SAVUZ

Учитель Гнус, или Конец одного тирана характеристика образа Гнуса

Литературные герои – значение слова Учитель Гнус

Учитель Гнус, или Конец одного тирана характеристика образа Гнуса

(нем. Professor Unsat) -герой романа Г.Манна «, или Конец одного тирана» (1905). УГ. – школьный учитель, настоящая фамилия которого Нусс, но за его вздорный и мстительный характер, за его мелочность и издевательства над учениками его прозвали Гнусом (Unsat – нем. грязь, нечистоты). У.Г.

преподает вполне интересный предмет – историю литературы. Но бесконечные задания, связанные с «Орлеанской девой» Шиллера, придирки к сочинениям, унизительные поручения и угрозы всех отправить в каталажку отвращают учеников от предмета и заставляют искать развлечения, не вполне соответствующие их возрасту.

Узнав, что его ученики посещают сомнительное заведение под названием «Голубой ангел», где выступает певица и танцовщица Роза Фрелих, У.Г. решает их выследить и разоблачить перед всем городом. Но случается непредвиденное: однажды посетив заведение, где поют полупристойные песни, демонстрируют обнаженное тело, У.Г.

становится завсегдатаем кабаре, знакомится с артисткой Фрелих, влюбляется в нее, забывая о своей роли блюстителя нравственности. Долго сдерживаемые естественные чувства проявляются у него надрывно и извращенно. Он становится еще более жалким и нелепым, чем ранее, когда мучил учеников стихами Гомера и молитвами короля из «Орлеанской девы».

По-прежнему он произносит воспитательные речи, но ученики знают, что их строгий ханжа-педагог проводит свободное время в уборной Розы Фрелих. В конце концов У.Г. бросает свою педагогическую деятельность, не в силах противиться захватившей его другой жизни, грязной, но веселой и занимательной. У.Г.

втягивается в сомнительные авантюры, терпит насмешки друзей Розы. Ранее заботившийся о том, чтобы ничто не нарушало «священный порядок» империи, УГ. превращается в одного из главных нарушителей порядка: он становится содержателем игорного притона, где совращает молодежь – и не может остановиться в своем падении. Конец У.Г.

нелеп и драматичен: его, запутавшегося в финансовых махинациях, арестовывают. В лицо ему пускают струю воды из шланга, и, оступившись, он падает, чтобы уже больше никогда не подняться.

Смотреть значение Учитель Гнус в других словарях

Учитель — преподавательпедагог

Словарь синонимов

Гнус — гнуса, м. 1. собир., только ед. Всякая мелкая, вредоносная тварь, гад, насекомое (обл.). 2. ный человек (бран. простореч.).
Толковый словарь Ушакова

Учитель М. — 1. Тот, кто занимается преподаванием какого-л. предмета в школе; преподаватель. // Тот, кто обучает, учит чему-л. 2. Тот, кто научил или учит чему-л., кто оказывает или оказывал……..
Толковый словарь Ефремовой

Гнус — -а; м.1. собир. Летающие кровососущие насекомые (комары, мошки, слепни и т.п.). Налетело множество гнуса. Ночью не дает покоя г. Лучшее средство от гнуса – огонь.2. Бранно………

Толковый словарь Кузнецова

Учитель — учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, м. 1. (учители устар.). лицо, занимающееся преподаванием какого-н. предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник………
Толковый словарь Ушакова

Учитель — -я; мн. учителя́, -е́й; м.1. Тот, кто преподаёт какой-л. учебный предмет в школе; преподаватель. У. математики, физики. У. по русскому языку, по природоведению. Сельский……..

Толковый словарь Кузнецова

Гнус — общее название летающих кровососущих двукрылых насекомых, в массе нападающих на человека и животных; в состав Г. входят комары, мошки, мокрецы, москиты, слепни, некоторые виды мух.
Большой медицинский словарь

Гнус — общее название кровососущих насекомых отряда двукрылых (комарынастоящие, мошки, мокрецы, слепни, мухи-жигалки, москиты), в массенападающих в природных условиях на человека……..
Большой энциклопедический словарь

Учитель — Ефим Юльевич (1913-88) – российский оператор и режиссердокументального кино, народный артист СССР (1976). Участвовал в созданиифильмов: “Ленинград в борьбе” (1942), “Парад победы”……..
Большой энциклопедический словарь

Гнус — совокупность видов кровососущих двукрылых из разных семейств. В состав Г. входят кровососущие комары, мошки, мокрецы, москиты, слепни, мухи-жигалки. Г. встречается повсеместно,……..
Биологический энциклопедический словарь

Андреев, Учитель Музыки — Харьковск.
Большая биографическая энциклопедия

Лазарь (старообрядческий Учитель) — Лазарь – известный старообрядческий учитель. Священник города Романова, Лазарь входил в кружок ревнителей старины (Стефан Вонифатьев , Аввакум , Тропов и другие). Будучи……..
Исторический словарь

Гросс, Учитель Симферопольской Губ. Гимназии — писатель по сельскому хозяйству; 1833
Большая биографическая энциклопедия

Учитель — — специалист, осуществляющий обучение, воспитание и образование в общеобразовательных школах РФ. Кроме того, уважительное наименование старшего наставника, авторитетного……..
Исторический словарь

Кузнецов, Учитель Математики — Морск. корпуса, ст. сов.; род. 1772 г.; † 1848
Большая биографическая энциклопедия

Лихачев, Учитель Царя Феодора Алексеевича — — учитель царя Феодора Алексеевича. По сведениям Татищева (в “предизвещении” его истории, стр. 13), составил подробное жизнеописание этого царя, которое Татищев сам видел; но оно не
Большая биографическая энциклопедия

Маргаритов, Николай, Учитель — 1841 г. учитель московского Почтамтского училища, автор “Речей” и
Большая биографическая энциклопедия

Гнус — Iсовокупность кровососущих двукрылых насекомых, в массе нападающих на человека и животных. В состав гнуса входят представители различных семейств двукрылых: комары,……..

Медицинская энциклопедия

Михайлов, Михаил Иванович (учитель) — — учитель Усть-Сысольского уездного училища, знаток зырянской старины. Кроме ряда статей в “Ж. М. вн. дел”, напечатал: “Заметки о зырянах” (“Москвитянин”,……..
Большая биографическая энциклопедия

Нейман, Карл, Учитель Музыки — в СПб., род. 1730, † 1806 г. 24
Большая биографическая энциклопедия

Соколов, Учитель Фехтования — — в 1843 г. помощник главного фехтовального учителя Отдельного (гвардейского) корпуса, автор “Начертания правил фехтовального
Большая биографическая энциклопедия

Степанов, Григорий, Учитель Морского Корпуса — род. 1729, † 1805 г. 14
Большая биографическая энциклопедия

Твелькмейер, Учитель — при школе малолетн. воспит. Гатчинского сирот. института, составитель “Таблиц для обучения чтению в школе малолетн.” и пр., 1839—41
Большая биографическая энциклопедия

Учитель, Алексей Ефимович — Кинорежиссер, художественный руководитель киностудии “РОК”; родился 31 августа 1951 г. в г. Ленинграде; в 1975 г. окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии;……..
Большая биографическая энциклопедия

Учитель, Виктор Александрович — Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва (1998—1999); родился 11 мая 1947 г.; окончил Московский институт электронного машиностроения по специальности……..
Большая биографическая энциклопедия

Учитель, Ефим Юльевич — Род. 1913, ум. 1988. Оператор и режиссер-документалист. Принимал участие в работе над фильмами “Ленинград в борьбе” (1942), “Парад победы” (1945), “Русский характер”……..
Большая биографическая энциклопедия

Фортунатов, Алексей Федорович (учитель) — — учитель естественной истории в Вологодской гимназии; время и место рождения его неизвестны, умер в Вологде в 1828 г. Ф. много писал по разным отраслям сельского хозяйства………
Большая биографическая энциклопедия

Внутренний Учитель — – по Августину, сам Христос, входящий в сердце верующего человека и начинающий обитать в нем с какого-то момента его духовного возрастания; “” ведет такого человека по……..
Философский словарь

Лао-цзы (кит., Букв. – Старый Учитель) — (род. 604 до Р. X. в царстве Чу, провинция Хэнань – ум. за пределами Китая, по всей вероятности, в глубокой старости) – почетное имя кит. философа Ли Эра (Ли Бояня, Лао Даня), хранителя……..
Философский словарь

Мыслители Средневековья: Основные Доктрины Схоластической Философии. Боэций — Учитель Средневековья — Родоначальником схоластического метода был Боэций (480-525), римский патриций, занимавший высшие государственные должности при Теодорихе, короле остготов, казненный по……..
Философский словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Учитель Гнус

Источник: http://slovariki.org/literaturnye-geroi/564

Генрих Манн

Учитель Гнус, или Конец одного тирана характеристика образа Гнуса
neosonus Я не сомневаюсь, вы знакомы с учителем Гнусом. Да, тем самым, что уже 30 лет преподает в городской гимназии. Не помните? Да вы каждый день видите его сгорбленную, сухонькую фигуру, скрючившись и скособочившись, в темном пальто и какой-то непонятной шляпе он проносится мимо вас! Тот самый, что изводил вас в школе, и злорадно ставил неуды.

Да, да – он самый, не учитель, а настоящий маленький тиран. Специально придумывал задания посложнее, чтобы завалить класс. Вспомнили? Ну, вот. Вы не поверите, что с ним произошло! Скандал. Форменный скандал… И кто бы мог подумать!…

Вообще-то, его фамилия Нусс. Но вся школа, все горожане, и даже коллеги называют его Гнусом.

Очень худой, с бурой жидкой бороденкой, кривыми ножками и ничем не примечательным лицом, Гнус был человеком закостенелым в прямом и переносном смысле слова. «Проведя всю жизнь в школах, он не умел смотреть на мальчиков и их дела взглядом взрослого, житейски опытного человека.

У него отсутствовала перспектива, и сам он был точно школьник, внезапно облеченный властью и возведенный на кафедру…»  Гнус получил свое прозвище не случайно – необычайно мстительный, злобный, ядовитый, желчный, прямо-таки приходящий в тихое бешенство от обидного прозвища, он не жил – он «ловил с поличным».

Все вокруг были для него лентяи, безалаберные бездари, ничтожества, которых он ненавидел (и прямо в лицо заявлял об этом ученикам). Он не жил, он изводил себя от этой ненависти и яда. И все вокруг вызывали у него лишь негативные эмоции.

«Для него школа не заканчивалась дворовой оградой; она распространялась на все дома в городе и в пригороде, на жителей всех возрастов. Повсюду засели строптивые, отпетые мальцы, не выполняющие домашних заданий и ненавидящие учителя…».

И как же знаком этот портрет, если в него хорошенько вглядеться! Маленький, злобный человек, обладающий ничтожной властью и упивающийся ею, делающий все зависящее от него, чтобы испортить жизнь окружающим. Такие люди – чиновники, бюрократы, бумагомаратели, хотя бы раз встречались на нашем пути.

И каждый раз, они не просто жалят своим ядом, они отравляют существование своими желчными укусами малярийного комара.

Генрих Манн не просто рисует портрет такого чинуши, он впутывает трусливого человечка в самый настоящий адюльтер,  загоняет его в немыслимые рамки всеобщего отчуждения и осуждения, дарит ему великую власть над каждым человеком в городе и … свергает его с позолоченного пьедестала.

«Учитель Гнус» несет двойной смысл. Автор показывает мерзкую душу мелочного человека во всей красе, но он не делает никаких поблажек обществу. Город, в котором живет Гнус, ничем не лучше и не хуже мстительного учителя. Общество, осуждающее, благопристойное, добродетельное на поверку оказывается продажным, прогнившим, испорченным, гнусным. И все эти нелицеприятные стороны проявились «благодаря» Гнусу. А значит, можно сколько угодно вертеть носом, но город заслужил своего тирана. И в конечном счете получил по заслугам.

«Учитель Гнус» написан ярким и живым языком. Генрих Манн, полюбившийся мне после «Бедных» и «Верноподданного»,  сейчас открывается с новой стороны. Язвительно и иронично, мрачно и бескомпромиссно, Манн увлекает за собой и своими героями.

Он рисует сатиру на провинцию, на «великих мира сего», урвавших себе крохи власти, на «истинную любовь», на узколобых бюргеров, на школу и учителей, и даже на нежную романтичность юности. Манн разоблачает, Манн выносит вердикт. Судит и осуждает.

И если вы узнали пороки и изъяны общества, может быть, стоит присоединиться к суду присяжных Генриха Манна? Пока не поздно, пока мы не оказались теми, кого он осуждает.

neosonus Знаете, я все больше и больше разочаровываюсь в подобных книгах. Когда-то я читала эту макулатуру залпом, глотала такие вот книжечки за пару часов, и меня переполняло чувство, будто я объелась попкорна. Пустынно-звонкие, бессодержательные и почти бесполезные. Помнится, тогда я научилась себя утешать – в каждой такой книге я искала свое зернышко истины, какой-то несчастный атом мысли, которую можно выжать из целой книги и сформулировать в одном предложении. Вот! Думала я наивно, ради этого и читают эту книгу.   Да… Когда-то я была, безусловно всеядна. Но время идет, и я становлюсь все более и более привередливой. Мне недостаточно получить какое-то там зернышко истины, мне подавай целый мешок. Так, чтобы потом, можно было сидеть, перебирать эти зернышки, и каждый раз удивляться гению, открывать для себя невиданное и учиться новому. И я точно обратилась не по адресу, когда взялась читать этот мега бестселлер. Ну, просто катастрофически не по адресу.

А вообще, название меня покорило. Это главная причина, почему я добила сей опус до конца. Название магнитом притягивало меня – цель: процесс непрерывного совершенствования. Это же идеальная мысль специально для таких повернутых перфекционисток как я. Мне же не интересно стараться быть лучшей в чем-то. Мне же хочется быть успешной во всем, а это, по сути, и есть непрекращающаяся борьба за совершенствование, и мало того, вы только вдумайтесь – процесс непрерывного (!) совершенствования.  Что – то вроде – а что ты сегодня/сейчас сделал для своей мечты? И знаете, после прочтения книги, я могу с уверенностью сказать – господа, а книгу можно и не читать, ограничьтесь названием – оно вдохновит вас гораздо больше, чем этот посредственный текст.

Что можно сказать непосредственно о недостатках книги…  Во-первых, даже с начальным уровнем знания экономики, эта книга не открывает перед вами Америки, а тем более, если вы изучали экономику отдельным курсом в вузе (даже если это было 10 лет назад), я уж не говорю о большем.

Суть идеи в том, чтобы изменить методы и формы управления производством, но все что «открывают» главные герои, является лишь новой интерпретацией известных факторов. Это всего только взгляд с другой стороны, но не настолько далекой от начальной точки, чтобы совершить революцию в умах.

И не надо быть менеджером или управленцем, бухгалтером или аудитором, чтобы понять новый принцип. Так что с практической точки зрения данный продукт не так уж полезен.  Допускаю, что я слишком категорична для человека, который не нуждается в подобных знаниях на практике.

Возможно, специалист оценил бы по достоинству теорию.  Но лично мое мнение (человека, который преподает экономику) – эти знания не актуальны. Хотя и в меру востребованы (но, только в меру – без ажиотажа). Они полезны в том, что знакомят читателя с иной точкой зрения.

Как если бы вы прочли в каком-нибудь журнальчике статью – она не способна перевернуть ваши представления о предмете, но зато способна развлечь, и покрутить предмет так и сяк.

Во-вторых, что меня покоробило – это убогая «литературная линия». Я понимаю логику издателей – написать что-то такое завлекающее, чтобы обеспечить себе аудиторию не только среди менеджеров и проч., но и среди домохозяек, студентов и вообще всех, кого способна завлечь душераздирающая история наисложнейших отношений главного героя с женой.

О, да! Их брак на грани! Они на пороге развода! Что ему делать? Как вернуть свое счастье?…… *тут меня начинает мутить, как от просроченного йогурта. Божжже мой, цедила я сквозь зубы, наталкиваясь на очередную порцию этой Сюжетной Линии…

Я искренне не понимала, зачем авторы рубят сук на котором сидят?! Ведь никто в здравом уме и трезвой памяти не будет воспринимать серьезно эту книгу, после такого бреда! Зачем они принижают себя, ведь можно же было написать свои мысли без этих розовых соплей! Короче, это было невыносимо.

Хотя опять же, допускаю, что людям привыкшим читать любовные романы или дешевые детективы, эта «литературная линия» понравится. Как раз на уровне желтой прессы, полный кич.

Резюмируя вышесказанное, могу сказать следующее – читать эту книгу стоит тем, кто, в принципе, мало знает об экономике, тем, кто не избалован классикой (из-за которой «литературная линия» не воспринимается), тем, кто почти не читал книг по маркетингу, тайм-менеджменту и вообще, впервые видит американские экономические бестселлеры. Остальных, боюсь эта книга может разочаровать… Или даже расстроить (из-за напрасно потраченного времени).

Page 3

neosonusКак вы знаете, я работаю учителем. И как любой учитель, специализирующийся на подготовке к ЕГЭ, я ежегодно скупаю пачками пособия и тренажеры для подготовки к Великому и Ужасному.

Демо версии по моим предметам каждый год приносят новые сюрпризы, задания появляются, исчезают, видоизменяются, так что покупка новых методических материалов всегда актуальна. И вот к нам в город приезжает с семинаром автор более 60% всех моих пособий. О! Это круто, думаю я, и уже предвкушаю встречу.

Муж с улыбкой предлагает взять автограф)) И вот сегодня я, приезжаю на семинар.
Зал битком, учителя ждут. Я оглядываюсь, замечаю солидного мужчину в галстуке и благородной сединой у висках, и думаю – вот он! Но тут, начинается приветственная часть, зал затихает и перед многочисленной аудиторией предстает Автор.

(пауза) Я вижу перед собой такого мальчика-одуванчика, судя по всему ему лет 30 максимум (скорее всего меньше!), румяного, пухленького, всего такого кругленького как пряник, с животиком (язык не поворачивается сказать об учителе – пивной животик, назовем его “социальным капиталом”), в джинсиках, фиолетовой кофточке на пуговичках, такой …

рождественский поросеночек. И тут я слышу как мои стереотипы с грохотом разлетаются в хлам. Я себе даже представить не могла, что этот розовощекий мальчик и есть автор сборников, которые учителя истории и обществознания скупают промышленными объемами. Да…. Это действительно полезные книги, и я думала увидеть кого-то более опытного.

И может быть не такого…. эм… пряничного…

Вот так я обнаружила, что незаметно для себя стала заложницей стереотипов и местечковой узости мышления. Это был хороший урок)) Иногда весьма полезно спустить такую особу как я с небес на землю:)

P.S. А господина Пазина, я уже никогда не смогу воспринимать по фамилии, он для меня навсегда останется в памяти как Рома:)

Page 4

neosonusи разве можно было поверить в такое?
Я невероятно везучий человек. Сначала я получила самый фантастический подарок в своей жизни (помните? книги 1902 и 1903 гг) и это далеко не все! Я счастливая обладательница книги Э. Арнольда по физике 1908 г., собрания сочинений Маяковского 1968 г.

в удивительных самодельных упаковках-коробочках (никогда ничего подобного не видела! каждая книга в отдельном футляре, как помните были у видео кассет), четырех книг Бальзака 1952 г. – и на каждой осталась печать “Личная библиотека Тулюлюк“. И вот сейчас – невозможное – я держу в руках дневник человека, который когда-то обладал этими книгами…

Это просто невероятно… Дневник который начинается 1 января 1949 и заканчивается 1955… Нет, я не обладательница, но и то, что мне посчастливилось прочесть его, подержать в руках, дотронуться до него – уже все это делает меня бесконечно счастливым человеком. Я даже представить себе не могла, что когда-нибудь ко мне в руки попадет такое сокровище…

Еще несколько фотографий самого невероятного и фантастического…

Смотрите, это просто нереально… 6 марта 1953 год!!! Запись о смерти Сталина!Это обложка. Под ней скрываются сшитые вручную (!) десятки (!!) тетрадей, тоненьких страниц прописей, или просто в линейку.

И я понятия не имею откуда же этот человек родом. Как его звали, в смысле не фамилия, а имя… И только на обложках сшитых тетрадей есть подсказка – “Камский Целлюлозно-Бумажный Комбинат, г. Краснокамск, Молотовская обл. Обложка отпечатана в Кунгурской типографии“. И что он учился в вечерней школе… Все.

Как он оказался в Омске? Кем он был? Кто смог (это кощунство меня поражает до глубины души!!) бездумно забросить бесценные записи, книги – все, что было дорого человеку в сыром, заброшенном гараже, который перед застройкой нового микрорайона в прошлом году просто снесли, не особо заморачиваясь какими-то стопками макулатуры…

Старые-старые потрепанные страницы. Много стихов, много записей. У меня почти дрожат руки, когда я прикасаюсь… Приведу только первую запись. Просто для того, чтобы вы поняли о чем я…

“В этом 1949м году я начинаю свой дневник с того, что этот год совпал с выборами в верховный суд.

Прошло вот уже ровно 10 лет с того дня, как я выехал из УВК. Это было в 1938 г. 8го декабря.Я тогда только еще начинал жить, только делал первые шаги в этот большой, кипучий круговорот жизни. Я мечтал учиться но препятствия были на каждом шагу.И вот только после войны, я получил какую….[оторвано] возможность учиться.

Но всетаки трудно, очень трудно …..[оторвано] и учиться.

Но писать стихи, с того дня когда я был больной и лежа на кровати в больнице, я прочитал еще раз Н. Островского “Как закалялась сталь”. Я начал сам писать, первые строки своего стиха я посвятил своей судьбе.

Я был тогда так разочарован, что ничем не мог успокоиться и вот стихи которые я писал левой рукой, так как правая у меня была больна, начали меня радовать.С тех незабываемых дней, я стал писать стихи.Потом нужно было повышать свои знания. И я начал учиться снова, из пятого класса. И вот я теперь учусь уже в 8.

И если бы не война, то я бы уже кончил бы институт. Война помешала мне, война нанесла неисгладимые следы в истории русского народа.

И вот наступил 1949й год. мне исполнилось тридцать лет. Я еще даже не написал ни одного стиха, потому что все мешают условия жизни. Нет возможности быстро учиться.

Приходится шагать гусиным шагом, и это все оттягивает и оттягивает мою цель, и достигнуть ее мне становится все труднее…”

Page 5

|

neosonusвы когда-нибудь видели, чтобы человек рыдал из-за книги? Я сейчас этим занимаюсь. Представляете, видя, насколько важны для меня эти дневники, мне их подарили! Просто подарили! И у меня даже слезы на глазах… От наплыва эмоций – благодарности,признательности, я просто не могу поверить в свое счастье.
Я наверное, ненормальная))

Источник: https://neosonus.livejournal.com/198381.html

Учитель Гнус. Верноподданный. Новеллы читать онлайн

Учитель Гнус, или Конец одного тирана характеристика образа Гнуса

— Где они? — прошептал я чуть слышно.

В каком-то беспамятстве смотрел я на место, где недавно стоял кукольный театр. Это был не мой театр. Но что-то и мое оторвалось от меня. Я только не знал что и, как ни старался, не мог вспомнить.

— Скоро вернется Карл? — спросил я дрожащими губами.

— Когда рак свистнет, — ответил господин Петер Ризе с бесцеремонностью судьбы и вышел из комнаты.

Наконец-то у меня брызнули слезы. Я опустился на колени и зарыдал, уткнувшись лбом в пол. Хорошо бы остаться так навеки. И даже когда у меня заболели колени и в груди не стало рыданий, я еще долго лежал, не двигаясь.

Поднявшись, я увидел на полу бумажку; она приоткрылась, из нее выглядывала трубочка с кремом. Я не сразу вспомнил, откуда она. Вот все, что осталось мне от счастливых дней. Трубочка учила меня, что значит — пролетело безвозвратно. Так как я был еще мал, я тут же съел ее, и это дало мне силы опять вдосталь поплакать.

Примечания

Генрих Манн (Heinrich Mann, 1871–1950) писал романы и новеллы, драмы и одноактные пьесы, эссе и публицистические произведения. Однако «грандиозный труд» писателя (по выражению его брата Томаса Манна) — это прежде всего романы (их насчитывается больше двадцати). Именно своими романами вошел Г.

Манн в мировую литературу. Первое произведение — роман «В одной семье» («In einer Familie») был опубликован в Мюнхене в 1893 году. Сам Г. Манн считал датой своего вступления в литературу 1900 год — выход в свет романа «Земля обетованная» («Im Schlaraffenland»).

К этому времени писатель был уже автором и двух сборников новелл.

Первое собрание сочинений Г. Манна появилось не на немецком, а на русском языке в Москве в 1909–1912 годах (изд-во «Современные проблемы», 9 томов). Почти одновременно с этим увидело свет другое русское собрание сочинений Г. Манна (М.

, Изд-во Саблина, 1910–1912, 7 томов).

Это показывает, насколько творчество немецкого писателя было популярно к тому времени в России (первое произведение на русском языке — новелла «Молодые девушки» была опубликована в 1905 году в «Вестнике иностранной литературы»).

Немецкое собрание сочинений на родине писателя появилось в 1916–1917 годах. Наиболее авторитетным (правда, включающим лишь основные художественные и публицистические произведения) является 12-томное собрание, изданное по поручению немецкой Академии искусств в Берлине (под ред. А. Канторовица): «Ausgewählte Werke in Einzelausgaben», Berlin, Auau-Verlag, 1951–1956.

В Советском Союзе неоднократно публиковались крупнейшие произведения Г. Манна. В 1958 году издательство «Художественная литература» выпустило в свет сочинения писателя в восьми томах.

1

Учитель Гнус, или Конец одного тирана

Professor Unrat oder Das Ende eines Tyrannen

Роман «Учитель Гнус» вышел в свет в 1905 году в Мюнхене, в издательстве «Albert Langen». На русском языке был впервые опубликован в 1910 году сразу в двух изданиях: под названием «Мелкий бес» в переводе В. М. Фриче (М.

, «Современные проблемы») и «Конец тирана» в переводе В. Корякина (М., Изд-во Саблина). Кроме того, существуют еще два перевода на русский язык: С. Уманской (Гослитиздат, М. 1937) и Наталии Ман (Гослитиздат, М. 1958).

В настоящем издании публикуется в переводе Наталии Ман.

Относительно названия романа необходимо добавить следующее. В двадцатые годы по роману был поставлен фильм под названием «Голубой ангел» (режиссер И. фон Штернберг, сценарий К. Цукмайера, в главных ролях популярные актеры Эмиль Яннингс и Марлен Дитрих).

Учитывая всемирный успех фильма, который познакомил с содержанием романа огромную аудиторию зрителей, Генрих Манн позволил уговорить себя выпустить в свет очередное издание романа (после второй мировой войны) под заголовком, приспособленным к названию фильма.

Так, «Учитель Гнус» дважды появился на книжном рынке в качестве «Голубого ангела» («Der blaue Engel») в Берлине, изд-во «Weichert», 1947; и в Штутгарте, изд-во «Rowohlt», 1947.

Однако в наиболее авторитетном собрании сочинений Генриха Манна, изданном по поручению немецкой Академии искусств в Берлине, было восстановлено прежнее название.

2

Орлеанская дева — Жанна (Иоанна) д'Арк (1412–1431) — национальная героиня Франции из эпохи так называемой Столетней войны (1337–1453).

Семнадцатилетняя крестьянка из лотарингской деревни Дом-Реми возглавила освободительную борьбу против англичан, вторгнувшихся в то время в ее страну.

Этому событию Фридрих Шиллер посвятил романтическую трагедию «Орлеанская дева» (1801), входившую в обязательную программу для классических гимназий.

3

Проникнув ко двору французского короля Карла VII, Иоанна в доказательство своей божественной миссии рассказывает ему содержание его молитв. В первой король просит бога покарать его в случае, если французский трон незаконно достался его предкам.

Во второй король молит о том, чтобы всевышний, если Карлу суждено утратить престол, сохранил ему три блага; спокойствие души, друзей и возлюбленную.

Пораженный проницательностью Иоанны, король останавливает ее, и третья молитва остается неизвестной читателю.

4

Историческая драма Фридриха Шиллера, написана в 1804 г.

5

Для продвижения по службе в вильгельмовской Германии необходимо было держать специальные государственные экзамены. Не выдержавшие этих экзаменов оставались на низших ступенях чиновничества.

6

Амалекитяне — легендарное библейское племя, кочевавшее по Синайскому полуострову. Напало на евреев во время исхода последних из Египта. Согласно библейским толкователям — синоним зла.

7

Пиетизм (от лат. pietas — благочестие) — религиозное течение в лютеранской церкви, возникшее в конце XVII в. Первые пиетисты проповедовали нравственное самосовершенствование и благочестие в противоположность формальной стороне религии. Позднее пиетизм приобрел черты реакционно-фанатические и ханжеские.

8

Имеются в виду античные поэты и писатели.

9

Жители этого портового городка говорят (в оригинале) на нижненемецком диалекте (см. прим. к стр. 203). Этим замечанием, сделанным невзначай, Г. Манн намекает на то, что Гнус, возможно, приехал в городок из Пруссии, где в школе давно уже господствовала муштра.

10

Немецкая социал-демократия выступала за улучшение условий учителей народных школ (см. следующее примечание).

11

Народный учитель преподавал в народной школе, представлявшей собою элементарную начальную форму массового школьного обучения. В то время положение народных учителей было очень бедственным.

12

Г. Манн высмеивает проводившуюся в то время кампанию по увеличению немецкого военного флота, необходимого Германии для проведения империалистической политики. Эту тему писатель позднее разовьет в романе «Верноподданный». Черно-бело-красный флаг — цвета Германской империи с 1871 по 1918 г.

Источник: https://ruread.net/book/3746/213/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики