Сочинение на тему: ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ А. ФЕТА
Лирическая поэзия А. Фета является, можно твердо сказать, эталоном данного жанра. Поэт рисует неповторимые по своей яркости и жизненности картины прекрасного весеннего чувства.
Любовь, о которой пишет Фет, предстает перед нами в различных формах и обстоятельствах. Это могут быть колдовские гадания, пронизанные ожиданием чувства, суеверным страхом перед неизвестностью и — надеждой.
Это могут быть признания — неизменно пылкие и прекрасные, — независимо от того когда было написано стихотворение и какое настроение несло. Наконец, это может быть изложение собственных любовных переживаний.
И здесь оттенков множество, тысячи красивых слов, огромное разнообразие волшебных поэтичных образов.
Восхищение любовью свойственно каждому человеку. Поэт же отличается большей остротой восприятия разного рода эмоциональных оттенков.
Более того, он способен облечь свои ощущения в словесную форму, с помощью созвучий, ритма и рифм сделав их доступными для понимания другими людьми.
Поэзия Фета выделяется в первую очередь своей певучестью. В ней как бы заранее заложена некая мелодия, которую слышит каждый:
Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету, —
Хотя на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.
Пользуясь своим поэтическим даром, Фет выстраивал слова в яркие, сочные конструкции, которые не только хотелось петь, но которые поражали каждое сердце своей жизненной энергией. В них, казалось, была заключена сила самой природы, дарующей человеку возможность любить и восхищаться.
Лиричность и теплота стихотворений Фета поразительным образом контрастировала с некоей холодностью и даже жесткостью поэта в повседневной жизни. Нелегкая судьба сделала его таким, но творчество изувечить не смогла — Фет остался тонким лириком в самом полном смысле этого слова.
Любовь — это всегда особая история. Автор вправе решать — рассказывать ее целиком или некими мимолетными мазками создать набросок, который может и не показать всех тонкостей, зато поразит глубиной передачи настроения. У Фета есть и те, и другие поэтические варианты.
Безусловным шедевром короткого «эскизного» стиха является произведение, написанное в 1850 году. Многие исследователи считают его эталоном творчества Фета:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Стихотворение примечательно тем, что написано без глаголов. Отсутствие элемента действия создает особую атмосферу — читатель как бы оказывается участником события и мысленно отмечает его. Ход времени, занимающий всю ночь, здесь сжат в несколько строчек. Это неудивительно, поскольку влюбленные не следят за временем, а живут растянутым до бесконечности настоящим моментом.
Любовное свидание в этом стихотворении окутано каким-то таинственным полумраком.
Доверительное отношение, близость к читателю — вообще очень характерная черта творчества поэта. Такой подход позволяет наиболее эффективно завоевать аудиторию. Стихи Фета проникают в самую душу каждого, кто решил с ними ознакомиться.
Любовь у Фета многолика и разнообразна. Она в каждом новом творении раскрывает перед нами какие-то новые грани. И каждый новый лик любви соответствует какому-то новому образу — иногда человеческому.
Но порой любовь меняется, превращается и становится то огненным змеем, по ночам прилетающим к одинокой вдове, то вампиром, целующим в шею юную красавицу, то пчелой, снующей меж цветочных лепестков.
Многогранность любви подчеркивается огромным количеством образов и описаний, придуманных для нее Фетом.
Если рассмотреть внимательнее те облики, которые принимает это чувство в изображении поэта, то можно выделить некоторые более или менее постоянные.
Таковым является соловей — романтический певец весенних ночей, неотъемлемый спутник поздних свиданий и прогулок. Невозможно представить себе теплую майскую ночь без соловьиного пения. Оно символизирует душевное настроение влюбленного, его восторг и упоение, которые действительно напоминают собой прекраснейшую из песен.
Роза — это классический символ любви. Роскошный ароматный цветок во все времена был желанным подарком и бессловесным признанием в испытываемых чувствах. Роза изображается Фетом многократно и в разных стихах.
Настоящим гимном любви является небольшая поэма А. Фета «Соловей и роза». Она содержит не просто диалог влюбленных, в ней переданы чувства двух символов любви.
Мы видим, что никакие различия внешнего свойства не могут стать преградой на пути взаимности, что счастье возможно для всех влюбленных. «Соловей и роза» как бы дает понять, что влюбленным благоволит само провидение.
Чтобы подчеркнуть силу любви своих героев, многие авторы прибегают к изображению различных невзгод, напастей, подвергают их чувства испытаниям и ударам.
«Соловей и роза» отличается тем, что его персонажи не нуждаются в проверке своих чувств. Они просто счастливы, они восхищены друг другом и полны любви.
А потому автор не считает нужным ничего доказывать — он радуется жизни вместе с розой и соловьем:
И во сне только любит и любит,
И от счастья плачет и спит!
Эти песни она приголубит,
Если эхо о них промолчит.
Неизменным спутником любви и еще одним ее символом является луна. Лунный свет наполняет ночь волшебством, превращая самые обыкновенные предметы в нечто таинственное.
Это свойство присуще и страсти, любви, которая при всей своей обыкновенности все-таки приходит неизвестно откуда и заставляет смотреть на жизнь совершенно по-другому. Луна символизирует собой таинственность, непостижимость любви, ее мистическое начало.
Поэтому все стихи поэта, в которых присутствует образ луны, пронизаны особой атмосферой, дыханием тайны.
Пчела, которая также изображена в качестве образа любви, символизирует постоянство, животворную силу чувства. Поэт с помощью этого образа показывает способность любви связывать между собой самых разных людей.
Весна, уступая в яркости лету, намного превосходит его в свежести и жизнелюбии. Летом природа уже озабочена тем, что скоро осень и надо подумать о накоплении сил для нового пробуждения в следующем году. А весна еще избавлена от перспективы скорого старения.
Поэтому именно это время года несет в себе самый мощный заряд любви.
Всю свою жизнь А. Фет будет воспевать весну, тем самым вознося новую хвалу любви. Переплетая между собой разнообразные символы и добавляя к ним новые, поэт творил свои песни во славу любви. Он посвятил себя служению ей, и именно таким знаем его мы.
Порой интерпретации любви в творчестве Фета были очень необычны. Примером такого отношения к чувству служит поэма «Саконтала». Это история индийской царицы, которую обожал народ, и брамина, который выражал свою любовь к владычице подношениями, каждое из которых было наиболее уместным в данный момент.
В минуты всеобщего ликования он напомнил Саконтале о ее детстве простыми цветами и мхом, принесенными в корзине из лозы. И этот дар оказался дороже, чем елей и драгоценные камни, потому что пробуждал настоящие чувства и не был простым ответом на щедрость.
Когда Индия подверглась нападению, брамин снова принес царице дар. На сей раз это был прекрасный камень, символизирующий постоянство и верность. И снова подарок оказался как нельзя более к месту.
В самую же лихую годину брамин вновь собрал самые прекрасные цветы своей долины и собрался к Саконтале. Но на этот раз он уже не скрывал истинного мотива поступка:
Перед смертью я должен
Правых победу и лик царицы кроткой увидеть.
Но оказалось, что царица уже умерла, ее сердце не выдержало творящихся в стране бедствий. И брамин, вознеся молитву Брахме, умирает, чтобы быть рядом с духом Саконталы.
За красивой легендой кроется ничуть не менее прекрасный смысл. Автор показывает, что любовь может быть незаметной и скромной, что главное достоинство возлюбленного не в яркости и дороговизне подарка. Главное в том, чтобы он был к месту и ко времени, приносил еще больше радости в моменты веселья и мог утешить в минуты горя.
Перу Фета принадлежит большое количество стихотворений, написанных в античной стилистике. Многие из них посвящены любви, и здесь перед читателем раскрывается новый облик этого чувства.
Благодаря особому ритму и образам мы словно переносимся в неспешную и величественную пору Древних Эллады и Рима, видим воспевание любви тех времен — неторопливой, возвышенной, как бы скрытой в белом мраморе скульптур работы гениальных мастеров:
Где недоступная дева, моих помышлений царица?
В мраморах Фидий своих равной не зрел никогда,
Я же сходного с ней не знал созданья — и что же?
Тирсу покорный, и ей клялся пожертвовать я.
Еще одна любовь, воспетая поэтом, — это любовь к жизни. Она присутствует абсолютно во всех стихах, даже в тех, которые посвящены смерти или душевным неурядицам.
Рационалист в жизни, Фет в своем творчестве выражал восхищение самой возможностью существовать, видеть окружающий мир, и быть певцом.
Вопреки своей не самой легкой судьбе, поэт мог находить источники щедрого душевного света и изливать их на бумагу.
У молодого Фета жизнелюбие бьет ключом. Оно не просто присутствует в стихах, оно заставляет их кипеть. Поэт любит этот мир в каждом его проявлении, в каждой мелочи:
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен
И реки блестят извивы.
Широко раскрытыми глазами Фет смотрит вокруг — и восхищается. С возрастом изменятся только способы выражения его эмоционального отношения к жизни. До конца жизни оптимизм не покинет поэта.
Любовь к женщине, природе и жизни — это фундамент, опора творчества А. Фета. Но он еще и просто любил людей. И посвящал им прекрасные поэтические строки. Мы видим посвящение Льву Толстому и Ф. Тютчеву, А. Л. Бржеской и А. Майкову.
В разное время они были его друзьями, близкими людьми, они помогали Фету жить. Стихи, посвященные им, столь же прекрасны, как и прочие произведения поэта. Вот строки из послания-посвящения А. Л.
Бржеской — давнему и близкому другу Фета, одной из самых дорогих ему женщин:
Далекий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.
Любовь стала неисчерпаемым источником вдохновения не только для А. Фета. Но в его стихотворениях любовь воспета на долгие времена. Восхищаться ими будут до тех пор, пока на свете существует прекраснейшее из чувств.
На этой странице искали :
- тема любви и образ возлюбленной в лирике фета
- Любовь в лирике фета
- тема любви в лирике фета
- тема любви и образ возлюбленной в лирике фета сочинение
- тема любви и образ возлюбленной в лирике а а фета
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-lyubov-v-lirike-a-feta.html
Тема любви в лирике Фета (в творчестве) сочинение
Любовь – это чувство, которое является вдохновляющим для любого поэта. Переживания, эмоции, разочарование, разлука – это струны, используемые поэтом в творчестве.
Поэзия любви А.А.Фета – это не только его талант, как поэта, это еще и личная драма, оставившая печальный след в его сердце. Стихи о любви у Фета большей частью автобиографичные.
В молодости поэт был страстно влюблен в Марию Лазич . Поэт был женат, поэтому Мария всегда знала, что он не может связать себя узами брака с ней, однако чувства были настолько высокими, что это казалось неважным. Мария погибает.
Вину за ее смерть Фет будет чувствовать всю жизнь.
В быту А.Фет был прагматичным, холодным, расчетливым человеком. В стихах – тонкий лирик, живущий в параллельном мире. Фет все время хочет объединиться с любимой(«Alter ego»). Мария умерла, но Фет ежеминутно чувствует ее присутствие.
Поэма «Сон» – еще одно подтверждение неразрывной связи поэта с любимой. Поручик Лосев в поэме — это сам Фет. Сомнения и терзания поручика — это переживания поэта. Колебания поручика – это из биографии поэта. Образ любимой Фета виден в каждой строчке поэта.
Лирика Фета наполнена любовью и страстью, трагедией и терзаниями. Яркий пример двойственности чувств поэта стихотворение «На заре ты ее не буди…». Если вначале произведения чувствуется безмятежность, то постепенно напряжение нарастает, а в конце звучит крик души.
Печальный опыт любви поэта в молодости не опустошил его. Современники удивлялись, как ему удается писать о любви с такой страстностью и в преклонном возрасте. Фет отвечал, что у него очень хорошая память на чувства. Ярким подтверждением этому является стихотворение «На качелях». Фет описал девушку и свои чувства через 40 лет.
В своей поэзии Фет, кроме душевных переживаний, очень точно передает звуки природы. Он мастерски вплетает их в общий текст.
Критики, рассматривая поэзию Фета, иногда сравнивают его с художником, который знает, где краски сгустить, а где наоборот, заретушировать. На стихи поэта написано очень много романсов: «На заре ты ее не буди…
», «Осень», «Я тебе ничего не скажу…» и другие. П.Чайковский высоко оценил музыкальность стихов Фета.
Творчество Фета ценно лиричностью и душевностью. Его стихи легко заучиваются и в памяти остаются надолго.
Любовная лирика Фета 10 класс
А. А. Фет – один из самых тонких лириков в мировой литературе. Одной из главных тем в его творчестве является тема любви.
Поэт подобрал самые верные слова, чтобы передать волнующие мгновения и трепет, возникающие в душе возлюбленного, и облачить их в поэтическую форму с особым ритмом и неподражаемыми рифмами. Стихотворения классика о любви поражают драматизмом и надолго остаются в сердце.
В лирике ему удалось изобразить сиюминутные, едва уловимые порывы души и человеческие состояния. Отсюда романтичность и «воздушность» стихов А. А. Фета
С другой, – тяжелые страдания, обусловленные драматическими событиями. Две стороны любовного чувства причудливо переплетены.
Поэтому неслучайно появление в лирике поэта таких же противоречивых образов – символов: блаженство страдания, сладость тайных мук, безумная мечта.
Центральное место в любовной лирике А. А. Фета отведено циклу стихов, посвященных дочери сербского помещика Марии Лазич. Поэт любил талантливую девушку. По воле обстоятельств, они не могли быть вместе. Мария умерла при невыясненных обстоятельствах. Всю жизнь лирик горько страдал и винил себя за то, что не сумел сберечь любимую, называл себя «несчастным палачом».
Глубокие переживания лежат в основе замечательных стихов: «Неотразимый образ», «Ты отстрадала, я еще страдаю», «Старые письма». Чувство поэта постоянно, как постоянны его боль и скорбь. «До старости глубокой я тот же преданный, я раб твоей любви…». В стихах А. А. Фета нет конкретного портрета любимой, читателю внушается ее исключительность.
Происходит обобщение и идеализация ее образа.
Лирический герой верит в вечную любовь: «…нас нельзя разлучить!». В лирике А. А. Фета звучит мотив вынужденного расставания и вера в неизбежность воссоединения с возлюбленной. В своих лирических произведениях автор горячо клянется пронести светлое чувство через всю жизнь».
Боль от потери любимой сильна. Нет слов, которые смогли бы передать все горе, охватившее поэта. Но, признавая неограниченную власть любви, он пишет, что « слова любви» бессмертны. Чувство духовного родства героев – одно из сильных чувств, существующих между влюбленными.
Одним из ярких стихотворений, написанных о любви, считается «Шепот, робкое дыханье…». В этой лирической миниатюре речь идет о любовном свидании на природе.
Ни одного глагола – выразителя действия поэт не употребил, создавая свой шедевр, но создал динамичный сюжет, в основе которого – изменения «милого лица» на фоне ночи, переходящей в рассвет.
В лирике А. А. Фета сквозит надежда на встречу с любимой, отражены глубокие чувства. Этой встрече ничто не может помешать: любовь вечна. Существует лишь она. Апофеозом любовной лирики А. А. Фета можно считать слова, прозвучавшие в одном из его стихотворений: «Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!»
Вариант 3
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта.
Вдохновение для написания стихотворений о любви для поэта стали его чувства к Марии Лазич. Их любовь была очень большой и искренней, но, к сожалению, закончилась она очень печально. Девушка знала, что Фет никогда не предложит ей замужество. Ее смерть была загадочна и трагична, многие полагали, что это было самоубийство.
Поэтому чувство вины преследовало поэта всю его дальнейшую жизнь. Как отмечали современники, что Фет был весьма сдержанным, холодным и несколько жестким человеком. Все переживания от потери любимой поэт смог вылить именно в своих стихотворениях.
Его лирика о любви – это небольшой мир, в котором он мог побыть наедине с любимой женщиной, живущей в его сердце.
Образ Марии Лазич стал для Фета нравственным идеалом. Его лирика наполнена не только чувством нежности и любви, но и глубокой печалью и трагизмом. Воспоминая ложатся в основу его стихотворений, мечты и надежды на воссоединение с любимой – это то, что проходит красной нитью через все его творчество.
«Старые письма» – это одно из стихотворений, которое поэт посвятил Марии Лазич.
В первой строфе читатель узнает, что лирическое произведение отображает чувства давно угасшие, но воспоминания о которых продолжают воскрешать в памяти героя «всё, что давно-давно, утрачено душой». Вторая, третья и четвертая строфы говорят о прошлом.
Оказывается, что роман прошлых лет закончился трагично по вине самого героя. Девушка любила, в ней жила надежда на ответную любовь и на счастье. Но ее мечтам не суждено было сбыться. Как говорит сам лирический герой:
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку…
Но они не дают герою второго шанса на счастье, Они лишь обрекают его на тяжкие муки совести. Мотив стихотворения возник не случайно. Мария Лазич погибла в страшных муках при пожаре.
И единственное что она успела крикнуть, это были слова : «Берегите письма!». Те письма, которые ей писал Фет.
Еще одно стихотворение, посвященное Лазич – «В благословенный день, когда стремлюсь душою..».
В нем лирический герой обращается к любимой, веря, что когда закончится «земное бытие» его ангел отзовется «на имя нежное» возлюбленной.
Та же самая тема, как в стихотворении «Старые письма», проходит и через это лирическое произведение. Горечь утраты и надежа на воссоединение в другом мире то, что их объединяет.
Таким образом, любовная лирика Фета – это своеобразный мир, посвященный образу любимой женщины. Мир, наполненный душевными исканиями своего идеала, верой на встречу с ним.
Сочинение Тема любви в творчестве Фета
В лирическом творчестве Афанасия Афанасьевича Фета не на последнем месте стоит тема любви. Особый талант и великий дар поэта объясняют то, что стихи о любви он создал прекрасные, пронеся их сквозь поколения и вручив нам в руки.
Стихотворения Фета находят своё отражение и в жизни великого поэта, ведь вдохновением для него всегда было высокое чувство к дочери помещика, девушке необычайной красоты, Марии Лазич.
Для новых поколений это – тайна за семью печатями, но известно, что А. А. Фета долго терзало едкое чувство собственной вины, наступая на пятки в течение всей жизни.
Вполне возможно, что именно такие глубокие переживания о смерти возлюбленной и стали толчком к созданию нового мира – мира лирических переживаний, трепетных чувств, навсегда запертых в стихотворениях. Именно в последних поэт чувствовал себя не одиноким, будто Мария жива, всё ещё находится рядом с ним и никакие беды не посмеют их души разъединить.
Духовная близость с любимой женщиной ни на миг не покидала Фета, об этом кричит буквально каждое написанное стихотворение:
«Ты отстрадала, я еще страдаю…
В тиши и мраке таинственной ночи…»
Поэт всегда говорил о себе, не тая, что жизнь на этой земле поможет вынести лишь одно: бессмертный образ любимой, живущий в его сердце и периодически находящий выход в стихотворения.
«И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон».
Эти философские строчки – своеобразный указатель и доносит до нас, что душа поэта будто сгорает в пламени поэзии, а его животрепещущая любовь к Марии здесь – костёр, вовек не гаснущий.
«Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
здесь человек сгорел!»
Невзирая на тот факт, что мучительно медленно тянулось время, безграничная любовь поэта ни на миг не становилась слабее, ведь являлась величайшей и искренней. Даже по прошествии сорока лет, он всё же писал о вещах, которые оставили следы в его душе навеки. Доказательство тому – письмо, отправленное другу.
Фет написал, что 40 лет назад он “качался на качелях с прекрасной девушкой, а платье её трепетало от ветра”.
Эти слова – ещё одно подтверждение тому, что любовь Марии и Афанасия была непритворной и бессмертной, раз оставила такой отпечаток на воспоминаниях поэта, что спустя столько лет он всё ещё с улыбкой вспоминал о минувшем времени!
И в пору будет упомянуть цитату: “То, что нас не убивает, делает сильнее”, ведь незаконченная любовь двух молодых людей породила на свет столько стихотворений, в которых многие люди и сейчас находят отражение своим переживаниям, что диву даёшься, как поэт не сломался под тяжестью всех мыслей!
Возможно, если бы в своей жизни Афанасий не повстречал Марию, то его талант писать так и остался бы нераскрытым, лишив нас лирического наследия.
Подводя итог, любые трудности, разочарования и неудачи в жизни – не всегда отрицательный опыт. Если, как А. А. Фет, найти для себя то, во что можно переживания вылить – это станет не только панацеей от боли, но и значимым духовным наследием.
Вариант 5
Афанасий Афанасьевич Фет – один из величайших поэтов девятнадцатого века. Любовная лирика автора поражает читателя своим неподражаемым, уникальным стилем. В стихотворениях отсутствуют сложные эпитеты, литературные обороты, излюбленные многими поэтами. Произведения Фета просты, наполнены светом и радостью. Естественные, не вычурные, написанные на одном дыхании:
“Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало!”
И солнце действительно встает, наполняя теплом душу и сердце. Описание природы так ярко сочетаются с внутренним состоянием человека, подчеркивают его приподнятое, радостное настроение. Читатель невольно улыбается над этими строками.
Изучая стихотворения Афанасия Афанасьевича, передо мной представал образ автора: юноша, молодой, немного ветреный и абсолютно счастливый. Узнав о личной трагедии поэта, я была поражена. Как, как ему удавалось создавать такие светлые произведения, имея на душе столь сильную рану?
Девятнадцатый век – время, когда статус, материальное положение и знатность человека играли главенствующую роль в создании семьи. Люди, привыкшие жить напоказ, становились алчными и неискренними. Любовь продавалась и покупалась, руша множество жизней и судеб. Сейчас это кажется неописуемо страшным, но в те года было в порядке вещей. Это было нормально.
Мария – возлюбленная Афанасия Фета, была дочерью помещика. Девушка испытывала искренние и нежные чувства к поэту, но была бесприданницей. “Бедность – не порок, а вдвое хуже” – говорит русская пословица. Узнав о том, что никогда не сможет создать семью с любимым, Мария трагически погибает. Смерть разлучила влюбленных в этом мире, но в мире поэзии они были вместе навсегда.
Трагедия отразилась в стихотворениях Фета, печаль автор выражает с горечью и спокойствием. Он стойко переносит все невзгоды, в произведениях не встретишь ярости и злости. Успокаивая сам себя, он продолжает жить.
“Опять посетит меня радостьБез бури тоски и веселья,И снова безмолвные стены
Раздвинет уютная келья”
Жить в мире грез и иллюзий, но быть счастливым. Создавая из букв и строк образ своей возлюбленной, поэт снова был с ней, не смотря ни на что. До конца жизни Афанасий Фет был верен призраку Марии – девушке из его стихов. Возможно, кто-то посчитает такую жизнь напрасной и пустой, но я думаю, что это один из ярких примеров чистой и светлой любви.
Гениальный в своей простоте, Афанасий Афанасьевич Фет учит своих читателей относиться к жизни проще, быть счастливыми сейчас, в данный момент, а не когда то еще. Неудачи и трагедии переносить стойко, радоваться – искренне и заразительно, а любить – верно и навсегда.
← Вечные темы в лирике Фета↑ ФетПрирода в творчестве Фета →Человек и природа в лирике А. А. Фета →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/fet/tema-lyubvi-v-lirike-a-a-feta-v-tvorchestve
Add comment