SAVUZ

Творческий путь Лескова Н.С.

Творчество Лескова Н.С. (конспект лекции)

Творческий путь Лескова Н.С.

1. Публицистическая деятельность Лескова

2. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”

3. Повесть “Очарованный странник”

4. “Сказ о тульском косом Левше”

5. Освоение Лесковым формы сказа

1. Публицистическая деятельность Лескова

Николай Семенович Лесков (1831-1895) является классиком русской литературы второй половины XIX в.

Его перу принадлежат такие произведения, как повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, повесть “Очарованный странник”, “Сказ о тульском косом Левше”, “Тупейный художник”.

Начало творческого пути Лескова связано с его публицистической и журналистской деятельностью, которую можно охарактеризовать следующим образом:

✓      освещение злободневных тем, которые появлялись в связи с подготовкой и осуществлением крестьянской реформы (1861) и экономическими преобразованиями в России, и к этим темам относятся следующие:

•        угнетение крестьянства;

•        быт простого народа и невозможно тяжелые условия жизни крестьян;

•        ликвидация привилегий дворянства;

•        выступление против невероятно изощренных способов закабаления рабочих, которые применяют к ним фабриканты;

•        уважение человеческих прав и свобод;

•        критика и негодование по поводу использования детского труда;

•        развитие буржуазной инициативы и торгово-промышленной деятельности в стране;

•        критика и борьба с пьянством, широко распространившимся в народе;

•        отстаивание идеи женской свободы и эмансипации;

✓      близость экономических и политических взглядов демократическим деятелям того времени;

✓      ориентация на “молодое поколение”;

✓      преобладание умеренности, а не радикальности во взглядах, приверженность мирным умеренным либеральным преобразованиям.

2. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”

Повесть “Леди Макбет Мценского уезда” освещает тему “греховности” человека, обусловленной искаженными условиями существования. Повесть имеет следующие художественные особенности:

✓      повествует о судьбе героини – купеческой жены Катерины Измайловой, которая, не обладая от природы преступными свойствами, совершает ряд преступлений;

✓      рассматривает в качестве причин преступлений героини факторы ее внешнего окружения и условия существования;

✓      присутствует параллель с героиней пьесы Островского “Гроза” Катериной, и это сходство выражено в следующем:

•        сила души и волевой характер, соединенные с самоотверженностью, доверчивостью, поэтичностью;

•        тоска сильной и волевой души по любви и свободе в “темном царстве” жутких нравов и условий;

•        стремление и готовность бороться за свое счастье и свою любовь;

✓      героиня Лескова отличается от героини Островского тем, что сама является выразительницей тех жестких нравов, в которых живет;

✓      негативные качества Измайловой развиваются в результате отсутствия в ее жизни любви и участия, и это делает ее жертвой такого мира, но и толкает на месть этому миру;

✓      сюжет основан на мотиве преступлений, которые совершает Катерина Измайлова, и они раскрываются и показываются автором с динамичностью и напряженным драматизмом;

✓      исключительная история в повести возвышается до уровня широкого обобщения;

✓      своеобразие и талантливость в построении характеров главных героев Катерины и Сергея, и это заключается в следующем:

•        контрастность характеров — страстной Катерины и холодного и расчетливого Сергея;

•        использование отечественных традиций (“Страшная месть” Гоголя) и опыта мировой классики (леди Макбет Шекспира) в создании характера злодея.

3. Повесть “Очарованный странник”

Повесть “Очарованный странник” выражает литературное новаторство Лескова и имеет следующие художественные особенности:

✓      повествование ведется от лица “скитальца” Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого наполнена историческими и бытовыми событиями, принесшими ему множество несчастий;

✓      образ и характер главного героя, в частности его храбрость, связываются с былинным образом Ильи Муромцы, а также с литературными и художественными вариантами этого персонажа (баллада А.К. Толстого “Илья Муромец” (1871) и картина В.П. Верещагина “Илья Муромец на пиру у князя Владимира”);

✓      герой назван “очарованным”, так как он является выходцем из народа, долгое время находящегося в крепостной неволе, и поэтому его сознание еще развивается;

✓      сюжетный прием странствия, путешествия служит авторской цели раскрыть характер героя и показать его развитие, динамику;

✓      используются красочные и богатые образы природы, ночи, степи, которые наблюдает странник во время своего путешествия и которые производят на него неизгладимое впечатление;

✓      дается характер высочайшего обобщения;

✓      синтезируются лучшие традиции прозы XIX в., разрабатываемые в произведениях таких авторов, как Пушкин, Лермонтов (“Бела” и “Герой нашего времени”), Гоголь (объезд помещиков в “Мертвых душах”), Тургенев, Толстой (“Кавказский пленник”), но Лесков по-новому переосмысливает эти традиции в трактовке темы и сюжета странничества, образов, жанра, композиции и языка.

4. “Сказ о тульском косом Левше”

“Сказ о тульском косом Левше” представляет собой разработку другой темы в творчестве Лескова — темы загубленных русских талантов, которая являлась превалирующей на протяжении всего творчества автора. Данное произведение имеет следующие особенности:

✓      рассказывает о талантливых русских людях — представителях народа, в судьбах которых присутствовали драматические события;

✓      раскрывает размышления автора о драматических, тяжелых условиях существования талантов в России и о причинах их гибели, которые кроются в безразличии общества к этим людям;

✓      сюжет и композиция выстроены на основе сравнения, сопоставления русской и английской действительности и отношения к талантливым людям;

✓      используется фольклорный материал.

5. Освоение Лесковым формы сказа

Сказ является одним из ведущих принципов повествования у Лескова, и это проявляется в следующем:

✓      герои сами рассказывают о себе, что способствует их предельному самораскрытию;

✓      активно используются различные формы устной речи;

✓      сюжет и композиция часто основываются на повествовании человека, который много повидал-посмотрел и обладает своей неповторимой манерой рассказывать;

✓      помогает раскрыть самобытность героев, будучи противопоставленной авторскому слову.

Развитие традиции сказа в творчестве Лескова имеет следующие особенности:

✓      ведет свое развитие от произведений Пушкина (“Повести Белкина”), Гоголя (“Вечера на хуторе близ Диканьки”), В. Даля и др.;

✓      впервые была применена в “Воительнице”, где главная героиня Домна Платоновна ведет долгий рассказ о событиях своей жизни, и ее манера речи ярко индивидуализирована, наполнена метафорами, повторами, кардинальной сменой интонаций и т. п.;

✓      получила дальнейшее развитие в таких произведениях Лескова, как “Соборяне”, “Запечатленный ангел”, “Очарованный странник”.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/leskov_n_s/tvorchestvo_leskova_n_s_konspekt_lekcii/78-1-0-2248

Жизнь и творчество Николая Лескова

Творческий путь Лескова Н.С.

Лесков Николай Семенович (1831 – 1895). Величайший русский самородок, умевший лучше всех показать уникальный русский колорит. Сказитель, критик и публицист с остро отточенным словом – пером. Романист – психолог. Автор детских рассказов. Многогранность этого человека вызывает уважение и неослабевающий интерес к его жизни и творчеству.

Детство

Будущий писатель родился в Орловской губернии в 1831 году. Его папа считался хорошим следователем, служил в участке. Николай старший сын в семье, детей пятеро. До восьми лет мальчик жил у родственников, потом с родителями. С детства заметно выделялся среди детей своими не по годам развитыми способностями схватывать все на лету.

 В десятилетнем возрасте был отправлен на обучение в гимназию. Но проучившись пять лет мальчику выдали документ об окончании всего двух классов. Строптивый характер помешал найти общий язык с учителями.

Юность

Пришлось отцу искать работу сыну. Лескова устроили работать клерком в канцелярии уголовного суда в городе Орел. В 1848 г. отец скоропостижно скончался, Николай к тому времени уже работал помощником начальника.

Но беда не приходит одна. При пожаре все вещи были уничтожены огнем. Пришлось обратиться за помощью к дяде С.П. Алферьеву. Тот, будучи известным профессором и терапевтом – практиком, жил в Киеве.

Дядя помог Лескову с жильем и работой.

Движение по карьерной лестнице было стабильным. Сначала помощник, потом коллежский регистратор, далее столоначальник. В 1856 г. губернский секретарь, 1857 – агент в частной компании «Шкотт и Вилькинс».

Работа в которой, дала возможность собрать большущий запас наблюдений, записей. Все благодаря частым поездкам в связи с разными рабочими моментами. Развился особый интерес к живописи, архитектуре, журналистике.

Как внук священника с интересом изучал религию.

Творчество

Вскоре переезд в Петербург. В планах занятия журналистикой. Собранные в поездках материалы просились на бумагу. Голова была полна новых идей.

Начав заниматься творческой деятельностью, он проявил себя как хороший литературный критик. Шестидесятые годы были очень плодотворны:

  • 1860 – статьи Лескова издаются в разных журналах. М.Стебницкий – так подписывает он свои работы.
  • 1861 – вышла статья Лескова «Очерки винокуренной промышленности».
  • 1862 – как членкор газеты «Северная пчела» исколесил Чехию, Западную Украину, Польшу. Знакомясь и проникаясь духом других земель, он чувствовал насколько это все ему близко. Написал рассказы «Погасшее дело».
  • 1863 – Лесков пишет повести «Овцебык», «Житие одной бабы».
  • 1864 – роман «Некуда».
  • 1865 – «Леди Макбет Мценского уезда», роман «Обойденные».
  • 1866 – повесть «Островитяне»

М.Горький говорил, что лесковская манера писать очень походит на иконопись.1881 г. Лесков написал сказание – легенду «Левша». Показав каков он, русский человек.

Успешным был роман «Соборяне» повествующий о жизни духовенства. Консерваторство Лескова пришлось по душе императрице и его включили в состав комитета в Министерстве просвещения.

Становясь старше, убеждения меняются, за союз с радикалами его исключают из комитета.

Последние его работы «Зверь», «Тупейный художник» пронизаны желанием раскрыть настоящую сущность не только чиновников, но и духовенства в целом.

Последняя большая повесть «Заячий ремиз», была написана в 1894 г, а напечатана только после Октябрьской революции. Потому что в ней была подвергнута критике политическая система царской России.

Кончину писателя ускорило его заболевание, он был астматиком. Это случилось в 1895 г в Петербурге.

Вариант 2

Мастерством языка Лескова восторгались не только поклонники его таланта, но и недоброжелатели. Но для того чтобы понять произведения писателя, обратимся к страницам творческого пути Николая Семеновича.

Лесков родился в 1831 году в Орловской губернии. У своих родителей он был первенцем и его лелеяли и баловали. В возрасте 8 леи Николай переезжает с семьей в Панино, где с полной свободой живет на всем хуторском приволье, набираясь подлинного знания жизни и быта народа.

В 1841 году будущий писатель поступил в 1 класс гимназии в Орле. Он изучил там прекрасно иностранные языки и с отличием сдал священную и церковную историю. Но он не смог сдать экзамены за 3 класс и оставил данное учебное заведение.

  Покончив с этой учебой, Лесков легко устраивается работать в уголовную палату писцом, где знакомится с основными законоположениями и делопроизводством.

В возрасте 18 лет его назначают помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. А в 1849 году он едет в Киев и служит там.  Такой переезд сыграло решающую роль во всей дальнейшей судьбе Лескова. Он всегда наблюдал за украинскими обычаями и характером отношений между людьми. Это ярко сказалось на его творчестве.

На протяжении всей литературной деятельности он берет картины и з своих наблюдений. Общение с передовыми киевскими профессорами позволило писателю ознакомиться   философскими и социологическими науками. Так, в 1860 году появилась его первая статья «Очерки винокуренной промышленности». Но Лескова манит Петербург.

Приехав данный город через год, он с удовольствием посещает заседания общества Вернадского и начинает сотрудничать с газетой «Северная пчела». У писателя появляются один за другим его работы. В августе 1863 года издается сборник «Три рассказа Стебницкого». Далее печатается роман «Некуда».

Вслед за ним публикуется рассказ «Леди Мценского уезда», говорящий о том, что писатель подходит к своему труду по-своему, независимо от требований времени.

Писатель неоднократно пытался разобраться, что происходит с Россией. Подтверждением служит роман «На ножах», который был напечатан вместе с произведением «Бесы» Достоевского. В книге Лесков рассказал читателю о потерянной вере, о пренебрежении к вечным жизненным темам, и об искушении, которое преследует человека всю его жизнь.

В одном из совершеннейших работах «Очарованном страннике» Николай Семеновича образе Флягина показал нам богатырскую силу, безбрежное жизнелюбие русского человека. В последние годы своей жизни он работает над полным собранием сочинением в 12 томах, последний из которых был опубликован лишь через год после его кончины.

Сам же писатель умер в 1895 году в Петербурге.

Источник: http://sochinite.ru/otvety/ludi/zhizn-i-tvorchestvo-nikolaya-leskova

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики