SAVUZ

Сказки характеристика образов героев

Содержание

Главные герои сказки дикий помещик салтыкова щедрина. Сказки характеристика образов героев

Сказки характеристика образов героев

Название произведения: Дикий помещик
Михаил Салтыков – Щедрин
Жанр: сказка
Год написания: 1869
Главные герои: помещик, мужики, исправник

Сюжет

Жил некий богатый, но глупый помещик, у которого все было, но он постоянно жаловался на то, что слишком много вокруг развелось мужиков и дух от них идет нехороший. Просил он Бога избавить его от мужиков, но Бог его не послушал.

Тогда барин сам стал притеснять мужичков, и взмолились они Богу: «Помоги нам!», и Бог к ним прислушался, и все мужики в имении помещика пропали. Барин сначала обрадовался, но потом понял, что сам без услуги Сеньки и других крестьян ничего делать не может. Приехал к нему исправник в гости, подивился на странную жизнь помещика и еще больше удивился его глупости.

Но барин не сдавался и продолжал утверждать, что без мужиков жизнь лучше. Перестал умываться, одеваться, сморкаться, оброс волосами, у него появились железные когти и он стал питаться живыми зайцами.

Исправник доложил в Петербург, что исчезли крестьяне и помещик. Приказано было крестьян изловить и водворить на место.

Их разыскали, и тогда вновь появился и хлеб, и мясо, и рыба. А помещика также изловили в лесу, помыли, постригли, одели и отдали под надзор Сеньке – его лакею, чтобы он постоянно за ним надзирал.

Вывод (мое мнение)

Все сатирические сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина в аллегорической форме раскрывают пореформенное положение крестьян в России в конце ХIХ века. Глупый помещик сам ничего не мог и не хотел, но совершенно не ценил тех людей, чьим трудом он жил и кормился.

В сказке “Дикий помещик” герои оказываются в фантастической ситуации, которая раскрывает сословные отношения и подчёркивает зависимость верхов от простого народа. Мольбы глупого помещика об истреблении мужиков услышал Господь и исполнил его желание.

Описание унылого быта помещика в рассказе Салтыков Щедрин подчёркивает постоянными окриками хозяина, зазывающего своего слугу Сеньку. Каждый раз помещик вспоминает, что дом пуст, но не расстраивается, а продолжает “крепиться”.

Мастерски гиперболизируя характеристику одичавшего помещика, автор описывает его диалог с медведем, который открыто заявляет, что мужика надо бы вернуть.

Главные герои

Богатый, довольный жизнью помещик без имени (автор не указывает имени, намекая на собирательный образ). Переживает и молится о том, чтобы извести мужиков, боясь, что они его добро заберут. Накладывает штрафы, подати, “душит” простой народ всеми возможными способами. Оставшись в одиночестве, каждый день от приходящих слышит о своей глупости. Задумывается, но не сдаётся, сохраняет твёрдость. В финале сказки его, заросшего и одичавшего с огромными когтями, излавливают, стригут и возвращают к нормальной жизни, заставляя ежедневно умываться.
Бесправные, ущемлённые во всем, простые крестьяне молят Бога о спасении от глупого помещика. Ответом на их просьбу стало полное исчезновение крестьян из владений помещика, они “вихрем перелетают” в неизвестном направлении. Всерьёз забеспокоившись, через некоторое время высшее начальство излавливает мужиков и возвращает их снова к помещику. Всё возвращается в былое цветущее состояние.
Приезжает к помещику поинтересоваться, куда исчезли крестьяне и кто за них будет платить подати и повинности. Узнав позицию помещика, угрожает ему. Является инициатором возвращения крестьян, поднимает тревогу, встретив одичавшее существо, похожее на помещика и медведя одновременно.

Второстепенные персонажи

Слуга помещика, которого он ежедневно припоминает, зовет сквозь сон или забыв о пропажи мужиков. Судя по всему, это самый близкий слуга: незаменимый, умелый, хозяйственный.
Знакомые помещика, приезжают в гости, искренне обижаются, когда помещик предлагает им леденцы и пряники вместо говядины, которой в доме нет. Называют его глупым и уезжают.
Когда помещик окончательно одичал, зарос и стал охотиться, как зверь, он посчитал возможным подружиться с Михайло Иванычем. Медведь откровенно высказался о том, что помещик поступил глупо. Мужик в деревне необходим.

Основная мысль произведения – порядок и достаток невозможен без умного работящего простого народа, от которого напрямую зависит жизнь высшего сословия.

Жанр сказки позволил Салтыкову-Щедрину обойти цензуру и подарить литературе оригинальнейшее сатирическое произведение.

Собранный материал и описание главных героев “Дикий помещик” может быть полезен для читательского дневника или для подготовки к уроку по теме.

Тест по произведению

Главным героем сказки является помещик. Он живет в своем имении в некотором царстве, в некотором государстве: “В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл помещик, жил и на свет глядючи радовался.” Помещика зовут князем УрусКучумКильдибаевым: “…российский дворянин, князь УрусКучумКильдибаев, от принципов отступил!” Помещик – богатый человек.

У него много крестьян, земель и т.д.: “Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов.” Помещик является глупым человеком, дураком: “И был тот помещик глупый, читал газету «Весть»…” “Но Бог знал, что помещик тот глупый…” “Вот уж третий человек его дураком чествует, третий человек посмотритпосмотрит на него, плюнет и отойдет.

Неужто он в самом деле дурак?” У помещика изнеженное, мягкое и белое тело, не привыкшее к труду: “…тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.” “Теперьто я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!” На досуге глупый помещик любит раскладывать пасьянс: “Что это я все гранпасьянс да гранпасьянс раскладываю!” “…

в это время на глаза попалась колода карт, то махнул на все рукою и начал раскладывать гранпасьянс.

” Помещик живет хорошо в своем имении, но терпеть не может своих крестьян, которые якобы мешают ему: “Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!” Помещик начинает притеснять крестьян так, что беднягам становится совсем невоносимо: “Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!» – курица за околицу выбредет – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к Господу Богу…” В конце концов Бог помогает крестьянам и те исчезают из имения помещика. Глупый помещик сначала радуется, что остался один: “…не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик – никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки. Вышел помещик на балкон, потянул носом и чует: чистыйпречистый во всех его владениях воздух сделался. Натурально, остался доволен.” Однако вскоре помещик понимает, что без крестьян он не может умыться, пообедать, убраться в доме и т.д.: “Да я уж и то сколько дней немытый хожу!” “…с тех пор как меня Бог от мужика избавил, и печка на кухне стоит нетоплена!” “…пойдет к зеркалу посмотреться – ан там уж пыли на вершок насело…” Глупый помещик решает проявить твердость характера и доказаться всем, чтоб может обойтись без крестьян: “Посмотрим, – говорит, – господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что может сделать истинная твердость души!” “…убедился бы мир, что значит твердость души! – говорит помещик…” В конце концов глупый помещик дичает настолько, что обрастает шерстью, ходит на четвереньках и даже заводит дружбу с медведем: “И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…” “…как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда.” “И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.” В конце концов власти дают помещику других крестьян. Жизнь в поместье налаживается: “…на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая…” Власти отлавливают одичавшего помещика, отмывают его и поселяют в его имении. Помещик живет в своем имении как получеловек-полумедведь и тоскует по дикой жизни: “Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.” Это была характеристика помещика в сказке “Дикий помещик” Салтыкова-Щедрина: описание персонажа в цитатах.

Помещик – главный герой сатирической сказки Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”. Это глуповатый персонаж, который решил истребить всех своих мужиков оттого, что их было слишком много и они могли все переесть.

Сам он себя считает истинным представителем дворянства и годится тем, что он потомственный князь по имени Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое “белое и рассыпчатое” тело. Однако он не понимает, что без помощи крестьян он не сможет долго просуществовать.

Он всей душой ненавидит мужиков и не выносит “холопьего духу”, хотя именно эти люди ему прислуживают, дают хлеб насущный и заполняют его скучную жизнь.

После того, как его просьба к богу сбылась, и крестьяне, наконец, пропали со двора, он стал влачить бессмысленное существование. Есть было нечего, бриться или умываться незачем, поиграть в карты тоже не с кем. Тогда он стал приглашать в гости своих знакомых.

Однако они, недовольные тем, что у хозяина нет ни еды, ни слуг, быстро уезжали и называли его глупым. Вскоре к нему приехал и капитан-исправник. Он был недоволен положением дел, так как с пропажей крестьян не стало и податей в казне, и товаров на рынке.

В результате начальство решило найти и вернуть крестьян, а дикого помещика вразумить. А помещик, во время проживания в одиночестве совсем одичал: начал лазить по деревьям, ходить на четвереньках, кушать зайцев целиком. Его с трудом изловили, умыли, побрили и привели в порядок. Следить за ним оставили слугу Сеньку.

По сюжету сказки, помещик и до сих пор жив, раскладывает свои пасьянсы, мечтает снова жить в лесу и иногда мычит.

Другие работы по этой теме:

  1. ­Основная мысль Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” является едкой сатирой на господствующее сословие. Все действо, описанной в ней, происходит будто в рамках одного имения,…
  2. ­Чему учит сказка Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с аллегорическим изображением персонажей. Автор их писал на завершающем этапе своего творчества и с высоты…
  3. ­Нравственный урок Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина были написаны на завершающем этапе творчества писателя, где-то между 1880 и 1886 годами. Форма сказки для обличения социально-нравственных проблем…
  4. “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота,…
  5. Жил-был один Помещик. Жил он, горя не зная и всего ему хватало. Однако был он глуповат и читал только газету “Весть”. Его беспокоило одно обстоятельство,…

Источник: https://sadlazur.ru/glavnye-geroi-skazki-dikii-pomeshchik-saltykova-shchedrina-skazki.html

Герои русских народных сказок – подробное описание: собирательные образы и индивидуальные особенности

Сказки характеристика образов героев

Русские народные сказки – это значительный элемент национальной истории, через призму которого можно рассмотреть не только народ, как целостное образование, но и его отдельные стороны.

Веру в добро и зло, справедливость, семейные устои, религиозные воззрения, осознание собственного места в окружающем мире.

Русская народная сказка всегда несет в себе обучающий компонент, скрывая его под оболочкой легкого, незатейливого повествования.

Герои русских народных сказок – это собирательные образы наиболее типичных народных черт. Широта русской души, воспетый пословицами авось или дурак, богатеющий думками – все находит отражение в фольклорных повествованиях.

Какую бы сказку мы ни взяли, кругом сокрыт глубинный смысл.

Нередко, под личиной неуклюжего косолапого медведя, доверчивого зайца или хитрой лисицы можно увидеть пороки человеческого характера, гораздо отчетливее, чем это было бы заметно во «взрослых» повествованиях.

Ведь не даром же говорят – сказка ложь, да в ней намек…

Герои животные в русских народных сказках тесно связаны с представлениями о мире древних славян. Близкое соседство с естественной средой, обширными лесами и долинами полноводных рек, поселило в сказках типичных представителей окружающего ландшафта – лисиц, медведей, волков, зайцев.

Крупный и мелкий рогатый скот, также нередко выступает в роли сказочных персонажей. Особенно в тех случаях, когда подчеркивается культ домашнего очага, благоденствия, семейности (например, в сказке Крошечка-Хаврошечка). Почитается и домашняя птица (Курочка Ряба), и мелкие грызуны (Мышка Норушка).

Важно помнить, что умение не просто слушать, а слышать и понимать то, что сокрыто в русских народных сказках, также ценно, как и, к примеру, понимание иностранного языка.

Сами по себе слова-символы не имеют значения. Гораздо важнее, какую глубину они в себе хранят.

И, раз уж сохранились, пережили смутные и сытые времена сказочные предания, значит они и в самом деле кладезь народных знаний.

1. Баба ЯГА

Злая баба в мифологии славянских народов. Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.

В различных сказках образ Бабы Яги носит различную эмоциональную окраску. Иногда она противостоит главному герою; в некоторых случаях поддерживает, наставляет его; реже — сама выступает против зла.

Баба Яга — очень древний мифологический образ. Он позволяет иначе взглянуть на быт и философию наших предков. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Сказки про Бабу Ягу: 

2.Василиса Прекрасная

Собирательный идеализированный образ женского начала в сказках. Сочетает ум – житейскую мудрость и красоту. Считается дочерью Морского Царя, и достается главному герою в награду за победу над злом. Другие наименования: Елена Премудрая, Василиса Премудрая, Марья Искусница, Марья Моревна. Часто меняет образы, перевоплощаясь в животных.

Василиса — очень древний славянский образ, идеализирующий женское начало. Внимательно прочитывая сказочные сюжеты, можно узнать много нового о древних общественных институтах, взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Сказки про Василису Прекрасную (Премудрую):

3. Водяной

Повелитель водной стихии в представлении славянских народов. Причем, в противовес Морскому Царю, владычествует над стоячими, затхлыми водами: омутами, болотами, полыньями. Обычно изображается в виде старика с рыбьими чертами, длинной косматой бородой, облаченного в тину.

Предания о Водяном очень разнообразны. Он могуществен и, несмотря на свой скверный нрав, благоволит пчеловодам. Не трогает он и рыбаков, готовых разделить с ним свой улов. А вот некрещеных или тех, кто забыл осенить себя крестным знамением перед купанием ни за что не жалеет.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Сказка про водяного:

Перед Крещением

4. Жар-Птица

Огненная птица; обычно – объект поиска главного героя сказки. Ее нельзя взять голыми руками. Пение Жар-Птицы исцеляет больных, возвращает молодость, отгоняет печали. Способна давать своему обладателю несметные богатства.

Жар-Птица и Иван дурак СКАЗКА

Жар-Птица девица и стрелец удалец СКАЗКА

5. Змей Горыныч

Мифический дракон в славянской мифологии. Обладает несколькими головами. Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых. В сказках выступает как отрицательный персонаж, неотъемлемое звено равновесия сил добра и зла. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Змей Горыныч СКАЗКА

6. Иван-дурак

Комичный персонаж в русских народных сказках. Это собирательный образ беднейшего крестьянского сословия — неграмотного, бесхитростного и до безобразия простого в житейских делах. Именно за эти качества Ивану-дураку и воздается по заслугам. В этом образе немаловажную роль играет и поздний христианский культурный слой.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)

7. Иван-царевич

Герой русских народных сказок. В большинстве сюжетов – положительный персонаж. Наименование «царевич» указывает скорее на царственность намерений и поступков, нежели на реальный титул. Обычно по сюжету выполняет непростое задание за которое получает вознаграждение.

8. Колобок

Главный герой одноименной русской народной сказки; скатанный шарик из теста, символ довольства и сытости русского народа.

Для его приготовления используется ограниченное количество ингредиентов, но несмотря на это, Колобок получается румяным и аппетитным. В этом сокрыта главная мораль сказки.

Правда в итоге, за свою самонадеянность, Колобка настигает расплата.

Но, все равно, подчеркивается – Хлеб всему голова.

9. Кот Баюн

Наделенное волшебной силой мифическое существо. Как правило, отрицательный герой. Обладает огромными размерами и способностью говорить человеческим голосом.

«Баюн» означает говорун. Своими рассказами – сказками, кот может насмерть заболтать собеседника.

Однако для того, кто сумеет приручить его или получить в качестве трофея, кот подарит вечное здоровье, молодость и силу.

10. Кощей (Кащей) Бессмертный

Тощий, сморщенный старик. Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой.

Например, дуб, под ним пещера, там сундук, в сундуке — шкатулка, в шкатулке — яйцо, в яйце – игла. В мифологии славян охраняет проход в Царство Мертвых. Вступает в союз со Змеем Горынычем.

По сюжету сказки, нередко похищает невесту главного героя.

11. Курочка Ряба

Волшебная курица из одноименной сказки. Несет золотые яйца. Олицетворяет особую роль домашних животных в крестьянском хозяйстве. Рассудительна и мудра. Показывает, что не всегда золото может быть важнее обыкновенного яйца, которое используется в пищу.

12. Леший

Хозяин леса, бесплотное или телесное существо. Способен менять облик. Перевоплощается в животных, деревья, карликов, великанов и даже принимает вид знакомых людей.

Леший нейтрален. И в зависимости от своего отношения к герою, становится то добрым, то злым персонажем. Умеет эмитировать все звуки леса.

Нередко приближение Лешего угадывают в шелесте листвы в безветренную погоду.

13. Лихо

Живое воплощение нелегкой человеческой доли, судьбы. Обычно предстает в образе одноглазого безобразного чудовища со слюнявой зубастой пастью. Прообразом Лиха в славянской мифологии являются греческие мифы об одноглазом Циклопе.

14. Мороз

Морозко, Дед Мороз. Это седобородый старец в длинной меховой шубе с посохом в руках. Является покровителем холода. Ему подчиняются снегопады, метели и вьюги. Обычно справедлив. Одаривает подарками тех, кто ему нравится. Помогает в трудных ситуациях и наказывает тех, кто этого заслуживает. Ездит на больших санях, запряженных тройкой лошадей.

(В западной традиции – Санта Клаус, ездит на санях с оленями).

Дед Мороз ОПИСАНИЕ Читать

Санта Клаус ОПИСАНИЕ Читать

15. Морской Царь

Повелитель всех земных вод. Обладает несметными богатствами, оставшимися после затонувших в разные исторические эпохи кораблей. Живет Царь в огромном дворце в самой глубине моря. Его окружают морские девы, которые способны увлекать за собой моряков и просто случайно гуляющих по берегу мужчин. Царю подвластны шторма. Он по своей воле топит корабли.

16. Снегурочка

Внучка Деда Мороза. В славянской мифологии упоминается, как девочка, сделанная из снега. В зимний период Снегурочка веселится и ведет себя, как самый обыкновенный ребенок. А как только пригреет солнышко – тает, превращаясь в облачко до следующей Зимы. ЧИТАТЬ подробнее

Зима лето пугает, да всё равно тает.

Снегурочка СКАЗКА Читать

17. Солдат

Герой русских сказок, лишенный всякой сверхъестественной силы. Является олицетворением простого русского народа. Как правило, после окончания службы, попадает в трудные ситуации, из которых ему помогают выбраться магические существа и предметы.

Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает, а он все такой же бывает.

18. Царевна-Несмеяна

Царская дочка, которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства.

Смех — не грех, коль приятен для всех.

19. Царевна-Лягушка

Обычно, под обликом Царевны-Лягушки скрывается Василиса Премудрая. Она вынуждена находиться в теле земноводного до той поры, пока ее не освободит главный герой. Обладает магическими способностями и житейской мудростью.

Царевна — Лягушка СКАЗКА

20. Чудо-Юдо

Необыкновенный сказочный персонаж, обитатель морей и океанов. Не несет ярко выраженной эмоциональной окраски (не добро и не зло). Обычно воспринимается, как чудесная рыбина.

Читать также:

Источник: https://skazachok.com/geroi-russkih-narodnyh-skazok-podrobnoe-opisanie-sobiratelnye-obrazy-i-individualnye-osobennosti/

Психологические роли. Узнай себя в одной из сказочных героинь

Сказки характеристика образов героев

Двухлетний малыш подсовывает маме красочную книжку, шестилетка старательно складывает буквы в слова, пытаясь дочитать начатую папой сказку. Девочки дают куклам имена прекрасных принцесс, мальчишки представляют себя непобедимыми героями мультфильмов.

Постепенно сказки становятся частью нашей жизни, и, повзрослев, мы неосознанно переносим в реальность сюжеты своих любимых историй. Они так глубоко вписываются в подсознание, что начинают влиять на наши представления и образ жизни.

А правильно ли это – всегда играть одну  и ту же, однажды выбранную психологическую роль? Вам кажется, что это не про вас? Что ж, прочитайте – и удивитесь, узнав себя в одной из сказочных героинь.

Психологическая роль: «Я как Красная Шапочка»

Она — доверчивая и любознательная девушка с легким характером и верой в авторитет старших.

Всегда готова откликнуться на просьбу о помощи, но иногда то, что она делает, не соответствует тому, о чем ее попросили.

Тем не менее, стремление помогать другим граничит в ее характере с самоотверженностью. Красная Шапочка беззаботна, она всегда надеется на чудесное спасение, которое придет, откуда не ждали.

Серый волк — мужчина, которого так боится мама Красной Шапочки. Он — сильная, доминирующая личность, этакий брутальный тип. Способен управлять Красной Шапочкой и даже манипулировать ею. Подсознательно наша героиня готова к тому, что Серый волк ее обманет, но все равно подчиняется его указаниям.

Психологическая роль: «Мальвина»

героиня сказки «Золотой ключик» — Мальвина, девочка с голубыми волосами (кстати, этот цвет в психологии подчеркивает доминанту интеллекта во внутреннем мире). Прежде всего она думает, потом -действует, и только затем проявляет эмоции. По натуре Мальвина серьезна, последовательна и терпелива.

Отличница по натуре, свою жизнь она разложила по полочкам, тем самым превратив ее в рутину. Ей необходим «хулиган», живущий не по правилам, ведь только он сумеет раскрасить ее существование настоящими эмоциями и чувствами. Ни преданный Арте-мон, ни влюбленный Пьеро не подходят на эту роль — они скучны и предсказуемы.

Выбор падает на «несносного» Буратино, абсолютно необучаемого, но такого озорного!

Буратино — взбалмошный и непредсказуемый, типичный «плохой» мальчишка. Он бросается навстречу новым приключениям, как в омут с головой, но при этом знает, что всегда может вернуться в стабильный и уютный мирок — домик Мальвины.

Психологическая роль: «Царевна-лягушка»

Василиса Премудрая — девушка умная, расчетливая, с огромным потенциалом, но вынужденная носить «лягушачью кожу». Возможно, она родом из бедной или неблагополучной семьи и в силу обстоятельств не имеет возможности показать, что на самом деле является Царевной.

Иван-Царевич — ее шанс «выбраться в люди», реализовать свои возможности. Василиса Премудрая хорошо знает себе цену. Она готова применить все свои таланты, строя отношения с мужчиной, помогая ему. Но и от него бездействия не потерпит.

В общем-то, неплохой сценарий для женщины, если бы не одно «но»: потребность искать себе в мужья кандидата непременно «царского рода»…

Иван-Царевич — мужчина, сумевший разглядеть в невзрачной лягушке Царевну. Единственная оплошность: он сжег лягушачью шкурку, которая олицетворяла прошлое Василисы. Но не всегда полезно сжигать мосты, да еще делать это за кого-то.

Правильнее было бы оставить ей «путь к отступлению», создав некую иллюзию свободы: мол, если захочешь, ты можешь вернуться в свою прежнюю «лягушачью кожу», но я помогу тебе понять, что ты из нее уже выросла, и тогда мы вместе эту кожу сожжем.

Психологическая роль: «Аленький цветочек»

Героиня сказки — Настенька — это женщина, которая любит «из жалости». «Ах, бедняжка, он такой несчастный и одинокий! Без меня он совсем пропадет». И она решает посвятить свою жизнь тому, чтобы сделать из Чудовища Принца. На фоне этого сценария у женщины снижается критичность к отрицательным качествам партнера, причем не только внешним.

Он может быть грубияном, наглецом, невежей, относиться к ней без уважения. И, кстати, сам он, скорее всего, вовсе не считает, что до встречи с ней был несчастен… Когда же Настенька обнаруживает, что ее магия не действует, она может либо принять жертвенную позицию и остаться с Чудовищем, либо уйти и искать новый объект жалости и спасения. И так до бесконечности.

Психологическая роль: «Золушка»

Золушка — это сценарий безропотной, загнанной домохозяйки, «которой вдруг однажды повезет». Это Жертва, выполняющая нелюбимую работу и окруженная жестокими людьми.

Она живет в ожидании спасителя, который однажды придет и изменит жизнь, подарит машину, красивое платье и положение… Впрочем, даже встретив Принца, Золушка часто бывает поражена, обнаружив, что свадьба принесла ей лишь новые обязанности.

Придя к выводу, что это вовсе не Принц, она вновь начинает терпеливо ждать очередного спасителя.

Психологическая роль: «Герда из Снежной королевы»

Герда — женщина, которая героически берет на себя все заботы о мужчине. Впрочем, она испытывает почти материнские чувства ко всем, кто попадает в круг ее общения, особенно к беспомощным и бесполезным.

Она готова преодолевать любые трудности ради сохранения отношений, не замечая, что работать при этом приходится ей одной. Фактически Герда — глава семьи, и часто она же является и основным добытчиком.

Мужчина же становится при ней вечно опекаемым ребенком.

Кай — пассивный, но очень милый мальчик. Пользы от него немного. Да она и не требуется! Как говорится, «твоя помощь в том, чтобы не мешать». Поди-ка, займись чем-нибудь безобидным…

Да вот, хоть слово «вечность» из льдинок собери. Только аккуратнее, смотри, чтобы осколки в глаз не попали!

Сказка – ложь, да в ней намек…

Человек может искать одиночества, как Робинзон Крузо, убегать, как Гекльберри Финн, сражаться с ветряными мельницами, как Дон Кихот, быть Принцем или Принцессой… В жизни он играет множество ролей, и часто одна перетекает в другую.

При этом он не замечает, что его истинное «Я» давно заблудилось в веренице выдуманных персонажей. Человек не видит и не ощущает себя настоящего, и поэтому проигрывает. Ведь в реальности лишь те сказки имеют счаст-.

ливый конец, сценарии которых соответствуют реальным возможностям и истинным потребностям играющего, а это случается крайне редко…

Что же делать?

В первую очередь — осознать, что вы живете РОЛЬЮ, а не своей жизнью. А чтобы перестать отождествлять себя с определенным персонажем, попробуйте хотя бы на время сменить привычную роль на другую, желательно противоположную.

Например, если вы привыкли быть Мальвиной — образцовой и правильной, попробуйте стать отчаянной и непослушной Пеппи-Длинный-Чулок. Если вы по жизни Золушка, побудьте какое-то время эгоистичной Барби.

Расширив границы своего «Я», вы увидите, что жизнь стала намного ярче, а вы — счастливее!

Наталья Кулибова, психолог.

Источник: http://drprof.ru/psychology/psixologicheskie-roli-skazochnye-geroini.html

Герои русских сказок – описание, происхождение и трактовка

Сказки характеристика образов героев

На сказках формируется мышление, фантазия и мировоззрение многих поколений. Сказки не только развлекали нас в детстве, но поступки героев русских сказок учили нас различать добро и зло, быть смелыми и поступать справедливо.

Вместе с тем, в сказках отображены разновременные верования, взгляды и представления народа. В ходе своего развития сказка существенно видоизменилась, изменились и её функции.

Если первично она использовалась с магической заклинательной целью (призвать удачу на охоте, уберечься от врагов или обеспечить победу в бою), то со временем, утратив ритуальное значение, сказка приобрела эстетический, обучающий характер или развлекающий характер.

Условными остались и сказочные персонажи. Они – типы, а не индивидуальности, а значит, описываются в общих чертах, часто идеализируются, возвеличиваются, гиперболизируются.

Главные образы тут всегда антагонистичны: один воплощает добро, прекрасное; другой – злые силы. Отсюда – их характеристики – действия, поступки, намерения, язык.

Соответственно с функциями, героев русских сказок условно делят на добротворцев, злотворцев и обездоленных. 

Самую большую группу сказочного народного эпоса составляют волшебные, фантастические сказки. Объяснение многих мотивов и особенностей сказочных героев можно найти лишь в сопоставлении с давними ритуалами, элементами социально-религиозного уклада жизни праславян и древних евразийцев. Давайте же попробуем проанализировать некоторые, самые известные персонажи русских сказок.

Герои русских сказок. Баба-яга

Баба-яга – персонаж славянской мифлогии и фольклора. Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья.

Чаще всего – отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть), но иногда выступает в качестве помощницы героя.

Согласно специалисту в области фольклора Владимиру Проппу, можно выделить три вида Бабы-яги в сказках: дарительница (дарит главному герою сказочного коня), похитительница детей и воительница (сражается с главным героем «не на жизнь, а на смерть»).

В современных представлениях Баба-яга – хозяйка леса и охранительница границ «иного мира» (тридевятое царство). Поэтому у неё костяная нога – чтобы стоять в мире мёртвых.

Во многих сказках Баба-яга топит баню и выпаривает героя, совершая обряд омовения. Затем кормит его, то есть совершает как-бы тризну вместе с ним.

А сам женский образ Бабы-яги связан, по мнению исследователей, с матриархальными представлениями об устройстве социального мира.

Герои русских сказок. Водяной

В славянской мифологии – дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом.

Имеет огромную бороду и усы, иногда – рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы.

Поэтому мельники их всячески задабривали, а также закапывали под бревно, где будет дверь в мельницу, живого чёрного петуха или другие охранные атрибуты. Часто Водяного ассоциируют с морским царём.

Герои русских сказок. Жар-птица

Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке.

Питается золотыми яблоками, своим пением исцеляет больных и возвращает зрение слепым. На глубинном мифологическом уровне является олицетворением огня, света и солнца. Поэтому каждый год осенью Жар-птица умирает, а весной возрождается.

На межкультурном уровне у неё есть аналог – птица Феникс, возрождающаяся из пепла.

Герои русских сказок. Змей-Горыныч

Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах. Живёт обычно в горах, у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых.

Число голов Змея-Горыныча обычно равно трём (3, 6, 9 или 12). В сказках со змеем обычно ассоциируется огненная стихия. Змей-Горыныч похищает девушек (часто это царевны), чтобы полакомиться.

После этого главный герои приходит к нему на поединок, прежде убивая его детёнышей-гадюк.

Герои русских сказок. Иван-дурак

Очень популярный в мифологии образ, который при решении проблем руководствуется собственными, нестандартными решениями, часто противоречащими здравому смыслу, но приносящими успех. Обозначение «дурак» трактуют по-разному. Кто-то из исследователей считает это оберегом от сглаза.

По другой версии Ивана называют дураком, поскольку обычно в сказках он – третий сын, которому не положена доля родительского наследства (отсюда и умение мыслить нестандартно, находить выход из сложных ситуаций). Этимологически образ Ивана-дурака связан с образом жреца, ведь он умеет петь и играть на разных инструментах, а также говорит загадками.

В финале сказок Иван-дурак получает богатство и царевну в жёны.

Герои русских сказок. Кот-баюн

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять. Само слово «баюн» означает «говорун, расcказчик». В сказках Кот Баюн сидит на высоком столбе за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном лесу, где нет животных. В одной из сказок он живёт у Бабы-яги.

Поймать Кота Баюна – это обычно испытание для главного героя, который ловит его в железном колпаке и железных рукавицах. Зато пойманный Кот Баюн потом служит при царском дворе, исцеляет больных своими рассказами.

Герои русских сказок. Колобок

Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж явно олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катиться, что отсылает нас к культу солнца.

Герои русских сказок. Кощей (Кащей) Бессмертный

Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах.

«На море, на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – смерть Кощея». Часто похищает невесту главного героя.

На вид – худой (Кощей – от слова «кость») высокий старик либо живой скелет. Иногда на говорящем и летающем коне. Могущественный чародей, что позволяет также и его прототипами назвать жрецов.

Герои русских сказок. Леший

Дух-хозяин леса в мифологии славян. Облик его бывает разным, пород даже противоположным в разных сказках – то он небольшого роста, то гигант, то антропоморфное существо, то имеет животный облик. В любом случае – природа его потусторонняя.

Отношение людей к нему тоже двойственное. С одной стороны, его боятся, он может заставить человека заблудить, иногда проказничает, может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях.

Вместе с тем, именно Леший охраняет лес, от которого в большой степени зависит жизнь человека.

Герои русских сказок. Чудо-юдо

Персонаж народных сказок и былин, и даже праславянской мифологии. Позитивный или негативный характер персонажа чётко не обозначен, также как и его род – в разных эпохах он был и женским, и мужским, и средним. Чудо-юдо – персонаж настолько древний, что исследователи затрудняются привязать его к какому-либо явлению.

Это может быть морское животное, мифический змей, дракон. А в авторской сказке Петра Ершова «Конёк-горбунок» (1834 год) присутствует Чудо-юдо Рыба-кит – рыба-остров.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://ourkids.mirtesen.ru/blog/43119200308/next

Русские народные сказки – герои и персонажи

Сказки характеристика образов героев

Сказка играет в жизни человека значительную роль. Это то, что он слышит одним из первых после рождения; она же сопровождает его на следующих этапах взросления. Сказки любят не только дети, но и взрослые. Их глубокий философский смысл дает возможность по другому взглянуть на обычные вещи; понять принципы добра и зла; научиться верить в чудо и не забывать о собственной роли.

Нравственные ценности передаются через характерных персонажей, каждый из которых имеет свой народный прототип.

Заяц

Зайчик-побегайчик, зайчишка серенький, косой — как только не называют зверька в русских народных сказках. Его наделяют трусливым, но в то же время дружелюбным характером.

Сказочный заяц обладает хитростью, ловкостью и изворотливостью.

Яркий пример — сказка «Лиса и заяц», где маленький зверек из трусливого животного превращается в смекалистого героя, сумевшего обмануть даже злого волка и помочь своим друзьям.

В природе зайцы действительно обладают осторожными повадками, которые помогают им избегать зубов хищников. Эту особенность животного знали и наши предки.

Подробнее >>

Лиса

Хитрая, изворотливая, умная, коварная, злопамятная…Какими чертами только не наделяют лису в сказках. Она обманывает зверей, ищет всюду выгоду, не боится людей. Лиса дружит с сильными, но только для своей выгоды.

В образе животного воплощена хитрость. Народным прототипом можно считать нечестного, вороватого, но в то же время умного человека. Лису боятся, презирают и одновременно уважают. Об этом свидетельствует обращение к ней в сказках как Лиса Патрикеевна, Лисичка-Сестричка.

Подробнее >>

Волк

Волк в русских сказках воплощает злость. Он охотится на более слабых животных; не всегда поступает хитро. Недальновидностью волка пользуются другие персонажи. В сказке «Лисичка сестричка и серый волк» грозного хищника обманула рыжая плутовка, а в «Трех поросятах»

его смогли обвести вокруг пальца безобидные свинки.

Наши предки ассоциировали волка также со смертью. Ведь в природе этот хищник считается своеобразным санитаром леса, который охотиться на слабых и больных животных. А человеческим прототипом волка может считаться тот, кто слишком злой, жадный и мстительный.

Подробнее >>

Медведь

Сказочный медведь — это хозяин леса. Он сильный, грубый, неповоротливый и не совсем умный. Считается, что в образе медведя простой народ хотел показать помещиков. Поэтому в сказках это животное часто обманывают более слабые животные, с которым ассоциируются обычные люди.

В то же время, в сказках можно встретить и другой образ медведя: доброго, спокойного, честного и свободолюбивого. Достаточно вспомнить, как помог мишка заблудившейся девочке Маше в одноименном произведении.

Подробнее >>

Мужик (крестьянин)

Образ мужика в сказках имеет разное значение. В одних произведениях он выступает как олицетворение трудового народа: несколько простоват, все время работает, не мирится с несправедливостью богатых хозяев. С другой стороны, в мужике нашли воплощение такие черты, как мудрость и хитрость. Он трудолюбив, небогат, но намного хитрее и изворотливее помещиков и генералов.

Подробнее >>

Баба-Яга

Избушка на курьих ножках, черный кот, ступа и метла — главные атрибуты любой сказочной Бабы-Яги. Эта старушка одновременно и злая (чего только стоят ее угрозы), и добрая (помогает в трудных ситуациях). Она мудрая, волевая, целеустремленная. Может быть советчицей, а может и нести угрозу.

Образ Бабы-Яги в русских сказках — один из самых неоднозначных и спорных. Она олицетворяет матриархальные черты. У наших предков Баба-Яга была тесно связана с родом.

Подробнее >>

Кощей-Бессмертный

В сказках его образ можно увидеть в трех ипостасях: колдуна с особой силой, царя подземного мира и старика, который может быть мужем Змеихи  или другом Бабы Яги. Обладает необычными способностями: превращает героев в животных и птиц.

Победить его можно только благодаря определенным ритуалам (при помощи волшебного коня, палицы, сжигания).

Несмотря на свое имя, он совсем не бессмертный, ведь его погибель находиться на кончике иглы (или, как вариант, в яйце), которые надежно спрятаны.

Народный прототип Кощея — властный, злой, хитрый и подлый человек, наделенный магическими свойствами.

Подробнее >>

Иван-дурак

Вопреки неоднозначному имени, Иван вовсе не является олицетворением глупости, даже если его и называют в произведении дураком.

В сказках он является младшим из сыновей, который часто ничем не занимается, ленится, но многого достигает в жизни, благодаря хитрости и удачи. Это положительный герой, воплощающий черты того, чтобы людям хотелось иметь.

Некая мечта, где без особых усилий, по воле случая, все удается: и богатым стать, и принцессу в жены взять. Наши предки в образе Ивана-Дурака хотели показать удачливого человека.

Подробнее >>

Иван-Царевич

В отличие от Ивана-Дурака, которому все достается просто и без усилий, Иван Царевич для достижения своей цели должен преодолеть много преград, показав свою силу, ум и умения. Царевичем он становится не только по факту рождения, о котором даже не догадывается, а по заслугам. Как и Иван-Дурак, он чаще всего является младшим из братьев, только царских кровей.

Подробнее >>

Кикимора

Кикимора в сказках может выступать в образе некрасивого существа неопределенного возраста (это и девушка, и старушка и даже мужчина). Является олицетворением нечистой силы. Она старается укрыться от людей, но живет вблизи жилых домов или на болоте. Ее задание — пакостить и пугать.

Мифологическое значение кикиморы у наших предков — человек, который ушел из жизни неправедным путем. Поэтому его душа не находит покоя.

Подробнее >>

Водяной

Водяной является хозяином воды. Это полустарик-полурыба. Живет возле мельниц, в омуте и полынье. Пугает людей и затаскивает их на дно; ломает мельницы и топит скот. Но водяного можно обмануть, победить хитростью.

В давние времена считалось, что водяными становятся утопленники. Их люди боялись, поэтому пытались наделить сказочными чертами.

Подробнее >>

Леший

Хозяином леса в сказках является Леший. Его облик может быть разным: это и старик, и непонятное существо. Он может превращаться в любое животное или растение.

Леший оберегает всех живущих в лесу. Пугает людей и способен запутывать их следы.

В образе Лешего воплотился дух леса.

Подробнее >>

Полудница

Полудницей наши предки называли дух полей. В сказках ее изображали женщиной или девушкой, которая выходит в полдень и охраняет урожай. Полудницей пугали детей. Это имело воспитательное значение: когда в самый солнцепек взрослые ложились отдыхать, нужно было уберечь детей от того, чтобы они самостоятельно не убегали в поля.

Полудница могла заманивать и людей. И тут также свой смысл: в жару нельзя работать. Иначе можно получить солнечный удар.

Подробнее >>

Кот-Баюн

Кот-Баюн в сказках — образ персонажа, который умеет уговорить, заболтать, заманить. Тот, кто выловит кота, сможет получить недюжинную силу. Вот только сделать это непросто: cказками и красным словцом умеет усыпить внимание и убить. А вот побежденное животное начинает служить человеку.

Подробнее >>

Жар-Птица

Сказочная птица, обладающая необычными способностями. Ее перья освещают дорогу; она может даровать вечную молодость и счастье. Добыть перо Жар-Птицы сложно. Для этого героям сказки нужно преодолеть много препятствий.

Жар-Птица — это мечта, олицетворение счастья и возрождения.

Подробнее >>

Источник: https://schci.ru/russkie_narodnie_skazki.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики