SAVUZ

Дон Жуан характеристика образа Дон Жуана

«Дон Жуан»: анализ произведения Мольера, постановки

Дон Жуан характеристика образа Дон Жуана

«Дон Жуан, или Каменный гость» — комедия Ж-Б. Мольера. Пьеса увидела свет рампы в парижском театре «Пале-Рояль» 15 февраля 1665 года. Дон Жуана сыграл премьер труппы Мольера Лагранж, а Сганареля — сам автор.

Текст «Дон Жуана» был опубликован лишь после смерти Мольера в собрании сочинений, подготовленном Лагранжем и Вино в 1682 г. С 1677 г. до средины XIX в.

зрители знакомились с творением великого комедиографа по его стихотворному переложению, сделанному Тома Корнелем, братом знаменитого Пьера Корнеля, автора «Сида».

Источники мольеровского сюжета многочисленны. Истории о грешниках, понесших диковинную кару от изваяний, встречаются в античных и средневековых легендах, многократно запечатлены в искусстве.

Самым знаменитым среди версий истории о Дон Жуане (доне Хуане) и ожившей статуе, явившейся отомстить обидчику, стала драма Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость» (1619 г.

) Кроме этой пьесы известны итальянские (Джилиберти, Чиконьини) и французские предшественники (Даримон, де Вилье) мольеровского шедевра.

«Дон Жуан»: анализ произведения

Пьеса Ж.-Б. Мольера, относимая исследователями к группе так называемых «высоких комедий» — одна из наиболее значимых реплик драматурга в споре, который ведет «великий век» об основах человеческого бытия.

В мольеровской версии истории севильского обольстителя два героя — две противостоящих друг другу жизненных позиции: господин и слуга, высокомерный, обуянный гордыней Дон Жуан и богобоязненный Сганарель.

Первый отмечен печатью зла, он преступает законы и запреты; второй — носитель идеи добра, основанного на «союзе первичного религиозного запрета, сакрального и разумного» (Ж. Батай). Мольеровская страсть к провокации и перевертышам достигает в «Дон Жуане» предела: его злодей блестящ, обаятелен, бесстрашен, а добропорядочный герой трусоват и зависим.

Парадоксальная взаимообусловленность божественной творческой свободы и циничного неверия — это Дон Жуан. Единство здравого смысла, законопослушности и ограниченности — это Сганарель. Дон Жуан пленителен и опасен, он монстр, приносящий в мир призрак любви, дьявольский соблазнитель.

Его слуга чужд фантазмов, но знает, что кара небесная когда-нибудь непременно настигнет того, кто «не верит ни в небо, ни в святых, ни в бога, ни в черта».

У столь разных героев — разная участь: вкусив божественного опьянения жизнью, Дон Жуан гибнет от пожатия каменной длани, удостоверившись в присутствии в мире тех сил, существование которых он на словах яростно отрицал, но в напряженном ощущении которых прожил отведенный ему срок. Сганарель же остается на земле невредимым и после вторжения сверхъестественного, к его тусклому бытию безразличны силы мрака и света. Его единственная потеря — деньги (после мистической катастрофы, унесшей гордеца-господина, слуга трижды, подобно магу, вызывающему духа, восклицает: «Мое жалованье, мое жалованье, мое жалованье!»).

«Дон Жуан» — одна из тех пьес Мольера, чья барочная природа наиболее очевидна. Многочисленные нарушения нормативов классицистической поэтики, жанровая чересполосица красноречиво свидетельствуют о принадлежности знаменитого шедевра к стилю барокко. Барочен образ мира, явленный в драматическом диалоге земного и потустороннего.

Статуя командора, персонифицирующая эти силы — персонаж достаточно двусмысленный, что также характерно для барочного зрения, не всегда отличающего Бога от дьявола. «Кто послан небом, тому свет не нужен», — провозглашает каменный посланец в ответ на предложение Дон Жуана осветить ему дорогу.

Любой читатель или зритель, хоть сколько-нибудь знакомый с христианской концепцией света («Бог есть Свет»), обязан насторожиться. Да и время прибытия необычного гостя может вселить сомнение в его небесной миссии. Финальному ночному появлению статуи предшествуют призраки (женщины под вуалью и времени с косою в руке — персонажи явно инфернальные).

Таким образом, карающие силы в комедии обнаруживают свой темный источник.

Мольеровский Дон Жуан принадлежит своему времени и вина героя не может быть истолкована без учета культурного контекста эпохи, одним из постоянных мотивов которой являлась барочная концепция «мира-тайны». Мольеровский герой верит только в чары страсти. Обуреваемый природной стихией, Дон Жуан не ощущает ее принадлежности к тайне, к иерархии сакральных ценностей.

Он виновен, ибо погрешил против таинственности бытия, существенной частью которого предстает чудо любви.

Мольер выстроил для своего протагониста поразительно обыденный мир: здесь снуют кредиторы, папаша распекает беспутного сына, легковерные простушки восторженно внимают небрежному вранью нарядного господина, а трусоватый слуга упивается собственной моральной проповедью.

Прозаическая (в отличие от «Тартюфа» и «Мизантропа») пьеса как бы предлагает зрителю стать на сторону Дон Жуана, не усматривающего в реальности признаков присутствия инобытия. Драматург провоцирует читателя и зрителя принять позицию протагониста, чтобы затем явить неопровержимые доказательства наличия сверхъестественного в будничном человеческом существовании.

Оживший истукан, мертвая материя, пробужденная к жизни чародейством или небрежным озорством — традиционная для литературы ситуация вторжения демонических сил в земное бытие (в этом ряду стоят образы Голема, Франкенштейна, Гомункулуса).

В комедии Мольера этот мотив получает новое звучание. Игра протагониста с мертвым командором — апогей той игры, которую Дон Жуан ведет на земле и готов вести в мирах иных. Игра — его философия, средство достижения целей.

Ад, предназначенный Дон Жуану, по Мольеру, уготован всякому, кто кичась своей игрой, возомнит себя равным Творцу.

Автор «Дон Жуана», всю жизнь размышлявший о природе актерского творчества, создал пьесу, герой которой может быть интерпретирован как образ актера, стремящегося вовлечь в игру живое и мертвое, пересоздать созданное, уподобившись магу.

Философский пласт мольеровского творения прекрасно сосуществует с шутовством. Так, процедура низвержения в ад нечестивого грешника может показаться забавным театральным аттракционом.

«Ряженный» командор (в одежде римского императора), возможно, воспринимался современниками Мольера как представитель мира театра, от имени которого карается севильский соблазнитель.

А сама сцена примерного наказания блудодея с ее шумовыми (гром) и световыми (яркие молнии, языки пламени) эффектами — бурлескным эпизодом, не скрывавшим своей машинерии и шутейного смысла.

Постановки

Наиболее значительные постановки пьесы на родине автора: театр «Атеней» (1947 г., с Л. Жувье в заглавной роли), «Комеди Франсез» (1952 г., Дон Жуан — Дебюкур), «TNP» (1953 г., режиссер и исполнитель главной роли — Ж. Вилар).

В России комедию впервые сыграли в 1795 г. (на французском языке). В 1816 «Дон Жуан» обрел русскую речь. Крупнейшим сценическим событием признана постановка комедии Мольера, осуществленная В.Э. Мейерхольдом в 1910 г. на сцене Александринского театра. Среди других примечательных постановок — спектакль А.В. Эфроса(1973 г.).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/don_zhuan_analiz_proizvedenija_molera_postanovki/62-1-0-1275

Дон Жуан

Дон Жуан характеристика образа Дон Жуана

Имя Дон Жуана давно стало нарицательным благодаря красочности образа. Покоритель дамских сердец, сладкоречивый любитель женского внимания, настоящий Казанова остается в памяти многих поколений из-за любовных подвигов. Его похождения описывали литераторы, воплощали на экране актеры и постановщики фильмов, воспевали в операх и мюзиклах композиторы. 

Дон Жуан

Герои, обрисовываемые авторами произведений, ветрены, эгоистичны, слабовольны и смекалисты. Вокруг Дон Жуана кипят страсти: за его расположение соперничают девушки, опозоренные красавицы пытаются отомстить герою, а их родственники стремятся убить бесстыжего ловеласа. Образ, пронесенный через века, не раз видоизменялся, но сущность оставалась прежней.

История создания

Прототипом Дон Жуана послужила личность дворянина, родившегося в Испании в XIV веке. Его звали дон Хуан Тенорио. О распутном образе жизни этой персоны ходили легенды. Прославленный севильский любовник, он сбился со счета, сколько женщин успел обесчестить.

Примечательно, что из любой ситуации дон Хуан выходил невредимым, не испытывая угрызений совести. Герой участвовал в дуэлях, посягал на порядочность именитых дам и пользовался расположением короля Педро Первого Жестокого.

Последний нюанс выручал его в сложных ситуациях.

Памятник дону Хуану Тенорио

По слухам, испанский правитель составлял компанию герою в распутстве. Общество молчало до тех пор, пока мужчины не выкрали дочь командора де Ульоа. Военного деятеля убили, и это вывело власти из себя. Дон Хуана обманом привели на могилу командора и убили. Ходили легенды о том, что испанского ловеласа покарал Бог, а смерть он принял от призрака де Ульоа.

Дон Жуан стал народным персонажем, так как прототипом для известного литературного образа послужил не только Тенорио. Севильцы рассказывают о доне Мигеле де Манара, чья репутация считалась скандальной.

Кабальеро, живший в грехе, якобы продал душу дьяволу, но осознал свои проступки и вершил добрые дела. Легенды о двух персонажах постепенно соединились.

Позднее черты обоих героев можно был отметить в собирательном литературном образе.

Памятник дону Мигелю де Манара

С течением времени характер героя менялся. Первоначально представавший перед публикой бесчестным любовником, он обрел изящные манеры и собственный стиль. Его благородство и верность слову стали отличительными чертами. Аудитория обычно закрывает глаза на факт похищения дочери командора и наслаждается невероятными приключениями Дон Жуана.

Первое упоминание о нем сделано в пьесе Тирсо де Молина, в основу которой легла легенда о доне Хуане Тенорио. Молина писал успешные произведения для сцены, и после некоторых изменений история Дон Жуана стала тешить испанскую публику с подмостков. Пикантный сюжет и остроты привлекали аудиторию любого сорта. 

После издания пьесы Жана Батиста Мольера, где Дон Жуан стал французом, герой обрел новые черты характера. Затем легенду о дамском угоднике воспел Проспер Мериме, а после него Эрнст Гофман.

Британские читатели знают о существовании поэмы Байрона, описывающей приключения героя-любовника. В России Дон Жуана представляли читателям Александр Пушкин, Алексей Толстой, Самуил Алешин и Александр Иволгин.

Биография и образ

Дон Жуан – молодой человек, родившийся в Севилье во время правления Педро Жестокого. Отец персонажа, бывший адмирал, прославившийся триумфами в боях с маврами, погиб в сражении под Трафальгаром. После его смерти мать Дон Жуана осталась с четырьмя детьми на руках.

В детстве герой дружил с инфантом, будущим королем, их сблизила страсть к любовным авантюрам. Король сделал старшего брата Жуана толедским альгвасилом. Младшего казнили за приспешничество британскому монарху. Сестра Жуана, Тереза, осталась жить в семейном поместье.

Дон Жуан

Дон Жуан не гнушался родственными связями: его любовницей была близкая семье Мария Падилья. Приключения короля и дворянина не сходили с уст в народе. Список любовных трофеев главного героя постоянно рос. Перед ним не могли устоять ни простушки, ни представительницы именитых фамилий. Среди жертв Дон Жуана – герцогиня Изабелла, рыбачка Тизбея, донна Анна.

Дон Жуан обольщает даму

Описывая женские образы, писатели не скупились на громкие слова. Зарубежные авторы не выделяли главного персонажа в плеяде любовниц героя. Из отечественных писателей Александр Пушкин заострил внимание читателей на образе донны Анны. Поэт сделал ее женщиной всей жизни знаменитого любовника.

Картина Репина “Дон Жуан и донна Анна”

Задумав похитить прекрасную дочь командора, Дон Жуан проник в его дом. Он попытался пробраться в комнату девушки, но был замечен ее отцом. Расправа над командором была незамедлительной.

Чтобы избежать укоров со стороны двора и простых людей, Дон Жуан уехал с родной земли. Командора похоронили в семейном склепе. Монахи-францисканцы, в стенах монастыря которых нашел последнее пристанище командор, не свершили правосудие с помощью короля.

Они написали Дон Жуану письмо от имени вымышленной красавицы и пригласили на свидание.

Несмотря на опасность, герой пришел к могиле, которую успели обрызгать кровью. Монахи жаждали отмщения.

Пока они распускали слухи о возвращении ловеласа, надгробная статуя ожила и ввергла Дон Жуана в преисподнюю. Это, конечно, кажется неправдоподобным.

Но в Севилье есть небольшая скульптура, которую местные жители называют Каменный гость. Легенда гласит, что именно она является статуей из склепа.

Интересные факты

История Дон Жуана, мотивы которой писатели почерпнули из легенд испанских монахов, и сегодня вдохновляет постановщиков на создание фильмов и спектаклей. Каждый уважающий себя театр имеет в репертуаре постановку по мотивам приключений обольстителя. Кинорежиссеры обращаются к образу, приглашая на главную роль начинающих привлекательных артистов в самом расцвете сил.

Эррол Флинн в роли дона Жуана

Образ Дон Жуана вечен. Востребованный во всех сферах искусства, он является благодатной почвой для эксперимента. Запоминающейся кинолентой стала картина «Приключения Дон Жуана». В главной роли выступил голливудский актер Эррол Флинн.

Брижит Бардо в роли дона Жуана

Актеры, исполняющие роль Дон Жуана, не всегда делают акцент на всемогущем обаянии персонажа и обожании, которое испытывали его женщины. В XХ веке стали появляться первые произведения, где отрицательное обаяние и репутацию героя пытались объяснить его внутриличностным конфликтом. Так свет увидела пьеса «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» Макса Фриша.

Джонни Депп в роли дона Жуана

К легенде обращаются современные кинорежиссеры, предлагая альтернативные образы Дон Жуана и перенося героя в современные реалии.

В картине «Если бы Дон Жуан был девушкой» его роль сыграла Брижит Бардо, представив публике альтернативную трактовку легенды. Роль Дон Жуана фильме «Дон Жуан де Марко» исполнил Джонни Депп. Его персонаж предстал в облике сумасшедшего.

В картине «Страсти Дон Жуана» образ героя воплотил Джозеф Гордон Левитт.

Гордон Левитт в роли дона Жуана

Легенда о Дон Жуане стала основой для музыкальных произведений. Оперу на этот сюжет написал итальянец Алессандро Мелани. Кристоф Глюк придумал мелодии для одноименного балета «Дон Жуан».

Популярность среди поклонников музыки испанский любовник обрел после того, как его воспел в опере Моцарт. Российские композиторы тоже увлекались легендой о похождениях Дон Жуана.

На этот сюжет написал музыкальное произведение Даргомыжский в соавторстве с Кюи и Римским-Корсаковым.

Цитаты

Дон Жуана называют величайшим любовником на Земле. Цитаты из книг и кинофильмов, в которых герой описывает свою жизненную позицию, воспринимаются как дополнение к описанию его характера. Высказывания персонажа подтверждают его точку зрения.

Непонятной и неприступной кажется герою Байрона женщина, не падкая на сладкие речи и харизму: 

«Она была вот тем-то и страшна, что всех пороков женских лишена». 

Такая дама не склонна доверять его чарам и внушает герою понимание собственного бесчестия.

Дон Жуан де Марко в исполнении Джонни Деппа уверяет: 

«Я никогда не пользуюсь женщинами. Я дарю им удовольствие, если они этого хотят». 

Дон Жуан и впрямь ничего не обещает избранницам. Они знают, на что идут, связываясь с мужчиной с дурной репутацией, но торопятся отдаться ему. 

Герой Пушкина способен влюбляться в каждую жертву, вознося любовь на пьедестал как прекраснейшее из чувств: 

«Из наслаждений жизни Одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия…».

Идея верности одной девушке претит и Дон Жуану Мольера: 

«Превосходная затея – поставить себе в какую-то мнимую заслугу верность, навсегда похоронить себя ради одного увлечения и с самой юности умереть для всех других красавиц, которые могут поразить наш взор! Нет, постоянство годится только для чудаков».

Данияр Джумадилов

Актер, юморист, КВНщик, капитан команды “Спарта”

Источник: https://24smi.org/person/689-don-zhuan.html

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Дон Жуан характеристика образа Дон Жуана

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

РЕФЕРАТ

Специфика интерпретации образа Дон Жуана у Мольера

Выполнила:

Пантелеева Е.В.,

218 гр. д/о

Преподаватель:

Ванникова Н.И.

Москва, 2005

В «Дон Жуане» Мольер достиг высшей

ступени реализма и объективности,

на которую он был способен.

Образ Дон Жуана в мировой литературе

В мировой литературе существуют устойчивые образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которые писатели разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают в произведениях. Один из них – Дон Жуан.

Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или, в Италии, Дон Джованни, но в любом случае это имя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителем моральных и религиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец.

Прототипом Дон Жуана считается полулегендарный севильский дворянин дон Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Приближенный короля Педро Жестокого (1350-1369), пользовавшийся его покровительством, дон Хуан своими любовными похождениями наводил ужас на всю Севилью.

На поединке он убил командора дона Гонзаго, защищавшего честь дочери, но в скором времени исчез при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что Тенорио убили монахи-францисканцы, которые затем пустили молву о небесной каре, свершившейся через мертвого командора.

Первый литературный Дон Жуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимом Тирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость» (опубликована в Барселоне в 1630 году).

Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в 1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Затем в 1736 году в Италии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, или Распутник».

В романтическую эпоху на рубеже XVIII-XIX веков Дон Жуан становится популярнейшим героем во всем мире. Именно тогда были созданы такие известные произведения, как новелла Э.Т.А. Гофмана «Дон Жуан» (1812), поэма Дж. Байрона «Дон Жуан» (1817-1824), трагедия А.С.

Пушкина «Каменный гость» (1830), новеллы О. Бальзака «Эликсир долголетия» (1830) и П. Мериме «Души чистилища» (1834).

В XX веке интерес к нему не спадает: пьесы Дж. Б. Шоу «Человек и сверхчеловек: философская комедия» (1903), А. Блока «Шаги командора» (1910-1912), Н. Гумилева «Дон Жуан в Египте» (1912), Б. Брехта «Дон Жуан» (1954), Ж.

Ануя «Орнифль» (1955), швейцарского писателя Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», роман испанца Г.Торренте Бальестра «Дон Хуан», стихи А. Блока, М. Цветаевой и многих других.

Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем.

«Дон Жуан — единственный во всей истории мировой культуры мифический герой, не заимствованный театром, а театром порожденный. Он — дитя сцены, человек играющий», – писал о нем известный литературовед В.Ю. Силюнас[2].

Образ Дон Жуана вдохновил Моцарта на создание его шедевра — оперы «Дон Джованни» (1787), Даргомыжского на оперу «Каменный гость» (1872), Рихарда Штрауса на симфоническую поэму «Дон Жуан». Знаменитый соблазнитель нашел свое место и на киноэкране, наиболее известные фильмы, созданные на основе легендарного сюжета – «Казанова» Феллини, «Вальмон» Формана, «Опасные связи» Стивена Фриарса.

И до сих пор, наряду с Фаустом, Гамлетом, Дон Кихотом, Дон Жуан остается одним из самых известных героев мировой литературы, вызывая горячие споры, философские рассуждения, и, конечно, новые стихи и прозу, заново создающие образ соблазнительного беспринципного красавца.

Специфика интерпретации образа Дон Жуана у Мольера

Комедия «Дон Жуан, или каменный гость» была написана и поставлена Мольером (кстати, сам он выступил в ней в роли Сганареля) в 1665 году, очень быстро, в первую очередь для того, чтобы поправить дела своего театра после запрещения постановки «Тартюфа».

Часто говорят, что из-за спешки в комедии много несогласованностей и недоработок. Возможно, некоторые технические недостатки действительно существуют, но никак нельзя отнести это к образу главного героя.

Непростой и весьма противоречивый образ Дон Жуана обладает законченностью и внутренней логикой.

Мольер сохранил в своем герое многие традиционные черты. Его Дон Жуан – развратник, стремящийся овладеть каждой красивой женщиной, которую встречает на своем пути. Он обладает красотой и изящными манерами, но при этом лишен каких бы то ни было моральных принципов.

Но вместе с тем герой Мольера обладает и многими совершенно особенными чертами, выделяющими его из многовековой вереницы Дон Жуанов.

Отрицательные черты героя

Дон Жуан – несомненно, отрицательный герой. Таким он представал всегда, таким в первую очередь сделал его и Мольер.

Практически в самом начале пьесы Сганарель отзывается о своем хозяине следующим образом: «…мой господин Дон Жуан – величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в бога, ни в черта, который живет, как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы»[3] (I, 1). Действительно, все последующие действия главного героя только подтверждают такую характеристику. Он полностью лишен каких-то внутренних моральных принципов. Дон Жуану ничего не стоило соблазнить и похитить из монастыря донью Эльвиру, обвенчаться с ней, а затем почти сразу же бросить. Он совершенно не скрывает причин, побудивших его на такой поступок: женщина надоела ему, как надоедали и сотни других. «У меня есть глаза для того, чтобы оценить прелести всех женщин, и каждой из них я приношу дань, налагаемую на нас природой», – признается он Сганарелю (I, 2). Совесть не пробуждается в Дон Жуане даже после того, как Эльвира, смирив в себе страсть и решив вернуться в монастырь, приходит к нему и молит лишь об одном – раскаяться и спасти свою душу, положить конец беспутной жизни. «А знаешь ли, я опять что-то почувствовал к ней, в этом необычном ее виде я нашел особую прелесть: небрежность в уборе, томный взгляд, слезы – все это пробудило во мне остатки угасшего огня», – вот все, что может сказать Дон Жуан после ее искренних слов, вызвавших слезы у Сганареля. (IV, 9)

Дон Жуан лишен и чувства благодарности: крестьянину, спасшему его жизнь, он платит тем, что пытается увести у него невесту. Нет в главном герое и уважения к старшим, в первую очередь, к собственному отцу.

Когда Дон Луис пытается вразумить сына, напоминая о его благородном происхождении, о дворянской чести, Дон Жуан не слушает его, а вслед бросает «Ах, да умирайте вы поскорее – это лучшее, что вы можете сделать!» (IV, 7).

Впрочем, как только он попадает в сложное положение, резко меняется его манера разговаривать с отцом: Дон Жуан изображает раскаяние и сыновью почтительность (V, 1).

Отношение к религии

Отдельно стоит сказать об отношении Дон Жуана к религии.

С одной стороны, в безбожии героя можно увидеть лишь продолжение традиции: ведь Дон Жуан всегда погибал именно за свою беспутную жизнь и презрение к божественным заветам.

Но у Мольера делается гораздо больший акцент на этой теме, ведь не случайно постановка пьесы вызвала резкий протест со стороны церкви (комедия прошла 15 раз и была запрещена, а издана уже после смерти драматурга).

На первый взгляд может показаться, что Мольер обличает безбожие Дон Жуана, в первую очередь – устами Сганареля. Этому же способствует эпизод с нищим (III, 2), который отказывается богохульствовать за деньги. Да и в конце, как и положено, Дон Жуана поражает молния.

Но в то же время существует точка зрения, что Мольер не отрицает, а, напротив, косвенным образом реабилитирует атеизм, делая в этом плане главного героя проводником своих собственных взглядов. Не случайно, антагонист Дон Жуана Сганарель – наивен и глуп. Он защищает религию, но не может привести более весомых аргументов, чем «не мог же мир, как гриб, вырасти сам в одну ночь».

Дон Жуан же весьма последовательно защищает свою позицию, согласно которой он верит лишь в то, что «дважды два – четыре». «Для Дон Жуана отрицание бога — не дерзкий вызов небу, брошенный легкомысленным жуиром, – писал известный литературовед Г. Бояджиев, – а окончательный вывод давнишней и трезвой мысли философа.

Такое понимание образа мольеровского Дон Жуана удивительно точно и глубоко»[4].

А.А. Смирнов обращает также внимание на то, что традиционный финал с гибелью Дон Жуана сокращен «до комически крошечных размеров», а заключительный возглас Сганареля: «Мое жалованье!..» – окончательно снижает его до бутафории[5].

Впрочем, антирелигиозный элемент в пьесе вовсе не значит, что нужно отождествлять безбожника Дон Жуана с автором. Ведь «доктрина может быть хорошей, а применение ее – плохим»[6]. Возможно, образ Дон Жуана – своеобразный ответ нападкам на «Тартюфа», где истинный подлец лицемерно прикрывается маской святоши.

Положительные черты

Вопрос религии в пьесе неоднозначен, но настолько же неоднозначен и образ самого Дон Жуана. Помимо уже перечисленных отрицательных черт, он не лишен и вполне положительных качеств.

Он красив, умен, галантен, храбр, способен на благородные поступки. Так, очень показателен эпизод со спасением Дона Карлоса (III, 4).

«Но что я вижу! На одного напали трое! Силы слишком неравные, я такой низости не потерплю», – восклицает Дон Жуан и бросается на помощь совершенно незнакомому человеку, не задумываясь рискует собственной жизнью.

Также немалую храбрость Дон Жуан демонстрирует в эпизодах со статуей и в момент своей гибели, ни разу не проявляя страха перед Командором.

Источник: https://mirznanii.com/a/136323/obraz-don-zhuana-u-molera

Опера «Дон Жуан» – нестареющий шедевр

Дон Жуан характеристика образа Дон Жуана

Великие мастера считали, что музыка это всего лишь подражание человеческому пению. Если так, любой шедевр меркнет перед обычной колыбельной. Но когда вокал выходит на первый план – это уже высочайшее искусство. Здесь гений Моцарта не знает себе равных.

Самые известные оперы Вольфганг Моцарт написал в тот период, когда умение композитора наполнять музыку своими чувствами было на пике, а в «Дон Жуане» это искусство достигло кульминации.

Литературная основа

До конца неясно, откуда в европейском фольклоре взялся сюжет о роковом сердцееде. Несколько столетий образ Дон Жуана кочует из одного произведения в другое. Такая популярность говорит о том, что история о соблазнителе затрагивает человеческие переживания, не зависящие от эпохи.

Для оперы Да Понте переработал ранее изданную версию «Дон Жуана» (авторство приписывается Бертати). Были убраны некоторые персонажи, за счет чего оставшиеся получились более выразительными. Расширена роль Донны Анны, которая у Бертати появлялась лишь вначале. Исследователи считают, что именно Моцарт сделал эту роль одной из главных.

Образ Дон Жуана

Сюжет, на который писал музыку Моцарт, является довольно традиционным, он был хорошо известен тогдашней публике. Здесь Дон Жуан – подлец, виновный не только в соблазнении невинных женщин, но и в убийстве, множестве обманов, посредством которых он и завлекает дам в свои сети.

С другой стороны, на протяжении всего действия, главный герой так и не овладевает ни одной из намеченных жертв. Среди действующих лиц есть обманутая и покинутая им (в прошлом) женщина. Она неотступно следует за Дон Жуаном, спасая Церлину, затем призывая бывшего возлюбленного к покаянию.

Жажда жизни в Дон Жуане огромна, его дух не смущается ничем, сметая все на своем пути. Интересно раскрывается характер персонажа – во взаимодействии с другими героями оперы. Зрителю даже может показаться, что это получается случайно, но таков замысел авторов.

Религиозная трактовка сюжета

Главной является мысль о возмездии за грех. Особо католицизм порицает плотские грехи, тело считается источником порока.

Не стоит преуменьшать влияние, оказываемое религией на общество всего лишь сотню лет назад. Что уж говорить о временах, в которые жил Моцарт. Открытый вызов традиционным ценностям, легкость, с которой Дон Жуан переходит от одного увлечения к другому, его дерзость и самонадеянность – все это рассматривалось как грех.

Лишь в последние десятилетия подобный образ поведения стал навязываться молодежи как образец для подражания, даже некий героизм. Но в христианской религии подобное не только порицается, но достойно вечных мук. Не столько само «плохое» поведение, сколько нежелание от него отказаться. Именно его Дон Жуан демонстрирует в последнем акте.

Женские образы

Донна Анна – пример сильной женщины, захваченной жаждой мести за смерть отца. Сражаясь за свою честь, она становится настоящей воительницей.

Но затем как будто забывает о том, что злодей пытался силой овладеть ею. Донна Анна помнит только о гибели родителя.

Строго говоря, по тем временам подобное убийство не считалось достойным суда, потому что два дворянина сошлись в открытом поединке.

У некоторых авторов есть версия, по которой Дон Жуан на самом деле овладел донной Анной, но большинство исследователей ее не поддерживают.

Церлина – деревенская невеста, простая, но страстная натура. Это наиболее близкий к главному герою по характеру персонаж. Увлеченная сладкими речами, она уже почти отдается соблазнителю. Затем также легко все забывает, оказываясь снова рядом со своим женихом, покорно ожидая от его руки наказания.

Эльвира – покинутая пассия Дон Жуана, с которой он общается перед тем, как состоялась встреча с Каменным гостем. Отчаянная попытка Эльвиры спасти возлюбленного остается бесплодной. Партии этого персонажа полны сильных эмоций, требующих особого исполнительского таланта.

Финал

Появление Командора, который словно чеканит свои реплики, неподвижно стоя посреди сцены, выглядит действительно ужасающе для участников действия. Слуга настолько обезумел, что пытается спрятаться под стол. Но его хозяин смело принимает вызов. Хотя очень скоро понимает, что столкнулся с неодолимой силой, не отступает.

Интересно, как разные постановщики подходят к подаче всей оперы в целом и финала в частности. Кто-то использует сценические эффекты по максимуму, усиливая эффект музыки. Но некоторые режиссеры оставляют героев без особенно пышных костюмов, пользуются минимальным количеством декораций, отдавая первое место именно артистам и оркестру.

После того, как главный герой проваливается в преисподнюю, появляются преследователи и понимают, что возмездие свершилось.

Общая характеристика оперы

Драматическая составляющая в этом произведении выведена автором на новый уровень. Моцарт далек от морализаторства или буффанады. Несмотря на то что главный герой совершает неприглядные поступки, остаться равнодушным к нему просто невозможно.

Особенно сильны ансамбли, которые можно услышать довольно часто. Хотя трехчасовая опера требует от современного неподготовленного слушателя значительных усилий, это связано, скорее, не с особенностями оперной формы, а с тем накалом страстей, которыми «заряжена» музыка.

П. Чайковский считал «Дон Жуана» одной из лучших опер, созданных когда-либо в мире. Такой она и осталась по сей день.

Смотреть оперу Моцарта – Дон Жуан

Источник: https://music-education.ru/don-juan-mozart/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики