонятном языке. Но он будет поблизости, что бы не случилось, ведь он тоже сирота, заблудившаяся в приграничной зоне Старого и Нового света.

И имя ему Натаниэль Бампо, а прозвище – Соколиный глаз.

Люди мира: Натаниэль Бампо, Чингачгук

Роман «Последний из могикан» выделяется среди романтических произведений индейской тематики. Купер, выросший на фронтире штата Нью-Йорк, стал очевидцем социального явления, названного «пионерством». Именно поэтому он сумел тонко прочувствовать разлад между благородными идеями первооткрывателей и суровой действительностью.

Герои его романа в лучших традициях романтизма разделены на положительных и отрицательных. Однако это деление проводится не по расовому признаку, основой для дифференциации являются личностные качества и поступки человека. Злодеи среди индейцев есть равно как и среди белых (с одной стороны гуроны, Хитрая Лисица, с другой – безжалостные французские и английские колонизаторы).

Принципиально важными для краха расовой теории являются собирательный образ отважных могикан, делаваров и центральные персонажи Чингачгук и его сын Ункас. Индейцы в изображении Купера не только не уступают цивилизованным белым, но и превосходят их в мудрости, ловкости, умении жить в единении с природой и читать ее знаки.

Пример для подражания

Авторский идеал – главный герой пенталогии Натаниэль Бампо, фигурирующий в «Могиканах» под именем Соколиный Глаз. Это пограничный образ, вобравший в себя лучшие черты индейцев и белых. Бампо – гармоничное сочетание природы и цивилизации, носитель таких редких качеств, как простота, бескорыстие, справедливость, честность, доблесть, духовная мощь.

Чингачгук и Бампо создают идеальную героическую пару. Они учатся друг и друга, спорят, но умеют слушать. А главное – выходят за границы расовых предрассудков и становятся людьми мира. Именно их, а не тех, кто живет в городах и кичится последними находками техники, следует считать представителями цивилизованного демократического общества.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/fenimor-kuper/posledniy-iz-mogikan.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики