SAVUZ

Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского

Раннее творчество В. Маяковского — Реферат по литературе на тему ранняя лирика в В Маяковского

Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского

МОУ СОШ №11Экзаменационный рефератпо литературе на тему:«РАННЯЯ ЛИРИКА В.В.МАЯКОВСКОГО»Выполнил:Ученик 11-А класса Реутов Владимир Южно-Сахалинск2007 г.
  1. Вступление.
  2. Ранняя лирика.
    1. Начало литературной деятельности.
    2. Особенности лирики Маяковского.
    3. Связь Маяковского с русской культурой.
  3. Заключение.
  4. Основные произведения ранней лирики Маяковского.
  5. Список использованной литературы.

вылью

В исповеди…»

В. Маяковский

В искусстве XX века Маяковский — явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очер­ки и критические статьи, рекламные стихи и рисунки.

Но истинное величие Маяковского — не только в широте проявления его творческой индивидуаль­ности, не только в том, что ему были одинаково доступны тайны стихотворного мастерства и знание законов сцены, умение владеть пером очеркиста и кистью художника.

В первую очередь он — поэт, и именно как поэт социалистической революции, вошел в сознание миллионов людей.

В творчестве Маяковского, запечатлевшем важнейшие события и проблемы своего времени, мощно звучит голос эпохи, эпохи подготовки и сверше­нии пролетарской революции. Поистине эпический размах поэтических сравне­ний, дерзкая смелость метафор, сила и весомость стихотворного ритма сочетаются в его произведениях с публицистической страстностью. Поэзия Маяковского — поэзия от­крытой гражданственности, обращенная к массовой аудитории.
Маяковского часто называют «поэтом-трибуном», и для этого в его творчестве находится достаточно оснований. Он и сам в поэме «Во весь голос», произведении в значительной степени итоговом, называя себя «агитатором, горланом-главарем», утверждал: «Я ухо словом не привык ласкать…» И хотя и в этом есть своя правда, сводить художественный строй поэзии Маяковского только к агитационно-ораторским интонациям было бы неверным, т.к. в ней нетрудно обнаружить и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья, и язвительную иронию, и добродушную усмешку. Поэзия Маяковского не только многообразна в жанровом отношении, но и многокрасочна по своему художественно-интонационному строю.
Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия. Об этом свойстве таланта поэта очень точно сказал А. В. Луначарский. Услыхав в исполнении Маяковского поэму «Про это» (в марте 1923), он заметил: «Я и раньше знал… а сегодня уверился окончательно …он тончайший лирик, хотя он и сам не всегда это понимает. Трибун, агитатор и вместе с тем лирик».1
Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внут­ренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объек­тивный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события, как правило, не получают здесь прямого и непосредственного изображения. Они оказывают­ся запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вы­зывают у писателя.
В полной мере это относится и к большинству произведений Маяковско­го. Чему бы они ни были посвящены — классовым битвам или любви, поезд­кам в зарубежные страны или спорам о задачах искусства — отношение поэта к реальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я».«О времени и о себе» — так определил Маяковский тему поэмы «Во весь голос». Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Маяков­ского — настолько точно передают они своеобразие его произведений, со­единяющих эпическую широту с лирической проникновенностью.

Стихия авторских размышлений и пережива­ний в произведениях Маяковского не просто придает им особую эмоциональ­ную окраску, а зачастую выдвигается на первый план, становится основой художественного образа.

Эта сила и целеустрем­ленность авторского чувства, приобретающая лирическое звучание, прояв­ляется и в его эпических произведениях, где изображены жизненные явления. Она ощу­щается также в политических стихах Маяковского и даже в стихотворениях агитационно-производственного характера.

Без преувеличе­ния можно сказать, что лиризм — всепроникающая и всеобъединяющая сила твор­чества Маяковского, внутренняя энергия даже тех его произведений, которые по своей художественной структуре не являются лирическими.

Как ни парадоксально, но в стихах и выступлениях Маяковского не раз можно встретить выпады против лирической поэзии. «Нами лирика в штыки неоднократно атакована»,— писал он в стихотворении «Юбилейное». Эти слова — не обмолвка и не поэтическое преувеличение. Через все творчество Маяковского проходит линия полемически-враждебного отношения к «лири­ческим излияниям». Особенно язвительные замечания вызывает у него лю­бовная тематика. «Стишкам, под которые влюблялись», он противопоставляет «строки, под которые Деникин бежал от Орла».В этих страстных словах, конечно, нельзя видеть негативное отно­шение к лирике как таковой. В том же «Юбилейном», несмотря на категорич­ность своих заявлений относительно устарелости лирики, поэт признавался:

Поделитесь с Вашими друзьями:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Какая трогательная, трепетная нежность слышится в этих словах! И вновь звучат первые стихи, но теперь в чтении Маяковского это уже не вопрос, а утверждение. В нем с пронзительной искренностью выражена надежда лириче­ского героя на то, что этому миру необходим высший идеал, связанный со звездами, которые обязательно должны зажи­гаться и светить людям.

Окружающий мир вызывает у него резкое неприятие, протест. В 1915 году Маяковский создал свое самое значительное произведение — предоктябрьских лет — первую поэму «Облако в штанах».

Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо объект действительности. В ней бунтарский про­тест против устоявшихся форм жизни и его революционное настроение нашло наиболее глубокое выражение.

Маяковский подчеркивал это в автобиографии: «Пишу «Облако». Выкрепло сознание близкой революции»9.

Поэма проникнута ощущением пагубности и бесчеловечности существующего строя и неизбежности социальных потрясений. Царская цензура сразу поняла революционно-бунтарский характер произведения и выбросила из него шесть страниц стихов. Придралась цензура и к первоначальному названию произведения — «Тринадцатый апостол», усмотрев в нем «кощунство», надругательство над религией и священным писанием. Только после Октябрьской революции поэма была напечатана полностью.

Поэма Маяковского — максималистская по программе, напряженно-экспрессивная по стилю, трагическая по завершающей все повествование интонации — при всей противоречивости своей концепции тем не менее свиде­тельствует о появлении ряда новых моментов в отношении поэта к жизни.

За причудливыми ходами поэтической мыс­ли, за буйством метафор явственно проступает пафос социального обличения окружающей жизни. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «до­лой ваш строй», «долой вашу религию» — так определил Маяковский идей­ный смысл поэмы.

И действительно, хотя в ней и сохраняются мотивы одино­чества, жертвенности, трагичности, мысль Маяковского направлена на разоб­лачение главного, существенного зла. И, наконец, важно отметить, что, не­смотря на трагическую окраску завершающих «Облако в штанах» строф, в ней нет безысходности.

Ожидание нового, предощущение перемен — вот что определяет ее художественную атмосферу, ее тональность.

Образная структура «Облака в штанах» определена идейным содержанием. Даже пейзажные образы пере­ключаются в общественно-политический план (тучи «не­бу объявляют озлобленную стачку»). Лирические от­ступления, сливающиеся в «Облаке» и других поэмах с повествовательным рассказом, приобретают отчетливый критический, призывной характер:

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

страница 2/22
Дата 14.03.2019
Размер 428.62 Kb.
Название файла Реферат по литературе на тему ранняя лирика в В Маяковского.doc
Тип Реферат
Но поэзия —пресволочнейшая штуковина:существует —и ни в зуб ногой.Критическое отношение Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами — любви, природы, философ­ских раздумий о жизни — стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной с большими историческими событиями и процессами. В нападках Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской краси­вости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их приверженцы оправдывали правом поэтов на самовыражение.Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям вре­мени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не мог­ла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздейст­вие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось.Что же касается особенностей поэтического восприятия Маяковского, то у него все совершающееся в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни — и даже удаленное от него временем и расстоянием — как свое, глубоко личное, кровное дело.Широта восприятия жизни, исключительная сила эмоциональной реак­ции поэта на мир не могли уместиться в традиционные формы лирики и требовали простора для своего выражения. Вот почему поэзия Маяковского не укладывается в рамки предшествующего ему художественного опыта. Он становится создателем поэзии нового типа, которая широко, как никогда прежде не делалось, охватывает политическую и социальную действитель­ность. Лирика Маяковского вмещает в себя многое — и историю, и поли­тику, и любовь, и быт; и все это входит в его поэзию не как отдаленный фон, а является основным объектом художественного изображения.Разумеется, творчество Маяковского не было одинаково на протяжении всего его жизненного пути. Оно прошло сложную историю развития, отра­зив в себе эволюцию метода и стиля поэта, изменения в его мировосприятии. Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://coolnew.ru/rannee-tvorchestvo-v-mayakovskogo.html

Ранняя лирика Маяковского: особенности, своеобразие

Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского

Ранняя лирика Маяковского (стихи «Порт», «Ночь», «Нате!» и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его произведений пьесы и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения.

Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи социальной революции.

В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.

Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского

В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор.

Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют «трибуном».

Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.

Так, в поэме «Во весь голос», считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя «горланом-главарем», «агитатором». Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно.

В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна.

Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.

Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму «Про это», он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский — тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда.

В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент.

Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения.

Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.

Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям — любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного «я». Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству.

Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах.

Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Противоречивость автора

Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении «Юбилейное», где он говорит о восприятии этого направления «в штыки». Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора.

В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества — ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского.

Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.

Эмоциональная составляющая

Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело.

Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона.

Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.

Ранняя лирика Маяковского — это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.

Начало работы

Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму, в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал.

После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего — футуристами.

Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.

Специфика произведений

Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:

«Простыни вод под брюхом были.Их рвал на волны белый зуб.Был вой трубы — как будто лили

любовь и похоть медью труб».

Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.

Зрелищность

В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как «Порт», «Утро», «А вы могли бы?». Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия.

Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает «адище города», где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: «выжженный квартал», «кривые лошади», «царство базаров».

По дорогам идут «усталые трамваи», солнце на закате кажется автору «вытекающим глазом», ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.

Трагизм

Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении «Я». Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: «Надоело», «Послушайте!», «Дешевая распродажа» и др. В произведении «Себе любимому» автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:

«А такому,как я,ткнуться куда?

Где для меня уготовано логово?»

Любовь

Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству — на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений.

Так, в поэме «Облако в штанах» любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме «Человек». В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось.

Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.

Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа.

Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении «Теплое слово кое-каким порокам» он «прославляет» власть денег, «издевается» над трудовым народом, «приветствует» шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию.

Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, «громадиной» зла.

Предметность

Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора «огрубляется», упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами.

В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер.

В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, — социальное содержание.

Культурная связь

Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с «парохода современности». Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям.

В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы «Человек».

Однако главное, что сближает автора с классикой, — это гражданственность поэзии, его живой отклик на современные явления.

Критический пафос

Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема «народ и поэт» занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений.

Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой «Война и мир» на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни.

Это прослеживается в таких произведениях, как «Я и Наполеон», «Вам!» и других.

Трагичность существования человека

Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником.

Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма.

Против буржуазного мира были направлены стихи о «сытых Сытиных», «чирикавших перепелами» поэтах, ученых-прислужниках, о «лепрозории» — капиталистическом городе.

Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем.

Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. Поэт это ясно понимает и формирует образ бунтующего героя.

Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.

По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом «Вам!» и произведением «Нате!». Первое было написано спустя полтора года после второго.

Стихотворение «Нате!» показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет «Вам!» отличается ярко выраженной политической окраской.

Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.

Источник: https://FB.ru/article/231813/rannyaya-lirika-mayakovskogo-osobennosti-svoeobrazie

Творчество В.В.Маяковского

Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат

По дисциплине: литература.

На тему:

«Поэт Серебряного века В.В. Маяковский»

Нижний Новгород

  • Отзывы критиков о творчестве В.В. Маяковского 1-22

  • Биография Владимира Владимировича Маяковского 23-33

  • Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» 34-36

  • Мое отношение к творчеству В.В. Маяковскому 37

  • Использованная литература 38

Введение.

Словоо Маяковском

«Маяковскийпервым из поэтов ХХ столетия отдал свойталант революционному обновлению жизни,начатому Великим Октябрём».Или. «Всядеятельность Маяковского второй половиныдвадцатых годов носит в себе приметыблаготворного влияния работы надленинской темой».

Именно такие цитатыо поэте являются для нас привычными.

Напротяжении долгих 70-ти лет строящегосясоциализма власть берегла и хранилаимя Маяковского.В 1935 году после письма Лили Брик И.В.Сталину в редакционной статье газеты«Правда» Владимир Маяковский былторжественно объявлен великим поэтомреволюции. С этого момента и пошлаего слава.

Этот поэтбыл для людей, живших в советскийпериод, частью биографии. Он полностьюидентифицировался с революцией: егоиздавали в красных обложках,на праздничных парадах цитаты егостихотворений мелькали на транспарантах.

Советская критика оценивала Маяковскогос точки зрения его вклада в делореволюции и прославления коммунистическойпартии. На самом ли деле он был положительнымзащитником дела Ленина? В 1985 годув мюнхенском издательстве «Странаи мир» вышел филологический романЮрия Аркадьевича Карабчиевского«Воскресение Маяковского».

В 1986 годукнига была удостоена премии имени Даля,главной премии русского литературногозарубежья. «Воскресение Маяковского»выделялось из потока новейшейразоблачительной, как правило,невежественной и рассчитаннойна сенсацию литературы о Маяковском.«Название книги — „ВоскресениеМаяковского“ — несет, по меньшеймере, тройную нагрузку.

Во-первых,воскрешение, воссоздание подлинного,не приукрашенного облика поэтаи человека. Во-вторых, рассказ о главноймечте Маяковского: о его надеждена реальное, физическое воскрешениев будущем. Эта вера, точнее сказать,суеверие, проходит через всю его жизньи многие произведения.

В большой мереона инспирирована философией НиколаяФедорова. Наконец, воскресение — какпосмертное существование Маяковскогов других, живших после него, а такженыне живущих поэтах».

Маяковскийи его критики.

Б.Лившиц о Маяковском

БенедиктЛившиц. `Полутораглазый стрелец`.
«Первыйвечер речетворцев», состоявшийся 13октября в помещении Общества любителейхудожества на Большой Дмитровке, привлекмножество публики. Билеты расхваталив какой-нибудь час.

Успех вечера был,в сущности, успехом Маяковского.Непринужденность, с которой он держалсяна подмостках, замечательный голос,выразительность интонаций и жеста сразувыделили его из среды остальныхучастников.

Глядя на него, японял, что не всегда тезисы к чему-тообязывают.

Никакого доклада не было:таинственные даже для меня, египтяне игреки, гладившие черных (и непременносухих) кошек, оказались просто-напростопервыми обитателями нашей планеты,открывшими электричество, из чегоделался вывод о тысячелетней давностиурбанистической культуры и… футуризма.

Лики городов в зрачках речетворцевотражались, таким образом, приблизительносо времен первых египетских династий,водосточные трубы исполняли berceuse чутьли не в висячих садах Семирамиды, ивообще будетлянство возникло почтисейчас же вслед за сотворением мира.

Эта веселая чушьпреподносилась таким обворожительнымбасом, что публика слушала, развесивуши.

Всем быловесело. Нас встречали и провожалирукоплесканиями, невзирая на заявлениеКрученых,что он сладострастно жаждет бытьосвистанным… Мы не обижались на этиаплодисменты, хотя и не обманывалисьнасчет их истинного смысла.

Газеты… предрекалинам скорый конец.

ВладимирМаяковский (Природа, мир, тайниквселенной…) МихаилЭпштейн

Дляраннего творчества В.

Маяковскогохарактерно принципиально новое в русскойпоэзии трагическое видение природы -растерзанной, надломленной, гибнущей,как будто с мира сдирается его стараяоболочка: «у раннего солнца вытекалглаз»; «на небе красный, какмарсельеза, // вздрагивал, околевая,закат»; «звезды опять обезглавили// и небо окровавили бойней»; «звездглаза повытекали из орбит»; «снеговыеволосы, ветром рвя, рыдает земля»; «сгильотины неба головой Антуанеттысолнце покатилось умирать»; «кометызаломят горящие руки» («Адищегорода», 1913; «Облако в штанах»,1915; «Война и мир»,, 1915-1916; и др.). Приэтом лирический герой часто выступаеткак бунтарь, угрожающий небу,

богоборческиопрокидывая природный миропорядок:»встречу я //

небсамодержца, — // возьму и убью солнце!»(«Я и Наполеон», 1915); «словисступленных вонзаю кинжал // в небараспухшую мякоть» («Я», 1913).

Пафос «природоборчества»сохраняется и в поэзии Маяковского 20-хгодов, однако природа здесь уже выглядит»поверженной» — отношение к нейироническое, как к «хилой», уступающейв могуществе человеку («И меркнет //доверье // к природным дарам // с унылым// пудом сенцА»).

Для поэта «природа»- воплощение старого, косного порядкавещей, которому должно прийти на сменусознательное овладение техникой,творчество высшей, рукотворной природы:»Чтоб природами хилыми не сквернилискверы, // в небеса шарахаем железобетон»(«Мы идем», 1919); «Если // даже //Казбек помешает — // срыть!» («Владикавказ- Тифлис», 1924). Поэт в высшей степени, Маяковский издевательски относитсяк чисто пейзажной лирике: «от этогоТерека // в поэтах // истерика» («Тамараи Демон», 1924); «Что луна, мол, // наддолиной, // мчит // ручей, мол, // по ущелью.// Тинтидликал // мандолиной, // дундуделвиолончелью» («Птичка божия»,1929).

Поэт подчеркнуто»десакрализирует» природу, лишаетее ореола возвышенности, святости,обращаясь к ней предельно фамильярно:»поплевал // в Терек с берега, // совалему // в пену // палку»; «солнцемоноклем вставлю»; «эта вот //зализанная гладь — // это и есть хваленоенебо?» — а подчас не останавливаетсяи перед бранными выражениями в ее адрес:»я крикнул солнцу: «Дармоед!..

«;»луна, как дура, // … // блинорожиеплоское»; «ночь-негодяйка»(«Тамара и Демон», «Человек»,»Необычайное приключение, бывшее сВладимиром Маяковским летом на даче»,»Чудеса», «Кемп «Нит гедайге»»).

Этой же цели смехового снижения природыслужат и сравнения: «зевота ширемексиканского залива»; море «блестящей,чем ручка дверная»; «небу в шаль //вползает // солнца вша» («Хорошо!»,1927).

Вообще Маяковский чаще, чем другиепоэты, употребляет само слово «природа»или даже «природы», беря ее какцелое, не вдаваясь в частности: «полонрот красой природ», «вся природавроде телефонной книжки». Этаобобщенность наименования тоже знаменуетвнутреннее превосходство над природойи сознательное отстранение от нее:лирический герой не чувствует себя еечастью, но оценивает ее со стороны.

Таким образом,природа в стихах Маяковского 10-х годовкорчится в муках, трагически умерщвляется,а в стихах 20-х годов в основном подаетсяиронически, — в уменьшительной форме -«садик», «дождик», «морковинки».То и другое служит знаком ее растущегопреодоления. Как признавался поэт вавтобиографии «Я сам»: «Послеэлектричества совершенно бросилинтересоваться природой.

Неусовершенствованнаявещь» (главка «Необычайное»).Если герой ранних стихов посягает нанебо, грозит убить солнце, то геройпоздних приглашает к себе на чай — вобоих случаях он становится ровнейприроды, лишает ее прежнего»высокопоставленного» статуса,»барской» привилегии сиять вечнойкрасой в недосягаемом величии.

Вместе с тему Маяковского есть любовь и состраданиек «неусовершенствованной» природе,прежде всего — к больным, забитым животным(«Хорошее отношение к лошадям»,1918; лирическое отступление про собачонку- «Я люблю зверье…

» — в поэме «Проэто», 1923), что сближает его с Н.Некрасовым,С.Есениным.

В целом же различие Маяковского и Есенинав подходе к природе и соотнесении ее стехникой может быть продемонстрированоследующими строками — одно из самыхранних и самых программных в их творчестве:

С.Есенин, 1910:»Клененочек маленький матке // Зеленоевымя сосет»; В.Маяковский, 1912: «Прижалисьлодки в люльках входов // к сосцам железныхматерей».

Маяковскийв глазах Александра Михайловича, докторафилологических наук

Впоследние 10-15 лет, время не всегдапродуманной, а чаще вообще бездумной,спровоцированной конъюнктурой ревизиикультурного наследия советской эпохи,больше всего досталось Горькомуи Маяковскому.

Переоценка культурногонаследия советской эпохи носитнервический, чем аналитический характер.По крайней мере, в области литературы.

Речь идет о том, что выплескивалось настраницы периодики, ибо итоги академическойнауки как-то не пересекаются с нею,существуют как вещь в себе.

Вакханалияи буйство фантазии, а иногда и простоневежество новых оценщиков литературыпрошлого ее как бы не волнуют. Ну что ж:»Где Брут живет, там Цезарь жить неможет». Голос бы услышать.

Между тем накопилисьтакие завалы наукообразной лабуды (ядаже «феней» подсюсюкнул, чтобтолько быть понятней…), которую ирасчищать противно.

И на этом фоне,конечно, надо было ожидать, чтосемидесятилетие со дня гибели Маяковскоготоже не останется без внимания.

Но преждечем обратиться к статьям СергеяКонстантинова и Инны Вишневской, простонеобходимо хотя бы несколькими штрихамиобозначить этот фон.

С началом перестройкии сопутствующей горячечной смены вехв оценке культурного наследия Маяковскому,конечно, припомнили сталинскую оценку,данную поэту, и упоминание имени Сталинав стихотворении «Домой!». «Люмпен-поэт»,»глуповатый человек» и пр. проМаяковского — это цветочки. Приведуцитаты, которые прозвучат посильнее.

Вначале — именитый поэт: «…футуристыи Маяковский проложили дорогу сталинскойдиктатуре, поскольку все они, по сутидела, были антигуманистами».

С какоймилой непосредственностью автор делаетоткрытие — указывает прямой истокявления, которое повергло народ в адтоталитаризма, обнаруживая при этомеще и гипертрофированное представлениео роли поэзии в жизни и истории народа.

От других комментариев отказываюсь,приведу цитату неизвестного мне (ивозможно, миру) автора, тоже претендующегона открытие: «Попытка саморождения(? — А.М.) Маяковского окончилась неудачей.Из чего я делаю этот вывод? Из прическипоэта. Открываю энциклопедию… и читаю-пострижение волос — символ отдания врабство».

Таков фон. И примеровтьма. И все-таки, возвращаясь к сталинскойоценке Маяковского, несомненно, нанесшейвред поэту тоталитарным официозом,напрашивается вопрос: а судьи кто? Почтивесь ряд, конечно же, демократический,хотя немалую лепту в поношение Маяковскоговнесли и патриоты.

Но комизм ситуации(или, может быть, трагизм — с какой стороныпосмотреть) состоит в том, что, справедливообвиняя Сталина в директивном тонеоценки — «был и остается лучшим,талантливейшим поэтом нашей советскойэпохи», — современные оценщикибессовестно передирают ее в своихоценках других писателей, далекопревосходя по директивности тон самогодиктатора.

Примеры настолько показательны,что, сведенные вместе, производятвпечатление игры в передразнивание.Посудите сами:

«Бродскийбыл последним поэтом русской культуры…»;»Юрий Левитанскийбыл последним поэтом русской классическойтрадиции…»; «Именно Мандельштамзакрыл пушкинскую культуру…»; «БулатОкуджава- последний поэт пушкинской поры»;про Липкина: «…не только последнийпоэт южно-русской школы, но и последнийпредставитель Серебряного века…».

Создается впечатление,что в самое последнее время хаотическаяатака на Маяковского, как и вообще накультурное наследие советской эпохи,пошла на спад. Прозвучала трезвая, небанальная фраза про отношение Маяковскогок революции: «Он влюбился в замысел».

Патриотическая критика стала приближатьпоэта к себе: государственник! Еще бы.

Многие ли нынешние могут написать агиткуна таком уровне, как «Стихи о советскомпаспорте»?! Но такое приятие, притяжение,пардон, приватизация пока остаются надекларативном уровне

Источник: https://works.doklad.ru/view/zjCEPJW6jMI.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики