Творчество Маяковского. Сатира в творчестве Маяковского
Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. Сатира писателя необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.
Биографическая справка
Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами.
За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Строгановское училище. Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского.
Сатира – наряду с эпатажем и бравадой – становится отличительной чертой его поэзии.
Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки царской России; гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.
Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.
Что такое футуризм?
Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.
Особенности футуризма:
- Анархичность и бунтарство.
- Отрицание культурного наследия.
- Культивирование прогресса и индустрии.
- Эпатаж и пафос.
- Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
- Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
- Создание новых слов.
Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.
Что такое сатира?
Сатира – способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений.
Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности.
Ее основная характерная черта – ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.
Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.
В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на станицы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.
Сатира в стихах
Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии.
Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны.
Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.
Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи – безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи.
Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем – пережитки минувшего.
Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, – стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе».
Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности.
Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.
Сатира в пьесах
Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них – это «Клоп» и «Баня».
Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова.
Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной.
Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.
Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее станицах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее.
Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена… Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком.
Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.
Вывод
Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.
Источник: https://FB.ru/article/172899/tvorchestvo-mayakovskogo-satira-v-tvorchestve-mayakovskogo
Сатира в творчестве В.В. Маяковского
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 316
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Реферат по литературе
Тема: «Сатира в творчестве В. В. Маяковского»
Работа выполнена
Ученицей 10 Б класса
Алексеевой Анастасии
Учитель Смирнова И.О.
Санкт-Петербург
2012-2013
- Цели……………………………………………………………………3
- Задачи………………………………………………………………….3
- Актуальность темы…………………………………………………..3
2. Обзор статей ………………………………………………….…………4
3. Особенности сатиры В.В. Маяковского………………………….…5
4. Проблема поэта и поэзии ………………………………………….….7
5. Сатира на Бога в творчестве В.В. Маяковского…………………..11
6. Заключение……………………………………………………………..16
7. Список использованной литературы……………………………….17
Введение
Для своего реферата я выбрала тему: «Сатира в творчестве В.В.Маяковского». По моему мнению, Владимир Владимирович Маяковский был, есть и будет одним из самых выдающихся русских сатириков. Он стал связующим звеном между «серебряным веком» русской поэзии и советской эпохой ее развития.
Фигура неоднозначная в мировой литературе. Его любят и ненавидят. Им восхищаются и его презирают. Он как никто другой смог раскрыть всю «дрянь» советского государства.
Маяковский не побоялся писать всё о чем он думает, он смог выйти за рамки приличия, чтобы донести до народа всю суть их ничтожного существования.
…Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать. (Из статьи «Эпос и лирика современной России»)
Целью моей работы является:
- Рассказать, как восприняли В.В.Маяковского критики и читатели.
- Узнать особенности сатиры В.В.Маяковского.
- Проблема поэта и поэзии
- Узнать о сатирических произведениях В.В.Маяковского о Боге
Для достижения этой цели я должна выполнить следующие задачи:
- Проанализировать критические статьи посвященные Владимиру Маяковскому.
- Проанализировать сатирические стихотворения В.В.Маяковского, чтобы выявить особенности его творчества.
- Проанализировать стихотворения, темой которых является «Проблема поэта и поэзии».
- Проанализировать стихотворения и поэмы, в которых высказывается отношение В.В.Маяковского к Богу
Обзор Статей
“Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем,
чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо;
всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял.”
В.В. Маяковский
Смысл сатиры можно определить словами Маркса: “…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками”. А сам Маяковский так говорил: “Сатира – это взгляд на мир через увеличительное стекло”.
Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”. В своей работе поэт активно опирался на сатирический опыт русской классической литературы.
Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.
Ненавижу
Всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
На эту «мертвечину», на мнимое — с точки зрения поэта — существование «ненужных» вещей он и направляет оружие своей сатиры.
В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя. После событий 1917 года она переросла в борьбу за укрепление нового, социалистического общества.
Политическая сатира, её большевистская партийная направленность входят в актив работы поэта. Пройдя этап колебаний, типичный для мелкобуржуазного гуманистически настроенного интеллигента, Маяковский естественно пришёл к теме, которая вплотную подвела его к пролетарской поэзии.
Уже в 1923—1924, когда писалась поэма «Владимир Ильич Ленин », Маяковский не только декларировал — «всю свою звонкую силу поэта, тебе отдаю атакующий класс», но и подтвердил это всей поэмой «В. И. Ленин». В поэме есть недостатки, искажающие подлинный облик Ленина (представление Маяковского о том, будто Ленин — практик, Маркс — теоретик революции).
И всё же это одно из лучших произведений в советской литературе, посвящённых изображению Ленина.
(статья из Литературной энциклопедии: В 11 т. — [М.] , 1929—1939.)
Через все творчество Маяковского, сатира ли это или стихотворение другого жанра, проходит общая тема: бунтарство, противостояние обществу современников поэта, предназначение поэта. Об этом мы можем судить исходя из статьи «О поколении, растратившем своих поэтов» Р. Якобсон, в котором он говорит: «Поэтическое творчество Маяковского от первых стихов в «Пощечине общественному вкусу» до последних строк едино и неделимо. Диалектическое развитие единой темы. Необычайное единство символики. Я поэта — это таран, тарахтящий в запретное Будущее; это «брошенная за последний предел» воля к воплощению Будущего, к абсолютной полноте бытия: «надо вырвать радость у грядущих дней».
Особенности сатиры В.В.Маяковского
Я железом поэзии пистолета, Выкорчевал родной язык изнутри! Что бы всаживать заряженные куплеты! Свистящими рифмами, Пронизывающими насквозь! мироно покоящиеся,
мозги!
(с.)Дмитрий Пучков,
Владимиру Маяковскому
Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Нет, Есенин, это не насмешка. В горле горе комом –
не смешок.
Источник: http://yaneuch.ru/cat_09/satira-v-tvorchestve-vv-mayakovskogo/297670.2362215.page1.html
Add comment