SAVUZ

Биография Вийона Ф.

Франсуа Вийон

Биография Вийона Ф.

Рассказывая о Франсуа Вийоне, приходится говорить о двух разных персонажах.

Один получил отличное образование, писал стихи, пользовался милостью сильных мира сего и почил в солидном возрасте в провинциальной тиши.

Второй вел разгульную жизнь, участвовал в грабежах и убийствах и умер не то в петле, не то от удара ножа на большой дороге. Кто из них был настоящим – до сих пор неясно.

Франсуа Вийон также известен как “король Vagabond”.

Дни безрассудной юности

Франсуа де Монкорбье (или де Лож, тут источники расходятся) родился в Париже в 1431 или 1432 году. В восемь лет мальчик остался сиротой, и его взял на воспитание родственник – священник Гийом Вийон.

От него Франсуа и получил фамилию, под которой его знают теперь миллионы любителей поэзии.

Воспитание у Гийома Вийона было не очень долгим, но за это время Франсуа приобрел привычку общаться с Господом как со снисходительным духовным отцом, и эта привычка сказалась на сюжетах многих его стихов.

Дети позднего Средневековья взрослели рано и быстро выбирали свою дорогу в жизни. Уже в 12 лет юного Вийона определили на факультет искусств университета, откуда через шесть лет он вышел бакалавром, а затем получил степень магистра искусств, давшую ему право преподавать либо служить на мелких канцелярских должностях.

Жизнь парижского школяра XV столетия имела две стороны. Одна из них давала возможность получить отменное образование, сделать головокружительную карьеру и прожить обеспеченную, респектабельную жизнь. Другая – заставляла терпеть нужду и голод, требовала находить время на выполнение уроков и средства на гулянки в кабаках и у веселых подружек.

Не всякий мог совместить обе стороны без ущерба для своей репутации.

Вийон не пытался сохранить даже видимость благонадежности. Кажется, без него не обходились ни одна потасовка, розыгрыш или другая проделка на улицах французской столицы. Оттого большую часть фактов его жизни историки нашли не где-нибудь, а в судейских архивах.

Именно там обнаружились материалы о похищении вывесок с городского рынка и многолетнем противоборстве с некоей мадам Брюйер за межевой камень из ее поместья.

Школяры несколько раз похищали камень, а однажды водрузили его на самый верх горы Святой Женевьевы, где дополнили сверху вертикальным булыжником и поименовали Pet au Diable, что можно перевести как «пуканье дьяволу». Вокруг инсталляции регулярно устраивались ночные гулянья с пением и танцами.

В конце концов взбешенная владелица «неприличного» камня подала на хулиганов в суд, который обязал университетское начальство наказать виновных. Призванным к ответу гулякам, в числе которых был и Вийон, пришлось на коленях умолять наставников о прощении.

Принимая во внимание лихую жизнь..

Вообще, легенды приписывают мэтру Франсуа крайне неуживчивый агрессивный нрав, из-за которого однажды он оказался в большой беде. Священник Сермуаз затеял с ним перепалку из-за дамы, Вийон не остался в долгу. Потасовка переросла в поножовщину, в которой священник был убит.

Перепуганный поэт, не дожидаясь ареста, сбежал из Парижа. Однако Сермуаз перед смертью отпустил убийце его грех, и Вийон подал в парижский суд прошение о помиловании, которое через несколько месяцев и было ему даровано.

В ожидании милости властей правонарушитель коротал время в обществе распутной аббатисы одного из провинциальных монастырей. Кроме того, памятуя о своих юношеских приключениях, Вийон связался с бандой грабителей и даже поучаствовал в нескольких кражах, чтобы разжиться деньгами.

Так он провел более полугода, наконец ему позволили вернуться в столицу.

Однако в Париже прощенный Франсуа немедленно взялся за старое: в составе воровской шайки ограбил Наваррский коллеж на крупную по тем временам сумму в 50 экю золотом.

Сам Вийон всего лишь стоял на стреме, но на всякий случай решил снова скрыться из города, прихватив свою часть добычи.

Согласно легенде, в ночь после ограбления поэт написал небольшую поэму, известную как «Малое завещание», где с уморительной серьезностью распоряжался своим несуществующим имуществом, а заодно осмеивал многих из знакомых.

Вероятно, удачливый вор рассчитывал вскоре вернуться на парижские улицы, но фортуна отвернулась от него. Кража была раскрыта, выяснились также имена участников, и над головой поэта снова навис карающий меч правосудия.

Дорога в Париж теперь была ему заказана надолго, и Вийон поневоле пустился в новое путешествие по дорогам Франции.

Жизнь, которую он вел в странствиях, мало отличалась от прежней: мэтр Франсуа побывал в тюрьмах Анжера, Орлеана и Мена, но всякий раз ускользал из заключения – то по амнистии для всех арестантов, то в результате помощи воровской братии.

Однажды в Блуа

Впрочем, ни скитания, ни разбойные похождения, ни тюремное заточение не мешали развиваться его поэтическому таланту. В поэзии Вийон всегда строго следовал принятым стихотворным формам, но зато наполнял их абсолютно немыслимым для своей эпохи содержанием.

Он первым начал писать стихи от собственного лица, определив тем самым свою личность на первые роли. Никто до него не обращался к Богу как к терпимому отцу, с расчетом на понимание и прощение любых выходок.

А его баллады, посвященные воровскому братству, поэт записывал на такой хитрой разновидности знаменитого парижского арго (жаргона), что филологи бьются над их расшифровкой и в наши дни.

Самыми известными его стихами считают «Балладу поэтического состязания в Блуа», созданную во время пребывания Вийона при дворе герцога Карла Орлеанского. Как-то герцог предложил десятку желающих из числа его придворных сочинить балладу, содержащую строку «Я над ручьем от жажды умираю».

Строка посвящалась внезапно пересохшему замковому колодцу. Сам Карл написал о том, что некий ручей отделяет его от родных земель и он умирает от жажды вернуться на родину. Другой поэт воспел свою жажду выпить вина, и смерть в его отсутствие над ручьем с холодной чистой водой.

А Вийон, заметив в заданной строке противоречие, создал балладу, полностью состоящую из парадоксов.

От жажды умираю над ручьем,

Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.

Куда бы ни пошел – везде мой дом.

Чужбина мне – страна моя родная.

История умалчивает о том, кому отдал награду Карл Орлеанский, но творение Вийона – единственное, что осталось от шуточной стихотворной дуэли.

От биографии к легенде

Через несколько лет бродяжничества Франсуа вернулся в Париж. Позади был длинный путь, который, однако, и на этот раз ничему не научил его. Поэт привык относиться к собственным похождениям весьма уважительно: выйдя очередной раз на свободу из тюрьмы, он с гордостью отмечал, что «не каждый зверь сумел бы так выкрутиться».

В столице поэт повел прежнюю разгульную жизнь, а его участие в очередной уличной драке, где случайно ранили папского нотариуса, до дна исчерпало общественное терпение.

Франсуа бросили в тюрьму и вскоре приговорили к повешению. Но Вийон не был бы самим собой, если бы утратил присутствие духа в этой безвыходной ситуации.

Строки, посвященные ожидаемой казни, написаны в лучших традициях школярской поэзии:

Я – Франсуа, чему не рад.

Увы, ждет смерть злодея,

И сколько весит этот зад,

Узнает скоро шея.

При том образе жизни, какой вел поэт, он должен был постоянно ожидать смерти. Недаром в своих стихах Вийон замечает, что «всех возьмет смерть в им назначенные дни». Когда настал час его самого – по сей день остается неизвестным. Приговор суда обжаловали друзья поэта, и он в очередной раз ускользнул из лап смерти: повешение для него заменили на десятилетнее изгнание из французской столицы.

Пару дней спустя Вийон покинул Париж и одновременно исчез со страниц истории. С этой поры от его жизни остались только легенды. Одну из них изложил Рабле в книге о Гаргантюа и Пантагрюэле.

Согласно его рассказу, на склоне лет Вийон поселился в монастыре в Пуату, но и там его нрав не давал ему покоя. Однажды поэт задумал поставить мистерию о Страстях Господних и попросил ризничего выдать ему церковное облачение в качестве реквизита.

Ризничий с негодованием отказал, за что его немедленно постигла кара. Ряженые в чертей актеры мэтра Франсуа до того напугали лошадь ризничего, что она понесла. Несчастный не удержался в седле и в буквальном смысле слова не собрал костей, скончавшись еще до того, как кобыла остановилась.

Чем закончилась очередная вполне уголовная история с участием Вийона, Рабле не рассказал. Возможно, он просто сочинил ее от первого до последнего слова.

Ни о жизни поэта после отъезда из Парижа, ни о дате его смерти ничего достоверно неизвестно.

Косвенным доказательством кончины неугомонного мэтра Франсуа может служить лишь стихотворный сборник, вышедший в 1489 году без авторской правки: если поэт не участвовал в выпуске собственных творений, видимо, его уже не было в живых. Вероятнее всего, мятежный поэт Вийон умер не своей смертью. Его биографы полагают, что он это заслужил.

Источник: http://MirChudes.net/people/1393-fransois-villon.html

Биография

О его жизни известно крайне мало, больше домыслов и легенд. В восемь лет остался сиротой. Фамилию Вийон он получил от усыновившего и воспитавшего его родственника, парижского священника, капеллана церкви Святого Бенедикта Гийома Вийона (Guillaume de Villon), которого сам поэт называл своим «больше чем отец» (plus que p?re).

В 12 лет поступил на «факультет искусств» (подготовительный факультет) Парижского университета, который закончил в 1449 со степенью бакалавра, а через три года получил степени лиценциата и магистра искусств, дававшие право преподавать или служить клерком.

Рождённый и воспитанный в среде парижского мещанства в эпоху обнищания и кризиса Франции после Столетней войны, Вийон оказался среди «деклассированных», однако был вхож и в дом парижского прево Робера д'Эстутвиля, где собирались поэты. В честь своего покровителя Вийон сочинил брачную песнь с акростихом из имени его супруги («Баллада Прево-младожену»).

К середине 1450-х он уже достиг известности в качестве поэта. Будучи студентом, Вийон принимал участие в разгульной студенческой жизни; вскоре оказался замешанным в уголовных преступлениях.

Вечером 5 июня 1455 на него напал с ножом священник Филипп Сермуаз. В завязавшейся драке — по-видимому, из-за женщины — Вийон смертельно ранил противника и, скрываясь от суда, вынужден был покинуть Париж. Это убийство, акт самозащиты, вполне дозволенный обычаями, не сыграло бы никакой роли в его дальнейшей судьбе.

Сам Сермуаз перед смертью простил своего убийцу, признав себя зачинщиком. Королевский суд, на имя которого Вийон подал два прошения, объявил его невиновным.

Однако за семь месяцев скитаний вдали от Парижа Вийон, дожидаясь судебного оправдания и оставшись без денег, связался с профессиональными преступниками и уже в октябре, как подозревают, был причастен к двум грабежам. Вернулся в Париж в начале 1456.

В ночь на рождество того же года он вместе с тремя соучастниками совершил ограбление Наваррского коллежа, похитив сумму в пятьсот золотых экю, которую воры тут же поделили, после чего Вийон благоразумно предпочел на время покинуть Париж; в ночь ограбления им написано первое крупное произведение — шуточное послание к друзьям «Les legs» («legs» — «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание). Кража была обнаружена через несколько месяцев, при этом известны стали и имена ее участников — вернуться в Париж Вийон уже не мог.

За последующие пять лет скитаний исходил многие области страны от Ла-Манша (Бретань) до Средиземного моря (Руссильон).

Недолгое время он находился при дворе Карла Орлеанского в Блуа.

Для альбома баллад на тему «От жажды умираю над ручьем», заданную Карлом Орлеанским поэтам его окружения и многократно разработанную самим герцогом, Вийон написал знаменитые стихи, известные под названием «Баллада поэтического состязания в Блуа». По условиям конкурса, поэты должны были написать шуточное стихотворение, но стихотворение Вийона оказалось не шуточным, а полным философского трагизма:

И. Г. Эренбург

Летом 1460 Вийон в орлеанской тюрьме ждал казни, которой избежал лишь по случайности: Орлеан посетила семья герцога, и в честь въезда трёхлетней принцессы Марии в своё наследственное владение заключенные, согласно обычаю, были освобождены из тюрем.

В октябре 1461 Вийон был в тюрьме в городе Мен-на-Луаре, однако новый король Людовик XI, направляясь на коронование, проезжал через Мен, в ознаменование чего поэт в числе прочих арестантов получил прощение.

В конце того же года Вийон вернулся в Париж и в предчувствии близкой смерти создал свои лучшие произведения: «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание).

Кроме этих произведений, Вийону принадлежит ряд отдельных баллад, не дошедшая до нас студенческая поэма «Le Romant de P?t-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), семь баллад на воровском жаргоне (dubia), до сих пор не вполне расшифрованных (их не понимали уже в начале XVI века).

В ноябре 1462 Вийона арестовали по подозрению в краже, скорее всего безосновательному, так как через несколько дней его выпустили на свободу.

В том же месяце в уличной драке, затеянной товарищами Вийона, был тяжело ранен папский нотариус.

Хотя сам Вийон лишь присутствовал при драке, не принимая в ней участия, он снова брошен в тюрьму, подвергнут пытке водой и присуждён к виселице (тогда же он написал «Балладу повешенных» и «Катрен»).

Этот явно несправедливый приговор был по обжалованию заменён десятилетним изгнанием из Парижа и графства Парижского — «принимая во внимание дурную жизнь вышеуказанного Вийона», как гласит протокол от 5 января 1463. Через три дня Вийон покинул Париж, далее его следы теряются. Вийон умер не позднее 1491 года, когда вышло первое издание его произведений (не исправленное), но скорее всего ненадолго пережил своё изгнание.

Характеристика творчества

Биография и творчество более тесно связаны у Вийона, чем у какого бы то ни было иного поэта Франции. Большинство его произведений сочинены «на случай».

Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к которому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества Вийона.

Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни); вся поэтика Вийона построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях Вийона.

Он — реалист в том смысле, что в его поэзии — большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом.

Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament»; здесь традиционная форма «поэтического завещания» даётся в бурлескном преломлении: предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст; эта канва прерывается более или менее обособленными лирическими отрывками (здесь сказалось влияние поэта XIII века Рютбёфа с его пародийным «Завещанием осла» (Testament de l’asne)).

Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV—XV веков баллада у Вийона также часто пародийно снижена; в виде пародии даёт он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «P?re No?» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. п.; в эпизоде с «Прекрасной оружейницей» поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми; наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку: говорят повешенные, тела которых гниют, глаза которых выклевали птицы, и т. п.; к этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души; стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее — особенно характерно для Вийона; оно носит чисто субъективный характер).

Свои лучшие лирические стихотворения Вийон создал в этой манере.

Можно назвать знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament»; все строки начинаются словами «je connais» — «я знаю», рефрен же — «je connais tout, fors que moi-m?me» — «я знаю всё, но только не себя»), балладу «Contraintes», написанную на конкурс, на заданную тему (где Вийон пустил крылатое изречение «je riz en pleurs» — «смеюсь сквозь слёзы»), «D?bat du cuer et du corps de Villon» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая «Ballade de dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времён, в «Testament», с рефреном «Mais o? sont les neiges d’antan?» — «но где же прошлогодний снег?»). Наконец любопытна помещённая в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери Вийона, простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament».

Вийон почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру, — в картинах нищеты, порока, которых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах).

В своей версификации Вийон строго соблюдает канон твёрдой формы стиха, закреплённый в «Поэтике» Эсташа Дешана: фиксированную строфику, метрику и рифмовку в балладах, рондо, двойных балладах, изобилующих акростихами, анафорами и другими ухищрениями.

Влияния на Вийона

Сильное влияние на реализм и пародийность Вийона оказали поэты-буржуа XIII—XIV веков (Рютбёф, Жан де Мён — автор продолжения «Романа о розе»), фаблио, а также, как было доказано впоследствии, фламандский фольклор с его натурализмом; на философскую сторону творчества Вийона повлияли поэты XIV века (Эсташ Дешан, Кристина Пизанская, Ален Шартье).

Влияние Вийона

Первой книгой французской лирики, выпущенной типографским способом, были стихи Вийона.

Громадное влияние Вийон оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Рабле), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII века (Матюрен Ренье, Лафонтен, отчасти Мольер).

С похвалой отзывались о Вийоне Буало и Вольтер; в XIX веке Вийону поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий Вийона; среди парнасцев особенно близки к Вийону по характеру своей поэзии Ж. Ришпен, М. Роллина; немало общего с Вийоном у Верлена и его друга Тристана Корбьера.

Своей популярностью в Англии Вийон обязан прерафаэлитам и Р. Стивенсону.

Гильома IX иногда называют Вийоном XII в.

Вийон в литературе и искусстве

  • Рабле в четвертой книге «Пантагрюэля» приводит два апокрифических сообщения о поздних годах Вийона — шута при дворе английского короля и постановщика мистерий в Пуату. Когда у Панурга спрашивают, где же нажитые им богатства, он отвечает: «А где прошлогодний снег? — Вот главный вопрос, который мучил парижского поэта Вийона».
  • Виктор Гюго. «Ночлег Франсуа Вийона» (пьеса).
  • Роберт Льюис Стивенсон. «Ночлег Франсуа Вийона» (новелла).
  • Юлиу Эдлис. «Жажда над ручьём» (пьеса).
  • В XX веке Вийону посвящены крупные художественные произведения: новелла — Эдшмида «Herzogin» (1912, сборник «Timour», перевод на русский язык М. Елагиной, Гиз, М. — Л., 1923) и роман Ф. Карко «Le Roman de Fran?ois Villon» (1926, есть русский перевод).
  • Осипом Мандельштамом была написана статья под названием «Франсуа Виллон». Также, он посвятил Вийону строки своего стихотворения:
  • Песня Булата Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона».
  • Песня Чернусь «Она!».

Библиография

  • Один из наиболее признанных русских переводов — Эренбурга И. Г. Отрывки из «Большого завещания», баллады и разные стихотворения Ф. Вийона, издание с введением переводчика. — М. 1916. Кроме того, Эренбург посвятил художественное эссе Франсуа Вийону с переводом его стихов во «Французской тетради».
  • Наиболее полные комментированные издания В.: Thuasne. — P. 1923; Dimier — L., P. 1927.
  • В. Варжапетян посвятил Вийону один из трех романов сборника “Путник со свечой” – “Баллада судьбы”.
  • Веселовский Ю. Фр. Вийон и его значение в истории французской поэзии. Журнал МНП. 1897. VII; перепечатано в его «Литературных очерках». т. I. изд. 2-е. — М. 1910.
  • Мандельштам О. Э. «О поэзии». — Л. 1928 (статья о Вийоне).
  • Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. — М., 1989 (Лирика Франсуа Вийона и поздняя готика)
  • Gautier Th. Grotesques. — P. 1844.
  • Stevenson R. L. F. Villon. — L. 1891 (на английском языке; французский перевод в журнале «Europe». — P. 1928).
  • Gaston Paris. F. Villon. — P. 1901.
  • Champion P. Villon. — P. 1913.
  • Champion P. Histoire po?tique du XV-е si?cle. t. II. — P. 1924.

Источник: http://people-archive.ru/character/fransua-viyon

Вийон, Франсуа

Биография Вийона Ф.

Французские разбойники называли его лучшим поэтом среди преступников. Литераторы считали, что если бы он не попал в юности в тюрьму, его никогда бы не посетила муза, а если бы он не стал разбойником, то просто повесился бы с тоски. Ради него у здания королевского суда собиралась толпа, горящая желанием посмотреть, как будет состязаться с судьями в остроумии Франсуа Вийон.

Ранние годы

Франсуа Монкорбье, по другим данным Франсуа де Лож, появился на свет предположительно в апреле 1431 года в пригороде Парижа. Он был незаконнорожденным ребенком, и мать, чтобы избежать позора, отдала сына в монастырь Святого Бенедикта. Мальчика усыновил настоятель Гийом де Вийон. Приемный отец помог Франсуа поступить на факультет искусств Парижского университета.

Однако учеба не привлекала Вийона, он не был тихоней и не корпел над книгами. Франсуа стал захаживать в парижские притоны и завел знакомство со школярами, свернувшими на дурную дорожку.

В 1452 году дипломированный магистр изящных искусств Франсуа Вийон ввязался в драку на парижской улице и, обороняясь, заколол священника. Спасаясь от наказания, 24-х летний Вийон бежал в Шаврель, где несколько месяцев жил у аббатисы женского монастыря.

Дождавшись помилования, он вернулся в Париж в январе 1456 года и сразу же связался с разбойничьей шайкой, ограбившей Наваррский коллеж. Когда преступление было раскрыто, ловкач Вийон оказался единственным, кому удалось избежать суда из-за недостатка улик. Но на всякий случай он решил уехать из столицы.

Перед отъездом он написал шуточную поэму под названием “Les legs”, которая вошла в историю литературы как “Малое завещание”. В ней Франсуа Вийон с истинно парижским шиком завещал свои несметные, но не существующие богатства, городской знати и католической общине.

Обращаясь к своим приятелям-собутыльникам, он дерзко прославлял любовь к земным утехам, беспощадно издевался над богачами и святошами. Конечно, озорная поэма не добавила Вийону ни друзей, ни покровителей среди власть имущих, но зато сделала его кумиром простых людей.

Скитания по стране

Следующие четыре года Франсуа Вийон провел в скитаниях по Франции, скрываясь от суда в Дери, Орлеане и Дефине. Он попытался служить знаменитым принцам-поэтам Карлу Орлеанскому и Рене Анжуйскому, но не ужился при дворе.

Летом 1461 года 30-ти летний Вийон был схвачен на ярмарке торгового городка Менсей-Луара и заключен в епископскую тюрьму. Парижские друзья поэта передали королю стихотворное прошение Вийона о помиловании, в котором он недоумевал, за какие именно провинности удостоен чести сидеть в епископской тюрьме.

Он уверял монарха, что готов немедленно совершить преступление, действительно достойное такого заключения. Развеселившийся король помиловал грешного острослова.

Возвращение в Париж

По возвращении в Париж Франсуа Вийон провел в тюрьме четыре символических дня и вышел на свободу. Но его буйный нрав снова взял верх. В ноябре 1462 года на улице Святого Жака он опять ввязался в драку, которая закончилась двойным убийством. История не сохранила данных о там, виновен ли Вийон в гибели двух несчастных.

Но эта потасовка переполнила чашу терпения городских властей, и они припомнили поэту все предыдущие преступления. Власти отправили его в тюрьму Шатле и приговорили к повешению. В тюрьме, в ожидании своей участи, Вийон создал “Большое завещание”, состоящее из многочисленных баллад и стихотворений.

Самые знаменитые фрагменты завещания – “Молитва Богородице”, “Баллада об острых на язык парижанках”, “Спор с Франком Готье” и “Баллада-эпитафия самому себе”, более известная как “Баллада повешенных”.

Сохранилось свидетельство, что поэт писал “Большое завещание” ночами при мерцании свечного огарка, а днем, просунув голову сквозь решетку темницы, нараспев читал свои сочинения парижанам, которые собирались близ тюрьмы Шатле.

Безграмотности и глупости своих тюремщиков Вийон посвящал эпиграммы и шуточные стихотворные просьбы написать вместо него прошение о помиловании. Позднее знаменитому поэту-преступнику Вийону приписывалось создание еще нескольких баллад на жаргоне воровского братства Какияро.

Изгнание из Парижа

По решению суда, заменившего смертную казнь десятилетним изгнанием из Парижа, поэт покинул столицу 8 января 1463 года. После этого следы Вийона теряются. Точная дата его смерти также не установлена.

Некоторые исследователи полагают, что Франсуа Вийон прожил не более 37 лет и погиб до 1468 года, поскольку он не присутствовал на похоронах своего приемного отца Гийома, к которому Вийон питал самую искреннюю любовь и уважение.

Наследие

Рукописи “Большого” и “Малого завещания” Вийона разошлись по Парижу во множестве вариантов. Примерно за полвека стихи Вийона переиздали 32 раза, что для того времени было свидетельством неслыханной популярности.

О поэзии Вийона с похвалой отзывались Мольер и Бомарше. Его считали своим предшественником символисты Верлен и Вольтер. В наши дни произведения выдающегося французского поэта позднего средневековья изданы на 54 языках мира.

Источник: https://poesy.site/poets/158-viion-fransua.html

Поэзия

Еще в годы учебы в Сорбонне Франсуа был вхож в дом парижского чиновника высшего ранга Робера д’Эстутвиля. Там нередко собирались поэты, и Вийон участвовал в поэтических баталиях к удовольствию хозяев. В их честь Вийон сочинил брачную песнь под названием «Баллада Прево-младожену», в которой акростихом вписал имя супруги Эстутвиля.

https://www.youtube.com/watch?v=Hj4gbsiSWyE

Иллюстрация к стихотворению Франсуа Вийона “Из рая я иду”

Поэзия Вийона неразрывно связана с непростой судьбой этого человека. Все его стихи являются отражением жизненных ситуаций, реакцией на происходящее вокруг.

Творчество Франсуа считается глубоко реалистичным и философичным одновременно.

На фоне стихов поэтов эпохи Возрождения с их романтическими образами, цветущими садами, поющими птицами и стрелами любви особенно контрастно читаются баллады Вийона, полные боли, крови, слез, истинных чувств простых людей, голого реализма.

В то же время поэт первым применил иронические интонации и даже сарказм, говоря о собственной жизни и ее перипетиях, а в некоторых произведениях – и гротеск, утрирование образов. Сквозь строки стихов виден живой человек, со своими грехами и недостатками, страданиями и мечтами, не идеализирующий ни себя, ни других.

Талант Франсуа Вийона, несмотря на многовековую пропасть, глубоко почитали Илья Эренбург и Осип Мандельштам, Николай Рубцов, а жизни и творчеству поэта посвящены многочисленные монографии и исследования.

Личная жизнь

Франсуа Вийон прославился в Париже и Франции не только как поэт, но еще и как заядлый гуляка, разбойник, пройдоха и драчун. Еще до выпуска из Сорбонны он участвовал в выходке школяров, которую впоследствии описал в не дошедшем до наших дней сатирическом романе в стихах. Поэт упоминает о нем в «Большом завещании», написанном в 1461 году.

Озорные студенты умудрились стащить каменную тумбу, стоявшую возле дома почтенной парижанки. Дама подала в суд, обвинив школяров в краже, и установила новый камень. Разозленные молодые люди стащили и вторую тумбу, и вскоре оба камня красовались на территории Сорбонны.

Молодой Франсуа Вийон

Виновных в проделке арестовали и хотели предать суду, но на выручку пришли университетские юристы, и в итоге студенты победили. Озорники были оправданы, зато судейским чинам пришлось несладко.

В 1455 году Вийон вновь попал в громкую историю, на этот раз связанную с убийством. Между поэтом и молодым священником произошла ссора, причиной которой стала женщина. Выпивший священник полез в драку, а Франсуа, защищаясь, ударил того ножом. Ранение оказалось смертельным, и спустя некоторое время задира скончался, успев простить и оправдать Вийона.

Франсуа подал два прошения о помиловании, но, желая избежать ареста, покинул Париж. Это решение стало роковым для поэта. Не имея средств к существованию, он связался с разбойниками. В 1456 году Вийон вернулся в Париж, получив помилование.

Франсуа Вийон в тюрьме

В том же году поэт-разбойник с подельниками ограбил Наваррский колледж. Шайка украла 500 золотых монет и поделила их поровну.

Вийон собирался отправиться в Анжер к герцогу Рене Анжуйскому: Франсуа давно лелеял мечту стать придворным поэтом при каком-нибудь влиятельном вельможе.

В Анжере ему не повезло, а спустя год раскрылись обстоятельства кражи, и Вийону нельзя было возвращаться в Париж под страхом казни.

Перед побегом из столицы непутевый поэт написал «Малое завещание», где в шутливой форме завещал друзьям незначительные предметы и образы: свой пустой кошелек, вывеску на одном кабачке. По некоторым данным, причиной побега стала неразделенная любовь к Катрин де Воссель, которая ответила поэту оскорбительным отказом.

Последующие годы Франсуа провел в скитаниях по Франции. Он вступил в шайку разбойников-кокийяров. К этому периоду относятся написанные поэтом семь баллад на воровском жаргоне, которые сегодня уже никто не может расшифровать.

При дворе Карла Орлеанского, который и сам был известным поэтом, Вийон написал знаменитую «Балладу поэтического состязания в Блуа». Герцог затеял поэтические соревнования, а темой для стихов выбрал «От жажды умираю над ручьем». Стихотворения должны были получиться шутливыми и легкими, но из-под пера Франсуа вышел настоящий шедевр, глубокое, ироничное и философское произведение.

После этого Вийон еще дважды сидел в тюрьмах в ожидании приговора, в Орлеане и городке Мен-сюр-Луар, но был амнистирован по случаю приезда королевских особ. В 1461 году поэт вернулся в Париж, где жил, скрываясь у друзей. Тогда же он написал знаменитое «Большое завещание». В цикл баллад вошли:

  • «Завещание»;
  • «Эпитафия»;
  • «Баллада о дамах былых времен»;
  • «Баллада примет» (Я знаю…);
  • «Молитва»;

«Молитва» стала единственным глубоко трагичным стихотворением, ведь поэт, ни капли не иронизируя, вложил слова мольбы в уста своей матери, которую считал лучшей женщиной на свете. Впоследствии Булат Окуджава написал песню, озаглавленную «Молитва Франсуа Вийона», но к средневековому поэту этот текст отношения не имеет.

Смерть

В 1462 году Вийона снова арестовали и посадили в тюрьму. Благодаря ходатайству о помиловании и просьбам друзей поэта, повешение заменили десятилетним изгнанием из Парижа. В ожидании приговора Франсуа написал «Балладу о повешенных».

Памятник Франсуа Вийона

После 1463 года следы Франсуа Вийона теряются. Обстоятельства и дата смерти поэта неизвестны. Ясно одно: умер он в изгнании, не дожив до первого издания своих баллад, в 1491 году.

Библиография

  • Большое завещание
  • Лэ, или малое завещание
  • Баллада завистникам
  • Баллада о дамах минувших времён
  • Баллада повешенных
  • Баллады на воровском жаргоне
  • Разговор души и тела

Джордж Сорос

Биржевой спекулянт, финансист, инвестор,филантроп

Источник: https://24smi.org/celebrity/5069-fransua-viion.html

Французский поэт Франсуа Вийон: биография и творчество

Биография Вийона Ф.

Немного найдется поэтов, биография которых была бы такой захватывающей и интересной, как у Франсуа Вийона.

О нем упоминали в своих произведениях Франсуа Рабле и Роберт Льюис Стивенсон, снимали фильмы Людвиг Бергер и Фрэнк Ллойд.

Поэта неоднократно хотели казнить, а то, как он закончил свой земной путь и по сей день скрыто мраком неизвестности. О некоторых подробностях биографии Франсуа Вийона расскажет эта статья.

Ранние годы

Точная дата рождения будущего поэта неизвестна. Предполагается, что он появился на свет в период между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432 года.

В восемь лет мальчик остался без отца на попечении матери. Хотя при рождении ребенок получил фамилию де Монкорбье, впоследствии его усыновил родственник, служивший капелланом церкви святого Бенедикта в Париже.

Гийом Вийон очень полюбил сироту и предложил его матери, едва сводившей концы с концами, отдать ему ребенка на воспитание.

Мужчина старался, чтобы Франсуа ни в чем не нуждался и, по словам поэта, был ему «больше, чем отец».

В университете

В XV веке дети бедняков даже не могли мечтать о хорошем образовании. Однако, благодаря Гийому Вийону, в 12 лет Франсуа поступил на факультет искусств Парижского университета. Это был своего рода подготовительный курс, на котором подростков готовили к дальнейшей учебе и прививали хорошие манеры.

В 1449 году будущий поэт окончил университет и получил степень бакалавра. На этом способный юноша не остановился, и еще через 3 года у него уже была степень лиценциата и магистра. Полученный диплом давал ему право преподавать в вузе или служить священником, но ни то, ни другое не прельщало юношу.

Первые стихи

Возможно, родись Вийон в другое время, он бы стал придворным стихоплетом или известным ученым. Однако в середине XV века Франция находилась в упадке из-за недавно закончившейся 7-летней войны.

К счастью для молодого человека, его стали приглашать на вечера, устраиваемые прево (главным исполнителем судебной власти) Парижа Робером д’Эстутвилем. Там собирались поэты, читавшие свои стихи для гостей хозяина дома.

Под их влиянием молодой человек написал свое первое известное произведение «Балладу Прево-младожену». Эта брачная песнь имела форму акростиха из имени невесты д’Эстутвиля.

Благодаря этому и другим произведениям к середине 1450-х годов Франсуа Вийон, биография которого полна белых пятен, достиг известности, как поэт.

Первое столкновение с законом

Студентом Вийон участвовал во всех кутежах и драках, устраиваемых однокурсниками. Кроме того, он отличался любвеобильностью и не пропускал ни одной юбки.

В июне 1455 года его имя впервые попало на страницы официальных документов, которые даже в те времена парижские правоохранительные и судебные органы составляли тщательно, скрупулезно проверяя все факты. Именно благодаря этим записям, до нас дошли многие подробности биографии Франсуа Вийона.

В частности, достоверно известно, что 5 июня 1455 года на молодого поэта напал с ножом священник по имени Филипп Сермуаз. Причиной завязавшейся драки была женщина. В пылу схватки Вийон смертельно ранил «святого отца». Чтобы скрыться от судебного преследования он покинул Париж.

Последствия

Скитавшийся вдали от столицы поэт Франсуа Вийон не знал, что перед смертью Филипп Сермуаз, желавший очистится от грехов, признал, что молодой человек оборонялся и простил своего невольного убийцу. Таким образом, беглецу ничего не грозило. Он написал два прошения Королевскому суду, который объявил его невиновным.

Однако до того как эта радостная весть дошла до Франсуа, он семь месяцев провел в сомнительной компании. Считается, что за это время он успел, по крайней мере, принять участие в двух ограблениях.

Возвращение в Париж

В столице Франсуа Вийон оказался в начале 1456 года. Но преступная среда уже не отпускала поэта. Через 11 месяцев, в ночь на Рождество он вместе с тремя соучастниками ограбил Наваррский коллеж, похитив пятьдесят золотых экю.

Эту сумму он с подельниками тут же поделил и скрылся из Парижа, надеясь, что все останется в тайне, и преступление останется нераскрытым.

Самое интересное, что в ночь ограбления Франсуа Вийон, стихи которого на тот момент еще не пользовались такой популярностью, как в последующие века, написал свое первое крупное произведение — послание к друзьям, озаглавленное Les legs. Впоследствии оно стало известно, как «Малое завещание» (Le petit testament).

Хотя о краже узнали лишь спустя несколько месяцев, правоохранителям удалось установить имена преступников. Таким образом, Франсуа Вийона, биография которого впоследствии была написана во многом благодаря записям, найденным в полицейских архивах, уже не мог вернуться в Париж.

Следующие пять лет поэт провел в скитаниях. Он исходил пешком практически всю страну от Ла-Манша до побережья Средиземного моря.

Состязание в Блуа

В период своих путешествий Франсуа успел побывать в Блуа, при дворе известного мецената и любителя поэзии — Карла Орлеанского. Герцог был увлечен созданием альбома баллад. К его написанию он привлек многих поэтов своего времени.

По условиям конкурса, каждый из них должен был написать по одному шуточному стихотворению на тему «От жажды умираю над ручьем». Среди участников был и Вийон. Написанная им «Баллада поэтического состязания в Блуа» впоследствии была признана одним из самых глубоких философских произведений поэта.

Видимо, идея зарабатывать сочинительством привлекла Вийона, так как сохранилась информация, что он успел также потешить своим искусством герцога Бурбонского, который пожаловал поэту 6 экю.

Тюремное заключение

Однако, один раз попав в преступную среду, Франсуа Вийон, стихи которого стали предметом вдохновения для многих, не мог уже с ней порвать.

Известно, что летом 1460 года поэт оказался в тюрьме города Орлеана. Там он ждал казни, которую избежал лишь благодаря счастливой случайности. Дело в том, что накануне в свое наследственное владение впервые приехала 3-летняя принцесса Мария. По старинному обычаю всех заключенных освободили из тюрем.

Уже через год неисправимый Вийон вновь оказался в заключении, на этот раз в Мен-сюр-Луар. Однако удача вновь ему улыбнулась. Король Людовик XI, направляясь на свое коронование, проезжал через город, в тюрьме которого томился Франсуа. Он проявил милосердие и даровал арестантам прощение.

В париже

После освобождения из заключения, Вийон отправился в столицу. В окрестностях Парижа, зимой 1461-1462 годов Франсуа написал свое главное произведение, озаглавленное, как «Большое Завещание».

Далее его следы вновь теряются, но уже осенью 1462 года в одном из полицейских документов сделана запись о том, что Вийон был пойман на краже.

После короткого суда поэта отправили в тюрьму Шатле, откуда он вышел через месяц, обещав выплатить деньги, доставшиеся ему после ограбления Наваррского колледжа.

Но Франсуа Вийон, творчество которого сегодня изучают в большинстве литературных вузов мира, был неисправим. Уже через месяц он принял участие в драке и ранил папского нотариуса. Попавшего в тюрьму поэта-рецидивиста подвергли пытке. Суд вынес ему смертный приговор, который должны были привести в действие через повешение.

Не надеясь на помилование, он все же обратился с такой просьбой к Парламенту. В дни ожидания казни поэт продолжил творить. Так появилось знаменитое произведение Франсуа Вийона «Баллада повешенных».

Однако произошло чудо. 5 января 1463 года приговор о смертной казни поэту был отменен Парламентом. Его заменили десятилетним изгнанием Вийона из Парижа и ближайших населенных пунктов.

Это постановление Парламента является последним достоверным документальным свидетельством о поэте, которое дошло до наших дней. Через 3 дня Франсуа покинул французскую столицу и о том, где он скитался и как закончил свои дни никакой информации не сохранилось.

Слава

Как и ко многим людям искусства, признание пришло к Вийону только много десятилетий спустя, и, скорее всего, он так и не узнал, что его провозгласили главным поэтом Франции.

Его стихи и поэмы стали известны читателям через 25 лет после того, как этот безбашенный авантюрист покинул столицу. Это событие произошло, когда издатель Пьер Леве опубликовал первый сборник его произведений. Как они у него оказались — неизвестно.

Булат Окуджава: «Молитва»

Долгие годы считалось, что это произведение барда является вольным переводом оригинала Франсуа Вийона. Однако сам Окуджава однажды признался, что это баллада является его собственным сочинением. Он назвал ее «Молитвой Франсуа Вийона», чтобы не иметь проблем с советской цензурой.

Сначала Окуджава написал текст, а музыка была написана позднее. Премьера песни состоялась в 1967 году. «Молитва» Окуджавы сразу полюбилась слушателям, так как в ней каждый находил и находит нечто цепляющее за душу.

Многие предпочитают авторское исполнение этой баллады, но есть немало и тех, кто любит слушать запись, сделанную Еленой Камбуровой.

Теперь вам известно о некоторых подробностях биографии Франсуа Вийона, о «Молитве» Окуджавы и о том, благодаря кому стали известны стихи этого самого известного французского поэта эпохи Позднего Средневековья.

Источник: https://FB.ru/article/379945/frantsuzskiy-poet-fransua-viyon-biografiya-i-tvorchestvo

Франсуа Вийон – биография, фото, личная жизнь, библиография и стихи | Биографии

Биография Вийона Ф.

Франсуа Вийон – французский поэт эпохи позднего Средневековья, личность яркая, неоднозначная, чьи стихотворения оставили глубокий след в душах современников и потомков.

Несмотря на славу и значимость для мировой поэзии произведений Вийона, о его жизни известно немного, а подробности биографии разнятся от источника к источнику. Судьба Франсуа Вийона тесно связана с Парижем, в окрестностях которого поэт родился. По разным сведениям это произошло в апреле 1431 или 1432 года.

Портрет Франсуа Вийона

Настоящая фамилия Франсуа — де Лож или де Монкорбье. Мать мальчика родилась в провинции Берри, а об отце ничего не известно, кроме того, что тот рано умер, и женщина осталась вдовой с маленьким ребенком на руках.

Спас от нищеты осиротевшую семью родственник или друг семейства Гийом де Вийон, капеллан, настоятель церкви святого Бенедикта. По словам Франсуа, священник стал для него больше чем отцом, взяв на себя заботы о воспитании ребенка. Паренек получил не только кров над головой, но и любовь, опеку и образование, которое по тем временам могли себе позволить лишь состоятельные люди.

Капеллан приютил Франсуа, кормил его, одевал, обучал различным наукам, включая арифметику, грамматику, латынь, а также дал воспитаннику свою фамилию. Взамен мальчик прислуживал в церкви и пел в церковном хоре.

Франсуа Вийон в молодости

В 12 лет Франсуа Вийон стал посещать школу при факультете словесных наук Парижской Сорбонны.  В 1449 году юный студент получил степень бакалавра, а еще через три года – степень лиценциата и магистра искусств.

С таким образованием Вийон не имел доступа к высшим должностям и соответствующему классу парижского общества, и мог служить только клерком или преподавателем. По меркам средневековых университетов достойный уровень знаний получали лишь к тридцати годам, отучившись на юридическом факультете и получив степень доктора канонического права.

Фото

Источник: https://biografii.net/znamenitosti/fransua-viion.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики