SAVUZ

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века

Русские поэты 20 века. Творчество поэтов 19-20 веков

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что “в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников”. Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия.

После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература.

В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами.

Стихи поэтов 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова – его многочисленные окказионализмы, для Северянина – необычная рифма.

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Дмитрий Мережковский.

Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма – все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает “искусство будущего”, писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения – Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама – отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков – Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин.

Его стихи – чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.

После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин “акмеизм” в переводе означает “цветущая пора”. Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и Сергей Городецкий в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию.

В стихотворении “Вечер” он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: “Я вижу, слышу, счастлив – все во мне”.

В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим – “у птицы есть гнездо, у зверя ест нора”, а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями.

Тем не менее, он страстно любил родину: “Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким “Русь” – многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Философская лирика Есенина раскрывает проблему человеческого существования.

После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок – самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении “символизм”. Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами.

Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме “Двенадцать” он доносит мысль, что революция – не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира.

Читатели запомнили Блока как автора стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Лев Гумилев. Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам – ее стихи невозможно было положить на музыку, средства художественной выразительности встречались редко.

Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Сергей Эфрон.

Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами.

Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: “Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась”.

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением “Тост”.

Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы – “лесенкой”. Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.

Источник: https://FB.ru/article/162171/russkie-poetyi-veka-tvorchestvo-poetov---vekov

Русская поэзия XX века

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века

На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

В истории русской поэзии модернизм представлен тремя основными течениями: символистами, акмеистами и футуристами.

Символисты стремились к изображению идеалов, насыщая свои строки символами и предчувствиями. Очень характерно смешение мистики и реалий, не случайно за основу было принято творчество М. Ю. Лермонтова.

Акмеисты продолжили традиции русской классической поэзии XIX века, стремясь отобразить мир во всем его многообразии.

Футуристы же, наоборот, отрицали все привычное, проводя смелые эксперименты с формой стихотворений, с рифмами и строфами.

После революции в моду вошли пролетарские поэты, излюбленной тематикой которых стали те изменения, которые происходили в обществе. А война породила целую плеяду талантливых поэтов, среди которых такие имена как А. Твардовский или К. Симонов.

Середина века ознаменовалась расцветом бардовской культуры. В историю русской поэзии навеки вписаны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора.

Вместе с тем продолжают развиваться традиции серебряного века. Одни поэты равняются на модернистов – Евг. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Р.

Рождественский, другие наследуют традиции пейзажной лирики с глубоким погружением в философию – это Н. Рубцов, В. Смеляков.

Константин Дмитриевич Бальмонт

К. Д. Бальмонт. Творчество этого талантливого поэта на долгое время было предано забвению. Стране социализма не нужны были писатели, творящие вне рамок социалистического реализма.

Вместе с тем Бальмонт оставил богатейшее творческое наследие, которое еще ждет пристального изучения.

Критики назвали его “солнечным гением”, так как все его стихотворения полны жизни, свободолюбия и искренности.  

Биография:

Константин Дмитриевич Бальмонт: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

Иван Алексеевич Бунин

И. А. Бунин — крупнейший поэт XX столетия, творящий в рамках реалистического искусства. Его творчество охватывает самые разные стороны русской жизни: поэт пишет о русской деревне и гримасах буржуазии, о природе родного края и о любви. Оказавшись в эмиграции, Бунин все больше склоняется в сторону поэзии философской, ставя в своей лирике глобальные вопросы мироздания.

Биография:

Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

Александр Блок

А.А. Блок – крупнейший поэт XX века, яркий представитель такого течения, как символизм. Отчаянный реформатор, он оставил в наследство будущим поэтам новую единицу стихотворного ритма — дольник.

Биография:

Александр Блок: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

Сергей Есенин

С.А. Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX столетия. Излюбленной темой его лирики была русская природа, а сам себя поэт называл “последним певцом русской деревни”. Природа стала мерилом всего для поэта: любовь, жизнь, веру, силу, любые события – все пропускалось через призму природы.

Биография:

Сергей Есенин: жизнь и творчество 

Избранные стихотворения:

Владимир Маяковский

В.В. Маяковский — настоящая глыба литературы, поэт, оставивший огромное творческое наследие. Лирика Маяковского оказала огромное влияние на поэтов следующих поколений.

Его смелые эксперименты с размерами стихотворной строки, рифмами, тональностью и формами стали эталоном для представителей русского модерна. Его стихи  узнаваемы, а поэтическая лексика изобилует неологизмами.

Вошел в историю русской поэзии как создатель собственного стиля.

Биография:

Владимир Маяковский: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

Валерий Брюсов

В.Я. Брюсов — еще один представитель символизма в русской поэзии. Много работал над словом, каждая его строка – точно выверенная математическая формула. Воспевал революцию, но большинство его стихотворений – урбанистические.

Биография:

Валерий Брюсов: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

Николай Заболоцкий

Н.А.Заболоцкий — поклонник школы “космистов”, которая приветствовала природу, преображенную руками человека. Отсюда столько эксцентричности, резкости и фантастичности в его лирике.

Оценка его творчества всегда была неоднозначной. Одни отмечали его верность импрессионизму, другие говорили о чуждости поэта эпохе.

Как бы то ни было, творчество поэта еще ждет подробного изучения истинными любителями изящной словесности.

Биография:

Николай Заболоцкий: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

Анна Ахматова

А.А. Ахматова — одна из первых представительниц истинно “женской” поэзии. Ее лирику можно смело назвать “пособием для мужчин о женщинах”. Единственная русская поэтесса, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Биография:

Анна Ахматова: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

Марина Цветаева

М.И. Цветаева — еще одна адептка женской лирической школы. Во многом продолжила традиции А. Ахматовой, но при этом всегда оставалась самобытной и узнаваемой. Многие стихотворения Цветаевой стали известными песнями.

Биография:

Марина Цветаева: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

Борис Пастернак

Б. Л. Пастернак — известный поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе.

В своей лирике поднимал актуальные темы: социализма, войны, положения человека в современном ему обществе. Одна из главных заслуг Пастернака в том, что он открыл миру своеобразие грузинской поэзии.

Его переводы, искренний интерес и любовь к культуре Грузии – это огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Биография:

Борис Пастернак: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

  • “Март”
  • “Весна в лесу”
  • “Июль”
  • “Золотая осень”
  • “Зимняя ночь”

Александр Трифонович Твардовский

А.Т. Твардовский. Неоднозначное толкование творчества этого поэта связано с тем, что долгое время Твардовский являлся “официальным лицом” советской поэзии. Но его творчество выбивается из жестких рамок “социалистического реализма”. Также поэт создает целый цикл стихотворений о войне. А его сатира стала отправной точкой для развития сатирической поэзии.

Биография:

Александр Трифонович Твардовский: жизнь и творчество

Избранные стихотворения:

С началом 90-х годов русская поэзия переживает новый виток развития. Происходит смена идеалов, общество вновь начинает отрицать все старое. На уровне лирики это вылилось в появление новых литературных течений: постмодернизма, концептуализма и метареализма.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F%20XX%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.html

Революция в творчестве М.Волошина

Тема революции в творчестве поэтов начала XX века

Русский поэт и мыслитель начала 20 века М.Волошин в своем поэтическом и публицистическом творчестве выразил, наверное, самое парадоксальное, равно как и самое интересное понимание феномена революций вообще и русской революции в частности.

Его удивительная личностная и мировоззренческая позиция в период русских революций начала 20 века, когда поэт с одинаковым участием призывал молиться и за белых, и красных – меж тем выражала продуманные убеждения, охватывающие собой как исторические и политические, так культурные спектры.

Выражение этих волошинских взглядов нашло отображение в творчестве (публицистика 1918-1920 гг. и, конечно же, поэзия).

Для поэта особенно характерна так называемая интеллектуальная поэзия, поэтому не только его критические или эпистолярные тексты, но и стихи отчетливо отображали воззрения автора на политику, философию и историю России современного ему и прошлых ее периодов.

Революция как «незыблемый момент» истории 

В статье от 1906 года поэт провозглашает основу своего понимания всякой революция, говоря, что в человеческой истории неизменно существуют повторяющие «моменты», которые он называет революциями.

Более того, волошинская мысль объявляет их совершенно естественными явлениями, поскольку именно мятеж (или революционный порыв)  — это часть всего эволюционного развития.

(Наиболее полно эта позиция выразится у поэта в «Путях Каина», поэме, подзаголовок которой был обозначен автором не иначе как – трагедия материальной культуры).

Во всем мироздании у автора действуют две силы:

  • Начало костное
  • Начало творческое

Последнее ассоциируется у поэта-мыслителя с огнем. А носитель этого огня творчества – человек. У Волошина человек огнеподобен, следовательно, он мятежник по природе или революционер.

Первый революционер человечества у Волошина

Таким первым человеком-мятежником поэт называет Каина. По его мнению, именно с бунта этого героя библейской мифологии и началась уже сама история людей. Она реализовывалась в дальнейшем через постоянные моменты революций, которые были направленные против того, что уже стало достоянием культуры.

Поэтому на метафизическом уровне автор уже принимает революцию как неизбежное явление в жизни человека.

Волошин и русская революция

Понимание революции вообще и понимание конкретной русской революции, вернее, нескольких революций в стране в начале века  — разные явления. Во втором случае, оно сопряжено с конкретикой истории страны, ее национальными особенностями и т.д.

Так вот в самом начале революционных событий, когда собственный лик русской революции еще не был отчетливо различен, поэт Волошин, да и все современные ему мыслители, соотносили его с историей конкретной французской революции. В числе основных ее причин поэту виделся «кризис» справедливости, а революционные события он сравнивал с пароксизмом этого чувства.

Меж тем, поэт еще на французской истории обнаруживает трагизм противоречий между идеями и чувством справедливости и вызванным ими террором. Иными словами, автор отмечает, что даже произведенная во имя высоких идей революция, которая затем тотально насаждает эту абстрактную справедливость, заканчивается войной и в пределе общим истреблением.

Радость российского общества о бескровности случившейся в стране революции поэт не просто не разделяет, но и иронизирует по ее поводу. Волошинская мысль здесь однозначна — гуманистические идеи как цель мятежа обозначают лишь его кровавый и братоубийственный финал.

Более того, художник, лично присутствуя на одной из февральских демонстраций в Москве 1917 года, полностью осознает, что

Русская Революция будет долгой, безумной, кровавой, что мы стоим на пороге новой Великой Разрухи Русской земли, нового Смутного времени

Место поэта Волошина в революции

Но для ясного осознания случившего, поэту нужна была своя «точка зрения».

В одном из писем он определяет, что должен найти ее, чтобы увидеть не просто мятеж как событие в жизни, а революцию как связный акт всей истории, всей трагедии человечества.

Такая перспективная точка зрения нужна была Волошину и для поэтического выражения позиции, и она была найдена. Мыслитель выбирает «русский дух». Тогда события всего 17 года понимаются им как:

  1. «Указание о судьбе» страны. Поэт вместе со многими своими современниками считал, что весь революционный мятеж произошёл в России по «странным обстоятельствам», т.е. критических социальных посылов для него в стране не было. Мыслитель определял свою страну как наиболее здоровую из всех стран Европы. И именно поэтому ей должно было ступить на этот провиденциальный путь. Россия должна была совершить подвиг жертвы, приняв прививку страшной революции для выработки иммунитета и предотвращения всего европейского кризиса.
  2. Продолжение истории России. Волошин заметил в этих событиях прямую связь со всем историческим процессом в стране. По его мнению, весь русский путь изначально революционен, кроме того, он носит «перманентный» (постоянный) характер. Здесь авторская мысль точно соотносится с выводами русского философа Бердяева.

Причинами же постоянной революционности российской истории поэт определяет:

А) своеобразие государственного строя, где вместе с сильным началом сдерживания и охранения (применительно к собираемым новым территориям) русскому самодержавию самому свойственна мятежность.

в России монархическая власть во все времена была радикальнее управляемого ею общества и всегда имела склонность производить революцию сверху

Б) проявление оппозиции. В 19 веке, по мнению Волошина-публициста, именно самодержавие «выделило из себя» революционную часть общества (интеллигенцию, разночинцев) и отдалило ее от всей системы государственных отношений, поставив в оппозицию и заставив действовать.

В) исконное бунтарство и анархизм. Эти черты поэт относил к неизменной особенности русской ментальности.

Данные составляющие у Волошина и явились сплавом разорвавшихся в 1917 году противоречий.

«с одной стороны, безграничная анархическая свобода личности и духа, выражающаяся во всем строе совести, мысли и жизни; с другой же — необходимость в крепком железном обруче», который мог бы сдержать весь сложный конгломерат… империи».

Однако имперская государственность у поэта просто необходима стране, она является крепкими и даже огнеупорными стенами, внутри которых происходили страшные и очень разрушительные  процессы реакции ее совести.

Большевизм и революция в понимании Волошина

 Можно сказать, что он первым назвал большевиков прямыми продолжателями политики самодержавия. Поэт считал, что они лишь поначалу явились отрицателями и разрушителями имперской государственности России. Продвигаясь далее, они стали строить те же «стены империи», сокрушенные ими в революционном порыве.

А социальный идеал, провозглашенный ими, был неприемлем мыслителем  сразу, хотя, следует заметить, что саму революцию Волошин в целом принимал.

Социализм как европейское изобретение он обозначал как «неорганичное» для России, поскольку в его основе поэт видел возвеличивание «комфортабельного эгоизма», которое ограничивается якобы распределением по справедливости, но нисколько не занимается ни практическим, ни моральным упорядочиванием его. Волошин в одном из писем даже склонен считать весь марксизм научным абсурдом.

В итоге получается, что все революционная борьба, идущая под лозунгами социалистических целей на деле:

  • Является мятежом за потребление (как пролетариата, так и буржуа),
  • Не выводит общество из круга несправедливости как государственного устройства,

Поскольку базируется на все том же принципе присвоения и расширения возможностей такого присвоения.

Война как итог революций 

Ошибочная односторонность революционных целей неизменно приводит к разрушению и войне. Это еще один итог мятежа по Волошину.

Однако сам поэт в условиях Гражданской войны призывал к «братству Каина», молясь за обе противоборствующие стороны. В победе одной из них поэт не видел будущего, которое возможно для него лишь в устойчивом балансе этих двух «правд» истории.

Поэтому смысл всей крови гражданской войны поэт видел лишь в обретении и признании такого «Каинова братства».

Большевизм как национальная черта

Если идеи социализма у поэта определялись как привнесенные, то феномен большевизма Волошин всецело называл национальным. В нем, по мнению публициста, скрыта темная и древняя суть, которую сдерживало самодержавие и которая вскипела тотчас же, когда оно пало.

«Тогда из народных глубин поднялись страшные призраки 16 и 17 века… большевизм оказался неожиданной и глубокой правдой о России»

Правда эта состояла в том, что она являла собой отчаянную нетерпимость, желание тотального уничтожения противника, что, по мнению поэта, характеризует большевизм как психологическую заразу и опасность.

 «”Большевизм” — это … вовсе не то, что человек исповедует, а то, какими средствами и в каких пределах он считает возможным осуществлять свою веру».

Именно поэтому классовая ненависть – это признак большевизма у поэта — свойствен не только красному террору, но и белым, сеявшим аналогичные кровавые жертвы среди своих врагов.

Социальный идеал революции у Волошина

Идеалом для поэта была, впрочем, тоже революция. Но революция, не имеющая материальных целей, а несущая стране духовное воскрешение. Об этом Волошин пишет в статье «Вся власть патриарху», где обозначает единственный для страны путь к гражданскому примирению – духовный.

Мечта о социальном рае обязательно рухнет, — считает он, — тогда и свершится самая важная для России революция – религиозная.

Устройство же новой социальной системы будет базироваться на духе Христовом. Работать гражданин будет бесплатно, необходимое же ему для жизни он получит как милостыню. Тогда все вокруг будет иметь формы лишь благодеяния и дара. А вся экономика будет основана на нищенстве.

Такой путь должна пройти не только Россия, но и все человечество, в этом его крест, убежден поэт.

 «Я равно приветствую и революцию, и реакцию, и коммунизм, и самодержавие…»

 Поскольку все это лишь точки исторического и миссионерского пути страны в Град Божий. Мы лишь отметим здесь еще одно – все эти мировоззренческие позиции поэта Волошина прямо перекликаются с основной проблематикой всей русской философии и особенно с ее религиозной мыслью.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/revolyutsiya-v-tvorchestve-m-voloshina

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики