SAVUZ

Илиада характеристика образа Париса

История античной литературы : Образы богов и людей в поэмах

Илиада характеристика образа Париса

В фольклорной героической песне обычно действует незначительное количество персонажей, охарактеризованных крайне поверхностно. Иначе обстоит дело в эпических поэмах, которые изобилуют действующими лицами, разделенными на две различных категории — боги и герои. Герои живут на земле, плавают по морям, к ним с вершины Олимпа спускаются боги.

Последние уже полностью очеловечены и наделены человеческими добродетелями и пороками, но в иных, сверхчеловеческих масштабах. Существует предположение, что в образах богов, в описании их жилищ и нравов отразились воспоминания о древних микенских правителях. В отличие от людей боги бессмертны и сверхмощны.

Они диктуют людям свою волю, которая обнаруживается в снах, полетах птиц, знамениях при жертвоприношениях и т. д. Власть судьбы обычно параллельна власти богов или же совпадает с нею, однако бывают случаи, когда боги бессильны перед судьбой.

Так, в проэмии к «Илиаде» сказано, что все события произошли по воле Зевса, но в рассказе о жребиях, которые взвешивает Зевс, или в истории гибели сына Зевса Сарпедона, происходящей вопреки воле огорченного Зевса, отражены древние представления о непреодолимой власти судьбы.

Эпический певец, так же как и его слушатели, верит в то, что боги активно вторгаются в человеческую жизнь, пробуждая волю людей, придавая им силу и предвещая успех или, наоборот, неудачу. В изображении божественного вмешательства отражено представление тех времен о жизни; поэтому все вторжения богов в человеческую жизнь проходят в границах допустимого для людей.

Так, при всей своей ненависти боги не испепеляют небесным огнем Трою и не воскрешают мертвых. Для древнего аэда все происходящее на земле является следствием божественного вмешательства, однако у эпического поэта появляется тенденция понять события «под человеческим углом зрения» и найти для них иное объяснение.

Примером подобного двойного зрения может служить все то, что происходит после поединка Менелая и Париса, закончившегося поражением последнего. Внезапно перед выстроенными рядами воинов проносится пылающий метеор. После этого к троянцу Пандару подходит другой троянец, по имени Лаодок, и убеждает его убить Менелая. Пандар сгоряча следует совету, но его стрела лишь легко ранит Менелая. Однако выстрел Пан-

45

дара нарушает обоюдно принятые клятвы, мир окончен, вновь начинается война, и за клятвопреступление Троя понесет жестокое наказание, ее судьба, таким образом, решена. Все описанное происходит на земле и кажется вполне правдоподобным, но поэт знает иной ход событий. После поединка собравшиеся на совет боги принимают решение погубить Трою, но им нужно, чтобы троянцы нарушили договор.

Поэтому Афина летит на землю, а люди воспринимают ее полет как падение метеора. Она принимает образ Лаодока, и все происходит по заранее намеченной богами программе.

Таким образом, поэт уже умеет быть верным исторической правде описываемых событий, но, сохраняя представление об обязательном божественном вмешательстве, вносит в описание элементы, в которых раскрывается единство его замысла, его творческое отношение к древнему преданию.

В преступлении Париса было заложено объяснение и оправдание войны для всего троянского цикла мифов; выстрел же Пандара был объяснением и оправданием войны, начавшейся в «Илиаде», предрешившим ее исход для Трои, т. е. служил обоснованием «Илиады» как отдельного и законченного произведения.

Боги «Одиссеи» значительно отличаются от богов «Илиады», что объясняется, с одной стороны, изменением представлений о людях в «Одиссее», а с другой — более широким социальным фоном последней поэмы. Люди в «Одиссее» изображены сильными, уверенными в своих возможностях, инициативными и энергичными, боги, за исключением покровительницы Одиссея Афины, отдалены от людей и живут своей, особой жизнью, издали наблюдая за порядком и справедливостью на земле.

Дел беззаконных, однако, блаженные боги не любят: Правда одна и благие поступки людей им угодны.

(«Одиссея», кн. 14, ст. 83—84)

В образах героев черты их далеких легендарных предков сочетались с представлением об идеальных героях времени создания поэм.

Для Гомера человек деятелен в каждой частичке своего тела, его жизненная сила, его энергия — достояние всех его членов, которые могут действовать в отдельности, составляя в совокупности его «я».

Так, в «Илиаде» один герой говорит другому: Ныне, я чую, в груди у меня ободренное сердце Пламенней прежнего рвется на брань и кровавую битву; В битву горят у меня и могучие руки и ноги.

Тот подтверждает:

…И мои на копье несмиримые руки В битву горят, возвышается дух, и стопы подо мною, Чувствую, движутся сами…

(«Илиада», кн. 13, ст. 73 сл.)

46

Такое состояние обоих героев — следствие вмешательства Посидона, коснувшегося их своим посохом и вложившего в члены боевую энергию. В гомеровском языке существует большое количество слов для обозначения различных органов чувств и мыслей, представляющихся автономными, но не противоречащими друг другу; человек уже обладает умением управлять ими и сдерживать свои порывы.

Разговор гомеровского героя с самим собой представляется как обращение к своему органу чувства или к мысли; оно подано как размышление и рассуждение, не несущее, однако, оттенка сомнения или раздвоения. Гомеровский человек всегда поражает нас своей удивительной целостностью; он весь раскрывается в своих действиях и поступках и в любых условиях остается самим собою.

Никакого развития образа нет и не может быть; в поступках героя постепенно выявляются те его отдельные черты, совокупность которых и составляет его характер, как изначально присущий ему, независимый от окружающей обстановки и неизменный.

Гомеровский герой по-своему понимает все окружающее, он открыт миру, деятелен в нем, во всем проявляется его сознательное отношение к происходящему, хотя и здесь отсутствуют внутренние мотивировки.
Все гомеровские герои — предельно земные, преисполненные жизненной силы, они умеют горевать и радоваться, любить и ненавидеть, они с наслаждением предаются еде, питью, сну и т. д.

Считая страдание и смерть неизбежными, они противопоставляют им славу, что не мешает, однако, Ахиллу, выбравшему славную смерть взамен долгой и безвестной жизни, после смерти сказать следующее:

Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвый.

(«Одиссея», кн. 11, ст. 481—491)

Подвиги героев, их славу призван увековечить эпос. Поэтому герои показаны такими, какими они должны представляться слушателям, но в общем и типическом плане. Так, главный герой «Илиады» Ахилл — типичный образ смелого юного воина.

Молодость и красота — неизменные черты эпического героя, но в «Илиаде» вспыльчивость и неукротимость в гневе могут быть объяснены его возрастом, а в упоминании его «быстроногости» заложено его субъективное качество.

Не прибегая к внутренним мотивировкам поведения своего героя, поэт так убедительно описывает его поступки, что мы верим в жизненность стоящего за ними характера.

Подобный герой мог варварски издеваться над телом побежденного врага, но он же мог обнимать отца своего противника, вместе с ним проливая слезы, утешать его и, наконец, отдать тому труп сына за богатый выкуп. Среди ахейцев одному лишь Ахиллу уступает в отваге и мужестве Аякс, для которого единственный смысл жизни в воинской славе и чести.

47

Тип мудрого старца являет Нестор, в рассказах которого оживают события далеких времен и утверждается наглядная преемственность гомеровских поэм со всем кругом героических преданий. Агамемнон должен быть обязательно прекраснее всех ахейцев («Илиада», кн. 3, ст. 169), так как он их предводитель.

Его брат Менелай доблестен, как все ахейцы, но малоинициативен, иногда даже нерешителен. Среди прочих героев особого упоминания достоин Гектор и отчасти Патрокл. Их образы несколько отличаются от типичных героических образов, так как в них поэт вложил новые идеи своего времени, мечты о новых, гуманных отношениях между людьми.

«Гектор — предвестник мира городов, человеческих коллективов, отстаивающих свою землю и свое право. Он являет мудрость соглашений, он являет семейные привязанности, предвосхищающие более обширное братство людей между собой» 1.
«Илиада»—поэма о войне. Но прославление военных подвигов и личного героизма никогда не перерастает в ней в апофеоз войны.

Война описывается как суровая неизбежность, ненавистная и тягостная людям:

Скоро сердце людей насыщается в битве убийством.

В первых стихах «Илиады» ее герой, Ахилл, назван «великим» в своем гневе и настойчивости, а далее выясняется, что благодаря этому он губит не только множество невинных людей, но и самого себя. Совсем иным предстоит перед нами человек в «Одиссее».

Герой «Одиссеи» велик своей «изворотливостью», с помощью которой он мечтает спасти своих спутников и спасает самого себя. Одиссей держит в руках свою собственную судьбу и борется за нее. Дистанция между поэтом и его повествованием в «Одиссее» значительно короче, чем в «Илиаде».

Вместо воинственных героев «Илиады», в характерах которых преобладали черты былых ахейских завоевателей, прошедших по земле с огнем и мечом, в «Одиссее» живут и действуют мирные люди, в том числе простолюдины, нищие, беспомощные и слабые старики. В отличие от героев «Илиады» Одиссей мерзнет от холода и мокнет, он боится ночного холода и бурь.

Если в описании феаков поэт, возможно, идеализирует жизнь ионийцев своего времени, то остальные персонажи словно списаны им со знакомых и близких,— людей наивных, любознательных и общительных, жизнь и время которых, по словам Маркса, были детством «человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее» 2.

Уже отделяя себя от окружающего мира и не полагаясь всецело на богов, человек становится более осторожным, недоверчивым и решительным. В борьбе за жизнь приобретают особое значение те

48

свойства характера, которые впоследствии представляются антигероическими и даже малопривлекательными. Но героизм Одиссея не в его хитрости, подозрительности и изворотливости, а в стойкости и в умении достигнуть своей цели вопреки всем препятствиям. В новом облике предстают также и многие другие персонажи поэмы.

Верная и добродетельная Пенелопа умеет постоять за себя и ловко провести женихов. Лукава и женственна волшебница Кирка, добра и великодушна Калипсо, обаятельна юная Навсикая, втайне мечтающая о замужестве и принимающая Одиссея за своего избранника.

Но наряду с ними в поэме выведены женихи — насильники и интриганы, отвратителен в своей дикости киклоп, наряду с верными и преданными слугами показаны предатели.
Образ нового героя в «Одиссее» наиболее полно воплощал стремление познать мир, научиться жить и действовать в окружающей обстановке и уметь разобраться в своей собственной жизни.

Для подобных целей уже излишним казалось обращение в прошлое, и действительно, в «Одиссее» героический эпос изживал самого себя; в центре внимания уже стоял человек, судьба которого возбуждала всеобщий интерес, вытесняя повествование о деяниях богов и героев.

«Одиссея» проложила дорогу как поэзии Гесиода, в которой средствами эпоса поэт серьезно объяснял своим слушателям жизнь, так и лирике — поэзии нового типа, которая показывала личную жизнь, проникая в мир человеческих чувств и настроений.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.

© Издательство «Высшая школа», 1971.

Источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/chistyakova/9.htm

Парис

Илиада характеристика образа Париса

Мифология Греции наполнена рассказами о подвигах доблестных героев, не теряющими актуальности. Вот и легенда о Парисе и Елене, из-за любви которых пала Троя, до сих пор вызывает неподдельные эмоции.

Мужчина, готовый ради любимой уничтожить родной город, воспринимается неоднозначно. Древнегреческие философы воспевали романтику подвига, не считаясь с жертвами и потерями, которые понесли простые жители Трои.

История происхождения

Любвеобильный поклонник красивых женщин прославился в мировой истории благодаря произведениям древнегреческих философов и драматургов. Имя Париса упоминается в творениях Софокла «Суд», «Похищение Елены» и «Александр». Позже образ мужчины заинтересовал Еврипида. Но большую славу Парису принес Гомер, которой подробно рассказал о приключениях принца Трои и Елены в драме «Илиада».

Скульптура Париса

Исследователи не перестают спорить, реален Парис или образ самовлюбленного красавца – всего лишь выдумка древнегреческих авторов. Сведения, которыми оперируют ученые, столь же противоречивы, как и характеристика персонажа.

К примеру, могила принца Трои и его первой жены Эноны официально расположена на равнине Кебрения в Троаде. Еще один довод, доказывающий реальность персонажа – если убрать из «Илиады» упоминания о жителях Олимпа, то получившийся сюжет соответствует известным историческим событиям.

Парис и Энона

В древнегреческих произведениях Парис так же фигурирует под именем Алаксандус. Упоминания о подобном правителе сохранились на клинописях, обнаруженных при раскопках Хеттского Царства (древнее государство в Малой Азии). Это дает право исследователям утверждать, что сам Парис – выдуманный персонаж, основой которого послужил реально существующий человек.

Мифы и легенды

Принц Парис вырос далеко не в царских условиях. Мальчик родился в семье повелителя Трои Приама и Гекубы. Герой стал 19 ребенком правящей пары (по другим источникам – 2 ребенок из 19). Вскоре после рождения Париса Гекубе приснился кошмар, который сильно напугал царицу.

Чтобы избежать возможного проклятья, супруги приказали слуге по имени Агелай отнести ребенка на соседнюю гору и оставить принца на вершине. Раб не посмел ослушаться хозяев и в точности выполнил приказ. Казалось бы, судьба мальчика была предрешена, но на помощь Парису пришла медведица. Она пять дней кормила малыша, чем спасла жизнь будущему принцу Трои.

Парис

Агелай, которого не отпускали мысли о Парисе, вернулся на место преступления и с радостью нашел здорового и крепкого мальчика. Раб забрал ребенка в собственную семью и воспитал как родного сына.

Юноша вырос на редкость красивым. Избалованный вниманием женщин, Парис рано женился на Эноне – нимфе, которая часто гуляла по расположенному неподалеку от Трои лесу, где молодой человек пас овец. Впрочем, семейные узы не сделали Париса верным и надежным мужем.

Однажды молодой человек привлек внимание жителей Олимпа. Эрида, богиня раздора, внесла смятение в компанию бессмертных. Девушка бросила яблоко с надписью «Прекраснейшей» в толпу божеств. Фрукт вызвал множество споров, и три богини – Афродита, Афина и Гера – попросили Зевса решить, кто же достоин яблока.

Суд Париса

Громовержец, не желая портить отношения с родными, перепоручил решение первому встречному. Взгляд бога упал на пастуха Париса. Три красавицы предлагали герою награду за получение желанного статуса. Суд Париса закончился быстро. Юноша подарил яблоко Афродите, пообещавшей молодому пастуху любовь красивейшей женщины. Афина и Гера, которым не достался приз, затаили обиду.

Судьба юноши резко изменилась после состязаний героев, проходивших на территории родного города. Выступая в показательных боях, Парис привлек внимание Кассандры – собственной родной сестры. Девушка в волнении прибежала к родителям и рассказала властителям Трои о том, что ее брат, которого Приам и Гекуба мысленно давно похоронили, жив.

Кассандра

Забыв о кошмарах, предрекающих ужасы и страдания, супружеская пара нашла Париса и рассказала молодому человеку о тайне его рождения. Юношу провозгласили сыном правителей. Так в один день молодой пастух получил титул принца Трои.

Внезапно на Париса обрушилась масса обязанностей, среди которых были и дипломатические визиты к соседним владыкам. Одним из первых государств, куда отправился герой, стала Спарта. Царь Менелай с радостью принял Париса в своем доме.

Афродита

Юноша, впечатленный радушием правителя, много времени провел в гостях у нового друга. Впрочем, на самом деле причиной столь долгого визита стала Елена – молодая жена Менелая. Афродита выполнила собственное обещание – красивейшая девушка Греции полюбила молодого и безрассудного Париса.

Царь Спарты проникся доверием к обаятельному юноше, поэтому с легким сердцем оставил жену наедине с принцем Трои. Воспользовавшись ситуацией, герой украл Елену и увез возлюбленную в родной город. Подобного оскорбления Менелай простить не смог.

Похищение Елены положило начало затяжной и кровопролитной войне, которая позже получит название Троянская. В военный конфликт оказались втянуты все жители Спарты и Трои. Не обошли вниманием битву и знаменитые герои. На стороне троянцев выступил Гектор – родной брат Париса, а сторону спартанцев занял Ахиллес.

Ахиллес

Спустя 9 лет, которые герои трагедии провели в постоянных сражениях, Менелай предложил Парису выход. Царь Спарты вызвал принца Трои на поединок. Битва один на один должна была решить исход долгой изнуряющей войны. Но в дело вмешалась Афродита. В тот момент, когда Менелай готовился нанести решающий удар по упавшему Парису, богиня перенесла своего любимчика обратно в Трою.

Казалось бы, Менелай выиграл, и теперь принц Трои должен вернуть неверную жену правителю Спарты. Но выживший Парис решил не следовать правилам. За подобное поведение и не особо активное участие виновника войны в сражениях троянцы дали Парису нелестную характеристику.

Вновь завоевать уважение собственной армии герою позволил поистине невероятный поступок. Парис убил Ахиллеса, попав стрелой прямо в пятку врагу. С этого момента воинам принца казалось, что победа на стороне троянцев и спартанцы вот-вот отступят.

Троя

Но вскоре самого Париса настигла смерть. Мужчину поразила стрела, выпущенная из лука. В агонии герой покинул стены Трои и отправился в лес, где обитала давняя возлюбленная принца. Энона, обиженная на мужа за предательство, не стала помогать раненому.

Мужчину, который затеял одну из самых громких воин на территории Древней Греции, убила собственная любвеобильность. Тело героя сожгли на костре местные пастухи, не подозревающие, что проводят похоронный обряд над знаменитым принцем Трои.

Экранизации

В 1961 году Джорджио Феррони перенес мифы о Парисе на широкий экран. Фильм «Троянская война» рассказывает о легендарном сражении и в полной красе описывает кровавые битвы, произошедшие по вине царицы Елены. Роль принца Париса сыграл актер Уорнер Бентивенья.

Кадр из фильма «Троянская война»

В 1962 году другой итальянский режиссер, Марино Джиролами, тоже обратил внимание на древнегреческие мифы.

На этот раз в центре сюжета оказалась трагедия сына Зевса. Фильм «Гнев Ахилла» открывает зрителям чувства и эмоции героя, потерявшего в сражениях лучшего друга.

Парису в киноленте досталась второстепенная роль. Образ принца воплотил актер Роберто Риссо.

В 2003 году историю Елены решили экранизировать продюсеры киностудии «Fuel Entertainment». Мини-сериал «Елена Троянская» рассказывает о легендарном конфликте с точки зрения женщины, ставшей причиной войны. Роль возлюбленного красавицы досталась актеру Мэттью Марсдену.

Орландо Блум в роли Париса

В 2004 году состоялась премьера исторической драмы, основанной на трагедии «Илиада» Гомера. Фильм «Троя» получил противоречивые отзывы и от зрителей, и от критиков. Недоумение вызвали костюмы персонажей и оснащение воинов. Единственное, что по-настоящему оценили поклонники, – игра актеров. Роль Париса исполнил Орландо Блум.

Цитаты

«Если ты решишься, нам нигде не будет покоя. Люди начнут на нас охоту, а боги проклянут нас. Но я буду любить тебя. До своего последнего вздоха я буду любить тебя».«Кто все-таки достойнее Елены – я или Менелай?»«Какое чудесное утро! Сам Посейдон благословляет нас».

Сергей Коваленко

Баскетболист, заслуженный мастер спорта СССР, тренер, бизнесмен

Источник: https://24smi.org/person/3702-paris.html

Гомер,

Илиада характеристика образа Париса

Сюжеты известных произведений «Илиада» и «Одиссея» взяты из общего сборника эпических сказаний о Троянской войне. И каждая из этих двух поэм представляет собой небольшую зарисовку из более обширного цикла. Основная стихия, в которой действуют персонажи произведения «Илиада» – это война, изображающаяся не в виде столкновения народных масс, а как действия отдельно взятых персонажей.

Ахилл

Главным героем «Илиады» является Ахилл – молодой герой, сын Пелея и богини моря Фетиды. Слово «Ахилл» переводится как «быстроногий, подобный богу». Ахилл является центральным персонажем произведения.

У него цельный и благородный характер, который олицетворяет настоящую доблесть, как ее понимали тогда греки. Для Ахилла нет ничего выше, чем долг и честь. Он готов отомстить за смерть своего друга, пожертвовав собственной жизнью. При этом Ахиллу чужды двуличие и хитрость.

Несмотря на свою честность и искренность, он выступает как нетерпеливый и очень вспыльчивый герой. Он проявляет чувствительность в вопросах чести – несмотря на серьезные последствия для войска, он отказывается продолжать сражение из-за нанесенной ему обиды.

В жизни Ахилла совпадает веление небес и страсти его собственного бытия. Герой мечтает о славе, и ради этого он также оказывается готовым пожертвовать собственной жизнью.

Ахилл, главный герой «Илиады», привык повелевать и управлять, так как сознает свою силу. Он готов уничтожить на месте Агамемнона, который посмел его оскорбить. И гнев Ахилла проявляется в самых разных формах. Когда он мстит врагам за Патрокла, то превращается в настоящего демона-уничтожителя.

Завалив весь берег реки трупами врагов, Ахилл вступает в схватку с самим богом этой реки. Однако очень интересно наблюдать за тем, как сердце Ахилла смягчается, когда он видит отца, просящего отдать тело его сына. Старик напоминает ему его собственного отца, и жестокий воин смягчается. Также Ахилл горько тоскует по своему другу, рыдает у матери.

В сердце Ахилла борются благородство и желание отомстить.

Гектор

Продолжая давать характеристику главным героям «Илиады» Гомера, особенно подробно стоит остановиться на фигуре Гектора. Храбрость и мужество этого героя являются результатом преобладающей в его сознании доброй воли.

Ему знакомо чувство страха, как и любому другому воителю. Однако, несмотря на это, Гектор научился проявлять храбрость в сражениях, побеждать трусость.

Он с печалью в сердце оставляет своих родителей, сына и супругу, так как верен своему долгу – защите города Трои.

Гектор лишается помощи богов, поэтому вынужден отдать собственную жизнь за свой город. Он также изображен человечным – ни разу он не попрекает Елену, прощает своего брата.

Гектор не испытывает к ним ненависти, несмотря на то что именно они были виновниками разразившейся Троянской войны. В словах героя нет пренебрежения другими людьми, он не выражает свое превосходство. Основным отличием Гектора от Ахилла является человечность.

Этому качеству противопоставляется чрезмерная агрессивность главного героя поэмы.

Ахилл и Гектор: сравнение

Частым заданием также бывает и сравнительная характеристика главных героев «Илиады» – Ахилла и Гектора. Сыну Приама Гомер придает более положительные, человечные черты, нежели главному герою. Гектору известно о том, что такое социальная ответственность.

Он не ставит свои переживания выше жизней других людей. В противовес ему, Ахилл является настоящим олицетворение индивидуализма. Он возводит свой конфликт с Агамемноном до поистине космических масштабов.

В Гекторе же читатель не наблюдает той кровожадности, которая присуща Ахиллу. Он является противником войны, понимает, каким страшным бедствием она оказывается для людей. Вся отвратительная и ужасная сторона войны понятна для Гектора.

Именно этот герой предлагает не бороться целыми войсками, а выставить от каждой стороны отдельных представителей.

Гектору помогают боги – Аполлон и Артемида. Однако он очень отличается от Ахилла, являющегося сыном богини Фетиды. Ахилл не подвержен воздействию оружия, единственное его уязвимое место – это пятка. Фактически он является полудемоном.

Собираясь на сражения, он надевает на себя доспехи самого Гефеста. А Гектор – это простой человек, которому предстоит ужасное испытание. Он осознает, что может лишь ответить на вызов, ведь богиня Афина помогает его врагу. Образы этих персонажей очень разнятся.

С имени Ахилла начинается «Илиада», а именем Гектора заканчивается.

Стихия героев

Описание главных героев поэмы «Илиада» Гомера было бы неполным без характеристики той среды, в которой происходит действие поэмы. Как уже было указано, такой средой является война. Во многих местах поэмы упоминаются подвиги отдельно взятых персонажей: Менелая, Диомеда. Однако наиболее значительным подвигом все же является победа Ахилла над его противником Гектором.

Также воитель хочет достоверно знать, с кем именно он имеет дело.

В некоторых случаях противостояние прекращается на время, и для обеспечения свободы воинам, а также невмешательства посторонних людей, перемирие освящается жертвоприношениями.

Гомер, живший в обстановке войны и постоянных убийств, выразительно изображает предсмертные мучения умирающих. Не менее ярко изображены в поэме жестокость победителей.

Менелай и Агамемнон

Одни из главных героев «Илиады» – это микенский царь Агамемнон, а также спартанский правитель Менелай.

Гомер изображает обоих не самыми привлекательными персонажами – оба не упускают возможности злоупотребить своим положением, в особенности Агамемнон. Именно его себялюбие и послужило причиной гибели Ахилла.

А заинтересованность Менелая в нападении и послужила причиной того, что разгорелась война.

Менелай, за которого в сражениях выступают ахейцы, должен был занять место микенского правителя. Однако он оказывается неподходящим на эту роль, и это место оказывается занятым именно Агамемноном.

Сражаясь с Парисом, он дает волю своей злости, которая накопилась у него против своего обидчика. Однако как воитель он значительно уступает другим героям поэмы.

Его действия оказываются значительными только в процессе спасения тела Патрокла.

Другие герои

Один из самых обаятельных главных героев «Илиады» – это старец Нестор, который любит постоянно вспоминать годы своей молодости, давать свои наставления юным воинам.

Также привлекателен и Аякс, который своей храбростью и силой превосходит всех, исключая Ахилла. Вызывает восхищение и Патрокл, самый близкий друг Ахилла, который был воспитан с ним под одной крышей.

Совершая свои подвиги, он слишком увлекся мечтой захватить Трою и погиб от беспощадной руки Гектора.

Престарелый троянский правитель по имени Приам не является главным героем «Илиады» Гомера, однако обладает привлекательными чертами. Он – истинный патриарх, который окружен многочисленным семейством. Состарившись, Приам уступает право командовать войском своему сыну, Гектору.

От имени всего своего народа старец приносит жертвоприношения богам. Приама отличают такие черты характера, как мягкость, обходительность. Он хорошо относится даже к Елене, которую все ненавидят. Однако старца преследует несчастье.

Все его сыновья погибают в сражениях от руки Ахилла.

Андромаха

Главные герои поэмы «Илиада» – воины, однако в произведении можно встретить и немало женских образов. Это супруга Гектора по имени Андромаха, его мать Гекуба, а также Елена и плененная Брисеида.

Впервые читатель встречается с Андромахой в шестой песне, где повествуется о ее встрече с супругом, вернувшимся с поля брани. Уже в тот момент она интуитивно предчувствует гибель Гектора и уговаривает его не покидать города.

Но Гектор не внимает ее словам.

Андромаха является верной и любящей женой, которая вынуждена жить в постоянной тревоге за своего супруга. Судьба этой женщины наполнена трагизмом. Когда ее родной город Фивы был разорен, мать и братья Андромахи были убиты врагами. После этого события погибает и ее мать, Андромаха остается одна. Теперь весь смысл ее существования – в любимом муже.

После того как она прощается с ним, то оплакивает вместе со служанками, как уже погибшего. После этого Андромаха не встречается на страницах поэмы до самой смерти героя. Скорбь является главным настроением героини. Она предвидит заранее свой горький жребий. Когда Андромаха слышит крики на стене и бежит узнать, что же произошло, то видит: Ахилл тащит по земле тело Гектора.

Она падает без чувств.

Герои «Одиссеи»

Частый вопрос, который задается на уроках литературы учащимся – назвать главных героев «Илиады» и «Одиссеи». Поэму «Одиссею», наряду с «Илиадой», принято считать важнейшим памятником всей эпохи перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю.

В «Одиссее» описано даже больше мифологических созданий, чем в «Илиаде». Боги, люди, сказочные создания – самыми разными персонажами полны “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Главные герои произведений – это и люди, и боги.

Причем боги принимают активное участие в жизнях простых смертных, помогая им или отнимая силу. Главный герой «Одиссеи» – это греческий царь Одиссей, который возвращается после сражения домой. Среди других персонажей выделяется его покровительница, богиня мудрости Афина.

Противостоит главному герою морской бог Посейдон. Немаловажной фигурой является и верная Пенелопа, жена Одиссея.

Источник: https://FB.ru/article/350404/gomer-iliada-glavnyie-geroi-i-ih-harakteristika

«Илиада» Гомера: краткое содержание

Илиада характеристика образа Париса

«Илиада» — древнейший памятник древнегреческой письменности, созданный полулегендарным слепым гением Гомером. «Илиаду» ориентировочно датируют 8—9 веком до н. э., а события, описанные в ней, восходят к 13—12 веку до н. э., когда под стенами великого античного города разворачивалась многолетняя Троянская война.

Несмотря на то что гомеровская «Илиада» посвящена Троянской войне, она описывает только последний 41 день легендарной битвы. За этот относительно непродолжительный период автору удается раскрыть характер войны и ее основных действующих лиц.

Персонажи поэмы делятся на два противоборствующих лагеря — троянцев и греков (фигурируют в тексте под названием — ахейцы, данайцы). Самые заметные фигуры троянского лагеря:

  • благородный Гектор, царевич осажденного города, сын старого царя Приама и главный военачальник;
  • брат Гектора Парис, выкравший Елену и положивший начало великой войны;
  • герой Эней, обреченный, подобно Одиссею, на длительные послевоенные скитания, которые стали почвой для самостоятельных произведений (например, «Энеиды» Вергилия);
  • Антенор — мудрейший среди троянских старейшин.

Главные действующие лица греческого лагеря:

  • царь Спарты Менелай, муж украденной Елены;
  • микенский царь Агамемнон, брат Менелая, военный главнокомандующий, сагитировавший греческих правителей отправиться на войну;
  • Ахилл, герой, полубог, сын мирмидонянского царя Пелея и божественной нимфы Фетиды, величайший из греческих воинов, славящийся своей неуязвимостью;
  • хитроумный Одиссей, царь Итаки, его многолетние скитания легли в основу второй части гомеровской дилогии «Одиссея».

Десятый год войны

Вот уже десять лет длится изнурительная война между ахейцами (греками) и троянцами. Греческие войска отчаянно атакуют стены славного города, а троянцы храбро держат осаду.

И не видно этому сражению ни конца ни края. В стане греков нарастает напряжение.

Эллины оторваны от родных домов, впутаны в затянувшуюся войну и больше всего на свете мечтают, чтобы многолетняя бойня поскорее завершилась.

События «Илиады» начинаются с того рокового дня, когда жрец Аполлона Хрис пришел в военный лагерь греков. Старик обратился к греческому предводителю царю Микен Агамемнону с просьбой освободить его любимую дочь Астиному, что была взята в плен.

Агамемнон противится, он не хочет расставаться со своей наложницей, которой уделяет больше времени, чем законной супруге Клитемнестре. Главнокомандующий грубо отсылает жреца, бросая вслед, что Астинома состарится среди греков и будет всегда делить ложе с Агамемноном.

Убитый горем отец взывает к Аполлону, прося послать кару грекам, отобравшим его любое дитя.

С этого момента в стане ахейцев наступает страшный мор, уносящий жизни сильных воинов. Греки собираются на совет. Речь держит величайший эллинский герой неуязвимый Ахилл. Он храбро обвиняет Агамемнона в беде, постигшей войско.

«Эх, ты, в бесстыдство одетый, о выгоде все твои думы!» — бесстрашно восклицает Ахилл, требуя, чтобы царь Микен, как и полагается верховному командующему, отодвинул свои желания на второй план и задумался о войске. Герой напоминает Агамемнону, что это он втянул греков войну.

Троянцы не сделали ничего дурного Ахиллу и другим эллинцам, они не нападали на их города, не топтали пашни, не убивали родных и близких. В этой войне мы «честь Менелая блюдем и твою, образина собачья!»

Агамемнон соглашается отдать любимую наложницу, но, чтобы отомстить очернившему его Ахиллу, забирает его рабыню Брисеиду. Герой вне себя от гнева.

Он взывает к своей божественной матери Фетиде и та умоляет громовержца Зевса посылать неудачи грекам.

Сам же Ахилл закрывается в своей палатке и отказывается принимать участие в сражениях, невзирая на то что греческие войска терпят одно поражение за другим.

Яблоко раздора
Согласно древнегреческим эпическим преданиям, начало Троянской войны было положено на свадьбе Пелея и Фетиды (родителей Ахилла). На торжество были приглашены все, кроме богини раздора Эриды. Оскорбленное божество подбросило золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей».

Зевс приказал Парису отдать яблоко одной из богинь — Гере, Афине или Афродите. Парис выбрал красавицу Афродиту. За это Афродита влюбила в него прекраснейшую из смертных — Елену, жену царя Менелая.

Парис выкрал Елену и увез в родную Трою. Чтобы отомстить Парису, Менелай и его брат Агамемнон собирают огромное войско и отправляются походом на Трою.

Верными покровительницами греков становятся Гера и Афина, которых обошел вниманием Парис.

Смерть Патрокла

Ахилл по-прежнему пребывает в гневе и не выходит на поле боя. Троянцы едва не разбивают греков. На помощь своим любимцам приходит Гера. Она предстает перед Зевсом в поясе Афродиты, который вызывает страстное влечение. Громовержец отвлекается от сражения, что дает возможность ахейцам собраться с силами и отразить решающее нападение противника.

Война, таким образом, не заканчивается. В очередной бой отправляется лучший друг Ахилла Патрокл. Он облачается в доспехи своего славного товарища. Один только их вид наводит на противника ужас.

Троянцы в страхе разбегаются, принимая Патрокла за неуязвимого Ахиллеса. Однако Патрокл не смог совладать с гордыней. Он пускается в погоню за войском противника.

Вскоре его обман раскрывается, и Гектор смертельно ранит Патрокла.

Смерть друга становится для Ахилла глубоким потрясением. Он выходит из своей палатки и принимает решение вернуться на поле боя, чтобы отомстить за Патрокла.

Предлагаем вам ознакомиться с мифологической поємой Гомера “Одиссея”, рассказывающей о приключениях героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны.

Дальше вы можете прочитать биографию Гомера, предположительно создавшего поэмы “Илиада” и “Одиссея”, и как утверждают многие исследователи, жившего приблизительно в VIII веке до нашей эры.

Ахиллес (Ахилл) — сын мирмидонянского царя Пелея и морской нимфы Фетиды, полубог, герой. По одной из легенд, Фетида окунула маленького сына в воды подземной реки Стигс. С тех пор Ахилл стал неуязвим.

Только пятка, за которую мать держала мальчика, осталась уязвимой. Именно в нее попадает парисова стрела, принесшая легендарному герою смерть. Выражение «Ахиллесова пята» стало нарицательным.

Оно обозначает слабое место/строну/черту характера кого-либо.

Гнев Ахилла

Ахилл просит Гефеста выковать ему новые доспехи и оружие. Жаждущий кровавой расплаты, он отправляется в бой.

Это была страшная битва, сражались не только люди, но и боги: Афина билась с Аресом, Гера с Артемидой, Посейдон с Аполлоном, но больше всех неистовствовал Ахилл.

Он истребил сотни тысяч троянцев, едва не лишил жизни героя Энея, которого унесли с поля битвы боги (Энею не суждено было умереть в этой войне), и даже вступает в битву с речным богом Скамандром (последнего усмиряет Аполлон).

Главной целью Ахилла все же оставался Гектор, убивший его Патрокла. Несколько раз герои объезжают Трою на своих быстроходных колесницах. Зевс поднимает весы, на одной чаше судьба Ахилла, на другой — Гектора. Весы перевешивают в пользу первого, значит, великому троянцу предстоит погибнуть. Боги отворачиваются от героев — пусть вершится судьба, ведь перед ней даже небожители бессильны.

Ахилл, наконец, догоняет Гектора и пробивает его доспехи копьем. А в это время на троянской стене раздается протяжный стон. Это царица Андромаха оплакивает своего любимого мужа.

Боги, но не всемогущие
У Гомера боги всячески влияют на ход военных событий, помогают любимцам, строят козни попавшим в немилость, но даже они бессильны перед мойрами — богинями судьбы, которые определяют величайший закон природы. В греческой мифологической традиции их было трое — Клото, Лахесис и Атропос. Клото, или «пряха», прядет нить жизни, Лахесис, «судьба», определяет судьбы, Атропос, «неотвратимая», отмеряет век человека и отрезает нить судьбы.

Гнев и милосердие: похороны Гектора

Со смертью Гектора гнев Ахилла не проходит. Он привязывает тело заклятого врага к своему коню и мчится с ним в лагерь. Во время пышной панихиды по Патроклу Ахилл каждый день объезжает вокруг кургана погибшего друга, волоча за собой труп Гектора. Он бы уже давно превратился в кровавое месиво, если бы не Аполлон, незримо защищавший троянского царевича.

Престарелый царь Приам, отец Гектора, приходит к Ахиллу просить за погибшего сына. Боги помогают ему пройти незамеченным через вражеский лагерь.

Приам умоляет Ахилла вспомнить о близких его сердцу людях, о его престарелом отце Пелее. Расчувствовавшийся Ахиллес рыдает на груди у Приама и он отдает родителю тело сына.

Гнев Ахилла проходит, а троянцы устраивают пышные похороны благородного воина, троянского царевича Гектора.

Десятилетняя Троянская война закончилась победой греков, однако взять город удалось не силой, а хитростью. Греки заявили о капитуляции и принесли в дар победителям огромного деревянного коня. Ослепленные долгожданной победой троянцы приняли дар и ввезли коня в город.

Всю ночь в Трое проходило пиршество. Горожане не подозревали, что в туловище деревянного гиганта находятся лучшие греческие воины, а эллинские корабли стоят в бухте и ждут, когда им откроют ворота города. Этот хитроумный план придумал царь Итаки Одиссей. Коварный замысел сработал.

В эту ночь Троя пала.

Источник: https://r-book.club/antichnaya-literatura/gomer/iliada.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики