Раннее творчество В. Маяковского – Реферат по литературе на тему ранняя лирика в В Маяковского
МОУ СОШ №11Экзаменационный рефератпо литературе на тему:«РАННЯЯ ЛИРИКА В.В.МАЯКОВСКОГО»Выполнил:Ученик 11-А класса Реутов Владимир Южно-Сахалинск2007 г. |
- Вступление.
- Ранняя лирика.
- Начало литературной деятельности.
- Особенности лирики Маяковского.
- Связь Маяковского с русской культурой.
- Заключение.
- Основные произведения ранней лирики Маяковского.
- Список использованной литературы.
вылью
В исповеди…»
В. Маяковский
В искусстве XX века Маяковский — явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очерки и критические статьи, рекламные стихи и рисунки.
Но истинное величие Маяковского — не только в широте проявления его творческой индивидуальности, не только в том, что ему были одинаково доступны тайны стихотворного мастерства и знание законов сцены, умение владеть пером очеркиста и кистью художника.
В первую очередь он — поэт, и именно как поэт социалистической революции, вошел в сознание миллионов людей.
В творчестве Маяковского, запечатлевшем важнейшие события и проблемы своего времени, мощно звучит голос эпохи, эпохи подготовки и свершении пролетарской революции. Поистине эпический размах поэтических сравнений, дерзкая смелость метафор, сила и весомость стихотворного ритма сочетаются в его произведениях с публицистической страстностью. Поэзия Маяковского — поэзия открытой гражданственности, обращенная к массовой аудитории.
Маяковского часто называют «поэтом-трибуном», и для этого в его творчестве находится достаточно оснований. Он и сам в поэме «Во весь голос», произведении в значительной степени итоговом, называя себя «агитатором, горланом-главарем», утверждал: «Я ухо словом не привык ласкать…» И хотя и в этом есть своя правда, сводить художественный строй поэзии Маяковского только к агитационно-ораторским интонациям было бы неверным, т.к. в ней нетрудно обнаружить и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья, и язвительную иронию, и добродушную усмешку. Поэзия Маяковского не только многообразна в жанровом отношении, но и многокрасочна по своему художественно-интонационному строю.
Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. Об этом свойстве таланта поэта очень точно сказал А. В. Луначарский. Услыхав в исполнении Маяковского поэму «Про это» (в марте 1923), он заметил: «Я и раньше знал… а сегодня уверился окончательно …он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает. Трибун, агитатор и вместе с тем лирик».1
Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события, как правило, не получают здесь прямого и непосредственного изображения. Они оказываются запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя.
В полной мере это относится и к большинству произведений Маяковского. Чему бы они ни были посвящены — классовым битвам или любви, поездкам в зарубежные страны или спорам о задачах искусства — отношение поэта к реальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я».«О времени и о себе» — так определил Маяковский тему поэмы «Во весь голос». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Маяковского — настолько точно передают они своеобразие его произведений, соединяющих эпическую широту с лирической проникновенностью.
Эта сила и целеустремленность авторского чувства, приобретающая лирическое звучание, проявляется и в его эпических произведениях, где изображены жизненные явления. Она ощущается также в политических стихах Маяковского и даже в стихотворениях агитационно-производственного характера.
Без преувеличения можно сказать, что лиризм — всепроникающая и всеобъединяющая сила творчества Маяковского, внутренняя энергия даже тех его произведений, которые по своей художественной структуре не являются лирическими.
Как ни парадоксально, но в стихах и выступлениях Маяковского не раз можно встретить выпады против лирической поэзии. «Нами лирика в штыки неоднократно атакована»,— писал он в стихотворении «Юбилейное». Эти слова — не обмолвка и не поэтическое преувеличение. Через все творчество Маяковского проходит линия полемически-враждебного отношения к «лирическим излияниям». Особенно язвительные замечания вызывает у него любовная тематика. «Стишкам, под которые влюблялись», он противопоставляет «строки, под которые Деникин бежал от Орла».В этих страстных словах, конечно, нельзя видеть негативное отношение к лирике как таковой. В том же «Юбилейном», несмотря на категоричность своих заявлений относительно устарелости лирики, поэт признавался:
Поделитесь с Вашими друзьями:
Не страшно?
Да?!»
Какая трогательная, трепетная нежность слышится в этих словах! И вновь звучат первые стихи, но теперь в чтении Маяковского это уже не вопрос, а утверждение. В нем с пронзительной искренностью выражена надежда лирического героя на то, что этому миру необходим высший идеал, связанный со звездами, которые обязательно должны зажигаться и светить людям.
Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. В 1915 году Маяковский создал свое самое значительное произведение – предоктябрьских лет – первую поэму «Облако в штанах».
Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. В ней бунтарский протест против устоявшихся форм жизни и его революционное настроение нашло наиболее глубокое выражение.
Маяковский подчеркивал это в автобиографии: «Пишу «Облако». Выкрепло сознание близкой революции»9.
Поэма проникнута ощущением пагубности и бесчеловечности существующего строя и неизбежности социальных потрясений. Царская цензура сразу поняла революционно-бунтарский характер произведения и выбросила из него шесть страниц стихов. Придралась цензура и к первоначальному названию произведения — «Тринадцатый апостол», усмотрев в нем «кощунство», надругательство над религией и священным писанием. Только после Октябрьской революции поэма была напечатана полностью.
Поэма Маяковского — максималистская по программе, напряженно-экспрессивная по стилю, трагическая по завершающей все повествование интонации — при всей противоречивости своей концепции тем не менее свидетельствует о появлении ряда новых моментов в отношении поэта к жизни.
За причудливыми ходами поэтической мысли, за буйством метафор явственно проступает пафос социального обличения окружающей жизни. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — так определил Маяковский идейный смысл поэмы.
Ожидание нового, предощущение перемен — вот что определяет ее художественную атмосферу, ее тональность.
Образная структура «Облака в штанах» определена идейным содержанием. Даже пейзажные образы переключаются в общественно-политический план (тучи «небу объявляют озлобленную стачку»). Лирические отступления, сливающиеся в «Облаке» и других поэмах с повествовательным рассказом, приобретают отчетливый критический, призывной характер:
Поделитесь с Вашими друзьями:
Page 3
|
Но поэзия –пресволочнейшая штуковина:существует –и ни в зуб ногой.Критическое отношение Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами — любви, природы, философских раздумий о жизни — стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной с большими историческими событиями и процессами. В нападках Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их приверженцы оправдывали правом поэтов на самовыражение.Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздействие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось.Что же касается особенностей поэтического восприятия Маяковского, то у него все совершающееся в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни – и даже удаленное от него временем и расстоянием — как свое, глубоко личное, кровное дело.Широта восприятия жизни, исключительная сила эмоциональной реакции поэта на мир не могли уместиться в традиционные формы лирики и требовали простора для своего выражения. Вот почему поэзия Маяковского не укладывается в рамки предшествующего ему художественного опыта. Он становится создателем поэзии нового типа, которая широко, как никогда прежде не делалось, охватывает политическую и социальную действительность. Лирика Маяковского вмещает в себя многое — и историю, и политику, и любовь, и быт; и все это входит в его поэзию не как отдаленный фон, а является основным объектом художественного изображения.Разумеется, творчество Маяковского не было одинаково на протяжении всего его жизненного пути. Оно прошло сложную историю развития, отразив в себе эволюцию метода и стиля поэта, изменения в его мировосприятии. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Источник: http://coolnew.ru/rannee-tvorchestvo-v-mayakovskogo.html
Ранняя лирика Маяковского: особенности, своеобразие
Ранняя лирика Маяковского (стихи “Порт”, “Ночь”, “Нате!” и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его произведений пьесы и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения.
Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи социальной революции.
В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.
Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского
В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор.
Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют “трибуном”.
Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.
Так, в поэме “Во весь голос”, считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя “горланом-главарем”, “агитатором”. Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно.
В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна.
Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.
Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму “Про это”, он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский – тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда.
В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент.
Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения.
Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям – любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного “я”. Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству.
Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах.
Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.
Противоречивость автора
Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении “Юбилейное”, где он говорит о восприятии этого направления “в штыки”. Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора.
В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества – ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского.
Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.
Эмоциональная составляющая
Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело.
Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона.
Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.
Ранняя лирика Маяковского – это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.
Начало работы
Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму, в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал.
После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего – футуристами.
Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.
Специфика произведений
Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:
“Простыни вод под брюхом были.Их рвал на волны белый зуб.Был вой трубы – как будто лили
любовь и похоть медью труб”.
Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.
Зрелищность
В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как “Порт”, “Утро”, “А вы могли бы?”. Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия.
Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает “адище города”, где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: “выжженный квартал”, “кривые лошади”, “царство базаров”.
По дорогам идут “усталые трамваи”, солнце на закате кажется автору “вытекающим глазом”, ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.
Трагизм
Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении “Я”. Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: “Надоело”, “Послушайте!”, “Дешевая распродажа” и др. В произведении “Себе любимому” автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:
“А такому,как я,ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?”
Любовь
Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству – на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений.
Так, в поэме “Облако в штанах” любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме “Человек”. В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось.
Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.
Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа.
Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении “Теплое слово кое-каким порокам” он “прославляет” власть денег, “издевается” над трудовым народом, “приветствует” шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию.
Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, “громадиной” зла.
Предметность
Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора “огрубляется”, упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами.
В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер.
В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, – социальное содержание.
Культурная связь
Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с “парохода современности”. Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям.
В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы “Человек”.
Однако главное, что сближает автора с классикой, – это гражданственность поэзии, его живой отклик на современные явления.
Критический пафос
Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема “народ и поэт” занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений.
Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой “Война и мир” на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни.
Это прослеживается в таких произведениях, как “Я и Наполеон”, “Вам!” и других.
Трагичность существования человека
Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником.
Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма.
Против буржуазного мира были направлены стихи о “сытых Сытиных”, “чирикавших перепелами” поэтах, ученых-прислужниках, о “лепрозории” – капиталистическом городе.
Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. Поэт это ясно понимает и формирует образ бунтующего героя.
Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.
По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом “Вам!” и произведением “Нате!”. Первое было написано спустя полтора года после второго.
Стихотворение “Нате!” показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет “Вам!” отличается ярко выраженной политической окраской.
Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.
Источник: https://FB.ru/article/231813/rannyaya-lirika-mayakovskogo-osobennosti-svoeobrazie
Творчество В.В.Маяковского
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Реферат По дисциплине: литература. На тему: «Поэт Серебряного века В.В. Маяковский» Нижний Новгород |
-
Отзывы критиков о творчестве В.В. Маяковского 1-22
-
Биография Владимира Владимировича Маяковского 23-33
-
Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» 34-36
-
Мое отношение к творчеству В.В. Маяковскому 37
-
Использованная литература 38
Введение.
Словоо Маяковском
«Маяковскийпервым из поэтов ХХ столетия отдал свойталант революционному обновлению жизни,начатому Великим Октябрём».Или. «Всядеятельность Маяковского второй половиныдвадцатых годов носит в себе приметыблаготворного влияния работы надленинской темой».
Именно такие цитатыо поэте являются для нас привычными.
Напротяжении долгих 70-ти лет строящегосясоциализма власть берегла и хранилаимя Маяковского.В 1935 году после письма Лили Брик И.В.Сталину в редакционной статье газеты«Правда» Владимир Маяковский былторжественно объявлен великим поэтомреволюции. С этого момента и пошлаего слава.
Этот поэтбыл для людей, живших в советскийпериод, частью биографии. Он полностьюидентифицировался с революцией: егоиздавали в красных обложках,на праздничных парадах цитаты егостихотворений мелькали на транспарантах.
Советская критика оценивала Маяковскогос точки зрения его вклада в делореволюции и прославления коммунистическойпартии. На самом ли деле он был положительнымзащитником дела Ленина? В 1985 годув мюнхенском издательстве «Странаи мир» вышел филологический романЮрия Аркадьевича Карабчиевского«Воскресение Маяковского».
В 1986 годукнига была удостоена премии имени Даля,главной премии русского литературногозарубежья. «Воскресение Маяковского»выделялось из потока новейшейразоблачительной, как правило,невежественной и рассчитаннойна сенсацию литературы о Маяковском.«Название книги — „ВоскресениеМаяковского“ — несет, по меньшеймере, тройную нагрузку.
Во-первых,воскрешение, воссоздание подлинного,не приукрашенного облика поэтаи человека. Во-вторых, рассказ о главноймечте Маяковского: о его надеждена реальное, физическое воскрешениев будущем. Эта вера, точнее сказать,суеверие, проходит через всю его жизньи многие произведения.
В большой мереона инспирирована философией НиколаяФедорова. Наконец, воскресение — какпосмертное существование Маяковскогов других, живших после него, а такженыне живущих поэтах».
Маяковскийи его критики.
Б.Лившиц о Маяковском
БенедиктЛившиц. `Полутораглазый стрелец`.
“Первыйвечер речетворцев”, состоявшийся 13октября в помещении Общества любителейхудожества на Большой Дмитровке, привлекмножество публики. Билеты расхваталив какой-нибудь час.
Успех вечера был,в сущности, успехом Маяковского.Непринужденность, с которой он держалсяна подмостках, замечательный голос,выразительность интонаций и жеста сразувыделили его из среды остальныхучастников.
Глядя на него, японял, что не всегда тезисы к чему-тообязывают.
Никакого доклада не было:таинственные даже для меня, египтяне игреки, гладившие черных (и непременносухих) кошек, оказались просто-напростопервыми обитателями нашей планеты,открывшими электричество, из чегоделался вывод о тысячелетней давностиурбанистической культуры и… футуризма.
Лики городов в зрачках речетворцевотражались, таким образом, приблизительносо времен первых египетских династий,водосточные трубы исполняли berceuse чутьли не в висячих садах Семирамиды, ивообще будетлянство возникло почтисейчас же вслед за сотворением мира.
Эта веселая чушьпреподносилась таким обворожительнымбасом, что публика слушала, развесивуши.
Газеты… предрекалинам скорый конец.
ВладимирМаяковский (Природа, мир, тайниквселенной…) МихаилЭпштейн
Дляраннего творчества В.
Маяковскогохарактерно принципиально новое в русскойпоэзии трагическое видение природы -растерзанной, надломленной, гибнущей,как будто с мира сдирается его стараяоболочка: “у раннего солнца вытекалглаз”; “на небе красный, какмарсельеза, // вздрагивал, околевая,закат”; “звезды опять обезглавили// и небо окровавили бойней”; “звездглаза повытекали из орбит”; “снеговыеволосы, ветром рвя, рыдает земля”; “сгильотины неба головой Антуанеттысолнце покатилось умирать”; “кометызаломят горящие руки” (“Адищегорода”, 1913; “Облако в штанах”,1915; “Война и мир”,, 1915-1916; и др.). Приэтом лирический герой часто выступаеткак бунтарь, угрожающий небу,
богоборческиопрокидывая природный миропорядок:”встречу я //
небсамодержца, – // возьму и убью солнце!”(“Я и Наполеон”, 1915); “словисступленных вонзаю кинжал // в небараспухшую мякоть” (“Я”, 1913).
Пафос “природоборчества”сохраняется и в поэзии Маяковского 20-хгодов, однако природа здесь уже выглядит”поверженной” – отношение к нейироническое, как к “хилой”, уступающейв могуществе человеку (“И меркнет //доверье // к природным дарам // с унылым// пудом сенцА”).
Для поэта “природа”- воплощение старого, косного порядкавещей, которому должно прийти на сменусознательное овладение техникой,творчество высшей, рукотворной природы:”Чтоб природами хилыми не сквернилискверы, // в небеса шарахаем железобетон”(“Мы идем”, 1919); “Если // даже //Казбек помешает – // срыть!” (“Владикавказ- Тифлис”, 1924). Поэт в высшей степени, Маяковский издевательски относитсяк чисто пейзажной лирике: “от этогоТерека // в поэтах // истерика” (“Тамараи Демон”, 1924); “Что луна, мол, // наддолиной, // мчит // ручей, мол, // по ущелью.// Тинтидликал // мандолиной, // дундуделвиолончелью” (“Птичка божия”,1929).
Поэт подчеркнуто”десакрализирует” природу, лишаетее ореола возвышенности, святости,обращаясь к ней предельно фамильярно:”поплевал // в Терек с берега, // совалему // в пену // палку”; “солнцемоноклем вставлю”; “эта вот //зализанная гладь – // это и есть хваленоенебо?” – а подчас не останавливаетсяи перед бранными выражениями в ее адрес:”я крикнул солнцу: “Дармоед!..
“;”луна, как дура, // … // блинорожиеплоское”; “ночь-негодяйка”(“Тамара и Демон”, “Человек”,”Необычайное приключение, бывшее сВладимиром Маяковским летом на даче”,”Чудеса”, “Кемп “Нит гедайге””).
Этой же цели смехового снижения природыслужат и сравнения: “зевота ширемексиканского залива”; море “блестящей,чем ручка дверная”; “небу в шаль //вползает // солнца вша” (“Хорошо!”,1927).
Вообще Маяковский чаще, чем другиепоэты, употребляет само слово “природа”или даже “природы”, беря ее какцелое, не вдаваясь в частности: “полонрот красой природ”, “вся природавроде телефонной книжки”. Этаобобщенность наименования тоже знаменуетвнутреннее превосходство над природойи сознательное отстранение от нее:лирический герой не чувствует себя еечастью, но оценивает ее со стороны.
Таким образом,природа в стихах Маяковского 10-х годовкорчится в муках, трагически умерщвляется,а в стихах 20-х годов в основном подаетсяиронически, – в уменьшительной форме -“садик”, “дождик”, “морковинки”.То и другое служит знаком ее растущегопреодоления. Как признавался поэт вавтобиографии “Я сам”: “Послеэлектричества совершенно бросилинтересоваться природой.
Неусовершенствованнаявещь” (главка “Необычайное”).Если герой ранних стихов посягает нанебо, грозит убить солнце, то геройпоздних приглашает к себе на чай – вобоих случаях он становится ровнейприроды, лишает ее прежнего”высокопоставленного” статуса,”барской” привилегии сиять вечнойкрасой в недосягаемом величии.
Вместе с тему Маяковского есть любовь и состраданиек “неусовершенствованной” природе,прежде всего – к больным, забитым животным(“Хорошее отношение к лошадям”,1918; лирическое отступление про собачонку- “Я люблю зверье…
” – в поэме “Проэто”, 1923), что сближает его с Н.Некрасовым,С.Есениным.
С.Есенин, 1910:”Клененочек маленький матке // Зеленоевымя сосет”; В.Маяковский, 1912: “Прижалисьлодки в люльках входов // к сосцам железныхматерей”.
Маяковскийв глазах Александра Михайловича, докторафилологических наук
Впоследние 10-15 лет, время не всегдапродуманной, а чаще вообще бездумной,спровоцированной конъюнктурой ревизиикультурного наследия советской эпохи,больше всего досталось Горькомуи Маяковскому.
Переоценка культурногонаследия советской эпохи носитнервический, чем аналитический характер.По крайней мере, в области литературы.
Речь идет о том, что выплескивалось настраницы периодики, ибо итоги академическойнауки как-то не пересекаются с нею,существуют как вещь в себе.
Вакханалияи буйство фантазии, а иногда и простоневежество новых оценщиков литературыпрошлого ее как бы не волнуют. Ну что ж:”Где Брут живет, там Цезарь жить неможет”. Голос бы услышать.
Между тем накопилисьтакие завалы наукообразной лабуды (ядаже “феней” подсюсюкнул, чтобтолько быть понятней…), которую ирасчищать противно.
И на этом фоне,конечно, надо было ожидать, чтосемидесятилетие со дня гибели Маяковскоготоже не останется без внимания.
Но преждечем обратиться к статьям СергеяКонстантинова и Инны Вишневской, простонеобходимо хотя бы несколькими штрихамиобозначить этот фон.
Вначале – именитый поэт: “…футуристыи Маяковский проложили дорогу сталинскойдиктатуре, поскольку все они, по сутидела, были антигуманистами”.
С какоймилой непосредственностью автор делаетоткрытие – указывает прямой истокявления, которое повергло народ в адтоталитаризма, обнаруживая при этомеще и гипертрофированное представлениео роли поэзии в жизни и истории народа.
От других комментариев отказываюсь,приведу цитату неизвестного мне (ивозможно, миру) автора, тоже претендующегона открытие: “Попытка саморождения(? – А.М.) Маяковского окончилась неудачей.Из чего я делаю этот вывод? Из прическипоэта. Открываю энциклопедию… и читаю-пострижение волос – символ отдания врабство”.
Таков фон. И примеровтьма. И все-таки, возвращаясь к сталинскойоценке Маяковского, несомненно, нанесшейвред поэту тоталитарным официозом,напрашивается вопрос: а судьи кто? Почтивесь ряд, конечно же, демократический,хотя немалую лепту в поношение Маяковскоговнесли и патриоты.
Но комизм ситуации(или, может быть, трагизм – с какой стороныпосмотреть) состоит в том, что, справедливообвиняя Сталина в директивном тонеоценки – “был и остается лучшим,талантливейшим поэтом нашей советскойэпохи”, – современные оценщикибессовестно передирают ее в своихоценках других писателей, далекопревосходя по директивности тон самогодиктатора.
Примеры настолько показательны,что, сведенные вместе, производятвпечатление игры в передразнивание.Посудите сами:
“Бродскийбыл последним поэтом русской культуры…”;”Юрий Левитанскийбыл последним поэтом русской классическойтрадиции…”; “Именно Мандельштамзакрыл пушкинскую культуру…”; “БулатОкуджава- последний поэт пушкинской поры”;про Липкина: “…не только последнийпоэт южно-русской школы, но и последнийпредставитель Серебряного века…”.
Создается впечатление,что в самое последнее время хаотическаяатака на Маяковского, как и вообще накультурное наследие советской эпохи,пошла на спад. Прозвучала трезвая, небанальная фраза про отношение Маяковскогок революции: “Он влюбился в замысел”.
Патриотическая критика стала приближатьпоэта к себе: государственник! Еще бы.
Многие ли нынешние могут написать агиткуна таком уровне, как “Стихи о советскомпаспорте”?! Но такое приятие, притяжение,пардон, приватизация пока остаются надекларативном уровне
Источник: https://works.doklad.ru/view/zjCEPJW6jMI.html
Add comment