SAVUZ

Символизм в творчестве А.А. Блока

Поэтика ранней драматургии александра блока. часть 2

Символизм в творчестве А.А. Блока

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Вторая часть связана с именем Александра Блока (в начале 7 августа 1921 года он ушел из жизни).  О его драматургии, отношениях с символизмом и драмой – рассказ выпускницы ГИТИСа Саши Кравченко. Две серии в неделю, «не переключайтесь».

Блок и символизм

Чтобы лучше понять поэтику Александра Блока, нужно очертить его связь с символизмом – основным направлением, к которому принято причислять великого поэта. Пусть даже это причисление случилось тогда, когда Александр Блок стал постепенно отходить от символизма[1].

Русский символизм – многосоставное явление, во многом отличающееся от своих зарубежных аналогов. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции еще в 1880-х годах, и через десять лет это направление обретет себя в России. Отправной точкой можно считать альманахи Брюсова «Русские символисты»[2] и работу Мережковского «О причинах упадка…»[3].

«…язык – воплощение народного духа; вот почему падение русского языка и литературы есть в то же время падение русского духа. Это воистину самое тяжкое бедствие, какое может поразить великую страну. Я употребляю слово бедствие вовсе не для метафоры, а вполне искренне и точно…»[4]

Так напишет Мережковский в 1893 году, и можно считать, что отчасти символизм – это поиск нового языка. Но не тот поиск, которым промышляли футуристы или ОБЭРИУ, изобретая новые слова, играясь с ритмами и аллитерацией.

Это скорее постижение новых смыслов – словами пишется одно, но звучат они про иное. Вот таким образом и рождается понятие символа: «Символ есть знак, или ознаменование.

То, что он означает, или знаменует, не есть какая-либо определенная идея символ – иероглиф, таинственный, ибо многозначащий, многосмысленный…» [5].

Дмитрий Мережковский

Один за другим публикуются манифесты «старших»[6] символистов – так называются последователи символизма первого поколения.

От второго поколения — «младосимволистов» – их отличало мировоззрение.

Отличала приверженность декадентским идеям, любовь к мистицизму, отрицание реальности, а роднило стремление к «вечному», уход от рационального к интуитивному, вера в непостижимость вселенной.

Человеком, во много повлиявшим на русский символизм, был Владимир Соловьев – именно его идеи подпитывали на творчество младших символистов, за что их и называли «соловьевцами».

Соловьев первым использует в своем творчестве образы-символы «красота», «вечная женственность» – в дальнейшем они неоднократно будут встречаться и видоизменяться в творчестве А.Блока[7].

Вообще у символистов «красота» – это единственная сила, способная спасти мир, единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести[8].

Владимир Соловьев

Ещё одной важной чертой соловьевского мировоззрения была идея платоновского «двоемирия»: вера в существование иных миров, разделение удручающей реальности и «идеального», божественного мира.

В становлении русского символизма можно выделить три этапа. Первый этап – 1890-е годы, начало, время творчества старшего поколения. Второй – 1900-1907-е годы, время прихода Блока к направлению. Третий этап — 1908-1910-е годы, кризис символизма, во многом связанный с первой революцией.

Но, как верно отметил Лев Соболев в своей статье, «для Блока символ –  это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить.

Символом может стать луч, буря, снежная метель – все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл»[9].

Чтобы узнать Блока-символиста, нужно в первую очередь обратиться к сборнику «Стихи о Прекрасной Даме», рожденному из глубокого чувства к Л. Д. Менделеевой. С этого цикла стихов, разбавленного тревогой жизни в стране, где через несколько лет будет проиграна война и готовится революция, под влиянием мистицизма, философии и статей Владимира Соловьева и начинается путь поэта.

«Стихи о Прекрасной Даме» – одно из самых значимых явлений символистского искусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное, уникальное. «Форма лирического монолога сочетается здесь с традициями литургического действия.

Но это и лирическая поэма: здесь имеется внутреннее движение, мы без труда улавливаем усложнение самого облика «героя», углубление его мироощущения…»[10]. В своём сборнике поэт сумел объединить различные символы, в стихах четко проступает тема двоемирия: противопоставляются друг другу «мистическое» и «реальное».

С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» – это описание вполне земных переживаний и любовных мук самого поэта. С другой – раскрывается символистское ощущение мира, попытки поэта осмыслить пути развития вселенной.

Первая книга. Блок, А. Стихи о прекрасной даме / обл. В. Владимирова. М.: Гриф, 1905

Из философии Владимира Соловьёва Александр Блок заимствует идею о близящейся мировой катастрофе, учение о Мировой Душе и Вечной Женственности, призванной обновить мир.

Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта.

Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на тот самый, особый язык – сам факт автобиографичности невероятно важен для более полного понимания драматургии Александра Блока, который, кажется, не мог не брать вдохновение или сюжеты не из собственной жизни.

Новый этап становления Блока и обновленное отношение к символизму – 1903-1906 годы. В эти годы Блок готовится и создает лирическую трилогию, с этого момента поэт начинает уходить от мистических утопий в около социальные, более человекоцентричные темы.

Во-первых, это первый шаг к будущему разрыву с символизмом. Во-вторых, для поэта это важный период развития в символистском направлении, ведь он стал признан в кругах русских символистов. Весной 1902 года он посещает религиозные собрания, сдружается с Вячеславом Ивановым.

Затем, после поездки в Москву он познакомится со старшим символистом Брюсовым и примкнет к младшей группе поэтов – Белому, Соловьёву, Кузмину, другим.

Просыпающийся интерес к революционной современности, к людям и социальным проблемам сильно влиял на соотношение действительности и поэтического идеала в последующем творчестве поэта.

Начало 1909 года. Создана статья о “Народе и интеллигенции”, а драматургия в корне изменится: сперва будет написана «Песня Судьбы», а через 4 года появится «Роза и Крест», в которой с трудом можно узнать автора «Балаганчика».

В это время реализм прошлого становится для Блока той внешней по отношению к символизму точкой зрения, с которой он оценивает «новое искусство» (термин З.Г. Минц, разделявшей периоды искусства по степени его отношения к революции, встречается в ее работах, напр. – «Статья Н.

Минского «Старинный Спор» и ее место в становлении русского символизма»). Параллельно Блок пишет статью «Интеллигенция и революция»[11].

Блок, А. А. Роза и крест. Драма в четырёх действиях / Александр Блок.

Берлин: Нева, [1922]В 1908 году поэт объявил, что подлинное искусство — искусство для народа: теперь он отвергает не только «новое искусство», но и весь символизм в целом.

Блок критикует прошлого себя и свои стихи, философия Соловьева больше не удовлетворяет его – религиозно-мистическое в символизме больше для него не интересно.

В 1907-1908 годах Александр Блок, хоть и критикует символизм, все еще остается с ним: направление дает ему возможность сливать разномастные идеи в единое целое. Он удивительно тонко выделяет то общее, что объективно присуще культуре позднего романтизма, реализму и «новому искусству» – представление об искусстве как отображение неличностных ценностей и идеалов.

[1] «Наиболее распространена точка зрения, согласно которой «первые годы творчества Ал. Блока (1898–1904) безоговорочно связаны с символизмом, а затем поэт все дальше отходит от прежних единомышленников». – Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. – С.-Петербург: «Искусство–СПБ», 2000. – 456 с.

[2] Брюсов В. Русские символисты. – 1893-1910 [Электронный ресурс]: LITMIR.ME. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=41238&p=1

[3] Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. – СПб., 1893 [Электронный ресурс]: DUGWARD.RU. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/merejkovskiy/merejkovskiy_o_pichinah_upadka.html

[4] Там же.

[5] Иванов В. Две стихии в современном символизме. [Электронный ресурс]: RVB.RU. – Режим доступа: https://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_brussels/vol2/01text/01papers/2_366.htm

[6] В России символисты делятся на «старших» (декадантов) и «младших» (соловьевцев). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, это В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб.

С 1900-х годов под влиянием идей и философии первого поколения появляются «младосимволисты». К ним принято относить А. Блока, А. Белого, В. Иванова и других.

Дальше в тексте термины «старшие», «младосимволисты» и «младшие» будут употребляться без кавычек.

[7] «Блок был гораздо богаче. В стихах Вл. Соловьева его привлекла идея синтеза категорий «земного» и «неземного», однако стоило ему обратиться к непосредственному художественному осуществлению этой идеи, как самой логикой лирического творчества он был уведен далеко в сторону от Вл. Соловьева.» — Долгополов Л.К. А. Блок: Личность и творчество. – Л., 1980. – 50 с.

[8] «…что же касается «младших символистов» начала XX в., то ключ к социологии и идеологии их творчества, конечно же, общенациональный и демократический подъем предреволюционных лет». – Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. – С.-Петербург: Искусство–СПБ, 2000. – 100 с.

[9] Соболев Л. Конспект: Блок. «Девушка пела в церковном хоре…» [Электронный ресурс]: ARZAMAS.ACADEMY — Режим Доступа: https://arzamas.academy/materials/940 Статья представляет из себя разбор стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» с вкраплениями подробного филологического анализа вплоть до слоговых приемов, которыми пользуется Блок в этом стихотворении.

[10] Долгополов Л.К. А. Блок: Личность и творчество. – Л., 1980. ст. 50

[11] Блок А. А. Интеллигенция и революция. – 1918 [Электронный ресурс]: BLOK.LIT-INFO.RU. – Режим доступа: http://dugward.ru/library/blok/blok_int_i_rev.html

Источник: http://teatron-journal.ru/2019/08/07/intermission-history-blok-2/

Символизм в творчестве А.А. Блока

Символизм в творчестве А.А. Блока

Введение

1.Символизм и поэты серебряного века

2.Иисус Христос как символ лирики А.Блока

3.Символика произведений А.Блока

Заключение

Списоклитературы

Введение

Александр Александрович Блок(1880 — 1921) оставил солидное поэтическоенаследие, привлекающее неизменноевнимание читателей.

Даже в последниедесятилетия, веянием которых сталообращение к авторам малоизученным илипо каким-либо причинам непризнаннымранее, появилось немало сочинений, гдеисследуется его творчество.

Проблемытекстологии, генезиса и поэтики,особенности художественно-речевойобразности лирики, соотношение творческихиндивидуальностей А.А. Блока и такихпоэтов, как В. Я. Брюсов, А. А. Ахматова,И. А. Бунин — вот основные направления,разрабатываемые современными филологами.

Анализируя контуры духовногопути поэта, правомерно вести речь о такназываемом «бессознательномхристианстве». А. А.

Блок, не причислявшийсебя к «добрым христианам», не был,тем не менее, лишен религиозноговосприятия: будучи человеком необрядовым,в своем духовном мироощущении он всеже мало отличался от людей, скрупулезноисполняющих обряды.

Особенностимировосприятия поэта во многом близкихристианском идеалу, что отразилось вмногочисленных лирических произведениях.

Цель данной работы – рассмотретьтворчество А.А.Блока и символизм.

Задачи:

  • изучить символизм и поэтов серебряного века как представителей символизма;
  • рассмотреть образ Прекрасной Дамы и Иисуса Христа как основных символов творчества А.А. Блока;
  • рассмотреть символику произведений А.А.Бока.

1. Символизми поэты серебряного века

Серебряный век русской литературы— это эпоха, которая простирается междувременем царствования Александра III исемнадцатым годом, то есть примерно 25лет. Отрезок времени, равный зрелостипоэта.

Мы связываем с серебряным векомимена таких замечательных поэтов, какБлок, Анненский, Георгий Иванов, Бальмонт,Маяковский, Есенин, Мандельштам, Ахматова,Гумилев, Волошин, Пастернак, Северянин,Брюсов, Цветаева, Белый и др.

Сами участники этого российскогоренессанса сознавали, что живут в порудуховного возрождения. В статьях тогопериода часто встречались выражения —»новый трепет», «новая литература»,»новое искусство» и даже — «новыйчеловек».

В. Брюсов писал: «Бальмонт,прежде всего — «новый человек», к»новой поэзии он пришел не черезсознательный выбор… Он поставил себезадачу быть выразителем определеннойэстетики». Именно в этом ключе понималсвою эпоху начинающий Георгий Иванов.Для Анненского главным феноменом этоговремени была литература, а ядром в ней— новая поэзия.

Вообще-то термин «новая поэзия»весьма спорный. Но в целом все же поэтысеребряного века своей эстетикойотличались кое в чем от своихпредшественников. Прежде всего, формой,духовной и лексической свободой.

Авторитетные литературоведыутверждают, что все кончилось после1917 года, с началом гражданской войны.Никакого серебряного века после этогоуже не было.

В двадцатые годы ещепродолжалась инерция прежнейраскрепощенности поэзии.

Действовалинекоторые литературные объединения,например Дом искусств, Дом литераторов,»Всемирная литература» в Петрограде,но и эти отголоски серебряного веказаглушил выстрел, оборвавший жизньГумилева.

Серебряный век эмигрировал — вБерлин, в Константинополь, в Прагу,Софию, Белград, Рим, Харбин, Париж. Но врусской диаспоре, несмотря на полнуютворческую свободу и обилие талантов,серебряный век не мог возродиться.

Видимо, в человеческой культуре естьзакон, по которому ренессанс невозможенвне национальной почвы. А художникиРоссии лишились такой почвы. К своейчести, эмиграция взяла на себя заботуо сохранении духовных ценностей ещенедавно возрождавшейся России. Во многомэту миссию выполнил мемуарный жанр.

Влитературе зарубежья — это целые томавоспоминаний, подписанные громкимиименами русских писателей.

Стихотворение Георгия Иванова»Портрет без сходства» очень точнохарактеризует пути и судьбы поэтовсеребряного века:

Летний вечер прозрачный и грузный.

Встала радуга коркой арбузной,

Вьется птица — крылатый булыжник…

Так в небо глядел передвижник,

Оптимист я искусства подвижник.

Он был прав. Мы с тобою не правы.

Берегись декадентской отравы:

«Райских звезд», искаженногосвета.

Упоенья сомнительной славы,

Неизбежной расплаты за это.

Поэты-символисты несколькораздражали ученых своим «декадансом»,но в общем они вписывались в атмосферутех вечеров. В основном символистыпосещали «Общество памяти Соловьева».Интересно, что от всех иных религиозныхобществ «соловьевское» отличалосьтем, что было как бы внецерковным.

Поэтычитали стихи, спорили об эстетикесимволизма, и религиозные образы частообсуждались как поэтические метафоры.О символистах на этих собраниях в своихмемуарах точно сказал Н. Арсеньев:»…

главное, порой вливалась сюда ипряная струя «символического»организма, буйно-оргиастического,чувственно-возбужденного (иногда дажесексуально-языческого) подхода к религиии религиозному опыту. Христианствовтягивалось в море буйно-оргиастических,чувственно-гностических переживаний».

Далее он вспоминает: «Характерны дляэтой атмосферы были выкрики одного изучастников о «святой плоти» илистихотворения С. Соловьева (племянникафилософа) о чаше Диониса, котораялитературно и безответственно смешиваласьс чашей Евхаристии, как Дионис такжелитературно и безответственно сближалсяс Христом».

Как видим, символисты забывалислова апостола Павла: «Не можете питьчашу Господню и чашу бесовскую».

В тогдашней религиозной философиисильно сказывался дух буйного хлыстовства.Более всего этим духом веяло отпроизведения Андрея Белого «Серебряныйголубь» и некоторых его стихов. Наодном из собраний, как пишет в своихмемуарах Н.

Арсеньев, Андрей Белый сталдекламировать стихи: «Смысл —бессмыслицы! Бессмыслица — смысла!»Разумеется, у христианских философовначиналась от этих заявлений головнаяболь.

Далее Арсеньев сетует: «Ячувствовал резкое отталкивание от духаоргиазма и от «символистически» -кликушеских выкриков, от запахаразложения, пряного и развратного,которым несло из значительной частитогдашней литературы (например «Алтарьпобеды» или «Огненного ангела»Брюсова…»).

Для поэтов-символистоврелигиозно-философские искания неограничивались только божественнойстороной. Не был христианином и Вяч.Иванов, который своим духом стремилсяк «эллинству». Впрочем, под конецжизни он пришел к христианству, но впоэзии своей все равно не расстался сантичными богами.

Пожалуй, более всех христианиномв своих исканиях был Бальмонт. Ончувствовал и любил свет православия:

В чуть пробившейся траве

Сон весны и лета.

Благовещенье в Москве —

Это праздник света!

Известно, что Бальмонт исповедовалсяперед смертью с небывалым откровениеми самоуничижением. Это мне говорит отом, что корни религиозно-философскихисканий поэтов-символистов, в их лучшихпроявлениях, все же близки духовностиПушкина:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезылью,

Но строк печальных не смываю.

Музыка в поэзии символистовимела очень важное значение какметафористическое и в равной степениритмическое начало. У символистов дажебыла так называемая «музыкальнаягруппа», в которую входили Бальмонт,Вяч. Иванов и Балтрушайтис. В то же времяих единомышленники по символизму Брюсов,Белый и Блок организовали другую группу— «маломузыкальную».

Ясно, что это— их ирония, изыски. Музыку они всеставили очень высоко в своем творчестве,особенно Бальмонт. Леонид Сабанеев всвоих воспоминаниях писал: «Бальмонтхорошо и глубоко чувствовал музыку —что далеко не часто встречается особенносреди поэтов. Скрябинскую музыку онтоже почувствовал.

Думаю, что он угадалв ней известное, несомненное родствосо своей собственной поэзией».

Поэты-символисты, рассуждая освоем литературном течении и развиваяего теорию, высказывались, насколькомне известно, таким образом, что музыкав слиянии с жизнью и религией даетискомый результат — гармоничные стихи,способные выполнять роль некоего мессии.

Наиболее ярко это характеризуетстихотворение Бальмонта:

Я знаю, что сегодня видел чудо.

Гудел и пел священный скарабей.

Душе был слышен ясный звон оттуда,

Где зреет гром средь облачныхзыбей.

Вдруг мощный жук ладьею сталскользящей,

Мелькало белым тонкое весло.

Играли струны музыкою зрящей,

И сердце пробуждалось в нейсветло.

А он, колдун, обеими руками

Нам рассыпал напевный дождьколец

И, весь горя, дрожащими перстами

Касаясь струн, касался всехсердец.

Как видим, для поэта музыка —это чудо совершенное. Музыка — объединяющаясердца идея, Под музыкой надо пониматьне буквальную мелодию, а все, что вприроде гармонирует с человеческойдушой.

Теперь понятно, почему группапоэтов-символистов называлась»маломузыкальной». Просто дляБлока, Брюсова и Белого объединяющаяидея смещалась в сторону чуть ли нерелигиозной любви к России.

Музыка дляних служила лишь фоном, а не соединяющимзвеном.

Повышенное внимание к звуковойформе стиха, необыкновенная музыкальностьстихов поэтов-символистов «музыкальнойгруппы» Бальмонта и Вяч. Иванова далирусской поэзии целый ряд замечательныхстихотворений. У Бальмонта в этой связихочу отметить — «Камыши», «Челнтомления». У Вяч. Иванова — «Кормчихзвезд», «Человек» и многие стихина античную тему.

  • Реферат >>Литература и русский язык … духе трактуют и сейчас творчествоБлока буржуазные зарубежные литературоведы … творчествоБлока и его теоретические взгляды невозможно осмыслить вне теории и практики всего русского символизма … . Здесь начало творчестваБлока, отсюда — …
  • Реферат >>Литература : зарубежная … себе новое литературное направление — символизм, мэтром и основоположником которого можно … поэта, прозаика, переводчика, теоретика символизма. С появлением новых имен в … 2.Город в творчествеБлока Действенный Петербург (слова Александра Блока) Одно из …
  • Реферат >>Культура и искусство … Тема “страшного мира” — сквозная в творчествеБлока. Она присутствует и в первом, … поэта как целенаправленное движение от символизма к реализму. И в самом … этого убедительно объяснил известный исследователь творчестваБлока Д. Е. Максимов: “Завершая этим …
  • Сочинение >>Литература и русский язык Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За … от реальной жизни течения — символизма, он в своих произведениях постоянно … обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, …
  • Сочинение >>Литература и русский язык … которой «первые годы творчестваБлока (1898-19034) безоговорочно связаны с а затем поэт все … и в творчествоБлока. Его современник С. Бобров пишет: «Блок гораздо глубже своих собратьев по символизму пережил …
  • Контрольная работа >>Литература : зарубежная … . Цель данной работы – рассмотреть творчество А.А.Блока и символизм. Задачи: изучить символизм и поэтов серебряного века как … как основных символов творчества А.А. Блока; рассмотреть символику произведений А.А.Бока. 1. Символизм и поэты серебряного века …
  • Курсовая работа >>Культура и искусствоСимволизм Западноевропейский символизм Становление символизма во Франции Бельгийский символизм Английский символизм Предпосылки возникновения символизма Русский символизм Манифесты символизма … тенором эпохи». Свое творчество А.Блок рассматривал как «трилогию …
  • Дипломная работа >>Литература : зарубежная … задачи : — показать связь символизма и классической литературы; — рассмотреть творчество А.Блока на стыке двух эпох … творчество А.Блока Следующий важнейший этап эволюции Блока, уже непос­редственно связанный со становлением его символизма
  • Курсовая работа >>Культура и искусство … Иванова, творчество «младших символистов» — А. Блока, А. Белого, Ю. Балтрушайтиса, С. Соловьёва и др.) превратили символизм в самостоятельное … Белый. Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Среди …
  • Сочинение >>Литература и русский язык … Мережковский; д) Гиппиус; е) Блок. III. Заключение (Значение символизма). Введение. Конец XIX — начало … ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. Я мечтою … . Александр Блок. В своем раннем творчестве Александра Блока практически во …

Источник: https://topref.ru/referat/81299.html

Анализ творчества Александра Блока | Литерагуру

Символизм в творчестве А.А. Блока

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого.

Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии.

Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии.

В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно.

Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки».

Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней.

Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов.

Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты».

Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты.

Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни.

Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту.

От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным.

Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-tvorchestva-aleksandra-bloka/

Контрольная работа: Символизм в творчестве А.А. Блока

Символизм в творчестве А.А. Блока
sh: 1: per-page=30: not found

Как видим, для поэта музыка — это чудо совершенное. Музыка — объединяющая сердца идея, Под музыкой надо понимать не буквальную мелодию, а все, что в природе гармонирует с человеческой душой.

Теперь понятно, почему группа поэтов-символистов называлась «маломузыкальной». Просто для Блока, Брюсова и Белого объединяющая идея смещалась в сторону чуть ли не религиозной любви к России.

Музыка для них служила лишь фоном, а не соединяющим звеном.

Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность стихов поэтов-символистов «музыкальной группы» Бальмонта и Вяч. Иванова дали русской поэзии целый ряд замечательных стихотворений. У Бальмонта в этой связи хочу отметить — «Камыши», «Челн томления». У Вяч. Иванова — «Кормчих звезд», «Человек» и многие стихи на античную тему.

2. Иисус Христос как символ лирики А.Блока

Важные жизненные вехи А. А. Блока нашли органичное отражение в его творчестве: едва ли не все ключевые моменты блоковской биографии можно проиллюстрировать поэтическими строками.

Вообще в его поэтике четко прослеживается путь духовных перипетий художника: непрестанные сомнения, но главное, — неизменное стремление постичь божественную сущность.

Этим отчасти обусловлено обращение лирического героя к библейским сюжетам, использование церковной лексики, размышления о месте человека в мире и его нравственных ориентирах.

В стихотворении «Ты уходишь от земной юдоли…», 1901 поэт совершенно определенно и как бы программно заявляет: «Предо мною — грань богопознанья…», как бы намечая свой поэтический путь. И поэтому вовсе не случайно, что путеводной для лирики А. А. Блока на протяжении всей жизни становится фигура Спасителя мира — Иисуса Христа. Он для А. Блока является и центральным библейским персонажем.

Такого рода откровения прослеживаются уже в ранней лирике А. Блока, где параллельно начинает свое развитие культ Прекрасной Дамы. Молитвенные гимны к возлюбленной соединены с мотивами богоискательства. Размышляя о Боге, поэт то отказывается от Него, то не мыслит своего существования без Божественного участия. Поиски и сомнения отныне никогда не покинут лирического героя-Богоискателя.

Отличительной, можно даже сказать чисто «блоковской», чертой такого рода является «ночная аура» его лирики. Возможно, она как раз и иллюстрирует его извечную духовную нестойкость, заложенную в нем изначально опасность «метафизических» подмен.

Исследователи всегда замечали зыбкие, почти неуловимые переходы от дневного к ночному, от белого к черному в поэме «Двенадцать», однако это характерная особенность всей лирики Блока и отнюдь не определяет смысл только лишь последней его поэмы. Весь Блок — такой, от начала и до конца.

Ночь и ее вариативные атрибуты: смутность, туманность, дымность и уж совсем «материальное» — шум городской суеты, кабаки, рестораны — все это до последних дней сопровождало поэта в его страстном поиске божественного идеала, и поиск этот отнюдь не был спокойным и мудрым.

Напротив, всегда в нем ощущался какой-то безудержный и нервический надрыв.

Возможно вы искали — Сочинение: Символика и её роль в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Раннюю лирику Блока можно было бы назвать просто страстной, безудержно красивой и даже сексуальной (если это вообще допустимо), если бы не одна пугающая деталь — крепкий молитвенный пласт, грозящий смешением несовместимого.

Уже в лирике 1898 — 1900 годов заметна тенденция, которая будет продолжена в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» — постижение Бога с помощью возлюбленной, хотя и в то же время возвышенной и недоступной.

Однако Прекрасная Дама одновременно многолика: она оборачиваемся то «Девой, Зарей, Купиной», то «Женой, облеченной в солнце» — и всякий раз она совершенна. Поэт молитвенно обращается к ней и, что очень тревожно, использует при этом язык церковных песнопений.

В Прекрасной Даме налицо все атрибуты божественности: она непостижима, всемогуща, бессмертна. Смысл жизни видится лирическому герою в беззаветном служении своей возлюбленной, ставшей воплощением «Владычицы Вселенной».

Образ ее настолько величественен, что в сознании поэта он порою затмевает самого Бога («Душа моя тиха. В натянутых струнах…», 1898. В то же время лирический герой сознает, что жизнь без веры в истинного Бога неполноценна – и с этими раздумьями он снова обращается к любимой («Без веры в бога, без участья…», 1898, «Ты прошла голубыми путями…», 1901).

Прекрасная Дама приобщает поэта к непостижимым тайнам. В облике ее причудливо трансформирован священный, непостижимый лик Иисуса — и, видимо, именно отсюда столь свойственные блоковскому Христу черты женственности. Христа он постигает именно с помощью своей «Девы, Зари, Купины».

Возвышенный и недоступный облик действительно видится поэту в ее чертах: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа», 1902. Веление души «искать в высоких небесах Христа» реализуется в значительном числе стихотворений, отражающих все сложности блоковского поиска, его сомнения и утверждение Христа как высокого нравственного ориентира.

Блок то объясняет выбор одного их самых сложных творческих мотивов («Сомкни уста, твои голос полн…», 1899), то варьирует библейский сюжет о рождении Христа («Был вечер поздний и багровый», 1902, «Кто плачет здесь? На мирные ступени…

«, 1902), то представляет размышления о жизни и смерти, о счастье и здоровье души, о добре и зле, о прошлом, настоящем и будущем («Мы все уйдем за грань могил…», 1900). Поэт, очевидно, не видит возможности возвращения людей ко Христу — и это является источником формирования его пессимистического мировидения.

Показательно, что человек для Блока — существо, не способное противостоять мировому злу. Он для этого слишком слаб. Следует признать, что такой взгляд на человека уводит от Православия. Это обнаруживается не только через своеобразное, все более очеловеченное восприятие Блоком Христа, но и через его восприятие личности, и не просто личности, а — поэта.

Пытаясь обрести веру, ища защиты у Господа, поэт часто молитвенно обращается к нему, однако в этой молитве слышны опасные нотки недопустимой страстности, и в том числе это обстоятельство дает основание рассуждать о некоторых «сектантских» пристрастиях этого писателя.

Вместе с тем столь же часто в лирике Александра Блока звучат идеи богоборчества, как, например, в стихотворении «Напрасно я боролся с богом…», 1900 (1914). Лирический герой стихотворения «Люблю высокие соборы…», 1902, в котором выражено стремление к возвышенному, возлагает надежды на Христа.

Художественный прием параллелизма усиливает отражение истинной сути души человеческой. Лицемерие, двуличие, подобно эпидемии, передается окружающим и весь мир становится фальшивым. Всякий ложный жест наталкивается на столь же ложный ответ. Перед ликом Бога, в храме это не допустимо.

Фигура Христа в данном случае становится мерилом истины, не приемлющим обмана. Поэт способен более тонко ощутить подобное воздействие. Для лирики А. Блока этого периода характерно стремление не только воплотить, но и постичь, осмыслить облик Иисуса Христа. Его Христос в эти годы многолик.

Тема стихийного начала, столь близкая лирике А. А. Блока, ярко прослеживается в цикле «Пузыри земли». Появление подобных мотивов вызвано теми поисками и сомнениями, которые повлекла за собой революция 1905 года.

На данном этапе творческого пути меняется характер переживаний поэта, и его лирика переполняется безудержными чувствами, жаждой жизни, восторгом перед ее проявлениями.

Похожий материал — Курсовая работа: Символика света в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Фигура Христа возникает в лирике А. Блока с разной периодичностью. Так, она присутствует в знаменательных стихотворениях 1907 года, появление которых органически предваряется циклом «Снежная маска».

Здесь уже нет молитвенно-созерцательных мотивов «Стихов о Прекрасной Даме». Божественный облик возлюбленной «преображается» — она становится все более земной, естественной.

На смену покорным молениям божественной Прекрасной Даме приходят любовные гимны живой реальной женщине.

Стихотворения «Снежной маски», написанные А. Блоком на одном дыхании (3 — 13 января 1907 года), наиболее органично воспринимаются именно в виде цикла, так как представляют собой звенья одной цепи, непрерывный поток авторского сознания.

При чтении «Снежной маски» появляется чувство, что крест, распятье, а затем и Христос — вехи единого потока мироощущения, уносящего в глубину авторских переживаний.

Изображение креста и распятья как бы настраивает восприятие на появление фигуры Спасителя, которая через несколько месяцев после создания «Снежной маски» закономерно появляется в стихотворении «Ты отошла, и я в пустыне…», 1907.

«Богоискательство» Блока, которое, вне сомнения, существовало на разных этапах его творческого пути, имело какие-то слишком внешние, не вполне конкретные очертания. Правомерно предположить, что оно было связано с поиском поэтического идеала. Мир воспринимается как явление хаотичное, запутанное, неорганизованное, случайное и фатальное. И вполне закономерно, что само высшее начало — Христос — почти всегда представлен у Блока трансформированным, с явно выраженными «авторскими» чертами.

3. Символика произведений А.Блока

Есть устойчивая поэтическая метафора: «Родина-мать». Совсем иначе образ Родины является в поэзии А. Блока, поэта-символиста, для которого символ не опускался до уровня дешевой аллегории, но указывал на иные, высшие реальности, более реальные, чем те, с которыми мы сталкиваемся повседневно.

Лучше всего это можно пояснить примером из стихотворения «Россия» (цикл «Родина»):

А ты все та же — лес да поле,

Очень интересно — Реферат: Символика чисел в литературных произведениях

Да плат узорный до бровей…

Сначала это как будто земля, страна, пространство — лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению, к появлению некоего облика завершенного — плат узорный до бровей. Это женщина — и в то же время страна, это земля — и возлюбленная, это мать — и жена.

Она защищает — и нуждается в защите, она униженная — и беспробудно распутная, разная — и всегда узнаваемая, светлая жена — и чаровница ожидающая — и призываемая.

Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений, та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:

В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь не стучась…

Обнимет рукой, оплетет косой

Вам будет интересно — Дипломная работа: Символико–мифологический смысл произведений Пауло Коэльо

И, статная, скажет: «Здравствуй, князь».

Заплачет сердце по чужой стороне,

Запросится в бой — зовет и манит…

Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне» —

И опять за травой колокольчик звенит…»

Похожий материал — Реферат: Символический смысл лирических шедевров поэтов серебряного века

Та, что сражается, вместе с витязем (в цикле внутри цикла — «На поле Куликовом»):

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Источник: https://cwetochki.ru/ref-kontrolnaia-rabota-simvolizm-v-tvorchestve-a-a-bloka.html?page=3&per-page=30

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики