SAVUZ

Вишневый сад характеристика образа Симеонова-Пищика Бориса Борисовича

«Вишневый сад» характеристика героев

Вишневый сад характеристика образа Симеонова-Пищика Бориса Борисовича

Аня – дочь Раневской, 17 лет. Захвачена студентом Петром Трофимовым и находится под его влиянием. Под влиянием его рассуждений о том, что нужно искупить прошлое страданием и непрерывным трудом, говорит, что уже не любит вишневого сада, как прежде, и непременно уйдет из дома.

Утешая мать после продажи имения, декламирует так же, как и Трофимов: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого …» – и т. Д, В ней есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезда из старого дома, потому что «начинается новая жизнь».

Привлекательные ее решимость и энтузиазм, но в то же время у них есть привкус возможного разочарования: слишком легко и безоглядно верит она Трофимову, который красиво декларирует свои убеждения, хотя ничем пока не подтвердил их.

«Вишневый сад» характеристика Варе

Варя (Варвара Михайловна) – дочь Раневской, 24 лет. Варя фактически выполняет роль экономки Раневских, все хозяйство лежит на ней, и она добросовестно выполняет свои обязанности.

Варя ждет предложения от купца Лопахина, он нравится ей, как и она ему, но почему-то медлит с объяснением, даже тогда, когда его к этому подталкивают. Как объясняет сама Варя, «у него дел много, ему не до меня».

Варя говорит, что мечтает выдать Аню за богатого, а сама бы потом пошла в пустынь, в Киев, ходила бы по святым местам. После продажи имения, так и не дождавшись предложения Лопахина, зпрацюе экономкой в ​​других помещиков.

«Вишневый сад» характеристика Гаева

Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. Чтобы скрыть свои переживания, принимает словечки вроде «кого?» Или бильярдные «от пули направо в угол». Сентиментален, как и сестра. В нем есть артистизм (знаменитое обращение к «многоуважаемой шкафы») и искренность.

Он увлекается и говорит слишком много, декламирует, потом спохватывается, понимая неуместность своих выступлений. О себе говорит, что он человек восьмидесятых годов и ему доставалось немало за убеждения. Идеалист и романтик, он строит различные планы спасения имения, честью своей клянется племянницы Ани, что имение не будет продано, хотя ничего у него не получается.

После продажи вишневого сада устраивается служащим в банке, на что Лопахин с сомнением замечает: «впрочем не усидит, ленив очень …»

«Вишневый сад» характеристика Лопахина

Лопахин Ермолай Алексеевич – купец. Его отец, торговал в лавке в селе, был крепостным у деда и отца Раневской. Он чувствует благодарность к ней за то, что она много для него сделала, и говорит, что любит как родную. Теперь он разбогател, но о себе с иронией говорит, что «мужик мужиком».

Он искренне хочет помочь Раневской выручить их вишневый сад, который продается за долги, и предлагает проект – разбить землю и вишневый сад на дачные участки и отдавать в аренду под дачи. Для этого следует, по его мнению, вырубить вишневый сад.

Пытаясь внушить им, что нужно делать, он наталкивается на протест и полное непонимание со стороны хозяев. Лопахин лишен эстетического чувства и, если для Раневских сад – символ прежней счастливой жизни, символ их молодости, то для Лопахина замечательного в нем «только то, что он большой».

Раневские для него странные именно своей легкомыслием и неделовитость. Сам он, по его словам, встает в пять часов утра, работает с утра до вечера.

В Лопахина чувствуется страсть и размах, и сам он чувствует свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. Откликаясь на размышления студента Трофимова о будущем и о том, что надо работать, он говорит, что при тех необъятных просторах, которые дал им Бог, они и сами должны быть великанами. В конце концов Лопахин покупает вишневый сад.

Это момент наивысшего его торжества: он, сын мужика и сам мужик, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». В нем неожиданно проступает действительно грубое, хищническое начало, купеческий безудерж ( «За все могу заплатить!»).

Радость буквально рвется из него, он хохочет и топает ногами.

«Вишневый сад» характеристика Раневской

Раневская Любовь Андреевна – помещица, пять лет прожила за границей. Шесть лет назад умер ее муж, потом утонул младший, семилетний сын Гриша. Лопахин отзывается о ней как о легкой, простого человека. В Париже она жила открытым домом, принимала гостей, тратила много денег. Сентиментальная.

Ее монологи полны чувствительности и пафоса: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно …» Вернувшись в имение, плачет при виде своей детской. Пообедав в городе и потратив много денег, искренне раскаивается в своих бессмысленных расходах, зная, что Варя из экономии кормит всех молочным супом.

Она понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами, но тем не менее снисходительна к себе, измениться не может и не хочет. Она требует яркого, красивого, насыщенной жизни.

Привязана к человеку, с которым жила во Франции и который, по ее словам, обокрал и бросил ее, а теперь снова зовет ее, она готова снова ехать к нему, хотя и понимает, что это не принесет ей счастья. В финале, после продажи вишневого сада, Р. отправляется в Париж.

«Вишневый сад» характеристика Трофимова

Трофимов Петя – бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Разночинец. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, носит очки и Резонерство о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать».

Герой красиво проповедует веру в непременный наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что «человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину ».

Он разоблачает «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешной.

О своих отношениях с Аней он говорит, что они выше любви: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! “Опять же, как и Гаев, он призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье.

Раневская не без основания упрекает его в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продать. Она точно подмечает, что он только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил, только судьба бросает его с места на место.

Повторяя любимое слово Фирса, она называет его недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет он до «высшей правды», Трофимов уверенно отвечает: «Дойду или укажу другим путь, как дойти». В финале он разыскивает забыты галоши, которые становятся символом его неудачного, несмотря на хорошие слова и вдохновляющий пафос, жизни.

«Вишневый сад» характеристика Дуняши

Дуняша – горничная. Обеспокоена главным образом желанием выйти замуж. Ей сделал предложение Епиходов, но она проявляет знаки внимания, а потом признается в любви лакею Яши.

Простодушно кокетничая с ним, Дуняша говорит о себе: «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни.

Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь … »

«Вишневый сад» характеристика Епиходова

Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик. Играет на гитаре. Его называют «двадцать два несчастья», поскольку с ним постоянно случаются разного рода неприятности: то он перебрасывает стул, то упускает букет, то еще что-нибудь. Он делает предложение горничной Дуняше.

О себе говорит: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться …» При этом постоянно носит при себе пистолет. Язык его очень затейливая, так что трудно бывает понять, что он хочет сказать.

«Вишневый сад» характеристика Семенова-Пищика

Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик.

Чудак, который осуществляет смешные поступки, хвастается своим лошадиным здоровьем (считает, что от лекарств ни вреда, ни пользы, и выпивает вместе все пилюли Раневской), несмотря на то, что с ним уже дважды был удар.

Лейтмотив его образа – хлопоты о деньгах, которые он постоянно занимает у всех. В финале он выплачивает часть долгов, потому что отдал англичанам в аренду свою землю.

«Вишневый сад» характеристика Фирса

Фирс – лакей, старый 87 лет. Тип слуги старого времени, беззаветно преданного хозяевам и заботится о них, как о собственных детях. Когда отменили крепостное право, он был старшим камердинером и «не согласился на волю, остался при господах».

Постоянно вспоминает прошлое, когда барин “ездил в Париж … на лошадях …» и когда все было понятно: «мужики при господах, господа при мужиках». Он плачет от радости, что барыня приехала. Фирс плохо слышит, и его оговорки невпопад вызывают жалость и сочувствие.

После продажи имения и отъезда хозяев Фирса забывают в старом забитом дома.

«Вишневый сад» характеристика Шарлотты

Шарлотта Ивановна – гувернантка Раневских. Умеет показывать фокусы. О себе рассказывает, что ее родители ездили по ярмаркам и давали концерты, в которых участвовала с различными трюками и она. Она жалуется, что у нее нет настоящего паспорта, так что она даже не знает, сколько ей лет. Героиня чувствует себя очень одинокой и жалуется, что ей не с кем поговорить.

«Вишневый сад» характеристика Яши

Яша – молодой лакей. Карикатурная, саркастически изображена фигура – хам, чрезвычайно доволен собой и поклоняется всему иностранному. Когда ему сообщают, что к нему пришла мать из деревни и со вчерашнего дня ждет в человеческий, он пренебрежительно говорит: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти».

Выражая свои взгляды на жизнь, выдает такие перлы: «По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». Фирсу один он цинично говорит: «Надоел ты, дед. Хотя бы ты поскорее подох ».

Он просит Раневскую взять его снова в Париж, потому что в России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука …»

Источник: https://fizika-ili-himija.ru/vishneviy-sad-harakteristika-geroyiv/

Второстепенные герои «Вишнёвого сада»

Вишневый сад характеристика образа Симеонова-Пищика Бориса Борисовича

Мы привыкли завершать изучение крупного произведения сочинением, классным или домашним, давая возможность нашим ученикам систематизировать полученные знания, а себе — оценить результаты нашей совместной деятельности.

Среди традиционных итоговых тем по чеховскому «Вишнёвому саду» — «Прошлое, настоящее и будущее России в “Вишнёвом саде” А.П. Чехова», «Новаторство драматургии Чехова», «Образы Гаева и Раневской (Ермолая Лопахина, Пети Трофимова)».

На эти темы нельзя написать, не повторив многое из того, что говорилось на уроке; работа мысли у ученика в этом случае направлена только на то, чтобы логично выстроить пересказ того, что раньше было услышано и конспективно записано.

Это делать довольно утомительно, хотя полезно, особенно в классах гуманитарного профиля, где нужно готовить выпускников к специальному экзамену. Но если такой необходимости нет, а на первый план выходит задача поддержать живой интерес к автору и тексту, удобнее предложить темы другого рода, частично исследовательские.

За несколько уроков по последней чеховской пьесе мы успеваем обсудить некоторые вопросы поэтики: особенности жанра и сюжета, основные мотивы, необычность диалогов, роль ремарок.

Можно опираться в беседе на книгу З.Паперного «Вопреки всем правилам…» и даже процитировать некоторые важные фрагменты, например такие.

  • “Чеховские пьесы говорят о трагических неудачах, бедах, нелепице в судьбах героев, о разладе мечты и будничной жизни. Но рассказано о всех этих «несовпадениях» в драматическом повествовании, где всё соподчинено и соразмерено, всё совпадает и перекликается друг с другом. Дисгармонии действительности противостоит скрытая гармоничность формы, ритмичность и музыкальность повторов, «рифмующихся» друг с другом деталей”.
  • “Настроение — не просто дух чеховских пьес. Оно создаётся взаимодействием многих и многих поэтических микровеличин”.
  • “Особое значение получили у Чехова второстепенные персонажи. Те, кто на первый взгляд где-то на периферии сюжета, обретают обобщённо-символическое значение. Тень «недотёпства» падает на многих персонажей «Вишнёвого сада» и тем самым незаметно, почти неуловимо, связывает всё происходящее”.

Говорим на уроках и о героях, которых с некоторой натяжкой можно счесть главными, то есть о Гаеве, Раневской, Лопахине, Пете Трофимове.

При этом намеренно не касаемся (насколько это возможно) других персонажей — Епиходова, Шарлотты, Симеонова-Пищика, Фирса. О ком-нибудь из них ученики будут писать сочинение.

Домашнее задание — подготовиться к классному сочинению на тему «Место Шарлотты (Епиходова, Симеонова-Пищика и т.д.) в системе образов пьесы».

Для этого нужно перечитать пьесу, вспомнить все реплики и поступки персонажа и попытаться осмыслить их в свете того, что уже было сказано и понято.

Перед самым началом письменной работы (на неё отводится один час) говорим ученикам, что в хорошем сочинении должны оказаться ответы по крайней мере на три вопроса: как данный персонаж связан с основными мотивами пьесы, какие переклички можно обнаружить между ним и другими персонажами, как влияет он на общее настроение пьесы.

Разумеется, такое задание по силам не каждому ученику. В некоторых работах (на слабую троечку) не оказалось ничего, кроме более или менее добросовестного рассказа о том, что именно говорил и делал герой на протяжении четырёх действий пьесы.

Полных, исчерпывающих ответов на поставленные вопросы не было ни в одном сочинении (да этого и ожидать было нельзя), встречались натяжки, а то и грубые ошибки в истолковании тех или иных реплик. Но интересные соображения и довольно тонкие самостоятельные наблюдения тоже не были редкостью.

Об этом можно судить по приведённым ниже (в сокращении, но без редакторской правки) работам одиннадцатиклассников московской школы № 57 Игоря Ястребова, Светланы Поповой, Евгении Сечиной и Михаила Мешкова.

Симеонов-Пищик

На первый взгляд, Борис Борисович — герой, про которого с уверенностью можно говорить, что он — комический.

Симеонов-Пищик засыпает во время своих реплик, шутит про то, что его род происходит от лошади, которую Калигула посадил в сенат, постоянно просит одолжить денег, даже во время танцев, теряет и находит те, которые у него есть.

Конечно, у нас вызывает сочувствие его безвыходное финансовое положение, но комические сцены и невероятные истории приобретения необходимых денег, рассказываемые самим Симеоновым-Пищиком, не позволяют этому чувству стать острым. Однако иногда он совершает поступки, которые не вписываются в общую картину.

Именно он уводит опьяневшего от своего счастья и коньячка Лопахина от горько плачущей Любови Андреевны после продажи вишнёвого сада; только он общается с Шарлоттой, которая “хочет поговорить, но не с кем”. Неожиданно Борис Борисович проявляет больше человечности, чем можно было бы от него ожидать.

Каждый герой пьесы «Вишнёвый сад» имеет собственный мотив, и Симеонов-Пищик — не исключение. Сам он постоянно ездит от одних знакомых к другим, желая взять взаймы или вернуть, и его мотив — движение.

Во втором действии, когда все просто гуляют и разговаривают, мы его не видим, но он является, когда Раневская приезжает и уезжает из имения, он присутствует при возвращении Гаева и Лопахина с торгов.

Он всё время торопится куда-то и заставляет торопиться других.

Герои, которых в пьесе «Вишнёвый сад» можно уверенно считать второстепенными, часто имеют общее с героями, претендующими на роль главных. Симеонов-Пищик всё время полон забот, пытается собрать деньги до определённого числа, куда-то спешит и часто не успевает.

Этим он напоминает Лопахина, который тоже всегда следит за временем, у которого всегда много дел и который всегда опаздывает на поезд. Пищик из Ницше вынес, что можно “фальшивые бумажки делать”, а Лопахин прямо заявляет, что “читал книжку и ничего не понял”.

И пускай один даёт взаймы другому, у них много общего.

Таким образом, Симеонов-Пищик занимает важное место в общей системе персонажей, и его отсутствие изменило бы наше ощущение от пьесы «Вишнёвый сад».

Епиходов

В комедии «Вишнёвый сад» много второстепенных героев, играющих важную роль в пьесе, одним из них является Епиходов. Он участвует во многих комических ситуациях, у него даже есть прозвище “двадцать два несчастья”. Епиходов натыкается на стул, раздавливает картонку с шляпой, положив на неё чемодан, его хочет ударить палкой Варя, когда попадает в Лопахина.

Как и многие другие герои пьесы, Епиходов ничего не делает, его несёт поток жизни. К Епиходову, как и к остальным персонажам комедии, можно отнести слово “недотёпа”.

Он всё время что-нибудь ломает и пытается делать то, что не умеет: играет на гитаре и поёт, “как шакал”, смешно и неграмотно говорит о книгах и убеждениях, играет на бильярде и ломает кий.

Его поступки и слова (например, неожиданный и ненужный вопрос о Бокле) дополняют множество других событий, произошедших некстати (например, бал в день торгов, возвышенные речи Гаева, попытка устроить объяснение между Варей и Лопахиным перед самым отъездом, бессмысленная трата денег Раневской).

В образе Епиходова можно увидеть усиленные комические черты главных героев.

Некоторые неправильные фразы малообразованного Лопахина (например, “Всякому бе­зобразию есть своё приличие”) схожи с ещё более неграмотными и смешными словами Епиходова, употребляющего много лишних и загромождающих речь оборотов (“Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа”).

Попытки Епиходова, желающего казаться “развитым человеком”, говорить возвышенными словами (например, фраза “Для безумца, который влюблён, это мандолина”, сказанная, когда он играл на гитаре) и петь о высокой любви — более смешной вариант пустых речей Гаева о “много­уважаемом шкапе” и о “природе дивной”. И Гаев, и Епиходов некстати говорят о направлениях и убеждениях, в которых ничего не понимают, причём у Епиходова выходят совершенно нелепые слова о том, что он “никак не может понять, жить ему или застрелиться”, и на всякий случай носит при себе револьвер. Епиходов свои мелкие неприятности называет несчастьями, говорит, что к нему “судьба относится без сожаления, как буря к небольшому кораблю”, и этим напоминает Гаева, говорящего, что ему “за убеждения доставалось немало в жизни”.

Можно заметить некоторое сходство между Епиходовым и подлецом Яшей. Оба героя мнят себя образованными людьми и сразу же после того, как говорят о своей образованности, высказывают какое-нибудь нелепое суждение (фраза Епиходова про револьвер, слова Яши “ежели девушка кого любит, то она безнравственная”).

Яша и Епиходов презрительно относятся к России и считают, что “за границей всё давно уж в полной комплекции”. И тот, и другой говорят жестокие слова о больном Фирсе. У Епиходова есть фраза “Долголетний Фирс, по моему окончательному мнению, в починку не годится, ему надо к праотцам”, Яша говорит Фирсу: “Надоел ты, дед.

Хоть бы ты поскорее подох”.

Итак, Епиходов является важным героем, участвующим в создании настроения и общей атмосферы пьесы, и помогает лучше понять других персонажей.

Шарлотта

Если выделять главных персонажей «Вишнёвого сада» (во всяком случае, наиболее важных), ими окажутся те, чьи судьба и мысли связаны с садом.

Однако оставшиеся таким образом на периферии сюжета, насколько в данном случае это слово применимо, и в конце афишки действующие лица: Епиходов, Симеонов-Пищик, Шарлотта Ивановна — немаловажны для осмысления пьесы, что мы и постараемся показать на последнем примере.

Чревовещание Шарлотты, как и “несчастья” Епиходова и вечные заботы Пищика о деньгах, — одна из самых ярких фарсовых деталей «Вишнёвого сада» (вообще все трое в этом отношении превосходят главных героев, по крайней мере не уступают им: подобные черты есть, например, и у Гаева с его склонностью к прочувствованным речам, но в небольших ролях они сконцентрированы значительно сильнее).

Не так заметны, но многочисленны более обыденные её действия: приходит и уходит в первом действии, с лорнеткой на поясе; ест огурец; рассказывает, что её собачка “и орехи кушает” (Пищик (удивленно).

Вы подумайте!); в старой фуражке возится с ружьём… В комическое и житейское врываются неожиданно тоскливые, ни к кому не обращённые реплики: “Не с кем мне поговорить… Всё одна, одна, никого у меня нет и… и кто я, зачем я, неизвестно…

” И, несмотря на разницу тональностей, начало самого длинного такого монолога: “У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне всё кажется, что я молоденькая”, — отсылает к образу Раневской с её “и теперь я как маленькая”.

Однажды возникнув, эта параллель развивается, и действия Шарлотты уже бросают отсвет на всю пьесу.

Во время томительного ожидания результатов аукциона Шарлотта показывает фокусы и — ein, zwei, drei — “продаёт” плед, за которым прячутся Аня и Варя, — так преломляется мотив продажи дома; и потому на чаяния и надежды, связанные с торгами, ложится тень фиглярства этой сцены: они так же искусственны и неоправданны у Гаева и Раневской, а у Лопахина, по выражению Пети Трофимова, напоминают “размахивание руками”. А тогда и последний эпизод с участием Шарлотты, где само чревовещание вместо комического эффекта приобретает оттенок той же тоски: чем-то, в особенности, кажется, лёгкостью превращения “ребёнка” в узел, он подчёркивает неприкаянность, бесприютность Шарлотты (“Надо уходить… В городе мне жить негде”) — заставляет вспомнить, что бывшие хозяева поместья теперь бесприютны почти так же, как и она. Даже текстуальные совпадения приобретают символический смысл (Раневская, действие первое: “Мне хочется прыгать, размахивать руками”, — ремарка в третьем действии: “В зале фигура в сером цилиндре, в клетчатых панталонах, машет руками и прыгает” под крики “браво, Шарлотта Ивановна!”).

Итак, образ второстепенный, гувернантка Шарлотта по-своему оттеняет всю пьесу, внося в неё далеко не только комические ноты.

Фирс

Образ Фирса — старого верного слуги Гаевых — занимает значительное место в системе образов пьесы. На мой взгляд, его слова и действия усиливают ощущение, создаваемое центральными персонажами: Любовью Андреевной и Леонидом Андреевичем, людьми, в значительной степени живущими своим прошлым.

Ведь они для Фирса до сих пор “барские дети”. Он помнит, какая одежда полагается “на выезд”, и обращается к Гаеву со словами: “Опять не те брючки надели”, а ближе к ночи он приносит ему пальто. При этом Фирс — единственный хозяйственный человек в этом доме: “Без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом”.

Фирс выступает в этом произведении как “дух усадьбы”.

Перед отъездом все о нём тревожились, беспокоились. Четырежды было уточнено, отправили ли Фирса в больницу. Однако этого так и не случилось, и он остаётся один в заколоченном доме, в котором до весны никого не будет.

Но даже тогда он не перестаёт думать о Гаевых: “А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал… Я-то не поглядел… Молодо-зелено!” Наверное, духу усадьбы и было суждено умереть вместе с ней. “Дух истории” забыли, как и саму историю, в которой он жил.

На фоне такой картины горькой иронией звучат фразы “Прощай, старая жизнь!” и “Здравствуй, новая жизнь!”.

С Фирсом неразрывно связан и звук лопнувшей струны, дважды встречающийся в пьесе. После первого раза он произносит фразу, которую можно, наверное, назвать пророческой: “Перед несчастьем тоже было…

” Второй раз мы слышим этот звук уже после того, как Фирса оставили в запертом доме. С этого момента судьба его, как и судьба всего времени, которому он принадлежал, была предрешена.

Таким образом, Фирс чрезвычайно сильно влияет на наше восприятие одной из поставленных в пьесе проблем — смены времени, будучи сам образом этого времени.

Спонсор публикации статьи: компания BAON, представляющая на рынке модную и стильную одежду для современных жителей мегаполисов.

Купив франшизу мужской одежды BAON, Вы получаете право использования технологии, бренда, маркетинговых стратегий компании, продукция которой пользуется постоянным спросом и высоко ценится современными мужчинами за неизменные стиль, качество и удобство.

Став участником большой фирменной торговой сети, вы получите консультации по всем бизнес-процессам, связанным с работой Вашего магазина, консультации менеджеров отделов маркетинга, рекламы, PR, мерчандайзинга, службы управления персоналом.

Специалисты компании помогут рассчитать затраты на открытие магазина, оценить плановую доходность предприятия и сроки окупаемости инвестиций в проект. Подробности франчайзинговой программы BAON можно узнать на сайте по адресу: http://www.baon.ru/.

Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=201000114

Вечный должник в пьесе Чехова

Вишневый сад характеристика образа Симеонова-Пищика Бориса Борисовича

Образ человека, который «всем должен», созданный Чеховым в пьесе «Вишневый сад» более ста лет назад, сегодня актуальнее даже образа предпринимателя Лопахина. Отношение к деловым людям меняется, к вечным должникам — неизменно, как и пагубные модели их финансового поведения. При этом опасный стереотип легкой жизни в кредит все основательнее утверждается в обществе потребления.

«Желаю здравствовать… В четверг заеду…»

Этими словами прощается персонаж пьесы «Вишневый сад» Симеонов-Пищик с главной героиней в финале пьесы. Персонаж второстепенный и при этом очень заметный, яркий. На протяжении всей пьесы он постоянно нуждается в деньгах и постоянно ищет, у кого бы взять взаймы. Симеонов-Пищик задолжал всей округе: 

«…А теперь, извините, некогда… надо скакать
дальше…Поеду к Знойкову… Кардамонову…
Всем должен…»

Борис Борисович Симеонов-Пищик — представитель дворянского сословия, которое в конце XIX века испытывало огромные финансовые и идеологические трудности.

Отмена крепостного права лишила дворян бесплатной рабочей силы.

С крестьянами стало необходимо устанавливать новые деловые отношения, хозяйство на своей земле вести на новый лад: повышать эффективность, внедрять современные машины и технологии, менять методы управления.

Привыкшее к комфортной, роскошной жизни сословие оказалось к этому не готово. Процесс «оскудения» отразил тамбовский дворянин, писатель и публицист Сергей Николаевич Терпигорев (Атава) (1841–1895).

По его свидетельствам, провинциальные помещики, не имея никакой подготовки, необходимой для управления имениями при отсутствии крепостного труда, избавлялись от всего, чем владели, лишь бы не связывать себя с хозяйством.

Продавались и закладывались имения, дома со всей утварью. 

Хозяйство не давало необходимых доходов, чтобы оплачивать расходы на красивую прежнюю жизнь, но менять привычки поместные дворяне не умели.

героиня «Вишневого сада» барыня Раневская и на краю банкротства «не отвыкла еще сорить деньгами»: завтрак в ресторане, по рублю на чай лакеям, бал с оркестром в день продажи имения, золотой рубль случайному прохожему… «Если б ей волю, она бы все раздала», — сокрушается ее приемная дочь Варя.

Расходы не снижались, долги росли.
По отдельным репликам Симеонова-Пищика можно догадаться, что он тоже банкрот: его имение заложено, а деньги растрачены.

Для текущих расходов и обслуживания долгов нужны доходы, но имение, скорее всего, ничего не приносит (да Пищик, похоже, им и не занимается). По крайней мере, занимая деньги, Пищик не ссылается на ожидаемый доход от имения. Для латания финансовых дыр он вынужден прибегать к новым займам: 

«Пищик. Мне бы, Любовь Андреевна, душа моя, завтра утречком… двести сорок рублей…

Гаев. А этот все свое.

Пищик. Двести сорок рублей… проценты по закладной платить.

Любовь Андреевна. Нет у меня денег, голубчик.

Пищик. Отдам, милая… Сумма пустяшная…»

И еще: «Послезавтра триста десять рублей платить… Сто тридцать уже достал…»

Очевидно, что со временем долговая пропасть становится все глубже. Борис Борисович ввязывается в новые долги, чтобы заплатить хотя бы проценты по старым. Таким образом, к одним долгам приплюсовываются новые, денег нужно все больше и больше… Долги растут как снежный ком.
Пищик понимает шаткость своего финансового положения: «А я теперь в таком положении, что хоть фальшивые бумажки делай!», «Но вот беда: денег нет! Голодная собака верует только в мясо…», «Вот, думаю, уж все пропало, погиб…» Однако изобретательно и упорно продолжает движение по тому же кругу.

Симеонов-Пищик тратит все силы на поиски денег, а точнее, тех, кто может их одолжить. Ради денег он готов практически на все. Танцует с Раневской, хотя для него это нелегко («со мной уже два раза удар был, танцевать трудно»), и уговаривает: «Очаровательная, все-таки сто восемьдесят рубликов я возьму у вас…

» Дворянин Пищик вынужден постоянно угождать и унижаться.Больше в пьесе он ничем не занимается, не может думать ни о чем, кроме денег. Он прикладывает невероятные усилия, проявляет незаурядные человеческие качества — энергию, организаторские способности, талант обращения с разными людьми.

Находит нужные слова и для Раневской, и для Лопахина. Пищик обходителен, активен. Не зря вечный студент Трофимов над ним подтрунивает: «…

Если бы энергия, которую вы в течение всей вашей жизни затратили на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что-нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю…»

Но у Пищика нет намерения перевернуть землю. И все актерские способности не помогают герою пьесы, не приближают его к желаемой цели — повернуть время назад, сохранить все то, к чему он привык: образ жизни, положение, благополучие.

Ускользающая прошлая жизнь, словно мираж, видится воскресшей в будущем. Это приводит к бесконечным попыткам ухватиться за недостижимую цель: Пищик старается удержать ситуацию, противостоять банкротству, делая все новые и новые долги.

Фатальная ошибка в целеполагании —
и способный, живой человек выглядит недотепой.

Симеонову-Пищику требуется определенная хитрость: надо не только других убедить в том, как тебе плохо, но и себя, чтобы быть правдоподобным в жалобах на тяжкие обстоятельства. Нужно выглядеть немножко шутом. Все это требует существенного напряжения психики (да и нагрузки на желудок: чего стоит публичное заглатывание пилюль или поедание полведра огурцов). Такова плата за несоответствие между желаниями (целями) и возможностями. Круг друзей и знакомых, готовых давать в долг, с каждым днем сужается. Займы у чужих людей чреваты более жесткими условиями. Бессмысленный бег по кругу изводит Пищика, подрывает его здоровье. Остается надежда на чудо…

«Вот, думаю, уж все пропало… А там, гляди, еще что-нибудь случится не сегодня завтра…»

С Борисом Борисовичем время от времени действительно случаются чудесные события, позволяющие ему временно как-то перебиться: «Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж все пропало, погиб, ан глядь — железная дорога по моей земле прошла, и… мне заплатили».

Видимо, он и дальше намерен уповать на «благоволение небес» и неожиданное избавление: например, «двести тысяч выиграет Дашенька… у нее билет есть». Порадоваться бы за человека, который исполнен оптимизма. Однако образ Пищика вызывает в лучшем случае недоумение, смешанное с сожалением. В ситуации должника вера в чудо — это ложно позитивная модель. Нужно однозначно осознавать, что новые займы на погашение старых — процесс бесконечный, остановить который можно только прекратив занимать! Однако что делает Пищик? Он пытается «договориться с небесами»: мол, я согрешу — а вы меня прикройте! Я опять возьму чьи-то деньги — мне очень надо — я отдам с «благоволения небес»!

Чем глубже становится долговая яма, тем более значимое, мощное должно быть чудо. Сегодня это билет выигрышного займа, а завтра? В ситуации Симеонова-Пищика «благоволение небес» должно дать возможность не просто покрыть текущие долги, но и продолжить вести «свой» образ жизни на «чужие» деньги. Иначе все начинается с начала, и плачевный конец неизбежен.

Чудесная история с железной дорогой укрепила надежды Пищика.

Однако без изменения финансовой
стратегии, приведения расходов в соответствие
доходами и обеспечения регулярного
источника доходов даже «чудом»
полученные деньги ждет та же участь.

И вот уже в третьем действии Симеонов-Пищик намекает, пусть даже в шутку, на возможность совершить преступление: «Ницше… философ… величайший, знаменитейший… громадного ума человек, говорит в своих сочинениях, будто фальшивые бумажки делать можно…» И почти признается в готовности к подобной афере: «А я теперь в таком положении, что хоть фальшивые бумажки делай…»
Насколько можно судить из пьесы, Пищик пока не делает «фальшивые бумажки», однако само направление мысли весьма показательно: из сочинений философа «громадного ума» в памяти Пищика засела именно эта тема. Очевидно, что персонаж все ближе к катастрофе. Поэтому так настораживают в устах оптимиста-бодряка Пищика причитания о грядущей кончине: «…А дойдет до вас слух, что мне конец пришел, вспомните … и скажите: «Был на свете такой, сякой… Симеонов-Пищик… царство ему небесное…»

«Событие необычайнейшее»?

В последнем действии «Вишневого сада» удача как будто улыбнулась Симеонову-Пищику: он заключил с англичанами выгодный контракт и даже отдает часть долгов. История с участком «белой глины», который у Пищика вроде бы арендовали англичане, кажется сомнительной — он и сам оценивает ее как «событие необычайнейшее».

Появление Пищика с неожиданными деньгами и рассказом об англичанах происходит в октябре. Чтобы арендовать участок на целые 24 года (якобы таковы условия сделки), нужны серьезные расчеты и обоснования. Им должен был предшествовать период разведки, затем оценка качества глины и перспектив ее дальнейшего использования; переговоры об аренде, наконец. Одним словом, от начала поиска глины в родовом имении Симеоновых-Пищиков до выплаты аванса за аренду участка должно было пройти несколько месяцев. Но мы хорошо помним, что еще в августе никаких англичан и в помине не было: в третьем действии, выпрашивая деньги в кругу Раневской, Борис Борисович даже не пытается обнадежить своих кредиторов столь перспективными планами. И это Пищик, который малейшую возможность спешит представить как свершившийся факт! Что же произошло, откуда у Бориса Борисовича появилась возможность вернуть часть долгов? Из пьесы мы этого не узнаем, однако, если вспомнить все высказывания Симеонова-Пищика, в воображении рождается несколько сюжетов. Быть может, загнанный в угол жизненными обстоятельствами Пищик в отчаянии решился нарисовать фальшивый вексель или совершил иную финансовую аферу? Даже если так, финансовые проблемы героя вряд ли могут быть решены одной лишь операцией — за первой махинацией могут последовать другие. История неминуемо закончится разоблачением, судом, тюрьмой, позором. Возможно, Борис Борисович нашел еще одного знакомого, который согласился одолжить ему большую сумму. Признаться в этом Лопахину, Раневской, Гаеву трудно. Пищик, вероятно, и сам не хочет думать о новом долге, ведь как он будет возвращать эти деньги — непонятно. Финансовая катастрофа все ближе.

Даже если случилось чудо, если Пищик вытащил счастливый билет с арендаторами-англичанами и падение в финансовую яму приостановилось, нет уверенности, что наш герой сумеет грамотно распорядиться удачей, устоит перед соблазном новой роскоши. Тогда это лишь короткая передышка перед дальнейшим неминуемым падением. Завтра нужно снова искать, у кого взять взаймы, изобретать способы, упрашивать. Сил для изнурительного бесконечного бега по кругу уже нет.

Возможно, поэтому, возвращая деньги, Пищик роняет совсем вроде бы неуместную фразу: «Сейчас один молодой человек рассказывал в вагоне, будто какой-то… великий философ советует прыгать с крыш… „Прыгай!“, говорит, и в этом вся задача. (Удивленно.) Вы подумайте!»

В этой сцене Пищик находится в таком волнении, что даже не до конца понимает слова Раневской об отъезде. 

Не сдерживая слез, прощаясь, говорит,
что «всему на этом свете бывает конец». Не
отчаяние ли это?

Действие «Вишневого сада» происходит в трудные времена. Внутренняя смута Борис Борисыча отягощена непонятной судьбой разоряющегося дворянства в целом. И хотя в XXI веке другие социальные реалии, мы тоже живем в эпоху перемен. Появление персонажей, аналогичных чеховским героям: неспособных сориентироваться во времени, растерянных, не управляющих своей жизнью, но стремящихся отстоять право на «комфортную жизнь в кредит».

Наверное, у каждого есть знакомые, которые ведут себя как Симеонов-Пищик — вечно должны и вечно занимают, часто оказываясь на грани нервного срыва.

Показательна в этом отношении сцена, когда Пищик суетится, боясь потерять очередные выпрошенные взаймы деньги: «Сто тридцать уже достал… (Ощупывает карманы, встревоженно.) Деньги пропали! Потерял деньги! (Сквозь слезы.

) Где деньги? (Радостно.) Вот они, за подкладкой… Даже в пот ударило…»

«Не теряю надежды…»

Конечно, Пищик в «Вишневом саде» — это второстепенный персонаж, судить о его будущности по набору коротких реплик довольно сложно. И все же приходится признать: благополучных, спасительных сценариев в истории Бориса Борисовича как-то не просматривается.

Нельзя просто прийти к кредиторам, попросить прощения и начать жизнь «с чистого листа». Признание собственного банкротства — очень сложная задача. Однако финансовое оздоровление начинается именно с этого шага: диагностики самой «болезни», осознания того, что ты больше не управляешь ситуацией и своими деньгами.

Далее необходимо честно взглянуть на свои перспективы. Для Пищика реальное будущее — это, скорее всего, потеря имения, статуса, судебные тяжбы, пугающая неопределенность в судьбе дочери.

Кроме того, трезвый взгляд на свое положение заставил бы Бориса Борисовича признать, что его мастерство ловкого получателя кредитов, фокусника, актера — все оказалось бесплодным. Не всякому человеку такое под силу. Страх достичь дна жизни не позволяет Симеонову-Пищику признать банкротство и остановиться.

В какой-то момент именно этот страх падения подталкивает человека к новым долгам. «Только не сейчас! Еще есть шанс: новый долг позволит погасить старый!» И последние силы тратятся на поиск новых денег, на погашение процентов и займов. Достигнув дна, обессиленный человек тонет.

Однако, пока еще можно оттолкнуться от дна, необходимо начать выплывать: признать невозможность управлять финансовым состоянием и ступить на трудный путь исцеления.  В чем радость такого пути? В том, что дно позади! Радость в сохранении собственной личности, в честности перед собой и другими людьми, в осознании собственной силы. Сила — в правде! Только после такого сложного шага наш герой Симеонов-Пищик смог бы начать что-то менять в своей жизни, направив на это все свои таланты, которые прежде тратил на бесперспективный и опасный бег за новыми кредитами. Решая неразрешимую проблему, даже самый сильный человек может попросту надорваться. Сила именно в том, чтобы признать свою неспособность ее решить и пойти новым путем — пусть нелегким, но честным, дающим реальную надежду.

И тогда вновь приятным смыслом наполнятся для окружающих слова их старого знакомого Бориса Борисовича Симеонова-Пищика: 

«…Желаю здравствовать…В четверг заеду…»

Источник: http://xn--h1aahkxm.xn--p1ai/articles/vechnyy-dolzhnik-v-pese-chekhova/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики