SAVUZ

Преступление и наказание характеристика образа Раскольникова Родиона Романовича

Содержание

«Преступление и наказание» характеристика героев

Преступление и наказание характеристика образа Раскольникова Родиона Романовича

«Преступление и наказание» краткая характеристика героев романа Достоевского изложена в этой статье.

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание.

Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека.

Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась.

Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку.

Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Алена Ивановна — коллежская регистраторша, процентщица, «…крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни.

Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) — квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина.

Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение.

Приглашенная на поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры.

Заметов Александр Григорьевич — письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разу-михина.

«Лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете».

Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует.

Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования — напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

Зосимов — доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «…Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце».

Самоуверен, знает себе цену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучен-но-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием.

Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Илья Петрович (Порох) — «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими».

С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольни-ковым груб и агрессивен, вызывая в том протест и провоцируя скандал.

Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более доброжелательном настроении и потому не решается сразу признаться, выходит и только со второго раза делает признание, чем повергает И. П. в оторопь.

Катерина Ивановна— супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках.

Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома.

После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «…дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит.

Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она — вполне уважаемые люди.

Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

Лебезятников Андрей Семенович — министерский чиновник. «…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.

Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Автор говорит о нем, что он «…был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат».

Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет,’ бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья.

До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна.

Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. — что она хоть и некрасива, но многим нравится — «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л.

неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Лужин Петр Петрович — тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги.

Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды».

Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано… Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел… тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л.

надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова — с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны.

Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже.

Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки.

«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах — что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель.

Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство.

«Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз — раздавленного лошадьми.

Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского — нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

Источник: http://ktoikak.com/prestuplenie-i-nakazanie-harakteristika-geroev/

Родион Раскольников: характеристика и образ героя

Преступление и наказание характеристика образа Раскольникова Родиона Романовича

Родион Раскольников – бедный студент, решивший проверить тварь ли он дрожащая или человек» и таким образом свершивший страшное преступление – убийство, главный героя романа Достоевского «Преступление и наказание».

На страницах произведения автор знакомит нас с историей жизни Раскольникова, поднимая при этом целый ряд важных философских, нравственных, общественных и семейных вопросов. Родион Раскольников – ключевая фигура в повествовании, вокруг которого и завязаны все остальные события и зависит развитие сюжетных линий.

Характеристика главного героя

(“Родион Раскольников” – иллюстрация к роману, художник И.С. Глазунов, 1982)

В первой же главе романа мы знакомимся с его главным героем Радионом Раскольниковым, бывшим студентом юридического факультета столичного университета.

Он живет в мрачной и тесной комнатушке, плохо одет, что говорит о его весьма бедственном положении, имеет задумчивый, крайне замкнутый и болезненный вид.

Не имея средств к существованию, он находится в трудной финансовой ситуации, у него нет денег ни на еду, ни на учебу, ни на оплату квартиры.

Его внешность, несмотря на мрачность и угрюмость, довольно привлекательна: высокий рост, тонкий и стройный стан, темные выразительные глаза, темно-русые волосы.

Юноша обладает острым умом и имеет хорошее образование, однако его унизительное состояние задевают гордость и самолюбие, делая угрюмым и замкнутым.

Любая помощь со стороны мгновенно им опровергается, ведь это унижает его достоинство и нарушает независимость.

(Старуха-процентщица Алена Ивановна)

Чтобы как-то выжить он вынужден ходить к старухе-процентщице, живущей по соседству, и закладывать у неё последние ценные вещи за сущие копейки. Постепенно в его измученном проблемами выживания мозгу возникает идея разделения всех людей на самых обычных и имеющих право делать все что им вздумается.

Находясь под влиянием своей непомерной гордыни и самолюбия, Раскольников приходит к мысли о своей избранности и великом предназначении.

Он решает убить и ограбить старуху-процентщицу, которая стала для него воплощением зла и страданий бедных людей, таким образом проверить правильность своей идеи и сделать свой вклад в лучшее будущее для себя и своей семьи.

Пережив долгие и мучительные колебания, Раскольников все же выполняет задуманное. Убивает процентщицу Алену Ивановну, а заодно и её убогую сестру Лизавету, ставшую невольно свидетельницей жесткого преступления.

Находясь в ужасном состоянии после содеянного, Раскольников понимает что он не смог стать «суперчеловеком», как хотел, и даже не может забрать деньги, которые ранее планировал украсть у «гадкой старушонки», как он её называет.

(В своей каморке Раскольникова преследуют душевные терзания)

Понимая, что его теория не «работает», Раскольников впадет в тяжелые душевные терзания, его преследуют страх разоблачения, страшные воспоминания и пролитой крови, ощущение полной безвыходности и одиночества.

Он приходит к пониманию того, что его поступок был абсолютно бессмысленным и принес горе и ему, и всем окружающим. И все таки Родион не раскаивается в содеянном, ему противно и тошно то, что он не доказал свою теорию.

Мучаясь и страдая, он воспринимает это как удел сильных людей, которые в состоянии выдержать такие испытания, однако он еще не понимает, что уже начинает раскаиваться и нуждается в прощении и понимании.

(Раскольников признается в содеянном Соне Мармеладовой)

Только повстречав на своем жизненном пути кроткую и искреннюю Соню Мармеладову, которая тоже находится в трудном и бедственном положении, он открывается ей и признается в содеянном преступлении.

Так начинается возрождение почти уже мертвой души Раскольникова, он возвращается к добру и свету, обретает Бога.

Не с первого раза, но все же Родион публично признается в совершенном преступлении и отправляется на каторгу.

Образ главного героя в произведении

(Соня читает Родиону Евангелие)

Сюжет романа был задуман Федором Достоевским, когда он сам отбывал каторгу за свои политические убеждения, и находился в тяжелом состоянии морального разложения и деградации. Там он встретил личностей, покоривших его силой духа и необычными судьбами, именно их духовный опыт и стал основой для написания будущего шедевра мировой классической литературы.

Образ главного героя Раскольникова имел реальные прототипы в жизни, это молодой москвич Герасим Чистов, который убил топором двух женщин и ограбил их, и второй – француз Пьер-Франсуа Ласенер, называвший себя «жертвой общества» и не видящий в своих преступлениях ничего плохого. Идея «сверхчеловека», как и разделение людей на серые массы и имеющих право совершать любые поступки, даже убийство, позаимствована Достоевским из книги Наполеона «Жизнь Юлия Цезаря».

(Сознавшись в преступлении Раскольников отбывает на каторгу)

Судьба главного героя Раскольникова взята Достоевским как пример для всех окружающих, для осознания нами основной проблемы всего человечества на протяжении всей истории его существования. Никакие преступления не могут остаться безнаказанными, жизнь все расставит по своим местам и окажется намного умнее и изобретательные нас, каждому воздастся по его заслугам.

Сквозь нравственные мучения и психологические испытания Достоевский поднимает морально-этические проблемы общества, еще раз доказывает всем нам актуальность и жизненную важность христианских принципов и норм.

Роман отличается глубоким философским и религиозным смыслом, написанный более ста пятидесяти лет назад, и в наше смутное время до сих пор актуален, ведь он указывает нам путь к возрождению материально-духовных ценностей.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%20%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2.html

Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Преступление и наказание характеристика образа Раскольникова Родиона Романовича

Родион Раскольников – один из центральных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж Раскольникова взят из жизни. Во второй половине девятнадцатого века произошло ограбление богатого дома. В процессе этого ограбления преступник топором убил двух служанок. Именно этот грабитель стал прототипом Родиона Раскольникова.

Раскольников в произведении «Преступление и Наказание» – противоречивый персонаж. Читая книгу, читатель будет задаваться важным вопросом: Как человек из приличной семьи смог пойти на преступление?

Ответ не так прост, как кажется. Родион был приверженцем теории Наполеона третьего. Теория заключалась в том, что существуют обычные люди и те, кто творят историю. Для тех, кто творит историю, не писаны никакие законы. Они торжественно идут к своей цели.

Родион хотел проверить, каким человеком он является. «Обычной тварью дрожащей» или человеком, имеющим право. Родион думал о том, что он – человек, который творит историю.

Убив старуху, Родион пытается доказать себе не только то, что он – необычный человек, но и то, что, совершив убийство, избавляет мир от тирана, наживающегося на чужом горе.

После убийства Родион чувствует угрызения совести. Родион думает о том, сможет ли жить дальше с клеймом убийцы. Он понимает, что он не такой, как его герои, которые спокойно спят, посылая тысячи невинных людей на смерть. Он убил всего лишь двух женщин, но уже ищет искупления.

Погружаясь в свои мысли, Родион начинает отдаляться от людей. Ему необходимо найти человека, который сможет понять его. Этим человеком является Соня Мармеладова.

Заблуждения Родиона хорошо раскрываются, когда читатель видит перед собой другого персонажа – Свидригайлова. Его идеи очень схожи с идеями Родиона. Свидригайлов считает, что можно творить зло, если цель является благой. Отличает его от Родиона то, что Свидригайлов не раз совершал преступления. Он был убийцей и жуликом.

В отличие от Свидригайлова, Родион понимает, что все его теории и истины – ложь. Сонечка Мармеладова помогает ему в раскаянии. Родион понимает, что нет большей истины, чем вера в Бога. Он отправляется на казнь, полюбив Соню.

Таким образом, Раскольников – это человек, глупо веровавший в теорию о разделении людей. Это человек, у которого есть совесть, который подвергает сомнению свои догмы, когда в его жизни появляется настоящая любовь.

Вариант 2

В романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского центральным персонажем является Родион Романович Раскольников.

Родион вырос в любящей, но бедной семье. Ему 23 года, он студент юридического факультета, но учёбу пришлось забросить, так как молодой человек живёт на грани нищеты.

Юноша скудно одет, но хорош собой: имеет стройную фигуру, высокий рост, тёмные глаза и русые волосы.

В начале романа, автор описывает Раскольникова как доброго, отзывчивого, умного, но гордого человека. Ему не чуждо сострадание к другим. Из-за сложного материального положения, которое оставляло желать лучшего, Родион замкнут в себе и угрюм. Он считает унизительным принимать помощь от своего друга или пожилой матери.

Отчаяние и беспомощность приводят к разрушению моральных принципов Раскольникова. Он разрабатывает собственную теорию, касающуюся современного общества: делит людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

Первые, по его мнению, являются бесполезными  и «второстепенными», а вторым позволено всё, даже игнорирование моральных принципов для достижения «высшей цели».

Разумеется, себя Родион относит ко второй категории.

Раскольников придумывает способ проверить границы дозволенного и идёт на сделку с совестью – решается на убийство.

Долгое время молодого человека терзают сомнения, он переживает сильную внутреннюю борьбу и даже думает отказаться от ужасной затеи, но нищета , влекущая за собой гнетущее отчаяние, доводит его до безумия от безысходности.

 Он переходит черту нравственности и человечности, убивая старую процентщицу и воруя её деньги. Родион лишает жизни не только пожилую Алёну Ивановну, а и её беременную сестру Лизавету.

Раскольников так и не смог воспользоваться украденными деньгами, хотя очень в них нуждался. После совершения преступления он переживает надлом личности: его терзают мучительные угрызения совести, а непрекращающиеся ночные кошмары заставляют вновь и вновь переживать случившееся.

После убийства Родион становится ещё более нелюдимым, ему тошно от самого себя. Одиночество подводит его к грани безумия. Он боится разоблачения, пытается выведать, подозревают ли его в совершении преступления.

Молодой человек доверяет свою тайну Соне Мармеладовой, девушке, живущей по «жёлтому билету».

Она убеждает Раскольникова во всём признаться, ведь, по её мнению, только таким образом можно начать путь к исправлению и исцелению души.

Родион сдаётся полиции. Он раскаивается в своих деяниях. Теперь его теория кажется молодому человеку бессмысленной, жестокой и безнравственной и Раскольников отрекается от неё. Его отправляют на каторгу, где Родион становится на путь духовного перерождения и искупления вины.

Сочинение Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Раскольников – красивый молодой человек с аристократическими чертами лица. Он снимал крохотную каморку на чердаке пятиэтажного дома.

Раскольников погряз в нищете, бедственность его положения, вечные долги, привели молодого человека к мысли о преступлении. Ему хочется помочь материально своей семье, но не находит способа.

В Раскольникове рождается и крепнет мысль о мгновенном обогащении, он создает теорию, в которой убийство будет оправдано. Студент думает, что если он убьёт старуху-процентщицу, то принесёт пользу обществу.

Обладая расчётливым, пытливым умом и холодным сердцем, сам себе Раскольников пытается доказать, что он смелый и решительный человек, а не «тварь дрожащая».

Родион целый месяц вынашивает идею убийства, продумывает каждый шаг, обращая внимание на мельчайшие подробности преступления. Иногда в нём просыпается истинный разум, и он отрекается от своей теории, осознавая неправомерность своих действий. И всё-таки желание почувствовать себя вершителем судеб, преобладает над рассудком, и Раскольников совершает преступление.

В нём присутствует и трусливое начало, создав свою теорию, он идёт убивать не какого-нибудь сильного и богатого человека, а беспомощную старуху, о которой, может, никто и не вспомнит. Всё-таки его гложет мысль, что за содеянное нужно отвечать. Отставив в сторону сомнения, думая лишь о лёгкой и быстрой наживе, молодой человек отправляется к старухе.

При совершении убийства на него нападает страх и паника, Раскольников действует, забыв о мерах предосторожности, что приводит ко второму убийству.

Раскольников не раскаялся в убийстве, он признал своё преступление лишь в том, что не выдержал, и явился с повинной.

Только чувства к Соне начали переламывать его душу, значит, Родион ещё не совсем конченый человек, и имеет право на духовное и нравственное воскрешение. Любовь Раскольникова к Сонечке затронула какие-то новые струны в душе молодого человека.

Он ощутил Соню как единое целое с самим собой, и с этого момента началось перерождение человека, Раскольников понял всю жестокость и бессмысленность своей безумной теории.

Есть надежда, что через семь лет ссылки, на свободу возвратится чистый и разумный человек.

Вариант 4

В 60-х годах 19 века реформы произвели огромные изменения в  стране. Началось резкое социальное расслоение. Особенно это было заметно в крупных городах.

Одни богатели, стремительно поднимаясь вверх, а другие оказывались в бедственном положении. Началось время вседозволенности, денежных отношений.

Для Достоевского  необходимо было понять, к какому результату может привести человека  нравственный нигилизм. Именно этой теме и посвятил писатель свое произведение «Преступление и наказание».

У теории главного героя были личные и социальные мотивы для того, чтобы совершить убийство. Человеком Раскольников был гордый, честолюбивый, и в то же время он болезненно относился к чужим страданиям. Бедный студент стал искать путь, который поможет ему избавиться от этой нищеты.

Однако, он хочет найти выход из этого положения не только в свою пользу, но и помочь другим людям. Почему же такая дикая теория вдруг появилась в мыслях у воспитанного и умного студента? Неужели из-за нищеты, в которой он не может больше жить? Нет. Раскольников, совершая преступное действие, идет против законности, обретая себе свободу.

Неспроста в романе возникает образ Наполеона. Ведь тот равнодушно относился к судьбам отдельных личностей, однако его путь помогал образованному человеку найти выход из  сложившейся ситуации. Раскольников же, в отличие от императора, хочет сделать счастливым не только себя, но и остальных людей.

Он думает, что совершив преступление, искупит этот грех множеством добрых поступков, ведь жизнь простой процентщицы не стоит и ломаного гроша по сравнению со многими счастливыми жизнями.

Однако холодный расчет и благородная душа не могут разом совмещаться в  Родионе. Его доброта, сострадание к чужому горю конфликтуют с гордостью и тщеславием, что приводит нашего героя к таким нравственным переживаниям, что не дают ему превратиться в Наполеона.

После того, как Раскольников убил старуху, его грызет чувство того, что он отдалился от родных людей. Ради них юноша пошел на это преступление и сейчас они стали чужими. И молодой человек, вместо того, чтобы гордиться содеянным, оказывается в полном одиночестве.

Он как бы полон мечтами, повторить судьбу Наполеона, и в тоже время сомневается в своем выборе. Он не может сделать определенный выбор.

Вот эта сомнительность и нерешительность и привела его в полицейский участок. Достоевский здесь четко показал, что наказание персонажа состоит в его нравственных страданиях и пребывании в одиночестве.

Лишь внимание и забота Сонечки Мармеладовой помогли вернуть его к жизни. Страдая сам, он мучает и девушку. Однако, через некоторое время Раскольников поймет, что только любовь поможет искупить все его душевные мучения.

  В конце концов, молодой человек обращается к вечной силе добра через библейские учения.

Образец 5

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» вызвал много противоречивых мнений в обществе из-за главного героя.

Родион Раскольников – центральный герой романа. Он очень хорош собой, волосы тёмно-русые, глубокие тёмные глаза, высокий и стройный. Вместе с тем, он умный, образованный, гордый. Любит независимость. Но окружающая его обстановка сделала его очень замкнутым и раздражительным.

Молодой студент, мечтающий стать великим юристом, был нищий. Из-за нехватки денег, он вынужден бросить обучение и жить в небольшой комнате с минимальной обстановкой.

Его одежда изрядно поношена, но новую он не может себе позволить. С первого взгляда заметно, что он постоянно задумчив и замкнут. Настроение его всегда плохое. Раскольников перестал общаться с людьми.

Его унижала помощь со стороны посторонних.

Главный герой делить всех людей на две группы и никак не может понять к какой относится он сам: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Эти мысли не дают ему покоя. Для проверки своей концепции Раскольников решается на убийство бабки – процентщицы. Родион думает, что забрав ценности, он осчастливит не только себя, но и всё человечество.

Реальность оказалось совсем другой. Вместе с бабкой Раскольникову пришлось убить и её сестру Лизовету, которая никогда в жизни никого не обидела. Награбленным он так и не смог воспользоваться, спрятав его. Ему страшно и плохо. Совесть главного героя, не даёт ему покоя и приводит к сумасшествию. Ему пытаются помочь друзья, но это оказывается безуспешным.

К концу романа у Раскольникова совсем не остаётся сил. Он понимает, что не может уже ничего исправить и жить с такой ношей он не сможет. Родион идёт с повинной и его приговаривают к 8 годам каторги.

Но он принимает приговор с энтузиазмом и с гордостью отбывает срок.

Ведь на воле его ждёт совершенно иная жизнь, с новыми и чистыми мыслями, а также с Соней Мармеладовой, которая смогла поверить в то, что в Раскольникове остались человеческие качества.

Фёдор Михайлович Достоевский в образе Родиона Раскольникова хотел показать, что каждый человек способен раскаяться в совершённых деяниях и стать полноценным членом общества.

Сочинение 6

В образе этого героя психологического романа автор поднял проблемы нравственности и дал свой анализ популярной в его время идеи сверхчеловека с христианской точки зрения.

Родион Раскольников – типичный бедный студент, погруженный в модные тогда философские и политические идеи радикального характера. Он лишь по необходимости заботится о пропитании и необходимом для жизни.

В его лице писатель, который был сам в свое время приговорен к смертной казни, замененной каторгой и отдачей в солдаты, за участие в деятельности тайного общества, показал достоверный образ борца за переустройство мира.

Как и многие народовольцы и другие политические радикалы, Раскольников является в некоторой степени чистым и идейным человеком. Он убивает старушку-процентщицу, чтобы проверить может ли он менять мир, относится ли к способным править и преобразовывать или же просто представитель управляемой массы.

Показательно, что, несмотря на свою крайнюю бедность, Раскольников, присвоив крупную сумму денег после совершенного убийства, не только не тратит их, но и, вообще, как бы забывает об их существовании. Он остается погруженным в свои идеи и размышления.

Для него, как и для представителей радикальной молодежи того времени, только это и имеет ценность.

Однако, в отличие от другого романа «Бесы», в данном произведении автор ставил своей главной целью не показать страшное лицо народника, готового переступать через кровь и мораль, такого как Нечаев.

В образе Раскольников писатель, сам прошедший через увлечение радикальными идеями, стремился показать выход для многих молодых людей.

Для этого Достоевский подробно описывает крах воззрений Раскольникова, которому не удалось стать сверхчеловеком.

Достоверно неизвестно, убил ли кого-либо сам писатель, но, в любом случае, в образе Раскольникова много вложено пережитого самим автором романа.

Достоевский достоверно изобразил момент раскаяния, к которому затем приходит его герой, призывая читателей прочувствовать пережитое Раскольниковым и, отринув модные идеи переустройства общества, пойти за Христом.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/harakteristika-i-obraz-rodiona-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo

«Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского

Преступление и наказание характеристика образа Раскольникова Родиона Романовича

Меню статьи:

Мир Федора Михайловича включает множество планов, уровней. Роман российского писателя, предлагаемая Достоевским характеристика Родиона Раскольникова – главного героя – это повод для размышления над массой социально-философских проблем.

С Родионом Раскольниковым читатель встречается, как только открывает книгу. Жизнь героя, обстоятельства повествования заставляют задуматься над проблемами развития общества. Эти проблемы, затрагивая морально-нравственную и духовную сферы, области семейной и личной жизни, тему общественного прогресса, актуальны для нас и сегодня.

Факты о герое

В первой главе читатель уже находит описание внешности персонажа, а также информацию о положении Родиона в обществе. Рассмотрим некоторые вехи биографии главного героя детальнее:

  1. Родион Романович описан бедным молодым человеком (возраст героя – 23 года), который, вероятно, происходит из мещанской семьи. О степени бедности юноши читатель узнает из слов о том, что мать Родиона недалека от просьб о милостыни.
  2. Родион был вынужден оставить учебу на юридическом факультете. Раньше Раскольников был студентов Петербургского университета.
  3. От бедности герой часто недоедает, ходит в поношенной и старой одежде, а жить вынужден в жалкой маленькой комнатушке, похожей на каморку для швабр. Бедственное положение Родиона Романовича не позволяет герою продолжать учебу, оплачивать квартиру и отдавать долги.
  4. Вопреки нищете, Раскольников не принимает помощь из рук лучшего товарища – Дмитрия Разумихина, или же матери. Герой расценивает это как собственную слабость, считая принятие помощи унижением.
  5. Раскольников изображен молодым человеком необыкновенного ума. Разумихин неоднократно замечает, что друг очень умный.
  6. Кроме того, юноша – обладатель хорошего образования. Мармеладов подчеркивает, что Родион образованный, знает немецкий язык, так как читает «немецкие листки статьи».

Чтение это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в произведении “Преступление и наказание” Федора Достоевского

Автор характеризует героя постепенно: читатель, прежде всего, изучает портрет героя, внешность. С продвижением вглубь произведения читателю открываются новые грани личности персонажа.

Внешние черты Раскольникова

На первых страницах «Преступления и наказания» встречается и описание внешности Родиона. Герой наделен красотой и тонкими чертами лица. Раскольников – высок и худощав.

Стройный юноша отличается темными русыми волосами, такими же темными глазами и бледным цветом кожи. Родион производит впечатление болезненного человека.

Раскольников ходит в старой одежде, которая выглядит настолько поношенной, что она женщина однажды собиралась помочь юноше милостыней.

Характер и внутренний мир Раскольникова

Главный герой произведения Федора Михайловича отличается мрачностью, замкнутостью и задумчивостью. Родион избегает общества, он – некоммуникабелен и выказывает приверженность ницшеанской философии и нигилизму. Угрюмость Раскольникова способствует склонности героя к самоизоляции: лишнее общее с людьми вызывает у него раздражение.

Меланхолия главного героя сочетается со вспыльчивостью, которая порой трансформируется в холодность. Федор Достоевский описывает Раскольникова юношей с контрастными чертами: порой холодность главного героя доходит до бесчеловечности и даже бесчувственности.

Читатель замечает, что в Родионе борются две противоположные личности, которые поочередно доминируют в характере героя.

Раскольников – эмоционально сдержан, редко выражает чувства и эмоции. Юноша избегает общества, мотивируя собственную неразговорчивость занятостью. Впрочем, занятость героя – внутренняя, выглядящая снаружи как леность или пассивность.

Безразличие к происходящему выказывают гордую и надменную натуру. Впрочем, гордость переходит у Раскольникова в гордыню. Эти черты сочетаются с проявлениями самолюбия и тщеславием. Бедность не одержала победу над главным героем, оставив в живых высокомерие и властные черты.

Кажется, Раскольников беспричинно ценит и превозносит себя.

Образованность приводит к заносчивости и самоуверенности, а также к серьезности. Между тем, в Раскольникове есть и положительные черты, которые в герое разглядела Сонечка Мармеладова. Это великодушие и доброта, благородство.

Мать главного героя говорит, что доброта – черта, отличающая как сына, так и дочь – Дуню.

Раскольникову не жалко денег, в которых и сам испытывает постоянную нужду: Родион неоднократно помогает деньгами Соне, а однажды даже отдал последние средства бедной вдове – на похороны мужа.

Следователь, Порфирий Петрович, замечает, что Раскольников – подлец, хотя обладает многочисленными талантами и достоинствами. Кроме философской одаренности, юноша наделен писательским, литературным даром.

Об этом читатель знает из романа: пребывая в арендованной квартирке, принадлежащей убиенной им Лизаветы, Родион пишет газетную статью «О преступлении», что глубоко символично, учитывая дальнейшие события.

Сложность характера Родиона выказывает симбиоз болезненных черт и нетерпения.

Идейная борьба Раскольникова

В контексте характеристики Родиона Раскольникова следует упомянуть об идеях, за которые герой, по мнению Порфирия Петровича, борется со страшной силой и смелостью. Упомянутые выше черты – гордыня, нищета, высокомерие – порождают в сознании героя идею.

Здесь на лицо – влияние идей немецкой философии конца XIX века и Фридриха Ницше, в частности. Суть социально-философских идей такова: всех людей герой классифицировал по двум группам – люди обычные («твари дрожащий»), и выдающиеся личности, «право имеющие».

Себя Раскольников относит, безусловно, к «имеющим право». Знатоки учения Ницше о сверхчеловеке без труда заметят, что эта группа людей соотносится с образом сверхчеловека: каната, натянутого над пропастью, молнией, бьющей из грозовой тучи. Человека же Ницше мыслит как мост между животным и сверхчеловеком.

«Имеющие право» сверхлюди не ограничены общепринятыми правилами. Поэтому, обретя внутреннюю уверенность во вседозволенности, Раскольников убивает несчастную старуху, хозяйку пансиона. Но наказание приходит к герою в образе наиболее страшного палача – совести.

О преступлении и наказании

Однако жизнь далека от абстрактных идей. Идея близка к идеалу, который суть то, что всегда отдаляется, идеал – нечто недостижимое.

Раскольников не учел, что собирался уничтожить воплощенное вселенское зло (по мнению героя), таящееся в образе старухи-процентщицы, жадность и социальную несправедливость.

Но смерть старухи привела и к смерти Лизаветы – несчастной старой женщины, которая не причиняла неудобств и пыталась выживать – подобно самому главному герою.

Раскольников украл деньги, но это оказалось бесполезным: использовать изъятое у Лизаветы Родиону было гадко и омерзительно. Героя настигла самая страшная кара, от глаза которой не скрыться, – это совесть.

Страх преследовал Раскольникова: Родион боялся, что полиция раскроет преступление и личность преступника.

Популярная ныне писательница Джоан Роулинг подчеркивала, что убийство – это преступление, раскалывающее душу человека.

Это справедливо и для Раскольникова, поскольку убийство старушки превратилось для героя в преступление моральной грани, поместив Родиона в опасную ситуацию. Избегая социальных связей и общения, герой ощутил, что теряет рассудок.

Облегчение Раскольников находит только в общении с Соней. Родион открывает девушке душу – признается в содеянном.

Раскольников пересматривает собственную личность, переосмысливает себя. Проступок способствовал тому, что герой посмотрел на себя со стороны: Родион увидел, что Разумихин – лучший друг, мать и сестра любят его, и, как оказалось, любят незаслуженно. Дмитрий хочет понять причины плачевного состояния Раскольникова, однако тот закрывается в себе.

Но судьбоносный случай трансформирует поведение героя – по отношению к себе и окружающим. Раскольников старается улучшить общение с людьми.

Проступок пробуждает в герое чувства, которые до этого момента спали: Родион осознает, что любить кого-то – это тяжкая ноша. Герой старается компенсировать новыми поступками – социально значимыми – преступление.

Родион помогает вдове чиновника Мармеладова, спасает девушку от насилия.

При этом сущность героя – глубоко амбивалентна. Высокие, благородные черты сочетаются с нравственным падением, досадой. Раскольников раздражается на близких людей, ощущая одиночество, изоляцию.

Преступление забросило Родиона в духовный вакуум. Совесть для Родиона трансформировалась в своем значении: Раскольников стыдится не преступления, но того, что оказался слишком слабым для испытания.

Относя себя к категории «прав имеющих», юноша не расценивает проступок как зло.

Нежелание быть пойманным и проводить время в тюрьме заставляют Родиона прятаться и хитрить. Следствие ведет умный и мудрый следователь Порфирий Петрович, Раскольников же тратит все силы на то, чтобы запутать следственную работу. Необходимость лгать, притворяться опустошают юношу.

Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова

К моменту знакомства с Соней состояние Раскольникова вызывало крайние опасения. С одной стороны, юноша тяготился совестью и смутным осознанием вины. С другой же стороны, Родион не считал, что совершил преступление. Соня возвращает Раскольникова на путь духовного совершенствования, показывая, что спасение – в христианстве и возвращении к Богу.

Хорошо что вы любите читать! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Федора Достоевского “Слабое сердце”, в которой описывается судьба Василия  Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»

Для приверженцев ницшеанской философии христианство не выглядело привлекательной религией: скорее, ницшеанцы, нигилисты рассматривали христианское вероучение как ресентимент.

Соне было 18 лет, когда девушка познакомилась с Раскольниковым. Родион чувствовал духовное родство с Мармеладовой, потому что та тоже пребывала в бедственном положении. Нищета, необходимость заботиться о семье, толкнула девушку на продажу собственного тела.

Проституция не сломила дух Сони и не сделала девушку менее чистой в нравственной плане – это парадокс. Соня, вопреки жизненным невзгодам, сумела сохранить в душе свет, которым делилась с Раскольниковым.

Герои находят спасение, в котором нуждались, обращаясь друг к другу.

Судьба Сони – это «желтый билет», потому все заработанные деньги девушка отдавала нуждающейся семье. Мармеладова – жертва, претерпевающая унижения, оскорбления, мишень для выражения злобы со стороны окружающих.

Соне чужд принцип талиона: скорее девушка живет, руководствуясь «золотым правилом морали». Писатель, создатель вселенной «Преступления и наказания», называет героиню «безответной».

Девушке не свойственна мстительность: обладательница доброго сердца и сострадательной души, Соня живет по совести, не теряя верю в светлое будущее и Бога.

Отношения Сони и Раскольникова развиваются постепенно. Сначала Родион испытывает к девушке неприязнь, ведь считает, что та проявляет жалость – недостойное, унизительное для героя чувство. Со временем, любовь и глубокая религиозность Сони влияет на Родиона.

Чувства главного героя к Мармеладовой нельзя назвать любовью, однако Раскольников понимает, что ближе Сони у него никого нет. С семьей Раскольников прекратил общение, с другом – тоже.

Понять страдания и раскол души способен лишь человек, сам прошедший через похожие страдания и раскол.

Раскольников борется с самим собой. Но в этой битве не бывает победителей – только побежденные. В итоге, измученный и опустошенный, Родион приходит к Соне и открывает девушке душу и нравственную рану. Соня уповает, что Раскольников найдет в себе смелость признаться в преступлении. Только чистосердечное, искреннее признание спасет героя от духовной гибели.

Следуя наставления Сони, Раскольников приходит с повинной, после чего отправляется в ссылку, отбывать каторгу. Мармеладова уезжает вместе с возлюбленным.

Соня и Родион – разные, но наличие духовной пропасти, попытки преодоления духовного раскола роднят героев. Родион не принимает Бога, не верит в высшую сущность. Соня убеждена, что милосердие, терпение и прощение спасут заблудшую душу.

Постепенно стараниями Сони Родион приходит к осознанию пути спасения. Раскаяние помогает начать новую жизнь.

Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»

Характеристика главного героя произведения – Родиона Романовича – помещена автором в центр, в остов романа. Отсюда начинаются рассуждения писателя о сущности преступления и наказания.

Кара, наказание приходят не в момент ареста или суда. Преступник ощущает последствия содеянного, вину, давление совести сразу после совершения проступка. Сомнения, изоляция, социальный вакуум, потеря контакта с семьей, мучительница-совесть – это кара пострашнее каторги и ссылки. От совести не скрыться, не спрятаться.

В «Преступлении и наказании» содержится урок, то, чему Федор Достоевский старается научить человека, читателя. Пример Раскольникова – вымышленного героя – предостерегает реального человека от совершения подобного преступления. Автор демонстрирует читателю, чем грозит опасная философия, нигилизм, отступление от веры.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/prestuplenie-i-nakazanie-rodion-raskolnikov.html

Родион Романович Раскольников – характеристика героя

Преступление и наказание характеристика образа Раскольникова Родиона Романовича

Родион Раскольников эрудированный молодой человек 23 лет, душа которого находится в постоянном поиске. Он не уверен точно, кто он в структуре им же придуманной теории о разделении массы человеческой на два основных типа: «низшие люди» и «собственно люди».

В первую категорию Раскольников относит «тварей дрожащих» или «материал» — законопослушных, консервативных, заурядных людишек. Во вторую — людей выдающихся, достойных, двигающих мир, имеющих право даже на нарушения законов этики и морали. 

Герой надеется, что ему на роду писано быть среди «избранных». Но его беспокоит собственная нерешительность в принятии решений посягающих на нормы нравственности.

По сути, за угрюмым, высокомерным и самолюбивым меланхоликом скрывается второе «я» Раскольникова — чуткий, великодушный, добрый человек, любящий свою семью и не желающий никому страданий.

Пойдя на кровавое преступление, Раскольников стремился доказать себе, что он сам относится ко второму типу людей, и его впереди ждут особые свершения. Однако результат разочаровал убийцу-теоретика, угрызения совести привели его к выводу, что он глубоко заблуждался.

Роль в сюжете романа

Три года назад Родион Романович Раскольников, рождённый в бедной, но гордой семье, прибыл из глубокой провинции в Петербург для обучения в юридическом университете.

Темноглазый шатен выше среднего роста, стройный фигурой и приятный на лицо выходил на улицы Петербурга в жутких лохмотьях и в сильно изношенной, в пятна и дырах шляпе.

Герой находился на грани нищеты и не мог более оплачивать своей учёбы и проживания в большом городе. 

Этот неприятный факт подтолкнул его к свершению чудовищного преступления.

Несколько раз Родион обращался за займами к Алёне Ивановне, скупой и неприятной бабке, наживающейся на безвыходных ситуациях терпящих серьёзную нужду людей.

Студент убил топором старуху, выдающую деньги под проценты и залог, и её тихую сестру Лизу, случайно ставшую свидетельницей происшествия. За совершённое им преступление задержан безвинный человек.

О причастности Раскольникова догадывается следователь, но доказательств нет — если не брать в расчёт «теорию Раскольникова» и его неоднозначное, нервное, депрессивное поведение.

Родион знакомится с семьёй Мармеладовых и неожиданно находит сочувствие в лице Сонечки, которая жертвуя своей честью, зарабатывает на панели, чтобы прокормить своих сводных братьев и сестёр.

Его гнетёт глобальная разница мотивов его преступления и преступления бедной девушки. Состояние душевного раскола нарастает с каждым днём. 

Не в силах примириться с самим собой Раскольников ссорится с матерью и сестрой, с единственным другом, отказывается от сочувствия Сонечки и, в конце концов, является в полицию с повинной.

После суда героя ждут каторга и ссылка. Вместе с ним уже по собственной воле отбывать наказание едет сочувствующая ему Соня Мармеладова.

Рядом с ней Раскольников обретёт счастье и по-настоящему раскается в совершённых грехах.

Цитаты Раскольникова

– Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть.

– Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

– Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!

– Ко всему-то подлец-человек привыкает!

– … я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.

– Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

– Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!

– Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его на простом собьют. Хитрейшего человека именно на простейшем надо сбивать.

– Мелочи, мелочи главное!.. Вот эти-то мелочи и губят всегда и всё…

– И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!

– Я ведь не старушонку убил, я себя убил!

– При неудаче всё кажется глупо!

– Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!

– Хлеб-соль вместе, а табачок врозь.

– Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется.

Источник: http://fandea.ru/773-rodion-romanovich-raskolnikov-harakteristika-geroja.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики