SAVUZ

Стихотворения М. И. Цветаевой о Москве

Марина цветаева

Стихотворения М. И. Цветаевой о Москве

Стихи Марины Цветаевой небольшие, но всегда со смыслом. Через свои произведения поэтесса передает нам свое отношение к жизни, свое видение, свою любовь к городу, краю, где родилась и росла.

Сегодня нам предстоит сделать анализ цикла «Стихов о Москве» Цветаевой, чем мы и займемся. Уже по названию мы понимаем, что данный цикл стихов будет посвящен городу, где родилась Цветаева и это Москва.

В цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве» вошло девять самостоятельных работ, которые могут существовать самостоятельно, но благодаря объединению их в цикл, стихотворения Цветаевой в цикле «Стихи о Москве» приобретают новые смысловые комплексы.

Стихи о Москве Цветаева

Все стихи о Москве Цветаевой имеют общий образ и это образ Москвы, которая у поэтессы ассоциируется прежде всего с храмами, соборами, иконами, куполами и колоколами.

Почти в каждом произведении из цикла Цветаева упоминает образ «сорока сороков церквей». Так данный образ встречается в первом, во втором, пятом, седьмом стихах.

Часто в стихах является нам образ колоколов и колокольных звонов: «Мне же – вольный сон, колокольный звон», «накрапывает колокольный дождь», «спорили сотни колоколов» и так далее.

При этом Цветаева в своих произведениях описывает конкретные церкви. Они у нее не безликие: «Пятисоборный колокольный звон», «Иверская горит», «Иверское сердце». Использует писательница в своих работах и образ холмов, на которых, по преданию, и была заложена Москва.

Все стихотворения Цветаевой, что вошли в цикл «Стихи о Москве» открывают читателям разные стороны души лирической героини, так, мы видим героиню – мать, героиню, переполненную чувствами любви. Уже в третьем стихотворении у лирической героини проявляется «озорство».

В четвертом стихотворении используется мотив страстности, и при этом фигурирует мотив смерти. Далее в цикле «Стихов о Москве» Цветаевой и в анализе стихотворения мы видим, что в пятом стихотворении Москва противопоставляется Петербургу, сама же героиня сравнивает свою судьбу с судьбой своего города: она «отвергнутая», как и ее Москва «отвергнутая Петром».

Далее мы видим усталость героини, и ее желание следовать за «смиренными странниками».

В восьмом стихотворении Цветаева показывает свое отношение к Москве, свою любовь, рассказывает нам о том, чем ей так близка Москва, а в последнем стихотворении из цикла «Стихи о Москве» Цветаевой и в анализе поэтесса рассказывает о своем рождении в день Иоанна Богослова, когда поспела рябина.

Цикл «Стихи о Москве» поведал нам о любви к родному краю, о любви к родной земле, о широте русской души, о готовности отказаться от благ.

  • стихи о москве цветаева краткое содержание

Источник:

Анализ стихотворения Цветаевой Москва

Марина Цветаева отличалась от остальных поэтов, то, что она писала небольшие произведения, и они, безусловно, имели смысл. Она в своих стихах всегда передавала свое душевное состояние, и это ее не отличало от остальных поэтов. Цветаева безумно, любила свой родной город и сильно была привязана к нему.

Уже с первых строк произведения «Стихи о Москве» понятно становиться, что речь пойдет именно о городе, где она родилась и жила – это Москва. Москва интересна ей не по архитектурным достопримечательностям, а более с православной стороны.

Но и с этой стороны есть, что рассказать об этом незабываемом и интересном городе, так как Москва является богатой на православные и исторические места, имеет большое количество церквей и храмов, и именно это привлекает поэтессу.

Она отдает предпочтение иконам и очень любит колокольный звон.

В цикле «Стихи о Москве» собраны десять ранних произведений юной поэтессы о Москве. Они без порно могут существовать по отдельности, но, соединив их в одно целое становиться интереснее и увлекательнее читать. Во всех них речь идет только о любимой ею Москве.

Она помешена была на православии. И это становиться понятно с ее произведений. Так как чуть ли не в каждом стихотворении из десяти упоминает она об иконах, колоколах и куполах. Все эти собранные произведения показывают образ лирической героини с разных сторон.

Образы меняются очень быстро.

Заключение

Прочитав все десять циклов «Стихи о Москве» становиться понятно читателю, как безумно и странно любила она свой город, Марина Цветаева, передавая в каждой строчке свое настроение и душевное переживание о Москве. Она вместе с ней переживает все ее изменения.

Так как поэтесса чувствует себя одинокой и не кому не нужной, кроме своего родного города. Она упоминает о рябине, в своем произведении, не спроста, так как рябина для нее стала частичкой родного города. Прочитав произведение, становится понятно, как у поэтессы меняется настроение от озорного и веселого к мрачному и грустному.

Все произведения Цветаевой остались, актуальны и интересны, по сей, день.

Анализ стихотворения Москва Цветаевой

Стихотворение Марины Цветаевой « Москва », было написано летом 1917 года. По названию можно догадаться, что на этот раз речь пойдет, о старом, русскому, городе – столицы всей России.

Действительно, в этом произведение, поэтесса создает образ великого города, который готов принять в свои стены, любого странника.

Цветаева так же отметила то, что Москва является главнейшим религиозным оплотом всей Руси, то есть не просто столицей государства, а символом христианской веры.

В первых строчках автор прямо рисует нам, этот образ большого гостеприимного города, где каждый бездомный хоть немного, но слышал, об нем. Всякий бедный человек придет к Москве, за помощью и поддержкой. В следующей части автор решил более конкретизировать изображение того контингента, что тянется в чудо – город.

И мы видим клеймо  и нож, что олицетворяет нелегкую жизненную ситуацию, а следовательно и желание попасть в пригретое место. Все эти моменты поэтесса создала неспроста, судя по всему, она захотела показать Москву похожую на спасительницу, где всегда найдется покой и прощение.

Эта мысль прослеживается и дальше, где нам представляется картина исцеления душ всех тех преступников, которые прибыли именно за этим. Дальше в стихотворение Цветаева, создает помимо исцеления младенцем, образы святынь, куда валит народ, ищущий очищения. При этом икона кажется поэтессе горящим сердце в червонной оправе.

В последнем четверостишие, происходит обобщения всей жизни Москвы, которая еще в то время заманивала столько людей.

И над всем этим остается сделать вывод, что Марина Цветаева, представила Москву, как место или пристанище, людей с трудным положением. Но в этом чувствуется некий двойной смысл, возможно Марна хотела донести нам отрицательную сторону этой ситуации, а именно то, что эти толпы заполонили все улицы и осквернили святыни. Но этот только догадка. 

Анализ стиха Москва какой огромной, кратко

  • БлокАлександр Блок известен по всему миру. Его лирика восхищает многих людей. А литературные образы очень вдохновляют многих людей. В стихах Александра Блока всегда присутствует патриотизм, искренность, и лирическая драма.
  • Анализ стихотворения Майкова НиваВ данном стихотворении писатель описывает такое замечательное время как уборку урожая. Огромные русские поля становятся желтыми от поспевшей ржи, и воздух наполняется ароматом свежескошенной культуры.
  • Анализ стихотворения Фета БуряСтихотворение Фета «Буря» — это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Я жить хочу, хочу печалиМихаил Юрьевич Лермонтов великий русский стихотворец девятнадцатого века. Лермонтов, «кит» русскоязычной поэзии, появился на свет 3 октября 1814 году в городе Пятигорск. Его творчество, в коем имеются светские, мудрые и собственные
  • Анализ стихотворения Цветаевой МолодостьВ стихотворении, автор сравнивает свою молодость с непарным сапогом. Это может свидетельствовать о том, что ей уже не удобно, и не комфортно чувствовать себя молодой. Чужая молодость звучит, как непринятие себя в этом возрасте. Скорее всего,

Источник:

«Стихи о Москве» Марины Цветаевой: к вопросу о формировании московского цикла

http://www.ut.ee/cno/dno/140302_chitat.html

«Стихи о Москве» Марины Цветаевой: к вопросу о формировании московского цикла.

 Быстрова Т.

        Данная работа примыкает по своему направлению к исследованиям, посвященным анализу городского текста одного автора и является лишь малой частью исследования, разрабатывающего тему московского текста в творчестве Марины Цветаевой.

В настоящий момент мы сосредоточили свое внимание лишь на одном цветаевском цикле, а именно: «Стихи о Москве», ибо анализ данного цикла представляется наиболее важным в том смысле, что именно здесь, как нам кажется, впервые наиболее четко проявилась «московская поэтика» Цветаевой, исследование которой и является нашей непосредственной задачей. Как сформировался цикл о Москве, какие факты жизни поэта оказали влияние на его непосредственное возникновение, где границы реального и поэтического пространств Москвы — на эти вопросы мы попытаемся дать ответы, анализируя основные мотивы цикла.

        Нам представляется, что среди цветаевских произведений, в которых присутствует образ Москвы, можно выделить два типа текстов — стихотворения, которые сама Цветаева «заявила» московскими и с помощью которых формировала определенный поэтический образ города, и тексты, в которых образ города присутствует, но которые не были предназначены поэтом к тому, чтобы войти в тот круг стихотворений, благодаря которому она хотела создать «свою Москву». В этом смысле цикл «Стихи о Москве» является квинтэссенцией цветаевского московского мифотворчества. Она создавала его, сознательно и последовательно формируя как будущую часть общего «московского текста». Помимо страстной любви поэта к родному городу, толчком к написанию и формированию цикла «Стихи о Москве» явились два следующих друг другу события: во-первых, поездка в Петроград и встреча с петербургскими поэтами и во-вторых — приезд Мандельштама в Москву (зима 1915 — весна 1916 г.).

       Цикл из девяти стихотворений был создан в 1916 г., однако Цветаева не сразу определилась со стихотворениями, вошедшими в окончательную редакцию. Первая публикация «Стихов о Москве» состоялась в петроградском журнале «Северные записки» № 1 за 1917 г., где Цветаева публиковалась регулярно, начиная с января 1915 г., когда она познакомилась с С. И.

 Чацкиной, у которой она и Парнок остановились во время знаменитой поездки в Петроград в декабре 1915-го г. Эта поездка, по признанию самой Цветаевой, стала для нее толчком к написанию «Стихов о Москве».

Ею руководило желание ответить петербургским поэтам явлением нового образа именно Москвы, новым языком и новым слогом сказать старую истину: «Москва — всем городам мать».

        «Читаю весь свой стихотворный 1915 год — а все мало, а все — еще хотят. Ясно чувствую, что читаю от лица Москвы и что этим лицом в грязь — не ударяю, что возношу его на уровень лица — ахматовского. Ахматова! — Слово сказано.

Всем своим существом чую напряженное — неизбежное — при каждой моей строке — сравнивание нас (а в ком и — стравливание): не только Ахматовой и меня, а петербургской поэзии и московской, Петербурга и Москвы.

Но, если некоторые ахматовские ревнители меня против меня слушают, то я-то читаю не против Ахматовой, а — к Ахматовой. Читаю, — как если бы в комнате была Ахматова, одна Ахматова. Читаю для отсутствующей Ахматовой.

И если я в данную минуту хочу явить собой Москву — лучше нельзя, то не для того, чтобы Петербург — победить, а для того, чтобы эту Москву — Петербургу — подарить, Ахматовой эту Москву в себе, в своей любви, подарить, перед Ахматовой — преклонить.

Поклониться ей самой Поклонной Горой с самой непоклонной из голов на вершине . Чтобы все сказать: последовавшими за моим петербургским приездом стихами о Москве я обязана Ахматовой, своей любви к ней, своему желанию ей подарить что-то вечнее любви, то подарить — что вечнее любви. Если бы я могла просто подарить ей — Кремль, я бы наверное этих стихов не написала.»1

       Но нельзя отвергать и другой (хоть самой Цветаевой и не заявленной здесь) — мандельштамовской составляющей цикла.

По крайней мере два (2, 3) из девяти текстов цикла обращены к этому поэту, а три стихотворения — «На розвальнях, уложенных соломой», «В разноголосице девического хора» и «Не веря воскресенья чуду», написанные в ответ и посвященные Цветаевой (они вошли в книгу Tristia) открывают, в свою очередь, тему «московского текста» у Мандельштама и очень явственно перекликаются с цветаевскими московскими стихами.

       Чувство, с которым Цветаева писала два мандельштамосвских стихотворения, было близким тому, которое она уже описывала, говоря об Ахматовой — подарить, о-дарить, но здесь все было на виду, человек был рядом и Кремль был рядом — вся Москва была открыта для прогулок с ним и для его «посвящения» в нее. Мандельштам приезжает в Москву в конце января, если верить Цветаевой — специально для общения с нею, «не договорив» в Петрограде, и пребывает в Москве с конца января до 5 февраля, затем уезжает и возвращается в конце месяца. В конце марта появляются первые стихи о Москве.

Источник: http://kievka-shkola2.ru/literatura/marina-tsvetaeva-stihi-o-moskve-analiz-tsikla-stihotvorenij.html

Стихи Марины Цветаевой о Москве

Стихотворения М. И. Цветаевой о Москве

Москва Цветаевой, как лепестки цветков, то безумные и грациозно красивые, то завядшие и грустные, дождливые. Стихотворения, рифмы, стропы, всё переплетено в водовороте чувств досказанных и несказанных слов любви к городу, сквозь призмы переживаний и нескрываемых признаний.

– Москва! – Какой огромный..

 — Москва! — Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный. Мы все к тебе придём. Клеймо позорит плечи, За голенищем нож. Издалека — далече Ты всё же позовёшь.

На каторжные клейма, На всякую болесть – Младенец Пантелеймон У нас, целитель, есть. А вон за тою дверцей, Куда народ валит, – Там Иверское сердце Червонное горит. И льётся аллилуйя На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

В Кремле

Там, где мильоны звезд-лампадок Горят пред ликом старины, Где звон вечерний сердцу сладок, Где башни в небо влюблены; Там, где в тени воздушных складок Прозрачно-белы бродят сны — Я понял смысл былых загадок, Я стал поверенным луны.

В бреду, с прерывистым дыханьем, Я всe хотел узнать, до дна: Каким таинственным страданьям Царица в небе предана И почему к столетним зданьям Так нежно льнет, всегда одна… Что на земле зовут преданьем, — Мне всe поведала луна.

В расшитых шeлком покрывалах, У окон сумрачных дворцов, Я увидал цариц усталых, В глазах чьих замер тихий зов. Я увидал, как в старых сказках, Мечи, венец и древний герб, И в чьих-то детских, детских глазках Тот свет, что льет волшебный серп.

О, сколько глаз из этих окон Глядели вслед ему с тоской, И скольких за собой увлек он Туда, где радость и покой! Я увидал монахинь бледных, Земли отверженных детей, И в их молитвах заповедных Я уловил пожар страстей.

Я угадал в блужданьи взглядов:  — «Я жить хочу! На что мне Бог?» И в складках траурных нарядов К луне идущий, долгий вздох. Скажи, луна, за что страдали Они в плену своих светлиц? Чему в угоду погибали Рабыни с душами цариц, Что из глухих опочивален Рвались в зеленые поля?  — И был луны ответ печален В стенах угрюмого Кремля.

(Осень 1908. Москва)

Над городом, отвергнутым Петром

Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и Вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола. Пока они гремят из синевы — Неоспоримо первенство Москвы. — И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Над церковкой – голубые облака..

Над церковкой — голубые облака, Крик вороний… И проходят — цвета пепла и песка — Революционные войска. Ох ты барская, ты царская моя тоска! Нету лиц у них и нет имен, — Песен нету! Заблудился ты, кремлевский звон, В этом ветреном лесу знамен. Помолись, Москва, ложись, Москва, на вечный сон!

(Москва, 2 марта 1917)

Чуть светает..

Чуть светает — Спешит, сбегается Мышиной стаей На звон колокольный Москва подпольная. Покидают норы — Старухи, воры. Ведут разговоры. Свечи горят. Сходит Дух На малых ребят, На полоумных старух. В полумраке, Нехотя, кое-как Бормочет дьяк.

Из черной тряпицы Выползают на свет Божий Гроши нищие, Гроши острожные, Потом и кровью добытые Гроши вдовьи, Про черный день Да на помин души Отложенные. Так, на рассвете, Ставят свечи, Вынимают просфоры — Старухи, воры: За живот, за здравие Раба Божьего — Николая.

Так, на рассвете, Темный свой пир Справляет подполье.

(10 апреля 1917)

Московский герб: герой пронзает гада..

Московский герб: герой пронзает гада. Дракон в крови. Герой в луче. — Так надо. Во имя Бога и души живой Сойди с ворот. Господень часовой! Верни нам вольность. Воин, им — живот. Страж роковой Москвы — сойди с ворот! И докажи — народу и дракону — Что спят мужи — сражаются иконы.

(9 мая 1918)

Из рук моих – нерукотворный град..

Из рук моих — нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат. По церковке — всe сорок сороков, И реющих над ними голубков. И Спасские — с цветами — ворота, Где шапка православного снята. Часовню звездную — приют от зол – Где вытертый от поцелуев — пол.

Пятисоборный несравненный круг Прими, мой древний, вдохновенный друг. К Нечаянныя Радости в саду Я гостя чужеземного сведу. Червонные возблещут купола, Бессонные взгремят колокола, И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров, И встанешь ты, исполнен дивных сил…

Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Тверская

Вот и мир, где сияют витрины, Вот Тверская, — мы вечно тоскуем о ней. Кто для Аси нужнее Марины? Милой Асеньки кто мне нужней? Мы идем, оживленные, рядом, Всe впивая: закат, фонари, голоса, И под чьим-нибудь пристальным взглядом Иногда опуская глаза. Только нам огоньками сверкая, Только наш он, московский вечерний апрель.

Взрослым — улица, нам же Тверская- Полу взрослых сердец колыбель. Колыбель золотого рассвета, Удивления миру, что утром дано… Вот окно с бриллиантами Тэта, Вот с огнями другое окно… Всe поймем мы чутьем или верой, Всю подзвездную даль и небесную ширь! Возвышаясь над площадью серой Розовеет Страстной монастырь. Мы идем, ни на миг не смолкая.

Все родные — слова, все родные — черты! О, апрель незабвенный-Тверская,

Колыбель нашей юности ты!

Домики старой Москвы

Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Все исчезаете вы, Точно дворцы ледяные По мановенью жезла.

Где потолки расписные, До потолков зеркала? Где клавесина аккорды, Темные шторы в цветах, Великолепные морды На вековых воротах, Кудри, склоненные к пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем О деревянный забор! Домики с знаком породы, С видом ее сторожей, Вас заменили уроды, — Грузные, в шесть этажей. Домовладельцы — их право! И погибаете вы, Томных прабабушек слава,

Домики старой Москвы.

Семь холмов

(Из цикла «Стихи о Москве»)

Семь холмов — как семь колоколов! На семи колоколах — колокольни. Всех счётом — сорок сороков. Колокольное семихолмие! В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова.

Дом — пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые. И любила же, любила же я первый звон, Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего.

Провожай же меня весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землёй московскою!

У меня в Москве — купола горят!

У меня в Москве — купола горят! У меня в Москве — колокола звонят! И гробницы в ряд у меня стоят, — В них царицы спят, и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче дышится — чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарей в Кремле Я молюсь тебе — до зари! И проходишь ты над своей Невой О ту пору, как над рекой-Москвой Я стою с опущенной головой, И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю — О ту пору, как по всему Кремлю Просыпаются звонари… Но моя река — да с твоей рекой, Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся, Радость моя, доколь

Не догонит заря — зари.

Мимо ночных башен..

Мимо ночных башен Площади нас мчат. Ох, как в ночи страшен Рёв молодых солдат! Греми, громкое сердце! Жарко целуй, любовь! Ох, этот рёв зверский! Дерзкая — ох — кровь! Мой рот разгарчив, Даром, что свят — вид. Как золотой ларчик Иверская горит. Ты озорство прикончи, Да засвети свечу, Чтобы с тобой нонче

Не было — как хочу.

Источник: https://MoscowChronology.ru/Cvetaeva_about_Moscow.html

Стихи о Москве

Стихотворения М. И. Цветаевой о Москве

Читать стих “Стихи о Москве” Цветаевой Марины Ивановны необходимо с учетом приоритетности в нем религиозной темы. Это датированное 1916 годом произведение, в котором рассматриваются иконы и праздники.

Также оно очень метафорично: если внимательно учить его в классе, то можно увидеть, что поэтесса представляет столицу России как дом для всех, причем в духовном смысле.

Причем принимает этот дом, как можно прочесть на уроке литературы, не только праведников, а и тех, кто несет на себе и с собой клеймо и нож.

Покаявшись и искренне помолившись, все могут получить московскую благодать – вот одна из основных мыслей, которая прослеживается в тексте стихотворения Цветаевой “Стихи о Москве”. Даже безнадежные грешники смогут исправиться, если захотят получить частичку ее духовного богатства, которого хватит на всех.

Прочтенное онлайн полностью, это произведение оставляет ощущение тихого умиротворения и гармонии. Именно такие эмоции были вложены в него автором – поэтесса стремилась передать собственные ощущения от любимого города и связанных с ним религиозных переживаний.

Завершающие строчки рассказывают об обряде целования земли, символически описывая ее как мать.

1

Облака — вокруг, Купола — вокруг, Надо всей Москвой Сколько хватит рук! — Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое

Невесомое!

В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой — мне Будет радостно, — Царевать тебе, горевать тебе, Принимать венец,

О мой первенец!

Ты постом говей, Не сурьми бровей И все сорок — чти — Сороков церквей. Исходи пешком — молодым шажком! — Все привольное

Семихолмие.

Будет твой черед: Тоже — дочери Передашь Москву С нежной горечью. Мне же вольный сон, колокольный звон, Зори ранние —

На Ваганькове.

2

Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке — всe сорок сороков,
И реющих над ними голубков.

И Спасские — с цветами — ворота,
Где шапка православного снята.

Часовню звездную — приют от зол —
Где вытертый от поцелуев — пол.

Пятисоборный несравненный круг
Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…
Ты не раскаешься, что ты меня любил.

3

Мимо ночных башен Площади нас мчат. Ох, как в ночи страшен

Рев молодых солдат!

Греми, громкое сердце! Жарко целуй, любовь! Ох, этот рев зверский!

Дерзкая — ох — кровь!

Мой рот разгарчив, Даром, что свят — вид. Как золотой ларчик

Иверская горит.

Ты озорство прикончи, Да засвети свечу, Чтобы с тобой нонче

Не было — как хочу.

4

Настанет день — печальный, говорят! Отцарствуют, отплачут, отгорят, — Остужены чужими пятаками- Мои глаза, подвижные как пламя. И-двойника нащупавший двойник- Сквозь легкое лицо проступит лик. О, наконец тебя я удостоюсь,

Благообразия прекрасный пояс!

А издали — завижу ли и Вас? — Потянется, растерянно крестясь, Паломничество по дорожке черной К моей руке, которой не отдерну, К моей руке, с которой снят запрет,

К моей руке, которой больше нет.

На ваши поцелуи, о, живые, Я ничего не возражу — впервые. Меня окутал с головы до пят Благообразия прекрасный плат. Ничто меня уже не вгонит в краску,

Святая у меня сегодня Пасха.

По улицам оставленной Москвы Поеду — я, и побредете — вы. И не один дорогою отстанет, И первый ком о крышку гроба грянет, И наконец-то будет разрешен Себялюбивый, одинокий сон. И ничего не надобно отныне

Новопреставленной болярыне Марине.

11 апреля 1916, 1-й день Пасхи

5

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.

Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.

И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!

6

Над синевою подмосковных рощ Накрапывает колокольный дождь.

Бредут слепцы калужскою дорогой, —

Калужской — песенной — прекрасной, и она Смывает и смывает имена

Смиренных странников, во тьме поющих Бога.

И думаю: когда — нибудь и я, Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, —

Одену крест серебряный на грудь, Перекрещусь, и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по калужской.

7

Семь холмов — как семь колоколов! На семи колоколах — колокольни. Всех счетом — сорок сороков.

Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом — пряник, а вокруг плетень

И церковки златоголовые.

И любила же, любила же я первый звон, Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон,

И знахарку с двора соседнего.

Провожай же меня весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землей московскою!

8

— Москва! — Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси — бездомный.

Мы все к тебе придем.

Клеймо позорит плечи, За голенищем нож. Издалека — далече

Ты все же позовешь.

На каторжные клейма, На всякую болесть — Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей, Куда народ валит, — Там Иверское сердце

Червонное горит.

И льется аллилуйя На смуглые поля. Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

9

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни Колоколов. День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины

Горькую кисть.

Источник: https://obrazovaka.ru/biblioteka/cvetaeva/stihi-o-moskve-stih

Анализ стихотворения Цветаевой Москва

Стихотворения М. И. Цветаевой о Москве

Марина Цветаева отличалась от остальных поэтов, то, что она писала небольшие произведения, и они, безусловно, имели смысл. Она в своих стихах всегда передавала свое душевное состояние, и это ее не отличало от остальных поэтов. Цветаева безумно, любила свой родной город и сильно была привязана к нему.

Уже с первых строк произведения «Стихи о Москве» понятно становиться, что речь пойдет именно о городе, где она родилась и жила – это Москва. Москва интересна ей не по архитектурным достопримечательностям, а более с православной стороны.

Но и с этой стороны есть, что рассказать об этом незабываемом и интересном городе, так как Москва является богатой на православные и исторические места, имеет большое количество церквей и храмов, и именно это привлекает поэтессу.

Она отдает предпочтение иконам и очень любит колокольный звон.

В цикле «Стихи о Москве» собраны десять ранних произведений юной поэтессы о Москве. Они без порно могут существовать по отдельности, но, соединив их в одно целое становиться интереснее и увлекательнее читать. Во всех них речь идет только о любимой ею Москве.

Она помешена была на православии. И это становиться понятно с ее произведений. Так как чуть ли не в каждом стихотворении из десяти упоминает она об иконах, колоколах и куполах. Все эти собранные произведения показывают образ лирической героини с разных сторон.

Образы меняются очень быстро.

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики