SAVUZ

Анализ поэмы Мёртвые души Гоголя Н.В.

Анализ поэмы Гоголя Мертвые души

Анализ поэмы Мёртвые души Гоголя Н.В.

«Мертвые души» – главное произведение Гоголя, он работал над ним долгих семнадцать лет. Эти годы прошли в тяжелых сомнениях – дважды Гоголь сжигал рукопись второго тома. И до нас дошел и переиздается только первый том – он написан так, чтобы показать все отрицательные стороны тогдашней России. Раньше «мертвой душой» называли умершего крестьянина на Руси.

Это, наверное, первая причина, почему Гоголь так назвал свое произведение. И еще в поэме речь идет о духовном оскудении, когда люди, продолжающие жить, фактически являются мертвецами. Эгоизм, расточительность, скупость, суетность являются отличительными чертами всех героев произведения.

И лишь «живая душа» народа в небольших отступлениях противостоит этому мертвому миру.

Гоголь рисует жуткую картину деградации тогдашней России, показывает всевозможные пороки русского народа и, часто, гиперболизирует их: экономность Плюшкина превращает в скупость, мечтательность Манилова – в оправдание лени.

Гоголь развивает тему «пустомыслия и пустословия» русского народа, показывает всю ничтожность и убожество России того времени.

Ведь русские любят философствовать чаще, чем что-нибудь делать: доедет колесо брички Чичикова до Москвы или нет, выбрать такой галстук или другой – об этом можно говорить часами, ведь других интересов просто не существует.

Все герои произведения Гоголя разные, их объединяет только покупка «мертвых душ». Первыми мы знакомимся с Маниловым. Праздность, безделье, мечтательность и скука – вот, что заполняет его жизнь.

Он погряз в этой иллюзорной жизни, и она доставляет ему удовольствие. Он считает, что «умершие души» – дрянь. И это отсутствие моральных ценностей доказывает то, что душа самого Манилова давно умерла.

Помещица Коробочка – следующая, с кем встречается Чичиков. Вроде бы хозяйственная, домовитая, заботливая, всегда в хлопотах. Но это – не проявление живого ума, а просто выполнение заложенной в мозг определенной программы. Узкость мышления, невежество, тупость и бестолковость – вот основные черты этой героини.

Ноздрев предстает пред нами темпераментным и энергичным человеком. Но его энергия растрачивается впустую – он не любит доводить дело до конца. И у него нет никаких обязанностей и ценностей. Бравый и удалой, он измельчал и выродился.

Собакевич – хороший рачительный хозяин, практичный и непритязательный. Но душа в нем, как пишет Гоголь, тоже отсутствует.

И последний – Плюшкин: это имя давно уже стало именем нарицательным. Да, он – богатейший из помещиков. Но какая же мерзость запустения творится повсюду! Горы хлама в душе и в доме. И хотя не надо копить, собирать и прятать – все уже есть, но остановиться Плюшкину невозможно. Но, несмотря на такую явную патологию, душа его еще теплится, и Гоголь показывает это.

Безжалостно и ярко показаны Гоголем чиновники России – «корпорация мошенников», которые живут, не помня о своем долге, без духовных ценностей и запросов.

Образ главного Героя, Павла Ивановича Чичикова, Гоголь выводит не в начале, как обычно, а в конце. Он описывает его детство, отцовские наставления, которые сызмальства заложили в Павлушу определенные ценности – угодить, угадать, устроиться, дружить только с богатыми.

И он пытается не выучиться хорошо, не завести верных друзей, а находит слабые места окружающих и умело «давит» на них. И, иногда, очень успешно – не учит урок, а просто подает учителю шапку. Стремление к успеху любой ценой и практицизм становятся основными чертами Чичикова.

Но жажда к приобретательству уничтожает в Чичикове все живое. И в результате, мы имеем еще одну «мертвую душу».

Это произведение понравится далеко не всем: кому-то покажется слишком длинным, кому-то – скучным. Но, несомненно, поэма «Мертвые души» является великим итогом жизни великого Гоголя.

Вариант 2

Произведение «Мертвые души» – одно из самых знаменитых творений русского писателя Гоголя. Над произведением автор трудился целых 17 лет.  Работа была трудной и кропотливой. Гоголь не один раз менял концепцию произведения и переписывал некоторые части.  Однако, совершенно за несколько дней до кончины Гоголь сжег второй том произведения, а третий том он так и не начал.

Изначально Гоголь думал, что «Мертвые души» будет сатирическим романом. Автор думал, что в первом томе произведения должно быть показано крепостническое общество, которое разлагалось. Во втором томе должна была быть надежда на очищение «мертвых душ», а в третьем томе уже само возрождение новой Российской империи.

В основу сюжета была положена афера такого чиновника, как Павла Чичикова. Суть была такова: перепись населения крепостных проводилась раз в 10 лет, поэтому крестьяне, которые умирали в этом промежутке времени, некоторое время считались, как живые. Чичиков хотел скупить эти «мертвые души» по низкой стоимости, а потом заложить их в опекунском совете, чтобы получить еще больше денег.

Помещики в данном произведении – это типичные представители людей того времени. Главный герой поэму – это настоящий жулик, в котором есть черты и от других героев произведения.

Он такой же любезный, как Манилов, мелочен и алчен, как Коробочка, жадный как чиновник Плюшкин.  Среди всей этой среды обитаний Павел Иванович чувствовал себя, как в своей тарелке, так как отлично знал все азы мошенничества и взяточничества.

Однако, можно сказать, что Чичикова все-таки умнее всех свои коллег, к тому же еще и прекрасный психолог.

Такой персонаж, как Манилов, по мнению Гоголя, особо удачный. Со всеми он обращается довольно мягко, его так же можно назвать позером. Гоголь показал Манилова как глупого и мечтательного человека, который живёт только своими фантазиями.

Образ Ноздрева очень активен. У него много энергии, однако, не весь его запал направлен в нужное русло

Настасья Коробка – это хозяйка, консервативный человек. У нее очень мало интересов, все ее мысли сосредоточены на ее поместье.

В само название «Мертвые души» Гоголь вложил особый смысл. Ведь это не только о крестьянах, которые умерли. Под данным названием автор подразумевает людей, которые совсем не имеют никаких моральных устоев.

Со всем по-другому уже выглядят помещики во втором томе произведения. Однако, к сожалению, того самого перерождения нашего главного героя так и не замечается. Чичиков не смог измениться и стать на путь истинный, на путь исправления. Произведение « Мертвые души» отожествление тех событий, что происходили в России во времена Гоголя, не всегда позитивные, а наоборот, даже мрачные.

Мертвые души. Анализ

Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте. Тем самым мы можем легко понять содержательную часть поэмы Мертвые души, которая бы состояла из: ада, чистилища и рая.

Таким образом, единственный изданный первый том представляет собой ад. Собственно, об этом писал и сам Гоголь в письмах, когда говорил о намерении представить всю Россию полностью, с определенной стороны.

Помимо этого именно адская сторона содержания легко прослеживается и в самом повествовании: тут есть и список грехов, которые олицетворяются помещиками и Чичиков, которого сравнивают с антихристом или просто представителем инфернального мира, и много других деталей.

Структурно произведение состоит из разных глав, которые условно подразделяются на две части.

В первой части Чичиков (главный герой) объезжает помещиков, для того чтобы приобрести мертвые души, то есть бумаги на погибших крепостных, которые позволят ему получить статус.

Каждый отдельный помещик представляет собой некий человеческий порок, также может трактоваться как олицетворение определенного возраста человека.

Во второй части Чичиков общается с городскими чиновниками, налаживает связи. Гоголь тут представляет различные негативные стороны российской действительности: коррумпированность, бюрократию и подобное. Завершается произведение бегством Чичикова из города, его раскрывают, но все-таки не могут полностью понять кем он был на самом деле.

Назвав Мертвые души поэмой Гоголь весьма верно указал жанровую принадлежность.

Хотя произведение написано полностью в прозе, оно полно различных поэтических сравнений, изобилует иносказаниями и там отсутствуют элементы, которые было бы возможно убрать без ущерба для содержания и сохранности структуры – эти признаки определяют именно поэму, так как не поэма может и сокращаться и не имеет такого поэтического языка. По сути, перед нами эпическое произведение, которое рассказывает о путешествии главного героя и этим оно вполне близко к такой классике жанра как например Одиссея.

← История создания поэмы Мертвые души ← Критика о поэме Мертвые души↑ ГогольУездный город и его обитатели в комедии Ревизор →О чем мечтают герои комедии Ревизор →

  • Сочинение на тему Я горжусь своей Родиной Россией 4, 8 классКаждый из нас всем сердцем любит и уважает свою страну. То, где мы родились, где растем и развиваемся любим всем сердцем. Я рад, что я родился/-лась в прекрасной стране – России.
  • Сочинение про город АрхангельскАрхангельск — это прекрасный город на севере России, расположенный у берегов Белого моря. Он всегда пленил меня своей красотой, чистотой, величием, великолепием.
  • Характеристика и образ Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинениеАркадий Кирсанов – это юноша двадцати трех лет, дворянин, сын помещика. Он только окончил школу, но уже хочет казаться взрослым. Аркадий легко поддается влиянию более сильных личностей
  • Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе Война и мир Толстого сочинение 10 классОсновные отличительные черты семьи Ростовых – эмоциональность, открытость, душевное тепло. Это олицетворение Москвы – хлебосольство, гостеприимность, радушие. И Наташа соединяет в себе все «ростовские» детали
  • Сочинение Студенческая жизньСтуденческая жизнь представляется всем очень привлекательной, особенно, если она еще тебе предстоит. Ведь об этом так интересно рассказывают! Веселая и бестолковая, умная и не очень

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-proizvedeniya-mertvye-dushi

Н.В. Гоголь

Анализ поэмы Мёртвые души Гоголя Н.В.

Поэма «Мертвые души» была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема произведения – духовная смерть и возрождение представителей основных российских сословий того времени. Автор обличает и высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти чиновничества.

Само название произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» – это не только умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их опустошённые, жалкие, «мертвые» душонки.

История создания

«Мертвые души» – поэма, которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал произведение.

  Изначально Гоголь задумал «Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил создать произведение, которое обличает проблемы российского общества и послужит его духовному возрождению.

Так и появилась ПОЭМА «Мертвые души».

Гоголь хотел создать три тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем намеревался описать дальнейший путь России и ее общества.

Однако, Гоголь успел закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году. До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом. Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго тома.

Третий том «Мертвых душ» так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом написать.

Описание произведения

Однажды, в городе NN появился очень интересный персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города – Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно появившегося в городе.

Павел Иванович отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам: Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход.

Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии («мертвые души») и изъявляет желание их купить.

Помещики не могут взять в толк, зачем Чичикову нужна такая сделка. Однако, соглашаются на нее.

В результате своих визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства, заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все вопросы с документами.

Через некоторое время помещица Коробочка проговорилась в городе,  что Чичиков скупает «мертвые души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он умирает.

Поэма заканчивается тем, что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в казну в качестве живых.

Павел Иванович Чичиков

Качественно новый герой в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной России класса – предпринимателей, «приобретателей». Активность и деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей поэмы.

Образ Чичикова отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Сложно понять и охватить натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками, чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе.

Умение очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег. Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить путь в жизни.

Чичиков зарабатывал деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая внимания ни на какие нравственные нормы и принципы.

Гоголь определяет Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу мертвой.

Подробнее: Чичиков: характеристика и образ героя

Манилов

В своей поэме Гоголь описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники» (Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные господа (Манилов, Ноздрев).

Николай Васильевич мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими чертами.

Основные качества этих людей – сентиментальность, постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем полезным. Они глупы и пусты внутри.

Именно таким был Манилов – в душе не плохим, но бездарным и глупым позером.

Подробнее: Манилов: характеристика и образ героя

Настасья Петровна Коробочка

Помещица, однако значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка – хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако, жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства.

Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства.

Коробочка – также один из образов, под которым Гоголь подразумевал целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят ничего дальше своего хозяйства.

Подробнее: Коробочка: характеристика и образ героини

Ноздрев

Автор однозначно относит помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия. Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к жизни.

Подробнее: Ноздрев: характеристика и образ героя

Михаил Семенович Собакевич

Образ Собакевича, созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость, степенность, сила.

Собакевича заботит не эстетическая красота окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и изворотливый человек.

По мнению автора поэмы, таким помещикам, как Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси изменениям и реформам.

Подробнее: Собакевич: характеристика и образ героя

Плюшкин

Самый не обычный представитель класса помещиков в гоголевской  поэме. Старик отличается своей  чрезвычайной скупостью. Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость не позволяет ему обрести семью.

Подробнее: Плюшкин: характеристика и образ героя

Чиновничество

У Гоголя в произведении есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в своем произведении существенно не дифференцирует их между собой.

Все чиновники в «Мертвых душах» – шайка воров, проходимцев и казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем обогащении.

Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными качествами.

Подробнее: Чиновничество – образ в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Анализ произведения

В основу сюжета «Мертвых душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных с крепостными крестьянами.

Дело в том, что после 1718 года в Российской империи была введена подушная перепись крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно редко – раз в 12-15 лет.

И если кто-то из крестьян сбежал или умер, помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало благоприятную почву для различного рода махинаций.

Провести такого рода аферу надеялся и сам Чичиков.

Николай Васильевич Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с ее крепостнической системой.

И весь трагизм его поэмы заключен в том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему российскому законодательству.

Гоголь обличает искаженные отношения человека с человеком, а также человека с государством, говорит об абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений становятся возможными события, которые противоречат здравому смыслу.

«Мертвые души» – классическое произведение, которое как никакое другое  написано в стиле Гоголя. Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное положение вещей.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B8.html

Анализ поэмы

Анализ поэмы Мёртвые души Гоголя Н.В.

Художественная глубина и масштаб произведения “Мертвые души” говорят о том, что его вполне можно считать главным в творческой биографии Николая Гоголя.

Автор долго и кропотливо работал над его созданием, начав с понимания того, что в первую очередь писателю все проблемы и сюжетную линию, а также характер героев, следует пропустить через себя.

Давайте разберем анализ “Мертвых душ” Николая Гоголя.

Когда первый том произведения был опубликован, Гоголь подметил, что главной темой “Мертвых душ” является не обсуждение губернии и уродливых помещиков, а некая “тайна”, которая раскроется для читателей лишь позднее.

Скромное начало великой поэмы

Анализ поэмы “Мертвые души” Гоголя мы начнем с того, что в первом томе произведения автор наметил только общие черты и назвал это “бледным началом”. Как у Гоголя возника идея сюжета, ведь чтобы продумать в деталях такую серьезную вещь, нужен соответствующий подход и прочное основание?

Оказывается, идею заняться новой поэмой подал Гоголю не кто иной, как Александр Пушкин. Поэт сказал, что у него есть в наметках сюжет, который он сам бы хотел использовать, но порекомендовал заняться этим Николаю Васильевичу.

Но важно запомнить, что самое главное: Пушкин “подсказал” ведущую идею поэмы, а сюжет он обозначил в общих чертах.

Гоголь сам прекрасно развил сюжетную линию, ведь он знал немало реальных историй, в основу которых легли разные аферы с “мертвыми душами”.

Например, включим в анализ поэмы “Мертвые души” один такой случай из жизни Гоголя.

Когда он был совсем молодым еще человеком и проживал в Миргороде, он услышал достаточно подробно подобную историю – некоторых крепостных крестьян, которые уже умерли, выгодно было числить живыми, по крайне мере, до предстоящей ревизии.

Такая практика распространилась по России, и на официальных бумагах только после ревизии таких крестьян начинали считать мертвыми. Ввиду этого до так называемой “ревизской сказки” помещикам приходилось продолжать оплату налогов в виде подушной подати.

В чем суть аферы с “мертвыми душами”

Когда крестьянин оставался “живым” лишь на официальных бумагах, его могли подарить, продать или заложить, что выгодно было при некоторых мошеннических аферах. Помещика можно было соблазнить тем, что крепостной не приносил больше дохода, а так можно выручить за него какую-то сумму. Находился покупатель, который в случае проведения сделки начинал владеть очень даже реальным состоянием.

Изначально Гоголь, учитывая эту основу аферы, определил для своего произведения такой жанр, как авантюрно-плутовской роман.

В таком духе уже писали некоторые авторы того времени, и их романы пользовались достаточно большим успехом, хотя по художественному уровню были не такими высокими. По ходу работы Гоголь видоизменил жанр, и это важная деталь в анализе поэмы “Мертвые души”.

После того как стала понятна общая задумка произведения и четко сформировалась идея, сам Гоголь обозначил жанр – поэма. Поэтому из авантюрно-плутовского романа он превратился в поэму.

Анализ поэмы “Мертвые души” – особенности произведения

Если говорить о масштабности идеи Гоголя в отношении поэмы “Мертвые души”, то видно, как она разрасталась, потому что первоначально автор хотел отразить только “один бок” России, а позднее своим тезисом Гоголь показал, что пересмотрел не только жанровую модель, но и богатство идеи. Суть его тезиса заключается в мысли: “вся Русь” должна отразиться в поэме. Новый замысел был настолько широк и богат, что в тесных рамках авантюрно-плутовского романа его было практически не воплотить. Поэтому этот жанр стал играть роль оболочки, но утратил главную роль.

Поговорим немного о главном герое поэмы Чичикове. Его происхождение окутано тайной, и это тот самый прием, который Гоголь применил, чтобы в полной мере раскрыть его образ.

Проводя анализ поэмы “Мертвые души”, становится совершенно очевидно, что Чичиков – это человек середины. У него недурная внешность, то есть и красавцем его не назовешь, и он не уродлив. Не толстый он, и не тонкий.

Возраст тоже непонятен – не молодой, в то же время и не старый. Как читатели, мы не знаем историю жизни Чичикова, пока не доходим до чтения последней главы.

В одиннадцатой главе становится видна пошлая натура этого человека. О его происхождении опять же сказано весьма туманно, опять подчеркнуто, что он и не подлый, но и не геройского склада. Главное качество Чичикова – это то, что он “приобретатель”.

Можно сделать выводы по тому, как Гоголь называет его “средним” человеком.

Это значит, что он не особо отличается от всех остальных, но в его характере усилена черта, присущая многим – Чичиков готов наживаться, гнаться за красивой жизнью и при этом у него почти нет глубоких целей в жизни, и он духовно пустой.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-poemy-mertvye-dushi-gogolya

Анализ поэмы Мертвые души Гоголя

Анализ поэмы Мёртвые души Гоголя Н.В.

Главным произведением, созданным Гоголем являются «Мертвые души». Он писал его долгих 17 лет, часто переосмысливая и переписывая главы, менял персонажи. Только над первым томом  трудился 6 лет. Идею написать такое произведение ему подсказал Пушкин. Александр Сергеевич сам хотел использовать этот сюжет, но решил, что у Гоголя это лучше получиться. Так и вышло.

В названии поэмы отображен процесс продажи мертвых крепостных, а также по-настоящему «мертвые» души бездуховных, аморальных помещиков, которые занимались такой продажей в целях обогащения.

Главной темой произведения является  безнравственность, которая царила на Руси в 30-х годах 19 века и пороки, из нее исходящие. Автор раскрыл эту тему очень широко и глубоко.

Сюжет произведения заключается в том, что Чичиков путешествует по России с целью скупить «мертвые души», чтобы потом обогатиться на этом. Этот сюжет позволил автору широко показать всю жизнь России изнутри, такой, какая она есть.

Композиция поэмы состоит из 11 опубликованных глав первого тома и еще нескольких уцелевших глав второго тома. Эти главы объединяет образ главного героя Чичикова. Второй том Гоголь закончил незадолго до своей смерти. Но от него остались только несколько глав, дошедшие до нас.

Существуют разные мнения о том, куда подевалась рукопись. Некоторые литературоведы говорят о том, что он сжег ее сам, а другие говорят, что отдал своим знакомым писателям, которые впоследствии ее потеряли. Но точно этого мы уже не узнаем. Третий том он так и не успел написать.

Первая глава знакомит нас с главным героем Чичиковым и с жителями города. 2-6-я главы посвящены помещикам, описанию их быта и уклада жизни, их нравов.

Читая эти главы, мы знакомимся с портретами помещиков, которые так сатирически тонко изобразил автор. А вот следующие 4 главы посвящены безобразному укладу жизни чиновников.

Здесь процветает взяточничество, самодурство и другие пороки, свойственные большинству чиновников.

Поэма написана в стиле реализма, хотя в ней есть и романтические нотки: красивое описание природы, философские размышления, лирические отступления. Так, в конце произведения, автор размышляет о будущем Руси, о ее силе и могуществе.

Гоголь, используя подсказанную идею, развил сюжет. Для него случаи с «мертвыми душами» были хорошо знакомы.

Он много слышал о таких аферах, ведь в тогдашней России покупка и продажа умерших, но по официальным документам числящихся крепостных людей была привычным делом.

Перепись населения проводилась раз в 10 лет, и эти 10 лет умерших крепостных дарили, продавали, закладывали, чтобы на этом обогатиться.

Вначале автор думал писать свое произведение как сатирический роман, но потом понял, что в роман нельзя уместить все то, о чем он хочет написать, то есть всю подноготную жизнь Руси.

Гоголь меняет жанр произведения на поэму. Он предполагал написать поэму в 3-х томах, на подобии поэмы Данте.

И хотя многие литературоведы называют «Мертвые души» романом, принято называть произведение поэмой, именно так, как задумал автор.

Анализ Мертвых душ

Поэма “Мертвые души’’ является одним из самых значимых произведений Н. В. Гоголя. Автор потратил на ее написание 17 лет. Изначально  произведение задумывалось как комическое, но чем дальше продвигалось развитие сюжетной линии, тем логичнее казался переход на реализм.

После выхода в свет, поэма стала предметом всеобщих споров и подняла волнение в литературном  обществе. Через все произведение прослеживается тема настоящего и будущего России, которая очень волновала самого автора.

Она передается в отношениях Чичикова c такими же шарлатанами и аферистами.

Гоголь очень любил свою страну и свой народ. Он описывал обычных русских людей, которые вывели бы Россию в светлое будущее. Но также остается открытым вопрос сословий, которые изживают себя, их души прогнили и деградировали. Отсюда и название поэмы, которая помимо прямого значения имеет и переносное.

Мертвые души – это крестьяне, которые отошли в мир иной, но продолжают числиться за поместьем. Также “мертвыми душами” Гоголь называет дворян и помещиков, которые тормозят развитие страны, не имеют никаких интересов и доживают свой век, морально разлагаясь.

Такими как раз и были Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин и другие. Мы начинаем знакомиться с этими персонажами со второй главы, когда коллежский советник Чичиков выезжает из города NN и начинает свое путешествие по близлежащим деревням.

Там он знакомится с помещиками, которые являются собирательными образами дворянства гоголевского времени.

Каждая глава посвящена отдельному барину. Главы построены логично и последовательно, будто каждая из них является отдельным рассказом.  Те, в которых описываются помещики имеют сходную композиции, что позволяет наглядно сравнивать образы.

Несмотря на логически выстроенную последовательность, автор использует алогизмы и абсурд для передачи характеров персонажей.

Также в поэме присутствуют лирические отступления и новеллы, которые не относятся к основному сюжету, но помогают более полно понять замысел всего произведения.

Само произведение больше похожа на повесть или роман, но Гоголь именует его эпической поэмой. Она имеет кольцевую композицию, но ей присуще некое своеобразие. Таким образом, последняя 11 глава может являться неформальным  началом произведения и также формальным его завершением. Действие в поэме начинается с въезда Чичикова в город NN  и заканчивается, когда он из города выезжает.

В своей поэме Николай Васильевич Гоголь хотел показать Россию хотя бы с одной ее стороны, пусть даже и не с самой красивой. Он старался высмеять все пороки общественной жизни, надеясь, что дальше Россия будет только процветать и ее ждет светлое будущее, в котором нет места “мертвым душам ”.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/analiz-poehmy-mertvye-dushi

Анализ

Анализ поэмы Мёртвые души Гоголя Н.В.

“Мертвые души” – главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ “Мертвых душ” будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения – вовсе не уродливые помещики и не губерния, а “тайна”, которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

“Бледное начало” грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего – это фрагменты грандиозной “постройки”, осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично.

Проводя анализ “Мертвых душ”, следует понимать, что первый том – это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это “бледное начало” труда, по определению самого писателя.

Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к “дворцу” губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла “Мертвых душ”. У истоков произведения стоял Пушкин.

Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать “нечто вроде поэмы”. Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем “мысль” была “подсказкой” Пушкина Гоголю.

Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми “мертвыми душами”. В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

“Мертвые души” в России времен Гоголя

“Мертвые души” – крепостные крестьяне, которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей “ревизской сказки”. Только после нее они официально считались умершими.

Именно после “ревизской сказки” помещики переставали платить подушную подать за них – особый налог.

Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель “мертвых душ” при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, – следствие “вдохновеннейшей мысли”, осенившей его, – опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал “анекдот” с “мертвыми душами”. Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью.

Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Жанровая модель интересующего нас произведения – это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ “Мертвых душ”. Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение “поэма”, которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь (“Мертвые души”).

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности.

“Вся Русь явится в нем” – тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла “Мертвых душ” по сравнению с первоначальным стремлением “хотя с одного боку” показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее.

Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась “одиссея” Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в “Мертвых душах”, остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, – тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы “Мертвые души”, следует непременно отметить, что Чичиков является человеком “середины”. Сам автор говорит про него, что он “недурной наружности”, но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод.

От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно “Мертвые души”. Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой.

Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает “пошлость”, заурядность своего героя. Он пишет о том, что “скромно” и “темно” его происхождение.

Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова – это “приобретатель”, “хозяин”.

Чичиков – “средний” человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет – это так называемый “средний” человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную.

Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление “человеческой бедности”, скудости жизненных целей и духовных интересов – всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается.

Анализ “Мертвых душ” показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения “тайну” его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую “часть Чичикова”.

“Положительные” герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной “пружиной” является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не “совершенства образцом”. Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя.

Проводя анализ произведения “Мертвые души”, мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают “положительные” герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор.

Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, “похождениях” героев-плутов.

А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их “материальный” результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство “зеркалом”, отражающим современную Россию в произведении “Мертвые души”.

Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают “воздух” (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему.

Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения – на реальную его основу накладываются различные слои других значений – символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков (“Мертвые души”). Каждый из пяти персонажей весьма символичен – в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их человеческих качествах. Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет.

Каждое событие произведения вызывает “лавину” авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя “Мертвые души”.

Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен – он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения “Мертвые души”. Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за “предметным” или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение – символически-обобщенное.

Столь же необходимо, как и Пушкину в “Евгении Онегине”, сотворчество читателей автору “Мертвых душ”. Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения “Мертвые души”. Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово “лирического поэта”. Рассуждения о двойственной природе явлений жизни – излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ (“Мертвые души”). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.

Источник: https://FB.ru/article/177208/analiz-mertvyih-dush-analiz-proizvedeniya-mertvyie-dushi-gogolya

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики