SAVUZ

Анализ лирики Ахматовой А.А.

Лирика Ахматовой

Анализ лирики Ахматовой А.А.

Лирика

А.А. Ахматова (псевдоним Анны Горенко, доставшийся поэтессе в наследство от прабабушки, татарской княжны) — русская поэтес­са, разделившая трагическую судьбу России XX века.

Через год после рождения Анны семья Горенко переезжает в Царское Село, о котором будущая поэтесса писала в своей автобио­графии: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, иппо­дром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»:

Ворон криком прославил Этот призрачный мир…

А на розвальнях правил Великан-кирасир.

Первые стихотворные опыты А.А. Ахматова посвящает Царско­му Селу, где прошло ее детство и отрочество, началось увлечение творчеством А.С. Пушкина, произошло знакомство с теоретиком акмеизма и будущим мужем Н.С. Гумилевым.

Сама А. Ахматова связывает главные вехи жизни со своими ли­рическими произведениями. Уже первый поэтический сборник А.А. Ахматовой «Вечер» (1912) поставил ее в один ряд с лучшими поэта­ми «серебряного века». В «Вечере» намечены основные темы после­дующего творчества поэтессы: тема женской судьбы, трагедийная сущность жизни, драматические коллизии.

Одно из самых ранних стихотворений Ахматовой, вошедших в ее первый поэтический сборник, «Сероглазый король», которое, по словам поэтессы, было «опытом баллады». Художественные образы произведения: король, королева, муж, жена, возлюбленная, оплакивающая мертвого ко­роля, — напоминают схему образов стихотворения А. Блока «По­темнели, поблекли залы…».

Другое стихотворение сборника «Песня последней встречи», по мнению некоторых исследователей творчества А.А. Ахматовой, сде­лало поэтессу известной. Впервые это стихотворение сама Ахматова читала на «Башне» Вяч. Иванова 7 ноября 1911 г. Вот как вспоми­нает об этом событии Н.

Оцуп: «… гостеприимный, взыскательный хозяин попросил ее прочитать свои новые стихотворения. По заве­денному обычаю этих собраний присутствующие по окончании чте­ния высказали свои мнения. Когда прекратилась критика, В. Ива­нов подошел к Ахматовой, поцеловал ее руку и сказал: «Я Вас поздравляю. Это событие в русской поэзии».

И повторил по памяти те две строки, которые сделали Ахматову вдруг знаменитой:

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки…

В стихотворении «Песня последней встречи» раскрываются сложные чувства героини до и после последней встречи с возлюб­ленным.

Чувства героини обострены, она вся напряжена до преде­ла, поэтому «на правую руку надела перчатку с левой руки», поэто­му ей «показалось, что много ступеней, а я знала — их только три!» Изображенные в стихотворении художественные детали: перчатка, ступени — играют важную роль: передают переживания героини, ее волнение. Ахматова раскрывает состояние женщины на пороге важного шага в ее жизни. Чувства героини сопоставляются с осен­ним шепотом кленов:

… Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой.

Внутренний монолог героя передает всю гамму чувств. Здесь важна каждая деталь: и холодеющая грудь, и легкость шагов, и не­правильно одетая перчатка, и количество ступеней. Через бытовые подробности передается психология человека, внутренний мир ли­рической героини. Финал стихотворения также передает ощущение утраты лирической героини:

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Эпитет равнодушно-желтый использован для передачи опусто­шенности, одиночества героини после последней встречи. Для по­эзии А.А. Ахматовой характерной чертой является атмосфера тай­ны. В лирических произведениях поэтессы эмоция передана через характерную деталь, внешний образ.

В стихотворении «Дверь полуоткрыта…» изображено состояние лирической героини после ухода возлюбленного. И хотя «на столе забыты хлыстик и перчатка», свидетельствующие фактически о приручении женщины, героиня не понимает: «Отчего ушел ты?», — она пытается успокоить себя заверениями, что «завтра будет утро», что «эта жизнь прекрасна», но «сердце…совсем устало».

Уже в первых стихотворных произведениях любовь — сложное, обманное чувство, именно поэтому Ахматова чаще всего изображает миг прощания, разрыва, ухода возлюбленного («Хочешь знать…», «Сердце к сердцу не приковано…» и др.).

Второй сборник А.А. Ахматовой «Четки» (1914) принес ей огром­ную славу и выделил ключевую черту ее поэтического творчества — психологизм. О. Мандельштам писал: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русско­го романа девятнадцатого века». Именно А.А.

Ахматова раскрыла в поэзии внутренний духовный мир лирической героини, настоящую женственность, описала глубину, неповторимость женских чувств. Каждое поэтическое произведение Анны Ахматовой — своеобразный лирический роман-исповедь поэтессы, в котором она говорит со сво­им читателем с позиции женщины, раскрывая неповторимость жен­ской души.

Различные грани внутреннего духовного мира предстают перед читателем: то лирическая героиня, то «мраморный двойник, поверженный под старым кленом», то отравительница, то кукушка, то «не женщина земная». Стихотворная речь часто является продол­жением как бы внутренней речи поэта. Исследователи поэтического творчества А.А. Ахматовой отмечают ее особый стиль. В частности Н.

Недоброво, анализируя стихотворение сборника «Настоящую неж­ность не спутаешь…», писал, что ахматовская «речь проста и разго­ворна до того, пожалуй, что это и не поэзия…»:

Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!

(1913)

Психологическое состояние лирической героини передано через ритм: ее еле сдерживаемый гнев, который принизил душу того, к кому обращена речь героини. В последнем двустишии стихотворения ге­роиня иронизирует над неловкой попыткой возлюбленного объяснить собственные переживания.

Таким образом, в небольшой миниатюре Ахматова смогла передать разнообразные чувства лирической ге­роини: душевное смятение, гнев, иронию. Особое место в ахматов­ской поэтике занимает описание лица: мимики, улыбки, глаз, губ.

Например, в стихотворении «Проводила друга до передней…» суро­вость глаз говорит об истинных переживаниях лирической героини:

Брошена! Придуманное слово —

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо.

В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» лирическая героиня переживает сложнейший период в жизни: уход возлюб­ленного:

Задыхаясь, я крикнула: «шутка Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «не стой на ветру».

В стихотворениях сборника прослеживается лермонтовская тра­диция, когда личное счастье отвергается. В последующих поэтиче­ских сборниках: «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) «Аnno Domini» (1922) — появляется новая тема А.А.

Ахматовой — лично­стное, духовное становление поэта. В сборнике «Белая стая» обре­тена свобода чувства и творчества, избран путь не любовного плена, а поэзии.

Отрешившись от водоворота страстей, Ахматова входит в «ворота» поэзии, заключен союз с Музой:

А недописанную мной страницу,

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

Тема предназначения поэтического творчества является основной в стихотворении Ахматовой «Уединение», в котором лирическая ге­роиня избирает своим уделом одиночество. Единственной исцеляю­щей силой является искусство, которое способно вывести человека из круга обступивших его мелочных интересов и страстей, подавленно­сти и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни:

Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен.

Образ искусства воплощается в «высокой башне», поднимающей поэта над мирской суетой, и указывающей на его избранническую миссию.

Единственными спутниками художника слова становятся «солнца луч», «ветры северных морей», голубь, но уединение, воспе­тое Ахматовой, — уход не от жизни вообще, а от праздного, безду­ховного существования.

Ахматова не пишет о социальной роли ис­кусства, но выражает в своих произведениях мысль о существовании моральных обязательств художника перед людьми:

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы.

(«Нам свежесть слов и чувства простоту…»)

Поэтесса лично переживает переломные моменты времени. Ощу­щение пустоты, страха, утрата прежних ценностей отражается в по­эзии времен революции и гражданской войны («Безвольно слабеют колени, и кажется, нечем дышать…», «Горло тесным ужасом сжато…» и др.). В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» А.А. Ахма­това пишет о своей приверженности родине до последнего вздоха:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

По-особому звучит тема изгнанничества, столь актуальная для русской литературы послереволюционного времени. Поэтесса испы­тывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинуть родную землю.

Несмотря на то, что жизнь «здесь, в глухом чаду по­жара» трудна, сохранена вера в будущее, когда «в оценке поздней оправдан будет каждый час». Тот же мотив заявлен и в более позд­нем стихотворении «Родная земля».

Родина ассоциируется в созна­нии лирического героя с чем-то земным, приземленным:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

Любовь к России — личное чувство, которое не выставляют на­показ, не делают «в душе своей предметом купли и продажи», по­этому связь с родной землей крепче:

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею.

(«Родная земля»)

В поэтических произведениях революционного времени по- особому решается тема Петербурга, которая является одной из ве­дущих в лирике А.А. Ахматовой.

Произошедшая революция, изме­нения уклада жизни воспринимаются поэтессой как катастрофа, приближающаяся трагедия, и тогда Петербург становится сначала предвестником, а потом и участником трагедии: «гранитным горо­дом славы и беды», «мрачнейшим из столиц»:

Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра.

Образ Медного всадника, Исакиевского собора олицетворяется в стихотворении, приобретая практически мистические черты: и уже Великий Петр способен выразить недовольство происходящим в Петербурге:

Ветер, душный и суровый,

С черных труб сметает гарь…

Ах! Своей столицей новой Недоволен государь.

Образы любимого города на Неве помогают поэтессе пережить сложное психологическое состояние, выразить свои эмоции, чувст­ва. Именно с Петербургом лирическая героиня чувствует свою внутреннюю связь:

В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода.

И наводненья в городе боялись.

Городские черты («царский дом», «Петропавловская крепость»), с одной стороны, реалистически достоверно характеризуют Петер­бург, с другой — Петропавловская крепость — знак гибели и за­творничества, а неспокойная Нева угрожает смертельным навод­нением. Все чаще в стихотворениях поэтессы звучит пушкинская тема:

Смуглый отрок бродил по аллеям У озерных, глухих берегов,

И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов.

В «Annо Domini» (1922) поэтесса обращается к библейским, хри­стианским образам, пишет о «страшном суде», неприятии новой жизни, особое место здесь занимает тема памяти. После публика­ции этого поэтического сборника на произведения А.А. Ахматовой фактически наложен запрет. Долгие годы поэтессу не печатали в России.

Но, несмотря на запреты своих стихотворений, на голод и отчуждение, Анна Андреевна осталась верна России навсегда, раз­делив судьбу русской женщины, до конца испив чашу страдания.

В стихотворении «Мне голос был…» поэтесса слышит голос, призы­вающий оставить «край глухой и грешный…», оставить «Россию на­всегда»:

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В данном стихотворении Ахматова, используя строгую, библей­скую форму, выступила в роли гражданского поэта патриотического направления: она сделала в своей жизни главный выбор — оста­лась со своим народом до конца. Стихотворения 20-30-х годов, по­священные любовной тематике, носят более духовный характер. Любовное чувство наполняется библейской торжественностью:

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,

Что казалось — сейчас заболеет прозрачный подснежник… Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

В стихотворении «Муза» (1924) Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лирическому герою но­чью в образе «милой гостьи с дудочкой в руке». Сон и явь тесно пе­реплетаются:

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Так Ахматова подтверждает, что является продолжателем тра­диции великого Данте (известного итальянского поэта эпохи Воз­рождения, автора «Божественной комедии»).

А.А. Ахматова устойчива в художественном методе на протяже­нии всего творческого пути, основа его, «скупость слов», определи­лась уже в ее первом поэтическом сборнике «Вечер». Основной принцип построения лирического произведения — лаконизм.

Для Ахматовой характерна малая форма поэтических произведений: ее стихотворения, как правило, состоят из трех или четырех строф.

Основная особенность художественной манеры поэтессы — умелое сочетание разговорной или повествовательной интонации с патети­ческими восклицаниями:

Нам встречи нет. Мы в разных станах.

Туда ль зовешь меня, наглец,

Где брат поник в кровавых ранах,

Принявши ангельский венец?

Лирический голос поэтессы в поздний период творчества стано­вится более сдержанным, суровым, а чувства — аскетичными. Судьба А.А. Ахматовой тесно переплетается с трагической судьбой России XX века. 5 марта 1966 года А.А. Ахматова скончалась.

На этой странице искали :

  • Лирика ахматовой
  • лирика ахматовой сочинение
  • сочинение по лирике ахматовой
  • сочинение лирика ахматовой
  • лирика ахматовой как поэзия женской души

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/lirika-axmatovoj.html

Сочинение на тему

Анализ лирики Ахматовой А.А.

Анна Ахматова (фотоальбом)

(по лирике А. Ахматовой)

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, — недаром Ахматова писала о «настоящем», «не календарном» ХХ веке — накануне великой революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей литературе нового времени «женская» поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Впервые женщина обрела поэтический голос такой силы. Женская эмансипация заявила себя и поэтическим равноправием. «Я научила женщин говорить», — заметила Ахматова в одной эпиграмме.

Анна Ахматова (Анна Андреевна Горенко) (1889- 1966) была последним поэтом «серебряного века» русской поэзии. Судьба ее — трагическая судьба поэта в страшное для родины время.

Свою поэтическую задачу Ахматова видела в том, чтобы сберечь память обо всем, быть «поэтическим свидетелем истории», рассказать о тех, кого знала, о событиях, которые ей довелось пережить. Литературную деятельность Ахматова начала как поэт-акмеист.

Это литературное течение сложилось в 10- 20-е годы ХХ века как противоположность символизму. Акмеисты декларировали конкретно- чувственное восприятие мира, возвращение слову его первоначального, несимволического значения.

Мотивы ранних произведений Ахматовой не выходят за рамки акмеизма: это любовь, история, природа, смысл жизни. Однако она смогла найти свою особую интонацию в этих известных темах. Ее поэзия отличается углубленностью во внутренний мир, переживания, стремления через чуткую женскую душу показать общее, закономерное в окружающем мире:

Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. Круг от лампы желтый. Шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю… Еще в 1914 году она написала стихи: Земная слава, как дым, Не этого я просила. Любовникам всем моим Я счастие приносила. Один и сейчас живой, В свою подругу влюбленный, И бронзовый стал другой

На площади оснеженной.

И если Блок был одним ее поэтическим «любовником», то другим был Пушкин. И не случайно. В своей поэтической сфере Ахматовой пришлось сыграть основополагающую роль, подобную пушкинской в сфере всеобщей.

Первая, она должна была прийти, прибегнуть, припасть к нему, первому. Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь.

Желания досконального знания и проникновения потребовало и академических штудий: литературоведческих занятий и биографических розысканий, отмеченных особым пристрастием. Работы Ахматовойпушкиниста хорошо известны.

Пушкинские темы постоянны у Ахматовой- поэта: Бахчисарай, море, Петербург и, конечное же, Царское Село. И любимый эпитет, которым она наделяет сестру — Музу, смуглорукую, смуглоногую, любим, наверное, потому, что он от него, царскосельского «смуглого отрока».

А какой неожиданно «женский» и резко полемический поворот приобрел древний, еще библейский сюжет о Лотовой жене, оглянувшейся вопреки запрету на оставленный Содом и превратившейся в соляной столп. Веками он понимался лишь как притча о неистребимом женском любопытстве и непослушании. Ахматовская жена Лота не могла не обернуться:

На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Рассказ стал у Ахматовой рассказом о самопожертвовании, исходящем из самой сути женского характера — не любопытного, но любящего:

Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Вообще, как и образ героя, образ женщины-героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу. При необычной конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы и биографии, вернее, это носитель бесконечного множества биографии и судеб:

Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать, С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять. Господи! Ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить…

Ахматова действительно могла адресовать стихи, как она одно из них и озаглавила, «Многим»:

Я голос ваш, жар вашего дыханья,
Я отраженье вашего лица.

Любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь — счастье, тем более благополучие. Часто, слишком часто это страдание, своеобразная антилюбовь и пытка, мучительный, вплоть до распада, до прострации излом души, болезненный, и декадентский.

Образ «больной» любви у ранней Ахматовой был и образом больного предреволюционного времени 10-х годов, и образом больного старого мира. Недаром поздняя Ахматова в стихах и особенно в «Поэме без героя» будет вершить над ним суровый суд и самосуд, нравственный и исторический.

И лишь неизменное ощущение ценностных начал кладет грань между такими и собственно декадентскими стихами.

Во всяком случае, любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном пребывании.

Чувство, само по себе острое и необычное, получает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в определенном кризисном выражении — взлета или падения, первой пробуждающей встречи или совершившегося убивающего разрыва, смертельной опасности или смертной тоски.

Поэтому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливым капризным концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).

И может быть, поэтому почти от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь — к родной земле, к Родине, к России:

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда… … Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Любовь к Родине у Ахматовой — не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она — будет жизнь, дети, стихи, нет ее — ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время Великой Отечественной войны:

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А начались военные стихи Ахматовой так, как начинается всякая солдатская служба, — с присяги:

Клятва И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться ничто не заставит.

В ее «военных» стихах поражает удивительная органичность, отсутствие тени рефлексии, неуверенности, сомнения, казалось бы, столь естественных таких тяжких условий в устах создательницы, как многие полагали, лишь рафинированных «дамских» стихов. Но это и потому, что характер ахматовской героини или героинь зиждется еще на одном начале, тоже прямо связанном с народным мироощущением. Это осознание и приятие судьбы, или, как оно чаще и по-народному говорится, доли.

Лирике А. Ахматовой близки многие традиционные темы поэзии, темы любви, природы, истории, культуры прошлого, в которых она смогла найти свое решение, свою интонацию. Особое место в ее творческом наследии занимает тема связи судьбы поэта с судьбой Родины, народа. В решении этой темы Ахматова не только поражает глубиной постижения этих связей, но и лично-интимной, особой интонацией.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-lirika-v-tvorchestve-anny-ahmatovoj/

Лирика Ахматовой, основные темы и мотивы

Анализ лирики Ахматовой А.А.

Когда слышишь имя Анны Ахматовой, сразу представляется любовь, страстная и в то же время трагичная. Чувствуется материнское горе и ощущается преданность стране, которую писательница не пожелала покидать в трудные годы. Она продолжала творить вопреки всему, несмотря на потрясения обрушившиеся на страну в виде революций и войн.

Сегодня читатель имеет возможность познакомиться с лирикой Ахматовой, где чаще всего лирическим героем выступает человек, умеющий тонко чувствовать и переживать. Это отвергнутая или любимая героиня, которая может кого-то вознести на алтарь любви, а кого-то покинуть.

Темы и мотивы лирики Ахматовой

В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа.

Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.

Ранняя лирика

Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью.

Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики.

Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.

Любовная лирика

Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты.

Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения.

При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.

Стоит прочитать несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.

Особенностью в любовной лирике Ахматовой является отсутствие целостности стихотворения. Часто они представлены историей о любви, где не найти ни конца, ни начала истории. Это эмоциональный взрыв, отражающий настроение лирической героини. В каждой работе женщины смогут найти кусочек истории из своей жизни, может поэтому женщины с удовольствием зачитываются произведениями писательницы.

После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.

Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.

А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм.

Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю.

Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.

Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.

Гражданская лирика поэтессы

Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период.

Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете.

Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.

После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.

Источник: https://sochinyshka.ru/lirika-axmatovoj-osnovnye-temy-i-motivy.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики