SAVUZ

Судьбы русской эмиграции

Первая волна русской эмиграции: причины, представители, судьбы людей

Судьбы русской эмиграции

Первая волна русской эмиграции — это явление, ставшее следствием Гражданской войны, которая началась в 1917 году и продолжалась почти шесть лет. Родину покидали дворяне, военные, фабриканты, интеллигенция, духовенство и государственные служащие. Из России в период 1917-1922 годов выехало более двух миллионов человек.

Причины первой волны русской эмиграции

Люди покидают свою родину по экономическим, политическим, социальным причинам. Миграция — процесс, который в разной степени происходил во все времена. Но характерен он прежде всего для эпохи войн и революций.

Первая волна русской эмиграции — явление, аналога которому нет в мировой истории. Пароходы были переполнены. Люди были готовы терпеть невыносимые условия, лишь бы покинуть страну, в которой победили большевики.

После революции члены дворянских семей подверглись репрессиям. Те, что не успели убежать за границу, погибли.

Были, конечно, исключения, например, Алексей Толстой, которому удалось подстроиться под новый режим. Дворяне, не успевшие либо не пожелавшие уезжать из России, меняли фамилии, скрывались.

Одним удавалось прожить под чужим именем много лет. Другие, будучи разоблачены, попадали в сталинские лагеря.

Начиная с 1917-го, Россию покидали писатели, предприниматели, художники. Есть мнение, что европейское искусство XX века немыслимо без русских эмигрантов. Судьбы людей, оторванных от родной земли, были трагичны. Среди представителей первой волны русской эмиграции немало всемирно известных писателей, поэтов, ученых. Но признание не всегда приносит счастье.

Какова причина первой волны русской эмиграции? Новая власть, которая проявляла симпатию к пролетариату и ненавидела интеллигенцию.

Среди представителей первой волны русской эмиграции не только творческие люди, но и предприниматели, которым удалось сколотить состояния собственным трудом. Среди фабрикантов были и те, что сперва радовались революции. Но недолго. Вскоре они поняли, что и им нет места в новом государстве. Фабрики, предприятия, заводы были в Советской России национализированы.

В эпоху первой волны русской эмиграции судьбы обычных людей мало кого интересовали. Не волновала новую власть и так называемая утечка мозгов.

Люди, оказавшиеся у руля, полагали, что для того чтобы создать новое, следует разрушить все старое. Советскому государству не нужны были талантливые писатели, поэты, художники, музыканты.

Появились новые мастера слова, готовые донести до народа новые идеалы.

Рассмотрим более подробно причины и особенности первой волны русской эмиграции. Краткие биографии, представленные ниже, создадут полную картину явления, имевшее страшные последствия как для судеб отдельных людей, так и для всей страны.

Знаменитые эмигранты

Русские писатели первой волны эмиграции — Владимир Набоков, Иван Бунин, Иван Шмелев, Леонид Андреев, Аркадий Аверченко, Александр Куприн, Саша Черный, Тэффи, Нина Берберова, Владислав Ходасевич. Ностальгией пронизаны произведения многих из них.

После Революции родину покинули такие выдающиеся деятели искусства, как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Василий Кандинский, Игорь Стравинский, Марк Шагал. Представителями первой волны русской эмиграции являются также авиаконструктор Игорь Сикорский, инженер Владимир Зворыкин, химик Владимир Ипатьев, ученый-гидравлик Николай Федоров.

Иван Бунин

Когда речь идет о русских писателях первой волны эмиграции, его имя вспоминают в первую очередь. Октябрьские события Иван Бунин встретил в Москве. Вплоть до 1920 года он вел дневник, который позже опубликовал под названием «Окаянные дни». Писатель не принял советскую власть.

По отношению к революционным событиям Бунина нередко противопоставляют Блоку. В своем автобиографическом произведении последний русский классик, а именно так называют автора «Окаянных дней», полемизировал с создателем поэмы «Двенадцать».

Критик Игорь Сухих сказал: «Если Блок в событиях 1917-го услышал музыку революции, то Бунин — какофонию бунта».

До эмиграции писатель некоторое время прожил с женой в Одессе. В январе 1920 года они поднялись на борт парохода «Спарта», который отправлялся в Константинополь. В марте Бунин был уже в Париже — в городе, в котором провели последние свои годы многие представители первой волна русской эмиграции.

Судьбу писателя нельзя назвать трагической. В Париже он много работал, и именно здесь написал произведение, за которое получил Нобелевскую премию.

Но самый известный цикл Бунина — «Темные аллеи» — пронизан тоской по России.

Все же предложение о возвращении на Родину, которое получили многие русские эмигранты после Второй мировой войны, он не принял. Умер последний русский классик в 1953 году.

Иван Шмелев

Далеко не все представители интеллигенции услышали в дни октябрьских событий «какофонию бунта». Многие воспринимали революцию как победу справедливости, добра. Октябрьским событиям первое время радовался и Иван Шмелев.

Однако совсем быстро разочаровался в тех, кто оказался у власти. А в 1920 году произошло событие, после которого писатель не мог уже верить в идеалы революции.

Единственный сын Шмелева — офицер царской армии — был расстрелян большевиками.

В 1922 году писатель с женой покинул Россию. К тому времени Бунин уже был в Париже и в переписке не раз обещал оказать ему помощь. Несколько месяцев Шмелев провел в Берлине, затем уехал во Францию, где провел остаток жизни.

Последние годы один из величайших русских писателей провел в нищете. Он умер в возрасте 77 лет. Похоронен, как и Бунин, на Сент-Женевьев-де-Буа. На этом парижском кладбище нашли последнее пристанище знаменитые писатели, поэты — Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Тэффи.

Леонид Андреев

Этот писатель сперва принял революцию, но позже изменил свои взгляды. Последние произведения Андреева проникнуты ненавистью к большевикам. В эмиграции он оказался после отделения Финляндии от России. Но за границей прожил недолго. В 1919 году Леонид Андреев умер от сердечного приступа.

Могила писателя находится в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище. Прах Андреева был перезахоронен спустя тридцать лет после его смерти.

Владимир Набоков

Писатель происходил из богатой аристократической семьи. В 1919 году, незадолго до захвата Крыма большевиками, Набоковы покинул Россию навсегда. Им удалось вывести часть фамильных драгоценностей, что спасло от нищеты и голода, на которые обречены были многие русские эмигранты.

Владимир Набоков окончил Кембриджский университет. В 1922 году переехал в Берлин, здесь зарабатывал на жизнь уроками английского. Иногда публиковал свои рассказы в местных газетах. Среди героев Набокова немало русских эмигрантов («Защита Лужина», «Машенька»).

В 1925 году Набоков женился на девушке из еврейско-русской семьи. Она работала редактором. В 1936-м была уволена — началась антисемитская кампания.

Набоковы уехали во Францию, поселились в столице, часто бывали в Ментоне и Канне. В 1940 году им удалось бежать из Парижа, который уже спустя несколько недель после их отъезда был оккупирован немецкими войсками.

На лайнере Champlain русские эмигранты достигли берегов Нового Света.

В Соединенных Штатах Набоков читал лекции. Писал он как на русском, так и на английском. В 1960 году вернулся в Европу, поселился в Швейцарии. Русский писатель скончался в 1977 году. Могила Владимира Набокова находится на кладбище в Кларане, расположенном в Монтре.

Александр Куприн

После окончания Великой Отечественной войны началась волна реэмиграции. Тем, кто покинул Россию в начале двадцатых, обещали советские паспорта, работу, жилье и прочие блага. Однако многие эмигранты, возвратившиеся на Родину, стали жертвами сталинских репрессий. Куприн вернулся еще до войны. Его, к счастью, не постигла участь большинства эмигрантов первой волны.

Александр Куприн уехал сразу же после Октябрьского переворота. Во Франции первое время занимался в основном переводами. В Россию вернулся в 1937 году.

Куприн был известен в Европе, с ним не могли советские власти поступить так, как они поступали с большей частью белых эмигрантов. Однако писатель, будучи к тому времени больным и старым человеком, стал инструментом в руках пропагандистов.

Из него сделали образ раскаявшегося писателя, который вернулся, дабы воспеть счастливую советскую жизнь.

Александр Куприн умер в 1938 году от онкологического заболевания. Похоронен на Волковском кладбище.

Аркадий Аверченко

До революции жизнь писателя складывалась замечательно. Он был главным редактором юмористического журнала, который пользовался огромной популярностью. Но в 1918 году все резко изменилось. Издательство было закрыто.

Аверченко занял отрицательную позицию по отношению к новой власти. С трудом ему удалось добраться до Севастополя — города, в котором он родился и провел ранние годы.

Писатель уплыл в Константинополь на одном из последних пароходов за несколько дней до того, как Крым был взят красными.

Сперва Аверченко жил в Софии, затем в Белгороде. В 1922 году уехал в Прагу. Жить вдали от России ему было сложно. Большая часть произведений, написанных в эмиграции, пронизана тоской человека, вынужденного жить вдали от Родины и лишь изредка слышать родную речь. Впрочем, в Чехии он быстро приобрел популярность.

В 1925 году Аркадий Аверченко заболел. Несколько недель провел в Пражской городской больнице. Умер 12 марта 1925 года.

Тэффи

Русская писательница первой волны эмиграции покинула Родину в 1919 году. В Новороссийске она села на пароход, который отправлялся в Турцию. Оттуда добралась до Парижа. Три года Надежда Лохвицкая (таково настоящее имя писательницы и поэтессы) прожила в Германии. За границей она печаталась, уже в 1920-м организовала литературный салон. Тэффи умерла в 1952 году в Париже.

Нина Берберова

В 1922 году вместе с мужем, поэтом Владиславом Ходасевичем, писательница уехала из Советской России в Германию. Здесь они провели три месяца. Жили в Чехословакии, в Италии и с 1925-го — в Париже.

Берберова публиковалась в эмигрантском издании «Русская мысль». В 1932 году писательница развелась с Ходасевичем. Спустя 18 лет уехала в США. Жила в Нью-Йорке, где издала альманах «Содружество».

С 1958 года Берберова преподавала в Йельском университете. Умерла в 1993-м.

Саша Черный

Настоящее имя поэта, одного из представителей Серебряного века — Александр Гликберг. Он эмигрировал в 1920 году. Жил в Литве, Риме, Берлине. В 1924 году Саша Черный уехал во Францию, где провел последние годы. В местечке Ла Фавьер у него был дом, куда нередко съезжались русские художники, писатели, музыканты. Саша Черный умер от сердечного приступа в 1932 году.

Федор Шаляпин

Знаменитый оперный певец покинул Россию, можно сказать, не по своей воле. В 1922 году он находился на гастролях, которые, как показалось властям, затянулись. Длительные выступления в Европе и США вызвали подозрения. Тут же отреагировал Владимир Маяковский, написав гневное стихотворение, в котором были такие слова: «Я первый крикну — обратно катить!».

В 1927 году певец пожертвовал сборы от одного из концертов в пользу детей русских эмигрантов. В Советской России это восприняли как поддержку белогвардейцев. В августе 1927 года Шаляпина лишили советского гражданства.

В эмиграции он много выступал, даже снялся в фильме. Но в 1937-м у него обнаружили лейкоз. 12 апреля того же года знаменитый русский оперный певец скончался. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

Источник: https://FB.ru/article/379609/pervaya-volna-russkoy-emigratsii-prichinyi-predstaviteli-sudbyi-lyudey

Волны русской эмиграции

Судьбы русской эмиграции

Эмиграция всегда была темой для ожесточенных споров во всем мире. В силу особенностей разных стран к эмиграции относились по-разному – кто-то считал это явление обыкновенным побегом и даже предательством, кто-то относился более адекватно и даже поощрял.

Мало того, в некоторых странах принудительно изгоняли с родной земли в качестве наказания. Но не существует более неоднозначной и сложной темы, чем русская эмиграция. Русская эмиграция объединяет в себе пять волн, которые уложились всего лишь в одну сотню лет.

И каждая из этих волн отличается значительным влиянием на историю развития России.

Первая волна эмиграции из России унесла за рубеж более миллиона российских граждан, и эта цифра относится только лишь к эмиграции после гражданской войны. Когда вспоминается русская эмиграция, в первую очередь люди думают об эмиграции первой волны, которая унесла бесчисленное количество патриотов, талантливых писателей, поэтов, артистов и светил науки.

Жестокие времена вынудили миллионы образованных и талантливых граждан России покинуть родную землю, так как России в полноценном смысле этого слова уже не существовало. Строилось «новое интернациональное государство».

Российская эмиграция первой волны стала ощутимым ударом для России, но на тот момент об этом мало кто задумывался.

Октябрьская революция не терпела никакой «мягкотелости», как считалось в те времена, все силы были брошены на создание интернационального государства под руководством нового вождя. Потеря художников, писателей, певцов и артистов не воспринималась как нечто важное, на тот момент представители богемы не были в приоритете.

Правда, вместе с представителями богемы, такими как Шаляпин, Рахманинов, Куприн и Бунин, Россию покидали и выдающиеся ученые, например Зворыкин.

Новое правительство новой России справедливо полагало, что свято место пусто не бывает. Так и получилось – на место эмигрировавших светил пришли новые, да и многие представители «старой гвардии» не спешили открещиваться от новой власти.

Быстро взвесив «за» и «против», они решили не идти против системы и стали воспевать в своих творениях новую власть. Именно поэтому российская эмиграция первой волны по праву считается патриотической эмиграцией.

Миллионы патриотов, среди которых были белогвардейцы и неугодные большевикам представители элиты, в спешном порядке покидали Россию, чтобы остаться непризнанными и невостребованными на новой родине.

Особенности первой волны

За рубежом выбравшие эмиграцию русские граждане отнюдь не отреклись от своих корней.

Напротив, они постоянно подчеркивали свое русское происхождение, создавали свои общины и удивительные произведения литературы и искусства, значительно повлиявшие на мировую культуру.

Первая волна русской миграции стала причиной невосполнимых потерь России, но при этом и сыграла важнейшую роль в становлении и развитии мировой культуры.

И это только те, кто добровольно согласился на эмиграцию. В 1922 году большевики решили использовать эмиграцию как способ устранить неугодных им людей. И как покажет будущее, такой шаг оказался еще вполне гуманным.

В течение короткого времени по России прошла волна арестов, во время которых были арестованы более 200 представителей русской элиты.

Список изгнанных из России ученых, артистов и деятелей культуры можно перечислять бесконечно.

Таким образом, по приказу Ленина миграция перестала быть одной из основ международного права, согласно которой каждый человек сам волен выбирать себе место жительства.

Одним взмахом руки вождя пролетариев появилась такая миссия русской эмиграции, как принудительная отправка сознательных россиян за рубеж.

В руках русских большевиков миграция стала мощным орудием репрессий, которое впоследствии стало называться не миграцией, а попросту ссылкой. Да и конечным пунктом такой миграции уже были отнюдь не самые приятные места.

Нельзя сказать, что демографические последствия эмиграции первой волны были большим потрясением. Нет, по-настоящему большой отток россиян будет наблюдаться в более поздних волнах.

Но поистине катастрофическим можно считать то, сколько важных для развития России специалистов уехало или было выслано из страны.

Патриотическая миграция стала по-настоящему трагичной миграцией для России, став причиной потери огромного количества светлейших умов.

Возвращение на родину первых граждан, покинувших страну в первой волне миграции из России

Как уже упоминалось, первая волна миграции из России была прозвана патриотической.

Эмигрировавшие патриоты всячески старались поддерживать связь с покинутой родиной, но выполнить такую задачу было весьма проблематично и небезопасно.

Многие эмигранты даже шли на сотрудничество с советскими спецслужбами, чтобы получить заветный билет домой. Конец 30-х и начало 40-х годов омрачили историю коричневой чумой, затронувшей практически каждую развитую страну мира.

Вторая Мировая Война не была лучшим временем раздумывать о миграции и возвращении домой. Но именно после ее окончания появились сведения о первых вернувшихся россиянах из первой волны эмиграции.

Существовало несколько причин, которые стали предпосылками к подобному повороту событий:

  • Очередная форма политической агитации. Большевики заявляли об «одумавшихся» и «раскаявшихся» сторонниках эмиграции, которые изъявили желание вернуться в Россию и были великодушно приняты на историческую родину.
  • СССР считался главным победителем нацисткой Германии, что значительно повысило его «популярность» в глазах бывших эмигрантов.
  • И наконец, победа во Второй Мировой стала большим поводом для сторонников миграции простить большевиков, причем это касалось даже многих белогвардейцев.

Реклама

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

Вторая Мировая война не только стала временем возвращения некоторых лиц из первой волны российской миграции, но и ознаменовала появление второй волны.

Причины второй волны российской миграции

Эмиграция второго потока разительно отличается от времен гражданской войны.

  • На этот раз прибегнуть к миграции пришлось не элите, а рядовым советским гражданам.
  • О возвращении никто даже не помышлял – жестокие законы послевоенного СССР не оставляли ни шанса мигрантам.
  • Мигрировали в основном представители Западной Украины и Белоруссии, а также жители стран Балтии.

Так как же возникла вторая волна эмиграции из России? Вторая Мировая Война беспощадно разбросала советских граждан по всей Европе. Многие против своей воли стали частью поверженного Третьего Рейха, но Сталина такие «тонкости» мало интересовали.

Как известно, для него не существовало пленных, были только предатели. Это утверждение стало одним из основных причин эмиграции в то время.

Бывшие военнопленные и остарбайтеры быстро поняли, что на родине их ждут не медали и почести, а сроки в лагерях.

Причины третьей волны

Третья волна эмиграции по праву считается первым случаем легальной миграции в СССР. Вышел закон, благодаря которому семьи, разбросанные Второй Мировой, могли официально воссоединиться.

Такие привилегии были доступны в основном понтийским грекам, обрусевшим немцам и евреям.

С этого момента советский гражданин из вышеназванных категорий мог официально подать заявление и покинуть Советский Союз.

Правда, подобная легальная эмиграция не радовала своей обратной стороной. Эмигрант не считался предателем родины, но все равно расценивался как «ненадежный» гражданин. В глазах большинства жителей СССР такие люди выглядели обыкновенными искателями лучшей жизни без капли патриотизма.

Обрусевшие евреи и немцы испытывали серьезные проблемы с трудоустройством, так как могли в любой момент покинуть страну (как считали работодатели). На самом деле разрешения на переезд можно было дожидаться годами, а то и вовсе не получить.

И разумеется, согласившись на эмиграцию, человек автоматически лишался возможности вернуться на родину.

Четвертая и пятая волны

Четвертая волна миграции из РФ ожидаемо стартовала в начале 90-х годов, с момента развала СССР.

Эмиграция россиян воспринималась принимающими странами как бегство от политических репрессий и долгожданное освобождение от оков Советского Союза, но продлилось это не так долго, как хотелось бы.

Европа, США, Канада и прочие популярные среди мигрантов государства не могли вечно принимать к себе желающих. Эмиграция 90-х годов выглядит несколько импульсивной и стихийной, чего нельзя сказать о пятой волне миграции начала 2000-х.

Реклама

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

На этот раз страну покидали обученные специалисты, которые не видели никаких возможностей для карьерного роста в РФ. Амбициозные люди с высшим образованием отправлялись за рубеж в поисках хорошей жизни, и ничего удивительного здесь нет. Оставшаяся в наследство от СССР советская система преподавания (с опытными преподавателями в придачу) позволяла выпускать настоящих профессионалов, которые благодаря миграции без проблем находили работу по специальности за границей.

Существует такое понятие как миссия русской эмиграции, но это не совсем корректное определение. Нельзя утверждать, что существовала какая-либо миссия русской эмиграции. Скорее, присутствовали причины и следствие – больше ничего.

Квалифицированные кадры как покидали страну, так и покидают, только в отличие от первой волны, эмигранты устраиваются не грузчиками и официантами, а находят работу по профессии.

Специалисты утверждают, что грядет и шестая волна, так что каждый из нас может

(12 4,80 из 5)

Вам также будет интересно

Источник: https://vgrazhdanstve.ru/migratsiya/russkaya-emigraciya.html

Харбинские истории о судьбе руcской дальневосточной эмиграции

Судьбы русской эмиграции
Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Русские, по договору с китайцами, строили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД)

120 лет назад, 16 мая 1898 года, была основана русская колония в Манчжурии, в городе Харбин.

В 1995 году сотрудница Русской службы Би-би-си Надежда Чернова подготовила три передачи «Харбинские истории о судьбе русской дальневосточной эмиграции».

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Реклама КВЖД и расписание поездов

Она поговорила с пожилыми людьми, которые жили в Харбине в молодости, до начала Второй мировой войны. Их рассказы составляют картину жизни в русской колонии, основанной ещё в конце XIX века, когда русские по договору с китайцами строили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД).

Правообладатель иллюстрации Public Domain/Chandless Image caption Во время Первой мировой войны по КВЖД возили зерно на фронт. Харбин в 1914-1917 гг.

В первой передаче своими воспоминанями делится русско-американский писатель Виктор Порфирьевич Петров, сын первых поселенцев Харбина, написавший много книг о русской эмиграции в Китае. Одна из них — «Город на Сунгари».

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Адмирал белой армии Александр Колчак в Харбине, 1918 год

До 1917 года Харбин производил впечатление типичного русского уездного города. Но после революцию все изменилось, особенно с разгромом Белой армии в Сибири в 1919 году. В Харбин бежали 100 тысяч гражданских и солдат белого движения.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Епископ Димитрий (Вознесенский) на строительной площадке храма в Харбине

Марина Александровна Даксергоф, урожденная Голицына, вспоминает, как ее семья пересекла всю Россию, убегая от Красной армии.

Сын «раскулаченного» Евгений Сергеевич Гарсон рассказывает, как по пути до Харбина они прятались от красноармейцев и китайских бандитов.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Сюда приезжали артисты; нередко бывали всемирно известные певцы Шаляпин и Вертинский. На фото: Александр Вертинский — Пьеро

Как и в центрах русской эмиграции в Европе и в США, в Харбине культурная жизнь била ключом. Сюда приезжали артисты; нередко бывали всемирно известные певцы Шаляпин и Вертинский.

«За то, что нас родина выгнала, мы по свету ее разнесли»

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption В Харбине 1920-х годов русские эмигранты еще не потеряли своего бодрого и задорного настроения

Во второй передаче из цикла «Харбинские истории о судьбе русской дальневосточной эмиграции» поэтесса Лариса Николаевна Андерсон вспоминает Харбин 1920-х годов, когда, по ее словам, русские еще не потеряли своего бодрого и задорного настроения.

Семья Андерсон бежала из Владивостока от наступающей Красной армии в 1922 году и в Харбине нашла сочетание провинциального уюта с культурными возможностями.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Алексей Ачаир (справа) и другие поэты его круга в Харбине в 1930-х

Андерсон особенно тепло вспоминает поэта Алексея Ачаира, вокруг которого собиралась талантливая молодежь, интересующаяся культурой и поэзией. Позже его заставили вернуться в Советский Союз, и Ачаир 10 лет отсидел в ГУЛАГе.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Харбин был русским городом — с русскими школами, университетами, магазинами и ресторанами. Никольский собор. Харбин в 1920-е

Харбин был русским городом — с русскими школами, университетами, магазинами и ресторанами. Везде говорили по-русски.

Об отношении русских к китайской культуре рассказывают Елена Леонардовна Дефриза, ставшая позже специалистом по восточной культуре в университете Лондона, и Николай Рязановский, профессор европейской истории в университете Беркли в штате Калифорния. Рязановский вырос в семье профессора восточного права, преподававшего в юридическом университете Харбина.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Улица в Харбине в 1920-х годах

Шанхай: временное убежище для русской богемы

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Жизнь в Харбине стала меняться после 1924 года. КВЖД, 1929 год

В третьей части цикла «Харбинские истории», подготовленного Надеждой Черновой в 1995 году, речь идет о том, как жизнь в Харбине стала меняться после 1924 года, когда город перешел под управление советских и китайских властей.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Китайские военные в Харбине в 1929 году

Как вспоминает профессор европейской истории Николай Рязановский, 1932 год стал поворотным для русского население Харбина.

Япония отвоевала Северную Манчжурию у Китая. Рязановский говорит, что в жизни не видел столько мертвых, как когда японцы брали Харбин. Жестокость японской армии приводила в ужас, и немало русских решили вернуться на родину. Там многие подверглись аресту и ссылке из-за связей с белыми или подозрений в шпионаже в пользу Японии.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Другие ехали в Шанхай. Там продолжалась богатая культурная, богемная жизнь.

По словам Ларисы Андерсон, все понимали, что из Харбина надо уезжать. Молодёжь оказалась без будущего. Ехать в советскую Россию, где они никогда не жили — и где, скорее всего, их ожидали арест и ГУЛАГ, — было страшно. Некоторые добровольно уходили из жизни. Другие ехали в Шанхай. Там продолжалась богатая культурная, богемная жизнь. Даже Вертинский туда временно переселился.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Архиепископ Симон среди учащихся русских школ в Шанхае

А когда туда пришли китайские коммунисты, русская община в Шанхае распалась на два лагеря. Одни хотели ехать в Ссоветскую Россию; другие, сомневавшиеся в искренности амнистии для всех, обещанной советской пропагандой, стали разъезжаться по миру — в Австралию, в США, в Южную Америку.

Правообладатель иллюстрации Public Domain Image caption Вокзал в Харбине около 1940 года

Тех же, кто остался в Харбине, ждала несчастная судьба, когда в 1945 году туда пришла Красная армия.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-44148425

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики