SAVUZ

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина: назначение поэта в служении его произведений людям

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

Вопрос о назначении поэта и его творчества рано или поздно встаёт перед каждым творцом. Естественно, что и А. С. Пушкин живо интересовался этой темой, так как к ней он обратился ещё на раннем периоде своей поэтической деятельности. В дальнейшем она красной нитью прошла через всё его творчество на протяжении всей жизни.

  • Связь Пушкина с декабристами
  • Муза — певица свободы
  • Встреча с царём
  • Пушкин о поэте и поэзии в Пророке
  • Стансы
  • Поэт и толпа
  • Стремление к идеалу
  • Добро и милосердие важнее конъюнктуры
  • Духовное завещание Пушкина
  • Поэзия выше славы мирской

Связь Пушкина с декабристами

Имя и творчество Пушкина тесно связано с декабристами, с их идеями и устремлениями.

В конце первого десятилетия ХIX века передовая часть российской знати и дворянства рассматривала самодержавный строй и крепостничество как факторы, губительные для Росси, для её дальнейшего развития.

Среди них была распространена система взглядов, направленных на изменение основ российской действительности.

Хотя Пушкин не был носителем революционных идей, он был солидарен с декабристами во многих вопросах, касающихся:

  • свободы творчества;
  • гражданских свобод;
  • более справедливого устройства общества.

Свои сочинения он рассматривал как средство служения Родине в её борьбе с самовластием, с подавлением личности и человеческого достоинства, которые были присущи тому времени.

Муза — певица свободы

Обличать недостатки деспотического режима в своих стихах юноша начал ещё в лицейские годы. Его ода «Вольность» полна мыслями о свержении самовластья, в ней он бичует пороки современного ему общества.

А в стихотворении «К Чаадаеву» — обращении своему лицейскому товарищу, Пушкин призывает посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Свою музу он называет «Свободы гордая певица».

В этих стихотворениях прослеживается его близость к идеям декабристов.

После неудачи восстания 1825 года Александр Сергеевич не отходит от свободолюбивых идей.

Он всё ещё верит, что горячее поэтическое слово способно зажечь в людях стремление к освобождению от рабских оков, подчинить стоящих у власти справедливому закону. В своих размышлениях и стихах А. С.

Пушкин приходит к выводу, что завоевать свободу на политическом поле можно лишь тогда, когда человек почувствует её внутри самого себя.

Встреча с царём

С особой яркостью такое понимание открывается в стихотворении «Пророк». Этот стих написан в 1926 году.

В необычной форме, напоминающей библейские сказания, автор рассуждает:

  • о своём предназначении;
  • о месте в общественной жизни;
  • о служении на благо Отечеству.

Этому сочинению предшествовало предписание губернатора, полученное в начале сентября, о срочном прибытии в Псков, а затем — в Москву, к государю.

Пушкин сжигает автобиографические наброски, черновики поэм и стихотворений, где содержатся намёки на правящего монарха Николая I. В.

памяти поэта ещё свежа казнь пяти предводителей декабрьского восстания. Беседа наедине с царём продолжалась около двух часов. Её результат был неоднозначным.

С одной стороны, император освободил поэта от ссылки и цензуры, с другой — объявил, что будет его личным цензором.

Пушкин о поэте и поэзии в Пророке

Герой стихотворения «Пророк» погружён в пучину духовного одиночества, превратившего мир в безмолвную пустыню.

Но с появлением ангела, символизирующего прозрение, он меняется, так как ему даются не только необычайно острые зрение и слух, но и самое ценное — дар действенного слова.

Всё это достаётся ценой больших мучений, превращения поэта в пророка, у которого вместо сердца в груди «пылающий огонь».

Но и этого для настоящего творца недостаточно. Ему необходим ещё Божий дар или «Бога глас», который вдохнёт в него великую идею и наставит на выбор великого пути.

В аллегорической форме описывается процесс рождения не просто поэта, а того, кто является проводником божественного промысла.

Тем самым Александр Сергеевич подчёркивает божественную природу поэтического творчества, при этом утверждая, что ответственность поэт несёт только перед Создателем.

В конце звучит страстный призыв к поэту, ставшему пророком, зорко всматриваться в окружающий мир, прислушиваться к нему, и, исполнившись высшей волей, «глаголом», то есть поэтическим словом, «жечь сердца людей». То есть, открывать людям глаза на несправедливость мира и призывать к борьбе с ней.

Стансы

В стихотворении «Стансы» отражается положительное отношение Пушкина к царю. После встречи с императором Пушкин говорил, что он его «просто полюбил».

В «Стансах» он даёт идеализированный образ Петра I, восхищаясь им как мудрым правителем, очень разносторонним и работоспособным человеком.

Многие из современников поэта осуждали это произведение, называя его стихами, написанными по указке царя в его кабинете за 15 минут.

Пушкина обвиняли в лести его Величеству Николаю I, в восхвалении царского режима.

Некоторые представители света считали, что Александр Сергеевич перестал соответствовать образу поэта, боровшегося за свободу мысли и слова, за самовыражение личности, который раньше ассоциировался с именем А. С. Пушкина .

На самом деле, положительная оценка автором правления Петра Великого была выражением его надежд на лучшее будущее России, которые он связывал с нынешним императором. А также его пожеланием царю следовать примеру его гениального предка.

Поэт и толпа

В тридцатые годы раскол в обществе нарастал, определённая часть дворян-интеллигентов разделяла оппозиционный настрой, враждебность к самодержавной власти и к царю лично. В такой обстановке Пушкин вынужден был давать объяснения, касающиеся его расположения к Николаю. В частности, это он делает в стихотворении «Поэт и толпа».

По его мнению, поэзия не должна подчиняться конкретным практическим задачам, даже в том случае, когда эти задачи благородны. Используя приём диалога, автор противопоставляет чернь, то есть необразованную толпу, вдохновенному поэту-певцу. Толпа возмущается бесплодностью его песен, требуя от него пользы.

Пушкин отрицает утилитарное отношение к искусству и к поэзии в том числе. Его поэт категорически несогласен с претензиями черни, он утверждает, что красота проявляется не в удовлетворении насущных потребностей, а в близости к Божественной сущности.

Стремление к идеалу

Другой важной мыслью «Поэта и толпы» является мнение о том, что:

  • Искусство не в силах сделать из глупого человека мудреца, а из развратного — скромника;
  • Цель творчества — это стремление к идеалу, а не менторские поучения;
  • Обучить подлеца доброте поэт не в состоянии.

Эпиграфом к стихотворению является латинское изречение, которое переводится, как: «Отойдите, непосвящённые». Тем самым Пушкин пытается донести мысль о том, что поэзия предназначена только для избранных, подготовленных для её восприятия людей.

По мнению Пушкина, для творчества необходимо вдохновение, только оно может пробудить в человеке поэтический дар. Именно эта мысль отражена в его стихотворении «Поэт».

Автор называет вдохновение «божественным глаголом», который призывает к творческому акту.

А поэтическое творчество сравнивает со «священной жертвой», приносимой античному богу Аполлону, который, как известно, был покровителем искусств.

Добро и милосердие важнее конъюнктуры

Когда среди повседневной мелочной жизни поэт слышит голос музы, его душа пробуждается подобно встрепенувшемуся орлу. Он удаляется от суетного мира, поднимаясь в заоблачные высоты духа, чтобы наполниться мудростью и глубиной, и передать их людям. На протяжении всего творческого пути воззрения Пушкина на роль поэта менялись, как менялась и общественная, и его личная жизнь.

Некоторые критики считали, что Пушкин сменил склонность к гражданской поэзии на так называемое чистое искусство. Но подобный взгляд на творчество Александра Сергеевича в корне ошибочен.

Целью его всегда было служение Отечеству, защита прогрессивных идей.

При этом гражданственность для него заключалась не в обслуживании конъюнктурных моментов, а в пропаганде ценностей, которые являются вечными — это добро и милосердие, свобода и достоинство.

Духовное завещание Пушкина

Идея служения поэта людям посредством своего творчества отражена в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», написанном в 1836 году. Иногда его называют духовным завещанием Пушкина.

В нём великий поэт отмечает свою творческую независимость от режима, говоря, что он «вознёсся выше… Александрийского столпа».

Пушкин рассматривает себя не только как поэта русского, но и пророчествует о своей всемирной славе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич очерчивает идейный смысл своего творческого служения, подчёркивая, что обрёл любовь народа своими стихами, пробуждая в людях «чувства добрые».

А также тем, что его произведения были проникнуты духом свободы, вольности, которые он прославлял, несмотря на рамки режима, подвергая себя опасности.

Ещё поэт вспоминает о том, как просил Николая I о возвращении декабристов из ссылки, призывая милость «к падшим».

Поэзия выше славы мирской

В конце стихотворения — обращение поэта к музе с призывом быть послушной лишь «веленью Божию», то есть исключительно голосу правды, совести.

Выполнять своё высокое назначение, не оглядываясь на глупцов, быть равнодушной как к похвалам, так и наветам клеветников. Поэзия ставится автором выше, чем мирская слава, так как она находится близко к небесам, а не к земной юдоли.

Поэтому она бессмертна, и посредством её поэт приобретёт извечную жизнь в сердцах будущих поколений.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что пророчество великого поэта было верным. Творчество А. С. Пушкина стало огромным вкладом в русскую литературу.

Он впитал в себя всё лучшее, что дали художественные и философские произведения предшествующих веков, глубоко переработав вложенные в них идеи.

Но главная его заслуга в том, что он явился гениальным новатором, поставив поэзию на небывалую высоту, сделав её знаменем стремления к истинным ценностям.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/a-s-pushkin-tema-poeta-i-poezii-v-ego-tvorchestve.html

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (кратко)

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина

К проблеме творчества обращались многие знаменитые литераторы. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, например, занимает довольно большое место.

Об особой ее роли, высоком предназначении он говорит во многих своих стихотворениях.

Вот лишь некоторые из них: “Свободы сеятель пустынный” (написано в 1823 году), “Пророк” (в 1826 году), “Поэт” (в 1827 году), “Эхо” (в 1831 году), “Памятник” (в 1836 году).

Что понимал под поэзией Пушкин?

Поэзия – это ответственное и трудное дело, считает Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек.

Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен “глаголом жечь” людские сердца. Но поэтический талант – это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша.

Потому тема поэта и поэзии в лирике Пушкина заслуживает особого внимания.

Влияние поэзии на людей

Ее влияние на людей очень велико, поэтому сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе.

Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе. Подлинная поэзия, по мысли Пушкина, должна быть жизнеутверждающей, человечной, пробуждать гуманизм и доброту.

В вышеперечисленных стихотворениях Пушкин рассуждает о непростых взаимоотношениях поэта с народом и властью, о свободе творчества.

В средней школе подробно рассматривается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Урок в 9 классе обязательно посвящается данному стихотворению.

Пророк – это, по мнению Александра Сергеевича, идеальный образ настоящего поэта в его высшем призвании и сущности.

Данное стихотворение было создано в 1826 году – тяжелую для поэта пору его духовного кризиса, который вызвала новость о расстреле декабристов. В этом произведении подробно раскрывается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Александр Сергеевич обращается к книге пророка Исайи. Он также находился в отчаянии, наблюдая мир, видя, что тот погряз в пороках и беззаконии.

Для истинного творца житейское содержание, наполняющее умы и сердца людей, должно стать мрачной пустыней… Он ищет духовного удовлетворения и стремится к нему.

Больше ничего с его стороны и не требуется, так как жаждущие и алчущие непременно насытятся.

Поэт-пророк проник в жизнь низшей и высшей природы, слышал и созерцал все, что происходит в мире, от полета ангелов до хода гадов, от вращения небес до прозябания земных растений.

Кто прозрел для того, чтобы видеть всю красоту мира, тот мучительно ощущает безобразие действительности, в которой живут люди. И он должен и будет с ней бороться. Оружие и действие поэта – слово правды.

Но для того, чтобы оно не язвило, а именно жгло сердца, нужно, чтобы жало мудрости было разожжено огнем великой любви. Кроме образа шестикрылого серафима из Библии, из нее взято и последнее действие Божьего посланника:

“И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул”.

Принадлежит Библии и общий тон этого стихотворения, возвышенный и невозмутимо-величавый. Отсутствие относительных местоимений, придаточных предложений и логических союзов при господстве одного союза – “и” (он повторяется двадцать раз в тридцати стихах), по мнению В. Соловьева, приближают к библейскому пушкинский язык.

В “Пророке” лирический герой стихотворения не ощущает себя оскверненным творящимися в обществе беззакониями, но он и неравнодушен к тому, что происходит вокруг, хотя и не может что-либо изменить.

“В часы забав…”

Рассмотренным произведением не ограничивается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения, посвященные ей, многочисленны. Так, некоторые черты, отголоски “Пророка” можно найти в более позднем творении Александра Сергеевича “В часы забав…”.

Оно было написано в 1830 году. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина звучит здесь немного иначе.

В нем духовная трансформация автора перекликается с преображением пророка, физическим и нравственным, которое происходит после того, как его опалили в горниле человеческих страданий.

Вся жизнь Пушкина была ярким свидетельством того, что его мысли верны. Его вольная, смелая поэзия протестовала против рабского угнетения народа, призывала к борьбе за освобождение людей. Она поддерживала силу духа находящихся в ссылке друзей-декабристов Пушкина, внушала им стойкость и мужество.

“Арион”

Очень многогранна тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Кратко опишем следующее стихотворение – “Арион”, созданное в 1827 году. В нем говорится о необходимости мужества и стойкости. Стихотворение в аллегорической форме воссоздает трагические события восстания декабристов 1825 года.

Несмотря на то что “пловцы-декабристы” погибли, певец Арион остался верен благородной миссии, продолжив проповедовать идеалы справедливости и свободы. Он заявляет: “Я гимны прежние пою”.

В поздних стихотворениях Александра Сергеевича чаще начинают звучать раздумья о смысле человеческой жизни, ее бренности, быстротечности, ощущается предчувствие скорой гибели поэта. В это время Пушкин как бы подводит итог творческой деятельности, стараясь объективно оценить значение своего наследия.

“Памятник”

В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем.

Так, в написанном в 1836 году стихотворении “Памятник” поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа.

Это право дает ему созданный “нерукотворный” памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа.

В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Соприкоснувшись с пушкинской поэзией, мы начинаем ощущать желание стать чище, лучше, учимся видеть гармонию и красоту вокруг. Следовательно, поэзия действительно может преобразовывать мир.

Концовка стихотворения – это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение “невежественных глупцов”, следовать цели.

Александром Сергеевичем во многих стихотворениях поднималась тема одиночества великого поэта среди равнодушной толпы. Яркий пример этого – стихотворение “Поэту”. Пушкин призывает оставаться твердым, спокойным и угрюмым перед лицом толпы и судом глупца.

“Разговор книгопродавца с поэтом”

В другом произведении, “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824 год), встречается схожий призыв, когда автор размышляет о славе.

В период, когда было написано это стихотворение, состоялось прощание поэта с романтизмом, переход его к суровому реализму. Написано оно на актуальную в то время тему литературного творчества как способа заработать на жизнь, как профессии. Вопросы эти волновали автора, поскольку он одним из первых стал жить на свой литературный заработок.

Здесь с нетипичной точки зрения освещается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Краткое содержание стихотворения следующее. В нем говорится о поединке поэта и книгопродавца, романтика и прагматика.

В диалоге двух героев противопоставлена “поэзия” и “проза” в значении романтических, “возвышенных” представлений и “прозаического”, трезвого восприятия жизни. Он заканчивается победой книготорговца.

Поэт переходит на язык сделки, а стихотворная речь заменяется прозой.

“Из Пиндемонти”

Не стоит думать, что Пушкин считал себя выше других людей, когда говорил о “глупцах” и “невеждах”. Он лишь подчеркивал то, что его суждения независимы, что у него есть право идти туда, куда его влечет “свободный ум”.

Здесь Александр Сергеевич высказывается однозначно.

В стихотворении “Из Пиндемонти”, написанном в 1836 году, говорится о том, что быть свободным – значит не отождествлять себя ни с одной из социальных групп, не участвовать в общественных волнениях, не зависеть от царя.

Муза Александра Сергеевича Пушкина отважно и преданно служила красоте, свободе, справедливости, добру. Это ли не роль и сущность истинной поэзии?

В школе довольно подробно изучается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (10 класс). Для получения более детальной информации можно обратиться к любому учебнику по русской литературе.

Источник: https://FB.ru/article/168249/tema-poeta-i-poezii-v-lirike-pushkina-kratko

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики