SAVUZ

Творческий путь Абрамова Ф.А.

Абрамов Федор Александрович

Творческий путь Абрамова Ф.А.

Абрамов Федор Александрович(20.02.192014.05.1983),русский писатель. Родился в ВерколеАрхангельской обл. Во время ВеликойОтечественной войны офицер военной разведки.Окончил Ленинградский университет. В н. 1950-хпринимал участие в борьбе против космополитов.

Всвоих романах: “Пряслины” (трилогия, 1958-73),“Дом” (1978); повестях и рассказах: “Пелагея” (1969),“Деревянные кони” (1970) и др.

— раскрывал тяжелуюсудьбу крестьянства на Русском Севере в годысоветской власти, показывалдуховно-нравственное превосходство крестьян надмногими городскими жителями.

Абрамов Федор Александрович (1920/1983) — советский писатель и публицист, представитель «деревенской прозы».

В 1954 году публикует статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где выступает против советского идеалистического представления деревни.

В 1958 году появляется первый роман цикла «Пряслины», посвященного жизни села. В 1960/70-х гг. и в прозе, и в публицистике Абрамова раскрывает неблагополучие современной ему деревни.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 4.

Другие биографические материалы:

Прозаик и критик (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).

Фомин-Нилов Д. В. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы» (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015).

Вьюгин В. Работу над крупными произведениями сочетал с написанием небольших рассказов и повестей (Большая энциклопедия русского народа).

Крутикова-Абрамова Л.В. В архиве Абрамова сохранилось много незавершенных произведений ( Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1.).

Сочинения:

Собр. соч.:  в 3 т. Л., 1980; 

Собр. соч.: В 6 т. Л., 1990—95; Собр. соч.: В 3 т. Л., 1980;

Чем живем-кормимся: Очерки. Статьи. Воспоминания. Беседы. Интервью. Выступления. Л., 1986.

Чем живем-кормимся: Очерки. Статьи. Воспоминания. Беседы. Интервью. Выступления. П., 1986;

Так что же нам делать: Из дневников, записных книжек, писем: Размышления, сомнения, предостережения, итоги / сост., вступительная статья Л.В.Крутиковой-Абрамовой. СПб., 1995;

Неужели по этому пути идти всему человечеству?: Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка / сост., вступ. статья Л.В.Крутиковой-Абрамовой. СПб., 2000.

То же. Архангельск, 2002;

Чистая книга: незавершенный роман. СПб., 2000; 

Дом. Повести, рассказы. М., 2002. (БКС1 отечественной классической художественной литературы); 

Чистая книга: роман, повести, рассказы, публицистика. М., 2003. (Красная книга русской прозы).

Литература:

Федор Александрович Абрамов: библ. указатель. Архангельск, 1993;

Золотусский И. Федор Абрамов. М., 1986;       

Земля Фёдора Абрамова: сб.: Критич. статьи. Из читательских писем. Прощальное слово. Стихи / сост., вступ. статья Л. Крутиковой. М., 1986;

Турков А. Федор Абрамов: очерк. М., 1987;

Крутикова-Абрамова Л. Дом в Верколе: документальная повесть. Л., 1988;

Васильев В. Из колена Аввакумова. Федор Абрамов как писатель и человек // Васильев В. Достоинство слова: Лит-критические статьи и заметки. М., 1988. С. 80-120;

Галимов Ш.3. Федор Абрамов: Творчество, личность. Архангельск, 1989;

Ханбеков Л.В. Веленьем совести и долга: Очерк творчества Федора Абрамова. М., 1989;

Оклянский Ю.М. Дом на угоре: о Ф. Абрамове и его книгсх. М., 1992;

Федор Абрамов и Север: сб. статей, рецензий, воспоминаний, стихотворений. Архангельск, 1992;

Маслов И. Правда как мера таланта: О творчестве Ф.А.Абрамова. Харьков, 1994;

Маслов И. Федор Абрамов: повесть-исследование // Маслов И. Избранное. Т.4. Харьков, 2002;

Недзвецкий В.А. Война и мир в Пекашине (Федор Абрамов) // Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 50-81;

Михайлов Ал. Фёдор Абрамов: 1. Встреча с Отчим краем, 2. Чтобы свет от тебя воссиял // Михайлов Ал. Моя Гиперборея: Статьи о лит-ре, воспоминания. Архангельск, 1999. С. 69-114;

Юбилейный венок Федору Абрамову 1980: Приветствия Ф. Абрамову в день 60-летия / сост. Л. В.Крутикова-Абрамова. СПб., 2000;

Воспоминания о Федоре Абрамове: сб. / сост. Л.В.Крутикова-Абрамова, А.И.Рубашкин. М., 2000 

Крутикова-Абрамова Л. Дом в Верколе: Документальная повесть. Биографические материалы, дневники Ф. Абрамова. Л., 1988.

Крутикова-Абрамова Л.В. Жива Россия. Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения: сб. статей. СПб., 2003.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/abramov_fa.php

Русский писатель Федор Абрамов: биография, творчество и книги автора. Абрамов Фёдор Александрович: афоризмы

Творческий путь Абрамова Ф.А.

Абрамов Федор Александрович (годы жизни – 1920-1983) – русский писатель. Родился он в Архангельской области, в деревне Веркола. Семья Федора Александровича была крестьянская, многодетная.

Детство Федора Абрамова

Федор Александрович Абрамов, биография которого интересует сегодня множество читателей, рано потерял отца. Ему пришлось с шести лет, помогая матери, заниматься крестьянской работой. Федор Абрамов окончил первым учеником начальную школу деревни.

Однако, несмотря на это, при поступлении в среднюю возникли трудности. Дело в том, что Абрамов был выходцем из середняцкой семьи. Поэтому в следующий класс его перевели не сразу. Абрамов начал пробовать себя в литературе еще в 9-10 классах.

Первое стихотворение Федора Александровича было опубликовано в 1937 году в районной газете.

Однако он не сразу пришел к мысли о том, чтобы профессионально заняться литературной деятельностью. В 1938 году он окончил Карпогорскую среднюю школу и поступил в Ленинградский университет на факультет филологии.

Как провел военные годы Абрамов Федор Александрович (биография)

Список книг, посвященный жизни Федора Александровича, на сегодняшний день внушительный. Из них мы узнаем о том, что через несколько лет после поступления в университет учебу ему пришлось оставить, так как началась Великая Отечественная война.

Федор Абрамов в 1941 году записался в народное ополчение добровольцем. Он был дважды ранен. Во второй раз Федору Абрамову чудом удалось избежать гибели. Через год, оказавшись на Большой земле после второго ранения, он посетил родную деревню.

Отметим, что впечатления от поездки станут основой будущих его произведений. Абрамов как “нестроевик” был зачислен в тыловые части. Он работал заместителем политрука роты, обучался в военно-пулеметных частях.

После окончания обучения его направили в контрразведку “Смерш” (расшифровывается как “смерть шпионам”).

Абрамов после победы вернулся в университет, а затем, в 1948 году, поступил в аспирантуру. Через некоторое время успешной защитой кандидатской диссертации была отмечена его биография. Федор Абрамов защитил работу о творчестве Шолохова.

Впоследствии влияние на Абрамова этого писателя будут отмечать многие критики. Статья Федора Александровича о космополитизме в литературе СССР была опубликована в это же время. Он написал ее в соавторстве с Н. Лебединским.

Статья была направлена против некоторых еврейских литературоведов. Абрамов несколько позже стал заведующим кафедрой советской литературы. Он преподавал в Ленинградском университете. В 1958 году Федор Александрович выпустил в соавторстве с В. В.

Гурой книгу, посвященную творчеству Шолохова. Она известна под названием “М. А. Шолохов. Семинарий”.

Особенности творчества Федора Александровича

Творчество Федора Александровича тесно связано с Верколой, с Пинежским краем. В деревне Пекашино, “прототип” которой – его родное село, разворачивается действие множества его произведений. Абрамову удалось создать своего рода художественную хронику. Он показал, как в жизни одной деревни отразились судьбы русского народа.

То, что Абрамов Федор Александрович обращался к теме деревни, предлагал новый для литературы послевоенного времени взгляд на историю России, граничащую с современностью, сыграло определяющую роль в том, что Абрамова поставили в ряд самых значимых фигур литературы СССР 1960-70-х годов. Федор Александрович в новом подходе к творчеству ощущал близость своих произведений к сочинениям В. Распутина, В. Белова, Е. Носова, С. Залыгина, В. Афанасьева, Б. Можаева.

“Братья и сестры” – роман и цикл произведений

“Братья и сестры” – первый роман Абрамова. Он посвящен жизни деревни в период Великой Отечественной войны. Роман был напечатан в 1958 году. Абрамов объяснил причину его появления невозможностью забыть о подвиге, который совершила русская баба. В 1941 году она открыла второй фронт, возможно, такой же тяжелый, как и фронт русского мужика.

Это произведение позднее даст название целому циклу. Кроме этого, в него войдут еще 3 романа: “Дом”, “Пути-перепутья” и “Две зимы и три лета”. Сначала автор назвал свой цикл “Пряслины”, на первый план выводя повествование о семье Пряслиных из деревни Пекашино.

Однако такое название сужало замысел Федора Александровича, поэтому он его заменил на “Братья и сестры”.

Цикл произведений был создан с тем, чтобы оспорить точку зрения, доминировавшую в литературе 1940-1950 годов. Русская деревня рассматривалась многими авторами как край благополучия.

Произведение стало практическим подтверждением высказанной Федором Александровичем в 1954 году в статье позиции. Тогда он подверг резкой критике произведения С. Бабаевского, Г. Николаевой и Ю. Лаптева, признанные в качестве образцовых официальной критикой.

Федор Александрович предъявил важное литературное требование – необходимо показывать правду, даже если она нелицеприятна.

Очерк “Вокруг да около”

Порой размышления Абрамова о русской деревне, выходя за рамки, установленные цензурой, оказывались рискованными. В качестве примера приведем его очерк “Вокруг да около”, созданный в 1963 году.

В его основу положен рассказ о том, как прошел день председателя колхоза. Это произведение было признано цензурой идейно порочным.

В результате редактор “Невы” (журнала, в котором оно было напечатано) потерял свою работу.

“Две зимы и три лета”

Абрамов в 1968 году издал свой следующий роман под названием “Две зимы и три лета”. Он посвящен нелегкой судьбе Пекашина в послевоенные годы. Федор Александрович на разных социальных уровнях исследует в этом произведении жизнь деревни. Как простой крестьянин, так и поставленный управлять людьми человек интересуют его.

Не пришло облегчение, на которое так надеялись жители деревни. Еще недавно, связанные общей целью, они были словно “братья и сестры”. Сейчас же Федор Александрович сравнивает Пекашино с кулаком, у которого каждый палец хочет своей жизни.

Голод, непосильные государственные обязательства, отсутствие налаженного быта приводят героев Федора Абрамова к мысли о том, что необходимо что-то менять. Пряслин Михаил (очень близкий автору герой) в конце произведения ставит для себя вопрос о том, как дальше жить, куда податься.

Надежды и сомнения Пряслина, размышляющего в финале произведения о будущем, воплощаются в образе-символе звезды, которая вспыхнула и “рассыпалась”.

“Пути-перепутья”

Следующий роман, о котором мы расскажем – опубликованные в 1973 году “Пути-перепутья”. Действие его разворачивается в начале 1950 годов. Это также эпизод из истории деревни Пекашино. Федор Александрович отмечает новые негативные изменения, которые произошли в характере крестьянина.

Политика государства, которая не позволяла простому труженику воспользоваться результатами собственного труда, отучила его, в конце концов, работать. Она привела к тому, что духовные основы крестьянской жизни были подорваны. Одной из главных тем произведения является судьба руководителя колхоза.

Он попытался изменить в меру своих сил установившийся порядок. Руководитель колхоза решил выдать крестьянам хлеб, который они вырастили. Это противозаконное действие, естественно, привело к его аресту. Для жителей деревни серьезным испытанием стало письмо в его защиту, которое им нужно было подписать.

Очень немногие пекашинцы оказались способными на такой нравственный поступок.

“Дом”

Заключительным в серии “Братья и сестры” романом является “Дом”. Он был опубликован в 1978 году. Это произведение посвящено действительности, современной автору – деревне 1970-х годов. Для Абрамова “дом” является одним из самых важных понятий.

Оно заключает в себе все аспекты существования человека – личную жизнь отдельной семьи, общественную жизнь села, а также ситуацию в нашей стране в целом. Федор Александрович осознавал, что положение русского народа неблагополучно.

Однако он все-таки искал представителей его, благодаря котором можно было бы сохранить надежду на то, что исконно русский характер возродится, а полуразрушенный “дом” будет заново отстроен историей.

Работу над крупными произведениями Федор Александрович сочетал с созданием небольших повестей и рассказов. Их написание из-за неоднократного обращения к произведениям порой растягивалось надолго.

Например, “Мамониха” создавалась в период с 1972 по 1980 год, “Самая счастливая” – с 1939 по 1980 год, а “Трава-мурава” писалась с 1955 по 1980 год.

Федор Александрович параллельно занимался публицистикой, а также выступал на радио и телевидении.

Публицистика, рассказы и повести не уступают романам. В них также не только плач и скорбь о России, но и неустанные поиски путей возрождения страны, истины, выявление здоровых сил русской нации.

Обо всем этом были написаны лучшие повести Абрамова: в 1963 году – “Вокруг да около”, в 1969 – “Пелагея”, в 1970 – “Деревянные кони”, в 1972 – “Алька”, в 1980 – “Мамониха”, а также при жизни не опубликованная “Поездка в прошлое” и оставшаяся незавершенной повесть под названием “Кто он?”.

Во всех них, как и в рассказах Абрамова, героями являются талантливые русские люди, усердные труженики, которые хотят справедливости и правды, страдают и порой гибнут под гнетом собственных заблуждений и суровой действительности. Однако они и прозревают, нередко находят ответы на вопросы времени, способны постичь смысл бытия и осознать свою ответственность за происходящее.

Обо всем этом написаны лучшие книги Абрамова Федора Александровича. При жизни Абрамова некоторые его произведения не дошли до читателя. Среди самых важных из них можно отметить “Поездку в прошлое”. Это повесть, которая была задумана еще в начале 1960 годов. Однако она появилась на свет лишь в 1989-м.

“Чистая книга”

“Чистая книга” – последнее значимое произведение Федора Александровича. Это итог его размышлений над судьбами родины. Произведение это, к сожалению, осталось незавершенным.

1981 год. Федор Александрович весной работает в Архангельском архиве. Он тщательно изучает материалы, которые связаны с жизнью района в годы, предшествовавшие революции. По приглашению А. Михайлова, критика, летом он направился в Печору – в места, где проповедовал, писал и был сожжен протопоп Аввакум.

После этого вместе с Дмитрием Клоповым (фото с ним представлено ниже), художником-самоучкой и его другом, Абрамов путешествует по местам, которые связаны с именем Марии Дмитриевны Кривополеновой, великой пинежанской сказительницы.

Она должна была стать прототипом одного из главных героев нового произведения – “Чистой книги”.

Замыслам писателя, однако, не суждено было осуществиться. Федор Абрамов смог написать только начало “Чистой книги”. Другие части остались в отрывочных записях, наметках, набросках.

Тем не менее роман даже в таком виде захватывает настолько, что, добравшись до последних страниц, забываешь о том, что произведение не дописано. Настолько точны характеры, настолько спрессованы записи, что складывается впечатление законченности, целостности романа.

Издание книги, к слову сказать, подготовила Людмила Владимировна Абрамова, вдова писателя.

Болезнь и смерть Федора Александровича

Только близкие люди знали о болезни Федора Александровича. Он перенес в сентябре 1982 г. операцию. Доктора сказали в апреле, что нужна еще одна. Она была проведена 14 мая 1983 г.

Операция эта, как сказали врачи, прошла успешно. Однако в этот же день Федор Александрович скончался в послеоперационной палате от сердечной недостаточности.

Федор Абрамов был похоронен в Верколе – своем родном селе.

Память о Федоре Абрамове

Память о нем после смерти не угасла. И сегодня его голос звучит в переиздаваемых книгах, монографиях и статьях о нем. Вечера памяти неоднократно проводились в Москве, Петербурге, Архангельске, Мариуполе, Верколе, Кирове.

О том, что память о нем не угасла, свидетельствуют и известные афоризмы Абрамова Федора Александровича: “Научиться писать стихи нельзя”, “Все великое в искусстве в единственном числе”, “Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем” и др., которые часто цитируются.

Творчество его не забыто. Были поставлены многочисленные спектакли по произведениям Федора Абрамова. Произведения его были инсценированы на сценах множества театров нашей страны. Среди самых долговечных и лучших спектаклей можно отметить “Дом” и “Братья и сестры” в МДТ (сегодня – “Театр Европы”). Режиссер-постановщик их – Лев Додин.

Федор Абрамов – писатель и контрразведчик, живший в непростое для нашей страны время. Он был тесно связан с простым народом, заботился о судьбах нашей страны. Важные вопросы поднимал в своем творчестве Федор Абрамов. Книги автора знают и любят и сегодня.

Источник: https://FB.ru/article/209200/russkiy-pisatel-fedor-abramov-biografiya-tvorchestvo-i-knigi-avtora-abramov-f-dor-aleksandrovich-aforizmyi

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики