SAVUZ

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова

Исследовательский проект на тему

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова

I. Введение

Актуальность выбранной темы

II. Основная часть

Изображение русского национального характера в русской литературе второй половины ХIX века на примере творчества Н. С. Лескова.

  • Изображение русского национального характера на примере героя повести «Левша» Платова;
  • Изображение русского национального характера на примере героя повести «Очарованный странник» Флягина;

III. Заключение

Лесков — создатель сказаний, творец нарицательных образов. Роль писателя в настоящем измерении.

IV. Выводы
V. Практическая ценность работы
VII. Использованная литература

Цель: Выявить глубину усвоения проблемы русского национального характера в русской литературе второй половины XIX века на примере творчества Н. С. Лескова.

Способы достижения:

  • Прочитать биографические статьи о Н.С.Лескове;
  • Познакомиться с высказываниями литературных критиков в отношении произведений Н.С.Лескова;
  • Рассмотреть образы героев на примере произведений Н.С.Лескова и выделить в них черты истинно русского героя;
  • Сделать вывод.

Чтобы достичь своей цели, я воспользовалась материалами, указанными в списке использованной литературы и материалами интернет -сайтов.

Работа над проектом:

  • 1 этап – организационный: постановка цели, планирование деятельности;
  • 2 этап – поисковый и исследовательский – сбор информации, представление своих исследований;
  • 3 этап – оформление полученной информации;
  • 4 этап – защита проекта.

I.Введение

Актуальность выбранной темы:

Характер русского человека многогранен. Многие столетия отшлифовывались лучшие черты нашего народа. Терпение и несгибаемая воля, которые проявились и в самые тяжелые годы войны, и на рубеже становления Великой Руси, когда наш народ находился под гнетом татаро-монгольского ига. Щедростью и добротой знаменит наш человек.

Безграничной самоотверженностью и трудолюбием, проявившимся на всесоюзных стройках страны и на восстановлении разрушенного войною хозяйства. К сожалению, наряду с лучшими качествами, в русском человеке могут уживаться и нелицеприятные черты, такие как лень и безответственность.

Не поэтому ли для приезжающего к нам иностранца русская душа – загадка?

Небывалый интерес к русскому характеру вдохновил многих писателей создать лучшие произведения нашей классики: Л. Толстой «Война и мир», Н. Лесков «Левша», «Очарованный странник», И. Гончаров «Обломов». Герои этих произведений явились примером для подражания и источником нравственного становления многих поколений читателей.

Меня давно интересовала тема национального характера в произведениях русских писателей. Прочитав повести Н.С.

Лескова «Левша» и «Очарованный странник», я была восхищена, насколько писатель глубоко и всесторонне раскрыл характеры Платова и Флягина Ведь именно сейчас в нашем современном мире многие знаменитости, да и не только, покидают свою Родину, уезжая за границу в поисках лучшей жизни.

На примере Платова писатель показал настоящий патриотизм русского человека, а на примере Флягина – этапы становления, душевного противоборства человека. Мне захотелось поближе познакомиться с творчеством Н.С.Лескова и проследить, как удалось ему так правдоподобно изобразить истинно русский характер своих героев.

II. Основная часть

Для Лескова, как и для многих его современников, изучение фольклора было своеобразным ключом к пониманию “народной души”; изучение сказок, былин и других жанров устного народного творчества приобретало отнюдь не академический смысл, а становилось ответом на животрепещущие вопросы современной жизни России. Справедливо писала об этом Н.Г. Михайлова: “Во второй половине XIX века этические проблемы, как и вопрос о русском народном характере, занимают важное место и в общественной мысли, и в художественной литературе, и часто рассматриваются в самой непосредственной связи. Для Лескова, как и для многих его современников, облик русского человека, его идеал определяются не столько социальными, сколько этическими моментами, которые занимают важное место в мировосприятии самого писателя и во многом определяют его подход к изображаемой действительности”.

Важное место в произведении «Тульский мастер» Лескова занимает образ донского казака Платова. Следует также отметить, что фигура храброго атамана присутствует в русском устном народном творчестве, а именно в исторических песнях, что уже отмечали исследователи, но в них он предстаёт просто лихим казаком, образ которого лишён монументальности, характерной для былинных богатырей.

По словам самого автора, под «тульским мастером» действительно подразумевается русский народ.

Однако в произведении левша сметлив, переимчив, даже искусен, но «он расчёт силы не знает, потому что в науках не зашёлся и вместо четырёх правил сложения из арифметики всё бредёт ещё по псалтырю да по полусоннику».

Он видит, как в Англии тому, кто трудится, — все абсолютные обстоятельства в жизни лучше открыты, но сам всё-таки стремится к родине и всё хочет два слова сказать государю о том, что не так делается, как надо, но это левше не удаётся, потому что его на «парат роняют». В этом всё дело.

Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер.

Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом.

Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Художественная задача, которую решал писатель, представляла собой исследование того же феномена, который привлекал и Толстого в «Войне и мире» и что он сам сформулировал в одном из черновых набросков предисловия к роману: “Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, тот характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений”. Итак, “сущность характера русского народа” — вот истинный предмет художественного исследования Лескова, причём проявляется эта сущность в «Левше» не непосредственно, но в своей “эпической” реакции на события далёкой и близкой истории. Так у двух разных художников обнаруживается общность подхода к изучению исторической судьбы России и сходство художественных интересов.

Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.

Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари.

Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

А вот по яркости и этической широте повествования “Очарованный странник” относится к лучшим повестям Лескова.

За внешним комизмом рассказа скрывается проблема: кто такие самоубийцы-самоуправцы, самовольно распоряжающиеся дарованной богом жизнью, или мученики не перенесшие “борения жизни”. Тема самоубийства помогает поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений.

Не случайно она снова и снова возникает на страницах повести как сигнал общего неблагообразия, неблагополучия жизни. Трижды на разных этапах своего жизненного пути рассказчик приходит к мысли покончить с собой. Хочет наложить на себя руки, переживая странное крушение любви, красавица цыганка Груша. В лесу у монастыря удавился какой-то “жид”.

Каждый из этих эпизодов важен не только сам по себе, но и как частица целого – русской жизни в ее специфически национальном выражении.

Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов и выглядят в меркантильный век как глупость и являются причиной многих поворотов в судьбе героя.

Сам характер Флягина не вмещается в границы «частной» индивидуальности, «частного человека», являющегося центром и целью повествования в классической форме повести или романа.

Исповедь героя все время вырывается за эти узкие для нее рамки и границы, ибо в характере Флягина проступает ярко и отчетливо общенациональная судьба.

Флягин – русский национальный характер, представленный Лесковым в процессе его незавершенного и неостановимого движения и развития, изображенный не только в его относительных итогах, но еще и в неразвернувшихся потенциальных возможностях.

Неспособность Флягина обнять свою «обширную жизненность» свидетельствует о богатстве этих возможностей, еще не схваченных характером героя, еще не вызревших и не вошедших в итог и результат. Наблюдая становление характера Флягина в повести, все время чувствуешь, как Лесков уводит твое внимание в сторону, сбивает повествование с прямых на окольные пути. Так писатель дает нам почувствовать полноту живой жизни героя, далеко превосходящую в своих возможностях то, что в ней на сегодня оформилось, вызрело до цветка и плода.

Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею.

С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию.

Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. “Мне за народ очень помереть хочется” — формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца.

Герой Лескова поднимается до духовной самооценки работы, жаждет морально “усовершенствоваться”. Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания.

Духовные искания “очарованных странников” и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа. Традиционное восхваление народного героя не привлекало Лескова.

Последней фразой повести он охарактеризовал Флягина не только как “простую душу”, но и как “младенца”, считая, что народу предстоит еще избавление от черт “младенчества”, инфантильности, обусловленных все теми же чарами прошлого.

“Повествования своего минувшего он исповедал со всей откровенностью своей простой души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам”. Тысячу раз прав был Лесков в определении черт национального русского характера

Ключом к разгадке тайны русского национального характера является художественная одаренность, артистизм Ивана Флягина. Он воспринимает мир как поэт, в целостном и живом образе. Он не способен анализировать себя, свои поступки, ему чуждо отвлеченное теоретизирование.

Ответ на вопрос о смысле человеческого бытия Флягин дает не в отвлеченной, а в художественной манере, в талантливо рассказанной истории его жизни. Как русский сказочный Иванушка, Флягин обладает мудростью сердца, а не разума, он одарен особой нравственной интуицией, которая оказывается порой «умнее» хладного рассудка и трезвого расчета.

В этом смысл торжества Ивана Флягина над дрессировщиком и укротителем животных.

В дальнейшем повествовании появляется цепочка эпизодов, чрезвычайно существенных для выражения авторской мысли, – о существе и значении религиозных представлений для народной жизни.

Наивность героя, его непосредственное отношение ко всему, что ему открывается в жизни позволяет автору поставить вопрос о сущности борьбы разных вер, показать ее трагические последствия. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как этот.

Автор, обращаясь к опыту народной жизни, находит там действительные нравственные ценности.

III. Заключение.

В XIX веке русский национальный характер стал особенно интересовать писателей. Одними из них явился Лесков, который изобразил в своих произведениях основные черты русского народа.

Несмотря на все выше сказанное, вопрос остался открытым. По-видимому, невозможно изложить всю суть русского народа в нескольких произведениях. Поэтому писатели будут продолжать развивать эту тему, будут создавать новые образы, находить другие тонкости и черты в нашем общенациональном характере.

Столетие, минувшее после кончины Лескова, наметило ему значение, измерение, в голову не приходившие ни его критикам, ни защитникам.

Лесков — создатель сказаний, творец нарицательных образов, не просто берущих отдельную специфичность в людях той поры, но нащупывающих основные, фундаментальные свойства русского национального рассудка и русской судьбы.

Собственно в настоящем измерении писатель воспринимается в настоящее время как национальный русский гений.

IV. Выводы:

  • Осуществление данного проекта позволило развить свои навыки работы с дополнительной литературой.
  • Узнала из дополнительной литературы о биографии Н.С.Лескова.
  • Научилась работать с высказываниями литературных критиков.
  • Нашла ответ на вопрос: «Какими способами Н.С.Лескову удалось изобразить глубинный русский национальный характер своих героев?»
  • Доказала, насколько актуален писатель в наше время.

V. Практическая ценность работы

состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы при выступлениях о Н.С.Лескове, при подготовке рефератов. Данный материал доказывает, что творчество Н.С.Лескова актуально и в наше время.

VI. Использованная литераура

  1. Л. Аннинский. Лесковское ожерелье. М., 1986.
  2. И.П. Видуэцкая. Николай Семенович Лесков. М., 2000.
  3. А. А. Горелов. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
  4. Б. С. Дыханова. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
  5. Л. А. Капитанова. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. М., 2002.
  6. А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2-х книгах. М., 1984.
  7. Н.Н. Старыгина. Лесков в школе. М., 2000.
  8. И.В. Столярова. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.
  9. Е. В. Тюхова. О психологизме Н. С. Лескова. Саратов, 1993.
  10. www.roman.by

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650088/

Сочинение. Изображение русского национального характера в произведениях Н.Лескова

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова

..

Изображение русского национального характера в произведениях Н. С.

Лескова Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти «против течений», как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответов на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя в опалу у критиков всех лагерей и у «передовых» читателей.

Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание (и весьма широко) и Лесков.

Раскрытие сущности характера русского человека находим во многих его произведениях: в повести «Очарованный странник», в романе «Соборяне», в рассказах «Левша», «Железная воля», «Запечатленный ангел», «Грабеж», «Воительница» и других. Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты.

Таков рассказ «Леди Макбет Мценского уезда», ярко демонстрирующий умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени.

Написанный в 1864 году рассказ имеет подзаголовок «Очepк». Но ему не следует доверять буквально.

Конечно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, но такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя: Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей, вымыслу, часто тенденциозно искажавшему правку жизни, очерковую, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений.

Название рассказа, кстати, весьма емкое по смыслу, выводит непосредственно на проблему русского национального характера, мценская купчиха Катерина Измайлова — один из вечных типов мировой литературы — кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия.

Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из «Грозы» Островского.

В начале рассказа сообщается незаметная, но существенная деталь: если Катерина Островского до замужества была такой же богатой купеческой дочерью, как и ее муж, то лесковская «леди» взята в Измайловскую семью из бедности, возможно, и не из купечества, а из мещанства или крестьянства. То есть героиня Лескова — еще большая простолюдинка и демократка, чем у Островского.

А дальше идет то же, что и у Островского: брак не по любви, скука и безделье, попреки свекра и мужа, что «неродица» (детей нет), и, наконец, первая и роковая любовь. С сердечным избранником лесковской Катерине повезло гораздо меньше, чем Катерине Кабановой с Борисом: мужний приказчик Сергей — пошлый и корыстный человек, хам и подлец. А дальше разворачивается кровавая драма.

Ради соединения с любимым и возведения его в купеческое достоинство леденящие душу своими подробностями убийства (свекра, мужа, малолетнего племянника — законного наследника измайловского богатства), суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах.

Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия калиновской Катерины, и в глаза бьет пошлость.

Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская «леди» в бога. Характернейшая деталь: перед самоубийством «хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут» пошлую и страшную песню.

Поэзия религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому ее необразованность, неразвитость интеллектуальная (можно сказать, темнота), возможно, даже неграмотность не ощущается нами как недостаток.

Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но тоже культуры. Лесков в своем рассказе все время подчеркивает богооставленность изображенного им мира.

Он цитирует слова жены библейского Иова: «Прокляни день своего рождения и умри», а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: «Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою вериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо». Причем, этот отрывок — единственный в рассказе, где автор открыто вмешивается в текст, отличающийся в остальном объективной манерой повествования.

Современная писателю революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотревшая на этого простого человека, звавшая к топору Русь, этих вот простых людей, не пожелала заметить рассказ Лескова, напечатанный в журнале «Эпоха» братьев Ф. и М. Достоевских.

Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей, став наряду с «Левшой» наиболее часто переиздаваемым произведением Лескова. У Пушкина есть строки: «Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман», т. е. поэтический вымысел. Так и две Катерины двух русских классиков.

Сила поэтического вымысла Островского действует на душу, вспомним Добролюбова, освежающе и ободряюще, возвышает ее Лесков «низкую истину» о тьме (в другом смысле) души русской простолюдинки. В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь.

Как же мало нужно было для того, чтобы наворотить гору трупов, чтобы явить «звериную простоту», «не особенно нежному русскому человеку! И что же это за любовь такая, что ее принадлежностью становится убийство».

Рассказ Лескова поучителен, он заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, «что вы за нация такая? «, какие мы и почему такие.

Скачать Сочинение.

..

..

gdzotvet | 30.09.2012

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/leskov/sochinenie-izobrazhenie-russkogo-nacionalnogo-xaraktera-v-proizvedeniyax-n-leskova/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики