SAVUZ

Тема природы в творчестве С. Есенина

Природа в творчестве Есенина

Тема природы в творчестве С. Есенина

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.. 3

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА.. 7

Образы животных и “древесные мотивы” в лирике Есенина.. 10

” Древесные мотивы” лирики С. Есенина.. 10

Образы животных в лирике С. Есенина. 21

Список литературы: 32

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи – это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. “Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб­рых друзей”, – говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин – глубокий и самобытный мысли­тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений – современника не­виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: “Я пел тогда, когда был край мой болен.”

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали”

(“Матушка в купальницу по лесу ходила…”, 1912);

“Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть”

(“Не жалею, не зову, не плачу…”, 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) – самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

“Синее небо, цветная дуга,

Край мой! Любимая Русь и Мордва!”;

“Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес”;

“О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку…”

“синь сосет глаза”; “пахнет яблоком и медом”; “Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей”; “Звени, звени златая Русь…”.

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия “край”, “Русь”, “родина” (“Русь”, 1914; “Гой ты, Русь, моя родная…”, 1914; “Край любимый! Сердцу снятся…”, 1914; “Запели тесаные дроги…”, ; “О верю, верю, счастье есть…”, 1917; “О край дождей и непогоды…”, ).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления – более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него – не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: “рыжий ласковый осленок”, “отрок”, “схимник”, “тонкогубый”, “пляшет трепака”. Месяц – “жеребенок”, “ворон”, “теленок” и т.п.

Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 – очень высокий коэффициент; ср. у “звездного” Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает “месяц” (18 из 20), а в поздних – луна (16 из 21).

В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций – “лошадиная морда”, “ягненок”, “рог”, “колоб”, “лодка”; луна – это прежде всего свет и вызванное им настроение – “тонкий лимонный лунный свет”, “отсвет лунный, синий”, “луна хохотала, как клоун”, “неуютная жидкая лунность”.

Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин – создатель единственного в своем роде “древесного романа”, лирический герой которого – клен, а героини – березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают “портретными” подробностями: у березы – “стан”, “бедра”, “груди”, “ножка”, “прическа”, “подол”, у клена – “нога”, “голова” (“Клен ты мой опавший, клен заледенелый…”; “Я по первому снегу бреду…”; “Мой путь”; “Зеленая прическа…

” и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с “братьями меньшими” (“Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”, “Лисица”, “Корова”, “Сукин сын”, “Я обманывать себя не стану…” и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни – чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности (“Этой грусти теперь не рассыпать…”, 1924; “Отговорила роща золотая…”, 1924; “Какая ночь! Я не могу…”, 1925).

Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, – разлука с отчим домом и возвращение на свою “малую родину”: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний (“Я покинул родимый дом…”, 1918; “Исповедь хулигана”, 1920; “Эта улица мне знакома…”, ; “Низкий дом с голубыми ставнями…

“, ; “Я иду долиной. На затылке кепи…”, 1925; “Анна Снегина”, 1925).

Впервые с такой остротой – и опять же после Баратынского – поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: “живых коней победила стальная колесница”; “…

сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе”; “как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон” (“Сорокоуст”, 1920; “Я последний поэт деревни…”, 1920; “Мир таинственный, мир мой древний…”, 1921).

Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить “каменное и стальное”, разлюбить “бедность полей” (“Неуютная жидкая лунность”, ).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

“Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!”;

“Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром…”.

Есенинская поэзия природы, выразившая “любовь ко всему живому в мире и милосердие” (М.

Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: “Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…”; “не звенит лебяжьей шеей рожь”; “ягненочек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве” и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина.

Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок».

Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно, что в поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян.

Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.

Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкой радостного счастья

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья

Источник: https://mirznanii.com/a/357173/priroda-v-tvorchestve-esenina

Сочинение на тему природа в лирике Сергея Есенина, – Сочинения по литературе

Тема природы в творчестве С. Есенина

Наше время — время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Стихи Есенина, проникнутые любовью к природе, помогают человеку найти место в ней.

Уже в ранний период творчества С. Есенина становится очевидной самая сильная сторона его поэтического дарования — умение рисовать картины русской природы. Пейзажи Есенина — не безлюдные картины, в них всегда, по выражению Горького, «вкраплен человек» — сам поэт, влюбленный в родимый край. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травяном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

В мире природы для поэта все родное и близкое. И русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка — все живое вызывает у него глубокую нежность.

Читая стихи, видим мир глазами самого народа, и пусть родимый дом старый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые… Все это согрето горячей есенинской любовью.

В этой любви к маленькой родине закладывается основа и подлинного патриотизма, и духовности.

Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: синее сочетается с золотым, красное с зеленым. Зеленый цвет воды в родной Оке, неба родины. Алый, малиновый — ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья.

Особенно богаты у поэта желтый и красный — цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, краткости и величии жизни. Большую роль в лирике играет образ дерева: березка, клен, яблоня. Именно в этих образах Есенину удалось показать глубинную связь растений, животных и человека с матерью природой.

Самое любимое средство художественного изображения — это олицетворение:

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманной глубины, v Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Еще интересен характерный для Есенина прием «олицетворение наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы. Примером этому служит стихотворение:

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком. И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Исследователи много писали о преемственности лирики Есенина, о том, что сближает ее со стихами Никитина, Кольцова, Некрасова, но Есенин дал совершенно новые ценности, новую личность в поэзии. Потрясающие строки о счастье:

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве…

Так мог сказать поэт вообще. Но дальше идут слова, переворачивающие представление о том, что может человек счесть за счастье. Такой доброты и глубины нет ни у кого:

…и зверье, как братьев наших меньших,
никогда не бил по голове.

И здесь главное слово не «меньшие», а «братья». Душа поэта полна нежности, она проста, как и его лирика. Клен — брат, березка — «чужая жена».

Есенин чувствует за них, и это не метафора, а живое и сильное ощущение родства. Он мог бы сказать, что все живое на Земле состоит в родстве, все рождено из одной первичной клетки.

Поэтому дерево не просто живое, оно так же живо и способно ощущать, как человек:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки- ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д. Как на детей одной матери Земли, смотрел он на человечество, на природу, на животных.

Трагедия собаки-матери становится очень близкой человеческому сердцу, подчеркивает ощущение родства человека со всем живым на земле. О них, о братьях наших меньших, с большой любовью поэт говорит очень часто.

Когда читаешь «Собаке Качалова», поражаешься умению его разговаривать со зверьем уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что все ему в собаке очень нравится: «…тебя по шерсти бархатной потрогать «, «такую лапу не видал я сроду».

С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни. С таким же чувством относится поэт и к обыкновенной дворняжке:

А ты, любимый,
Верный нечий пес?

С какой любовью обращается поэт к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». В самые трудные для себя минуты Есенин всегда остается человеком:

Стеля стихов злаченые рогожи, Мне хочется вам нежное сказать

Кому же это «вам»? Людям, человечеству. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» о жизни, любви и о том, как дороги поэту люди:

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле

Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия.

Творческое наследие С. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы. Проникнув в мир поэтических образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-priroda-v-lirike-sergeya-esenina/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики