SAVUZ

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина

Сочинение. Тема свободы в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина

..

Тема свободы — одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона.

Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы («И.И. Пущину»). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («Хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»).

Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Петербургский период. Свобода — абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам «Тиранов мира», «Неправедной власти», «увенчанного злодея»… «Вольность» — весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян.

Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы… …с апелляцией к разуму монарха…

Поэт — противник насилия, свобода не может быть достигнута в рез-те революции (акт возмездия тиранам).

В «Деревне» свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно — свобода русского крестьянства..

В «К Чаадаеву» на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.

Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы — центральная. Кинжал — «тайный страж свободы» («Кинжал»), «Наполеон», «К морю» — пронизывает мотив свободы. «К Дельвигу» — «одна свобода мой кумир». Свобода для Пушкина в годы изгнанничества — один из политических символов, готовился к дороге «в дыму, в крови, сквозь тучи стрел», ведущей к торжеству свободы.

В 1823 — разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить…3) сомнения в возможности скорой революции. «Свободы сеятель пустынный…» — кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию «живительного семени» свободы.)

Ведущим стал мотив личной свободы. «Узник» — на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой — тучи, гора, «морские края», ветер. Узник — это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. «К морю» — море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой.

Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море — еще и символ человеческой жизни, которую может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Но теперь его понимание свободы стало другим — т.к.

свобода — благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека.

«Во глубине…» — послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.

Конец 20-х — 30-е. Свобода — личная независимость, «достоинства личного». Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Свобода для Пушкина — это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать «громкие права, от коих не одна кружится голова». К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь.

Итог. «Я памятник…». Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками — людьми, вдохновленными Богом.

..

..

gdzotvet | 22.10.2012

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/pushkin/sochinenie-tema-svobody-v-lirike-pushkina/

Тема свободы в лирике Пушкина: сочинение. Эволюция темы свободы в лирике Пушкина. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина

Многими поколениями литературоведов исследуется тема свободы в лирике Пушкина. Начнем свои рассуждения с общего толкования лирики.

По своей сути, она представляет собой вторичную субъективную реальность. Лирика – это эмоциональный и красочный пересказ человеком определенных событий сквозь призму своих чувств, эмоций, впечатлений.

Продолжим дальше наши рассуждения, представив, что таким человеком будет Александр Сергеевич Пушкин: гений, влюбленный в Россию, обладающий феноменальной творческой фантазией, непревзойденный поэт и лингвист…

В этом случае его лирика, посвященная теме свободы, способна не просто мобилизовать, она становится знаменем. И это действительно так! Как вы думаете, чьи стихи декламировали декабристы?

Свобода знакома Александру Сергеевичу с детства

Тема свободы была близка Пушкину, исходя из самой его сущности. Это уникальный человек, который стал поэтом волей Божьей, который сам дышал этой свободой, который творил исключительно по вдохновению, который за всю свою недолгую жизнь не нарушил ни единого своего принципа!

Тема свободы в лирике Пушкина на первоначальном этапе его творчества звучала сообразно стилю, которому поэт в ту пору следовал, – романтизму. Заметим, что внутренняя свобода как черта характера глубинно соответствовала его личности.

Свободолюбие будущего классика формировалось в детстве: нелюбимый сын в семье, он был предоставлен самому себе. В то же время мать муштровала его сестру, а отец – брата.

Случилось чудо, из-за которого вся Россия должна отвесить поясной поклон Арине Родионовне, няне маленького гения: естественный интерес мальчика к народным сказам и былинам постепенно перерос в приверженность искусству, во внутреннюю потребность творить…

На этапе раннего творчества тема свободы в лирике Пушкина звучала в контексте романтического, пробайроновского стиля, которому он поначалу следовал.

Так, в стихотворении “Поэт” для автора мерилом свободы выступает “свободный ум” стихотворца (т. е. то, что сейчас называют свободой творчества).

По убеждению молодого поэта, идеальный творец стихов живет исключительно своими чувствами и абсолютно автономен по отношению к обществу.

В стихах, посвященных Н. Я. Плюсковой, тема свободы в лирике Пушкина отождествляется с моральным принципом: не пресмыкаться пред “земными богами” и не размахивать “кадилом лести”. То есть, по мнению выпускника Царскосельского лицея, свобода творчества изначально не приемлет ничьих указаний, о чем писать и как писать.

Потребность свободы народа-победителя

Первоначальное байроновское понимание свободы поэтом не могло быть окончательным. Причина – динамизм эпохи.

Александр Сергеевич впитал в юношеском возрасте тот патриотический подъем русских людей, который сопровождал их победу над французским завоевателем. Лучшие интеллигенты уже осознали, какой продуктивный потенциал крестьянства России не задействуется в ее развитии из-за рабства. Поэтому-то и прослеживается эволюция темы свободы в лирике Пушкина.

На фоне титанического действа войны, самодовольной спеси завоевателей, героизма не только профессиональных русских офицеров, но и тысяч и тысяч крестьян, Байроновская свобода теперь показалась классику неубедительной. Ведь именно желание сотен и сотен тысяч русских людей поднимало дубину народной войны и обрушивало на головы Непобедимой Армады.

Поэт приходит к пониманию невозможности обретения реальной свободы человеком вне общества, меняя лишь себя.

Ода “Вольность” – свидетельство служения Пушкина социальной свободе

Говоря по сути, тема свободы в лирике Пушкина, сместившаяся на акценты социальные, впервые публично проявилась в оде “Вольность”. Ее автор демонстрирует уже не аристократическую, но глубоко народную гражданскую позицию, гласящую, что пред Богом равны и крепостные, и знать.

Александр Сергеевич мечтал о том, чтобы рабства не было на земле Русской. Свершить этот акт справедливости, по мнению поэта, должны люди образованные, по-рыцарски выполняющие миссию служения Отчизне…

Появляется чеканный слог. Поэт обращается с призывом напрямую к своим единомышленникам (людям с мировоззрением декабристов).

Пушкин – автор гимна декабристов

Ранее меланхолично звучавшая тема свободы и рабства в лирике Пушкина – романтика – приобретает политический окрас. По-другому и быть не может. На него производит глубокое впечатление встреча с Пестелем, знакомство с Пущиным, братьями Тургеневыми, Муравьевым.

Теперь он уверен: менять следует весь уклад жизни общества. Александр Сергеевич, как и его друзья-декабристы, ощутил очевидный диссонанс в том, что солдат-победитель, вернувшись домой, опять становится крепостным рабом.

Он непреклонно, шаг за шагом, строчка за строчкой приближается к реализму…

Ему поручили подготовить издание политического журнала общества, с чем поэт справился. Идеологические положения декабристов классик изложил в стихотворениях “Деревня” и “К Чаадаеву”.

И вот уже в стихотворении “Деревня” в творческом стиле поэта появляется нечто новое, конкретное, реалистичное…

Александр Сергеевич четко показывает, кому реально нужнее всего помощь со стороны передовой аристократии и интеллигенции: обесправленному и формально приравненному к сельхозимуществу крестьянину, работающему на русской земле.

Тема свободы и рабства в лирике Пушкина переходит в абстрагированные, предельно конкретизированные, реалистичные поэтичные формы. Как образно и лаконично поэт говорит об антагонизме самодуров-помещиков и совершенно бесправных крепостных: “Рабство тощее плетется по браздам неумолимого владельца!”

Гимном декабристов считается стихотворение “К Чаадаеву”.

Здесь есть и призыв к замене монархии, и вера в будущее России, “вспрянувшей ото сна”. Стихотворение имело колоссальное влияние на умы молодежи. Оно распространилось по всей России переписыванием.

Велением императора Николая I поэт-смутьян был сослан. Очевидно, что кроме двух вышеупомянутых Пушкин написал еще ряд продекабистских сочинений.

Однако они так и остались неизвестными, канув в Лету: по приказу императора их изъяли из следственного дела и сожгли.

Декабристы спасли Пушкина от репрессий

Согласно воспоминаний самого классика, его от расстрела в одной партии с пятью такими же казненными декабристами спасло лишь отсутствие 13-14 декабря 1825 г. в Петербурге. Иначе, по его личному признанию императору Николаю I, он был бы тоже на Сенатской площади…

Случайно ли так произошло? Вряд ли. Декабристы знали, что в случае неудачи их ожидают репрессии. И они уберегли свое Знамя. А Знаменем этим был Александр Сергеевич.

Стихотворение “Памятник” – пушкинское свидетельство служения свободе

Скупы сведения о том, как развивается тема свободы в лирике Пушкина далее. Творчество поэта оказывается под колпаком. Теперь для издания любого его сочинения требуется личная виза Николая I либо шефа жандармов Бенкендорфа.

Судьба уберегла его и от ссылки, хотя, по воспоминаниям современников, он желал разделить судьбу своих сосланных друзей.

Пламенные строки, которые ему удалось передать “во глубину Сибирских руд”, дошли до наших дней, свидетельствуя о несломленной вере поэта в декабристские идеалы свободы.

В стихотворении “Памятник” находит свое логическое завершение тема свободы в лирике Пушкина. Сочинение подобного произведения традиционно мог себе позволить Поэт № 1 в государстве.

Начало такой литературной традиции когда-то положил еще древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк. Подобно ему, Пушкин соизмеряет свое бессмертие с мощью Родины, империи. Подобно Горацию, Александр Сергеевич подчеркивает, что его творчество также служило Свободе, нетленной человеческой ценности.

Источник: https://FB.ru/article/216425/tema-svobodyi-v-lirike-pushkina-sochinenie-evolyutsiya-temyi-svobodyi-v-lirike-pushkina-tema-svobodyi-i-rabstva-v-lirike-pushkina

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина

Класс: 10

Цели урока: рассмотреть развитие, процесс (как?) и причины (почему?) изменения отношения Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой жизни; продолжить формирование умений и навыков по преобразованию традиционной формы информации (текст) в таблицу и опорный конспект и наоборот.

Оборудование: техника для показа сопроводительной электронной презентации.

Предварительное домашнее задание: прочитать/перечитать стихи А.С. Пушкина, указанные в таблице (иметь тексты стихотворений); заполнить вторую и третью колонки таблицы; индивидуальные задания: заполнить все графы таблицы для стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», «Узник», «К морю», «Анчар».

I. Осмысление темы. Словарная работа. 3 мин.

[каждый этап работы сопровождается электронной презентацией]

А) Что означает слово «эволюция»? Что мы называем лирикой? В чем ее своеобразие (отличие от эпоса, драмы)?

Эволюция – развитие, процесс изменения кого-чего-нибудь от одного состояния к другому.

Лирика – один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. (БСЭ)

Вывод: Цель урока – рассмотреть развитие, процесс изменения отношения Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой жизни.

Б) Подберите синонимы и/или ассоциации к словам «рабство», «свобода»: 3 мин.

Слово Синонимы, лексическое значение Ассоциации и/или символы
Рабство Несвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен, подчиненность, Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания…
Свобода Воля, независимость Воздух, море, небо, птица…

II. Работа с текстами. Составление сводной таблицы

А) «Вольность». Ода. 1817. 10 класс (предварительное домашнее чтение) 10-12 мин.

Проверка умения самостоятельно работать с поэтическим текстом и учебной статьей:

– К какому периоду жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение? («Петербургский период – время приобщения Пушкина к либеральным ценностям и время общения с членами тайных организаций – будущими декабристами. Творчество поэта формируется в кругу молодых вольнодумцев». См. В.И.Коровин. Русская литература Х1Х века. Учебник. Стр. 103)

– Для какого времени характерен жанр оды? (18 век. Век Просвещения. Просветители верили в силу Разума, поэтому думали, что мир можно исправить, указывая на пороки и говоря Истину власть имущим, призывая их неукоснительно следовать Закону).

– Определите самые важные (ключевые) строчки в каждой из строф:

– Каково отношение Пушкина к свободе? Какое общество считается свободным? От кого зависит свобода? Что значит, по Пушкину, быть свободным? В качестве подсказки обратитесь к статье учебника на странице 104.

Вывод: «Он [Пушкин] призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны народ и царь. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом». Классицистический идеал Просвещения.

Б) «К Чаадаеву». 1818. (Повторение. 9 класс. Индивидуальное домашнее задани.). 4 мин.

В какой период жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение? (Петербургский период)

– Определите жанр стихотворения.

Послание – стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера – популярный литературный жанр в античной и европейской лит-ре приблизительно до 30-х гг. XIX в.
…Особенного расцвета жанр П.

достиг во Франции в эпоху Ренессанса (Клеман Маро) и классицизма (Вольтер). В XVIII в. этот жанр широко распространился и в русской лит-ре, перейдя затем по наследству и в первые десятилетия XIX в. Лучшие его образцы в разнообразных родах мы находим в творчестве Пушкина и его плеяды.

[Литературоведческий словарь]

– Выделите ключевые слова, отражающие отношение Пушкина к свободе. («свободою горим», «звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья напишут наши имена»)

Вывод: Юношеское представление о свободе как о романтическом идеале.

В) «Деревня». 1819. (Домашняя работа) 4 мин.

– С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение? (Поездка в родовое поместье Михайловское в Псковской губернии)

– Как бы вы определили жанр стихотворения? (Первая часть – сельская пастораль идиллия; вторая – обличение пороков, вызванных недостатком просвещения, черты оды. Обе части – отражение ХYIIIвека: стремление к природной жизни и представление «барства дикого» по Радищеву)

– Перечитайте вторую часть стихотворения. С какой особенностью российского государственного устройства связаны размышления Пушкина о свободе и несвободе? (Крепостное право – «барство дикое»)

– Верит ли Пушкин, что его поэтический дар способен пробудить сострадание к угнетенному народу? На что надеется поэт?

Вывод: Стихотворение написано «на злобу дня». Поэт надеется на государственные реформы – отмену «рабства» по велению государя.

Г) «Узник». 1922. (Повторение. 6 класс. Индивидуальное задание) 4 мин.

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600583/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики