SAVUZ

Война и мир характеристика образа Багратиона

Характеристика героев

Война и мир характеристика образа  Багратиона

КУТУЗОВ — центральный персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета связан с другими действующими лицами «романическими» отношениями.

В формировании замысла «Войны и мира» как исторического произведения образ К. призван был выразить целый ряд важных для автора идей: отношение к роли личности в истории и ее движущим силам, представления о том, что есть «дух войска» и какова его роль. Положение К.

в романе целиком зависит от его реального участия в действительных исторических событиях: он впервые появляется в эпизоде смотра под Браунау, поражая солдат своей опытностью и знанием дела; командует армией в 1805-1807 годах, благословляя Багратиона на Шенграбенское сражение; становится во главе русской армии в 1812 году, будучи твердо убежденным в том, что французы «будут… лошадиное мясо есть».  
    В то же время на страницах романа К. предстает и как лицо частное, связанное добрыми отношениями с бывшим сослуживцем, старым князем Болконским, выказывающим расположение его сыну. Толстой вникает в душевный мир К., раскрывает его чувства и переживания, связанные в основном с драматическими событиями 1812 года. Дипломатичный, достаточно хитрый и опытный в придворных интригах, К. в 1812 году как бы освобождается от всего ненужного, направляя силы и волю на защиту Отечества и соединяясь в этом чувстве со всем народом. Согласно толстовской историко-философской концепции, К. не видит смысла в активных действиях, пытаясь лишь не мешать естественному течению событий, не запрещать полезного и не поощрять вредного. Он весьма искусно управляет «духом войска», особенно во время Бородинского сражения. Тяжелее всего К. переживает необходимость оставления Москвы, решение, которое он принимает своей властью. И лишь выполнив свою миссию освобождения родины, К. становится как бы ненужным. Он умирает, честно исполнив предначертанную ему историей роль. Как-будто

Лиза Болконская

 

    Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют “маленькой княгиней”. “Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю.

Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение”. Л.

была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л.

живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Наполеон

 

    Это реальное историческое лицо, французский император. Толстой решил развенчать легенду о Наполеоне с позиций настоящего гуманизма. В начале романа этот человек является кумиром Андрея Болконского, Пьер Безухов считает Н. Великим человеком.

Но постепенно эти лучшие герои Толстого разочаровываются в своем кумире.  
    С первого появления Н. в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера.

Внешне мы видим откормленного и барски изнеженного человека с “круглым животом”, “жирными ляжками коротких ног”, “белой пухлой шеей”, “потолстевшей короткой фигурой”. В Н. нет ничего естественного, все его поведение – сплошное позерство. Он эгоистичен, самовлюблен, люди для него не представляли никакого интереса.

После выигранной битвы он любит прохаживаться по полю боя и рассматривать жертвы. Можно сказать, что Н. и Кутузов противопоставлены друг другу, как искреннее и искусственное, доброе и эгоистичное, жестокое.

Наташа Ростова

 

    Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…”. Отличительные черты Н. – эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на благородные поступки, может забыть о своих интересах ради других людей.

Так, она призывает свою семью вывозить на подводах раненых, оставив имущество. Н. со всей отдачей выхаживает мать после гибели Пети. У Н. очень красивый голос, она очень музыкальна. Своим пением она способна пробуждать лучшее в человеке. Толстой отмечает близость Н. к простому народу. Это одно из ее лучших качеств. Н. живет в атмосфере влюбленности и счастья.

Перемены в ее жизни происходят после встречи с князем Андреем. Н. становится его невестой, но позже увлекается Анатолем Курагиным. Спустя время, Н. понимает всю силу своей вины перед князем, перед его смертью он прощает ее, она остается с ним до его кончины. Настоящую любовь Н. испытывает к Пьеру, они прекрасно понимают друг друга, им очень хорошо вместе.

Она становится его женой и полностью отдается роли жены и матери.

Николай Болконский

 

    Болконский Николай Андреевич – князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Это очень педантичный, сухой, деятельный человек, не выносящий праздности, глупости, суеверия. В его доме все расписано по часам, он все время должен быть при деле.

Старый князь не ни малейших изменений порядка и графика.  
    Н.А. невысок ростом, “в напудренном паричке… с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз”. Князь очень сдержан в проявлении чувств.

Свою дочь он постоянно изводит придирками, хотя на самом деле очень ее любит. Н.А. гордый, умный человек, постоянно заботится о сохранении фамильной чести и достоинства. В своем сыне он воспитал чувство гордости, честности, долга, патриотизма.

Несмотря на уход от общественной жизни, князь постоянно интересуется политическими и военными событиями, происходящими в России. Лишь перед смертью он теряет представление о масштабе трагедии, случившейся с родиной.

Петя Ростов

 

    Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии.

В 1812 году полон патриотических порывов и уходит в армию. Во время войны юноша случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где и остается, желая принимать участие в настоящем деле. Он случайно гибнет, накануне проявляя в отношении к товарищам все свои лучшие качества.

Его смерть – величайшая трагедия для его семьи.

Платон Каратаев

 

    Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. – воплощение “всего русского, доброго и круглого”, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. – добрый, мягкий, ласковый, добродушный человек. Во время первой встречи Пьер чувствует, как от К.

исходит ощущение чего-то круглого и спокойного. Так привлекательна его доброта, спокойствие, уверенность, улыбчивость круглого лица. Однажды К. рассказывает историю про купца, который был несправедливо осужден, но смирился и решил страдать “за свои, да за людские грехи”. Судьба К. заканчивается трагично.

Во время переходов его пристреливают конвоиры-французы.

Пьер Безухов

 

    Главный герой романа и один из любимых героев Толстого. П. – незаконный сын богатого и известного в обществе графа Безухова. Он появляется практически перед самой смертью отца и становится наследником всего состояния. П. очень отличается от людей, принадлежащих к высшему обществу даже внешне.

Это “массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках” с “наблюдательным и естественным” взглядом. Он воспитывался за границей, получил там хорошее образование. П. умен, имеет склонность к философским рассуждениям, у него очень добрый и мягкий нрав, он совершенно непрактичен.

Его очень любит Андрей Болконский, считает его своим другом и единственным “живым человеком” среди всего высшего света.      В погоне за деньгами, П. опутывает семья Курагиных и, пользуясь наивностью П., вынуждают его жениться на Элен. Он с ней несчастлив, понимает, что это страшная женщина и разрывает с ней отношения.  

    В начале романа мы видим, что П.

считает Наполеона своим кумиром. После он страшно разочаровывается в нем и даже желает убить. П. свойственны поиски смысла жизни. Именно так он увлекается масонством, но, увидев их фальшь, уходит оттуда. П. пытается переустроить жизнь своих крестьян, но у него это не получается из-за его доверчивости и непрактичности. П. участвует в войне, не совсем еще понимая, что это такое.

Оставшись в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, П. попадает в плен. Он переживает большие нравственные муки во время казни пленных. Там же П. встречается с выразителем “мысли народной” Платоном Каратаевым. Благодаря этой встрече, П. выучился видеть “вечное и бесконечное во всем”. Пьер любит Наташу Ростову, но та замужем за его другом.

После смерти Андрея Болконского и возрождения Наташи к жизни, лучшие герои Толстого женятся. В эпилоге мы видим П. счастливым мужем и отцом. В споре с Николаем Ростовым П. высказывает свои убеждения, и мы понимаем, что перед нами будущий декабрист.

Соня

 

    Она “тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее.

Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой”.  
    С. – племянница старого графа Ростова, воспитывается в этом доме. С детства героиня влюблена в Николая Ростова, очень дружна с Наташей. С.

сдержанна, молчалива, рассудительна, способна жертвовать собой. Чувство к Николаю настолько сильно, что она хочет “любить всегда, а он пусть будет свободен”. Из-за этого она отказывает Долохову, который хотел жениться на ней. С. и Николай связаны словом, он обещал взять ее в жены. Но старая графиня Ростова против этой свадьбы, он упрекает С..

Та, не желая платить неблагодарностью, отказывается от женитьбы, освобождая Николая от данного обещания. После смерти старого графа живет вместе с графиней на попечении Николая.

Тихон Щербатый

 

    Мужик, приставший к партизанскому отряду Денисова. Т. отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие.

Этот герой олицетворяет собой образ “дубины народной войны”, которая со всей силой накинулась на неприятеля. После своего ранения, Т. начинает без необходимости убивать пленных французов, говоря, что они были “плохонькие”.

За это в отряде его не любят.                  

Источник: http://stud24.ru/literature/harakteristika-geroev-vojna-i-mir/254407-752704-page2.html

Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

Война и мир характеристика образа  Багратиона

Одним из реальных героев романа Льва Николаевича Толстого, был Багратион. Он был не только военачальником, но и героем Отечественной войны 1812 года.

Толстой описывает его как человека невысокого роста, с проявлением в лице восточного типа, не молодым, но еще и не старым.

В романе «Война и мир» именно он был благословлен Кутузовым во спасение армии, именно его назначили руководящим Шенграбенским сражением. Хотя он и выполняет свой долг героя войны.

До начала сражение он приставлен как замученный, уставший полководец, который кажется, абсолютно равнодушен к тому, что происходит вокруг него.

Но ситуация резко меняется когда сражение начало набирать обороты, вся его усталость как будто растворилось, глаза восторженно загорелись и это казалось как будто совершенно другой человек. Он не боялся ни какой опасности, он мог встать с рядовыми солдатами в один строй, тем самым пытаясь поддержать настрой своих бойцов.

За отвагу его очень любили и уважали, он не давал явных приказов. Багратион на своем примере показывал солдатам, как нужно сражаться и всегда вел их в атаку с чувством уверенности в победе.

Л.Н.Толстой описывает Багратиона как человека знающего какими путями следует достигать поставленных целей, и практически всегда доводит дело до конца. Он не влезал в течение событий происходящих на Шенграбене, со стороны это казалось абсолютным бездействием.

На самом деле, его поведение говорило об обратном. Это была тактика полководца, особый стратегический ход. Он был весьма решителен, тверд и честен, как военачальник Багратион считает бессмысленным принимать участиев военных советах.

Считая, что это пустая трата времени.

Автор считает, что героев в романе не нужно выставлять на показ, ведь истинные герои в основном всегда играют второстепенную роль. Они скромны и незаметны. Таким был изображен и Багратион. Хотя он и считается второстепенным персонажем, читателю виден его героизм и стремление к победе. Еще во время Аустерлицкого сражения уже было показан его героизм и отвага.

В поэме четко подчеркнуто, что герой, так пылко сражавшийся на войне, в светских кругах ведет себя абсолютно скованно. Во время обеда посвященного в его честь, он описывается автором как застенчивый и робкий человек. Ему было спокойней ходить под пулями, нежели на глазах стольких людей чувствовать себя неловко

Багратиона можно охарактеризовать как идеального полководца, который стремиться к исполнению своего долга.

Сочинение 2

Багратион был настоящим, реально существующим героем романа. Помимо того, что он являлся военачальником, он был ещё и героем, прошедшим Отечественную войну в 1812 году.

Описывая его внешность, автор выделил его невысокий рост, в некоторой степени восточные черты лица. По возрасту он был ещё не старик, однако уже и не молодой человек.

Этого то героя и благословляет Кутузов на руководящую должность в Шенграбенском сражении.

За некоторое время до этой войны, Багратиона Толстой представляет нам ка измученного и уставшего генерала, которому будто бы всё равно что происходит. Однако он сразу же превращается в другого человека, когда сражение уже близко.

Его глаза начинают сверкать жизнерадостным блеском, а его прежняя усталость мигом улетучивается. В разгаре боя он не боялся быть раненым или вовсе убитым. Он мог запросто встать в одни ряды с простыми солдатами. Этим он сильно повышал моральный дух войска.

Его весьма уважали и почитали как обычные рядовые, так и офицеры за то, что он был бесстрашным и смелым человеком. Однако внятных приказов он практически никогда не отдавал. Подражая Багратиону, солдаты брали с него пример и бодрым шагом шли в атаку, не боясь смерти.

Герой никогда не сомневался в победе русского воинства.

Этому человеку вполне понятно, каким образом необходимо достичь поставленных перед собой целей. По сути, он во всё время своего существования доводил все дела до конца. Однако в жаркие события Шенграбена он старался не совать свой нос.

С другой стороны можно было принять это за отсутствие какого либо действия с его стороны в этом сражении. Но на самом же деле это была его особенная тактика. Так сказать стратегический манёвр. Его основными положительными качествами были решительность и уверенность в собственных возможностях.

На военные советы он приходить не любил, так как считал, что они по большей части бесполезны.

Как считает Толстой, героев совсем не обязательно показывать всему свету. Ведь настоящие герои не кричат о себе, чтобы на них обратили внимание. Багратиона автор изображает именно таким героем, скромным и непримечательным.

Персонажу было не ловко чувствовать себя в светском кругу. Ему больше нравилось находиться под свистом пуль.

Вариант 3

Знаковое произведение, которое внесло огромный вклад в развитие мировой литературы Толстого, содержит в себе огромное количество персонажей, которые тем или иным образом влияют на само повествование картины, что делает данное произведение одним из самых интересных и речи табельных. Потому и можно бесконечно говорить об образах персонажей в произведениях, об особенностях их характеров и взаимоотношений. Одним же из самых запоминающихся в произведении стал Князь Багратион.

Князь Багратион – знаменитый полководец, который также весьма талантлив в своём деле, ведь многие окружающие люди в произведении говорят о нём, как о лучшем полководце своего времени, что как никак характеризует персонажа, как достаточно хорошего полководца. Он выиграл множество сражений, и отнюдь немалое количество с помощью своей тактики и хитрости. Благодаря данным победам он очень сильно прославился, что сделало из него человека, о котором все говорят.

По характеру же Багратион достаточно добродушный, но в тоже время его добродушие не мешает ему быть очень строгим начальником, который не потерпит от своих подчинённых каких либо низменных поступков, ведь Князь Багратион человек чести.

Он очень сильно дорожит своими человеческими идеалами. Князь Багратион никогда не поступит так, как запрещает поступать доброму  господину честь, что и корректирует его действия при ведении боя.

Он хоть и понимает, что противника необходимо уничтожить, но при этом он также понимает, что  по ту сторону баррикад люди, точно такие же люди, как и он, как и любой другой солдат в армии, со своими проблемами, семьями, и переживаниями.

Но так как железную волю этого человека не сломить, он не даёт вольностей чувствам, понимая важность своей работы, что и делает его отличным командующим.

В мирной же жизни он проявляет себя как сдержанный, достаточно руководимы разумом человек, который не позволяет себе вольностей, всегда думая о том, что, и кому он, что либо говорит.

Его друзья характеризуют его как очень доброго, приятно в общении человека, однако он часто доходит до крайностей в своём стремлении соответствовать своим моральным идеалам, зачастую заходя слишком далеко в попытках их достичь.

Потому многие люди считают его нелицеприятным человеком, который не умеет веселиться, однако, в любом случае уважают его, так как он человек чести.

Так или иначе, Князь Багратион прекрасный персонаж, который одним своим присутствием очень сильно дополняет литературную картину произведения, добавляя в неё огромное количество красок, и делая её более живой, и более насыщенной.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/obraz-i-harakteristika-knyazya-bagrationa-v-romane-vojna-i-mir

Шенграбенское сражение в романе «Война и мир»

Война и мир характеристика образа  Багратиона

Осенью 1805 года под австрийской деревней Шенграбен состоялась битва между отрядом Багратиона и действующей армией Наполеона.

Лев Толстой, описывая Шенграбенское сражение в романе «Война и мир», показывает разнообразие воинских характеров в сложных условиях боя. Кто-то погибает неизвестным героем, а кому-то совесть позволяет использовать войну в личных целях.

Утро перед Шенграбенским сражением

Когда Андрей Болконский въехал на батарею капитана Тушина, он оценил раскинувшеюся перед ним картину, как военный офицер. Вокруг деревни Шенграбен сновали французские отряды. Русский правый фланг располагался на склоне холма. Довольно высокое положение давало некое преимущество перед врагом, там стояла пехота и драгуны.

Батарея Тушина защищала отлогий склон по центру предполагаемой линии огня. Левый фланг русских тоже занимала пехота, не укрепленная пушками. Князь Андрей видел, что вытянувшаяся армия маршала Мюрата, представляет собой более длинную линию. Опыт войны позволял Болконскому предположить, что неприятелю будет легко окружить войска Багратиона.

Князь Андрей оглянулся назад, чтобы проанализировать варианты отступления. Перед ним раскинулся овраг с крутым спуском. Коннице будет сложно отступать, а об артиллерии нечего было и думать. Ему хотелось обдумать вероятный план сражения, но вдруг совсем рядом разорвался первый снаряд.

Героический образ Багратиона

Генерал понимал, что успех отступления всей русской армии зависит от того, сумеет ли его семитысячный отряд остановить на время 20 тысячное войско князя Мюрата. Его смуглое волевое лицо выражало спокойствие и невозмутимость. Князь Болконский пытался прочитать, что кроется за холодным взглядом славного командира.

Болконский докладывал спешно, пытаясь передать свои опасения и тревогу.

Багратион слушал сосредоточенно с полузакрытыми глазами, как будто уже все это знал, отвечал протяжно четко, с расстановкой произнося каждое слово. Торопиться, мол, некуда, ребята. Рядом разорвался снаряд.

Генерал повел себя так, будто произошло событие, не стоящее внимания, только поправил на боку саблю, подаренную некогда Суворовым.

Багратион под огнем противника объезжал русские позиции, чтобы свои присутствием успокоить и ободрить солдат. Он приказал батальонам, защищавшим батарею, перейти на правый фланг, там уже началось отступление, драгуны не выдерживали натиск французов. Слева в лесу слышалась частая ружейная трескотня.

Генерал понял, что контроль над сражением утерянный, но благодаря своей невозмутимости и спокойствию, ему удавалось сохранять самообладание солдат. Приказания уже не отдавались командованием, приходилось делать вид, что все происходящее вокруг является закономерным следствием продуманных действий.

Наступил решающий момент, офицеры не могли четко оценить ситуацию, сосчитать людей. Внизу активизировались французы, надо было отбить очередную атаку. Багратион лично возглавил солдат и бросился вместе со всеми в атаку с призывным «Ура»!

Трусливый поступок Жеркова

Правый фланг отряда Багратиона благополучно отходил через овраг, прикрываемый шестым егерским полком и батареей Тушина. Левому флангу грозила гибель от превосходящего числом врага. Багратион послал корнета Жеркова с приказом к командиру левого фланга отступать немедленно.

Бравый корнет, ранее отличающийся необузданным характером и хулиганскими выходками, резво погнал лошадь в сторону бойкой стрельбы. Едва отъехав от генерала, Жерков почувствовал непреодолимый страх гибели. Там, куда он направлялся, слышались взрывы снарядов и шквал ружейных выстрелов.

Корнет свернул лошадь в лесную чащу, делал вид, что ищет генерала в тех местах, в которых начальства и не могло быть в тот опасный момент.

Поэтому приказ Багратиона об отступлении передан не был, что имело губительные последствия для конницы и пехоты, составляющей левый фланг.

Пока генералы ссорились и принимали решение самостоятельно о наступлении и отступлении, французы их атаковали, отступать было поздно.

Потом два раза Жеркова посылали в батарею Тушина, но трусливый корнет ни разу не передал приказ об своевременном отступлении.

Подвиг батареи капитана Тушина

Тушин был маленького роста, худощавым и веселым человеком. В его обращении часто слышалось ласковое слово. Он командовал батареей из четырех орудий, которая составляла центр оборонительной линии русской армии. Когда начальство пыталось спасти ситуацию на правом крыле обороны, о пушках забыли.

Уже солнце двигалось к вечеру, когда услышали взрывы снарядов в Шенграбе, поняли, что солдаты храбро продолжают оборону. Багратион сразу отдал приказ отступать. Болконский поскакал на помощь. Батарею уже никто не защищал, единственный прикрывающий батальон отошел.

Вражеские генералы не поняли, что против них стоит четыре не укрепленные пушки. Так часто летели снаряды в сторону деревни, Шангребен полыхал огнем. Против батареи Тушина французы выстроили десять орудий. Стало жарко, семнадцать человек прислуги орудий погибло. Оставшиеся в живых артиллеристы продолжали воевать весело и оживленно.

Толстой с любовью рассказывает о подвиге солдат капитана Тушина, спасших сотни жизней товарищей.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1379-shengrabenskoe-srazhenie-v-romane-voyna-i-mir.html

Образ Кутузова в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса

Война и мир характеристика образа  Багратиона

  1. Введение
  2. Отношение к Кутузову героев романа
  3. Портрет Кутузова
  4. Кутузов и Аустерлицкое сражение
  5. Кутузов – полководец

Русские полководцы удостаивались большого внимания государей, политиков и писателей. Л.Н.Толстой написал образ Кутузова в романе «Война и мир». Он получился выдержанным, скромным, но сильным и великим.

Кутузов Михаил Иларионович (Толстой указывает отчество Кутузова с одной «л»). На страницах романа он встречается нам не так часто, как, например, французский император Наполеон Бонапарт.

Но его присутствие мы чувствуем: о нем говорят в свете, о нем думают солдаты, на него надеются русские генералы, на него злится император Александр.

Главнокомандующий Кутузов в романе Толстого «Война и мир» проходит красной нитью через сюжет всего романа – он надежда, он вера, он сила, он «отец» русской армии.

Отношение к Кутузову героев романа

Княгиня Друбецкая слезно просит князя Василия Курагина за своего сына Бориса, чтобы устроил его в Семеновский полк и непременно поближе к самому Кутузову. Старый князь Болконский пишет письмо своему другу – Кутузову, где высказывает просьбу о назначении его сына Андрея к нему в адъютанты.

Солдаты за глаза называли Кутузова «Сам» и пели протяжную солдатскую песню, где были строки: «Кутузовым-отцом». Андрей Болконский перед Шенграбенским сражением был в недоумении, как можно отправлять на верную смерть невинных людей.

Но, посмотрев в глаза Кутузову, понял: «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!»

Портрет Кутузова

Л.Н.Толстой дает неполную характеристику Кутузову, есть только небольшое описание внешности, все остальное автор показывает нам через речь героя. Но именно эта характеристика Кутузова в романе «Война и мир» является основной и понятной. Мы видим, что он добр, улыбчив, ласков, неравнодушен к окружающим.

Его речь наполнена словами «голубчик», «дружок», «голубушка», «красавица», это подтверждает его чуткое отношение к людям. Особое отношение Кутузов проявлял к Андрею Болконскому.

Он искренне сожалел о смерти старого князя и плакал о потере друга, а Болконскому сказал: «…помни, дружок, что я тебе отец, другой отец…»

Отношение Кутузова к своим солдатам дает нам понять, что для него не было славы для себя самого. При смотре войск под Браунау Кутузов «прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам,.. а иногда и солдатам».

Вспомнил он и Тимохина, сказав ему: «Храбрый офицер!» Образ Кутузова в «Войне и мире» соткан Толстым из его человеческих качеств и характера полководца, истинного русского главнокомандующего. Он часто пишет о его душевном состоянии: «По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка», «Христос с тобой.

Благословляю тебя на великий подвиг», сказал Кутузов, прощаясь с Багратионом. Слезы катились из его глаз».

Кутузов и Аустерлицкое сражение

В романе «Война и мир» образ Кутузова подаётся нам не только в его положительной оценке.
Мы видим и отрицательное отношение к главнокомандующему, когда о нем говорят в насмешливом тоне: князь Василий, светское общество, военный совет. Да и сам император Александр был зол на Кутузова за Аустерлиц.

Кутузов говорил об Аустерлицком сражении: «Я думаю, что сражение будет проиграно…» Но никто не понимал значения его слов, а он чувствовал всем своим существованием, что это будет крах.

Толстой дает нам в этот момент другой портрет Кутузова: «…казался изнуренным и раздражительным», «сердито сказал», «желчно вскрикнул», «злое и едкое выражение взгляда». Он переживал за людей, за их жизни, ему не хотелось рисковать, потому что за ним стояли люди, живые люди.

Когда приехал государь, «он принял вид подначальствующего, нерассуждающего человека», потому как знал, как относится к нему Александр. На вопрос государя, почему не начинаем, Кутузов отвечал: «…поджидаем…» Но усмешка государя дала ему знак – выступать. Решение было принято насильно.

Да и мог ли он перечить? Когда же увидел Кутузов, что происходит на самом деле, что французы у них под самым носом, а отступать некуда, он был уже ранен в щеку, но только сказал: «Рана не здесь, а вот где!» и показал на бегущих солдат. Ему было больно от того, что все ожидания его и думы оправдались, но ничего не смог он изменить.

На военном совете перед Аустерлицким сражением Толстой показывает Кутузова «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал…». Состояние Кутузова можно объяснить – он понимал весь ход этого сражения, но никто не прислушался к нему, разговор генералов был ему неинтересен.

После бегства русских при Аустерлице о Кутузове никто не говорил, «некоторые шепотом бранили его, называя придворною вертушкою и старым сатиром».

Кутузов – полководец

Переход от Крейса до Цнайма – решение Кутузова, которое привело русских к цели. Неожиданная возможность спасти русскую армию, ошибка Мюрата дала шанс Кутузову увести войска.

Оправив отряд Багратиона на задержание врага, Кутузов успел спасти остальных.

Расчет или случайность помогли Кутузову выиграть Шенграбенское сражение, как бы то ни было – он великий полководец, заслуживший истинное признание.

Бородинское сражение уже было не за горами, а о Кутузове никто не вспоминал. Но все же комитет назначил его главнокомандующим армией, хотя знал о нерасположении государя к Кутузову.

Это является доказательством того, что в Кутузова верили, его ждали, его уважали, его любили. Он держал русский дух, русскую веру, и он оказался выше и сильнее Наполеона.

Неприметный, не притязающий ни на что, он явился в романе настоящим русским патриотом, который сражался не за себя, не за славу, а за государя и народ.

Это сочинение можно закончить словами Михаила Иларионовича Кутузова, которые он сказал Андрею Болконскому перед Бородинским сражением: «Да, немало упрекали меня и за войну, и за мир…а все пришло вовремя. Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого – характеристика и описание для сочинения | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obraz-kutuzova-v-romane-vojna-i-mir-sochineniya-dlya-10-klassa.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики