Характеристика Епиходова (Вишневый сад)
Среди персонажей пьесы А.П.Чехова есть образ, типичный для любого общества. Людей, за которыми идут несчастья, много. Образ и характеристика Епиходова в пьесе «Вишневый сад» – это пример неуклюжего, вечно все роняющего человека. За внешней открытостью скрывается сложный характер.
Особенности персонажа
Епиходов стремится быть образованным и культурным человеком. Он читает разные книги, называя их замечательными. Чтение не делает мужчину грамотным. Он изъясняется с трудом, использует множество слов, путающих фразы. Чаще это вводные слова, не несущие смысла:
Классик говорит, что Семен умеет играть на гитаре, значит, есть у персонажа музыкальные способности. Интересен выбор песен. Они о равнодушии: «Что мне до …света, что мне друзья и враги…». Грустные мотивы Семен напевает во время ходьбы, как бы в суете.
Даже во внешность классик постарался внести нечто особенное: скрипучие сапоги. Скрип раздражает окружающих. Новые сапоги ярко начищены, их не только слышно, но и видно.
Автор показывает, как культура и книги могут пройти мимо человека, не способного их понять. Ситуация абсурдна: читать, но не понимать сути. Семен Пантелеевич может противостоять обстоятельствам, а он подводит под выдуманную философию. Обречен на вырубку вишневый сад, обречен на вечные неудачи Епиходов.
Характер героя
Конторщик, как и большинство героев пьесы, комичен. Он роняет цветы, предметы падают от его прикосновения: стул, ваза. Нелепые происшествия сопровождают Епиходова. Он жалуется на свою судьбу, считает себя несчастным. Мужчина завидует практически всем окружающим. Удивительно то, что молодой человек испытывает зависть к Фирсу, старому больному лакею.
Епиходов не пытается измениться. Он выбрал философию ученого Бокля. Сделал ее смыслом своей жизни. Конторщик находит оправдания несчастьям в воле судьбы. Зачем что-то предпринимать, если ничего изменить нельзя. Семен и вишневый сад – одинаковая судьба. Но с одной стороны, это человек, живой и имеющий возможности и права, с другой, бездушные деревья, не способные на самозащиту.
Епиходов и другие персонажи
Все персонажи пьесы высказали свое отношение к неудачнику. Мнение о Епиходове разностороннее. Такое отношение подтверждает гениальность автора. Он отдельными штрихами создает многоликий образ типичного для общества человека:
- Лопахин считает его никчемным, лишним, мешающим.
Конторщик должен заниматься делами имения, но он ленив и не практичен. Для чего Раневской Епиходов непонятно для Вари, от него нет толку, только убытки. В завершении пьесы, когда у сада появляется новый хозяин, Семену находится новое место. Его оставляют управлять двором. Что увидел в нем предприимчивый Лопахин? Дешевую рабочую силу, проворного исполнителя или безответного сторожа?
Дуня и конторщик
Горничная Дуняша среди двух «образованных» мужчин выбирает лакея Якова. Умные фразы Епиходова остаются для нее непонятными: «…ничего не поймешь…». Дуня планирует выйти замуж за конторщика, но появление Якова меняют девушку. Она начинает избегать его.
Епиходов пытается образумить Дуняшу: «Вы дали слово…». Он влюблен безумно. Увидеть в пьесе безумную любовь сложно. Так ее расценивает красавица. Что в его безумии: цветы, частые приходы в имение, желание видеться? Искренних чувств, действий нет, только намеки.
Конторщик не глуп. Он видит, что девушка стала относиться к нему по-другому. Он сравнивает себя с насекомым. Здесь появляется трагизм образа. Мужчина правильно подбирает для себя эпитет: мелкое, ненужное, незаметное насекомое, не способное на настоящие поступки.
Обиженный судьбой персонаж пьесы наделен природными способностями, приятной внешностью. Но он не пользуется дарами, а предпочитает играть роль неудачника, прятаться за ленью, равнодушием и запутанными фразами. Такое положение устраивает конторщика, жизнь идет своим чередом, не заставляет напрягаться, действовать, не нужно переживать или волноваться. Все идет само собой.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2049-harakteristika-epihodova-vishnevyy-sad.html
А.П. Чехов
«Вишневый сад»– вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.
Основная тема пьесы автобиографична – обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение.
Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом.
Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:
- люди прошлого – дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
- люди настоящего – их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
- люди будущего – прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).
История создания
Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.
Описание произведения
Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).
Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы – разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату.
Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша.
Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова.
Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте.
Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.
Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер.
Гаев и Лопахин при этом отсутствуют – они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка.
После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.
Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.
Любовь Андреевна Раневская
Сентиментальная особа, владелица поместья.
Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным.
Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.
Подробнее: Любовь Андреевна Раневская: характеристика и образ героини
Лопахин Ермолай Алексеевич
Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен – в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.
Подробнее: Лопахин Ермолай Алексеевич: характеристика и образ героя
Гаев Леонид Андреевич
Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.
Подробнее: Гаев Леонид Андреевич: характеристика и образ персонажа
Петя Трофимов
Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.
Подробнее: Петя Трофимов: характеристика и образ персонажа
Аня Раневская
Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.
Подробнее: Аня Раневская: характеристика и образ персонажа
Фирс
87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.
Подробнее: Фирс: характеристика и образ персонажа
Яша
Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.
Подробнее: Яша: характеристика и образ персонажа
Структура произведения
Структура пьесы довольно проста – 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия – несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором – нарастание напряжения, в третьем – кульминация (продажа имения), в четвертом – развязка.
Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма.
Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.
(Сцена из современной постановки)
Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене.
Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.
Итоговый вывод
Последняя пьеса Чехова, можно сказать – его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.
В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.
Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%92%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%B4.html
«Вишневый сад» характеристика героев
Аня – дочь Раневской, 17 лет. Захвачена студентом Петром Трофимовым и находится под его влиянием. Под влиянием его рассуждений о том, что нужно искупить прошлое страданием и непрерывным трудом, говорит, что уже не любит вишневого сада, как прежде, и непременно уйдет из дома.
Утешая мать после продажи имения, декламирует так же, как и Трофимов: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого …» – и т. Д, В ней есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезда из старого дома, потому что «начинается новая жизнь».
Привлекательные ее решимость и энтузиазм, но в то же время у них есть привкус возможного разочарования: слишком легко и безоглядно верит она Трофимову, который красиво декларирует свои убеждения, хотя ничем пока не подтвердил их.
«Вишневый сад» характеристика Варе
Варя (Варвара Михайловна) – дочь Раневской, 24 лет. Варя фактически выполняет роль экономки Раневских, все хозяйство лежит на ней, и она добросовестно выполняет свои обязанности.
Варя ждет предложения от купца Лопахина, он нравится ей, как и она ему, но почему-то медлит с объяснением, даже тогда, когда его к этому подталкивают. Как объясняет сама Варя, «у него дел много, ему не до меня».
Варя говорит, что мечтает выдать Аню за богатого, а сама бы потом пошла в пустынь, в Киев, ходила бы по святым местам. После продажи имения, так и не дождавшись предложения Лопахина, зпрацюе экономкой в других помещиков.
«Вишневый сад» характеристика Гаева
Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. Чтобы скрыть свои переживания, принимает словечки вроде «кого?» Или бильярдные «от пули направо в угол». Сентиментален, как и сестра. В нем есть артистизм (знаменитое обращение к «многоуважаемой шкафы») и искренность.
Он увлекается и говорит слишком много, декламирует, потом спохватывается, понимая неуместность своих выступлений. О себе говорит, что он человек восьмидесятых годов и ему доставалось немало за убеждения. Идеалист и романтик, он строит различные планы спасения имения, честью своей клянется племянницы Ани, что имение не будет продано, хотя ничего у него не получается.
После продажи вишневого сада устраивается служащим в банке, на что Лопахин с сомнением замечает: «впрочем не усидит, ленив очень …»
«Вишневый сад» характеристика Лопахина
Лопахин Ермолай Алексеевич – купец. Его отец, торговал в лавке в селе, был крепостным у деда и отца Раневской. Он чувствует благодарность к ней за то, что она много для него сделала, и говорит, что любит как родную. Теперь он разбогател, но о себе с иронией говорит, что «мужик мужиком».
Он искренне хочет помочь Раневской выручить их вишневый сад, который продается за долги, и предлагает проект – разбить землю и вишневый сад на дачные участки и отдавать в аренду под дачи. Для этого следует, по его мнению, вырубить вишневый сад.
Пытаясь внушить им, что нужно делать, он наталкивается на протест и полное непонимание со стороны хозяев. Лопахин лишен эстетического чувства и, если для Раневских сад – символ прежней счастливой жизни, символ их молодости, то для Лопахина замечательного в нем «только то, что он большой».
Раневские для него странные именно своей легкомыслием и неделовитость. Сам он, по его словам, встает в пять часов утра, работает с утра до вечера.
https://www.youtube.com/watch?v=Dws8omjqyFY
В Лопахина чувствуется страсть и размах, и сам он чувствует свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. Откликаясь на размышления студента Трофимова о будущем и о том, что надо работать, он говорит, что при тех необъятных просторах, которые дал им Бог, они и сами должны быть великанами. В конце концов Лопахин покупает вишневый сад.
Это момент наивысшего его торжества: он, сын мужика и сам мужик, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». В нем неожиданно проступает действительно грубое, хищническое начало, купеческий безудерж ( «За все могу заплатить!»).
Радость буквально рвется из него, он хохочет и топает ногами.
«Вишневый сад» характеристика Раневской
Раневская Любовь Андреевна – помещица, пять лет прожила за границей. Шесть лет назад умер ее муж, потом утонул младший, семилетний сын Гриша. Лопахин отзывается о ней как о легкой, простого человека. В Париже она жила открытым домом, принимала гостей, тратила много денег. Сентиментальная.
Ее монологи полны чувствительности и пафоса: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно …» Вернувшись в имение, плачет при виде своей детской. Пообедав в городе и потратив много денег, искренне раскаивается в своих бессмысленных расходах, зная, что Варя из экономии кормит всех молочным супом.
Она понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами, но тем не менее снисходительна к себе, измениться не может и не хочет. Она требует яркого, красивого, насыщенной жизни.
Привязана к человеку, с которым жила во Франции и который, по ее словам, обокрал и бросил ее, а теперь снова зовет ее, она готова снова ехать к нему, хотя и понимает, что это не принесет ей счастья. В финале, после продажи вишневого сада, Р. отправляется в Париж.
«Вишневый сад» характеристика Трофимова
Трофимов Петя – бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Разночинец. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, носит очки и Резонерство о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать».
Герой красиво проповедует веру в непременный наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что «человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину ».
Он разоблачает «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешной.
О своих отношениях с Аней он говорит, что они выше любви: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! “Опять же, как и Гаев, он призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье.
Раневская не без основания упрекает его в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продать. Она точно подмечает, что он только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил, только судьба бросает его с места на место.
Повторяя любимое слово Фирса, она называет его недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет он до «высшей правды», Трофимов уверенно отвечает: «Дойду или укажу другим путь, как дойти». В финале он разыскивает забыты галоши, которые становятся символом его неудачного, несмотря на хорошие слова и вдохновляющий пафос, жизни.
«Вишневый сад» характеристика Дуняши
Дуняша – горничная. Обеспокоена главным образом желанием выйти замуж. Ей сделал предложение Епиходов, но она проявляет знаки внимания, а потом признается в любви лакею Яши.
Простодушно кокетничая с ним, Дуняша говорит о себе: «Меня еще девочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот руки белые-белые, как у барышни.
Нежная стала, такая деликатная, благородная, всего боюсь … »
«Вишневый сад» характеристика Епиходова
Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик. Играет на гитаре. Его называют «двадцать два несчастья», поскольку с ним постоянно случаются разного рода неприятности: то он перебрасывает стул, то упускает букет, то еще что-нибудь. Он делает предложение горничной Дуняше.
О себе говорит: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться …» При этом постоянно носит при себе пистолет. Язык его очень затейливая, так что трудно бывает понять, что он хочет сказать.
«Вишневый сад» характеристика Семенова-Пищика
Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик.
Чудак, который осуществляет смешные поступки, хвастается своим лошадиным здоровьем (считает, что от лекарств ни вреда, ни пользы, и выпивает вместе все пилюли Раневской), несмотря на то, что с ним уже дважды был удар.
Лейтмотив его образа – хлопоты о деньгах, которые он постоянно занимает у всех. В финале он выплачивает часть долгов, потому что отдал англичанам в аренду свою землю.
«Вишневый сад» характеристика Фирса
Фирс – лакей, старый 87 лет. Тип слуги старого времени, беззаветно преданного хозяевам и заботится о них, как о собственных детях. Когда отменили крепостное право, он был старшим камердинером и «не согласился на волю, остался при господах».
Постоянно вспоминает прошлое, когда барин “ездил в Париж … на лошадях …» и когда все было понятно: «мужики при господах, господа при мужиках». Он плачет от радости, что барыня приехала. Фирс плохо слышит, и его оговорки невпопад вызывают жалость и сочувствие.
После продажи имения и отъезда хозяев Фирса забывают в старом забитом дома.
«Вишневый сад» характеристика Шарлотты
Шарлотта Ивановна – гувернантка Раневских. Умеет показывать фокусы. О себе рассказывает, что ее родители ездили по ярмаркам и давали концерты, в которых участвовала с различными трюками и она. Она жалуется, что у нее нет настоящего паспорта, так что она даже не знает, сколько ей лет. Героиня чувствует себя очень одинокой и жалуется, что ей не с кем поговорить.
«Вишневый сад» характеристика Яши
Яша – молодой лакей. Карикатурная, саркастически изображена фигура – хам, чрезвычайно доволен собой и поклоняется всему иностранному. Когда ему сообщают, что к нему пришла мать из деревни и со вчерашнего дня ждет в человеческий, он пренебрежительно говорит: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти».
Выражая свои взгляды на жизнь, выдает такие перлы: «По-моему так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная». Фирсу один он цинично говорит: «Надоел ты, дед. Хотя бы ты поскорее подох ».
Он просит Раневскую взять его снова в Париж, потому что в России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука …»
Источник: https://fizika-ili-himija.ru/vishneviy-sad-harakteristika-geroyiv/
Add comment