SAVUZ

Герой нашего времени характеристика образа Бэла

Характеристика Бэлы в романе “Герой нашего времени”

Герой нашего времени характеристика образа Бэла

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он дает нам возможность увидеть его “во всей красе”.

Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе “Герой нашего времени” Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина.

Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе ее старшей сестры.

Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своем языке, выразив сожаление, что “не расти, не цвести ему в нашем саду”. А Печорин весь вечер “в задумчивости не сводил с нее глаз”.

Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в “Герое нашего времени” дает представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже ее глаза.

Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в ее внешности, деталь: “И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу”; “Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля”. А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не все.

Свободолюбие

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной.

Но Бэла “молча гордо отталкивала подарки” и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. “Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить”, – говорила она, и в этом была главная причина ее холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе.

Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить ее домой, сказав, что сам уезжает. “Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя”, – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать.

Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась.

“Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..”

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: “она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели”.

Искренность

В романе “Герой нашего времени” Бэла предстает перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своем проявлении. Для нее отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому “ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие…”

Преданность вере

В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа ее в раю никогда не встретится с душой любимого.

Но в ответ на предложение окрестить ее говорит, что умрет в той вере, в какой родилась.

Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, все делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Бэла – укор Печорину

Обычно говорят – “живой упрек”. А вот Бэла из романа “Герой нашего времени” – это “мертвый упрек”. Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, ее судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем.

Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой.

Но оправданий нет – и ему остается признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлен, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: “Да, вот такой я негодяй”.

На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, “был долго нездоров, исхудал”, ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил ее, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Источник: https://home-task.com/xarakteristika-bely-v-romane-geroj-nashego-vremeni/

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Герой нашего времени характеристика образа Бэла

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» – один из самых запоминающихся и волнующих. Гордый нрав, преданность своим традициям, искренность во всем, способность беззаветно любить – вот главные качества этой героини, противопоставленной в произведении романтической ундине и светской красавице Мери.

Особенность повествования

Трагической судьбе девушки посвящена первая глава произведения. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» дается через восприятие ее Максимом Максимычем – человеком простым и добрым, ставшим невольным участником описываемых событий.

За несколько месяцев знакомства он хорошо узнал характер кавказской княжны и прикипел к ней душой. Потому рассказ его наполнен теплотой и состраданием к «бедной» черкешенке. Он вспоминает, как служил в крепости за Тереком, куда приехал молодой офицер.

Появление Печорина Григория Александровича и послужило вскоре причиной трагических событий.

Так вводит в роман историю черкешенки М. Лермонтов.

«Бэла»: краткое содержание знакомства героев

Мирской князь, татарин, знакомый Максима Максимыча, пригласил русских офицеров на свадьбу старшей дочери. Во время праздника Печорин обратил внимание на младшую княжну. Тонкая, высокая, черноглазая, лет шестнадцати – так описывает девушку в начале повести М.

Лермонтов. Бэла сразу же поразила Григория Александровича своей красотой и грациозностью. Она, в свою очередь, также приметила молодого человека и, подойдя к нему, сделала комплимент в виде песни. Печорин был знаком с традициями горцев, но здесь все решил случай.

Максим Максимыч вышел освежиться и услышал разговор. Казбич, обладатель самой лучшей лошади в округе, нахваливал своего Карагеза, а Азамат, сын князя, уговаривал отдать ему коня. Он даже заплакал, а затем предложил в обмен на скакуна выкрасть свою сестру.

Казбич остался непреклонен, и между ними вспыхнула ссора. А Максим Максимыч, не предполагая, чем все это может закончиться, рассказал об услышанной беседе Печорину. Григорий Александрович тогда посмеялся, а сам что-то задумал – отметил Лермонтов.

Бэла, как он сам позже пояснит, воспринималась им как спасение от скуки и разочарований.

Жертва прихоти

Непостоянный во всем, уставший от света, молодой офицер всячески пытался найти смысл в жизни. Когда он впервые увидел княжну, она показалась ему не похожей на всех девушек, которых знал. Естественность и неумение притворяться – вот те качества, которые, помимо красоты, разглядел в ней Печорин.

И когда Азамат появился в крепости, Григорий Александрович предложил ему сделку: Бэла в обмен на Карагеза. В тот момент молодой человек был уверен: она ангел, которого наконец-то послала ему судьба. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что подобными мыслями иногда тешили себя и другие «герои нашего времени». Бэла в ту же ночь оказалась в доме Григория Александровича.

А на следующий день, когда Казбич пригнал в крепость баранов, Азамат угнал Карагеза и больше уж дома не появлялся.

Максима Максимыча сначала возмутил поступок молодого офицера, и он стал настаивать на возвращении девушки родителям. Однако Печорин оказался непреклонен – уж таковы были, по мнению автора, «герои нашего времени»: Бэла осталась в крепости.

Гордая, независимая, с врожденным чувством собственного достоинства – героиня долго не хотела покоряться русскому офицеру. Она часто грустила и пела песни на своем языке. Сторонилась незнакомых ей людей, говорящих на чужом языке. Ее не соблазняли ни наряды, ни дорогие украшения, так любимые другими женщинами.

Преданная законам горцев и оскорбленная поступком Печорина, Бэла долго отвергала своего похитителя. Максим Максимыч сравнивает ее в эти дни с дикой серной, свободолюбивой и непокорной. Глаза же черкешенки горели подобно уголькам.

Вообще, они словно заглядывали в душу, пытаясь найти там ответы на мучившие героиню вопросы. И сама того не подозревая, героиня своей непокорностью все больше распаляла Печорина. Теперь он уже просто шел к намеченной цели: завоевать непокорную горянку любой ценой.

Увидев, что все старания бесплодны, Печорин пошел на хитрость – таковы уж были, вероятно, для автора «герои нашего времени».

Лермонтов показывает, что чувство девушки зрело в ее душе постепенно. Были минуты, когда черкешенка смотрела на Григория Александровича ласково. Она научилась понимать русскую речь и как будто стала ему доверять.

Но гордость и воспитание горцев не позволяли ей показать свои чувства: мусульманство не допускает подобной связи с мужчиной.

И лишь в тот момент, когда молодой офицер дал понять, что прощается с Бэлой навсегда, полюбившая его пленница, зарыдав, кинулась мужчине на шею.

Любовь черкешенки

Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» вызывает у читателя восхищение и сострадание. Переломив себя, героиня целиком отдалась первой любви.

По словам Максима Максимыча, в своем чувстве, искреннем и трогательном, она была прекрасна: на щеках сиял румянец, а веселье и проказы стали постоянными ее спутниками. Так продолжалось месяца четыре, пока Печорин не охладел к своей джанечке.

Как-то он признался Максиму Максимычу, что, как оказалось, любовь черкешенки не намного лучше любви знатной женщины. Молодой человек все чаще стал отлучаться из дома, а на глазах Бэлы, которые опять потускнели и глядели с грустью, блестели слезы.

И никакие слова не могли убедить ее в том, Григорий Александрович любит ее по-прежнему. Но даже в такие минуты Бэла не забывала, что она дочь князя. Готовность уйти, чтобы не ощущать себя в роли покинутой женщины, свидетельствовала о врожденной гордости – подчеркивает Лермонтов.

«Бэла»: краткое содержание эпизода гибели

Как-то офицеры отлучились из крепости. В этот день черкешенка стала орудием мести не смирившегося с потерей коня Казбича. Он выкрал девушку, в одиночестве спустившуюся к реке. А обнаружив погоню, смертельно ранил, вонзив в прекрасную грудь кинжал.

Судьба отпустила героине еще два дня. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» с самого начала воплощает преданность традициям восточного народа.

Умирая, девушка ни на минуту не забывает о любимом и жалеет о том, что их души не встретятся в ином мире. Но когда Максим Максимыч предлагает ей принять христианскую веру, красавица отказывается.

Она воспитана по мусульманским обычаям и не желает изменить своему дому и народу.

Выводы

В романе «Герой нашего времени» образ Бэлы самый светлый и невинный. Жизнь девушки во многом зависит от окружающих: воли отца, предавшего ее брата, использовавшего в своих целях Печорина.

Черкешенка в повести мало говорит и только в общении с Максимом Максимычем иногда сетует на то, что Григорий Александрович ее разлюбил. Но описание глаз и поступков Бэлы дают полное представление о том, что творится в ее душе.

И эта искренность чувств в совокупности с неспособностью притворяться вызывают у читателя уважение и восхищение.

В заключение хочется отметить, что после прочтения повести возникает горечь от того, что подобные Печорину «герои нашего времени» – Лермонтов не раз подчеркивал типичность образа – могут легко и безнаказанно вмешиваться в судьбы других людей и ломать их.

Источник: https://FB.ru/article/187576/obraz-belyi-v-romane-geroy-nashego-vremeni-lermontova

Сочинение Образ и характеристика Бэлы в романе Лермонтова Герой нашего времени

Герой нашего времени характеристика образа Бэла

В лице Бэлы автор представил красивую девушку, которая умела любить искренне, преданно. Но это принесло ей лишь разочарование и гибель.

С начала знакомства Печорина с азиатской красавицей читатель с умилением следит за ходом развития их отношений. Мужчина проявляет себя как человек, способный горячо любить, быть нежным и интересным. Огонь взаимной любви переходит в страстные чувства влюбленных с первого взгляда.

В начале главы Печорин представлен как тонкий ценитель женской красоты. Он “не сводил с нее глаз”, раскрывая тем самым ее необычный блеск в глазах и необыкновенную внешность. Максим Максимыч подтверждает привлекательность Бэлы, обращая внимание на ее грациозный стан, темные глаза и длинные волосы.

Девушка, не скрывая, проявляла свой свободолюбивый характер, чем притягивала Григория. Проницательность и опыт общения с дамами подсказывал Печорину, что эта девушка особенная, в ней есть изюминка. Печорин любовался ее задорными выходками: “начала петь, плясать и прыгать вокруг меня”, “А уж как плясала”.

Трудолюбивая девушка готова была всю жизнь ухаживать и радовать будущего мужа, так как рукоделие и вышивание были ее любимыми занятиями.

Позже именно по причине своей неприступности судьба Бэлы закончилась трагично. Мужчине казалось, что он влюблен. Однако это чувство вновь оказалось ошибочным. Страсть отступила быстро. Об этом говорила каждая деталь общения, совместного проживания Григория и Бэлы. Со временем становится понятно, что мужчину привлекло стремление выйти победителем из борьбы за девушку.

Шестнадцатилетняя черкесская княжна была необычайно красивой, гордой девушкой. Она была независимой, но “дика”.

Несмотря на свои качества, которые должны были стать залогом счастливой семейной жизни (преданность любимому мужчине), она становится жертвой Печорина и в результате погибает. Она помогла автору раскрыть подробнее образ главного героя.

Вариант 2

Наверно образ Бэлы запечатлелся всем, кто читал роман Лермонтова «Герой нашего времени», Эта гордая черкешенка, дочь местного князя поражает воображение своей целостностью и безыскусностью.

Внешне девушка ослепительно красива. У нее стройный стан и высокий рост, черные, густые волосы и глубокие, черные глаза, которых невозможно забыть. Бэла воспитывалась согласно традициям горного народа. Она умела вышивать золотом, плясать лезгинку, петь народные песни. Лермонтов показывает горную красавицу как девушку веселой, остроумной.

Увидев Печорина на свадьбе сестры, Бэла пленилась им. Это говорит о ее незаурядном уме, хотя девушке на тот момент исполнилось всего шестнадцать лет. Печорин, в свою очередь, был поражен красотой «дикой» горянки. Но в дальнейшем, как показывает автор, ему скорее было интересно завоевать гордую девушку. На самом деле он не был в нее влюблен.

Похитив Бэлу, Печорин стал за ней «ухаживать». Запер в башен и одаривал подарками, достойными княгини. Но девушка отказывалась от знаков внимания. Несмотря на то, что Печорин ей нравился, свободу она ценила выше.

Вначале Григорий не понимал девушку, но раскусив ее характер, решил отпустить. Получив свободу, Бэла призналась в своей любви и вышла за него замуж. Как цельная натура и приученная во всем угождать мужу, Бэла была счастлива вначале совместной жизни с Печориным. Но, имея способность тонко чувствовать, она поняла, что он охладел к ней. Это задело ее за живое.

В рассказе Максима Максимыча мы видим, что девушка осунулась, глаза ее поблекли, и она целый день тихонько напевала свои грустные песни. Для себя горная княжна решила, что уйдет от Печорина. Для нее была ненавистна сама мысль: жить с человеком, который ее не любит.

После того, как ее ранили и понимая, что осталось не долго жить, Бэла жалела лишь о том, что она не христианка и не сможет увидеться в той жизни с Печориным. На предложение Максима Максимыча принять православие, девушка отвечала отказом. Традиции и воспитание своего народа она ставила выше, хотя впав в посмертный бред, вспоминала в основном Печорина и лишь немного отца и брата.

Что стало бы с ней, если бы она осталась жива — неизвестно. Максим Максимыч полагал, что для нее смерть — лучший выход из положения. Но возможно, эта гордая девушка жила бы счастливо и в своем окружении.

Бэла в романе Герой нашего времени

Бэла – типичная представительница своего народа, она очаровательная и покорная девушка гор. В ней удивительным образом сочетаются свободолюбие и способность подчиняться мужской воле, целомудрие и умение очаровывать мужчину, как говорит Азамат, «Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» и не сказать, чтобы он преувеличивал существенным образом.

Лермонтов действительно описывает Бэлу как некое уникальное сокровище, создание невероятной красоты и грациозно воспитанную девушку, которая вообще практически на любого человека производит огромное впечатление.

Впечатляет юная восточная красавица и главного героя. Лермонтов, конечно, сознательно впервые представляет девушку именно через взгляд Печорина, который восклицает: «Прелесть!». Весьма характерное слово, ведь офицер в чем-то именно прельщается этой героиней, и в итоге именно прельстившись, совершает много греховных и не совсем праведных поступков.

Конечно, Лермонтов довольно далек от религиозной морали и более оценивает поведение своих героев через другие категории. Развертывание такой оценки мы можем наблюдать в главе Фаталист. Бэла, кстати говоря, является тоже своеобразной иллюстрацией для рассмотрения понимания мира через призму фатализма.

С одной стороны она соглашается остаться у Печорина по причине обстоятельств (которые попросту довлеют над хрупкой девушкой) и в связи с традициями собственного народа, где похищение невест является нормой, но также она выражает смирение с собственной судьбой и даже во много преобразует обстоятельства по-своему.

Бэла начинает заботиться о Печорине, она чувствует и свою ответственность за этого человека и поэтому решает остаться с ним фактически добровольно, а потом и влюбляется.

При этом девушка не прельщается каким-то внешними факторами и атрибутами (и этот факт свидетельствует о глубоком понимании мира) но выбирает по воле сердца, так как ее интересует характер Печорина.

Нужно сказать, для Бэлы эта любовь является первой, то есть опыт совершенно новый и доселе неизвестный, но девушка ведет себя довольно зрело и разумно.

Она не просто увлекается, а погружается в чувство, но при этом не делает этого бездумно.

Тут характерными являются фразы, которые произносит Бэла после того как узнает об охлаждении к ней чувств Печорина, она сохраняет достоинство и весьма зрело оценивает не только свои, но и чувства других людей.

← Пари Печорина с Вуличем Анализ главы Фаталист← Мой любимый писатель и поэт Лермонтов↑ ЛермонтовХарактеристика и образ Вернера в романе Герой нашего времени →Образ и характеристика Княжны Мери в романе Герой нашего времени →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/obraz-i-harakteristika-behly

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики