Пьеса-сказка
Ознакомление с творчеством этого писателя начинается не с книг, а с художественных фильмов. Удивительно, не правда ли? Ничего необычного, и всё же невероятно, чудесно, волшебно, когда речь идёт о Евгении Шварце – великом советском сказочнике.
Запомнился он нам и потрясающими киносценариями к старым добрым сказкам, и детскими рассказами и стихотворениями, и, конечно же, своими знаменитыми сказочными постановками. Среди последних пьеса «Тень» (Шварц).
Краткое содержание произведения поможет ознакомиться с этим прекрасным произведением.
Маленькая южная страна
В один прекрасный день в некую южную страну, в маленькую гостиницу прибывает молодой учёный по имени Христиан-Теодор. Поселился он не где-нибудь, а в номере, в котором до него жил знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсон. Видимо, это неспроста, как знать?
Знает Аннунциата – дочь хозяина гостиницы. Обычно она помалкивает, но здесь, из чувства доброжелательности к новому постояльцу, делится с ним сокровенным. Оказывается, в маленькой южной стране сказки – это правда. Живут в этом месте и спящая красавица, и людоед, и Мальчик с пальчик. А ещё правил здесь когда-то король. Он давно умер и оставил необыкновенное завещание.
В нём он повелевает своей дочери Луизе искать в мужья человека не богатого и знатного, а простого, честного и доброго. Наказ этот есть великая тайна, но в сказочной стране и у стен имеются уши. Так что о нём знают даже уличные мальчишки. Чтобы исполнить последнюю волю родителя, принцесса тайно покидает дворец.
Многие желают обнаружить её пристанище, дабы жениться и занять королевский трон.
Аннунциата замечает странное поведение нового постояльца и предупреждает его, что, возможно, это и есть начало новой сказки, и конец её может быть печальным. Христиан-Теодор успокаивает её, и вместе с тем решается заговорить с незнакомой девушкой. Он влюбляется с первого взгляда, и, кажется, его чувство взаимно.
Евгений Шварц («Тень», краткое содержание которой мы продолжаем излагать) незаметно подводит читателя к предположению, что, возможно, она и есть та самая сбежавшая принцесса?
Учёный жаждет продолжения разговора и с долей иронии предлагает лежащей у его ног тени отправиться вместо него к юной красавице и рассказать ей о его любви.
Неожиданным образом тень и вправду отделяется, ловко проскальзывает в дверь соседнего балкона и исчезает в тёмном пространстве. Молодому человеку резко становится плохо. В комнату вбегает хозяйская дочка.
Её опасения и страхи не были напрасными: тени нет, а это очень дурное предзнаменование. Она бежит за доктором.
Тень
Об удивительных событиях, происходящих в южной стране, знают все: и журналист Цезарь Борджиа, и хозяин гостиницы Пьетро, и певица Юлия, и, конечно же, министры. На этом не заканчивается сказка (Шварц Е. Л., «Тень»). Краткое содержание произведения не может передать всех тонкостей переживаний героев.
Автор далее повествует о том, что все жители города, без исключения, не одобряли те искренние чувства, что в один миг возникли между учёным и принцессой и продолжают расти, несмотря на болезнь и разлуку. Это опасно. Христиан-Теодор может в скором времени стать королём, а он не бандит, не вымогатель и не плут, а простой честный человек.
И здесь на сцену выходит Тень, которая и представляется старым верным другом главного героя.
Как же разворачивается дальше сюжет сказки «Тень» (Шварц)? Краткое содержание на этом не заканчивается, как и само произведение. У Тени имеется свой хитрый план. Обманным путём он заставляет Христиана-Теодора подписать отказ от принцессы. Якобы это усыпит бдительность министров, и тогда они с Луизой смогут совершить побег из ненавистной страны.
А сам тем временем показывает принцессе подписанную её возлюбленным бумагу об отречении. Несчастная девушка не в силах простить предателя. Как ветер, настроения и чувства её переменчивы, и она враз им поддаётся. “Как вас зовут?” – спрашивает она Тень. В ответ слышит имя Теодор-Христиан. Это почти то же, что и Христиан-Теодор.
Так что она решает больше не грустить, а выйти замуж за Тень.
Казнь
Подлец и обманщик празднует своё коронование и готовится к пышной свадьбе с принцессой Луизой. Единственный нерешенный вопрос – Учёный. Убивать его нет смысла, но есть огромное желание подчинить и стать его хозяином. Пусть теперь он следует за ним по пятам, неслышно, незаметно. Он приказывает Христиану-Теодору передать ему в полночь записку с согласием покориться.
Ученый понимает, что в случае отказа ему грозит неминуемая смерть. Но он не может поступить иначе. Да, права была Аннунциата, он оказался в сказке с печальным концом.
Издалека доносится бой барабанов. Смертный приговор привели в исполнение. Учёному снесли голову… Но неожиданно и голова Тени слетает с плеч. Придворные понимают, что произошла роковая ошибка.
Что делать? Решают достать спрятанную под семью замками живую воду, которая имеет чудодейственную силу излечивать от всех болезней и воскрешать из мёртвых.
Дабы спасти Теодора-Христиана, надо вернуть к жизни Христиана-Теодора.
Счастливый конец
Настоящим владыкой всех возможных и невозможных сказочных королевств является Шварц. «Тень» (краткое содержание для читательского дневника является предметом настоящего обзора) – пьеса о самом что ни на есть волшебном – о верности, о достоинстве, о доброте и об умении любить, которым никогда не придёт конец.
Голова Тени возвращается на своё прежнее место. Но произошедшее не даёт ему вернуть былое могущество. Отныне он боится за свою жизнь и изо всех сил старается угодить своему прежнему господину.
Принцесса в крайнем возмущении прогоняет и этого возлюбленного. Тень закутывается в чёрную мантию, прижимается к стене и исчезает. Учёный уверен, что это ещё не конец. Еще не раз он встретит его на своём пути. Ну и пусть, а пока он счастлив.
Он берёт за руку свою истинную любовь – Аннунциату, и они покидают дворец.
Источник: https://FB.ru/article/271779/pesa-skazka-ten-shvarts-kratkoe-soderjanie-udivitelnogo-proizvedeniya
II. Образ учёного
Поддерживая и пропагандируя данныйсоциальный тип в виде обобщенного образаученого, научное сообщество тем самымвыделяет себя в иерархии социальныхгрупп в качестве специфическогосоциального слоя и ограждает от влияниячуждых для мира науки ценностей.
Образученого олицетворяет собой виконической форме ту систему ценностей,которую разделяет научное сообщество.Фразы типа: «Этот поступок недостоиннастоящего ученого» или «Его жизньможет служить примером выполненияобщественного долга подлинным ученым»и т. п.
имеют смысл только потому, что вобщественном мнении укореняетсяопределенный ценностно ориентированныйобраз ученого.
Негативный образ ученого.
2. Сфивт
3. Мольер:тупость, мания величия, бахвальство,алчность, высокомерие, схоластическоемышление, практическая никчемность.
Позитивный образ ученого.Эту историческуютрадицию отрицательного отношения кученым пытался в свое время переломитьФ. Бэкон.По-видимому, он хорошо осознавалукорененность негативногообраза ученого в различных общественныхкругах. Поэтому, защищая возрождающуюсянауку и ученых, великий реформаторвыстраивает и новый образ ученогометодом его противопоставлениястарому образу.
Говорят, что ученыекорыстолюбивы. Напротив, утверждаетФ. Бэкон, «из всех людей только ученыелюбят труд только ради него самого».Говорят, что они бездельники. Нет, пылковозражает он, «из всех людей они самыенеутомимые».
Ученых часто упрекаютв том, что они преследуют только своиэгоистические цели. Наоборот, убеждаетФ. Бэкон,занятия наукой«удерживают ум от безделия и стремленияк удовольствиям».
Ученым высказываютупрек в том, что они ведут уединенныйобраз жизни, «с трудом приспосабливаютсяи сходятся с людьми». И на эти упрекиБэкон находит опровержения илиизвинительные мотивы.
После Ф. Бэкона продолжаласьработа по созданию позитивного образаученого, который бы вызвал общественноедоверие и уважение со стороны широкихкругов населения. К созданию этогообраза приложили руку многие выдающиесядеятели науки. Уже со второй половиныXIXв.
авторитет ученых окончательноукрепляется в представлении многихслоев населения, укореняется обобщенныйобраз весьма добропорядочного иобщественно полезного служителяхрама науки.
Возникший социальныйстереотип ученого — результатнарастающих успехов пауки и ееусиливающегося влияния на культуру;не в последнюю очередь он обусловлентой искусной пропагандой, которуюнеизменно вело и ведет научное сообщество.
Объективности ради следует сказать,что пропаганда позитивного образаученого не является целенаправленнойи систематизированной, она обычносопутствует освещению роли науки иученых в жизни общества. Рассмотрим теосновные каналы, по которым происходитформирование типизированного образаученого.
Первый канал— это многочисленныекниги, посвященные роли науки в жизниобщества, природе научного творчества,истории научных открытий. Книги такогорода помимо содержательных характеристикнауки всегда затрагивают этическуюи социально-психологическую сторонынаучной деятельности. Поэтому вместес «исторически-книжным образом науки»(М.
Малкей) на горизонте неизбежнопоявляется и его вечный спутник —стандартный образ ученого. Именно поэтому каналу формируется и «книжныйобраз» ученого, который воспроизводитв своем труде И. Митрофф.
Ученомуприписываются такие атрибуты, «какстремление обмениваться мнениями,спокойствие, лояльность к истине,объективность, взвешенность сужденийи эмоциональный нейтралитет…».
Второй канал— это биографиивеликих ученых, воспоминания ихколлег, многочисленные юбилейные речи,в которых в помпезно восхваляющемтоне оценивается жизненный путьвыдающегося юбиляра, это и многочисленныенекрологи, публикующиеся в толстыхжурналах.
Селье) отливаются в идеальный типученого, место которому не на грешнойземле, а на божественных небесах.
Третий канал— это устная традиция распространениялегенд и мифов о «великомшефе» его соратниками,последователями, учениками, ученикамиучеников и т. д. Обстоятельства жизнивыдающегося ученого, основавшего школу,институт, лабораторию, нередкоидеализируются, обрастают легендами имифами.
Образ основателя школы, научногоруководителя, организатора институтастановится своеобразным «знаменемполка», предметом гордости и подражания.В эволюции образа «шефа» происходитакцептация позитивных качеств ивытеснение неприглядных, непопулярныхчерт личности. Иногда последним придаетсянеожиданная аранжировка, меняющая«минус» на «плюс».
Например, если шефбыл угрюм и неразговорчив, то в устахего правоверных поклонников можноуслышать такую фразу: «Шеф не любилтратить время попусту». Если шеф в своюбытность напропалую волочился замолоденькими лаборантками, то черезмного лет новые покорители науки свосторгом говорили, каким «жизнелюбом»был их учитель.
Не случайны поэтому иответы студентов на вопрос, как онипредставляют себе типичные качестваученого. Они обрисовалиученых как «высоких интеллектуалов,преданных своему делу… терпеливыхи непредубежденных … не делающихскоропалительных выводов … способныхпостоять за свои идеи, когда это необходимо…
«посвященных» людей, которые работаютне ради денег или славы или большогосамолюбия, а только ради правды, во имяпроцветания своей страны и всегочеловечества».
Четвертый канал– специальныесоциологические исследования. Появляетсявсе большее число работ, в которыхличность ученого становится предметомцеленаправленного изучения, чтосвидетельствует о росте критическогосамосознания научного сообщества.
Сознательная рефлексия над образомученого приводит постепенно красщеплению универсального стереотипана множество «реальных» типов ученых.
Мир ученых оказывается намногополифоничнее, противоречивее и сложнее,чем его отражение в ходячем классическомобразе «выдающегося» ученого.
Можно сказать, что вплоть до современногоэтапа развития науки преобладалклассический образ ученого, формировавшийсяв течение длительного времени, и лишьс приходом большой науки этот образстал постепенно вытесняться современнымпредставлением о «типичном» ученом.
****
Источник: https://StudFiles.net/preview/2877600/page:5/
Урок по литературе для 7 класса «Система образов в пьесе Е. Шварца «Тень»
Урок по литературе для 7 класса «Система образов в пьесе Е. Шварца «Тень».
Этап обучения: основной.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: текст, памятка характеристики героя в драматическом произведении, афиша спектакля, доска.
Формируемые компетентности: публичного выступления, поиска и обработки информации, коммуникативности.
Ход урока
Приветствие.
Сегодня мы продолжаем общаться с произведением, написанным для театра, пьесой Е. Шварца «Тень». Но прежде, чем мы перейдем к теме урока , добавим несколько штрихов к биографии писателя. Послушайте, как о жизни поэта рассказала в своей статье Дарья Акимова
Сообщение ученика.
Вопросы классу.
– Как передана биография писателя? ( В виде ролей, зарисовок)
– Что вы можете сказать о жизни писателя после этого сообщения? ( его жизнь разнообразна, многопланова, с разными лицами)
– Дома вы характеризовали героев пьесы, а их образы просты и понятны, или сложны и многоплановы? ( сложны)
– Давайте сформулируем тему урока. Если мы будем давать характеристики героям пьесы, то мы обязательно будем говорить о том, как они относятся друг к другу, оценивать их роль и значимость в пьесе, то есть выстроим… (систему персонажей).
– Запишем тему урока.
Какие задачи мы будем решать?
- как раскрывается образ героя драматического произведения,
- в чем проявилось новаторство писателя.
На прошлом уроке анализируя отдельные сцены, вы задались вопросом: «Почему в сказочном городе к тени относятся хорошо, а к ученому плохо?». Этот вопрос есть на доске, вернемся к нему, подводя итоги урока.
Древний символ театральной условности, роли, которую исполняет актер, – маска. Я вам предлагаю для каждого героя подобрать современную маску – смайлик и поместить его на светлую или теневую сторону жизни в нашей таблице.
Итак, начнем. Дайте характеристику ученому и его тени. Для этого разойдитесь по группам и обобщите свои домашние наблюдения. Приветствуются и выступления от лица героев.
Выступления учеников.
( – Благородный, талантливый ученый -историк знает жизнь только по книгам. Он мечтает сделать мир лучше, мир, который он совсем не знает. По ходу пьесы он постигает реальный мир, и его методы борьбы за счастье людей сильно меняются.
2. О Тени.
( Тень намного деятельнее своего хозяина. Она обитает на темной стороне жизни , там ,где нет нужды скрывать свои истинные желания. Поэтому тень очень хорошо знает реальный мир и быстро становится властной и влиятельной. Но как же глупо пытаться уничтожить часть себя самой, то есть Христиана-Теодора. Какого бы могущества не достигла Тень, она не может жить сама.)
Слово учителя. Сам Шварц отношения между ученым и тенью понимал следующим образом: «Карьерист, человек без идей, чиновник может победить человека, одушевленного идеями и большими мыслями, только временно. В конце концов, побеждает живая жизнь».
– Какие смайлики вы предложите для главных героев?
( Ученый – светлый, грустный и улыбающийся, Тень – темная с нервной улыбкой.)
– Вот мы с вами и увидели героя и того, кто ему противостоит.
Христиан-ТеодорТень
Герой Антигерой (антагонист)
Получается, что герой ведет борьбу сам с собой, значит конфликт внутренний, но его разрешение возможно только в обществе и влияет на судьбу последнего.
– Кто же представители этого общества?
– Можно ли объединить в какие-то группы жителей сказочной страны? (женские образы, образы чиновников, бывшие людоеды и доктор)
– Расскажите о женских образах в пьесе.
Выступления учеников.
1.Аннунциата. ( Милая, искренняя, добрая девушка, любовь которой спасает ученого. Образ Аннунциаты в пьесе статичен, она по ходу пьесы не станет другой, не изменит своего отношения к жизни. Но ее желание помогать, приходить на помощь создают ощущение движения.
Девушка росла без матери, но всем окружающим старается дарить свою заботу и приветливость. Этим Аннунциата напоминает Золушку, но в отличие от последней, Аннунциата доказывает, что она – настоящая добрая принцесса, которая обязательно должна быть в каждой сказке.
)
Смайлик – улыбающийся, светлый.
2. Принцесса Луиза. Из разговоров о ней можно понять, что девушка производит на окружающих очень неприятное впечатление, тем не менее все хотят жениться на ней. Не случайно растерялся ученый: «Все не так просто, как кажется.
Мне казалось, что ваши мысли гармоничны, как вы… Но вот они передо мной…Они вовсе не похожи на те, которые я ждал… и все-таки… Я люблю вас». Он готов ради нее на все, он посылает к ней свою тень, чтобы та передала девушке его слова: «Мой господин любит вас, так любит, что все будет прекрасно.
Если вы царевна-лягушка, то он оживит вас и превратит в прекрасную женщину».
Но на дороге принцессы возникла тень, героиня поставлена перед необходимостью выбора и делает его согласно своим привычкам и понятиям, плывет по течению, идет за тем, кто настойчивее, чьи речи приятнее.
Таким образом, она предпочла тень и этим решила свою судьбу. И ее собственное поведение привело к тому, что все происходящее с ней стало напоминать превращение царевны в отвратительную холодную лягушку.
Смайлик – нечто безликое, всегда в тени.
2. Юлия Джули . «Говорят, это та самая девочка, которая наступила на хлеб, чтобы сохранить свои новые башмачки,» – говорит Аннунциата о ней. Но называть Юлию «девочкой, наступившей на хлеб», можно лишь в переносном смысле.
Ей приходится «наступать на хороших людей, на лучших подруг, даже на самое себя – и все это для того, чтобы сохранить свои новые башмачки, чулочки, платьица». Она исполняет приказы министра финансов, чтобы не потерять место в высшем обществе. Но Юлия не бездушная кукла , она искренне хочет быть другом ученого.
В начальных репликах ее разговора с ученым можно увидеть и то и другое, она мечется: погибнуть, оставшись с ученым, или погибнуть, предав его? Отсюда ее «оставайтесь», «нет, идемте», «простите». Но именно Юлия помогает ученому избежать казни и обрести счастье с Аннунциатой. Эта душевная борьба делает образ Юлии драматичным.
Юлия у Шварца после сцен ее запугивания, устрашения министром финансов предстает перед нами, как жертва, как характер драматический, она вынуждена «наступать на самое себя», и это выводит ее за пределы сатирического образа. Интересно, что Шварц сделал свою героиню близорукой.
https://www.youtube.com/watch?v=2WrJWERvviQ
Близорукость характеризует не сколько остроту зрения героини, сколько определяет ее мировоззрение – не хотеть видеть, когда это удобно. Она дает точную, характеристику Цезарю Борджиа («Он раб моды…»), но, тем не менее, ей спокойнее не думать об этом, ведь он пишет хвалебные рецензии о ней.
Юлия притворяется, что не замечает гнусности предложения министра финансов, притворяется близорукой, «чтобы сохранить свои новые платьица, башмачки, чулочки». Если Юлии удобнее быть близорукой по отношению к окружающим ее «настоящим людям», то ученый, напротив, стремится избавиться от всей «близорукости» и избавляется в конце концов. Смайлик героини сложен , светлое и темное в ней постоянно ведут борьбу.
– Каковы же женские образы в пьесе? (Светлая, почти идеальная Аннунциата, активная, яркая, но страдающая от своей раздвоенности Юлия и холодная бездушная Луиза.)
– А есть ли что-то, объединяющее эти образы? (Они все определяют ученого как хорошего человека.)
– Если все девушки видят в ученом хорошего человека, может мы поспешили сказать, что в городе к нему относятся плохо? (нет, защищает и любит ученого только Аннунциата, Юлия соглашается на предательство, а Луизе вообще все равно, она соглашается с тем, кто в данный момент рядом.)
– Какую роль эти героини играют в развитии действия пьесы? (как ни странно , но «продвигают» сюжет Юлия и Луиза, а Аннунциата выступает скорее своеобразным индикатором «живой и мертвой» жизни)
– Мотив любви не единственный в пьесе и, возможно, не главный. На следующем уроке мы с вами продолжим эту тему и посмотрим на чиновников сказочной страны и жителей города.
– А сейчас несколько слов о вашей работе и пьесе. При подготовке к уроку трудности были? (Характеризовать героя драмы по его речи и репликам других сложнее, чем по поступкам и портрету в эпических произведениях.)
– Что вы скажете о пьесе? В чем новаторство писателя? (Непривычное отношение к сказке, очень сложные персонажи. Образы с одной стороны узнаваемы по другим сказкам, с другой – действуют не по сказочным законам. Это словно сказка наоборот.
В сказочном городе победила темная сторона сознания человека, сказка разрушилась, герои потеряли свой привычный статус. К великому сожалению, именно добрым и благородным пришлось хуже всего.
Поэтому Тень в сказочном городе и смогла устроиться лучше своего хозяина)
– Посмотрите на наши смайлики, что вы можете по ним сказать?(образы делятся на светлые и темные, бледные. Выделяется Юлия Джули, ее образ сложен и динамичен. Во многом она похожа на ученого, только ему, чтобы разобраться в окружающем мире пришлось взглянуть на себя со стороны, а ей, хорошо понимающей жителей сказочного города, известна природа и собственных поступков.)
Домашнее задание: предложите свои версии, как поведут себя другие сказочные персонажи, очутившись в сказочном городе, созданном Е. Шварцем.
Литература:
1.Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Избранное. СПб., 1998
3. Акимова Д. Тень Принца Вечерняя Москва28 декабря 2005
http://edu.vmdaily.ru/news/2005/12/28/ten-printsa-19272.html?page=2
4. Абрамович Р. Система образов в пьесе Е. Шварца «Тень» http://www.stihi.ru/2012/11/23/1500
5.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00017901189519608316/
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/urok_po_literature_dlya_7_klassa_sistema_obrazov_v_pyese_e._shvarca_ten.-5723.htm
Описание основных архетиов по Юнгу: архетип тень и персона
Карл Густав Юнг является основоположником аналитической психологии. Интересно, что развивая свои теории и идеи, он часто обращался к мировым религиям, оккультизму, Священному Писанию, посещал «места силы». Именно Карл Юнг ввел в современную психологию такие понятия, как «коллективное бессознательное», «анимус/анима» и «тень».
Многие утверждают, что аналитическая психология открыла широким массам преисподнюю человеческой души. Сначала Зигмунд Фрейд описал бессознательное, в котором обитают комплексы, страхи, тайные желания и сексуальные патологии. А Юнг рассказал о «тени» – оплоте демонической энергии человека.
В первую очередь Юнг отметил, что психика индивида состоит из нескольких частей. Ее центром является сознание. Можно представить, что это целая галактика с «планетами» – архетипами и «солнцем» – сознанием по центру.
Когда мы говорим о человеке, мы подразумеваем целостную личность, но в реальности имеем дело с несколькими субличностями.
В своих исследованиях Карл Юнг подробно описал эти части человеческого «Я». В первую очередь – это комплекс Эго. Среди менее значимых можно наблюдать отцовский или материнский комплекс, множество констелляций и архетипичных образов.
Если рассмотреть человека поближе – он состоит из разнонаправленных установок, которые вступают в противоречие друг с другом, создают основу для внутреннего конфликта. Наиболее значимые субличности – это Персона и Тень.
Архетипы по Юнгу
Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.
Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.
Бывает, мы встречаемся с людьми, которые нам неприятны без веских на то причин. Мы испытываем рядом с ними дискомфорт и хотим убежать. Возможно, этот человек соответствует нашему архетипу «врага», и этим обусловлена реакция.
Юнг выделил три сферы в структуре личности:
- личное бессознательное;
- коллективное бессознательное;
- сознание.
Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.
Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.
- Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
- Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.
Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.
- Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
- Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.
Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.
Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:
- Мать – утешение, спокойствие;
- Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
- Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
- Мудрец – знания, мудрость, опыт;
- Герой – спасатель, защитник, опора;
- Враг – опасность, тревога.
Что такое Тень?
Тень Юнг считал архетипом, который перешел человеку от животного мира. Это собрание страстных желаний и поступков, аморальных и неистовых инстинктов, которые осуждаются социумом и часто не соответствуют идеалам самого человека.
В период становления личности, ребенок учится понимать, что такое «хорошо» и «плохо». Со временем мы создаем определенный идеальный образ, согласно Юнгу – он называется Персона.
Этот «идеальный человек» хорошо вписывается в нормы и стандарты общественной жизни: он толерантен, успешен, красноречив, имеет выдержку и терпение, порядочный и ответственный.
При этом внутреннее содержание, способное разрушить Персону, тщательно игнорируется.
Чаще всего теневая сторона личности подавляется и вытесняется до такой степени, что человек просто не замечает свои негативные стороны. В то же время в бессознательном назревает буря, которая рано или поздно накроет и лишит человека самоконтроля.
Согласно работам Юнга, не Тень считается оплотом зла в человеке. Скорее виновато то, что ее создает: завышенные ожидания, отрицание собственного «Я», абстрактные идеалы, проживание «чужой жизни», отсутствие любви и уважения к себе.
Архетип Тень – это совокупность любых атрибутов личности, которые мы отрицаем и подавляем, искренне ненавидим в себе.
Взаимодействие Тени и Эго
Эго каждого человека отбрасывает Тень. Это нормально. В период адаптации к миру, Тень вбирает в себя эмоции и желания, которые приводят к моральным конфликтам.
Без контроля Эго эти процессы спрятаны во мраке сознания. Работа Тени сравнима с деятельностью шпионской разведки, когда глава государства ничего не знает о грязной и аморальной работе шпионов.
В то же время наслаждается результатами их деятельности, проживая в безопасной стране.
Тень никогда не попадает под контроль Эго, она является бессознательным фактором. Наше Эго порой не подозревает, что отбрасывает Тень. Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей.
Если вникнуть в корень человеческих намерений, желаний и выборов, окажемся в темной области. Мы увидим, что наше Эго в темной части самоуверенное, бесчувственное, эгоистичное, склонное к манипуляциям и извращенным желаниям.
Перед нами предстает стопроцентный эгоист, который любой ценой стремится достичь удовольствия и власти над другими. Этот негатив внутри Эго и есть воплощение мирового зла в сказках, мифах и классической литературе.
Например, персонаж Яго в шекспировском «Отелло» является ярким представителем Тени.
Самое интересное, что Эго никак не переживает свою Тень. Она проецируется на других людей, будучи неосознанной. Например, если вас раздражает отъявленный эгоист – это на него проецируется неосознанное содержание вашей тени. Несомненно, другие люди предоставляют «крючки» для проекции тени. Ведь в сильных эмоциональных реакциях присутствуют реальное восприятие и проекция.
Дефензивное Эго всегда настаивает на своей правоте, часто выступает в роли жертвы или наблюдателя. В то время как свое Эго делает человека «святым», другой человек превращается в «монстра». При психологической работе с собственным Эго можно научиться распознавать проекции и не создавать «козлов отпущения».
Как зарождается Тень?
В начале цивилизации люди жили, следуя собственным инстинктам, импульсам, законам природы. Сегодня эмоции и желания контролируют нормы поведения в обществе, мораль, этикет. На человека возложено множество категоричных ограничений и запретов. Со всем этим помогает жить Тень.
Тень начинает формироваться в раннем детстве, когда взрослые старательно манипулируют детьми, демонстрируя все несовершенство и односторонность взрослого мира.
К примеру, если родители подавляют ребенка или проявляют к нему несправедливость, ребенок реагирует возмущением и здоровой, естественной агрессией.
Спустя некоторое время малыш усвоит урок. Он перестанет демонстрировать агрессию, хотя она по-прежнему будет возникать. Ребенок начнет подавлять ее.
Все негативные переживания вытеснятся в бессознательное, что станет началом формирования второго «Я».
Туда же отправятся на хранение нереализованные мечты и желания: «это денег не принесет», «мужики не танцуют», «займись нормальным делом», «этим на жизнь не заработаешь» и т.д.
Тень принимает в себя те черты характера, которые несовместимы с Персоной и Эго-сознанием личности. И Тень, и Персона на самом деле чужды сознанию.
Согласно Юнгу, Персона – это «публичная личность», которая помогает человеку формировать психосоциальную идентичность. Персона, как и Тень – незаметны для Эго.
Но Эго более лояльно принимает Персону, так как она не противоречит моральным нормам поведения в обществе.
Как проявляет себя Тень?
Тень терпеливо ждет момента, когда мы будем раздражены, обессилены либо под действием алкоголя/наркотиков и т.д. Именно она подталкивает нас к действиям, которые в трезвом состоянии мы никогда себе не позволим осуществить.
Человек под действием Тени обижает близких, машет кулаками, изменяет своим принципам, грубо разговаривает, затевает драку или что-то ворует. После произошедшего ему становится очень стыдно, и это состояние описывается как «что-то нашло», «муха укусила», «как подменили».
Несмотря на то, что за некоторые поступки нужно стоять в углу 3-4 жизни, нельзя во всем обвинять сознание человека. Ведь он на самом деле действует, словно во сне, когда Тень затмевает разум и вырывается из «темницы» бессознательного.
Юнг описывал, что Тени свойственно властно овладевать чем-то, вести себя навязчиво, упорно противодействовать моральным нормам. Так что в этом случае виноватых несколько – ослабевшее сознание, люди, которые плохо обращались с ребенком в детстве, вырвавшееся наружу бессознательное.
Именно Тень заставляет человека сомневаться в своих силах, напоминает о беспомощности, неуклюжести и т.д. С одной стороны – срабатывает сценарий детства, а с другой – в таких условиях Тени легче бороться за власть.
Следуя примеру Анимуса и Анимы, Тень проецирует себя на окружающих людей. Поэтому наша ненависть и злость к кому-то – это непринятие этих качеств в себе.
Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.
В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.
Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:
- В фильме «Мелифисента» главная героиня в исполнении Анджелины Джоли представляет архетип Тени и тайный аспект Анимы.
- Мультфильм «Мулан» демонстрирует процесс поглощения Тенью лидерских качеств китайской девушки. Ведь древняя культура диктует нормы поведения для девушек и юношей. Тень Мулан ожидала подходящего случая, чтобы проявить себя. И девушка, рискуя всем, идет на войну вместо своего отца.
- Еще один пример – фильм «Билли Элиот» – история о мальчике, который мечтал стать артистом балета. Но его желание жестоко пресекалось отцом-работягой. Картина имеет счастливый финал, парню все-таки удалось проявить себя и стать профессиональным танцором, несмотря на препятствие и «социальный прессинг».
- В фильме «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана показан конфликт маленького мальчика и жестокого, эмоционально холодного эпископа. В одной сцене священнослужителю снится сон, в котором он пытается снять с себя маску, но она не поддается. В результате он сдирает ее вместе с лицом. Это момент является демонстрацией конфликта Эго и Персоны.
Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.
https://www.youtube.com/watch?v=4Ej5u_ygt2g
Архетипы по Юнгу
Источник: https://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/arhetipy-karla-gustava-yunga-ten.html
Урок литературы 7 класс Е. Л. Шварц «Тень»
– закрепить знания о драме как роде литературы; – вспомнить изученное по теории литературы о драматических жанрах; – научить видеть и чувствовать, как природа жанра проявляется в сюжете, в образной системе, как ею обусловлены средства создания характера героя; – развивать творческое мышление и воображение, творческие способности учащихся; – прививать интерес к литературе как искусству слова, к драматическим призведениям;
– формировать умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.
Фронтальный опрос
-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о драматическом произведении, но прежде ответьте на вопросы: -В чём особенности драмы как рода литературы? -Какие драматические жанры вы знаете? К какому относится пьеса Е. Л. Шварца «Тень»? Почему?
-Какие герои драматических произведений вам запомнились? И сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: «Как, какими способами автор создаёт характер героя драмы?
Проверка домашнего задания
Дома вы должны были написать мини-сочинение «Моя роль», послушаем некоторые из них.
Работа по теме урока
-Давайте откроем 1 страницу пьесы и заглянем в афишу.
-Кто в списке действующих лиц указан первым? А вторым? Можно ли судить о конфликте пьесы, используя порядок и способ называния автором действующих лиц? Почему второй персонаж назван не просто Тень, а Его тень? Какую роль здесь играет притяжательное местоимение? (указать на признак предмета по его принадлежности).
-Что можно сказать об этих персонажах? (они противопоставлены друг другу).
-Найдите ещё одну пару персонажей, противопоставленных друг другу. (Принцесса-Анунциата). Обратите внимание на их местоположение в списке действующих лиц. -Как можно охарактеризовать других персонажей? (Все действующие лица характеризуются через их отношение к главному герою-Учёному). -Ребята, кто же главный герой пьесы? -Какой герой ближе автору, на ваш взгляд?
-Что беспокоит Учёного? О чём он мечтает? (с.376) -Как, при помощи каких средств, создаёт автор образ героя? 1) Речь (реплики, внутренний монолог), 2) Самохарактеристика (с.422), 3) Характеристика другими персонажами, 4) Поступки (учёный идёт на смерть ради торжества истины), 5) Ремарки.
-Кто из персонажей, как мы уже говорили, противопоставляем Учёному? -Посмотрим значение слова «тень» в «Толковом словаре русского языка». Если обобщить эти значения, то имя главного противника Учёного можно объяснить как противоположность всему светлому. -Проследим, как автор создаёт образ Тени. -Что говорят о тени другие персонажи? (с.392)
-Самохарактеристика тени (с.429) -Как Тень поступает с другими? -Как говорит? -Итак, мы видим столкновение двух миров: мир света, который представляет Учёный, и мир тьмы, который представляет Тень. -За что борется Учёный? (за счастье всех людей, любовь, доверие).
-А что же является тенью? -Отрывок пьесы, проинсценированный ребятами, поможет нам разобраться в этом. (Инсценировка беседы Учёного с Тенью.) -С чем приходится бороться Учёному? -Ответив на этот вопрос, мы поймём, в чём конфликт пьесы (борьба: 1 добра и зла; 2) в душе человека с теневой стороной).
-А теперь поговорим об идее пьесы.
-Обратите внимание опять на афишу. Что объединяет всех героев, кроме Учёного и Анунциаты? («людоеды» и «круг настоящих людей»; мы судим по ним о различных теневых сторонах нашей жизни, они становятся своеобразными иллюстрациями человеческих пороков).
-Обратите внимание на то, что последняя, решающая сцена проходит без участия Тени? Что подчёркивает этим автор? Найдите слова Учёного об этом на странице 423. Тень-герой пьесы сам по себе не страшен без «веры» в него «людоедов» и «круга настоящих людей».
-Как вы понимаете слова Г. X.
Андерсена, послужившие эпиграфом к уроку:
Итог урока
Назовите средства создания характера героя в драматическом произведении.
Домашнее задание:
1) Согласны ли вы с такой точкой зрения, что Учёный и Его тень-это что-то вроде двух сторон одной медали?,br> 2) Поразмышляйте над отрывком из поэмы С. Есенина «Чёрный человек» 3) Попробуйте создать сценарий любимого рассказа (с. 443)
Источник: http://atamanskool4.narod.ru/bagmet.html
Add comment