SAVUZ

Творческий путь Крылова Ивана Андреевича

Содержание

Крылов Иван Андреевич — краткая биография

Творческий путь Крылова Ивана Андреевича

Прославлен в веках как писатель, и почти неизвестен как человек – это кратко о биографии Крылова.

Гениальный сатирик и один из талантливейших литераторов своего времени, чья художественная мысль доступна даже для детей.

Пришедший к всероссийской известности из бесславия и нищеты, Иван Андреевич кроме литературного наследия не оставил почти никаких личных документов.

Информацию о событиях жизни и характере биографам пришлось восстанавливать по воспоминаниям друзей и знакомых знаменитого москвича.

  • И. А. Крылов – русский писатель и баснописец
  • Краткая биография Ивана Андреевича Крылова
  • Заключение

И. А. Крылов – русский писатель и баснописец

Прославил сына бедного армейского офицера малый жанр басни. О человеке это говорит многое.

Об умении схватывать самую суть сложных моральных вопросов и современных исторических проблем и представлять это в доступной форме с меткостью и юмором, иногда с ехидной сатирой.

Небольшой размер произведения требует высочайшей концентрированности языка, продуманности системы образов и художественно-выразительных средств. Зная о подобных нюансах, только удивляешься, сколько всего басен написал Крылов: 236!

Список сборников, выпущенных при жизни, насчитывает 9 изданий – и все расходились на ура.

Однако шел он к форме долго и начинал с высокой драмы. Отвечая на вопрос, когда Крылов написал первую пьесу, биографы дают приблизительный ответ — в 1785-м году. Ведь трагедия «Клеопатра» не сохранилась. Но уже по названию можно понять, что молодой автор пытался творить в рамках классицизма.

Однако именно в последующих комедиях поклонники крыловского творчества находят присущие ему смелость мысли, меткость выражения, чуткость к родному языку и ощущение потенциала именно русской национальной культуры.

На протяжении творческого пути автор успел побыть и публицистом, и издателем, и поэтом, а также писал сказки.

Краткая биография Ивана Андреевича Крылова

Годы жизни литератора охватывают период в 75 лет. И хотя место рождения писателя остается предполагаемым, год установлен точно – 1769. Приведем только самые важные события.

Отец и мать

Родился будущий литератор в семье бедного армейского офицера Андрея Прохоровича, который выслужился в чин своими силами и способностями, без связей. Военнослужащий был организатором обороны Яицка от пугачевцев, и впоследствии анонимно опубликовал рассказ об этом в «Отечественных записках».

Первенец появился в семье в годы жизни в столице, Троицке или Заволжье – остается только предполагать. Уже в 10 лет маленький Иван, проживающий тогда с родителями в Твери, потерял отца – тот умер и оставил в полнейшей нищете сына и вдову.

Мать великого русского писателя Мария Алексеевна была женщиной малообразованной, возможно, даже неграмотной. Но энергичной, предприимчивой, умной и любящей своих детей. В отличие от мужа, чтением книг не увлекалась, но занятия сына с ними всячески поощряла.

Детские годы

Сведения о детстве крайне скудны. Малолетним ребенком проживал в Яицке, во время Пугачевского бунта мать отвезла его в Оренбург, после семья переехала в Тверь. Отец привил будущему знаменитому писателю любовь к книгам и интерес к литературе.

После смерти отца юноша начал работать в земском суде Калязина, позднее перевелся в Тверской магистрат.

Образование

Домашнее и бессистемное: ни гимназии, ни домашнего учителя, ни духовной семинарии или муниципальной школы. В годы проживания в Твери Иван Крылов, потерявший отца, из милости учился с детьми местной влиятельной и состоятельной семьи Львовых.

В 1783 году благодетели переехали в Санкт-Петербург, забрав с собой Ивана Андреевича. Тот поступил на службу в местную Казенную палату, параллельно много читая и занимаясь науками самостоятельно.

В итоге выучился играть на скрипке, проявил большую одаренность в математике, освоил французский, итальянский и немецкий языки – достаточно для глубокого знакомства с мировой классической литературой.

Из судьбоносных встреч, указывающих на будущее блестящего писателя, этого периода жизни известны только две. У Львовых Крылов познакомился с известным драматургом-классицистом Яковом Борисовичем Княжниным и великим поэтом Гавриилом Романовичем Державиным.

Творческий путь Крылова

Писателю пришлось долго искать себя, отдавая дань моде на классицизм (создавая высокие трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Кофейница», «Сочинитель в прихожей» и др.).

В комедийном жанре на первых порах автор то и дело срывался в едкую, злую сатиру. Но зато делал это на родном языке, что для тех времен было не типично и не актуально.

Молодой писатель чувствовал дыхание времени. Русская литература от подражания европейским образцам обращалась к самой себе: языку, темам, культурным обычаям.

Издателем Крылов работал над журналом «Почта духов». Одна из рубрик была посвящена переписке эльфов, высмеивающих между собой нравы екатерининского просвещенного абсолютизма. В 1790 цензура запретила издание (правительство везде видело угрозу Французской революции). Следующие журналы «Зритель» и «Меркурий» постигла та же участь, хотя редактор в них несколько сбавил тон.

В 1794 году Иван Андреевич вынужден был покинуть северную столицу и переехать в Москву, через год его попросили и оттуда. Опальный молодой автор тяжело переживал общественную и литературную блокаду.

Приют и поддержку нашел в семье генерала Сергея Фёдоровича Голицына, также впавшего в немилость.

Он работал секретарем главы семейства и занимался образованием детей, а написал за эти годы лишь пару стихотворений и несколько рассказов.

После прихода к власти Александра Первого, на заре 17 века, Иван Андреевич вернулся в Москву и снова начал творить. Да с таким запалом, что цензура наложила вето на издание комедии «Подщипа или Триумф» – а рукописи ходили по всей России.

Автор смело высмеял чуждую русской политической жизни высоту классицистского Триумфа и Подщипу – мол, русский писатель уже перерос патриархальность. Последующие пьесы «Пирог» и «Модная лавка» поставлены на сцене и надолго вошли в театральный репертуар.

В 1805 году свет увидели басни «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста», а четыре года спустя – первый сборник. Это стало событием, о чем свидетельствует полемика вокруг творчества Крылова в «Вестнике Европы».

Признанный гений поэт В. А. Жуковский упрекал баснописца в грубости выражений, модный и идущий собственным путем А. С. Пушкин – видит в них заслугу скрывающегося за псевдонимом (первые басни испытавший на себе немилость власть имущих Крылов подписывал Нави Волырк).

Именно простецкий язык делает эти произведения уникальными не только для жанра, но и для всей русской поэзии вообще.

Басни разошлись на цитаты не только в России: двухтомник издан в Париже, их переводят на итальянский. Международная популярность объясняется и самим жанром – древним, активно использующим общие для многих европейских народов аллегории и символы, сюжеты и темы.

Русский писатель мог заимствовать образ своего итальянского или французского предшественника – и они у него говорят и думают как современные русские люди. Именно говорят: речь басен жива и естественна, почти свободно разговорная. Крылов смог найти свой уникальный крылатый язык метких выражений.

Ивана Андреевича при жизни почитали корифеем.

Однако наученный опытом, он предпочитал жить в тени – не участвовать в политических и литературных спорах, не выезжать в свет, отговариваться от внимания журналистов ленью и рассеянностью, в одежде и манерах проявлял чудаковатость и небрежность, всему предпочитал сытный ужин и любил перекинуться в карты. Поэтому о жизни и творчестве Крылова порождено много домыслов – он стал постоянным героем анекдотов.

Этому образу противоречит дружба с А. С. Пушкиным, похоже глубокая: только с «дедушкой» простился великий поэт, уже смертельно раненный на дуэли. Интересный факт из биографии Крылова — уже будучи глубоким старцем, поэт изучил древнегреческий.

Личная жизнь

И. А. Крылов не был официально женат. Однако биографы считают, что его фактической женой была экономка Фенюшка, родившая ему дочь Сашу. Ребенок жил в крыловском доме как крестница. Можно понять, почему писатель так официально и не признал собственного ребенка и не женился на его матери.

Фенюшка была из простых, по духу – близкая и родная. Однако свет не простил бы «дедушке русской словесности» мезальянса. И не важно, что сам он был родом из небогатой и неродовитой семьи. Целующий ручку императрице не мог целовать рук безродной домработницы.

Однако похоже, что своих жену и дочь Иван Андреевич очень любил. Сашу отправил в пансион, обеспечил ей приданое, не отдалил от себя после смерти жены и выдал замуж за вполне достойного человека. После смерти все свое состояние и права передал Сашиному мужу, чье происхождение не позволяло оспорить завещание и лишить дочку наследства.

Последние годы жизни и смерть

Был обласкан вниманием царской семьи. Получал пенсию, был награжден правительственным орденом и чином статского советника.

Семидесятилетие Крылова отмечали всей страной.

Он умер от тяжелой пневмонии в доме своей дочери — для всех крестницы в Петербурге в 1844 году.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Интересные факты о Крылове

Писателя отличала странная любовь к наблюдению за пожарищами. Ходили легенды о нем как о великом чревоугоднике. Говорили даже, что умер он, объевшись блинов. Позировал очень многим художникам, минимум три портрета принадлежат перу известных живописцев тех времен.

Известные басни и произведения Ивана Крылова

Самые известные выделить трудно. Но, наверное, каждый читатель сможет вспомнить хотя бы строчку из басен «Стрекоза и муравей», «Басня о вороне и лисице» или «Лебедь, щука и рак».

А ведь последняя, например, была глубоко личным отзывом писателя на политические события его времени – несогласованность союзников в войне против Наполеона (по другой версии – конфликты в Государственном совете).

Но волшебство жанра и необыкновенный талант автора сделали произведение басней на все времена. В творчестве Ивана Андреевича таких творений много и читать их – истинное удовольствие.

Заключение

К коротким аллегорическим стихам, несущим дидактический смысл, обращались в России многие писатели. В том числе А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Д. Бедный и С. Михалков.

Но никого не звали после Крылова лучшим баснописцем. Читая крыловские басни, сравнивая их с предшествующими и последующими, понимаешь и даже чувствуешь, почему.

Источник: https://1001student.ru/literatura/ivan-andreevich-krylov.html

Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Творческий путь Крылова Ивана Андреевича

Иван Андреевич Крылов обладал редким даром баснописца. Величайший вклад его в русскую литературу состоит в том, что, унаследовав лучшие традиции басенного искусства, он возвёл басню на уровень классического совершенства.

И. А. Крылов родился в 1769 году в семье скромного армейского офицера. В 1774 году отец вышел в отставку и семья поселилась в Твери. После смерти отца (1778) семья осталась в тяжёлом положении, в пенсии было отказано, и Крылову пришлось работать подканцеляристом в губернском магистрате.

Учиться Крылову не пришлось, никакого систематического образования он не получил. Его высокая образованность, позднее поражавшая Пушкина, была, прежде всего, результатом самообразования.

В 1782 году семья будущего писателя переезжает в Петербург, Крылов поступает на службу в Казенную палату. С Петербургом связано и начало литературной деятельности Крылова, его увлечение театром.

Несмотря на молодость, Крылов пробует свои силы в драматургии. В 1783 году он создает свое первое произведение — комическую оперу «Кофейница», благодаря наблюдательности её автора отразившую некоторые нравы времени.

Пробует Крылов свои силы и в жанре трагедии из античной истории («Клеопатра» и «Филомела», 1786).

В 1786—1788 гг. писатель снова обращается к комедии, в 1786 году пишет «Сочинитель в прихожей», в 1788 г.— «Проказники». На сцене эти комедии так и не появились, в печати вышли в первой половине 1790-х годов.

В 1788 году Иван Андреевич начинает сотрудничать в журнале «Утренние часы», публикуя анонимно свои первые басни «Стыдливый игрок», «Судьба игрока», «Недовольный гостьми стихотворец», «Павлин и Соловей». В них поднимаются традиционные темы: человеческого невежества, вреда чрезмерным увлечением карточной игрой. Басни по своей проблематике в какой-то мере уже намечают журнальную сатиру Крылова.

В ранний период творчества писатель пробует свои силы в различных литературных жанрах, явно тяготея к комическому и сатирическому изображению явлений. Басне в этот период творчества он уделяет сравнительно мало внимания.

Становление Крылова как баснописца

В 1797—1800 гг. Крылов живет в имении князя С.Ф. Голицына (в Киевской губернии), приняв на себя обязанности секретаря князя и домашнего учителя его детей. В 1800 году для любительского спектакля в имении Голицына он создает шуто-трагедию «Трумф» («Подщипа»). Остроумную пародию на классицистическую трагедию Крылов сумел соединить с острой сатирой.

Комедия получила известность, её упоминает и Пушкин в лицейском стихотворении «Городок» (1815), выразив при этом свое восхищение Крыловым-драматургом («шутник бесценный»). В 1801 году в связи с назначением князя С.Ф. Голицына генерал-губернатором в Ригу, туда переезжает и Крылов, вскоре произведенный в чин губернаторского секретаря (декабрь 1802 г.).

Осенью 1803 г. оставив службу, он едет к брату Льву Андреевичу в Серпухов; в 1804 г. он уже в Москве. Им движет горячее желание серьезно заняться литературным трудом и увидеть свои произведения на сцене и в печати.

В 1806 году он возвращается в Петербург, сближается с драматургом А. А. Шаховским, поэтом К.Н. Батюшковым, переводчиком Н.И. Гнедичем, знатоком искусства А. Н. Олениным.

Одна за другой на столичной сцене с успехом идут его остроумные и веселые комедии — «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1807), высмеивающие галломанию русского общества.

Этими комедиями заканчивался длительный период литературных исканий Крылова, приведший к рождению в его творчестве нового жанра — басни. Именно басня определила место Крылова в русской литературе.

В 1806 году в № 1 журнала «Московский зритель» появились басни Крылова «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», представляющие собой переводы басен выдающегося французского поэта-баснописца XVII века Жана де Лафонтена (1621 —1695). Рекомендовавший эти басни к печати видный русский поэт и баснописец И. И. Дмитриев (1760—1837) сказал Крылову: «Это истинный ваш род, наконец вы нашли его».

В 1809 году уже выходит первая книга басен Крылова, принесшая ему огромный успех. За ней последовали новые книги басен (1811, 1815, 1816, 1817 гг.). Популярность баснописца растет.

В это время Крылов формально состоит членом общества «Беседа любителей русского слова» (1811 —1816), на заседаниях которого он читает свои басни.

Но в этом обществе Крылов занимает особые позиции: его привлекает общая идея борьбы за русскую национальную культуру, однако он не разделяет архаических требований членов «Беседы» к литературе и языку художественных произведений.

Крылов более близок к литературному кружку «Арзамас» (1815—1818), боровшемуся за обновление литературных жанровых форм, за «новый слог», то есть за приближение литературного языка к живой разговорной речи. Крылов общается с членами «Арзамаса» В.А. Жуковским, А. С. Пушкиным, а своим басенным творчеством содействует демократизации русского литературного языка.

Журналы Крылова

В 1789 году Иван Андреевич Крылов уже издает свой журнал «Почта духов», являясь одновременно его издателем и автором. С целью сделать журнал правдивым, острым, оригинальным Крылов изобретает остроумную форму подачи критического материала в виде переписки духов с неким арабским волшебником.

Поскольку духи — существа никому неведомые и невидимые, то они способны проникать всюду и видеть жизнь такой, какова она есть. В письмах резко осуждаются многие недостатки, характерные для представителей власти, вельмож, чиновников, судей, выражается протест против засилья иностранцев, разоблачаются крепостнические уродства.

Виртуозный и ироничный журнал «Почта духов» достойно продолжал традиции сатирических русских журналов 1769—1774 годов и особенно тесно был связан с критическими традициями журналов Н.И. Новикова «Трутень» (1769—1770), «Живописец» (1772—1773), «Кошелек» (1774).

Издателю «Почты духов», по всей вероятности, дали понять, что резкий тон критики неугоден правительству, и журнал, просуществовав с января по август 1789 года и закрылся.

Спустя два года Крылов принимается за издание нового журнала «Зритель» (1792), где он печатает такие остросатирические, проникнутые антикрепостническим пафосом произведения, как «Ночи», «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков» и др.

В мае 1792 года в типографии «Зрителя» был произведен обыск, за Крыловым устанавливается полицейский надзор, писать и печататься стало невозможно.

«Зритель», просуществовав с февраля по декабрь 1792 года, также закрылся.

Подобная же судьба постигла и следующий журнал Крылова «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), несмотря на то, что сатирическая острота поднимаемых журналом проблем становилась все более приглушенной.

После закрытия журналов писатель не только надолго замолкает, но и покидает Петербург. Сохранилось очень мало сведений об этом периоде жизни Крылова. Он уезжает в провинцию, иногда наезжает в Москву.

Источник: http://litera.su/literature-articles/life-and-work-of-ivan-krylov

Творчество Крылова И.А. (конспект лекции)

Творческий путь Крылова Ивана Андреевича

1. Творческий путь И.А. Крылова

2. Тематика произведений

3. Художественный метод и стиль

4. Литературная позиция

1. Творческий путь И.А. Крылова

Творчество Ивана Андреевича Крылова явилось следствием влияния на русскую литературу творчества и идей Радищева, и в нем отразились бунтарские идеи предшественника Крылова. В связи с этим Крылов был одним из революционных бунтарских писателей в русской литературе конца XVIII в. Творческий путь Крылова можно охарактеризовать следующим образом:

✓      наличие жестких бунтарских и сатирических ноток уже в первом произведении — комической опере “Кофейница” (1783-1784), написанной Крыловым в возрасте 14 лет и представляющей собой социальную сатиру, которая впоследствии выразилась в его творчестве в полной мере;

✓      внесение в свои ранние произведения серьезности и реализма в описании вещей и действительности, а также темы ненависти к помещикам и крепостному праву;

✓      создание трагедии “Филомена” (1786), которая, являясь произведением еще не совсем зрелого автора, тем не менее содержит в себе следующие особенности:

•        влияние традиций Сумарокова и французской драматургии;

•        постановка острых политических проблем и вопросов — права царя на произвол, семейной морали, права народа на восстание и завоевание своей свободы;

•        попытка написать идейную, принципиальную и смелую пьесу;

✓      создание в основном комедий (1786-1788), среди которых “Бешеная семья”, “Сочинитель в прихожей”, “Проказники”, которые имели следующие особенности:

•        центральная тема — разложение нравов дворянства;

•        присутствие черт сатиры и фарса, причем сатира приобретает ярко выраженный социальный характер;

•        смешение элементов сумароковского фарса с реализмом Фонвизина, что в результате привело к возникновению гротескных форм изображения реальности;

✓      неприятие “писателей”, посвятивших себя созданию хвалебных од для знатных вельмож;

✓      использование литературы, в частности комедий, как плацдарма для политических “сражений” с дворянскими либералами и помещичьей культурой через критику и обличение их нравов, жизни;

✓      работа в качестве писателя в журналах “Лекарство от Скуки и Забот”, “Утренние часы”;

✓      издание собственного журнала “Почта духов”, содержащего в себе анонимные очерки в виде переписки разных духов, эльфов и т. д. с волшебником Маликулмульком;

✓      основание после закрытия “Почты духов” типографии “Крылова с товарыщи “, в которой печаталось множество книг, выходил журнал “Зритель”, являвшийся по своему характеру антидворянским;

✓      издание журнала “Санкт-Петербургский Меркурий”, явившегося продолжением “Зрителя”;

✓      создание первых в русской поэзии дружеских посланий, основанных на лирике Державина и традициях западной поэзии, и этот жанр впоследствии развивался в творчестве Карамзина, Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина.

2. Тематика произведений

Тематика творчества Крылова включала в себя следующе темы:

✓      критика существующей системы власти;

✓      обличение и критика культуры крепостническо-бюрократического государства;

✓      обличение распущенности и падения нравов знати, вельмож, дворян и помещиков;

✓      выступление против права дворян и вообще “богатеев” на власть;

✓      борьба с засильем иностранщины, в частности иностранных товаров, и склонностью ко всему иностранному;

✓      критика купцов за их поддержку самодержавия;

✓      демократические тенденции в тематике произведений.

3. Художественный метод и стиль

Художественный метод и стиль Крылова имели следующие особенности:

✓      приверженность, хотя в меньшей степени, чем у Радищева, сентиментализму, который выражается у Крылова следующим образом:

•        яркое и широкое изображение быта;

•        построение индивидуального характера человека;

•        элементы реалистического психологического романа о бедном человеке;

✓      приверженность французскому, в частности вольтеровскому, литературному стилю, который выражается у Крылова следующим образом:

•        ядовитый, жесткий сарказм;

•        беглые и краткие характеристики людей;

•        множество быстро сменяющихся сатирических тем-образов;

•        жесткая уничтожающая ирония;

•        легкость и точность, остроумие изложения;

✓      своеобразие и новаторство поэзии, которое заключается в следующем:

•        впервые появление в русской литературе жанра дружеского послания;

•        свободный поток, легкость и простота изложения;

•        влияние державинской лирики и использование его образов, мотивов и стилистических приемов;

•        свобода от классической строфы и классических жанров;

•        сплетение лирики, сатиры, бытописания в стихотворную беседу автора с самим собой;

•        внутреннее единство стихотворений через свободу личного высказывания и индивидуальной речи;

•        преодоление дворянской эстетики классицизма и в то же время минимальное влияние сентиментализма, что проявлялось в резком сатирическом тоне многих стихов и использовании демократической простой речи;

•        создание стихов социально-философской направленности, которые содержат в себе злую сатиру, мотивы руссоизма, протеста, обличения дворянского общества;

✓      создание множества басен, в которых ярко проступил литературный талант Крылова и которые имели следующие характеристики:

•        обличение и ненависть по отношению к монархии, дворянству, бюрократии;

•        наблюдение за реальной жизнью и ее реальное описание;

•        аллегорическое изображение многих политических событий и деятелей;

•        реализм и демократизм, проявившийся в первую очередь в простом народном языке.

4. Литературная позиция

Литературную позицию Крылова можно охарактеризовать следующим образом:

✓      связь с направлением, родоначальником которого в русской литературе был Радищев;

✓      развитие в сторону реалистического подхода в изображении действительности;

✓      использование элементов психологизма, конкретного представления психологии и быта;

✓      тяготение к сатирическому жанру в творчестве;

✓      воздействие на сатирические произведения художественной публицистики романов Дидро, который являлся представителем радикального французского сентиментализма;

✓      отрицание и борьба с дворянским консерватизмом карамзиновского характера – умиротворенного и пассивного.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/krylov_i_a/tvorchestvo_krylova_i_a_konspekt_lekcii/115-1-0-2231

Биография Крылова И. А. Жизнь и творчество знаменитого баснописца

Творческий путь Крылова Ивана Андреевича

Биография Крылова И. А. началась в шумной и суетливой Москве, где будущий писатель-баснописец появился на свет 2 (13) февраля 1769 г.

Детские годы Крылова

Родители Ивана Андреевича вынуждены были часто переезжать с одного места на другое. В разгар крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва Крылов с матерью находились в Оренбурге, а отец будущего писателя был капитаном в самом Яицком городке.

Имя Андрея Крылова даже было упомянуто в пугачёвском списке на повешение, но, к счастью для семейства, до этого не дошло. Впрочем, спустя некоторое время Андрей Крылов умирает, и семья остаётся практически без денег. Мать Ивана вынуждена подрабатывать в домах богатых людей.

Сам Крылов начал работать в очень раннем возрасте – с девяти лет. Ему позволили за небольшое жалованье переписывать деловые бумаги.

Далее мальчик получал образование в доме Н. А. Львова, известного писателя. Иван учился вместе с детьми хозяина, встречался с художниками и литераторами, которые часто приходили в гости к Львову, слушал их беседы.

Из-за некоторой отрывочности образования впоследствии писатель столкнулся с многими трудностями. Однако со временем ему удалось научиться грамотно писать, существенно расширить свой кругозор и даже овладеть итальянским языком.

Первые пробы пера

Новый этап начался в жизни будущего баснописца с момента переезда семьи в Петербург. Биография Крылова И. А. в этот период особенно интересна, ведь именно на это время пришлись его первые шаги на литературной стезе. В северную столицу мать баснописца направилась, чтобы решить вопрос с пенсией, но её старания не увенчались успехом.

Сам Крылов, не теряя времени попусту, устраивается работать в канцелярию Казённой палаты. Однако служебные дела не слишком волнуют его. Практически всё свободное время он тратит на литературные занятия, посещения театров, начинает тесно общаться с талантливыми известными актёрами, а также с П. А. Соймоновым, директором театров.

Даже после смерти матери увлечения Ивана остаются прежними. Хотя теперь будущему баснописцу сложнее: он должен следить за младшим братом, который остался на его попечении.

Биография Крылова И. А. в 80-е гг. – это постоянное сотрудничество с миром театра. За этот период из-под его руки выходят либретто для опер “Кофейница”, “Бешеная семья”, “Клеопатра”, а также комедия, получившая название “Сочинитель в прихожей”. Ни славы, ни огромных гонораров они, разумеется, не принесли. Но зато позволили Крылову влиться в круг общения литераторов Петербурга.

Молодого человека берёт под своё покровительство популярный драматург Княжин и стремится помочь Крылову более успешно продвигать свои произведения.

Однако сам Иван Андреевич не только отказывается от этой помощи, но и прекращает любые отношения с Княжиным, после чего пишет комедию “Проказники”, в которой всячески высмеивает самого драматурга и его супругу.

Совсем не странно, что сама комедия была запрещена к постановке, а автор испортил отношения и с литераторами, и с театральной дирекцией, благодаря которой сочинения ставились на сцене.

В конце десятилетия Крылов изъявляет желание попробовать свои силы в сфере журналистики. В журнале “Утренние часы” в 1788 году публикуются его песни, однако они тоже остаются незамеченными.

После этого Иван Андреевич решает заниматься изданием своего журнала (“Почта духов”), который выходит в течение восьми месяцев 1789 г. “Почта духов” имеет форму переписки сказочных персонажей – гномов и волшебника. В ней автор представляет карикатурное изображние общества того времени.

Однако вскоре журнал закрывает цензура, объясняя это тем, что издание имело всего 80 подписчиков.

С 1790 г. Крылов уходит в отставку, после чего полностью посвящает себя литературной деятельности. В это время биография Крылова И. А. тесно переплетается с жизненными путями приятелей автора – А. Клушина, П. Плавильщикова и И.

Дмитриева. Иван Андреевич заправляет типографией и вместе с друзьями начинает выпускать журнал “Зритель” (позже – “Санкт-Петербургский Меркурий”). В 1793 году журнал был окончательно закрыт, и Крылов на несколько лет покидает столицу.

На службе у князя Голицына

До 1797 г. Крылов живёт в Москве, а затем начинает путешествовать по стране, останавливаясь в домах и поместьях своих приятелей. Баснописец постоянно искал источники дохода, и в течение некоторого времени находил желаемое в карточных играх. К слову, Крылов слыл очень удачливым игроком, на грани шулерства.

Князь Сергей Фёдорович Голицын, познакомившись с Иваном Андреевичем, предложил тому стать его домашним учителем и личным секретарём. Крылов живёт в имении князя на территории Киевской губернии и занимается словесностью и языками с сыновьями аристократа. Тут же он пишет пьесы для постановки в домашнем театре, а также осваивает мастерство игры на разных музыкальных инструментах.

В 1801 г. на престол взошёл Александр I, который питал большое доверие к Голицыну и назначил его лифляндским генерал-губернатором. Крылову, в свою очередь, дают место правителя канцелярии. До 1803 г. баснописец трудится в Риге, а затем переезжает к своему брату в Серпухов.

Творческая слава

Творчество и биография Крылова становятся особо интересными, начиная с этого времени. Ведь в этот период впервые пьеса Крылова (“Пирог”) завоёвывает сердца зрителей и приносит автору долгожданный успех. Он принимает решение продолжать свою литературную деятельность и возвращается в Петербург.

В 1805 г. Иван Андреевич демонстрирует И. Дмитриеву, талантливому поэту, свои первые переводы басен. Становится ясно, что писатель нашёл своё истинное призвание.

Но Крылов, тем не менее, публикует лишь три басни и вновь возвращается к драматургии. Следующие несколько лет были особо плодотворными в этом плане.

Крылова знают и любят ценители театрального искусства, а пьеса “Модная лавка” была показана даже при дворе.

Однако сам Крылов всё больше отдаляется от театра и всрьёз увлекается переводом и сочинением своих собственных басен. В 1809 г. на прилавках появляется его первый сборник. Постепенно количество произведений растёт, выпускаются новые сборники, и к 1830 г. уже набралось 8 томов басен Крылова.

В 1811 г. Иван Андреевич стал членом Российской Академии, а через двенадцать лет получил от неё золотую медаль за достижения в литературе. В 1841 г. Крылова назначают академиком отделения русского языка и словесности. С 1812 г.

писатель исполняет обязанности библиотекаря в Императорской публичной библиотеке.

Также Крылов получает пенсию за заслуги в российской словесности, а после выхода восьмитомника в свет Николай I увеличивает пенсию в два раза и назначает писателя статским советником.

Зимой 1838 г. Петербург с уважением и торжественностью поддержал празднование пятидесятилетнего творческого юбилея автора. К этому времени Крылова уже ставили в один ряд с классиками русской литературы – Пушкиным, Державиным, Грибоедовым. Последние басни Ивана Андреевича были переведены более чем на 50 языков.

Последние годы

В 1841 г. Крылов уходит в отставку и селится на Васильевском острове, чтобы жить в спокойствии, в своё удовольствие. Писатель всегда был не прочь вкусно поесть и поваляться на диване, из-за чего некоторые называли его обжорой и лентяем.

Однако до последних дней Крылов трудился над новым сборником сочинений. Умер он 9 (21) ноября 1844 г. в Санкт-Петербурге от двухстороннего воспаления лёгких.

Любопытные факты о писателе

Существуют интересные факты из биографии Крылова, которые стоит упомянуть в этой статье. К примеру, практически никогда баснописец не стеснялся и не упускал возможности подшутить над недостатками окружающих.

Как-то раз он шёл по набережной Фонтанки. Увидев массивную фигуру незнакомого старика, отдыхавшие студенты начали смеяться, мол, “туча идёт”. Проходя мимо них, Крылов спокойно ответил: “…И лягушки заквакали”.

Ещё один интересный случай произошёл с Иваном Андреевичем в театре. Сосед его оказался очень шумным: топал ногами в такт музыке, даже подпевал. Достаточно громко Крылов произнёс: “Безобразие!” Сосед писателя оскорблённо спросил, относится ли это к нему, на что Крылов иронично ответил, что сказал это “тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас [соседа]”.

Показательным был случай, произошедший уже после смерти автора. Отдавая дань Крылову, граф Орлов, бывший вторым человеком после императора, лично нёс гроб баснописца с простыми студентами, до самой погребальной повозки.

Источник: https://FB.ru/article/128319/biografiya-kryilova-i-a-jizn-i-tvorchestvo-znamenitogo-basnopistsa

Жизнь и творчество Ивана Крылова – доклад сообщение

Творческий путь Крылова Ивана Андреевича

В 1769 году 13 февраля в семье отставного офицера армии Крылова Андрея появился на свет сын Иван. Ввиду частых переездов семьи, а так же из-за недостатка средств он не получил должного образования.

Но будучи крайне напористым и очень влюбленным в книги он самостоятельно изучил литературу и математику, языки итальянский и французский.

Несмотря на бедность его семьи, Иван Крылов вырос интеллигентным, образованным, воспитанным человеком.

Жизнь – это главная его школа. Крылов любил посещать массовые народные гуляния. Будучи внимательным, он запоминал все, что видел и слышал от людей. Именно находясь в толпе народа, он брал просторечные выражения, черпал мудрость народную, жизненные ситуации. Все это затем легло в основу его произведений.

Отец умер рано, поэтому матери пришлось отдать сына на подработку писцом в суд. С 1787 года по 1790 год, служа мелким чиновником в казенной палате, Крылов пробует себя в драматургии. Критики и друзья Ивана Крылова отмечали его талант как драматурга, но драматургию он оставил. Наибольший простор для своей деятельности он видел в написании статей, а затем и басен.

В 1789 году под руководством Крылова издается сатирический журнал «Почта духов», который благодаря сатире обличал корыстных и никчемных чиновников. После выхода в отставку в 1792 году Иван Крылов приобретает типографию, в которой печатается его сатирический журнал «Зритель».

Вскоре в типографии произошли обыски, после чего ее пришлось закрыть, а самому Крылову предстоял скорый отъезд. Крылов в основном пишет сатирические очерки на политические темы, обличая несовершенство российского политического строя.

Из-за крайнего недовольства Екатериной II его творчеством ему пришлось переселиться из Петербурга в Москву.

В 1805 году Крылов занимается переводом басен Лафонтена. Этот стиль в литературе очень его заинтересовал и именно с ним он связал всю свою деятельность до конца своих дней.

В 1809 году к Крылову благодаря вышедшему в свет первому его сборнику сочинений приходит настоящая слава. Именно как баснописца мы все его знаем и помним. В последние годы жизни, а это около 29 лет Крылов служит в публичной библиотеке.

В этот период выходят в свет его самые выдающиеся произведения. Всенародная любовь к басням объясняется талантом Крылова мастерски высмеивать человеческие пороки и суровую действительность того времени. Произведения Ивана Крылова буквально разлетаются на крылатые фразы.

Стиль написания басен был легок для восприятия не только образованным слоям общества, но и совершенно безграмотному населению.

Одним из интересных фактов жизни Ивана Крылова можно выделить то, что он был жутко ленив, неряшлив и любил сытно покушать. Бывали случаи, что он даже засыпал в кресле за столом. Ходили байки, что и умер он от обжорства, но это не так.

Умер Иван Андреевич Крылов он от пневмонии в Петербурге 21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет.

Вариант 2

Иван Андреевич Крылов (1769-1844 гг.) является наиболее известным русским баснописцем, высказывания из произведений которого становятся крылатыми народными пословицами и поговорками.

Крылов является уроженцем Москвы и появляется на свет в семействе обедневшего военного, который, выйдя в отставку вместе с семьей, поселяется в Твери. Поскольку семья имела небольшой доход, мальчик не получает надлежащего образования, самостоятельно занимаясь чтением книг, а также с позволения состоятельных соседей присутствуя на занятиях французским языком.

В связи с бедственным положением семьи после смерти отца, мать Крылова принимает решение о переезде в северную столицу, где будущему писателю удается устроиться на низшую чиновничью должность, а параллельно заниматься самообразованием (литературой, игрой на разных музыкальных инструментах) и приобщаться к любимому им искусству в виде театральных постановок.

В восемнадцатилетнем возрасте Крылов решает заниматься исключительно творческой деятельностью и по этой причине оставляет казенную службу.

Первым произведением писателя становится трагедия «Филомела», признанная неудачным подражанием классической литературе.

Однако это не останавливает молодого автора и вслед за трагедией он пишет несколько произведений в жанре комедии, в числе которых «Проказники», «Бешеная семья», имевшие успех не только у читателей, но и у критиков.

Начало баснописного творчества Крылова ознаменовывается выходом произведений, в которых поэт не ставит собственной подписи. При этом первые басни, отличающиеся едким сарказмом, не находят отклик у читательской аудитории.

Затем Крылов участвует в издании сатирического журнала под названием «Почта духов», из-за которого баснописцу приходится покинуть пределы России по причине недовольства императрицы.

Через несколько лет после возвращения в Россию и полностью посвящает себя литературной деятельности, создав очень успешный перевод двух басен Лафонтена, а также сочинив многочисленные театральные пьесы, в числе которых «Модная лавка», показанная при императорском дворе. Учитывая вклад Крылова в развитие русской словесности его принимают в члены Российской Академии, а впоследствии назначают пенсионное довольствие и присваивают чин статского советника.

Творческое наследие Крылова составляет более восьми томов произведений, среди которых основную часть занимают крыловские басни.

Последние годы жизни Крылов проводит в районе Васильевского острова Санкт-Петербурга, где занимается написанием последнего сборника произведений. Прерывается жизнь баснописца в семидесятипятилетнем возрасте по причине двустороннего воспаления легких, местом захоронения Крылова является Александро-Невская лавра.

За свою жизнь Крылов ни разу официально не вступает в брак, однако, по мнению исследователей, имеет внебрачную дочь Александру от гражданского брака с кухаркой, дав девочку пансионное образование и значительное приданое, а впоследствии завещая все собственное имущество супругу дочери.

Доклад 3

И.А. Крылов – выдающийся баснописец, произведения которого поражают мастерским использованием богатств живого народного языка. Многие фразы из его басен стали крылатыми. Оставил Иван Андреевич значительный след и в русской журналистике.

Родился Крылов в 1769г. в Москве. Его отец был обычным армейским офицером. Во время службы он не раз проявлял мужество и героизм, но значительных наград и чинов не получил. Когда вышел в отставку и занял должность председателя магистрата в Твери, вместе с женой и детьми переехал жить в этот город. Однако плату он получал небольшую, потому семья постоянно ощущала нехватку денег.

После смерти отца-кормильца в доме Крыловых надолго поселилась бедность и Иван, хоть и был смышлёным мальчиком, не мог систематически посещать школу. Но он настойчиво восполнял пробелы в знаниях путём самообразования, а когда выдавалась свободная минутка, читал книги, доставшиеся в наследство от отца, учился играть на разных музыкальных инструментах и говорить по-французски.

Вскоре ему удалось устроиться подканцеляристом в магистрат. Трудился он усердно, однако его жалования хватало лишь на еду. Потому в 1782г. мать с Иваном и младшим сыном переезжает в Санкт-Петербург, где добивается назначения пенсии. Иван Андреевич же подыскивает себе место приказного служителя в казённой палате.

Заниматься творческой деятельностью Крылов начал ещё в пятнадцатилетнем возрасте. Доподлинно известно, что именно в ту пору он создал небольшую оперу. А увлёкшись театром, пишет комедии, трагедии и либретто к операм.

Критики довольно сдержанно высказываются об этих произведениях. В 1788г. Иван Андреевич публикует первые басни, но подписать их собственным именем не отваживается.

Кроме того Крылов издаёт ещё и сатирический журнал-ежемесячник «Почта духов».

Через какое-то время он решает покинуть чиновничью службу и посвятить себя литературе.

Становится владельцем типографии, в стенах которой выпускает журнал «Зритель», где наряду с произведениями других авторов неоднократно публикуются и его эссе, пьесы, памфлеты и т.д.

Данное издание отличалось сатирической направленностью и нет ничего удивительного в том, что его существование вызвало недовольство у властей. Состоялся обыск, после которого журнал был закрыт, а Крылов на пару лет отправился путешествовать.

В 1797г. он уезжает в имение князя С.Ф. Голицина, где выполняет функции не только личного секретаря, но и домашнего учителя. Пишет поэзии и драматические произведения. Делает переводы басен Лафонтена. Прочитав их, И.И.

Дмитриев воскликнул, что Крылов наконец-то нашёл свой жанр. Его слова оказались пророческими, ведь славу Ивану Андреевичу принесли басни. Он написал их более 200. Уже в 1825г.

большая часть из них была переведена на итальянский и французский языки и опубликована за рубежом.

Почти 30 лет баснописец проработал в Императорской публичной библиотеке. Стал членом Российской Академии и был награждён золотой медалью за заслуги в области литературы.

Умер И.А. Крылов в 1844г. Причина смерти – двухстороннее воспаление лёгких.

Сообщение про баснописца Ивана Крылова

Иван Крылов родился в феврале 1769 года. Его отец был бедным армейским офицером, который проявил себя при усмирении бунта Пугачёва, но не был достоин никаких наград и почестей.

Отец писателя ушел в отставку, поступил на гражданскую службы и переехал вместе с семьей в Тверь. Но денег в семье особо не было, они жили бедно. В 78 году скончался отец писателя.

После этого жизнь вдовы, Ивана и его младшего брата стала еще хуже.

Денег на высшее образование у семьи не было. Мальчик любил читать книги. Благодаря богатым соседям, Иван изучал французский язык – они приглашали его к себе, когда к их детям приходил учитель и давал уроки французского.

Когда отец умер, мальчик устроился работать в губернский магистрат Твери подканцеляристом. Его доход был копеечным, и эти деньги только помогали семье не умереть от голода. Спустя несколько лет семья Крыловых уехала в Санкт-Петербург. Мать хотела добиться пенсии, а также устроить на работу своего старшего сына.

Переезд в Москву семьи совпал с открытием нового театра. Иван Андреевич сразу же смог там побывать. Его любовь к искусству проснулась в раннем возрасте, когда молодым человеком была написана небольшая опера “Кофейница”. Она была неудачной, но это была первая его работа.

Работая на новом месте писатель понимал, что ему не нравится то, чем он занимается. И поэтому, уйдя в отставку в 18 лет, он занялся литературой. Его трагедия “Филомела” была неудачной. После неё были выпущены несколько комедий.

Они тоже не были особенно удачными, но благодаря этим работам Крылова заметили.

После этого, Иван Андреевич занялся баснями. Сначала они выходили в журнале “Утренние часы” и были без подписи автора. Он пробует себя в создании нескольких журналов, которые не стали успешными.

Через какое-то время писатель покидает город и забрасывает свою деятельность. Но в 1806 году Крылов возвращается с переводом басен и ставит комедии.

Так как в комедиях выражен дух патриотизма, а народ в то время переживает наполеоновские войны, общество с распростертыми объятиями принимает работы писателя.

1809 год был взлетом его творчества. Выходит первый сборник басен, в состав которого входит 23 произведения. Его сборник нравится критикам и приносит писателю огромную славу. С этого времени Крылова начинают называть великим баснописцем.

Крылов написал свыше 200-сот басен, которые были понятны всем и по своему жанру подходили как народу, так и интеллигенции. В разных баснях он высмеивал разные пороки людей. 

Вариант 5

Иван Андреевич Крылов знаменитый писатель, русский публицист, рожденный 13 февраля 1769 года по старому календарю. За свою жизнь написал множество произведений, из них 236 басен. Множество выражений, сказанных Иваном Андреевичем, стали крылатыми. Несмотря на то, что Крылов жил 3 столетия назад, его произведения по сей день остаются интересными и любимыми для читателей.

Отец Ивана был армейским офицером, за свои заслуги в бою не был ни разу награжден. Так же у Ивана был брат. После того, как отец Ивана ушел в отставку, вся семья переехала в Тверь. Новая работа главы семьи не приносила большого дохода, поэтому семья была бедной. Материальное и финансовое состояние семьи стало еще хуже после смерти отца Ивана.

 Иван унаследовал от отца очень хорошую черту, чтение книг. В наследство ему достался сундук с книгами. К сожалению, Иван Андреевич не мог получить образование. Семья, которая жила по соседству с Крыловыми, разрешили получать уроки французского языка вместе с их детьми.

Первое место работы Ивана было место, где работал его отец. К сожалению, средств, которые зарабатывал Иван, едва хватало на поесть. Спустя 5 лет мать Ивана приняла решение уехать из Твери в Санкт-Петербург. Она хотела дать своим сыновьям самое лучшее и возможность жить, ни в чем себе не отказывая. В Санкт-Петербурге Иван находит себе новую работу.

Как уже было сказано ранее, Иван не имел возможности получить хорошее образование, поэтому он активно занимался саморазвитием. Первое произведение Иван написал в 15 лет и назвал его «Кофейница».

Это была небольшая комическая опера, которую он самостоятельно сочинил. В следствие его саморазвития, Иван умел играть на нескольких музыкальных инструментах. Его плохое финансовое положение в жизни хорошо откликнулось в его дальнейшем будущем.

Он хорошо понимал простых людей то, как они живут и чем занимаются.

Во время переезда Ивана в Санкт-Петербург , открывался театр, который был доступен каждому жителю. Иван первым же делом побывал там, ему нравилось все, что связано с искусством. В театре Иван нашел себе новых знакомых, артистов.

В дальнейшем он часто интересовался жизнью этого театра. Увидев возможности развития своих навыков в литературной сфере, Иван Андреевич Крылов ушел со своей прежней работы в 18 лет. Он активно занялся литературной деятельностью.

Его творческая деятельность началась с произведения «Филомела», которое оказалось не очень удачным. Но Крылов не останавливался на этом и продолжал развиваться и писать дальше.

Вскоре он написал несколько комедий: «Бешеная семья», «Проказники» и «Сочинитель в прихожей». Читатели отреагировали на его произведения весьма положительно. В 1788 году было опубликованы первые басни Крылова.

Некоторые басни были не одобрены критиками и читателями.

Свою любовь Иван встретил в 22 года, но семья возлюбленной была состоятельной и богатой, а Иван был беден, поэтому их свадьба не состоялась. Как гласят слухи у Ивана была одна внебрачная дочь от домработницы Фени, которую звали Александра.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года.

Источник: http://sochinite.ru/otvety/ludi/zhizn-i-tvorchestvo-ivana-krylova-doklad-soobshchenie

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики