SAVUZ

Повести Белкина характеристика образа Берестов Алексей Иванович

Содержание

Иван Петрович Берестов в повести “Барышня-крестьянка” Пушкина

Повести Белкина характеристика образа Берестов Алексей Иванович

Меню статьи:

Проза А.С. Пушкина определенно отличается некоторой долей иронии и юмора. В сюжете обязательно присутствует некий элемент, вызывающий у читателя улыбку.

Повесть «Барышня-крестьянка» тоже не лишена такого элемента.

В повести такая доля юмора связана с образом Лизы Муромской, но при этом имеет обширный характер и влияет на ход события не только жизненного пути Лизы, но и всех главных героев повести.

Кто такой Иван Петрович Берестов

Иван Петрович Берестов – один из главных персонажей повести Пушкина. Он дворянин по происхождению, ему принадлежит деревня Тугилово, которая находится где-то в глубинке. Иван Петрович когда-то был женатым мужчиной, однако его жена умерла много лет тому назад, оставив ему маленького сына.

На момент повествования Иван Петрович является уже человеком преклонного возраста, а его сын, соответственно, молодым юношей. О молодости и юности Ивана Петровича известно очень мало – основой массив информации в повести приходится на старость Ивана Петровича.

Характеристика личности

Иван Петрович обладает непростым характером. С одной стороны, это позволило ему добиться значимых результатов и стать одним из самых богатых и влиятельных людей в округе, но, с другой стороны, это стало причиной определенных сложностей в его жизни, в частности личной.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Татьяны Лариной в поэме Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”.

Так, например, строгий нрав и характер не позволяют ему построить дружески-доверительные отношения со своим сыном Алексеем.

Когда Алексей высказывает нежелание жениться на Лизе Муромской, отец не пытается разобраться в причинах такого отношения молодого человека – он ведет себя очень категорично и грозиться лишить сына наследства и даже проклясть его, если он не выполнит волю отца.

Иван Петрович очень упрямый человек – это качество также играет с Иваном Петровичем злую шутку и имеет два изъявления – положительное и отрицательное. Упрямство Ивана Петровича позволяет ему добиваться нужной цели и это определенно хорошо, но при этом эго упрямство часто становится причиной разлада отношений даже с самыми близкими людьми.

Иван Петрович не занимается самообразованием и в целом мало чем интересуется в жизни, кроме как бытовой стороной ее функционирования.

Берестов считает себя человеком исключительного ума и приравнивает себя к самым умным людям в округе.

Отношения Муромского и Берестова

Григорий Иванович Муромский также принадлежит к помещицкому роду. Он живет по соседству с Берестовыми, что значительно усугубляет и без того сложные отношения между соседями. Несмотря на то, что судьба помещиков имеет определенные сходства – оба они рано стали вдовцами и в одиночестве воспитывали детей. Муромский – дочь, а Берестов – сына, дружеские отношения между ними не сложились.

Вражда между соседями была продолжительной и безрезультатной в любом понятии. Заключалась она в способности воспринимать новшества в обществе.

Иван Петрович был ярым противником всего нового и иностранного – он считал такие нововведения глупыми и ненужными. Он яро отстаивал свою позицию и даже не пытался понять позицию людей с мнением, отличавшимся от его собственного.

Григорий Иванович же, напротив, обожал все иностранное, в частности все, что касалось Англии и культуры этой страны. Даже дом свой он построил в английском стиле. Из обихода Муромского не выходила английская периодика и книги. Дома он также говорил на английском.

Рекомендуем проследить сравнительную характеристику Гринева и Швабрина в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Как и его сосед, Муромский не считался с мнением окружающих на этот счет и был абсолютно уверен в своей правоте.

Естественно, что при таком положении, исключающем всякий компромисс, никаких дружеских или хотя бы нейтральных отношений быть не могло.

Причина для примирения

Положить конец многолетней вражде помог случай. Иван Петрович Берестов отличался особой страстью к охоте и несмотря на свой возраст часто мог проводить время за этим занятием. Григорий Иванович также время от времени занимался охотой. Эта любовь к охоте и стала предпосылкой к изменению отношений между помещиками.

Однажды Муромский, пребывая на охоте, упал с лошади. Берестов, который был свидетелем этой сцены, несмотря на вражду, поспешил с помощью к своему соседу – это событие стало началом дружбы между старыми врагами. Муромский приглашает Берестова и его сына к себе на обед, чем укрепляет положительное начало отношений.

Таким образом, Иван Петрович Берестов наделен как положительными так и отрицательными качествами.

Жизненный путь этого персонажа повести Пушкина не был легок, ранняя потеря жены и необходимость в одиночку воспитывать сына не самым лучшим образом повлияла на его характер, но такие сложности не помешали ему собраться и стать успешным помещиком.

В конце повести мы видим картины, где бывшие враги стали друзьями, а это значит, что никакая вражда не бывает вечной, если враждующие стороны готовы прийти на помощь друг другу.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/ivan-petrovich-baryshnya-krestyanka.html

Образ и характеристика Алексея Берестова в Барышне-крестьянке Пушкина сочинение

Повести Белкина характеристика образа Берестов Алексей Иванович

В повести Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка», главным героем повести является Берестов Алексей Иванович. Его отцом был знатный дворянин древнего рода Берестов Иван Петрович. По совместительству, он являлся знакомым Акулины.

Главный герой получил высшее образование в университете. После окончания Вуза он решает вернуться в родную усадьбу в деревне Тугилово. Главный герой хотел стать военным. Его отец, категорически, этого не признавал и был против этого.

Он хотел, чтоб его сын оставался барином в деревне, и не связывал свою жизнь с армией. Эта новость дошла до местных барышень. Они, всеми способами, пытались уделять ему знаки внимания и привлечь к себе его взгляд. Но, Алексей никому не отвечал взаимностью. Был холоден и неприступен.

Начали появляться слухи, что у него появилась тайная любовница.

Берестов младший увлекался охотой. Один раз, в очередной раз, преследуя добычу в имении, его взгляд привлекла девушка, похожая на крестьянку. Ее преследовали стая гончих собак. Ему удалось спасти ее. Но все это, было хитроумным планом девушки. Она выдала за себя за дочь местного кузнеца и назвалась Акулиной.

В действительности, ее звали Лиза, дочь помещика. Ею давно завладело желание познакомиться с Алексеем, но она не могла найти в себе смелости. Между ними вспыхнули чувства. Они начали поддерживать связь благодаря переписке. Старались каждый день видеться.

Взамен, девушка потребовала от Берестова, что он не будет заниматься поисками ее места жительства, интересоваться у местных кто она и что она.

Родители Алексея и Лизы были недругами с давних времен. Но оба любили охоту. В одно из таких мероприятий, они стали ближе, у них появились дружеские отношения. Начали ходить друг к другу в усадьбы. У них возникла идея, устроить брак между своими детьми.

Алексей доказывал отцу, что любит Акулину и не будет жениться на какой-то Лизе. Отца это раздражало. Алексей принял решение пообщаться с отцом будущей невесты. Его не было дома, а была его дочь. Он очень обрадовался, его удивлению не было предела.

Перед ним стояла, его любимая Лиза, которая оказалась, по совместительству Акулиной.

Вариант 2

Алесей Берестов молодой человек закончивший курс в университете возвращается в родовое имение в Тугилово к отцу. На Алексея сразу обратили внимание местные девушки, но молодой человек всячески отвергал их ухаживания. Берестов был очень хорошо слажен и не разбалованным человеком.

Однажды когда Алексей охотился во владениях отца спас девушку от гончей собаки, ей оказалась девушка Лиза, переодетая в крестьянку. Молодые люди понравились друг другу и начали тайно встречаться. Лиза представилась дочкой кузница Акулиной и хотела посмотреть на Алексея. Младший Берестов в свою очередь тоже не захотел говорить свое настоящее имя, но девушка его раскрыла.

Лиза берет с Алексея обещание не искать ее в соседнем селе и сама назначает ему свидания. Молодые люди влюбляются друг в друга, и Лиза не решается сказать Берестову, что она его обманула и на самом деле она не Акулина, а Лиза.

Отцы молодых людей враждуют до определенного момента, но вскоре становятся друзьями и решают поженить детей, но Алексей всячески отказывается. Он не хочет жениться по расчету, ведь он любит обычную крестьянку Акулину и мечтает связать с ней свою судьбу.

Отец Алексея Иван Петрович Берестов даже говорит о том, что лишит сына наследства, если он не жениться на дочери Григория Ивановича Муромских.

Алексей решает поехать в имение Муромских и переговорить, сказав, что его сердце занято другой девушкой, но в доме у Муромских встречает Акулину свою любимую.

Оказывается, что все это время девушка не раскрывала своей тайны и боялась, что молодой человек не поймет ее, но Алексей очень полюбил девушку и простил ей, что она его обманывала. Алексей не хотел жениться на девушке, которую не любит, поэтому пытался решить этот вопрос.

Любовь оказалась для молодого человека важнее, чем материальное положение и даже обычная крестьянка смогла завоевать его сердце.

Сочинение Характеристика и образ Берестова

Основой творения «Барышня – крестьянка» являются взаимоотношения молодых людей Алексея Берестова и Лизы Муромцевой. Алексей Иванович Берестов считается основным персонажем книги Пушкина. Алексей был сыном богатого барина Ивана Берестова. Старший Берестов был другом семьи Муромских. После окончания университета юный герой обратно приехал в село и обосновался в поместье Тугилово.

Берестов не смог получить отцовское разрешение для поступления в воинскую службу. Следовательно, юнец решил остаться в селе и стал барином. Среди местных девушек Алексей был известен своей красотой и умом. Молодые девицы стали его преследовать.

Несмотря на преследования и внимание девушек, Алексей вел себя отстраненно и безразлично. В деревне стали проходить слухи о тайной любовной связи молодого Берестова.
Как – то раз молодой барин вышел на охоту в отцовских владениях.

При охоте герой встретил красивую девушку – крестьянку и спас ее от собак. Крестьянка сказала, что приходится дочерью кузнеца Акулина. В действительности девушку звали Елизаветой Муромской. Она приходилась дочерью богатого помещика. Девушка хотела познакомиться с героем, но никак не решалась.

Алексею очень сильно понравилась Лиза. Они стали переписываться. При последней встрече по настоянию Лизы Алексей обещал не искать с ней встреч.

Отцы парня и девушки старший Муромский и Иван Берестов уже давно враждовали. Но однажды на охоте они решили оставить вражду и стали лучшими друзьями. Вскоре старшие барины решили породниться и женить Лизу и Алексея. Младший Берестов отказывался жениться, поскольку любил крестьянку Акулину. Крестьянка и была Лизой Муромской.

Хорошенько все обдумав, Алексей написал письмо своей крестьянке, в котором предложил выйти за него замуж. Написанное письмо Алексей положил его в дупло и заснул под деревом. Вскоре юный барин узнал, что Акулина является Лизой Муромской. Юный Берестов обрадовался, что его возлюбленная является дворянкой.

Вариант 4

Герой одной из «Повестей покойного Белкина», Алексей Берестов – молодой повеса, единственный сын вдовствующего барина.

Алексей вернулся в отчий дом после окончания университета в надежде выпросить у отца благословления на военную службу. Отец отказал ему, и настаивал на статской службе. Однако, молодой барин считал себя к ней «совершенно неспособным».

По характеру отец и сын похожи – оба своенравные и упрямые, но добродушные и не злые.

Младший Берестов – молодой, румяный, высокий, красивый. Все молодые барышни в округе сходили по нему с ума. Однако влюбился он в Акулину, девушку – крестьянку.

Дочь богатого соседа Муромского, Лиза, знала, что между ее отцом и отцом Алексея Берестова  -непримиримая ненависть из – за разницы во взглядах: один был ярым любителем всего русского, другой – «англоман».

Поэтому Лиза решила предстать перед Алексеем в образе крестьянки. Алексей сначала просто увлекся красивой девушкой, учил ее грамоте, правильной речи. Но со временем понял, что влюблен.

Как признаться в этом отцу, он не знал – слишком большая разница в положении богатого барского сына и крестьянки.

Однажды отец Лизы повредил на охоте ногу, и был вынужден попросить помощи у соседа, с которым враждовал. Тот любезно согласился помочь. Оказалось, что два барина прекрасно понимают друг друга, и враждовать им больше ни к чему. Кроме того, у них есть дети, которых два старика надумали переженить.

Удрученный решением отца, Алексей едет знакомиться с невестой. Лиза, проказница и плутовка, опять устраивает маскарад и наряжается в заграничный наряд. Алексей не узнает в ней Акулину, и надеется, что эта девушка не понравится старшему Берестову, и свадьбы не будет. Однако отец был непреклонен.

Тогда Алексей принимает решение рассказать правду о том, что сердце его занято Акулиной. Он едет, что бы объяснится с Муромскими. Однако, каково его удивление и радость, когда он узнает, что Лиза Муромская – это и есть его Акулина.

В характере Алексея вызывает уважение его честность, настойчивость в принятии решения. Он не захотел обманывать ни Акулину, ни Лизу, не зная, что это одна и та же девушка, и в результате получил счастье и любовь за свою честность.

← Свободолюбивая лирика Пушкина← Своеобразие любовной лирики Пушкина↑ ПушкинЗолотая рыбка →Моя любимая сказка Пушкина →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-alekseya-berestova-v-baryshne-krestyanke

Краткий пересказ повести Барышня крестьянка Белкина: план, сюжет, история создания и характеристика главной героини

Повести Белкина характеристика образа Берестов Алексей Иванович

Поэт, лирик, драматург, воспевающий свободу и братство, обличающий зло, несправедливость и ложь, — именно так воспринимали Пушкина современники.

И потому, когда из-под его пера вышли «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», это вызвало недоумение и разочарование в обществе. Даже Белинский посчитал «вести недостойными ни таланта, ни имени Пушкина».

Предлагаем краткий пересказ повести «Барышня-крестьянка» — жемчужины цикла.

Появление повести и ее значение

История создания цикла такова. Год написания — 1830. Автор, от лица которого ведется повествование, Иван Петрович Белкин – лицо вымышленное, якобы, это молодой помещик, одним из хобби которого является сочинительство.

Все пять повестей созданы Пушкиным в разных стилях, к примеру, «Барышня-крестьянка» изложена в направлении «сентиментализм».

: Примеры сентиментализма в русской литературе

Сам цикл – это первое законченное и опубликованное при жизни поэта прозаическое произведение.

Добродушная и простая манера изложения вымышленного персонажа придает убедительную достоверность повествованию. В то же время элементы интриги, неожиданных поворотов и авантюры, привнесенных автором в сюжет, делает «Повести» интересными, но оставляет ясными и понятными.

Важно! Повесть «Барышня-крестьянка» занимает в цикле особое место. Это изящная комедия положений, своеобразная виньетка с маскарадными переодеваниями, происходящими в дворянской усадьбе.

По сюжету «Барышня-крестьянка» схожа с шекспировскими «Ромео и Джульеттой», но с российскими реалиями и счастливым концом.

Главные герои повести «Барышня-крестьянка»:

  • Иван Петрович Берестов;
  • Алексей Берестов, сын Ивана Петровича;
  • «настоящий русский барин» Григорий Иванович Муромский;
  • Елизавета Муромская, дочь Григория Ивановича.

Монтекки и Капулетти из дворянского сословия

В повести Белкина «Барышня-крестьянка» речь идет о двух дворянских семействах, во главе которых стоят овдовевшие помещики. Трудно найти двух таких непохожих личностей: тугиловский барин Иван Петрович Берестов и прилучинский сосед его Григорий Иванович Муромский. Неприязнь, сродни вражде, разделяет эти две фамилии на манер шекспировских героев.

: Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта

Берестов Иван Петрович – некогда блестящий гвардейский офицер, ныне вышедший в отставку и ставший добропорядочным состоятельным помещиком, проживает в своем родовом имении в Тугилово.

Вдовствует он давно, жена скончалась в родах, оставив на руках мужа грудного маленького сына. Берестов – это крепкий и рачительный хозяин, не признающий новомодных иностранных реорганизаций.

Имея в обороте, помимо помещичьих угодий, суконную фабрику, он обладает стабильным доходом и пребывает в достатке.

Полный антипод Берестова Григорий Иванович Муромский проживает по соседству в селе Прилучино.

Он вобрал в себя все черты истинного русского барина – промотал своё состояние, наделал долгов, и, овдовев, отправился в последнюю незаложенную деревню, где и продолжал легкомысленно и беспечно сумасбродничать, но уже на другой лад.

Новая его прихоть заключалась в англоманстве: он разбил английский сад, обрядил своих конюхов в жокейские ливреи, севооборот и пахоту осуществлял по «аглицкой» методе и даже в гувернантки к дочери выписал с берегов туманного Альбиона истинную англичанку мисс Жаксон.

Впрочем, среди остальных соседей слыл он человеком неглупым, и даже первым предпринял смелый и необычный ход, заложив своё имение в Опекунский совет.

Оба господина с презрением и осуждением относились друг к другу. Берестов поносил Муромского за английское фанфаронство и склонность к расточительству, а его визави в ответ обзывал соседа недалеким провинциалом и русским медведем.

Но сия история противостояний двух дворянских родов была бы не столь интересна читателю, если бы не интрига между молодыми его представителями. Пора с ними познакомиться поближе.

! Поэма Цыганы Пушкина: краткое содержание

Младое племя Берестовых и Муромских

Потеряв в младенчестве мать, Алексей Берестов сызмальства воспитывался отцом. Окончив в положенный срок университет, молодой отрок задумал посвятить себя военной службе. Да и, надо признать, военный мундир уж как никому другому пошел бы к его стройному стану. По этой надобности он даже отпустил усы.

Но строгий отец категорически воспротивился его желанию: он видел сына только лишь на статской службе. Однако молодой человек, обожая лихие скачки, охоту и другие развлечения, совершенно не представлял себя за канцелярским столом.

Молодой барин был необыкновенно хорош собой: высокий, румяный, широк в плечах и горделив в осанке – все окрестные барышни сходили по нему с ума.

Он же, напустив на себя маску угрюмого разочарования, вещая об утраченных идеалах и странностях любви, никого не почтил своим вниманием.

Ходили слухи, будто причина нечувствительности барчука кроется в романтической связи с некой барышней, проживающей в Москве.

Лиза Муромская, или Бетси, как называл её батюшка на английский манер, — соседка молодого повесы семнадцати лет от роду. Единственное и потому балованное дитя, Лиза обладала резвым нравом, карие глаза живыми угольками поблескивали на приятном лице. Её бесконечные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье гувернантку, которая умирала со скуки в этой варварской стране.

Своё представление об Алексее девушка могла составить только со слов подруг – молодых барышень, ведь старшие Берестовы и Муромские были в ссоре. Тем паче подогревался интерес молодой девушки к мнимому в грёзах образу. Елизавета мечтает познакомиться с Алексеем, но не знает, как это сделать.

История с переодеваниями или превратности любви

Его Величество Случай приходит на помощь юной барышне. У нее была служанка Настя, годами немногим старше хозяйки, но такая же шалунья и поверенная во всех её сердечных тайнах.

Иными словами, горничной отводилась роль дуэньи. Именно ей представилась возможность воочию увидеть молодого барина, попав на именины к поварской жене в Тугилово.

Барышня, поджидая служанку из гостей, извелась вся от нетерпения.

Характеристика Алексея, выданная служанкой, повергла барышню в шок. Никакого намека на интересную бледность, скуку и разочарование. «Стройный, красавец, румянец во всю щеку…, а уж какой баловник, так не описать». Играл в горелки с дворовой челядью, так «ещё чего выдумал – как поймает какую девку, и ну целовать», одним словом, «бешеный».

Желание увидеться с веселым малым росло с каждой минутой. У Лизы с Настей созрел превосходный, по их мнению, план

: Краткий анализ стихотворения Узник Пушкина: история создания и главная идея

Первая встреча

Девушка решает нарядиться крестьянкой, а так как местный говор ей хорошо знаком, то разоблачение девушке не грозило. Рубашка из толстого полотна и сарафан из синей китайки были скроены и сшиты на следующий же день, а на нежные ножки, не привыкшие к колкой траве, сплели лапоточки. Чудо, как хороша была Лиза Муромская в этом наряде.

Рано поутру в самом веселом и игривом расположении духа проказница приблизилась к рощице на границе родовых владений.

Здесь, по её разумению, должен был появиться Алексей Берестов. И действительно, вдали послышался собачий лай, гончая вылетела на тропу и напугала Лизу. Вслед за этим показался хозяин собаки и по-французски отозвал пса.

Елизавета не преминула воспользоваться обстоятельствами. Алексей Берестов, плененный молодой крестьянкой, решил её проводить.

По дороге он, чтобы уравнять их на социальной ступени, представился слугой тугиловского барина, но девушка тотчас же опровергла его слова. Сама же она назвалась дочерью местного кузнеца Акулиной.

Внимание! По мотивам повести Пушкина режиссер Алексей Сахаров снял одноименный фильм-комедию (1995 год), построенную на мистификации с последующим разоблачением героини. Также существует театральная постановка и даже мюзикл.

С каждой минутой Акулина всё больше и больше нравилась юноше, и он взял с неё честное слово, что назавтра их встреча повторится. Барышня, боясь, что в случае её отсутствия Берестов явится в кузню, пообещала прийти на свидание.

Веселое приключение превращается в большое чувство

Уже спустя несколько часов барышня, полная раскаянья, решает прекратить встречи с молодым человеком, но лишь боязнь поисков настоящей Акулины удерживает её от этого шага. Как дальше развиваются события:

  1. Алексей, полный грёз о черноглазой поселянке, с нетерпеньем ждет следующего утра.
  2. На следующий день при встрече Лиза высказывает мысль о бесперспективности их знакомства и о легкомысленности её поступка (разумеется, на крестьянском диалекте).
  3. Алексей, очарованный девушкой, уверяет её в невинности своих помыслов и обещает впредь не искать с ней встреч без её ведома.
  4. Два месяца пролетели незаметно. Молодые люди поняли, что влюблены друг в друга, им было хорошо вместе.
  5. Елизавета и Алексей мало задумывались о будущем и жили настоящим.

Непредвиденное обстоятельство

Между тем, случилось происшествие, чуть не разрушившее идиллию молодых. Осенним холодным утром отец Лизы выехал на прогулку и нежданно наткнулся на охотившегося Ивана Петровича Берестова.

Встречи уже было не избежать, но тут лошадь Муромского понесла, а затем и сбросила седока. Была повреждена нога, и Берестов, соблюдая правила гостеприимства, пригласил Муромского к себе.

За завтраком соседи разговорились и с удивлением заметили множество общих тем и схожесть вкусов. Все распри были забыты, Григорий Иванович заботливо был усажен в дрожки, и, взяв на прощание слово, быть в Прилучино назавтра к обеду, отбыл восвояси.

Лиза, узнав о предстоящем рандеву, впала в отчаянье. Боязнь разоблачения, с одной стороны, и желание посмотреть, как будет вести себя её возлюбленный в других обстоятельствах, причудливо переплелись между собой. На помощь опять пришел испробованный метод.

На следующий день Берестовы подъехали к обеду. Алексей, сердце которого хоть и было несвободно, всё же хотел посмотреть на красотку, о которой был наслышан. И кого же он увидел? В комнату вплыла набеленая и насурьмленая жеманница, одетая в нелепый наряд а-ля Помпадур. Где же было признать Алексею в этой кокетке свою простосердечную Акулину.

Затея юной проказницы удалась. Отец лишь добродушно посмеялся над очередной забавой дочери. Мисс Жаксон восприняла эту выходку, как насмешку над собой, ибо белила и сурьма были взяты без спросу из её комнаты. Но барышня, уверив гувернантку в невинности шутки, была прощена.

: Детальный анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина – изучение антитез и метафор

Благополучное разрешение запутанной ситуации

На следующий день молодой человек расписал Акулине подробности встречи с жеманной красавицей в таких смешных выражениях, что Лиза смеялась от души.

Но всё же она посетовала на свою безграмотность, и Алексей Берестов тотчас же загорелся желанием обучить её буквам.

Каково же было удивление юноши, когда его милая пастушка спустя короткое время старательно выводила целые слова и читала по слогам. Они начали переписываться.

Но тут новые тучи сгустились над влюбленными. Родители наших молодых к тому времени подружились и прониклись друг к другу такой симпатией, что решили поженить своих детей.

Иван Петрович призвал к себе сына и объявил ему о принятом решении.

Алексей встречает это предложение с душевным содроганием и решительно отказывается от него, чем приводит в ярость своего отца, который обещает лишить сына наследства.

В смятении молодой человек пишет письмо своей ненаглядной, в котором обрисовывает всю безнадежность ситуации и призывает душку Акулину бежать с ним и жить праведными трудами.

Призвав всё своё мужество, молодой Берестов едет в Прилучино для решительного объяснения. Но Муромского не оказывается дома, и Берестов намеревается потолковать с его дочерью. Он входит в комнату – и что же видит: Акулина, любимая Акулина, сидела в белом утреннем наряде и читала его письмо.

Важно! Традиция с переодеванием в простую крестьянскую одежду жива и по сей день. В 1992 году молодая женщина из Екатеринбурга вместе с подругой открыла магазин православной одежды под названием «Барышня-крестьянка». Сейчас три магазина проекта открыты в Москве, Питере и Екатеринбурге.

Барышня-крестьянка Пушкина — анализ романа

Краткое содержание романа Барышня-крестьянка

Развязка более, чем ясна

Так чему же учит легкая, с элементами юмора история Лизы и Алексея из «Барышни-крестьянки»? Основная идея произведения заключена в том, что главные ценности человека составляют не статус и сословие, а ум, честь, доброта, искренность и простота.

Источник: https://uchim.guru/literatura/kratkij-pereskaz-baryshnya-krestyanka.html

Повести Белкина — диалектика Жизни — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

Повести Белкина характеристика образа Берестов Алексей Иванович

Читать около 21 мин

«Повести Белкина» написаны Пушкиным осенью 1830 года в Болдино. Творческий подъём, который писатель обыкновенно чувствовал осенью, сказался в эту осень с особенной силой. В Болдине, по его собственным словам, он «писал, как давно уже не писал».

Кроме целого ряда произведений, Пушкин написал прозой пять повестей, которые издал в 1831 году, озаглавив их: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Их предваряет предисловие «От издателя», связанное с «Историей села Горюхино».

Болдинская осень и творчество Александра Сергеевича

Однакожь нам пора. Ведь я рассказГотовил; а шучу довольно крупно

И ждать напрасно заставляю вас.

А.С. Пушкин, «Домик в Коломне», XXI октава

Многие привыкли воспринимать творчество Пушкина, как своего рода музыку — музыку стиха. Тем не менее Пушкиным не был бы Пушкиным, если бы дело ограничивалось только этой музыкой.

Что-то другое притягивает многих людей в его творчестве, возможно это загадка сокрытая в его творчестве — то, что он хотел сказать нам, но не мог по ряду причин сказать открыто, а посему зашифровал в иносказательной, символьной форме.

И именно в этом контексте стоит понять Пушкина, и, в первую очередь, повести Белкина.

Итак, осенью 1830 года А.С. Пушкин отправился в Болдино, чтобы уладить свои дела перед бракосочетанием с Н.Н.

Гончаровой, но в Нижегородской и близлежащих губерниях в это время разразилась эпидемия холеры, и был объявлен карантин.

Весь сентябрь, октябрь и ноябрь Пушкин был фактически заперт в Болдино: воля Случая. Для России и всех почитателей его таланта этот карантин обернулся неоценённым даром.

По мнению всех исследователей творчества поэта — «Болдинский период» осени 1830 года — самый плодотворный за всё время его творчества.

И среди всего написанного поэтом в этот период «Повести Белкина» занимают особое место: они полны загадок и отличаются особой закрытостью, благодаря которой, возможно, ни сами повести, ни их глубинный смысл не был понят ни современниками Пушкина, ни его потомками. И это вопреки тому, что сам Пушкин свидетельствовал, что его произведения несут в себе некий скрытый смысл.

Пушкин о судьбе своей первой прозы

Так, в предисловии к «Домику в Коломне» в издании П.О. Морозова 1896 года читаем:

«Рецензия (на поэму: авт.) явилась в Литературном Прибавлении к Русскому Инвалиду 1833, N 69. По словам Анненкова, повесть «почти всеми принята была за признак конечного падения нашего поэта. Даже в обществе старались не упоминать о ней в присутствии автора, щадя его самолюбие… Пушкин всё это видел, но не сердился и молчал…»

А вот выдержка из письма Пушкина издателю П.А. Плетнёву из Москвы 9 декабря 1830 года:

«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал.

Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, восьмую и девятую, совсем готовые в печать; повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим anonyme; несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан».

Сверх того, написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё (весьма секретное, для тебя единого): написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся, и которые напечатаем также anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

О десятой главе, написанной 19 октября, поэт умолчал. Она тоже была написана в Болдино, дошла до нас в зашифрованном виде. По мнению пушкинистов, оригинал уничтожен, но мы придерживаемся другого мнения.

В этом первом письменном свидетельстве о «Повестях Белкина» важны акценты. Судьбой своих прозаических повестей Пушкин озабочен, по-видимому, более всего.

Он не без гордости наблюдает за восторгом Баратынского, — судьи весьма взыскательного, — и, кажется, с нетерпением ожидает последствий своего эксперимента.

Он предугадывает реакцию Булгарина, претендующего на звание первого прозаика, и стремится оградить свое детище от критических атак. Он требует от Плетнёва совершенной секретности, — даже большей, нежели в отношении полемического «Домика в Коломне».

Таких мер предосторожностей он обычно не принимал — возможно одной из причин было то, что с «Повестями Белкина» Пушкин впервые выступал как прозаик. Говорим «впервые», потому что «Арап Петра Великого» не был закончен и напечатанные главы не давали полного представления о тех принципах повествования, которые стремился утвердить Пушкин.

«Повести Белкина» должны были взять на себя эту роль. Когда лицеист П.И. Миллер в 1831 году увидел у Пушкина уже отпечатанную книжку «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» и осведомился об авторе, Пушкин ответил:

«Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

«Повести Белкина» имеют пророческий смысл

«Повести Белкина» — это пять отдельных историй о простых людях, разбросанных по всему пространству огромной Российской империи. Это и драма, и комедия, и пародия. Сюжеты их вполне гармоничны для реалий того времени. Но и сейчас они привлекают своей какой-то загадочной новизной, своевременностью каждого, кто вдумчиво в них вчитывается.

Писались повести необыкновенно быстро:

  • 9 сентября 1830 года закончен «Гробовщик»,
  • 14 сентября — «Станционный смотритель» и предисловие «От Издателя»,
  • 20 сентября — «Барышня-крестьянка»,
  • 14 октября — «Выстрел»,
  • 20 октября — «Метель».

Между тем к 1831 году русская проза обладала не слишком большим опытом; ещё в 1825 году Пушкин жаловался на «необработанность» языка прозы, на необходимость «создавать обороты для изъяснения понятий самых обыкновенных», то есть по факту на отсутствие литературного русского языка для адекватного описания явлений окружающей жизни. Этот язык Пушкину теперь предстояло создавать в своём собственном творчестве, чтобы потом он стал достоянием Русской цивилизации.

Говорят, что если бы Пушкин больше вообще ничего бы не написал, то уже стал гениальным писателем. Высочайшая концентрация творческой активности писателя именно в этом периоде говорит, что все произведения этого периода носят особенно важный, а, если смотреться в них, то и пророческий смысл.

Отзывы писателей и критиков о произведении «Повести Белкина»

Как понимали «Повести Белкина» до сих пор? Прежде приведём ряд отзывов критиков и писателей того времени о данном произведении.

Фёдор Михайлович Достоевский:

«…и летописец, что и Отрепьев, и Пугачёв, и патриарх, и иноки, и Белкин, и Онегин, и Татьяна — всё это Русь и русское. где же это русское семейство, которое хотел изобразить Пушкин, в чём его русский дух, что именно изобразил он русского? Ответ ясен: надобно хоть немножко понимать поэзию.

Отбросим всё, самое колоссальное, что сделал Пушкин; возьмите только его «Песни западных славян», прочтите «Видение короля»: если вы русский, то вы почувствуете, что это в высочайшей степени русское, не подделка под народную легенду, а художественная форма всех легенд народных, форма, уже прошедшая через сознание поэта и, главное,— в первый раз нам поэтом указанная…»

(«Собрание сочинений в 15 томах», т. 11, «III. Книжность и грамотность. Статья первая»,1993 год),

«…Но обращусь лучше к нашей литературе: всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиная со смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина…»

(«Собрание сочинений в 15 томах», т. 13, «II. О любви к народу», 1994 г.)

Лев Николаевич Толстой:

«…Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время … «Повести Белкина», в 7-й раз в моей жизни. Писателю надо не переставать изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие…»

(Л.Н. Толстой — П.Д. Голохвастову, 30 марта 1873 года, Ясная Поляна)

«…Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение.

Изучение это чем важно? Область поэзии бесконечна, как жизнь; но все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии и смешение низших с высшими, или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения.

У великих поэтов, у Пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства. Я знаю, что анализировать этого нельзя, но это чувствуется и усваивается.

Чтение даровитых, но негармонических писателей (тоже музыка, живопись) раздражает и как будто поощряет к работе и расширяет область; но это ошибочно; а чтение Гомера, Пушкина сжимает область и если возбуждает к работе, то безошибочно…»

(Л.Н. Толстой — П.Д. Голохвастову, 7 апреля 1873 года, Ясная Поляна)

Загадки «Повестей Белкина»

Следует понимать, что практически во всех произведениях Александра Сергеевича есть скрытый, второй слой смысла, зашифрованный с помощью определённых символов.

Термин «второй смысловой ряд» впервые введён Андреем Белым в процессе анализа пушкинского «Медного всадника».

При этом в баснях у Эзопа, как и у нашего «дедушки Крылова», в символической форме животных зашифрованы характеры людей и их взаимоотношений, а у Пушкина в его произведениях действуют люди, которые символизируют собою определённые социальные явления и группы.

Сюжет его произведений, таким образом, отражает возможные сценарии развития общества, увиденные автором и рассказанные языком поэзии. Наиболее ярким сборником таких сценариев развития России, написанных в художественной форме незамысловатых историй, и является цикл «Повестей Белкина».

Изданием повестей занимался Плетнёв. В письме к нему (около 15 августа 1831 года) Пушкин просил:

«Смирдину шепнуть моѐ имя с тем, чтобы он перешепнул покупателям».

В конце октября 1831 года повести вышли в свет под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». С полным обозначением имени автора «Повести Белкина» вышли в 1834 году в книге «Повести, изданные Александром Пушкиным». На этом пока остановимся, чтобы пояснить одно, на первый взгляд далѐкое от темы обстоятельство.

«Мы — ленивы и не любопытны»

— писал Пушкин и видимо предполагал, что его читатели в России в далёком будущем будут не ленивы, а главное — будут ещё сотворцами своих судеб; и соответственно будут способны познавать Мир самостоятельно, а не жить готовыми рецептами.

В статье, посвящённой Сократу, «Советский энциклопедический словарь» (1987 год) характеризует его следующими словами:

«один из родоначальников диалектики, как метода отыскания истины путѐм постановки наводящих вопросов».

Психика человека генетически запрограммирована так, что: наше мировоззрение и миропонимание представляют собой совокупность разграниченных меж собой информационных модулей разного характера и взаимосвязей между ними; мы мыслим разграниченными информационными модулями, принадлежащими нашему мировоззрению и миропониманию, связывая их друг с другом и с объективной реальностью, информацию о которой воспринимаем непосредственно при помощи чувств, либо опосредованно — через приборную базу науки и техники и через других людей.

Т.е. диалектика как метод познания запрограммирована для нас генетически. Но в силу уникальности всякого познавательно-творческого акта, обусловленности его конкретикой обстоятельств, диалектика — искусство и потому не поддаётся формализации; соответственно «диалектика» по Гегелю и Марксу — от лукавого.

Чтобы ответить на загадки «Повестей Белкина», зададимся вопросами:

  1. Для чего Пушкин сделал автором повестей несуществующего «писателя» Ивана Петровича Белкина, а сам ушёл в анонимы?
  2. Зачем Пушкину понадобился анонимный друг и сосед И.П. Белкина, который прислал издателю (Пушкину) биографию «писателя»?
  3. Почему рассказчиков историй четверо (И.П. Белкин только записал эти истории), а повестей — пять? (** В самом деле, в рукописи г. Белкина над каждой повестию рукою автора надписано; слышано мною от такой-то особы (чин или звание и заглавные буквы имени и фамилии). Выписываем для любопытных изыскателей: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К. И. Т.).
  4. С какой целью поэт изменил хронологию повествования, переставив «Выстрел» и «Метель» в начало повестей, хотя хронологически они завершают их?
  5. Почему из пяти повестей только события «Метели» привязаны к реальной хронологии: 1811 — 1812 годы?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, расположим повести в хронологической последовательности их написания и сопоставим их персонажам-символам определённые социальные явления:

Источник: https://inance.ru/2016/11/povesti-belkina/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики