SAVUZ

Житие Сергия Радонежского

Содержание

Житие преподобного Сергия Радонежского

Житие Сергия Радонежского

Житие преподобного Сергия Радонежского насыщено большим количеством праведных и богоугодных свершений и чудес. Святой является божьим посланником, призванным Всевышним Господом в критические для Церкви времена.

Значение Сергия Радонежского для православных

Сергий Радонежский пришел на русскую землю, когда татарское племя заполонило практически всю территорию отечества, а князья вели ожесточенные междоусобицы.

Эти грандиозные проблемы сулили Руси совершенную гибель, поэтому Господь призвал преподобного Сергия, чтобы он освободил народ от жестокого несчастья. Для укрепления и поднятия нравственных сил, которые были ослаблены в течение продолжительного времени, святитель подал яркий пример благочестивой жизни: честным и дисциплинированным исполнением труда, ограничениями плоти и языка.

Святой Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский демонстрировал небывалое человеколюбие, терпение и познание психологических аспектов. Он умел отдавать все свое время на общее дело, благонравно проповедуя истинную религиозность.

Святой не стеснялся примерять на себя обязанности всякой профессии: занимался поварским делом, пекарским, плотничьим, колол дрова, молол муку. Он являлся истинным слугою братии, не жалея себя и никогда не впадая в уныние.

Читайте о Сергие Радонежском:

Жизнеописание преподобного

Родителей Варфоломея (мирское имя Сергия) звали Кириллом и Марией. Они являлись ростовским боярами, жили в селе под названием Радонеж и вели смиренный домашний быт, ухаживая за лошадьми и скотом.

Родители отрицали распущенность и роскошь, считались почтенными, религиозными и справедливыми людьми. Всегда давали милостыню беднякам и приветливо встречали путешественников в собственном доме.

  • В семь лет Варфоломей пошел учиться грамоте. Ребенок проявлял неоспоримое желание, но учеба у него совсем не удавалась. Варфоломей долго молился Богу, чтобы Тот способствовал раскрытию сердца и ума для принятия истинного знания.
  • Когда ребенок искал пропавших коней на большом поле, он увидел монаха в черной ризе и подошел к нему, чтобы рассказать о собственной скорби. Старец, проявив милосердие, долгое время провел в молитве о просвещении Варфоломея. Монах угостил мальчика освященной просфорой и обещал, что впредь ребенок сможет вникнуть в суть Писаний. Отрок действительно ощутил великую благодать и стал легко воспринимать книжное учение.
  • После судьбоносной встречи юный Варфоломей окреп в вере и желании бескорыстно служить Всемогущему Господу. Он оставался в семье, с любящими родителями, несмотря на желание уединения. Окружающие отмечали его скромность, молчаливость, умение быть кротким и ласковым, отрок никогда не сердился и не проявлял неуважения к старшим. В его рацион входили только хлеб и вода, а в посты он совершенно воздерживался от любой пищи.
  • Когда богоугодные родители покинули бренный мир, Варфоломей оставил наследство младшему брату и поселился в глухом лесу, в нескольких верстах от родного Радонежа. Компанию ему составил старший брат Стефан, вместе они построили деревянную келью и небольшую часовню. Это место вскоре освятили в честь Троицы.

Преподобный Сергий. Строительство обителиНа заметку! Обитель величественного игумена отличалась простотой и нищенством. Прихожане отмечали скудность питания и обстановки, но учились сплочению даже в годы тяжелых условий. Когда у братии не было и куска хлеба, они не падали духом, а продолжали трудиться и смиренно читать молитвы. В каждом из монахов чувствовался скрытый огонь самопожертвования и стремления отдать всего себя на благо религии.

Постриг в монахи

Через некоторое время Стефан оставляет своего младшего брата и становится настоятелем московского монастыря. Варфоломей постригается в монахи и получает духовное имя Сергий, он два года проводит в одиночестве, живя в густом лесу.

  • Благодаря молитве и мужественному терпению юный монах сумел превзойти льстивые искушения, вражески наступающие на его сознание. Рядом с кельей Сергия пробегали хищные звери, но, ни один не осмелился причинить вред истинному слуге Господа.
  • Слава аскетических подвигов монаха распространилась за пределы его обители и привлекла других смиренных иноков, желающих получить наставления праведной жизни. Вскоре ученики уговорили преподобного Сергия Радонежского принять сан священника.
  • Через некоторое время после основания братской обители рядом начали селиться обыкновенные крестьяне. Благодаря близлежащей дороге на Москву средства монастыря Святой Троицы стали возрастать, что позволило монахам раздавать милостыню и принимать на попечение несчастных больных и странствующих паломников.
  • О святом житии Сергия Радонежского узнал константинопольский патриарх Филофей, который благословил дела святителя и прислал утверждение распорядков пустынного общежития, созданного преподобным. Митрополит Алексей чрезвычайно почитал основателя Свято-Троицкого монастыря, относился к нему с дружеской любовью и поручил дело примирения русских князей, а также рассчитывал на него как на своего преемника. Однако Сергий смиренно отказался от предложения занять высокий церковный пост.

На заметку! Даже когда монастырская община перестала нуждаться в хлебе, преподобный остался верен своему аскетизму, признавая бедность и отрицая всякие блага. Его совсем не интересовали отличительные признаки, высокие чины или звания. Этот святой имел желание внедрить строгие порядки, приближенные к реалиям первых христиан. Для него вся жизнь была бедностью.

Чудеса и видения преподобного

Князь Д. Донской колоссально почитал Сергия Радонежского и просил благословения на победу в борьбе с ордами татаро-монголов. Святой одобрил героический порыв русской армии и велел двум подвижникам принять участие в грандиозном сражении.

Преподобный Сергий благословляет Д. Донского

  • К Сергию неоднократно приходила Богоматерь в сопровождении с первыми апостолами Христа. Дева Мария обещала сделать так, чтобы скудная обитель никогда более не нуждалась в жилье и пропитании.
  • Однажды его озарил неописуемый свет, а в небе закружили сотни птиц, огласивших округу гармоничным пением. Тут же он получил откровение, сулящее скорый приход большого количества монахов в его монастырь.
  • Когда Казань еще принадлежала татарской орде, многие жители города видели преподобного Сергия, который ходил по стенам с крестным знамением, окропляя их святой водой. Мудрецы татарские возвестили, что вскоре захватят их русские воины и потеряют татары власть над городом.
  • Когда к Троицкой обители подходили враги, Сергий явился во сне насельнику монастыря и предупредил о скорой осаде. Святой обошел стены и окропил их святой водой. На следующую ночь татарские орды, желая напасть неожиданно, встретили мужественный отпор и покинули это место.
  • У одного человека сильно болели глаза, он совершенно не мог спать. Когда он упал, изнемогая от болезни, к нему явился преподобный старец и велел придти в храм и отслужить молебен. Он прозрел после того, как увидел святого игумена верхом на белом коне. Поняв, что болезнь ушла по милости Бога, он поспешил отблагодарить Его в Церкви.
  • Однажды Сергий исцелил бесноватого вельможу, который кричал бранные слова, бесился и кусался. Его силою привели к святому старцу, который вылечил его с помощью сильной молитвы и креста. Вельможа потом рассказывал, что видел страшное пламя и спасся от него в воде.
  • Спустя три десятилетия после кончины его останки начали мироточить. Через время на гроб Сергия торжественно поместили икону явления Богородицы. Эта святыня чрезвычайно почитается в православном мире и совершает различные чудеса.
  • Преподобный старец на собственном опыте познал истинную христианскую жизнь, соединился с Богом и стал причастником религиозного естества. Все, кто общался с Сергием, обретали веру и приобщались к Святой Троице. Преподобный монах получил от Всевышнего дар пророчества, чудотворения, сердечного утешения и бесстрастия. Он не имел различий в видении трех времен, к нему приходили люди с других городов, а также иностранцы.

Читайте о молитвах ко святому:

Интересно! Русское войско под предводительством Д. Донского остановилось в некотором сомнении и страхе, увидев превосходящие силы жестокого врага. В этот же момент явился посланник, принесший благословение от преподобного Сергия.

Тогда же все русское войско преисполнилось несокрушимой отваги, так как верило в помощь Всемогущего. Подверглись разгрому татарские орды и обратились в паническое бегство.

Князь Донской отблагодарил святого и сделал большие вложения на нужды монастыря.

Прощание с миром

Вид смерти никогда не страшил святого инока, так как аскетическая жизнь приучила его к мужественному восприятию происходящего. Непрестанный труд изнурил тело, но Сергий никогда не пропускал церковной службы и подавал пример усердия своим юным ученикам.

Видение преподобному Сергию об учениках

За шесть месяцев до кончины преподобный удостоился видения о точном времени смерти. Он собрал вокруг себя своих учеников и передал управленческие права монаху Никону. В сентябре 1391 г. старец тяжело заболел и, вновь созвав братию, принялся давать последнее отеческое поучение. В его словах ощущалась бесконечная любовь, сила и простота.

Сергий Радонежский проповедовал ученикам путь благожелательности ко всем, сохранение единомыслия, соблюдение православных принципов, а также отсутствие высокомудрствования.

Перед кончиной святитель возжелал последнего приобщения к Телу и Крови Христовой. При помощи учеников он поднялся с убогого ложа и испил из чаши. Испытывая благодатное умиротворение, преподобный возвел десницы к небу, произнес благословение Господу и отошел с чистой душою.

Как только Сергий испустил дух, внутри кельи распространился божественный аромат, а лицо его воссияло прекрасным светом.

Обретение мощей

Все ученики плакали и воздыхали, ходили поникшими, изливали друг другу свое горе невосполнимой потери. Они часто навещали могилу старца и беседовали с его образом, прося о милосердии и спасении. Братия искренне верила, что дух Сергия постоянно пребывает рядом и направляет учеников по истинной дороге.

Однажды благочестивый игумен видел святого на всенощном бдении: тот пел хвалебные гимны Господу вместе с другими. Этот эпизод вселил радость в учеников и явился мистическим ответом на скорби над его могилой.

В июле 1422 г. при создании нового каменного монастыря были обретены мощи святого Сергия Радонежского. Открыв гроб, очевидцы почувствовали ароматное благоухание, тело преподобного и его одежды остались совершенно нетронутыми разложением. Через четыре года чудотворные останки перенесли в Троицкий собор. Церковь воздает хвалу святителю Сергию 5 июля, в день обретения мощей.

Части останков святого можно найти в нескольких церквях Москвы.

  1. В Соборе Живоначальной Троицы — здешнее подворье выглядит как небольшой монастырь, в котором совершаются необходимые богослужения.
  2. Мощи Сергия Радонежского также находятся в храме преподобного Николая, располагающегося в Кленниках. Во времена Смуты здесь создавалась знаменитая община под управлением святого Алексия.
  3. В храме, освещенном в честь Илии Обыденного, православные верующие наблюдают икону Сергия и частицы его чудотворных останков.
  4. В соборе Владимирской иконы Девы Марии находятся мощи и один освященный придел.

Изучая житие преподобного Сергия Радонежского, верующий проникается большим уважением и любовью к этому святому. Все его естество с малых лет проявляло милосердие, кротость и бескорыстную любовь к Господу. Он стал основателем Троицкого монастыря, куда стекались толпы паломников и монахов, желающих приобщиться к простому образу жизни преподобного Сергия.

Житие преподобного Сергия Радонежского

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html

Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева

Житие Сергия Радонежского

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, “бояре знатные”, по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского

Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя.

Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда — Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать.

И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.

Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.

3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали.

Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки.

При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело — этою чертой отмечена вся его жизнь.

Сергий Радонежский. Чудо

Теперь он — очень удрученный неудачами — нашел не то, чего искал. Под дубом встретил “старца черноризца, саном пресвитера”. Очевидно, старец его понял.

— Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

Видение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

— Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо.

А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.

[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан.

Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]

Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров М.В.

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в “церквице” своей, молился, ничего не “вкушал”, кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в “церквице” своей он “пел утреню”, чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый “полк бесовский”. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. (“Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…”) Бесы исчезли.

Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он “боголюбив”.

Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.

Сергий Радонежский. Ручной медведь

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Юность Преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…

Источник: https://www.pravmir.ru/zhitie-sergiya-radonezhskogo-v-pereskaze-borisa-zajceva/

Светоч Земли Русской

Житие Сергия Радонежского

Преподобный Сергий
Радонежский

Жизнь преподобного Сергия Радонежского проявляет те нравственные идеалы, на которых воспитывалось не одно поколение наших предков.

Нравственное начало всегда было необходимо человеку – в общем смысле нравственность едина во все времена и для всех людей.

Поэтому Сергий Радонежский для нас – не только святой покровитель России, но и великий наставник в поисках нашего собственного духовного пути.

Земная жизнь Сергия Радонежского протекала в то время, когда Русь начинала подниматься после разорения и опустошения, причиненного монгольским нашествием. Постепенно восстанавливалось мирное течение жизни, хотя и прерывавшееся жестокими золотоордынскими набегами на русские города (Ахмылова рать – 1322 г.

, Федорчукова рать – 1328 г.). Во второй четверти XIV в. возникает новое иноческое подвижничество, отличавшееся от того, которое существовало на Руси до золотоордынского ига. В Киевской Руси монастыри были городскими или же располагались в ближайших пригородах.

С разорением городов большинство этих монастырей пришло в упадок. Переживание культурно-общественного потрясения эпохи монгольского нашествия влекло иноков к отшельничеству.

Они уходили из монастырей в пустыню, в леса, брали на себя труднейший духовный подвиг, погружаясь в созерцательную молитву, и давали пример еще большей отрешенности от мира, чем подвижники киевские.

Новое аскетическое движение пробуждается на Руси в разных местах. В Новгородской земле, не подвергшейся золотоордынскому разорению, монах Сергий пришел на Валаам, а другой монах, Кирилл, основал Челмскую обитель в Каргопольском уезде.

Епископ Нижегородский и Суздальский Дионисий – идейный вдохновитель создания знаменитой Лаврентьевской летописи – учредил свой Печерский монастырь.

Но наиболее ярким представителем и учителем нового иночества стал преподобный Сергий Радонежский.

Под сенью Святой Троицы

Преподобные Сергий и
Никон Радонежские

Основным источником биографических сведений о преподобном Сергии Радонежском является «Житие» – один из наиболее известных агиографических памятников, входивших в круг излюбленного чтения на Руси.

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей Кириллович) был сыном ростовского боярина Кирилла, который переселился с семьей из разоренного при Иване Калите Ростовского княжества в город Радонеж в Московском княжестве. «Житие» описывает два мистических события, предопределивших покровительство Святой Троицы.

Одно произошло еще до рождения святого – в материнской утробе младенец трижды возгласил во время литургии. Другое событие относится к детским годам.

Отрок Варфоломей, которому с большим трудом давалась грамота, по благословению некоего таинственного старца сверхъестественным образом обретает способность к книжному учению и постижению догматов богословия.

Основание церкви
Св. Троицы

После смерти родителей, которые в последние годы приняли монашеский постриг, Варфоломей сам находит предназначенный ему путь – идет в Покровский монастырь в Хотьково и убеждает своего старшего брата Стефана, монаха, уже постригшегося в Хотькове, искать с ним место для отшельничества. Братья обрели место для пустынножительства в лесном урочище Маковец, в 14-ти верстах от Радонежа и в 10-ти верстах от Хотькова. Здесь они поставили (ок. 1345 г.) первую лесную деревянную церковь и освятили ее во имя Пресвятой Троицы.

Так преподобный Сергий Радонежский начинает на Руси традицию посвящения храмов Святой Троице. Вряд ли это случайно. Учение о Троице, представляющей в троичности единую сущность – «едину силу, едину власть, едино господство», было своеобразным религиозным воплощением идеи единства, которое ощущалось современниками как насущная потребность общественной жизни.

Троицкий собор

Ныне существующий в Троице-Сергиевой лавре Троицкий собор, выстроенный из белого камня в 1422 г.

над погребением преподобного на месте трех сменявших друг друга деревянных церквей, первоначально был расписан лучшими мастерами того времени – Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Для иконостаса этого собора создана всемирно известная «Троица», написанная Андреем Рублевым, как отмечают летописи, «в похвалу отцу своему Сергию».

Монашеский постриг
в церкви Св. Троицы

В отличие от египетской Фиваиды, где подвизались древние христианские аскеты, суровая к человеку русская природа требовала не только молитвы и созерцания, но и тяжелого физического труда.

Не выдержав тягот, Стефан покинул своего младшего брата и ушел в московский Богоявленский монастырь. Но вскоре в пустыню приходит священноинок Митрофан, от руки которого Варфоломей и принимает монашеский постриг.

Однако и Митрофан недолгое время пробыл в пустыни – отойдя в Хотьково, он лишь изредка навещал преподобного Сергия.

Пустынножительство

«Житие» выразительно рассказывает об отшельническом подвижничестве Сергия Радонежского – и о страшных «бесовских искушениях», и о его всеобъемлющей любви. Каждый день к келье преподобного приходил из лесу дикий медведь, с которым святой делил свой хлеб.

Монастырские труды

О прошествии времени к преподобному начали приходить другие монахи и селиться в пустыни: каждый ставил себе келью, возделывал свой огород. Все собирались в храме для общей молитвы.

По просьбе братии преподобный Сергий принял священнический сан и стал игуменом образовавшегося «особножительного» монастыря. «Житие» подчеркивает не столько суровость аскезы, сколько смиренную кротость игумена Сергия.

Он однажды даже нанялся к одному из монахов строить сени к келье за решето гнилых хлебцев.

Прибытие послов
из Константинополя

Ок. 1355 г. к преподобному Сергию в монастырь прибыли послы константинопольского патриарха. Они передали Сергию грамоту, в которой патриарх предлагал ему ввести в монастыре общежительный устав. Преподобный Сергий отправился с патриаршей грамотой в Москву на совет с митрополитом.

Получив благословение, Сергий Радонежский вводит в своем монастыре общежительный порядок, взяв на себя не только духовную ответственность, но и все бремя административных и хозяйственных забот.

Так новый иноческий путь, основоположником которого явился преподобный Сергий, органично соединился с древней, домонгольской традицией русского монашества.

Сергий Радонежский восстановил тот тип русского монастыря, который сложился в Киевской Руси в XI в., но к началу XIV в. оказался забытым, так как сама киновийная жизнь была разрушена еще в XII в.

Помимо Троицкого монастыря, сам преподобный Сергий и его ученики основали десятки общежительных монастырей.

Среди них Спасо-Андроников на реке Яузе, Симонов на реке Москве, монастыри в Серпухове, на Кержаче и другие.

Миротворец и собиратель русских земель

Преподобный Сергий Радонежский самоотверженно сделал трудный шаг от отшельничества к общежитию, отдав на благо других то, что считал своим духовным благом. Другой, еще более жертвенный шаг преподобного – его действенное пастырское служение в миру.

В «Житии», подчиненном строгому агиографическому канону, не нашли отражения факты благотворного влияния преподобного Сергия на общественно-политическую ситуацию в критические моменты русской истории.

Зато летописи и исторические сказания сохранили для нас драгоценные свидетельства о подвижничестве святого в миру.

Духовный авторитет Сергия Радонежского был чрезвычайно высок.

Московский князь и удельные князья приезжали к нему в монастырь за советом и благословением, часто он сам покидал свою любезную обитель и шествовал в Москву или другие города, чтобы крестить княжеских детей. Митрополит Алексей, обладавший огромным влиянием на светскую власть, поручал преподобному Сергию ответственные политические миссии.

«Затворение» храмов
в Нижнем Новгороде

В 1365 г. митрополит Алексей посылает преподобного Сергия в Нижний Новгород для разрешения междоусобных княжеских разногласий, которыми сопровождался процесс «собирания» русских земель под эгидой Москвы.

Брак дочери Дмитрия Донского и

сына Олега Рязанского

Преподобный не только наложил епитимию на строптивого нижегородского князя Бориса Константиновича, но решительно пошел на беспрецедентные меры – он «затворил» все храмы в Нижнем Новгороде, чтобы вынудить князя к подчинению.

В 1385 г. преподобный Сергий выступил послом Дмитрия Донского к его злейшему врагу рязанскому князю Олегу Ивановичу. Результатом этой миссии стал брак дочери Дмитрия Донского с сыном Олега Рязанского, угасивший кровопролитную вражду.

Провидец великой победы

Каждый россиянин знает о том, что преподобный Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия на национально-освободительную борьбу против Золотой Орды. Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. и стала импульсом исторического самосознания русского народа и прогрессивных тенденций политического объединения русских земель.

«Житие» повествует о том, как преподобный, предвидя победу, известил об этом князя Дмитрия посланием. Грамоту преподобного Сергия гонец успел доставить в русское войско перед самым началом Куликовского сражения.

Однако более поздние источники – летописи, воинские повести и сказания – гораздо подробнее рассказывают о роли преподобного Сергия в этих событиях.

Поединок Пересвета
с Челубеем

Согласно позднейшим источникам, преподобный Сергий не только благословил московского князя на бой, но дал ему двух иноков-воинов, «зело умеющих ратному делу, и полки управляти, еще же и силу имущих, и удальство, и смельство», – Пересвета и Ослябю.

Своим деянием Сергий Радонежский освятил ратный подвиг защиты отечества. Поединок инока-воина Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем) перед началом Куликовского сражения памятен нам по известным живописным полотнам художников В. М. Васнецова и М. И. Авилова.

Представлен этот сюжет и в знаменитом Лицевом летописном своде XVI века.

Храм-памятник
Сергия Радонежского

Летописи сообщают, что перед самым началом битвы посланец из Троицкого монастыря передал князю Дмитрию испеченный в монастыре хлеб и послание преподобного Сергия: «Без всякого сомнения изыди противу их, а поможет ти Бог и Святая Троица».

Все то время, пока продолжалась битва, преподобный Сергий непрестанно молился и внутренним оком видел поле сражения, называя братии имена павших. Сегодня на Куликовом поле стоит храм, освященный во имя преподобного Сергия Радонежского.

Гармония духовного подвига и общественного служения

Явление
Пресвятой Богородицы

«Житие» повествует о многочисленных чудесах святого и бывших ему видениях. Сергий Радонежский – первый русский святой, удостоившийся явления Пречистой Богородицы. Описанные в «Житии» чудеса и знамения – это лишь знаки той мистической духовной жизни подвижника, суть которой не может быть передана словесным повествованием, даже повествованием агиографическим. Жертвенное служение на общее благо и мирские заботы в жизни преподобного Сергия все же не достигали той невидимой грани, за которой простиралась непостижимая глубина его духовного подвига. «Житие» рассказывает о том, как митрополит Алексей перед своей кончиной желал видеть своим преемником преподобного Сергия и как преподобный решительно отказался принять святительский сан.

В подвиге преподобного Сергия Радонежского удивительно гармонично сочеталось несовместимое. Впоследствии, в истории русского монашества XV–XVI вв.

эти стороны разойдутся и образуются два направления, в равной степени восходящие к одному учителю, – это так называемые «нестяжатели» и «иосифляне».

Обе линии имели начало в Троице-Сергиевой лавре – одна шла на юг, к Москве, а другая на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье.

Андрей Рублев.
Св. Троица

Духовным последователем и младшим «собеседником» преподобного Сергия был Кирилл Белозерский (ум. 1427 г.). Их личные встречи описаны в «Житии» Кирилла. Преподобный Кирилл принял постриг в основанном Сергием Радонежским Симонове монастыре. Когда Сергий приходил в Симонов монастырь, он прежде всего заходил в хлебню к Кириллу, с которым беседовал часами «о пользе душевной».

«Собеседниками» преподобного Сергия Радонежского становимся и мы, когда предстоим написанной кистью Андрея Рублева «Троице» – духовному и эмоциональному «портрету» преподобного Сергия, – погружаясь в атмосферу бесконечного созерцания, настраиваясь на глубокие проникновенные размышления и ощущая необыкновенный приток радости и чистоты.

Источник: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/SergeyRadonezhsky/radonezhsky.php

Житие Сергия Радонежского: краткая биография, подвиги и чудеса святого + почитание и молитва перед иконой преподобного

Житие Сергия Радонежского

Житие Сергия Радонежского мы знаем в основном от его ученика Епифания Премудрого, составившего биографию преподобного. Будущий православный святой родился в семье боярина Кирилла и был крещён под именем Варфоломей.

Родители Варфоломея кроме него имели трёх сыновей. Что касается даты рождения преподобного, то тут существует некоторое разногласие. Одни исследователи называют 1314 год, другие — 1322.

Местом рождения считается село Варница, что недалеко от Ростова.

Преподобный Сергий Радонежский

«Молитва преподобному Сергию Радонежскому»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвы к преподобному Сергию Радонежскому.

Детство и первые чудеса

Варфоломей в возрасте семи лет был отдан на учёбу. Но знания давались ему с трудом, особенно сложно ему было научиться читать. В то время его братья быстро осваивали грамоту. Родители и учителя ругали Варфоломея и наказывали его, но делу это не помогало.

И вот тут произошло первое чудо, связанное с житием преподобного. Однажды Варфоломей встретил в поле таинственного монаха-черноризца. Старец, подобный ангелу, стоял и со слезами молился. Варфоломей дождался конца молитвы и рассказал старцу о своей неспособности обучиться грамоте. Старец горячо помолился и подал отроку просфору, которую тот съел.

После этого отрок обрёл способность быстро схватывать новые знания и вскорости обошёл своих братьев по успехам в учёбе. Эта история легла в основу картины, написанной Михаилом Нестеровым «Видение отроку Варфоломею». Ещё в отрочестве Варфоломей стал соблюдать все посты, в среду и в пятницу он вообще не принимал пищи, а в остальное время употреблял только хлеб и воду.

По ночам отрок часто не спал, а молился.

Переселение в Радонеж

Через некоторое время семья Варфоломея сильно обеднела. Это было связано с тяжкими годами татаро-монгольского нашествия и непосильными поборами. Семья преподобного была вынуждена перебраться из Ростова в Радонеж.

Монашеская жизнь

Уже в отрочестве Варфоломей решил посвятить свою жизнь монашеству. Его родители не возражали этому, но просили не постригаться в монахи до их смерти. Варфоломей так и поступил. Он ухаживал за родителями до самой их смерти.

После того, как Варфоломей похоронил своих родителей, он отдал причитающуюся ему долю наследства брату Петру, а сам пошёл в Покровский монастырь, где находился его брат Стефан.

Затем вместе с братом Варфоломей ушёл в пустынь, где они срубили келью и стали вести отшельнический образ жизни.

Со временем рядом с кельей братья срубили небольшую церковь и, посовещавшись, освятили её во имя Святой Троицы.

Однако вскоре брат Стефан не выдержал тягот отшельнической жизни и покинул пустынь, направившись в Москву. Варфоломей же, напротив, остался в пустыни для свершения подвига отшельничества. Вскоре он принял от игумена Митрофана монашеский постриг под именем Сергия.

Житие Сергия Радонежского

Вскорости вокруг келии монаха начинают селиться другие монахи, ставшие его учениками. Через некоторое время число братии увеличилось до двенадцати человек. С этой монашеской обители и берёт начало знаменитая Троице-Сергиева лавра.

Став игуменом образовавшейся обители, преподобный Сергий запретил монахам просить подаяние. Это стало непреложным правилом, когда все иноки жили только от своего труда. При этом игумен сам всю свою жизнь полностью соблюдал это правило и подавал инокам в этом пример.

В это время стараниями Сергия Радонежского в жизненный уклад монастырей входит так называемое общежитие вместо существовавшего ранее особножития.

Однако не всё было гладко в жизни монастырской братии. Из-за появившихся разногласий преподобный Сергий покинул основанный им монастырь и основал небольшую монашескую обитель на реке Киржач, став, таким образом, основателем существующего ныне Благовещенского монастыря.

Кроме этих двух монастырей Сергий Радонежский является основателем ещё нескольких. Всего же его учениками основано около сорока обителей, многие насельники которых впоследствии стали игуменами других монастырей. Таким образом, преподобный Сергий по праву считается родоначальником монашества на Руси.

Служение Отечеству

Святой Сергий Радонежский сделал большой вклад в становление единства тогдашней Руси. В те трудные для Руси годы он тихими и кроткими словами проникал в самые ожесточённые и грубые сердца враждующих князей, мирил их между собой и, что особенно важно — убеждал их признать главенство московского князя.

Огромная заслуга святого старца состоит в том, что к началу Куликовской битвы, о которой было сказано в начале этого рассказа, большинство русских князей признало верховенство московского князя Дмитрия, получившего после битвы с ордой Мамая имя Дмитрий Донской.

Когда воины Дмитрия Донского перешли Дон и увидели войско Мамая, они остановились в нерешительности. И в этот момент от Сергия Радонежского явился гонец, передавший князю слова преподобного старца, который сказал решительные слова: «Смело выступай, великий князь, против врагов свирепых, не устрашась их нисколько, и Господь Бог непременно поможет тебе в этой битве!»

Служение Отечеству Сергия Радонежского

Старость и смерь преподобного

Преподобный Сергий Радонежский прожил большую жизнь и умер в возрасте семидесяти восьми лет. За полгода до кончины он уведомил об этом братию монастыря.

Призвав монахов, он передал игуменство своему ученику, дав ему краткие наставления, после чего стал безмолвствовать.

Только перед самой кончиной, предвидя своё отхождение к Богу, он призвал к себе братию и произнёс перед ними последнее наставление.        

Почитание преподобного

До нас не дошло документальных подтверждений о времени, когда впервые стали почитать Сергия Радонежского как святого.

Некоторые церковные исследователи говорят о том, что преподобный Сергий стал русским святым сам собою, из-за своей славы.

Церковные историки приводят текст княжеской грамоты середины XV века, в которой он назван преподобным. Вероятно, это время и нужно считать началом почитания Сергия Радонежского на Руси.

Интересно ещё и то, что наряду с православной церковью преподобный Сергий считается и святым римо-католической церкви. По указу папы Павла VI его имя включёно в католический мартиролог.

Прославление преподобного Сергия Радонежского празднуется:

  • 8 октября по новому стилю;
  • 18 июля обретение мощей.

Особенности иконографии

Наиболее древнее изображение Сергия Радонежского, датируемое началом XV века, сейчас пребывает в Троице-Сергиевой лавре.

Русскому иконописцу Андрею Рублёву принадлежит икона с семнадцатью клеймами жития, находящаяся сейчас в музее имени Рублева. В среднике этой иконы преподобный Сергий изображён в полный рост, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой находится свиток.

Храмы в честь святого

Наиболее известна Троице-Сергиева лавра, основанная самим преподобным Сергием. Она расположена в подмосковном городе Сергиев Посад. Всего же в России имеется (с учётом часовен и храмов с приделами Сергия Радонежского) более семисот посвящённых ему храмов.

В одной только Москве имеется около семидесяти храмов Сергия Радонежского. Ежели считать только храмы, в которых ему посвящён главный престол, то таких основных храмов в Москве будет пять.

Имеются храмы в честь преподобного Сергия и за рубежом, например в Йоханнесбурге (ЮАР) и монастырь Святого Сергия Радонежского в Черногории.

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца

Богословское толкование святого образа

На святом образе запечатлён боговдохновенный лик старца. В его руке зажат свиток, который является напоминанием христианину о том, что является для него смыслом всей его жизни — о спасении души.

Перед иконой чудотворца взывают о вразумлении правителей — ведь его стараниями в тяжёлое время смуты и монголо-татарского нашествия непокорные князья всё же находили общий язык и объединялись против общего врага.  Просят перед иконой и о защите от вражеского нашествия, о ниспослании мира.   

Павел Флоренский назвал Сергия Радонежского Ангелом-хранителем России. И действительно, преклоняя свои колена перед иконой преподобного Сергия каждый христианин становится милосерднее, терпимее и добрее, укрепляется в вере, учится в любых обстоятельствах уповать на нашего Господа.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных, наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея неотступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Помоги нам, да благоуправляемо будет Отечество наше в мире и благостоянии, и да покорятся под ноги его все сопротивнии. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неверующим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби, в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/sergiya-radonezhskogo-2391/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики