SAVUZ

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Дон Кихота

«Дон Кихот» — краткое содержание книги Сервантеса

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Дон Кихота

Автор общеизвестного романа «Дон Кихот» (исп. Don Quijote) Мигель де Сервантес появился на свет в испанском городке Алькала-де-Энарес в 1547 году.

Биография писателя богата на яркие события, отразившиеся впоследствии в творчестве. Сочинительством Мигель занялся в 1580 году, живя на родине молодой жены в окрестностях Толедо.

  • О романе мигеля де сервантеса «дон кихот»
  • Главные герои романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
  • Второстепенные герои
  • «Дон Кихот» — краткое содержание по главам и частям
  • Заключение

О романе мигеля де сервантеса «дон кихот»

Предположительно произведение задумывалось как новелла, впоследствии изданная как роман отдельными главами. Первую книгу Сервантес написал в 1604 году. А в 1605 году произведение опубликовал выкупивший права издатель.

Мигель де Сервантес Сааведра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra) предположительно 29 сентября 1547 — 22 апреля 1616

Вторая книга дописана и опубликована в 1615 году.

Главные герои романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Несмотря на значительный объем, в книге присутствует мало главных героев. Перечислим их:

  • Дон Кихот или Алонсо Кехана – страстный поклонник романов о героях рыцарях, характеристику которого сложнее всего дать;
  • Санчо Панса – преданный оруженосец и помощник сеньора Кехана, простой мужичок из народа;
  • Росинант – старый конь, доброе и верное своему хозяину животное;
  • Дульсинея Тобосская – воображаемая возлюбленная хитроумного идальго, к которой он мысленно обращается в решительные минуты своей жизни;
  • Антония – племянница Алонсо Кехана;
  • ключница – женщина, заведующая хозяйством кабальеро;
  • Перо Перес – священник, проживающий в одном селе с Алонсо Кеханом.

Второстепенные герои

Согласно подсчетам исследователей, два тома романа Сервантеса насчитывают около 300 второстепенных героев. Это список без учета персонажей, существующих в выдуманном мире Дон Кихота.

Берясь за прочтение романа, дабы не потеряться в происшествиях и людях, можно в сокращении оформить прочитанное в читательский дневник.

«Дон Кихот» — краткое содержание по главам и частям

Ниже вкратце приводится сюжет величайшего романа Сервантеса для читательского дневника. Глав в романе очень много — только в первой части их 52, во второй, заключительной — 74. Мы приводим содержание всего произведения вкратце.

Часть 1

Первые главы рассказывают о характере и обыденной жизни пятидесятилетнего Алонсо Кехана из Ламанчского села.

Любимым занятием кабальеро было чтение романов о подвигах героев рыцарей. Одержимость книгами помрачила разум идальго, окончательно потерявшего связь с реальностью и решившего превратиться в странствующего рыцаря.

Окрестив хромого коня Росинантом, себе кабальеро дал гордое имя Дон Кихот Ламанчский. Дамой своего сердца выбрал он ничего не подозревавшую деревенскую девушку Альдонсу Лоренсо, назвав сеньору Дульсинея.

Выезд идальго, облаченного в диковинные доспехи, состоялся июльским днем. К вечеру добрел уставший Дон Кихот до постоялого двора, представившегося воспаленному мозгу чудесным замком.

Угощали Дон Кихота, обремененного шлемом с поднятым забралом, оставшимися кушаньями – плохой треской и куском хлеба.

Ночью Дон Кихот не лег спать, а охранял свое оружие у водопойного корыта. Здесь происходит столкновение с работниками, сопровождающими перегоняемых мулов.

Всполошившийся из-за стычки хозяин заезжего дома незамедлительно посвятил идальго в рыцари и выпроводил восвояси.

По наставлениям владельца постоялого двора, идальго отправляется домой за оруженосцем, бельем и кошельком. По дороге он вступается за мальчика, стегаемого сельчанином. Господин, следуя уговорам идальго, отвязывает слугу Андреса и обещает поступить по совести.

Довольный результатами вмешательства, идальго продолжил путь, а хозяин поймал Андреса и избил его пуще прежнего.

Затем встретились Дон Кихоту купцы со слугами, направлявшиеся в Мурсию. Они ссорятся и идальго решает проучить наглых обидчиков. Но его подвел споткнувшийся Росинант. Дон Кихот падает на землю придавленный тяжеловесными доспехами, и один из слуг избивает рыцаря палкой.

Добрый односельчанин, возвращавшийся с мельницы, помог идальго подняться, посадил на своего осла, отвез в село и сдал родственникам.

Утром священник и цирюльник пришли в дом идальго и вместе с домочадцами пробрались в хранилище книг. Они сожгли все тома, а вход в книгохранилище замуровали. Для идальго домочадцы выдумали историю о волшебнике, унесшем книги на облаке. Дон Кихот назвал волшебника злейшим врагом Фрестоном.

Две недели царило видимое спокойствие. Идальго уговорил ограниченного соседа Санчо Панса стать оруженосцем. После приготовлений, рыцарь на Росинанте, а оруженосец на осле, тайно пустились в путь.

В поле Дон Кихот принял ветряные мельницы за великанов и кинулся на них с копьем. Потерпев поражение, идальго оправдался тем, что чары волшебника Фрестона превратили великанов в мельницы.

По дороге к ущелью путешественники повстречали монахов-бенедиктинцев, верхом на мулах, и карету, сопровождаемую верховыми. Приняв иноков за чародеев, Дон Кихот набросился на них и одержал победу.

Ночь пришлось им провести в открытом поле с козопасами.

На следующий день путники отдыхают на зеленом лугу, где стояли янгуанские погонщики с галийскими кобылами. Росинант, приударивший за лошадьми, получил дубинками от погонщиков, а бросившиеся на защиту клячи Дон Кихот и Санчо сильно побиты ягуанцами.

Избитые путники, очнувшись, вновь пустились в странствие и добрели до постоялого двора. Из-за астурийки Мариторнес у идальго случается потасовка, и он оказался вновь избитым. Путники покидают постоялый двор без оплаты, за что влетает оруженосцу.

Дон Кихот видит в поле в повстречавшемся стаде баранов несметную рать и бьет их копьем. Пастухи отгоняют обезумевшего идальго камнями.

Дальше жаждущему подвигов рыцарю встречаются монахи. Он нападает на них, вообразив, что это шествие призраков. Дон Кихоту удается избежать побоев, а голодный оруженосец запасается едой. За битву с членами монашеской общины Санчо окрестил господина Рыцарем Печального Образа.

Ночью у реки идальго вознамерился повторить сражение с мельницами, считая великанами сукновальные молоты. Санчо приходится прибегнуть к хитрости и спутать копыта Росинанта, чтобы мирно дождаться рассвета.

Утром на горизонте привиделась путникам фигура всадника со сверкающим шлемом, названным Санчо шлемом Мамбрина. Вблизи доспех оказался тазом над головой цирюльника. Идальго отбирает шлем и водружает трофей на себя.

Далее следует освобождение Рыцарем каторжных, отправляемых на галеры. На требование кабальеро разыскать Дульсинею и передать весточку от возлюбленного каторжники ответили камнями.

Следующая встреча с каторжным Хинесом де Пасамонте состоялась в Сьерре Морене, где преступник увел животное Санчо.

Дон Кихоту приходит мысль отправить оруженосца с записками Дульсинее и племяннице. На прощанье идальго в одной рубашке проделывает безумные выходки с кувырканьями через голову.

Санчо, двигаясь по направлению к Тобосо, встречает односельчан – служителя церкви и цирюльника, покидающих заезжий двор. Священник и цирюльник решают, что следует немедленно изобрести средство выманить хитроумного сеньора из Бедной Стремнины и заняться его излечением. Они велели Санчо передать Рыцарю, что Дульсинея ожидает своего возлюбленного.

Слуга отправился к хозяину, а священник с цирюльником остались ожидать в лесу. Их покой нарушил Карденьо историей, как друг Фернандо предательски украл его любовь.

Как только Карденьо умолк, показалась грустная девица, переодетая мужчиной. Она назвалась Доротеей, соблазненной и брошенной Фернандо ради Лусинды.

Бедная Лусинда согласилась на брак из-за родителей, но ее сердце принадлежит Карденьо. Юноша и Доротея решаются вернуть любимых.

Санчо просит идальго возвратиться домой, но Дон Кихот не желает показываться Дульсинее, пока не выполнит героических поступков.

Доротея называется для Дон Кихота принцессой Микомиконской, прибывшей из дальних краев, чтобы увидеть знаменитого рыцаря. Все отправляются в вымышленную страну Микомикону, но на пути встречают каторжника Хинеса де Пасамонте на осле. Санчо отбирает у него свое животное.

На берегу источника путникам попадается пастушок, повстречавшийся Дон Кихоту в начале странствий. Мальчик с проклятиями рассказывает, чем обернулось для него заступничество рыцаря.

Путешественники останавливаются ночевать в уже знакомом заезжем доме. Ночью Дон Кихот принял бурдюки с вином за злых исполинов и пронзил их.

Прибывает таинственная сеньора в маске, сопровождаемая незнакомцами. Оказывается, это Лусинда, похищенная Фернандо из монастыря.

Доротея, увидев своего возлюбленного, с мольбами уговаривает воссоединиться с ним. Фернандо остается с Доротеей, а Лусинда устремляется в объятья Карденьо. Счастливы все.

Дон Кихот считает причиной счастливой развязки свою ночную победу над великаном. Превращение же противника в мех для вина он относит к колдовству злого чародея.

Доротея и Фернандо, видя помешательство идальго, решаются сопровождать его домой.

И вот путешествия заканчиваются, Дон Кихот попадает под опеку родных. Санчо Панса возвращается к семье.

Часть 2

Дон Кехана спокойно отдыхает месяц.

Навестивший сеньора Санчо Панса рассказывает о Самсоне Карраско, возвратившемся из Саламанки. Самсон сообщил о выходе хроники Дон Кихота. Книга, авторства Сида Ахмета Бенинхали, описывает невероятные странствия хитроумного идальго и Санчо.

Заинтересовавшийся идальго приглашает Самсона, рассказывающего содержание истории.

Вдохновленные Дон Кихот и Санчо Панса решают вновь путешествовать. Они тайно покидают селение. Самсон советует побывать в Сарагосе на рыцарском турнире.

Перед опасным приключением Дон Кихот хочет получить благословение прекрасной Дульсинеи. В темноте Тобосо они тщетно ищут дворец возлюбленной.

Сообразив, что идальго не знает внешности возлюбленной, Санчо решает быстрее выдать за сеньору первую встречную. Он представляет местных крестьянок на ослах, как знатную даму со свитой. Их грубость и некрасивую внешность сеньор списывает на чары злого колдуна.

В лесу путники встречают Рыцаря Зеркал. Идальго не может стерпеть хвастливые речи о триумфе над Дон Кихотом и вызывает Рыцаря. Не успевает Рыцарь с зеркальцами на камзоле опомниться, как Дон Кихот сбивает его с лошади. Оруженосец зеркального Рыцаря кричит, что это Самсон Каррасо, желающий хитростью возвратить кабальеро домой. Случившееся Дон Кихот принимает за очередные проделки чародея.

Путешественников в дороге нагоняет Дьего де Миранда. Он присоединяется к путникам. Тут показывается телега со львами, и Дон Кихот хочет непременно их победить, но животное не выходит на поединок. Празднуя победу, идальго нарекает себя Рыцарем Львов.

Побывав в гостях у Дьего, Дон Кихот попадает на брачный обряд Китерии Прекрасной и Камачо Богатого.

Следующее приключение случается с Дон Кихотом в горном подземелье Монтесиноса, куда он спускается на веревке.

В заезжем доме путники попадают на представление раешника Педро с обезьянкой-предсказательницей. Обезьянка рассказывает о Дон Кихоте и Санчо, а маэсе Педро оказывается скрывающимся Хинесом де Пасамонте.

Прогуливаясь однажды на лугу, хитроумный идальго становится свидетелем соколиной охоты герцогской четы. Герцогиня — большая поклонница Дон Кихота, прочитавшая историю его странствий. Она приглашает рыцаря и оруженосца погостить в замке.

Слуги влиятельной четы сыграли много шуток над идальго и Санчо.

Соскучившиеся путники покидают дворец. В заезжем доме встречаются они с донами Хуаном и Херонимо. Те прочли им продолжение путешествий Дон Кихота с запутанными и выдуманными событиями. Идальго, задетый описанием поединка в Сарагосе, решает изменить направление и посетить Барселону.

В Барселоне произошло сражение с Рыцарем Белой Луны, одержавшим победу над идальго. Рыцарь Белой Луны, оказавшийся Самсоном Каррасо, приказал Дон Кихоту отправляться на родину и 12 месяцев не покидать дом.

На обратном пути Дон Кихот и Санчо вновь оказываются во дворце шутников герцогов, помешанных на розыгрышах. Верный оруженосец становится участником проказ обитателей дворца, разыгравших смерть и воскрешение служанки.

Оказавшись дома, Дон Кихот решает пасти скот и то же предлагает служителю церкви, Каррасо и Санчо. Никто с ним не спорит, и старый идальго занимается переделыванием имен товарищей на сельский лад.

Неожиданно Дон Кихот заболевает и обретает ясность разума. На смертном одре он вспоминает свое настоящее имя и проклинает романы о героических подвигах рыцарей, одурманившие разум. Алонсо Кехано умирает добрым христианином.

Заключение

Дон Кихот задумывался автором как сатира на литературный стиль рыцарских романов, но идейная глубина произведения, высокие идеалы гуманизма и характерные образы помогли книге на века пережить пародируемый жанр.

Герой Сервантеса стремится к созданию на земле царства добра, выходя за рамки обыденного человеческого понимания.

Несмотря на видимую простоту и незамысловатость сюжета, в книгу вложен глубокий смысл.

Источник: https://1001student.ru/literatura/don-kihot.html

Дон Кихот

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Дон Кихота

Роман Мигеля де Сервантеса о рыцаре печального образа относится к числу наиболее популярных книг: значимое произведение испанца уступает первенство по количеству тиражей только Библии.

Памятник Дону Кихоту и Санчо Пансе

Кроме того, английским изданием «Великобритания сегодня» было проведено международное анкетирование. Читателям предлагалось выбрать сорок самых занимательных книг.

И первую позицию в рейтинге занял «Дон Кихот», а вторую – эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Стоит отметить, что благодаря тщательно прорисованной характеристике героя имя протагониста стало нарицательным, а его амплуа не раз использовали в экранизациях.

История создания

Когда в Средневековье воины знатного сословия надевали доспехи, шлемы, кольчужный ворот, наплечники и вооружались мечом, тогда возникла куртуазная литература и рыцарские романы.

Любители прозы, жившие в то нелегкое время, наслаждались героическим эпосом в стиле трубадуров Прованса: повестями о бесстрашных наездниках, которые были готовы пойти на любые авантюры, чтобы защитить честь своей дамы или сеньора.

Однако нашлись писатели, которые умудрились сделать пародии на эти претенциозные романы.

Испанец Мигель де Сервантес решился высмеять рыцарскую литературу после того, как прочел книгу «Интерлюдии романсов». Сюжет рассказывает о том, как несчастный фермер, следящий за своим хозяйством и не знающий бед, в один прекрасный момент начитался героических историй и отправился скитаться по белу свету.

Примечательно, что основополагающее произведение Сервантеса было написано в тюрьме. В 1597 году автор попал за решетку по обвинению в растрате государственных средств. Незадолго до заточения литератор устроился интендантом в королевскую армию, в его обязанности входила закупка провианта, а также сбор недоимок.

Мигель, чья душа требовала творчества, недобросовестно справлялся с приземленной профессией, поэтому недостачи были не случайным обстоятельством, а закономерным событием.

Доверчивый Сервантес одолжил казенную сумму одному непорядочному банкиру, который вместо того, чтобы выплатить долг, скрылся в неизвестном направлении, а гению литературы пришлось за свою наивность и безалаберность поплатиться свободой.

Чтобы скоротать время в местах лишения свободы, Мигель де Сервантес начал придумывать свой роман.

Первое издание романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Произведение Мигеля де Сервантеса состоит из двух томов. Первый – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» – книгочеи увидели в 1605 году, а следующий роман под названием «Вторая часть гениального рыцаря Дон Кихот из Ламанчи» вышел в свет через десять лет. Год написания – 1615.

Возможно, Сервантес и не стал бы выпускать «сиквел», однако в 1614 году некий самозванец, который назвал себя Авельянеда из города Тордесильяса, выпустил мнимое продолжение о путешествиях рыцаря, причем в своей книге он резко высмеивал истинного автора. Мигель отнесся к своему последователю недобродушно и в конце второй части посвятил ему несколько строк в эпилоге, которые заканчиваются так: «…ибо этот труд ему не по плечу и не его окоченевшего ума это дело».

Дон Кихот Ламанчский

Хоть Сервантес и провел остаток жизни в бедности, его произведение пользовалось невиданной популярностью, а имя авантюрного героя со временем стало узнаваемым.

Поговаривают, что у этого искателя приключений были прототипы.

Из биографии драматурга Лопе де Вега известно, что он, исписав сотни страниц любовными рассказами, оставил свою супругу и собрался во флот Непобедимой Армады.

Причин для того, чтобы прятать под маской главного героя своего врага и насмехаться над ним, у Сервантеса было более чем предостаточно. Дело в том, что творения его коллеги по цеху пользовались большей популярностью у искушенной публики.

Конкистадор Гонсало Хименес де Кесада – прототип Дона Кихота

Помимо прочего, писатель Херман Арсиньегас говаривал, что возможным прообразом Дона Кихота послужил испанский конкистадор Гонсало Хименес де Кесада. Этот человек много путешествовал, он является первым искателем таинственного Эльдорадо – мистической страны, которая богата золотом и драгоценными камнями. Похождения де Кесады обросли слухами и легендами.

Биография и сюжет

Биография популярного литературного героя окутана ореолом тайны. Сам автор писал, что о настоящем имени Кихота остается только гадать, но, предположительно, наездника зовут Алонсо Кехана. Хотя некоторые считают, что его фамилия Кихада или Кесада.

«Однако ж у нас есть все основания полагать, что фамилия его была Кехана», – пишет гений литературы в своем романе.

Благородное имя Дон Кихот главный герой выбрал себе сам, потратив на раздумья неделю. Литературный персонаж проживал в селе Ламанчском. Имущество его не отличалось богатством: Кехана владел фамильным копьем, древним щитом, старой клячей и собакой.

Пятидесятилетний мужчина проводил дни и ночи за чтением рыцарских романов, упиваясь приключениями отважных храбрецов. В один момент Кехана понял, что он ничем не отличается от вымышленных персонажей, мужественных и храбрых. К тому же пожилому человеку было скучно, а душа требовала разнообразия и авантюр.

Дон Кихот и Санчо Панса

Любителю книжных страниц захотелось стать странствующим воином. Он привел имеющиеся у него доспехи в надлежащий вид и придумал имя верному коню – Росинант.

Кихот дал такое прозвище непарнокопытному животному неспроста.

Имя его коня – это своеобразная игра слов: «rocin» в переводе означает «кляча», а вторая составная часть слова «ante» переводится как «прежде, впереди».

Дон Кихот знал не понаслышке, что путешественник должен обзавестись дамой сердца, поэтому его возлюбленной стала некая Альдонсуа Лоренсо, которую главный герой произведения нарек Дульсинеей Тобосской. Теперь дело оставалось за малым: чтобы поставить еще одну галочку в «рыцарском списке» нужно отправиться в путь.

Дон Кихот и Дульсинея Тобосская

Новоявленный владелец доспехов скитался по городу целый день, а затем остановился у постоялого двора, ошибочно приняв его за замок. Неказистая внешность книгочея и его претенциозные речи стали предметом насмешек, однако хозяин все же накормил идальго, который напрочь отказывался снимать рыцарский шлем.

Произведение Сервантеса рассмешит любого читателя. Например, когда хозяин спросил, есть ли у Кихота деньги, тот не нашел ни гроша в кармане. Ведь в романах не было написано, что воины должны обзавестись бюджетом, а Дон воспринимал все прочитанное слишком буквально.

Дон Кихот и Санчо Панса

Однажды ночью погонщик хотел напоить мулов, поэтому снял доспехи Кихота с водопойного корыта. Но идальго – не промах, он ударил копьем своего «обидчика».

Неудивительно, что хозяин поместья, посчитавший Кихота сумасшедшим, решил поскорее «посвятить» этого человека в рыцари: находчивый владелец уверил Ламанчского, что дедикация состоит из подзатыльника и удара шпагой по спине.

После произнесения речи Дон Кихот был отправлен из двора восвояси.

Чего только не было во времена хождений Дона Кихота! Его подвиги и фантазия не знают границ. Например, вместо ветряных мельниц идальго видит гигантских чудовищ и, поскольку его долг – спасти землю от неминуемой гибели, вызвает великанов на поединок.

Дон Кихот сражается с мельницей

Также протагонист представил в своем воображении, что некий волшебник создал львов, чтобы те сразились с ним, однако животные не пожелали выходить на поединок.

По древнему обычаю, тот, кто принял приглашение сразиться, но не вышел на поле боя, получал позорное клеймо, тогда как провокатору доставались лавры почета и титул победителя.

Поэтому Кихот, уверенный в своей победе отправился дальше.

К сожалению, Фортуна не всегда улыбалась главному герою, который однажды проиграл Рыцарю Белой Луны. Поэтому любитель романов решил отстраниться от рыцарской деятельности на год и вместе со спутником Санчо Пансой покинул презренный город и сделался пастухом.

Умирающий Дон Кихот

В конце книги Дон Кихот начал хворать, и перед смертью его разум прояснился: главный герой возненавидел куртуазные романы и выбрал себе новое имя – Алонсо Кихано. Рыцарь составил завещание и умер по-христиански, как не уходил из жизни еще ни один странствующий воин.

Образ

Несмотря на отрицательные качества, главный герой романа Сервантеса производит положительное впечатление, ведь нельзя не любить взрослого ребенка, который предпочел скучному и тривиальному миру богатое воображение. Дон Кихот поразил сердца не только простых обывателей, но и литературной диаспоры: характеристику его образу пытались дать Джордж Байрон, Виктор Гюго, Иван Тургенев и другие именитые прозаики.

Образ Дона Кихота

Исследователи вывели новый человеческий психотип, а также философское понятие, которое зовется «донкихотство». Основные черты характера, которые психологи приписывают «Дону Кихоту» – это наивность и доброжелательность, ведь такой человек даже не помышляет совершить злодеяние или подвох.

У утонченного и интеллигентного протагониста обнаруживаются и слабые стороны: он оторван от реальности, не привык к богатству (свои деньги раздает, как Робин Гуд) и слишком наивен и доверчив. Любой мошенник и плут способен обвести искателя приключений вокруг пальца.

Внешность Дона Кихота

Но странствующему рыцарю удалось заполучить любовь читателей. А некоторые писатели воплотили героя Сервантеса в своих произведениях. Об этом свидетельствуют книги «Житие Дон Кихота и Санчо» Мигеля де Унамуно, «Освобожденный Дон Кихот» А.В. Луначарского и «Монсеньор Кихот» Грэма Грина.

Интересные факты

  • Как говорилось ранее, Мигель де Сервантес планировал свою книгу как пародию, а сам герой Дон Кихот придумывался для высмеивания. Но именитый философ Фридрих Ницше отметил, что значение романа является самым горьким из всех за всю историю человечества.
  • Актер театра и кино Владимир Зельдин получил премию Советского Союза за роль Дона Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи».

Владимир Зельдин в роли Дона Кихота

  • По легенде некий юноша читал на улице книгу и заливался смехом. Студента заметил отдыхающий на балконе мудрый король Испании Филипп III. Увидев безудержное веселье молодого человека, владелец короны сделал замечание, сказав, что юноша либо психически нездоров, либо читает роман Сервантеса. И вправду – в руках любителя литературы была книга о Доне Кихоте.
  • 25 июня 1994 года зрители увидели балет под названием «Дон Кихот, или Фантазии безумца». Либретто написал Борис Эйфман.
  • Хоть книга Мигеля де Сервантеса и стала мировым бестселлером, материальному положению автора можно было только посочувствовать.

Цитаты

«Не сердись, если тебе скажут что-нибудь неприятное. Живи в ладу со своей совестью, и пускай себе люди говорят, что им вздумается. Привязать язык злоречивому человеку так же невозможно, как запереть поле воротами».«- Сейчас видно неопытного искателя приключений. — заметил Дон Кихот. — Это великаны.

И если ты боишься, то отъезжай в сторону и помолись, а я тем временем вступлю с ними в жестокий и неравный бой».«Если когда-нибудь жезл правосудия согнется у тебя в руках, то пусть это произойдет не под тяжестью даров, но под давлением сострадания».

«Когда знатные женщины или же скромные девицы поступаются своею честью и позволяют своим устам переходить всякие границы приличия и разглашать заветные тайны своего сердца, то это означает, что они доведены до крайности».«Неблагодарность — дочь гордости и один из величайших грехов, какие только существуют на свете».

«Будь умерен в питье из тех соображений, что человек, выпивший лишнее, не хранит тайн и не исполняет обещаний».

Стив Возняк

Изобретатель, инженер-электронщик, программист, соучредитель компании Apple

Источник: https://24smi.org/person/1193-don-kikhot.html

М. Сервантес

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский характеристика образа Дон Кихота

История создания романа

Испанский роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса Сааведры намеренно задумывался как пародийный рыцарский роман. Первая часть была опубликована в 1605 году, ко второй части писатель приступил в 1615 году.

Рыцарский роман, представитель средневековой литературы, исчерпал себя к концу 16 века, стал настолько типичным и пошлым, что напоминал лубок.

Появились народные анекдоты, в которых рассказывалось, что юноши, начитавшиеся таких романов, мнили себя рыцарями и попадали в смешные ситуации, так как действительность сильно отличается от рыцарского романа.

Автор «Дон Кихота» поставил целью нейтрализовать тлетворное влияние рыцарского романа на читателя, уничтожить «рыцарские» идеалы, выступить против многочисленных дурно состряпанных образцов рыцарского романа с чем-то более весомым и сделанным со вкусом, пусть даже и в стиле пародии.

Сюжет и герои романа

Главным героем романа Сервантес делает бедного идальго (мелкий дворянин, рыцарь в средневековой Испании) Алонсо Кихана. Мужчине уже около 50, а он проводит все свободное время за чтением рыцарских романов.

Рыцарский мир из посредственных произведений настолько сильно проник в его голову, что довел Алонсо до помешательства.

Он решил стать странствующим рыцарем, сменил имя, выбрал дому сердца, крестьянку из села по соседству, взял в компанию оруженосца и отправился на поиски приключений, благо что они ему мерещились повсюду, так же как сказочные принцессы, великаны и чудовища.

Символично: всё, что окружает дона, звучит и выглядит смешно: Дульсинея Тобосская в испанской игре слов звучит так же грациозно, как «принцесса Дунька Тобольская».

Санчо Панса, кругленький мужичок, – весьма расторопный оруженосец, а его брюхо («Панса» и означает «брюхо»), едва ли может увезти осел. Конь дона, Росинант, переводится как «вчерашняя кляча».

Рыцарские латы дону вполне заменяют помятые тазы.

Приключения следую одно за другим – то Дон Кихот спасает прекрасных дам, которые при ближайшем рассмотрении оказываются либо свиньями, либо проститутками, то кидается на ветряные мельницы, приняв их за великанов, то гоняется за призраками.

Племянники и слуги дона разыскивают его повсюду и то и дело возвращают домой, как ребенка, отощавшего, израненного, усталого. Заколачивают его библиотеку, подозревая, что дядя сошел с ума от бесконечного чтения историй про рыцарей, но все тщетно.

В финале романа он будто бы прозревает, видит, каким никчемным и пустым было его времяпрепровождение, завещает племяннице никогда не выходить замуж за рыцаря и умирает.   

Исследователи подсчитали, что в романе обрисовано 669 персонажей – создана галерея образов, составлен полный социальный срез общества из знати, дворян, богачей, крестьян, пастухов, монахов, попрошаек, воров, мошенников.

Дон Кихот, по сравнению со всеми этими лицами демонстрирует поразительное благородство, человеколюбие, верность рыцарским принципам – и это притом, что он сумасшедший. Дон Кихот становится символом эпохи, где всё из лучших побуждений и внешне красиво, а внутри пусто, направлено на достижение добра и не находи цели – таково понятие типичного донкихотства.

Типичен и образ Санчо Пансы, который после выхода романа становится символом настоящего крестьянина – хитрого, юморного, остроумного, но в то же время – добряка и простака. Тощей фигуре своего дона круглый Панса противостоит так же, так противостоит его житейская мудрость абсолютному безумию своего господина.

Проблематика романа

В 2002 году роман был признан лучшей книгой всех времен и народов. И, несмотря на то, что при жизни писателя роман не был встречен криками и читателями блестяще, своей цели автор добился. Сатирическую литературу перестали рассматривать как «низкую», усмотрев и в сатире высокохудожественность и глубокий смысл.

После создания романа прижился такой термин, как «донкихотство». Это многогранное понятие, отражающее множественную проблематичность романа.

Донкихотство – это и отрыв от реальности, и витание в облаках в полной абстракции от реальных дел. Это и попытка воевать с системой в одиночку (война с ветряными мельницами), вызов огня на себя. Это и неспособность к взрослению, неосознанность собственной слабости, жалкости, оказываемого на окружающих смехотворного эффекта.

Это и упорство в достижении цели, которые видны только «рыцарю», попытка сделать жизнь лучше и красочнее, пусть даже ценой собственного осмеяния.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%94%D0%BE%D0%BD%20%D0%9A%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики