SAVUZ

Символизм и футуризм в поэзии серебряного века

Содержание

Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности

Символизм и футуризм в поэзии серебряного века

На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век.

Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения.

В этой статье мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее отличительные черты, расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

Поэзия серебряного века. Переломное время в русской культуре и искусстве

Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. В это время появляются работы многих замечательных поэтов: В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского – и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страна переживает нелегкие времена.

В годы правления Александра I сначала происходит сильный патриотический подъем во время войны 1812 г., а после, в связи с резким изменением ранее либеральной политики царя, общество испытывает болезненную утрату иллюзий и тяжелые нравственные потери. Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г.

Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание. Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя.

А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного. В годы Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны поэзия серебряного века переживает кризис. Речь А.

Блока “О назначении поэта” (11 февраля 1921 г.), произнесенная им в Доме литераторов на собрании по случаю 84 годовщины смерти А. Пушкина, становится заключительным аккордом серебряного века.

Давайте рассмотрим особенности поэзии серебряного века.

Во-первых, одной из главных черт литературы того времени являлся огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы. Литература в конце XIX в.

становится все более философской: авторы раскрывают темы войны, революции, личной трагедии человека, потерявшего в силу обстоятельств мир и внутреннюю гармонию. В произведениях писателей и поэтов рождается новый, смелый, неординарный, решительный и зачастую непредсказуемый герой, упорно преодолевающий все невзгоды и лишения.

В большинстве работ пристальное внимание уделяется именно тому, как субъект через призму своего сознания воспринимает трагические общественные события. Во-вторых, особенностью поэзии и прозы стал интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций.

Стихотворная форма и рифма играли особо важную роль. Многие авторы отказывались от классической подачи текста и изобретали новые приемы, например, В. Маяковский создал свою знаменитую “лесенку”. Нередко авторы для достижения особого эффекта использовали речевые и языковые аномалии, фрагментарность, алогизмы и даже допускали орфографические ошибки.

В третьих, поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова. Стремясь выразить сложные, нередко противоречивые, “летучие” душевные порывы, сочинители стали по-новому относится к слову, стараясь в своих стихотворениях передавать тончайшие оттенки смыслов.

Стандартные, шаблонные определения четких объективных предметов: любви, зла, семейных ценностей, нравственности – стали заменятся абстрактными психологическими описаниями. Точные понятия уступили место намекам и недосказанностям.

Такая зыбкость, текучесть словесного значения достигалась посредством ярчайших метафор, которые часто стали строиться не на явном сходстве предметов или явлений, а на неочевидных признаках.

В-четвертых, характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века. Стихи многих авторов стали создаваться с использованием образов, мотивов различных культур, а также скрытых и явных цитат.

К примеру, многие художники слова включали в свои творения сцены из греческих, римских и чуть позже славянских мифов и преданий. В произведениях И. Анненского, М. Цветаевой и В.

Брюсова мифология используется для построения универсальных психологических моделей, позволяющих постигать человеческую личность, в частности ее духовную составляющую. Каждый поэт серебряного века ярко индивидуален. Можно легко понять, кому из них принадлежат те или иные стихи.

Но все они старались сделать свои произведения более ощутимыми, живыми, полными красок, чтобы любой читатель смог прочувствовать каждое слово и строчку.

Основные направления поэзии серебряного века. Символизм

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства – модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм.

Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж.

Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека – символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С.

Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и “расширение художественной впечатлительности”.

Старшие и младшие символисты

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Период с 1901 по 1904 гг. знаменует собой наступление новой вехи русской поэзии. Стихи символистов пропитываются революционным духом и предчувствием грядущих перемен. Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А.

Белый – не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа.

Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир “неба”, духовную сущность и в то же время “земное царство”.

Символизм в годы революции

Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту.

Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение “Грядущие гунны”, А.

Блок – “Барка жизни”, “Поднималась из тьмы погребов…” и др.

Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии.

После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г.

споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость.

Акмеизм в русской поэзии

В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу – “Цех поэтов”. В нее входили поэты С. Городецкий, О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович.

Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. “Цех поэтов” стал выпускать свой журнал “Гиперборей”, а также печатать произведения в “Апполоне”.

Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов.

Одним из наиболее известных авторов-акмеистов стала Анна Ахматова. Ее произведения были насыщенны любовными переживаниями и стали словно исповедью терзаемой страстями женской души.

Особенности русского футуризма

Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием “футуризм” (от лат. futurum, то есть “будущее”). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России. В 1910 г.

в печать вышел футуристический сборник “Садок судей”, в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах – “Пощечина общественному вкусу”.

Стихи кубофутуристов “Бух лесиный”, “Дохлая луна”, “Рыкающий Парнас”, “Затычка” стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность.

Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

Эгофутуристы

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др.

Они создали издательство “Петербургский Глашатай”, выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: “Небокопы”, “Орлы над пропастью”, “Засахаре Кры” и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов.

Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: “Центрифуга” (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и “Мезонин поэзии” (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Вместо заключения

Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения.

Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях.

Но тем не менее все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

Источник: https://FB.ru/article/145526/poeziya-serebryanogo-veka-poetyi-stihi-osnovnyie-napravleniya-i-osobennosti

Поэты серебряного века — список известных литературных деятелей

Символизм и футуризм в поэзии серебряного века

Поэты серебряного века основали новое течение в литературе конца девятнадцатого века. В тот момент в атмосфере уже чувствовались грядущие перемены и неудивительно, что в создавшейся ситуации появились новые звезды на поэтическом небосводе России.

В этот период становятся известными такие великие поэты и поэтессы, как Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Есенин, Белый и многие другие.

Основными темами их стихов стали идеи нравственных поисков и духовного совершенства в непростое для отечества время. В данной статье будет представлен краткий обзор литературных направлений этого периода и их представителей.

  • Серебряный век русской поэзии
  • Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту
  • Литературные направления Серебряного века
  • Символизм и его основные черты
  • Футуризм и его признаки
  • Акмеизм и его основные принципы
  • Имажинизм и его главные признаки
  • Заключение

Серебряный век русской поэзии

Это период, временные границы которого начинаются с конца 19 века и оканчиваются концом Октябрьской революции (начало 20 века). Этот промежуток длился в общей сложности двадцать семь лет и совпал с расцветом эпохи модерна.

Определение «серебряный» вошло в обиход лишь только во второй половине двадцатого века, а в европейской культуре обозначенный период известен как «fin de siècle» («конец века»).

Понятие «серебряный» было сформировано под влиянием русской эмиграции, что совершенно не удивляет, так как многие великие умы покинули Россию после смены власти семнадцатого года.

Можно проследить аналогию с «золотым веком» — так называемой пушкинской эпохой (первая треть девятнадцатого века). В сравнении с золотым, серебряный век символизирует упадок, деградацию и декаданс, так же в нем изобилуют стихи и поэмы о любви, но им присущ сильный эротизм.

Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту

Известные деятели поэтической эпохи представлены кратко в списке.

Самыми яркими представителями направления, любимые многими, считаются:

  1. Цветаева Марина.
  2. Ахматова Анна.
  3. Блок Александр.
  4. Бунин Иван.
  5. Пастернак Борис.
  6. Есенин Сергей.
  7. Маяковский Владимир.
  8. Брюсов Валерий.

Именно их сочинения стали символами серебряной эпохи. Ещё в школьных учебниках для детей можно найти их лучшие произведения, и чем старше становится учащийся, тем глубже изучается жизнь и творчество стихотворцев.

Литературные направления Серебряного века

Серебряный век включает в себя разные течения и направления. Иногда авторы в течение своего творческого пути относили себя то к одному стилю, то к другому.

Основные направления следующие:

  • символизм;
  • футуризм;
  • акмеизм;
  • имажинизм.

Символизм и его основные черты

Символизм появился как проявление депрессивных настроений в культуре конца девятнадцатого века. В этот момент в России подходят к концу крестьянские идеи и становится все популярнее идеалистическая философия.

Александр Александрович Блок (1880 — 1921) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.

Символизм в свою очередь разделяется на два подвида:

  • старшие символисты;
  • младшие символисты.

Поэты-символисты в русской литературе

К младшим символистам относят Блока, Белого и Иванова, которые воспринимали символизм как философию. К старшим причисляют Брюсова, Бальмонта, Сологуба и Минского.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.

Эти поэты считали символизм как нечто эстетическое и рисовали депрессивную атмосферу в своих стихах.

Футуризм и его признаки

Основной идеей футуризма является идея будущего, где упор сделан на урбанизацию и технический прогресс. Представители футуризма через свое творчество продвигали так же идею крушения стереотипов в культуре.

Русские поэты-футуристы

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».

Футуризм достаточно неоднороден, он разделяется на несколько подтипов:

  1. Кубофутуризм – отказ от прошлых стереотипов, эпатирование и использование окказионализмов. Основными представителями являются:
    • Гуро;
    • Маяковский;
    • Лившиц;
    • Каменский;
    • Крученых.
  2. Эгофутуризм – ему присущи эгоизм, использование неологизмов, острота ощущений. Лучшие деятели:
    • Северянин;
    • Шершеневич;
    • Ивнев.

Крестьянская поэзия – эта группа выделяется условно, так как поэты не причисляли себя к такому течению и не создавали какие-либо объединения. Но можно заметить общие черты, присущие их работам, например, связь с природой и народом.

Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.

Основные представители:

  • Клюев;
  • Есенин;
  • Клычков;
  • Орешин.

Акмеизм и его основные принципы

Это течение символизма в поэзии выделяет материальное над духовным, четко очерчивает образы и использует отточенность слова. Оно установилось во многом благодаря поэтическому объединению «Цех поэтов».

Акмеисты серебряного века

Считается, что именно представители акмеизма создавали самые красивые и пронзающие стихи.

Николай Степанович Гумилёв (1886 — 1921) — русский поэт, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.

Основателями течения считают Гумилева и Городецкого. Уже позже к ним присоединяются Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Иванов.

Имажинизм и его главные признаки

Имажинизм — литературное направление, возникшее в послереволюционный период в России. Основной особенностью имажинизма является создание образов через метафоры и метафорические цепочки, сравнение прямого и переносного.

Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893 — 1942) — русский поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.

Хотя данное направление возникло всего спустя два года после революции, по своему содержанию и направлению ничего общего с революцией не имела. Это была последняя нашумевшая школа русской поэзии XX века.

Имажинисты серебряного века и их произведения

Часто в поэмах и любовной лирике у имажинистов можно увидеть идеи анархизма и эпатажа.

В. Г. Шершеневич, сборник «Романтическая пудра. Поэзы. Opus 8-й», 1913 г.

Самые популярные деятели:

  • Шершеневич — начинал как футурист, впоследствии ниспровергатель и критик футуризма, яростный пропагандист имажинизма, идейный лидер всего направления;
  • Мариенгорф;
  • Ивнев;
  • Эрдман.

Заключение

Поэтов серебряного века объединяет не только блистательное творчество, пронизанное декадентскими идеями, но и сложная судьба. Через анализ их произведений можно проследить переломные события в истории России и мира.

Стоит отметить, что именно в этот век женщины признаются полноправными деятелями искусства, и женская поэзия набирает популярность. Например, Анна Ахматова впервые опубликовала свой сборник «Вечер» в 1912 году.

Серебряный век русской поэзии тесно связан с философией и историей эпохи потому, что внимание интеллигенции было переключено с социальных и политических вопросов на мистику и вопросы духовности.

Источник: https://1001student.ru/literatura/poehty-serebryanogo-veka.html

Поэзия Серебряного века: характеристика, направления, представители

Символизм и футуризм в поэзии серебряного века

Определение «серебряный век» возникло по аналогии с «золотым» пушкинским веком русской культуры (термин Н. Бердяева). Существует два толкования термина «серебряный век»: первое — русская поэзия рубежа XIX-XX вв.; второе — единство религии, философии, искусства, сложившееся в русской культуре. В этом единстве определяющей была русская религиозная философия (В. Соловьев, П. Флоренский, С.

Франк, В. Федоров), пытавшаяся примирить религиозный иррационализм с философским сознанием. Ярким явлением русской религиозной философии была концепция всеединства В. Соловьева, которая повлияла на всю художественную культуру Серебряного века. Соловьевская категория Вечной Женственности сказалась на творчестве символистов, в частности на творчестве А. Блока (цикл «Стихи о Прекрасной Даме»).

Все течения и направления Серебряного века объединяло единое ощущение: одновременно в каждом человеке умирает старое и рождается новое, причем эти два процесса обусловлены друг другом. Ощущение кризиса, завершения эпохи породило такое явление, как декадентство.

Декадентство — это не только «упадническое настроение», но целый комплекс идей и чувств, выражающих мироощущение личности на рубеже эпох. Декаденты ощущали смену эпох как глобальный кризис, который представлялся им концом мира и культуры. Отсюда имморализм, увлечение философией Ф.

Ницше, с его культом сверхчеловека, стремлением быть по ту сторону добра и зла. В среде декадентов был широко распространен культ смерти и искусства как наиболее радикальных способов выхода за пределы этого мира. В той или иной степени к декадентству причастны все деятели художественной культуры Серебряного века.

Декадентство не соотносимо ни с какой поэтикой и стоит вне художественных направлений русской литературы рубежа веков.

Серебряным веком называют литературу русского модернизма. Он формировался в постоянной полемике и соотнесении с реализмом. Реалисты, как известно, исходят из представлений о мире как о космосе, то есть порядке, гармонии, соотнесенной с человеком, а модернисты, напротив, считали, что мир — это хаос, совершенно равнодушный и даже враждебный человеку.

Основные направления поэзии Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм — представляют собой модернистские направления.

Символизм

Символизм был определяющим направлением в поэзии Серебряного века. Выделяют три поколения символистов: первое — предсимволисты (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Соловьев, И. Анненский); второе — старшие символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис); третье – младшие символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов).

Для предшественников символизм определялся как философское мышление, в котором символ — связь между реальным и идеальным мирами. Для старших символистов — это, прежде всего, литературная школа; для младших символистов — это мировоззрение, определяющее жизнь художника.

Главным принципом символизма было двоемирие, то есть мир оказывался разделенным на идеальный и материальный, при этом первичным и действительным признавался мир идеальный.

Поэзия для символистов – выражение всеобщего единства, одухотворенности и цельности. Поэт в таком случае является пророком. Источником символов для поэтов этого направления были мифологические системы разных народов мира, поэтому в произведениях символистов часто используются мифологические сюжеты, образы, мотивы.

Высшим видом искусства для символистов была музыка. Именно она, полностью свободная от рационального элемента, представлялась им наиболее адекватным выражением единства мира в его идеальной форме. Стихотворения они часто строили по музыкальным законам, а слово воспринимали как часть звучащей мелодии, значимую не логическим, а эмоциональным содержанием.

Символизм утвердился как литературная школа после публикации в 1893 г. статьи Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе». С этого времени начинают выходить журналы символистов «Золотое руно», «Весы», «Новый путь», а также регулярно издаются сборники символистской поэзии «Русские символисты».

Акмеизм

В 1910 г. символистское направление пережило кризис, в результате которого появилось два новых направления в русской поэзии: анимизм и футуризм. В 1910 г. Н. Гумилев издает статью «Наследие символизма и акмеизм», которая становится манифестом нового направления – акмеизма. Акмеисты назвали свое объединение Цех поэтов (Н. Гумилев, А.

Ахматова, В. Нарбут, О. Мандельштам, М. Зинкевич). Выбрав такое название, акмеисты полемизировали с символистами, утверждая, что поэт – это, прежде всего, мастер своего дела. Если символисты исходили из иерархии между двумя мирами, то акмеисты считали реальный мир столь же значимым, как и идеальный, и стремились к равновесию между ними.

Они проповедовали адамизм, не только как «первобытно-звериный взгляд на мир» (Н. Гумилев), но и твердый, «мужественный» взгляд на реальный мир с его сложностями. Такой взгляд, по мнению акмеистов, противостоял разорванности современного сознания.

В связи с этим в произведениях акмеистов часто можно найти обращение к древности, к первобытному сознанию и даже к сознанию зверя. Например, у О.Э. Мандельштама:

Ни о чем не надо говорить,

Ничему не следует учить,

И печальна так, и хороша

Темная звериная душа.

Ничему не хочет научить,

Не умеет вовсе говорить

И плывет дельфином молодым

По седым пучинам мировым.

Осип Мандельштам сформулировал еще один важный принцип акмеизма – «тоска по мировой культуре». Речь идет о взгляде на литературу как на некий единый текст, входя в который поэт не может не обращаться к чужому тексту, не может не цитировать. Однако акмеисты цитируют таким образом, что узнать источник без специальной подготовки практически невозможно.

Например, в стихотворении «Фаэтонщик» О. Мандельштама очень трудно узнать вошедшее в него стихотворение «Бесы» А. Пушкина:

На высоком перевале

В мусульманской стороне

Мы со смертью пировали,

Было страшно как во сне.

В отличие от символистов, делавших акцент на поиске скрытых отношений между людьми и природой, акмеисты были очень внимательны к конкретным деталям. В их стихах любое самое сложное переживание соотносилось с конкретным временем и местом, выражалось в определенном жесте, связывалось с реальной обстановкой. Главой этого литературного направления был Н. Гумилев.

Творчество акмеистов оказало значительное воздействие на поэтов Парижской ноты — литературной школы первой волны русской эмиграции.

Футуризм

Одновременно с акмеизмом возникло другое литературное направление – футуризм. Оно было самым шумным, скандальным, эпатажным из модернистских направлений русской литературы. Выступления футуристов запоминались театральностью, яркими абсурдными костюмами (например, желтая женская кофта В. Маяковского), а также потасовками.

Наметилось четыре объединения футуристов: первое — эгофутуристы (И. Северянин, К. Романов); второе — кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых); третье — «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев); четвертое — группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, К. Бобров).

Несмотря на все различия между отдельными группами, футуристов объединяло единое отношение к культуре. Они воспринимали культурное наследие как изжившее себя и провозглашали лозунги: «Сбросим Пушкина с парохода современности», «во имя нашего завтра сожжем Рафаэля». Футуристы отказывались от прошлого во имя будущего.

Будущее для них связывалось с урбанизацией, технократией. Искусство будущего они представляли только в синтезе с политикой, поэтому революции в искусстве они приравнивали к революции в политике.

На уровне поэтики использование культурного наследия выражалось в апелляции к фольклорному сознанию и в таком своеобразном явлении, как заумь, которая выглядела как воспроизведение заклинаний. Например, у А. Крученых мы читаем:

Дыр бул щил

убещур

скум

вы со бу

р л эз.

Заумь В. Хлебникова представляла собой своеобразную переплавку привычных слов в поисках их первоначального единства.

Крылышкуя золотописьмом тончайших жил,

кузнечик в кузов пуза уложил

миллионы всяких трав и вер.

Пинь-пинь-пинь-тарарахнул зинзивер.

О лебедиво! О озари!

«Кузнечик»

Эгофутуристы — наиболее раннее из футуристических объединений. Поэты этой группы находились под влиянием символизма: подчеркнутая музыкальность стиха, устремленность к возвышенному. Лирика И. Северянина была своеобразной пародией на символизм:

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском,

Весь я в чем-то испанском,

Вдохновляюсь порывно –

И берусь за перо.

Самым многочисленным, самым ярким было объединение кубофутуристов. Многие из его представителей были не только поэтами, но и художниками (А. Крученых, В. Маяковский, Д. Бурлюк). Именно из среды кубофутуристов избирались Председатели Земного Шара (первый – В. Хлебников, второй — Н. Петников, третий — Л. Вышеславский).

После Октябрьской революции 1917 г. кубофутуристы стали называть себя комфутами – коммунистическими футуристами. Они претендовали на то, чтобы быть официальным искусством революции, но не получили поддержки советской власти.

В 1919 г. В. Шершеневич совместно с С. Есениным, С. Мариенгофом, Р. Ивневым создали группу имажинистов (1919—1923), которые главным принципом своего творчества провозгласили создание образов.

В. Маяковский отошел от футуристического движения и создал свою группу ЛЕФ Левый Фронт искусства, которая стремилась выработать концепцию нового пролетарского искусства – искусства будущего.

Футуризм был своеобразным переходом между искусством модернизма и авангардом.

Если модернисты, стремясь к новизне, не разрывают с традициями прошлого, то в авангарде происходит кардинальный разрыв между прошлым и будущим искусством.

Если модернизм исходит из представления о мире как о хаосе, который преодолевается гармонией художественного произведения, то в авангарде реакция на хаос мира — хаос текста (творчество А. Крученых).

Символизм, акмеизм и футуризм — это главные направления в поэзии Серебряного века, были поэты, которые периодически придерживались диаметрально противоположных мнений, переходили (С. Городецкий, А. Тиняков). Кроме того, были поэты, которые никогда не принадлежали ни к одному направлению и всегда держались в стороне от литературных школ (М. Волошин, М. Кузьмин, М. Цветаева, В. Ходасевич).

После революции 1917 г. многие направления, течения были признаны неактуальными для нужд нового советского общества. Лишь с 80-х гг. XX в. наследие Серебряного века стало доступно любителям поэзии без цензурных сокращений.

Источник: Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. – М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2007

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/poehzija_serebrjanogo_veka_kharakteristika_napravlenija_predstaviteli/89-1-0-2404

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики