SAVUZ

Творчество А.А. Блока до Октября 1917 года

Каково было отношение Блока к революции 1917 года?

Творчество А.А. Блока до Октября 1917 года

Кем только ни был Александр Александрович Блок — поэтом, писателем, публицистом, драматургом, переводчиком, литературным критиком. Кроме этого, А. А. Блок — один из классиков русской литературы двадцатого столетия. Немыслим русский символизм без этого автора.

Он внес огромнейший вклад в его развитие и является одним из крупнейших его представителей. А. А. Блок жил в непростые исторические времена, которые были богатыми на события. Одним из них стала Октябрьская революция.

Отношение Блока к революции нельзя назначь однозначным, о чем и пойдет речь в этой статье.

Историческая справка — Октябрьская революция

Октябрьская революция не возникла ниоткуда, у нее были свои причины. Люди того времени устали от военных действий, полнейший развал грозил промышленности и сельскому хозяйству, крестьяне все больше нищали с каждым днем при отсутствии решения по аграрному вопросу.

Проведение социальных и экономических реформ постоянно оттягивалось, в стране возник финансовый кризис катастрофического характера. Вследствие указанного в начале июля 1917 Петроград сотрясают народные волнения, которые требуют свергнуть Временное правительство. Власть издает указ подавить мирную демонстрацию с применением оружия.

Проносится волна арестов, повсюду начинаются смертные казни. В этот момент буржуазия побеждает. Но в августе революционеры отыгрывают свои позиции.

Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия — это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся.

В сентябре большевики получают больше половины на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов.

24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений.

26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны — капиталистическую и социалистическую.

20 век был сложным периодом в российской истории. Октябрьская революция 1917 года сотрясла общество. Это историческое событие не оставило равнодушным никого. Одной из общественных групп, которые откликнулись на произошедшее, была русская интеллигенция. В 1918 году была написана знаменитая поэма «Двенадцать» Александром Александровичем Блоком.

Отношение к Революции 1917 года автора обсуждается уже многими поколениями, и каждый раз появляются все новые и новые интерпретации его позиции. Никто не может сказать, что А. А. Блок придерживался конкретной стороны (скажем максимально просто: «Благом ли для страны стало восстание?»). Давайте разберемся, в чем противоречивость отношения Блока к революции.

Краткий сюжет поэмы «Двенадцать»

Для тех, кто плохо учился в школе, напомним кратко сюжет поэмы. В первой главе представлена завязка действия. Автор описывает зимние снежные улицы Петрограда, охваченные революцией (зима 1917-1918 годов). Портреты прохожих поражают краткостью, но образностью.

По улицам Петрограда идет отряд патруля, состоящий из двенадцати человек. Революционеры обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил революцию ради пьянок и сошелся с бывшей девушкой легкого поведения Катькой.

Кроме разговора про товарища, патрульные поют песню про службу в Красной армии.

Внезапно патруль сталкивается с повозкой, в которой ехали Ванька и Катька. Революционеры нападают на них, извозчик смог спастись, а Катя была убита выстрелом одного из патрульных.

Убивший ее сожалеет о случившемся, но остальные его осуждают за это. Патруль двигается дальше по улице, и к ним пристраивается бродячий пес, которого отгоняли штыками.

После этого революционеры увидели перед собой смутные очертания фигуры — перед ними шел Иисус Христос.

Не только «Двенадцать»

В тот период времени, когда Блок создавал поэму «Двенадцать», он параллельно работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Отношение Блока к Октябрьской революции в этих трудах было весьма однозначно. Он призывал всех полностью слушать и слышать Революцию.

Восторг — вот что изначально испытывал автор по отношению к произошедшему. Блоку виделись великие перемены, которые должны были в будущем привести Россию к времени расцвета и по-настоящему лучшей жизни. Однако отношение Блока к Революции со временем стало меняться. Ведь иногда надеждам не суждено оправдаться.

Ветер перемен. Новое отношение Блока к революции

В поэме «Двенадцать» автором происходит переосмысление истории. Отсутствует былая восторженность и восхваление.

Объективность по отношению к происходящему — вот что выходит на первый план при определении отношения Блока к Революции. Исторические события начинают восприниматься как стихийные явления.

Он сравнивает их с бурей, метелью, которые в своем движении и действии не имеют какой-либо определенной цели и направления.

Каково отношение Блока к революции теперь? Из символа новой лучшей жизни она трансформируется в природную волю и неизбежность. Все, что копилось годами, недовольства и претензии, в один момент вырвались на свободу и начали уничтожать все, что стояло на пути. Это причина, по которой в начале поэмы при описании зимних улиц ветер срывает буржуазные плакаты.

Мир, который гибнет

Символизм Блока, олицетворением которого он стал, присутствует и в этой поэме. Предсоветский мир погибает — его представляет «барыня в каркуле», «буржуй» и др., которые чувствуют себя некомфортно под революционным ветром.

Барыня поскальзывается, а буржуй прячет нос в воротник, чтобы согреться. При этом Блок подразумевает не гибель всей большой страны, а именно уход старого уклада жизни.

Контрастные цвета произошедших событий

Природный контраст черного вечера и белого снега переносится и на людей. Их эмоции окрашены в два контрастирующих цвета: злоба делится на черную и святую. Отношение Блока к Революции в поэме «Двенадцать» становится противоречивым, потому что он понимает очевидность того, что революционные благие цели зачастую достигаются насильственным и угнетающим путем.

Везде устанавливается царство грабежей, насилия, убийств и безнравственности. Но при этом через все произведение проносится мысль о том, есть ли все-таки хоть капля надежды на созидательную силу революции.

Двенадцать красногвардейцев

Главным выражением отношения Блока к революции в поэме «12» является образ патрульных. Предназначение патруля — это установить порядок. Однако сами красногвардейцы являются неуправляемыми, как буря или ветер. Они поступают совершенно непредсказуемо, их поступки нельзя предугадать, а эмоции и чувства неизвестны. В этом заключается трагичность ситуации.

Кроме того, внешнее выражение образа патрульных не соотносится с новой лучшей жизнью. Они больше похожи на заключенных — помятые фуражки, в зубах самокрутки. С другой стороны, для поэта патрульные — это простые русские, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради Революции, но конкретно ради какой цели — это остается неясным.

Революционеры верили в создание нового мира, но какого? Отношение Блока к Революции и новому миру пугает. Во вновь созданном государстве люди грабят, занимаются мародерством, приносят смерть не только виновным, но и совершенно ни в чем не виноватым людям.

Это символизирует смерть Катьки, убитой в стихийном порыве патрульного, который поддался вспышке минутных бурных эмоций. Блок не может не подчеркнуть трагизм смерти Кати, так как убивают блоковскую женщину. Святость и грешность в поэме соединяются воедино.

В ходе всего повествования патрульные постоянно ведут разговоры об отречении от Христа. Для русского человека всегда было характерно «святое», символ нравственности и душевной чистоты. Но несмотря на все, полностью отречься от Христа гвардейцам не удается.

В конце поэмы они все равно с ним встречаются, при этом патрульные ждали врага, а появился святой образ. Важность образа Христа состоит в том, что ступает он нежной поступью. Что равняется тому, как он пришел две тысячи лет назад для спасения душ человеческих.

Одно из положений отношения Блока к революции состоит в том, что он понимал и принимал неизбежность происходящего вокруг, но при этом так и не смирился с безнравственными и бесчеловечными революционными методами.

В заключение

Рассматривая двадцатый век, его события и интеллигенцию, которая жила в это время, можно заметить, как она эмоционально и глубоко реагировала на происходящие исторические события. А. А. Блок реагировал на революционные действия одним из первых, и при этом его реакция была сложной и загадочной.

В поэме «Двенадцать» эта проблема достигает своего пика. С одной стороны, то, что завершает поэму образ Христа, который несет флаг, дает читателю понять, что революция может быть положительным явлением. Но с другой стороны, сцена убийства девушки сопровождается настоящей и искренней жалостью и состраданием.

Катя является образом старого, уходящего мира. Это ведет читателя к тому, что переосмысление Блоком революции становится менее логическим, в нем больше мистического характера.

Из исторического события для Блока революция становилась процессом перехода общества в новое, совершенно другое состояние, которое способно привести к перерождению человеческой личности. Столкновение между двумя мирами должно куда-нибудь привести человечество.

Источник: https://FB.ru/article/367304/kakovo-byilo-otnoshenie-bloka-k-revolyutsii-goda

Блок и революция — поэтическая публицистика

Творчество А.А. Блока до Октября 1917 года

Публицистика большого русского поэта А.А.Блока, относящаяся к революционному периоду 1917 года и позже, является наряду с его поэтическим творчеством указанного времени выражением общего понимания поэтом как судьбы своей страны, так и роли художника в ней.

Вообще публицистические работы, связанные с осмыслением случившего в России в Октябре (и в Феврале, конечно) 1917 года, писались российской интеллигенцией в те годы в большом количестве. На их примерах наглядно можно проследить и общую ярчайшую поляризацию сложившегося после революции общественного мнения.

Так, Александр Блок вопреки своему рафинированному аристократизму принимает события октябрьский дней с восторгом, при этом, разумеется, будучи весьма далеким от реальных представлений о жизни той самой народной массы, победившей в них.

Поэтическая публицистика в статье «Интеллигенция и революция»

Эта работа поэта возникает спустя три месяца после собственно произошедшего переворота, т.е. в январе 1918.

Ввиду этого и общая пафосность и эйфория «преображения» составляют главный настрой этого текста, в котором и система силлогизмов рождается не из суждений логики, а образуется посредством соединения художественных тропов. Можно заключить, что эта статья Блока – яркий образец именно поэтической публицистики.

Жанровое решение и постановка проблемы

Работа «Интеллигенция и революция» по этим признакам схожа с древнерусским жанром публицистики – «словом». По адресату она является обращением поэта к представителям интеллектуальной и художественной элиты страны. Причем, с первых же фраз Блок начинает в ней полемику с той частью интеллигенции, что отшатнулась от Октября 1917.

Построен же весь этот текст в заочно-воображаемой форме такого диалога.

Автор озвучивает «актуальную боль» интеллигенции в самых частотных фразах времени,  что «Россия уже погибла», что страны «больше нет» и т.д.

Поэт даже берется прояснить существующие в обществе крайности жестокости, хаоса и тому подобного:

  1. как неизменное сопровождение всякого революционного действа
  2. как ответ угнетенных за исторический обман
  3. как непременность возмездия

Так, осквернение соборов Блок объясняет отмщением «ожиревшему попу» за взятки; испоганивание барских усадьб  — прошлым насилием в них над крепостными девками; уничтожение судов – существовавшим ранее «судоговорением» и несправедливостью и т.д.

Все разрушительные явления, по мысли Блока, так или иначе будут существовать, поскольку основной силой таких исторических процессов обновления является стихия народной массы.

Интеллигенция же обязана перешагнуть через этот внутренний страх перед стихийным буйством народа, осознав его справедливость, и в итоге встать на защиту этих революционных метаморфоз.

Аргументы и доказательства поэта

 Блоку-поэту был очень близок один миф историософии, по которому России была предназначена роковая судьба искупления. Страна должна была принести себя в жертву за прошлые грехи, причем, не только за свои, но и мира.

Такая мировоззренческая концепция имело широкое «хождение» в умах интеллигенции, преимущественно мистически настроенной и относящейся к художественной прослойке элиты. (напр., см. у Волошина).

В творчестве Блока этот мифологический конструкт был отображен максимально выразительно в цикле «Родина». В этих его произведениях вся история страны представлена поэтом как «стрела татарской древней воли», «вечный бой» и т.д.

Поэтому для него очевиден длинный и страшный путь Родины через горнила прозрений, самообманов и страданий (по своей миссии).

Февраль 1917 для Блока явился тем колоссальным взрывом мирового значения, который должен будет освободить страну от пут самодержавия и устремить народ к будущему его величию. А уже Октябрь положил конец говорильне, колебаниям, которые воспринимались Блоком как нерешительное топтание на одном месте и промедление в ожидаемых преобразованиях.

Мы уже отмечали, что в статье об интеллигенции и революции Блоком не представлено никакой логической аргументации, вместо нее поэт прибегает к поэтическим образам.

Например, говоря об атмосфере предреволюционной царской России, он использует метафорические модели:

  • бремени скуки и безделья бессмысленного
  • долгой ночи, которая наполнена призраками

Разумеется, эти образные решения в его циклах «Ямбы» и «Страшный мир» поданы поэтом с отрицательной экспрессией.

Обращаясь же к революционной тематике преображения, автор использует общеупотребительный конструкт «бури»:

  • Грозовой вихрь
  • Мировой циклон

Но здесь у Блока, напротив, экспрессия скорее положительного плана.

Музыка революции как основной образ

Музыка во всем творчестве поэта раскрывается как цельная метафора смысла, как некая универсальная философема. Этот образ является ключевым и в его поэтических произведениях, и в публицистике. Художественно-концептуальная «нагруженность» этой философской метафоры для поэта отождествлялась с представлениями о:

  • Потаенном смысле
  • Скрытой гармонии
  • Органическом согласии
  • Порядке мировых сил и т.д.

Все это, по мысли Блока, можно было постичь лишь обостренным, почти мистическим наитием, слухом души, но никак не разумом. Поэтому звуки «мировой музыки» становились доступны лишь художнику, точнее, поэту подлинного чувства, который и являлся «сыном гармонии» и носителем ее «ритма».

Более того, оппозицию «музыка — немузыка» поэт воспринимает как универсальный критерий ценностей. И с ее помощью он даже пытается осмысливать:

  • политические события — согласие интеллигенции и революционеров автор считает возможным как «музыкальное» по своему внутреннему побуждению
  • эпохи – музыка прошлого гуманизма
  • поведение элиты – антимузыкальное и т.д.

Даже фигуру Ленина он воспринимает как менее музыкальную, нежели характер Пешехонова.

В статье же о русской интеллигенции периода революции у Блока образ музыки становится полностью структурообразующим, посредством которого он увязывает антагонизмы «глухой ночи» царизма и гимна стихии революционной бури.

Все объяснение Февраля-Октября 1917 года поэт не сводит к конфликтам политики, социальных антагонизмов или даже войны. Все случилось из-за проявления тех мировых мистических процессов, которые прорвались наверх только в России. Понимание этих процессов как почти «природных» приводят его к поэтическому «отождествлению» революции с самой природой, а значит, и с самой музыкой.

Дальше Блок утверждает, что интуитивно чувствующий такую мировую музыку народ и является носителем ее. Поэтому народная стихия здесь обладает большой силой творчества.

А значит, задачей всей интеллигенции на революционном этапе должно стать понимание этих звуков «мирового оркестра» и любовь к ним. Что вполне возможно считать неким политическим призывом к элите не только принять Октябрь, но и продолжить миссию его революционного обновления России. То есть, как сын гармонии, поэт обязан оформить такую стихию как осмысленную, «музыкальную».

Поэт увязывает такие действия интеллигенции с большой исторической ответственностью всякого  чуткого художника.

«Интеллигенция и революция» создавалась вместе с поэмой Блока «Двенадцать», поэтому их концептуальная и художественная «перекличка» очевидны.

Более того, данная статья и сама является образчиком жанра поэтической публицистики, когда все доступные приемы  ее  риторики автор подает через экспрессию и эмоциональное убеждение. (По мысли поэта, в ситуации революционной бури иначе «достучаться» до человека невозможно.

) В классической публицистике, впрочем, такие «отходы» автора не принято относить к достоинствам.

За свою «метафорически-шаткую аргументацию и экспрессию» Блок удостоился ряда критических упреков, осуждения и непонимания коллег, для которых его поэтическая позиция поддержки Октября 1917 была неубедительной.

Сам поэт в дальнейшем лично соприкоснулся с ужасной трагедией постреволюционной России – террором, угрозой смерти от голода и даже арестом и обысками.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/blok-i-revolyutsiya-poeticheskaya-publitsistika

Творчество А. А. Блока

Творчество А.А. Блока до Октября 1917 года

Великий поэт, голос эпохи рубежа XIX и XX веков, тончайший лирик, классик русской литературы – именно таким в истории остался Александр Александрович Блок.

Его произведениями мы зачитываемся даже сейчас, практически сто лет спустя. Пожалуй, самое широко известное его произведение – это стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».

Но что же представляет из себя творчество Блока на самом деле?

А. А. Блок написал огромное количество стихотворений и несколько пьес. Важно знать, что на всем протяжении своего творчества он писал стихи циклами.

Циклы он объединил в сборники, а сборники – в книги, названные им самим «трилогией вочеловеченья» и рассказывающие историю лирического героя Блока, переживающего ужасы жизни в России начала XX века. В центре каждой книги есть свой доминирующий образ.

В первой – это образы Прекрасной Дамы и вечной женственности, во второй – образы города, метели и музыки, а в третьей – образ России.

Замечание 1

Блок – один из крупнейших представителей русского символизма.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ранний период творчества Блока

Писать стихи А. А. Блок начал рано. Будучи ещё ребёнком, он «издавал» рукописные журналы, в которых пробовал себя в разных литературных жанрах. Всерьёз стихосложением Блок занялся в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии.

Начинал творить поэт в духе символизма. По своей сути лирика Блока близка к музыке, что не удивительно, ведь огромное влияние на её формирование оказал жанр романса.

Начало творческого пути Блока стало периодом накопления опыта и поэтического самоопределения поэта, периодом смутных надежд и юношеских мечтаний. Поэт блуждал в поисках Идеала, который впоследствии нашёл в Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери известного химика и своей будущей жене.

Замечание 2

Л. Д. Менделеева, впоследствии Л. Д. Блок, стала для поэта земным воплощением Вечной Женственности.

Образы Прекрасной Дамы и Вечной Женственности постоянно встречались в раннем творчестве Блока. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме», состоящий из 129 стихотворений, собрал в себе произведения Блока, написанные до 1904 года. Сразу же после публикации этого цикла Блок занял едва ли не центральное место в рядах поэтов-символистов.

В предзакатные часы

Среди деревьев вековых

Люблю неверные красы

Твоих очей и слов твоих…

Революция 1905 года

Огромное влияние на жизнь России и на творчество Блока повлияла развернувшаяся в 1905 – 1907 годах первая русская революция. Отзываясь на жестокость революции, Блок сменил тематику своих стихотворений, начав больше писать о социальных тенденциях (цикл «Город») и религии (цикл «Снежная маска»).

Отношение Блока революции было двойственным, что отразилось в его стихотворениях. С одной стороны, поэт приветствовал могучую силу, способную изменить мир, а с другой – опасался её разрушительности.

Шли на приступ. Прямо в грудь

Штык наточенный направлен.

Кто-то крикнул: «Будь прославлен!»

Кто-то шепчет: «Не забудь!»

Рядом пал, всплеснув руками,

И над ним сомкнулась рать.

Кто-то бьется под ногами,

Кто — не время вспоминать…

Обратившись к образам фабрик и рабочих, а не к образу идеальной женщины, Блок сильно изменил направление своего творчества, отойдя от воспевания мистических «иных миров» и приблизившись к реальной жизни. Ещё одним новшеством в его творчестве стало обращение Блока к драматургии. В 1906 – 1907 годах Блок написал три лирические драмы.

Вторая книга Блока, «Нечаянная радость», в которую вошли также и произведения, посвященные революции, сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах. В этот сборник вошли стихи 1904 — 1906 годов, в том числе всем известная «Незнакомка».

Замечание 3

По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов.

Поражение первой русской революции и возникшие в личной жизни проблемы (разлад в семье, конфликт с Андреем Белым) сильно сказалось на мировоззрении Блока. Поменяв взгляды, Блок вынужден был расстаться с бывшими единомышленниками. В постреволюционные годы Блок активно включается в литературную борьбу и публикует множество литературоведческих, критических и публицистических работ.

Революция 1917 года

Не оправдавшая надежды первая революция обратила внимание Блока не взаимоотношения простого народа и интеллигенции в России. Теперь центральное место в творчестве поэта занял образ Родины, воплощение которого можно найти в одноимённом цикле стихов, объединившим в себе произведения поэта, написанные в 1907 – 1916 годы.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви!

Октябрьскую революцию поэт воспринял с большим воодушевлением. В 1918 году Блок пишет три своих самых значимых произведения, посвященных революции: публицистическую статью «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» и «Скифы».

В статье Блок призывал русский народ признать революцию и поддержать происходящие в стране великие перемены, которые приведут её к расцвету и лучшей жизни. Однозначное восхищение, выраженное в этой статье, однако, со временем сменилось большей объективностью.

Отражение этой перемены взглядов Блока можно найти в поэме «Двенадцать».

Размышляя о силе исторических событий, которые сравниваются с бурей и метелью, поэт приходит к осознанию, что революция – скорее стихия и неизбежность, чем обещание лучшей жизни.

Яркие контрасты, невероятная жестокость и лёгкий призрак надежды на созидательную силу революции – такой предстаёт эта поэма Блока перед нами. Столкновение двух миров, будущего и прошлого, ведёт человечество в неведомом направлении.

Важно отметить, что «Двенадцать», произведение революционное не только по духу, но и по своей художественной структуре, отличается от поэзии Серебряного века необычно разговорной и даже вульгарной речью. Использование такого языка, однако, по заявлениям современников Блока, было единственно правильным решением.

Революционные произведения, написанные Блоком в 1918, были неким творческим всплеском, после которого поэт погрузился в глубочайший творческий кризис, сопровождающийся прогрессирующими болезнями ума и тела. Поэт впал в депрессию и перестал писать стихи. Своё последнее стихотворение Блок написал в феврале 1921 года, за полгода до своей смерти.

Особенности поэтического стиля Блока

Для творчества Блока характерно удивительное сочетание мистического и повседневного. Чувствительный к впечатлениям, которые давал ему мир, поэт создавал потрясающие произведения, полные символов и недосказанностей. Дореволюционные произведения Блока убаюкивали читателей, в постреволюционных появилось неведомое прежде отчаяние.

Блок часто использовал антитезы для обострения контраста и параллелизм для увеличения напряжения в своих стихотворениях. Одной из главных особенностей произведений Блока было обилие метафор, переходящих в символы.

Определение 1

Символ в литературе – момент пересечения двух пластов смысла, создающих новое значение, поражающее своей смысловой ёмкостью и призванное вызывать у читателей личные ассоциации.

Поэзия Блока эмоциональна, наполнена символическими рядами и проникнута острым чувством действительности. В своём творчестве Блок не разрушал сложившиеся традиции стихосложения, но менял и комбинировал, объединяя элементы различных стилей и создавая уникальные, неповторимые произведения.

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/tvorchestvo_a_a_bloka/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики