SAVUZ

В.В. Маяковский в годы Первой мировой войны

Владимир Владимирович Маяковский

В.В. Маяковский в годы Первой мировой войны

Владимир Маяковский – как драматург, поэт, кинорежиссер и киносценарист, журналист и художник. Маяковский стал одним из наиболее известных советским деятелей искусства и символом эпохи.

Биография

Владимир Маяковский родился в семье Владимира Константиновича Маяковского, который трудился лесничим в Эриванской губернии. Мать, Александра Алексеевна Павленко, была родом из казацкого кубанского рода и перебралась в Кутаисскую губернию следом за мужем.

В 1902 году Маяковского отдали на обучение в городскую гимназию в Кутаиси. Проучиться здесь ему довелось всего четыре года. В 1906 году умирает отец Маяковский-старший, после чего вся семья перебралась в Москву.

В Москве Маяковский поступает в классическую гимназию. И здесь ему не довелось отучиться полностью: в 1908 году будущего поэта выгнали из гимназии из-за неуплаты денег за обучение.

Именно в этот период начинается становление Маяковского-революционера. Покинув гимназию, он знакомится со студентами, распространяющими революционные идеи. Вскоре после этого Владимир становится членом РСДРП.

Активное участие в работе марксистов не могло не навлечь неприятности: в 1908—1909 Маяковский три раза попадал за решетку.

Ему предъявлялись обвинения в сотрудничестве с анархистами-экспроприаторами, в организации подпольной типографии и содействии побегу из Новинской тюрьмы политзаключенных-женщин.

В результате следствия по всем трем делам Маяковский был освобожден, – как несовершеннолетний и за недостатком улик. Тем не менее, 11 месяцев до освобождения ему все же пришлось провести.

Пребывание в тюрьме является периодом начала творческого становления Маяковского. Здесь он пишет свои первые стихи, которые впоследствии вызывали у него не слишком положительные эмоции. Тем не менее, рукописная тетрадка со стихами времен «отсидки» – первый черновик произведений Владимира Владимировича.

В 1910 году Маяковский выходит из тюрьмы, а уже год спустя начинает очень активно интересоваться живописью. Вскоре Московское училище живописи, ваяния и зодчества заполучает Владимира в качестве студента.

А в 1912 году его стихи начинают публиковаться в футуристических альманахах. Становление Маяковского как поэта переходит в новую стадию.

И опять бунтарский характер не дал возможности Маяковскому окончить образование: за участие в публичных выступлениях Владимира исключают и из Московского училища живописи.

Вскоре после этого Маяковский отправляет продвигать футуристическое искусство в массы по городам страны. Он путешествует с группой единомышленников, но в творчестве является уже вполне самостоятельным.

Первая мировая война вызвала активный протест Маяковского. Он создает ряд произведений, в которых клеймит позором жестокость и бессмысленность войны.

Созданная в 1915 году пьеса «Облако в штанах» – произведение, в котором Маяковский предсказывает скорую революцию, которая должна очистить общество.

Пьеса стала поворотным этапом в творчестве Владимира Владимировича – она показала четко сформулированную идею о необходимости революции.

Октябрьская революция, естественно, была встречена Маяковским с большой радостью. Новая социалистическая действительность была эстетически осмыслена поэтом. Ранее никакой социальной перспективы Маяковский не имел, теперь же в своих произведениях он призывает к борьбе за коммунистические идеалы.

Футуризм Маяковского, несмотря на коммунистическую направленность, далеко не всегда нравился Ленину. Вождь мировой революции не слишком любил футуристов, из-за чего критика доставалась и произведениям Владимира Владимировича. Например, раскритикована была поэма «150 000 000», которую Ленин посчитал слишком уж необычной.

В этот же период Маковский проявляет себя и как художник. В 1919 году, перебравшись в Москву, он приступает к созданию серии агитационных плакатов. За три года их количество достигло 1 100. Эти плакаты демонстрируют работу опытного художника с броской и лаконичной манерой выражения своей мысли. Сам Владимир называл себя «поэтом-рабочим», трудящимся кистью на нужды революции.

В начале 1920-х годов Маяковский создает целый ряд произведений, направленных на пропаганду мировой революции. Черты футуризма в его творчестве обретают новые элементы. Поэт становится одним из членом творческого объединения ЛЕФ (Левый Фронт), где сотрудничает с Б. Пастернаком, С. Третьяковым, Н. Асеевым и другими представителями литературы, филологии и других областей искусств.

В этот же период Маяковский плодотворно трудится над созданием рекламы и дизайна упаковки для «Резинотреста», «Моссельпрома» и других торговых государственных объединений.

Маяковский-«дизайнер» добился больших успехов, о чем свидетельствует полученная на парижской Выставке декоративно-прикладного искусства серебряная медаль и почетный диплом.

Поэт же представлял свои опыты в рекламе не только как источник заработка, но и как способ выражения своих идей о победе революции.

С 1923 года практически все произведения выстраиваются в стиле «лесенки», который остается настоящей «визитной карточкой» поэта и сейчас. «Лесенка» объяснялась самим Маяковским как прием, который нужен, чтобы донести идею стиха до «среднего» читателя, так как обычной пунктуации для этого недостаточно.

В 1920-х годах Маяковский работал сразу по нескольким направлениям: работал корреспондентом целого ряда газет Советского Союза, писал стихи (в том числе и для детей), создавал агитационные плакаты.

Часто бывал за рубежом, где черпал идеи для своих «анти-буржуазных» стихов. Поэт много ездил по всей стране, читая свои стихи со сцены.

Его выступления обязательно сопровождались интересными импровизациями с чтением записок из зала и шутками, рассчитанными на непритязательный вкус простых слушателей.

К концу 1920-х годов Маяковский решил больше внимания уделять драматургии. В это время были написаны одни из лучших его пьес: «Клоп» и «Баня». Эти произведения – сатирическое описание реалий того времени. В пьесах Маяковский применил свой любимый прием: воскрешения и путешествия в будущее.

Высмеивание в «Клопе» бюрократизма и прочих проблем навлекло на Маяковского серьезную критику. Кому-то сверху не понравилось, что поэт высмеивает те недостатки, которых в Советском государстве, по официальной версии, не существует. Посыпались резкие статьи в газетах, лозунги «Долой маяковщину».

Благосклонная до этого судьба резко отворачивается от поэта. Его критикуют за «попутничество», исключают из творческих объединений.

В марте 1930 года Владимир Владимирович организовал выставку-ретроспективу «20 лет работы», где разместил многие свои произведения.

На выставку не обратили никакого внимания даже бывшие коллеги по творческим объединениям. Естественно, отвернулось от поэта и партийное руководство.

В это время будто все напасти свалились на Маяковского сразу: он терпит поражение в личной жизни, его постоянно и очень жестко критикуют, ему грозит потеря голоса, а спектакль «Баня» проваливается. Скорее всего, это и стало причиной самоубийства Маяковского 14 апреля 1930 года.

Вскоре после смерти поэта от его творчества постарались побыстрее откреститься: его творчество попадает под негласный запрет. Только в 1936 году, по ходатайству Лили Брик перед Сталиным, запрет был снят. Сразу же начинают публиковать сборники произведений Маяковского, его называют лучшим поэтом эпохи, создают его музей. Ему воздают всяческие почести, но – уже посмертно.

Основные достижения Маяковского

  • В начале ХХ века Владимир Владимирович Маяковский стал, пожалуй, единственным художественным авангардистом, который сумел донести свое творчество до широких масс. На протяжении всего советского периода произведения Маяковского оставались образцом отечественного авангардизма.

  • Произведения Маяковского дореволюционного периода для многих поэтов 1950-х и 1960-х годов стали настоящим символом свободы и стремления к эксперименту.

  • Еще одна поистине огромная заслуга Маяковского состоит в том, что он сделал свое творчество символом советской эпохи.

    Именно он распространил идеи революции далеко за пределы Советской России и стал образцом для подражания немалого количества поэтов нового государства.

    Революционные произведения Маяковского были переведены на многие языки. Примечательно, что творчество его особенно популярно в Японии, Германии, Англии.

    Важные даты биографии Маяковского

  • 19 июля 1893 года – рождение в селе Багдады, близ Кутаиса.

  • 1902 год – поступление в Кутаисскую гимназию.

  • 1905 год – первые участия в выступлениях революционно настроенной молодежи.

  • 19 февраля 1906 года – смерть отца. Июль – переезд в Москву. Август – поступление в Пятую московскую гимназию.

  • 1907 год – Маяковский становится членом РСДРП(б).

  • 1908 год – исключение из гимназии, арест за организацию подпольной типографии.

  • 1909 год – создание первых стихов в тюрьме.

  • 1911 год – был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества.

  • 1913 год – публикация первого сборника «Я!». Постановка трагедии «Владимир Маяковский» в питерском театре «Луна-парк».

  • 1914 год – исключение из Училища живописи, ваяния и зодчества. Получение отказа на просьбу о поступлении в действующую армию добровольцем.

  • 1915 год – переезд в Петроград. Знакомство с А. М. Горьким и И. Е. Репиным. Публикация стихотворения «Гимн судье». Призыв на военную службу.

  • 1916 год – знакомство с С. Есениным. Написание поэм «Человек» и «Война и мир».

  • 1917 год – встреча с Лениным, активная организация сотрудничества представителей творчества с советской властью.

  • 1918 год – написание сценария фильма «Не для денег родившийся». Постановка спектакля «Мистерия-буфф».

  • 1919 год – переезд в Москву. Публикация сборника «Все сочиненное Владимиром Маяковским». Начало работы в РОСТА.

  • 1921 год – публикация поэмы «150 000 000».

  • 1922 год – участие в сборе средств в пользу голодающих Поволжья. Публикация стихотворения «Прозаседавшиеся». Выезд в Ригу, затем Берлин и Париж.

  • 1924 год – присутствие на похоронах Ленина, представление поэмы «Владимир Ильич Ленин».

  • 1925 год – путешествие в Германию, Францию, Мексику, США.

  • 1927 год – премьера пьесы «Двадцать пятое». Публикация поэмы «Хорошо!».

  • 1928 год – новая поездка в Европу, знакомство с Луи Арагоном в Париже.

  • 1929 год – премьера «Клопа». Председательство на первом организационном собрании творческого объединения Леф.

  • 1930 год – премьера спектакля «Баня». Начало массированной критики поэта, постоянные нападки в газетах.

  • 14 апреля 1930 года – Владимир Владимирович Маяковский покончил жизнь самоубийством.

    Интересные факты из жизни Маяковского

  • Знаменитая «лесенка» Маяковского многими его коллегами-поэтами считалась жульничеством. Поэтам тогда платили в соответствии с количеством строк.

  • Маяковский всю жизнь очень сильно боялся микробов и мыл руки при каждом удобном случае. Фобия развилась после того, как отец поэта умер в результате обычного укола иглой.

  • Маяковский любил азартные игры и во время поездок по Европе предпочитал проводить время за карточными столами.

  • Одна из версий причин смерти поэта – неудачная игра в русскую рулетку.

  • Однажды, проигравшись в бильярд, Маяковский расплатился доверенностью на получение гонорара за свой сборник стихов.

  • Текст стихотворения «Лиличке!» был использован для создания песни «Маяк» группой «Сплин».

    Источник: Биография Владимира Маяковского: [Электронный ресурс] // Биографии известных людей. URL: http://biografix.ru/biografii/pisateli/128-biografiya-vladimira-mayakovskogo.html. (Дата обращения: 25.12.2014).

  • Вернуться на главную
  • Сергей Есенин
  • Александр Блок
  • Валерий Брюсов
  • Константин Бальмонт
  • Марина Цветаева
  • Борис Пастернак
  • Анна Ахматова
  • Источник: http://philolog.petrsu.ru/filolog/student/2014/GOROKH/htm/mayak.htm

    Владимир Маяковский

    В.В. Маяковский в годы Первой мировой войны

    Владимир Маяковский.
    1915 г.

    Один из крупнейших поэтов XX века. Драматург, художник.

    Родился в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда семья переехала после смерти отца. В 1908 г. бросил учебу, увлекшись подпольной революционной деятельностью, вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту.

    Начал писать стихи в Бутырской тюрьме. С 1911 г. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (исключен в феврале 1914 г.). Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение – «Ночь» – в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу».

    Свое отношение к войне и его эволюцию В. В. Маяковский обрисовал в своей автобиографии «Я сам»: «Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные. Затем стих.

    «Война объявлена».» Следующая запись (глава «Август»): «Первое сражение. Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне — надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили.

    Нет благонадежности.».

    В августе — октябре В. В. Маяковский сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок» в Москве. Им написаны тексты агитационного содержания для народных лубков и лубочных открыток, которые выпускало издательство. Несколько рисунков к открыткам сделал Маяковский. Тексты В. В. Маяковского до сих пор полностью не собраны (известно 22 лубка и 32 открытки).

    Вскоре свое отношение к службе в царской армии В. В. Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое неоднократно читал со сцены, провоцируя скандалы.

    В начале сентября В. В. Маяковский был призван на военную службу и определен в Военно-автомобильную школу, в 1-ю запасную автомобильную роту ополченцем второго разряда. В автобиографии об этом событии рассказано так: «Призыв. Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертежником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто. С печатанием еще хуже.

    Солдатам запрещают. Один Брик радует. Покупает все мои стихи по 50 копеек строку. Напечатал «Флейту позвоночника» и «Облако». Облако вышло перистое. Цензура в него дула. Страниц шесть сплошных точек». И дальше в главе «Солдатчина»: «Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь) начальниковы портреты. В голове разворачивается «Война и мир», в сердце — «Человек»».

    В письме к родным в середине сентября В. В. Маяковский писал: «Только сейчас окончились мои мытарства по призыву, спешу вам написать и успокоить.

    Я призван и взят в Петроградскую автомобильную школу, где меня определили в чертежную, как умелого и опытного чертежника. Беспокоиться обо мне совершенно не следует.

    После работы в школе я могу вести все те занятия, какие вел и раньше. Адрес мой остается прежний… Пришлю свою «военную» карточку».

    В течение 1916 года В. В. Маяковский работал над поэмами «Война и мир» и «Человек». Поэма «Война и мир» не была пропущена военной цензурой и увидела свет только после Февральской революции.

    Февральскую революцию В. В. Маяковский воспринял с большим энтузиазмом, был захвачен и увлечен ею как стихийным порывом. 3 марта 1917 года Маяковский возглавил отряд из 7 солдат, который арестовал командира Учебной автомобильной школы генерала П. И.

     Секретева. По показаниям запестителя Секретева, арест был единственным средством предотвращения самосуда над генералом. В течение лета 1917 года В. В. Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от нее.

    С еще большим энтузиазмом В. В. Маяковский принял Октябрьскую революцию, лозунги которой отражали его романтические упования на будущее переустройство жизни. Жизнь В. В. Маяковского при советской власти складывалась по-разному.

    Несмотря на высокую творческую и общественную активность писателя, постепенно накапливалась усталость и разочарование в «итогах» революции. Все это усугублялось сложной ситуацией в личной жизни. 14 апреля 1930 года В. В.

     Маяковский застрелился в своей комнате на Лубянке (ныне Государственный музей В. В. Маяковского).

    ***

    Апокалиптические реминисценции в поэме В. В. Маяковского «Война и мир» [Текст] / Д. Ю. Шалков // Научное творчество молодежи : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф., 20–21 апр. 2007 г. – Томск, 2007. – Ч. 3. – С. 86–89.

    В. В. Маяковский: pro et contra [Текст] : Личность и творчество В. Маяковского в оценке современников и исследователей : антология / [сост. В. Н. Дядичев]. – Санкт-Петербург : РХГА, 2006. – 1071 с. – (Русский путь). – ISBN 5–88812–237–8. – [83.3(2Рос=Рус)6–8  3312805  М 392].

    Владимир Маяковский (1893–1930) [Текст] : [жизнь и лит. деятельность] / П. Басинский, С. Федякин // Русская литература конца XIX – начала ХХ века и первой эмиграции / П. Басинский, С. Федякин. – Москва, 2000. – С. 242–262. – [83.3  2841712  Б 272].

    Военный ландшафт В. Маяковского в историко-литературной перспективе [Текст] : [воен. тема в поэзии В. В. Маяковского в контексте традиции «деэстетизации» войны] / Н. А. Рогачева // Региональный литературный ландшафт в русской перспективе : сб. науч. ст. / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2008. – С. 174–187. – [83.3(2Рос=Рус)  3314304  Р 326].

    Война и мiр Маяковского (1/VIII/1914 – 15/III/1918) [Текст] : [кат. выст. к 115-летию со дня рождения поэта] / Гос. музей В. В. Маяковского, Рос. гос. воен.-ист. архив. – Москва : [б. и.], 2008. – 192 с. : ил. – Библиогр.: с. 190–191. – ISBN 978–5–902087–14–4.

    Война как генератор творческого процесса в ранней публицистике Владимира Маяковского [Текст] / М. Ю. Маркасов // Художественный текст: варианты интерпретации : тр. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Бийск, 21–22 мая 2009 г.) / Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск, 2009. – С. 217–220.

    «И он, свободный, ору о ком я, человек – придет…» [Текст] : индивидуально-авторская апокалиптика в поэме В. В. Маяковского «Война и мир» / Д. Ю. Шалков // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе : сб. ст. по материалам Междунар. лит.-образоват. форума, г. Киров, 17–19 мая 2007 г. / Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2007. – C. 94–99.

    Концепция поэта-демиурга в поэме В. В. Маяковского «Война и мир» [Текст] : библейский и мифопоэтический аспекты / Д. Ю. Шалков // Пушкинские чтения – 2009 : Стиль и традиции художественной речи : материалы XIV междунар. науч. конф. / Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2009. – С. 247–254.

    Маяковский Владимир Владимирович [Текст] / Ал. А. Михайлов // Русские писатели 20 века : биогр. слов. – Москва, 2000. – С. 459–462.

    Маяковский Владимир Владимирович [Текст] / Л. А. Селезнев // Русские писатели 1800–1917 : биогр. слов. / гл. ред. П. А. Николаев. – Москва, 1994. – Т. 3 : К–М. – С. 551–557. – [83.3(2=Рус)5  с2698594  Р 893].

    Первая мировая война в поэзии В. Маяковского [Текст] / Е. В. Кульбашная // Вестн. гуманитар. науч. образования. – 2014. – № 2(40). – С. 18–20.

    Первая мировая война в поэзии русских футуристов 1914–1916 гг. [Текст] : [в том числе по произведениям В. В. Маяковского] / И. Ф. Герасимова // Вестн. Адыг. гос. ун-та. – Сер. 2, Филология и искусствоведение. – 2012. – № 4 (107). – С. 47–57.

    Поэма В. В. Маяковского «Война и мир»: мифопоэтическая парадигма [Текст] / Д. Ю. Шалков // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. – 2008. – № 2. – С. 180–181.

    Стихотворения «Война и мир»

    Источник: http://1st-war.east-site.ru/mayak.html

    ovdmitjb

    Add comment

    Рубрики

    Рубрики