Раннее творчество В. Маяковского – Реферат по литературе на тему ранняя лирика в В Маяковского
МОУ СОШ №11Экзаменационный рефератпо литературе на тему:«РАННЯЯ ЛИРИКА В.В.МАЯКОВСКОГО»Выполнил:Ученик 11-А класса Реутов Владимир Южно-Сахалинск2007 г. |
- Вступление.
- Ранняя лирика.
- Начало литературной деятельности.
- Особенности лирики Маяковского.
- Связь Маяковского с русской культурой.
- Заключение.
- Основные произведения ранней лирики Маяковского.
- Список использованной литературы.
вылью
В исповеди…»
В. Маяковский
В искусстве XX века Маяковский — явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очерки и критические статьи, рекламные стихи и рисунки.
Но истинное величие Маяковского — не только в широте проявления его творческой индивидуальности, не только в том, что ему были одинаково доступны тайны стихотворного мастерства и знание законов сцены, умение владеть пером очеркиста и кистью художника.
В первую очередь он — поэт, и именно как поэт социалистической революции, вошел в сознание миллионов людей.
В творчестве Маяковского, запечатлевшем важнейшие события и проблемы своего времени, мощно звучит голос эпохи, эпохи подготовки и свершении пролетарской революции. Поистине эпический размах поэтических сравнений, дерзкая смелость метафор, сила и весомость стихотворного ритма сочетаются в его произведениях с публицистической страстностью. Поэзия Маяковского — поэзия открытой гражданственности, обращенная к массовой аудитории.
Маяковского часто называют «поэтом-трибуном», и для этого в его творчестве находится достаточно оснований. Он и сам в поэме «Во весь голос», произведении в значительной степени итоговом, называя себя «агитатором, горланом-главарем», утверждал: «Я ухо словом не привык ласкать…» И хотя и в этом есть своя правда, сводить художественный строй поэзии Маяковского только к агитационно-ораторским интонациям было бы неверным, т.к. в ней нетрудно обнаружить и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья, и язвительную иронию, и добродушную усмешку. Поэзия Маяковского не только многообразна в жанровом отношении, но и многокрасочна по своему художественно-интонационному строю.
Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. Об этом свойстве таланта поэта очень точно сказал А. В. Луначарский. Услыхав в исполнении Маяковского поэму «Про это» (в марте 1923), он заметил: «Я и раньше знал… а сегодня уверился окончательно …он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает. Трибун, агитатор и вместе с тем лирик».1
Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события, как правило, не получают здесь прямого и непосредственного изображения. Они оказываются запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя.
В полной мере это относится и к большинству произведений Маяковского. Чему бы они ни были посвящены — классовым битвам или любви, поездкам в зарубежные страны или спорам о задачах искусства — отношение поэта к реальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я».«О времени и о себе» — так определил Маяковский тему поэмы «Во весь голос». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Маяковского — настолько точно передают они своеобразие его произведений, соединяющих эпическую широту с лирической проникновенностью.
Стихия авторских размышлений и переживаний в произведениях Маяковского не просто придает им особую эмоциональную окраску, а зачастую выдвигается на первый план, становится основой художественного образа.
Эта сила и целеустремленность авторского чувства, приобретающая лирическое звучание, проявляется и в его эпических произведениях, где изображены жизненные явления. Она ощущается также в политических стихах Маяковского и даже в стихотворениях агитационно-производственного характера.
Без преувеличения можно сказать, что лиризм — всепроникающая и всеобъединяющая сила творчества Маяковского, внутренняя энергия даже тех его произведений, которые по своей художественной структуре не являются лирическими.
Как ни парадоксально, но в стихах и выступлениях Маяковского не раз можно встретить выпады против лирической поэзии. «Нами лирика в штыки неоднократно атакована»,— писал он в стихотворении «Юбилейное». Эти слова — не обмолвка и не поэтическое преувеличение. Через все творчество Маяковского проходит линия полемически-враждебного отношения к «лирическим излияниям». Особенно язвительные замечания вызывает у него любовная тематика. «Стишкам, под которые влюблялись», он противопоставляет «строки, под которые Деникин бежал от Орла».В этих страстных словах, конечно, нельзя видеть негативное отношение к лирике как таковой. В том же «Юбилейном», несмотря на категоричность своих заявлений относительно устарелости лирики, поэт признавался:
Поделитесь с Вашими друзьями:
Не страшно?
Да?!»
Какая трогательная, трепетная нежность слышится в этих словах! И вновь звучат первые стихи, но теперь в чтении Маяковского это уже не вопрос, а утверждение. В нем с пронзительной искренностью выражена надежда лирического героя на то, что этому миру необходим высший идеал, связанный со звездами, которые обязательно должны зажигаться и светить людям.
Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. В 1915 году Маяковский создал свое самое значительное произведение – предоктябрьских лет – первую поэму «Облако в штанах».
Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. В ней бунтарский протест против устоявшихся форм жизни и его революционное настроение нашло наиболее глубокое выражение.
Маяковский подчеркивал это в автобиографии: «Пишу «Облако». Выкрепло сознание близкой революции»9.
Поэма проникнута ощущением пагубности и бесчеловечности существующего строя и неизбежности социальных потрясений. Царская цензура сразу поняла революционно-бунтарский характер произведения и выбросила из него шесть страниц стихов. Придралась цензура и к первоначальному названию произведения — «Тринадцатый апостол», усмотрев в нем «кощунство», надругательство над религией и священным писанием. Только после Октябрьской революции поэма была напечатана полностью.
Поэма Маяковского — максималистская по программе, напряженно-экспрессивная по стилю, трагическая по завершающей все повествование интонации — при всей противоречивости своей концепции тем не менее свидетельствует о появлении ряда новых моментов в отношении поэта к жизни.
За причудливыми ходами поэтической мысли, за буйством метафор явственно проступает пафос социального обличения окружающей жизни. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — так определил Маяковский идейный смысл поэмы.
И действительно, хотя в ней и сохраняются мотивы одиночества, жертвенности, трагичности, мысль Маяковского направлена на разоблачение главного, существенного зла. И, наконец, важно отметить, что, несмотря на трагическую окраску завершающих «Облако в штанах» строф, в ней нет безысходности.
Ожидание нового, предощущение перемен — вот что определяет ее художественную атмосферу, ее тональность.
Образная структура «Облака в штанах» определена идейным содержанием. Даже пейзажные образы переключаются в общественно-политический план (тучи «небу объявляют озлобленную стачку»). Лирические отступления, сливающиеся в «Облаке» и других поэмах с повествовательным рассказом, приобретают отчетливый критический, призывной характер:
Поделитесь с Вашими друзьями:
Page 3
|
Но поэзия –пресволочнейшая штуковина:существует –и ни в зуб ногой.Критическое отношение Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами — любви, природы, философских раздумий о жизни — стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной с большими историческими событиями и процессами. В нападках Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их приверженцы оправдывали правом поэтов на самовыражение.Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздействие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось.Что же касается особенностей поэтического восприятия Маяковского, то у него все совершающееся в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни – и даже удаленное от него временем и расстоянием — как свое, глубоко личное, кровное дело.Широта восприятия жизни, исключительная сила эмоциональной реакции поэта на мир не могли уместиться в традиционные формы лирики и требовали простора для своего выражения. Вот почему поэзия Маяковского не укладывается в рамки предшествующего ему художественного опыта. Он становится создателем поэзии нового типа, которая широко, как никогда прежде не делалось, охватывает политическую и социальную действительность. Лирика Маяковского вмещает в себя многое — и историю, и политику, и любовь, и быт; и все это входит в его поэзию не как отдаленный фон, а является основным объектом художественного изображения.Разумеется, творчество Маяковского не было одинаково на протяжении всего его жизненного пути. Оно прошло сложную историю развития, отразив в себе эволюцию метода и стиля поэта, изменения в его мировосприятии. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Источник: http://coolnew.ru/rannee-tvorchestvo-v-mayakovskogo.html
Ранняя лирика Маяковского: особенности, своеобразие
Ранняя лирика Маяковского (стихи “Порт”, “Ночь”, “Нате!” и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его произведений пьесы и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения.
Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи социальной революции.
В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.
Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского
В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор.
Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют “трибуном”.
Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.
Так, в поэме “Во весь голос”, считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя “горланом-главарем”, “агитатором”. Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно.
В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна.
Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.
Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму “Про это”, он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский – тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда.
В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент.
Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения.
Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.
Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям – любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного “я”. Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству.
Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах.
Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.
Противоречивость автора
Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении “Юбилейное”, где он говорит о восприятии этого направления “в штыки”. Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора.
В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества – ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского.
Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.
Эмоциональная составляющая
Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело.
Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона.
Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.
Ранняя лирика Маяковского – это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.
Начало работы
Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму, в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал.
После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего – футуристами.
Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.
Специфика произведений
Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:
“Простыни вод под брюхом были.Их рвал на волны белый зуб.Был вой трубы – как будто лили
любовь и похоть медью труб”.
Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.
Зрелищность
В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как “Порт”, “Утро”, “А вы могли бы?”. Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия.
Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает “адище города”, где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: “выжженный квартал”, “кривые лошади”, “царство базаров”.
По дорогам идут “усталые трамваи”, солнце на закате кажется автору “вытекающим глазом”, ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.
Трагизм
Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении “Я”. Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: “Надоело”, “Послушайте!”, “Дешевая распродажа” и др. В произведении “Себе любимому” автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:
“А такому,как я,ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?”
Любовь
Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству – на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений.
Так, в поэме “Облако в штанах” любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме “Человек”. В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось.
Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.
Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа.
Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении “Теплое слово кое-каким порокам” он “прославляет” власть денег, “издевается” над трудовым народом, “приветствует” шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию.
Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, “громадиной” зла.
Предметность
Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора “огрубляется”, упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами.
В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер.
В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, – социальное содержание.
Культурная связь
Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с “парохода современности”. Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям.
В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы “Человек”.
Однако главное, что сближает автора с классикой, – это гражданственность поэзии, его живой отклик на современные явления.
Критический пафос
Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема “народ и поэт” занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений.
Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой “Война и мир” на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни.
Это прослеживается в таких произведениях, как “Я и Наполеон”, “Вам!” и других.
Трагичность существования человека
Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником.
Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма.
Против буржуазного мира были направлены стихи о “сытых Сытиных”, “чирикавших перепелами” поэтах, ученых-прислужниках, о “лепрозории” – капиталистическом городе.
Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем.
Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. Поэт это ясно понимает и формирует образ бунтующего героя.
Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.
По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом “Вам!” и произведением “Нате!”. Первое было написано спустя полтора года после второго.
Стихотворение “Нате!” показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет “Вам!” отличается ярко выраженной политической окраской.
Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.
Источник: https://FB.ru/article/231813/rannyaya-lirika-mayakovskogo-osobennosti-svoeobrazie
Творчество В.В.Маяковского
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Реферат По дисциплине: литература. На тему: «Поэт Серебряного века В.В. Маяковский» Нижний Новгород |
-
Отзывы критиков о творчестве В.В. Маяковского 1-22
-
Биография Владимира Владимировича Маяковского 23-33
-
Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» 34-36
-
Мое отношение к творчеству В.В. Маяковскому 37
-
Использованная литература 38
Введение.
Словоо Маяковском
«Маяковскийпервым из поэтов ХХ столетия отдал свойталант революционному обновлению жизни,начатому Великим Октябрём».Или. «Всядеятельность Маяковского второй половиныдвадцатых годов носит в себе приметыблаготворного влияния работы надленинской темой».
Именно такие цитатыо поэте являются для нас привычными.
Напротяжении долгих 70-ти лет строящегосясоциализма власть берегла и хранилаимя Маяковского.В 1935 году после письма Лили Брик И.В.Сталину в редакционной статье газеты«Правда» Владимир Маяковский былторжественно объявлен великим поэтомреволюции. С этого момента и пошлаего слава.
Этот поэтбыл для людей, живших в советскийпериод, частью биографии. Он полностьюидентифицировался с революцией: егоиздавали в красных обложках,на праздничных парадах цитаты егостихотворений мелькали на транспарантах.
Советская критика оценивала Маяковскогос точки зрения его вклада в делореволюции и прославления коммунистическойпартии. На самом ли деле он был положительнымзащитником дела Ленина? В 1985 годув мюнхенском издательстве «Странаи мир» вышел филологический романЮрия Аркадьевича Карабчиевского«Воскресение Маяковского».
В 1986 годукнига была удостоена премии имени Даля,главной премии русского литературногозарубежья. «Воскресение Маяковского»выделялось из потока новейшейразоблачительной, как правило,невежественной и рассчитаннойна сенсацию литературы о Маяковском.«Название книги — „ВоскресениеМаяковского“ — несет, по меньшеймере, тройную нагрузку.
Во-первых,воскрешение, воссоздание подлинного,не приукрашенного облика поэтаи человека. Во-вторых, рассказ о главноймечте Маяковского: о его надеждена реальное, физическое воскрешениев будущем. Эта вера, точнее сказать,суеверие, проходит через всю его жизньи многие произведения.
В большой мереона инспирирована философией НиколаяФедорова. Наконец, воскресение — какпосмертное существование Маяковскогов других, живших после него, а такженыне живущих поэтах».
Маяковскийи его критики.
Б.Лившиц о Маяковском
БенедиктЛившиц. `Полутораглазый стрелец`.
“Первыйвечер речетворцев”, состоявшийся 13октября в помещении Общества любителейхудожества на Большой Дмитровке, привлекмножество публики. Билеты расхваталив какой-нибудь час.
Успех вечера был,в сущности, успехом Маяковского.Непринужденность, с которой он держалсяна подмостках, замечательный голос,выразительность интонаций и жеста сразувыделили его из среды остальныхучастников.
Глядя на него, японял, что не всегда тезисы к чему-тообязывают.
Никакого доклада не было:таинственные даже для меня, египтяне игреки, гладившие черных (и непременносухих) кошек, оказались просто-напростопервыми обитателями нашей планеты,открывшими электричество, из чегоделался вывод о тысячелетней давностиурбанистической культуры и… футуризма.
Лики городов в зрачках речетворцевотражались, таким образом, приблизительносо времен первых египетских династий,водосточные трубы исполняли berceuse чутьли не в висячих садах Семирамиды, ивообще будетлянство возникло почтисейчас же вслед за сотворением мира.
Эта веселая чушьпреподносилась таким обворожительнымбасом, что публика слушала, развесивуши.
Всем быловесело. Нас встречали и провожалирукоплесканиями, невзирая на заявлениеКрученых,что он сладострастно жаждет бытьосвистанным… Мы не обижались на этиаплодисменты, хотя и не обманывалисьнасчет их истинного смысла.
Газеты… предрекалинам скорый конец.
ВладимирМаяковский (Природа, мир, тайниквселенной…) МихаилЭпштейн
Дляраннего творчества В.
Маяковскогохарактерно принципиально новое в русскойпоэзии трагическое видение природы -растерзанной, надломленной, гибнущей,как будто с мира сдирается его стараяоболочка: “у раннего солнца вытекалглаз”; “на небе красный, какмарсельеза, // вздрагивал, околевая,закат”; “звезды опять обезглавили// и небо окровавили бойней”; “звездглаза повытекали из орбит”; “снеговыеволосы, ветром рвя, рыдает земля”; “сгильотины неба головой Антуанеттысолнце покатилось умирать”; “кометызаломят горящие руки” (“Адищегорода”, 1913; “Облако в штанах”,1915; “Война и мир”,, 1915-1916; и др.). Приэтом лирический герой часто выступаеткак бунтарь, угрожающий небу,
богоборческиопрокидывая природный миропорядок:”встречу я //
небсамодержца, – // возьму и убью солнце!”(“Я и Наполеон”, 1915); “словисступленных вонзаю кинжал // в небараспухшую мякоть” (“Я”, 1913).
Пафос “природоборчества”сохраняется и в поэзии Маяковского 20-хгодов, однако природа здесь уже выглядит”поверженной” – отношение к нейироническое, как к “хилой”, уступающейв могуществе человеку (“И меркнет //доверье // к природным дарам // с унылым// пудом сенцА”).
Для поэта “природа”- воплощение старого, косного порядкавещей, которому должно прийти на сменусознательное овладение техникой,творчество высшей, рукотворной природы:”Чтоб природами хилыми не сквернилискверы, // в небеса шарахаем железобетон”(“Мы идем”, 1919); “Если // даже //Казбек помешает – // срыть!” (“Владикавказ- Тифлис”, 1924). Поэт в высшей степени, Маяковский издевательски относитсяк чисто пейзажной лирике: “от этогоТерека // в поэтах // истерика” (“Тамараи Демон”, 1924); “Что луна, мол, // наддолиной, // мчит // ручей, мол, // по ущелью.// Тинтидликал // мандолиной, // дундуделвиолончелью” (“Птичка божия”,1929).
Поэт подчеркнуто”десакрализирует” природу, лишаетее ореола возвышенности, святости,обращаясь к ней предельно фамильярно:”поплевал // в Терек с берега, // совалему // в пену // палку”; “солнцемоноклем вставлю”; “эта вот //зализанная гладь – // это и есть хваленоенебо?” – а подчас не останавливаетсяи перед бранными выражениями в ее адрес:”я крикнул солнцу: “Дармоед!..
“;”луна, как дура, // … // блинорожиеплоское”; “ночь-негодяйка”(“Тамара и Демон”, “Человек”,”Необычайное приключение, бывшее сВладимиром Маяковским летом на даче”,”Чудеса”, “Кемп “Нит гедайге””).
Этой же цели смехового снижения природыслужат и сравнения: “зевота ширемексиканского залива”; море “блестящей,чем ручка дверная”; “небу в шаль //вползает // солнца вша” (“Хорошо!”,1927).
Вообще Маяковский чаще, чем другиепоэты, употребляет само слово “природа”или даже “природы”, беря ее какцелое, не вдаваясь в частности: “полонрот красой природ”, “вся природавроде телефонной книжки”. Этаобобщенность наименования тоже знаменуетвнутреннее превосходство над природойи сознательное отстранение от нее:лирический герой не чувствует себя еечастью, но оценивает ее со стороны.
Таким образом,природа в стихах Маяковского 10-х годовкорчится в муках, трагически умерщвляется,а в стихах 20-х годов в основном подаетсяиронически, – в уменьшительной форме -“садик”, “дождик”, “морковинки”.То и другое служит знаком ее растущегопреодоления. Как признавался поэт вавтобиографии “Я сам”: “Послеэлектричества совершенно бросилинтересоваться природой.
Неусовершенствованнаявещь” (главка “Необычайное”).Если герой ранних стихов посягает нанебо, грозит убить солнце, то геройпоздних приглашает к себе на чай – вобоих случаях он становится ровнейприроды, лишает ее прежнего”высокопоставленного” статуса,”барской” привилегии сиять вечнойкрасой в недосягаемом величии.
Вместе с тему Маяковского есть любовь и состраданиек “неусовершенствованной” природе,прежде всего – к больным, забитым животным(“Хорошее отношение к лошадям”,1918; лирическое отступление про собачонку- “Я люблю зверье…
” – в поэме “Проэто”, 1923), что сближает его с Н.Некрасовым,С.Есениным.
В целом же различие Маяковского и Есенинав подходе к природе и соотнесении ее стехникой может быть продемонстрированоследующими строками – одно из самыхранних и самых программных в их творчестве:
С.Есенин, 1910:”Клененочек маленький матке // Зеленоевымя сосет”; В.Маяковский, 1912: “Прижалисьлодки в люльках входов // к сосцам железныхматерей”.
Маяковскийв глазах Александра Михайловича, докторафилологических наук
Впоследние 10-15 лет, время не всегдапродуманной, а чаще вообще бездумной,спровоцированной конъюнктурой ревизиикультурного наследия советской эпохи,больше всего досталось Горькомуи Маяковскому.
Переоценка культурногонаследия советской эпохи носитнервический, чем аналитический характер.По крайней мере, в области литературы.
Речь идет о том, что выплескивалось настраницы периодики, ибо итоги академическойнауки как-то не пересекаются с нею,существуют как вещь в себе.
Вакханалияи буйство фантазии, а иногда и простоневежество новых оценщиков литературыпрошлого ее как бы не волнуют. Ну что ж:”Где Брут живет, там Цезарь жить неможет”. Голос бы услышать.
Между тем накопилисьтакие завалы наукообразной лабуды (ядаже “феней” подсюсюкнул, чтобтолько быть понятней…), которую ирасчищать противно.
И на этом фоне,конечно, надо было ожидать, чтосемидесятилетие со дня гибели Маяковскоготоже не останется без внимания.
Но преждечем обратиться к статьям СергеяКонстантинова и Инны Вишневской, простонеобходимо хотя бы несколькими штрихамиобозначить этот фон.
С началом перестройкии сопутствующей горячечной смены вехв оценке культурного наследия Маяковскому,конечно, припомнили сталинскую оценку,данную поэту, и упоминание имени Сталинав стихотворении “Домой!”. “Люмпен-поэт”,”глуповатый человек” и пр. проМаяковского – это цветочки. Приведуцитаты, которые прозвучат посильнее.
Вначале – именитый поэт: “…футуристыи Маяковский проложили дорогу сталинскойдиктатуре, поскольку все они, по сутидела, были антигуманистами”.
С какоймилой непосредственностью автор делаетоткрытие – указывает прямой истокявления, которое повергло народ в адтоталитаризма, обнаруживая при этомеще и гипертрофированное представлениео роли поэзии в жизни и истории народа.
От других комментариев отказываюсь,приведу цитату неизвестного мне (ивозможно, миру) автора, тоже претендующегона открытие: “Попытка саморождения(? – А.М.) Маяковского окончилась неудачей.Из чего я делаю этот вывод? Из прическипоэта. Открываю энциклопедию… и читаю-пострижение волос – символ отдания врабство”.
Таков фон. И примеровтьма. И все-таки, возвращаясь к сталинскойоценке Маяковского, несомненно, нанесшейвред поэту тоталитарным официозом,напрашивается вопрос: а судьи кто? Почтивесь ряд, конечно же, демократический,хотя немалую лепту в поношение Маяковскоговнесли и патриоты.
Но комизм ситуации(или, может быть, трагизм – с какой стороныпосмотреть) состоит в том, что, справедливообвиняя Сталина в директивном тонеоценки – “был и остается лучшим,талантливейшим поэтом нашей советскойэпохи”, – современные оценщикибессовестно передирают ее в своихоценках других писателей, далекопревосходя по директивности тон самогодиктатора.
Примеры настолько показательны,что, сведенные вместе, производятвпечатление игры в передразнивание.Посудите сами:
“Бродскийбыл последним поэтом русской культуры…”;”Юрий Левитанскийбыл последним поэтом русской классическойтрадиции…”; “Именно Мандельштамзакрыл пушкинскую культуру…”; “БулатОкуджава- последний поэт пушкинской поры”;про Липкина: “…не только последнийпоэт южно-русской школы, но и последнийпредставитель Серебряного века…”.
Создается впечатление,что в самое последнее время хаотическаяатака на Маяковского, как и вообще накультурное наследие советской эпохи,пошла на спад. Прозвучала трезвая, небанальная фраза про отношение Маяковскогок революции: “Он влюбился в замысел”.
Патриотическая критика стала приближатьпоэта к себе: государственник! Еще бы.
Многие ли нынешние могут написать агиткуна таком уровне, как “Стихи о советскомпаспорте”?! Но такое приятие, притяжение,пардон, приватизация пока остаются надекларативном уровне
Источник: https://works.doklad.ru/view/zjCEPJW6jMI.html
Add comment