SAVUZ

Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы

Содержание

Женские образы в романе

Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы

Роль женских образов в литературе всегда была очень велика. Они помогают многим авторам раскрыть важные черты характера главного героя, своей грацией и красотой способны вызвать восхищение у читателя.

Достаточно вспомнить Татьяну Ларину из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина. Эта женщина близка к русской культуре и природе. Образ Катерины из драмы “Гроза” Островского также заслуживает внимания.

Катерина сравнивается с лучом света, который светит в темном царстве.

В этой статье мы рассмотрим основные женские образы в романе “Преступление и наказание” и их роль в произведении. Это Соня Мармеладова, Пульхерия Александровна, Дуня, Алена Ивановна и Лизавета Ивановна.

Соня Мармеладова

Безусловно, среди всех вышеперечисленных героинь выделяется Соня. Поэтому именно с нее следует начать, характеризуя женские образы в романе “Преступление и наказание”. Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Из романа можно сделать вывод о том, что эта девушка обладает большой духовной силой, помогающей ей нести добро людям.

Федор Михайлович называет Соню блудницей. Однако девушка стала такой вовсе не по своей воле. Она хотела помочь своей семье. Фактически Соня жертвует собой ради других. Она пытается примириться с ничтожным, жалким положением, в котором оказалась эта героиня. Удивительно то, что Соне удается, несмотря ни на что, сохранить непорочность и чистоту собственной души.

Безусловно, это говорит о том, что перед нами сильная личность.

Всепрощение, смирение, самопожертвование – таковы основные черты, свойственные этой героине. Девушка живет согласно канонам и обычаям христианства, что пытается привить впоследствии и Родиону, который потерял свой внутренний стержень.

Нужно заметить, что именно влияние этой девушки помогает Раскольникову познать себя, найти путь в жизни, обрести веру в будущее.

Соня испытывает сильное чувство любви к этому герою, поэтому она не оставила его, когда Раскольников оказался в плену своих тревог и переживаний.

Достоевский в образе Сони создал антипод Родиону Раскольникову и его теории. Жизненная позиция этой героини отражает взгляды писателя, его веру в справедливость, добро, смирение, всепрощение, но прежде всего в то, что любой человек достоин любви, каким бы он ни был.

Дуня

Мать Родиона и его сестра – женские образы в романе “Преступление и наказание” Достоевского, которые также играют очень важную роль в судьбе Раскольникова, главного героя.

Дуня согласна даже выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь главному герою подняться из нищеты. Дуня, как и Соня, продает себя, чтобы не позволить брату и матери влачить нищенское существование.

Однако, в отличие от Сони Мармеладовой, у нее есть возможность выбрать покупателя.

Ф.М. Достоевский создал бессмертные женские образы. В романе “Преступление и наказание”, краткое содержание которого легло в основу множества фильмов и спектаклей, представлен целый ряд интересных характеров. Один из них – Пульхерия Александровна. Эта женщина еще молода по современным меркам – ей 43 года.

Однако Пульхерии Александровне пришлось многое пережить, как и другим героям романа Достоевского, униженным и оскорбленным. Она говорит Родиону: “Ты наше все, вся надежда, упование наше”. В письме к Раскольникову эта женщина выражает всю свою заботу и любовь.

Пульхерия Александровна – любящая мать, которая поддерживает своего сына и верит в него, несмотря ни на что.

Лизавета Ивановна

Очень большую смысловую нагрузку несут женские образы в романе “Преступение и наказание”. Интересна в этом отношении и такая героиня, как Лизавета Ивановна. Сестра старухи-процентщицы, в сущности, является олицетворением униженных и оскорбленных.

Она отличалась добротой, кротостью, скромностью. Эта женщина не причинила никому боли или зла. Однако Родион убивает ее, чтобы избавиться от свидетеля. Таким образом, героиня становится жертвой обстоятельств. Этот момент оказывается переломным для Раскольникова.

Его теория постепенно начинает рушиться.

Алена Ивановна

Рассматривая женские образы в романе “Преступление и наказание”, следует также сказать несколько слов и об Алене Ивановне. Старуха-процентщица с самого начала вызывает у нас отвращение. Автор описывает ее как сухую, крошечную старушонку, около 60-ти лет, с злыми и вострыми глазками, простоволосую, с маленьким вострым носом.

Ее мало поседевшие, белобрысые волосы жирно смазаны маслом. Длинная и тонкая шея Алены Ивановны сравнивается с куриной ногой. Эта женщина олицетворяет общественное зло. Раскольников, убивая ее, стремится избавить человечество от горя и страдания. Но оказывается, что лишение жизни даже самого плохого человека не откроет дороги к лучшему будущему.

Счастье нельзя построить на пролитой крови.

В заключение

Женские образы в романе “Преступление и наказание”, безусловно, удались автору. Каждая героиня произведения индивидуальна, уникальна, обладает своими особенностями мышления и сознания.

Проходят десятилетия, а правда женского характера, которую запечатлел Достоевский, продолжает существовать. Она будоражит умы все новых и новых поколений читателей, приглашает нас или согласиться с писателем, или вступить с ним в полемику.

Женские образы в романе “Преступление и наказание” и по сей день никого не оставляют равнодушным.

Источник: https://FB.ru/article/227673/jenskie-obrazyi-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo

Образ и характеристика лизаветы в романе преступление и наказание достоевского – Лучшие Сочинения

Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы

Лизавета — это один из второстепенных персонажей романа русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».

Она является младшей сестрой старухи-процентщицы Алёны Ивановны. Лизавете 35 лет. У процентщицы и девушки разные матери.

Внешность героини автор описал следующим образом: очень высокий рост, длинные ноги, нескладное, угловатое телосложение, смуглая кожа. У Лизаветы огромные глаза, открытая, милая улыбка. Она неуклюжая, но всегда опрятная и приветливая.

Девушка добрая и спокойная, она имеет мягкий и покладистый характер. Она помогает сестре вести домашнее хозяйство: готовит еду, стирает вещи и убирает, а также, сама шьёт и продаёт одежду. Все заработанные средства девушка отдаёт Алёне Ивановне, хотя та совершенно не заботится о её благополучии.

Старшая сестра эксплуатирует её труд, иногда, девушке даже приходится терпеть от неё побои. Старуха не позаботилась о будущем родственницы, согласно завещанию, ей достаётся только дом и мебель, а все денежные сбережения отходят монастырю.

Все лишения и издевательства девушка принимает с поразительным смирением, она не способна самостоятельно себя защитить и считает, что по какой-то причине заслуживает такого отношения к себе.

Лизавета слабоумна, глупа и наивна. По развитию она соответствует ребёнку. Мужчины пользуются тем, что девушка страдает умственной отсталостью, поэтому она постоянно беременна.

Как и старшую сестру, Лизавету убивает Родион Романович Раскольников, главный герой произведения. Данная трагедия произошла из-за неудачного стечения обстоятельств.

Родион был уверен, что Лизавета уйдёт из дома и Алёна Ивановна останется одна, но девушка неожиданно вернулась раньше, чем должна была и стала невольным свидетелем преступления, которое он совершил, поэтому Раскольникову пришлось убить и её тоже: он разрубил ей череп топором.

Впоследствии, главный герой романа испытывал муки совести больше из-за того, что лишил жизни эту наивную и ни в чём не виновную девушку, нежели из-за убийства её злой и пронырливой сестры. Возможно, именно это стало причиной того, что он признался в совершённом преступлении.

Сочинение Лизавета в произведении Преступление и наказание

Елизавета – девка, которой тридцать пять лет от отроду. Высокого роста, она достаточно неуклюжая, она стесняется своего роста, поэтому привыкла вести себя робко, тихо и кротко, чтобы не привлекать внимания окружающих. Ее черты лица трудно назвать красивыми, но автор описывает их как выражающие доброту.

При этом она соглашается на любые предложения. Этим бессовестно пользуются окружающие мужчины, она не привыкла отказывать. Она с добротой и пониманием относится ко всем, кроме себя самой.

Она младшая сестра старухи-процентщицы, которая оказалась ей сводной. Несмотря на это, она пользуется собственным положением и доверчивостью молодой девушки, которая находится фактически в рабстве.

Она вынуждена работать днем и ночью, чтобы не быть избитой собственной родственницей. Ей приходиться выполнять все задания, которые ей поручены. Она частично выполняет самую низменную работу. Она не чурается выполнять даже мелкие поручения, никогда не перечит и старается делать все качественно, несмотря на то, что фактически находиться в рабстве у сводной сестры.

Мало кто заботиться о ее физических и эмоциональных потребностях. Многие думают только о собственных трудностях, и то как их можно решить при помощи Елизаветы, которая никогда не отказывает и готова помочь родным и близким, даже если это вредит ей самой.

Она знакома с Радионом, которому по собственной самоотверженности готова стирать и гладить рубашки, а также и с Сонечкой Мармеладовой, с которой они обмениваются крестами. По доброте душевной она готова отдать последнее даже мало знакомому человеку.

По воле случая она возвращается домой именно в тот момент, когда происходит жестокое убийство сводной сестры. Так как Раскольникову не нужны лишние свидетели произошедшего, он решается на отчаянный шаг, убить и Елизавету, чтобы избежать наказания.

На основании всего можно сделать вывод, что девушка обладала достаточно слабым характером, который можно прогнуть под себя. Каждый старался найти выгоду из отношений с Елизаветой, а она не верила, что люди ей пользуются. Она старается доверять людям, несмотря на то, что они могут над ней издеваться и находить выгоду и пользу.

Даже к тридцати пяти годам женщина не смогла найти жизненный стержень и стоящей цели в жизни. Она не нашла работы, кроме этого выполняет поручения сестры, которая откровенно на ней наживается и не предлагает альтернативы, а в случае неповиновения избивает ее. Все заканчивается смертью, а героиня так и не смогла вырваться из порочного круга.

← Образ Шигалева в романе Бесы ← Ипполит в романе Идиот↑ ДостоевскийАнализ романа Идиот → Анализ романа Преступление и наказание →

  • Рецензия на книгу Бедная Лиза Карамзина 9 классКарамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в искреннею любовь, но также верившим в несправедливость этого мира. Это прекрасно видно в его повествовательном произведении
  • Сочинение на тему Зимний день 4, 5, 6, 7, 8 классБелые просторы, вокруг, припорошенные дома белым кружевом и обжигающий холод свежего воздуха – это зима, друг, настоящий зимний день. Солнце ослепительно яркое
  • Сочинение по картине Кустодиева Земская школа в Московской Руси 6 классЗамечательный русский художник Борис Кустодиев любил изображать на своих полотнах обычные бытовые сцены. На них мы видим то собравшийся на городской площади народ, то обычную утреннюю прогулку молодой женщины
  • Сочинение Трагедия Печорина. В чем трагедия (по роману Герой нашего времени)«Герой нашего времени» – это произведение, которое является отражением целого поколения. Михаил Юрьевич Лермонтов описал не только психологические состояния героев, но и четко раскрыл
  • Сочинение Памятный день летних каникулУ всех нас есть памятный день. Для кого — то это день рождение, для кого — то первое свидание. Я же хочу рассказать о своем памятном дне летних каникул.

Источник:

Образ и характеристика Лизаветы в романе Преступление и наказание

Лизавета — второстепенный персонаж в романе «Преступление и наказание». В произведении героиня является сестрой пожилой процентщицы Алены, которую решил зарубить Родион Раскольников. У Лизаветы трагическая участь: она становится жертвой, случайно попав под топор Раскольникова.

Автор описывает Лизавету высокой, совершенно нескладной, длинноногой, смуглой и неуклюжей женщиной тридцати пяти лет. Героиня очень робкая, чистоплотная, обладает спокойным характером, беспрекословно подчиняется сестре и ответственно относится к своей работе.

У Лизаветы доброе лицо и улыбка. Сестра героини — старуха-процентщица, пользуясь кроткостью Лизаветы постоянно её эксплуатирует, а иногда применяет по отношению к ней физическую силу.

Лизавета достойно справляется с возложенными на неё функциями: выполняет поручения сестры, исправно чинит и стирает белье.

Мягкостью и доверчивостью Лизаветы пользуются не только процентщица: некоторые мужчины, несмотря на отсутствие у героини привлекательной внешности, «грешат» с доверчивой и немного слабоумной Лизаветой, отчего она постоянно ходит беременной. 

В романе героине отводится второстепенная роль: Лизавета мало действует, практически ни чего не говорит, за исключением эпизода, где она общается с неким горожанином на площади, намереваясь купить у него товар для перепродажи.

Лизавета лично знакома с Раскольниковым, так как он часто отдавал ей свою одежду в стирку. Изначально, у главного героя не было плана убивать Лизавету: в момент убийства старухи, героиня должна была находиться вне дома.

Однако бедной женщине просто не повезло: она вернулась в самый неподходящий момент. Стоит отметить, что Евангелие, которое уже после содеянного деяния увлеченно читает Раскольников в компании Сони — это подарок Лизаветы.

Судьба героини трагична: будучи в очередной раз беременной, Лизавета погибает от топора Раскольникова. Нелепая смерть вызывает сочувствие у читателя, так как добрая и кроткая женщина явно не заслуживает столь бессмысленной и жестокой погибели.

Сочинение на тему Лизавета

Лизавета – одна из второстепенных персонажей романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Лизавета – это младшая сестра старухи Алены Ивановны, у которой главный герой занимал деньги. Старуха била ее, держала в порабощении и обращалась с ней, как с маленьким ребенком. Девушка работала на свою сестру не покладая рук.

Она выполняла роль кухарки и прачки в доме. Лизавете было уже тридцать пять лет. Так же она шила одежду на продажу, но весь свой заработок отдавала сестре.

Без позволения своей старшей сестры Лизавета не имела права взять какую-либо работу.

Из внешности известно следующее: она выглядело не очень складно, была очень высокого роста, примерно 177 сантиметров. У нее очень красивая улыбка, добрые глаза. Девушка была тихой, спокойной. Еще она смуглая. Не смотря на ее многочисленные недостатки, что ее кое-кто даже считал уродом, она многим нравится.

Лизавета была умственно отсталой девушкой. Она очень часто ходит беременная. Можно сделать вывод, что плохие люди ее используют для удовлетворения своих желаний. Она была похожа своим поведением на маленького ребенка.

Алена Ивановна совсем не заботится о будущем своей сестры. Все свои деньги она предпочла не передавать по наследству сестре, а завещала какому-то монастырю. Лизавета от процентщицы получит всего лишь движимое имущество, например мебель.

По ходу событий романа Лизавета погибла вместе с Аленой Ивановной от рук Раскольникова. Сцена с ее убийством очень сильно напоминает убийство лошади на глазах у Раскольникова.

Немного позже оказывается, что Соня Мармеладова была знакома с Лизаветой. Во время рассказа Раскольникова об убийстве лицо Сони покажется ему похожим на лицо Лизаветы во время убийства. Он запомнил тот момент, когда в комнату где лежал труп Алены Ивановны вошла она. Девушка увидела его.

Лизавету начало сильно трясти от испуга, по ее телу шли судороги. Сестра процентщицы хотела вот-вот закричать, но не стала. Будто ей не хватило воздуха для этого. Она начала медленно отодвигаться от него в угол комнаты. Раскольников подошел к ней и замахнулся.

Губы Лизаветы сильно перекосились, как бывает у аленьких детей когда их что-то напугало и они пристально смотрят на этот предмет, собираясь вот-вот закричать. Девушка не стала закрывать лицо, когда топор был прямо возле него, а вытянула руку. Будто она пыталась отодвинуть его от себя.

Убийца пробил лоб девушки и она рухнула на пол.

Случайное убийство Лизаветы очень сильно поспособствовало тому, что главный герой решился сам понести наказание за содеянное им убийство.

  • Сочинение Что воспевает народ в героическом эпосе 7 классУ каждого народа есть свое достояние – история. События самых давних дней запечатлены в эпических произведениях. Правда в них зачастую переплетается с вымыслом. Но, главное – это память о тех далеких событиях и их героях.
  • Сочинение Война в романе Тихий дон (гражданская война)Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная и общественная деятельность считается, чуть ли не главным фактором, влияющая на работу.
  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинениеКак и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.
  • Сочинение на тему Имя существительноеБез имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся
  • Сочинение на тему Чудный дом 8 классКаждый человек на земле мечтает о том месте, где ему хорошо и комфортно. И я знаю его. Это – мой любимый дом. В нем ощущаешь себя под защитой. Мне нравится, когда у нас в доме собираются родственники, знакомые, друзья.

Источник:

Лизавета («Преступление и наказание»): характеристика героини

Среди персонажей «Преступления и наказания» есть и такие, функцию которых непросто определить после беглого чтения романа. Среди мужчин это Свидригайлов, среди женщин — Лизавета. Лизавета — сводная младшая сестра старухи-процентщицы Алёны, которую наметил в качестве своей жертвы Раскольников.

В романе «Преступление и наказание» Лизавета (Лизавета Ивановна) говорит и действует мало. Достоевский характеризует ее как молчаливую, «смиренную и пугливую» женщину. Собственно говоря, в памяти остается только одна ее реплика.

Источник: https://school-10.ru/obrazy/obraz-i-harakteristika-lizavety-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo.html

«Преступление и наказание» характеристика героев

Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы

«Преступление и наказание» краткая характеристика героев романа Достоевского изложена в этой статье.

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание.

Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека.

Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась.

Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку.

Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Алена Ивановна — коллежская регистраторша, процентщица, «…крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни.

Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) — квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина.

Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение.

Приглашенная на поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры.

Заметов Александр Григорьевич — письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разу-михина.

«Лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете».

Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует.

Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования — напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

Зосимов — доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «…Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце».

Самоуверен, знает себе цену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучен-но-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием.

Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Илья Петрович (Порох) — «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими».

С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольни-ковым груб и агрессивен, вызывая в том протест и провоцируя скандал.

Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более доброжелательном настроении и потому не решается сразу признаться, выходит и только со второго раза делает признание, чем повергает И. П. в оторопь.

Катерина Ивановна— супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках.

Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома.

После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «…дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит.

Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она — вполне уважаемые люди.

Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

Лебезятников Андрей Семенович — министерский чиновник. «…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.

Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Автор говорит о нем, что он «…был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат».

Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет,’ бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья.

До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна.

Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. — что она хоть и некрасива, но многим нравится — «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л.

неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Лужин Петр Петрович — тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги.

Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды».

Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано… Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел… тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л.

надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова — с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны.

Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже.

Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки.

«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах — что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель.

Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство.

«Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз — раздавленного лошадьми.

Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского — нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

Источник: http://ktoikak.com/prestuplenie-i-nakazanie-harakteristika-geroev/

Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»

Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы

Анализ образов главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мир главных героев романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — это мир потерянных в большом городе маленьких людей, которые пытаются найти своё место под солнцем и согреться любовью. Необычные и такие жизненные, неоднозначные и совершающие порой непонятные поступки, главные герои романа раскрывают суть произведения: смысл человеческой жизни — в любви и всепрощении.

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание.

Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека.

Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась.

Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку.

Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Сочинения, связанные с Достоевским:

  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Идиот», анализ романа
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

По произведению: «Преступление и наказание»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович

Источник: https://goldlit.ru/dostoevsky/88-analiz-obrazov-prestuplenie-i-nakazanie

Образы героев в «Преступлении и наказании» – Русская историческая библиотека

Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы

отдельную статью об образе Раскольникова в романе

Интересно проследить, как создавался Достоевским образ Свидригайлова. В черновых записях «Преступления и наказания» этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома» характеризуется как предел «нравственного падения… решительного разврата и… наглой низости».

«Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью… Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности.

Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!» Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства.

Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Образ Лебезятникова в «Преступлении и наказании»

Все другие образы романа не подвергались большой переработке.

Делец и карьерист Лужин, считающий любые средства приемлемыми для достижения своих корыстных целей, пошляк Лебезятников, принадлежащий к числу тех людей, которые, по словам Достоевского, «пристают к самой модной ходячей идее, чтобы опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат», – были задуманы такими же, какими мы их видим в окончательной редакции романа. Между прочим, подчеркивая типичность образа Лебезятникова, Достоевский создает даже термин «лебезятничество». По некоторым данным, в характере Лебезятникова были отражены некоторые личные черты знаменитого русского критика В. Белинского, который поначалу приветствовал сочинения молодого Достоевского, а потом подверг их критике с топорно-примитивных «материалистических» позиций.

Образ Разумихина в «Преступлении и наказании»

Образ Разумихина в процессе работы над «Преступлением и наказанием» также остался неизменным по своему идейному содержанию, хотя по первоначальным наметкам он должен был занять гораздо большее место в романе. Достоевский видел в нем положительного героя.

Разумихин выражает почвеннические взгляды, присущие самому Достоевскому. Он выступает против революционных западных веяний, отстаивает значение «почвы», славянофильски понимаемых народных основ – патриархальности, религиозно-нравственных устоев, терпения.

Рассуждения Разумихина у Порфирия Петровича, его возражения сторонникам «теории среды», которые социальными условиями жизни объясняли поступки человека, возражения фурьеристам и материалистам, стремящимся якобы нивелировать человеческую натуру, ликвидировать свободу воли, утверждения Разумихина, что социализм – западная идея, России чуждая, – все это прямо перекликается с публицистическими и полемическими статьями Достоевского.

Разумихин является в ряде вопросов выразителем позиций автора и потому особенно ему дорог.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании»

Образ Сони Мармеладовой определился не сразу. В самых ранних записях упоминается только «дочь чиновника», «она». Достоевский, очевидно, вначале предполагал больше подчеркнуть профессиональные черты этой героини: «Встречает раз ее промышляющую. Скандал на улице. Она украла» (Вторая записная книжка, стр. 15).

В конце той же записной книжки занесены размышления о характере этого образа: «NB. Дочь чиновника мимоходом, чуть-чуть и оригинальнее вывести. Простое и забитое существо. А лучше грязную и пьяную с рыбой» (стр. 149).

«Пьяная с рыбой» – это, очевидно, образ пьяной, избитой проститутки, выброшенной на улицу и колотящей соленой рыбой по лестничным ступеням, образ, который нарисован героем «Записок из подполья».

Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателем такой, как и в окончательном тексте романа, – воплощением христианской идеи: «NB. Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей развратницей, которой не замолить спасения» (Первая зап. кн., стр. 105).

Образ Сони – апофеоз страдания, пример высочайшего подвижничества, полного забвения собственной личности. Жизнь для Сони немыслима без веры в бога и бессмертие души: «Что я без бога-то была», – говорит она. Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал и Мармеладов.

В ответ на замечание Раскольникова, что бога, может быть, и нет, Мармеладов говорит: «То есть бога-то нет-с и пришествия его не будет… тогда… тогда жить нельзя… Слишком зверино… тогда в Неву и я бы тотчас же бросился. Но, милостивый государь, это будет, это обещано, для живых, что ж, что же тогда для нас и останется… Кто бы ни был живущий, хотя бы в (…

) по горло, но если только он и в самом деле живущий, то он страдает, а стало быть, ему Христос нужен, а стало быть, будет Христос. Господи, что это вы сказали? Не верят в Христа только те, которые потребности в нем не имеют, которые мало живут и которых душа подобна камню неорганическому» (Вторая записная книжка, стр. 13).

Эти слова Мармеладова не нашли места в окончательной редакции, очевидно, потому, что после объединения двух замыслов – романа «Пьяненькие» и повести о Раскольникове – образ Мармеладова отошел на второй план.

В то же самое время тяжелая жизнь низов города, изображенная Достоевским с такой яркостью и рельефностью, не может не вызвать протеста, проявляющегося в той или иной форме. Так, Катерина Ивановна, умирая, отказывается от исповеди: «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

Во время печатания «Преступления и наказания» в «Русском вестнике» между писателем и редакцией этого журнала наметились расхождения. Редакция потребовала изъятия главы романа, в которой Соня читает Раскольникову евангелие (4 глава 4 части по отдельному изданию), с чем Достоевский не соглашался.

В июле 1866 года Достоевский сообщал А. П.

Милюкову о своих разногласиях с редакцией «Русского вестника»: «Я с ними с обоими [Любимовым и Катковым] объяснялся – стоят на своем! Про главу эту я ничего не умею сам сказать; я написал ее в вдохновении настоящем, но может быть она и скверная; но дело у них не в литературном достоинстве, а в опасении за нравственность.

В этом я был прав – ничего не было против нравственности и даже чрезмерно напротив, но они видят другое, и, кроме того, видят следы нигилизма. Любимов объявил решительно, что надо переделать. Я взял, и эта переделка большой главы стоила мне по крайней мере трех новых глав работы, судя по труду и тоске, но я переправил и сдал».

Посылая переработанную главу в редакцию, Достоевский писал Н. А. Любимову: «Зло и доброе в высшей степени разделено, и смешать их и использовать превратно уже никак нельзя будет. Равномерно прочие означенные Вами поправки я сделал все, и, кажется, с лихвою… Все то, что Вы говорили, я исполнил, все разделено, размежевано и ясно. Чтению евангелия придан другой колорит».

«Не знаю, что будет далее, – писал Достоевский Милюкову, – но эта начинающая обнаруживаться с течением романа противоположность воззрений с редакцией начинает меня очень беспокоить».

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3897-obrazy-geroev-v-prestuplenii-i-nakazanii

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики