SAVUZ

Повелитель мух характеристика образа Ральфа

Зверь в каждом из нас

Повелитель мух характеристика образа Ральфа

Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух», на первый взгляд, имеет мало общего с хоррором. Ведь что представляет собой это произведение? Социальную драму? Антиутопию? Приключенческий роман робинзонаду? Конечно!

Но ещё «Повелитель мух» — книга об Ужасе. Том самом, что скрывается в каждом человеке и ждёт только удобного случая выйти наружу…

В результате авиакатастрофы английские школьники оказываются на необитаемом острове и, несмотря на отсутствие взрослых, поначалу неплохо живут.

Однако вскоре все летит в тартарары: цивилизованные мальчики дичают, поклоняются отвратительному «богу», доходит даже до убийств.

Сюжет «Повелителя мух» хорошо знаком каждому, что не удивительно: этот роман Голдинга признан одним из важнейших литературных произведений XX века.

«Повелитель мух» настолько многогранен, что говорить о нем сложно. Роман раскрывает самые разные темы, каждая из которых сама по себе интересна и значима. Переплетенные в одном произведении, эти темы приобретают еще более глубокий, философский, почти сакральный смысл.

Так, «Повелитель мух» — это аллегорический роман-парабола, проще говоря, притча о человеческой природе, иррациональной и подверженной страхам несмотря на глас рассудка.

Также произведение затрагивает вопросы религии, причем с ницшеанским мотивом «Бог мертв», ведь словосочетание «Повелитель мух» — дословный перевод имени языческого бога Вельзевула, который в христианстве ассоциируется с дьяволом.

Да и само упоминание зверя отсылает к библейскому «Откровению Иоанна Богослова», которое рассказывает о конце света и гибели человечества. Кстати, оригинальное название романа «Lord of the Flies» можно перевести и как «Господь мух», однако в России этот вариант не прижился.

«Повелитель мух» — это и социальная драма: сильный и умный лидер постепенно становится изгоем; слабого и неуклюжего толстячка-изгоя не просто тиранят, но в итоге убивают.

Это и антиутопия, раскрывающая истинную сущность людей, которая проявляется даже в невинных на первый взгляд детях. Мы видим попытку построить образцовое общество, которая оборачивается крахом, деградацией, настоящим кошмаром.

Это и приключенческий роман, робинзонада с идеальным местом действия — остров с превосходными для жизни условиями.

Наконец, это книга о детстве, о сотрудничестве и соперничестве, о друзьях и врагах: «Головы кружила высота, кружила дружба»; «Они [Ральф и Джек] посмотрели друг на друга с изумленьем, любовью и ненавистью»; «И еще эта странная ниточка между ним и Джеком; нет, Джек не уймется никогда, он не оставит его в покое».

Нужно признать, что о «Повелителе мух» редко говорят как о хорроре, чаще уделяя внимание религиозно-философскому смыслу произведения. Поэтому мы постараемся восстановить справедливость и рассмотреть всего один аспект — ужас.

Кадры из фильма «Повелитель мух»

(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Зверь выходит из вод, зверь сходит с неба

А ужасного в романе Голдинга много. И прежде всего — зверь, один из ключевых образов произведения и один из самых страшных монстров в истории хоррор-литературы.

Уже во второй главе малыш с родимым пятном в пол-лица шепчет о звере-змее, который «выходит из вод». Вскоре ребенок погибает в лесном пожаре, устроенном по недосмотру. К слову, эта трагичная случайность тоже пробирает до глубины души, особенно надрывное Хрюшино: «Вот тот малыш, тот, который на лице с меткой, я не вижу его. Где он?»

Дальше появляется все больше смутных намеков на зверя, который приходит во снах и мерещится в переплетении лиан. «Под деревьями идет что-то, большое и страшное»; «Ты чувствуешь, будто вовсе не ты охотишься, а за тобой охотятся; будто сзади, за тобой, в джунглях все время прячется кто-то».

Выплескивается на волю первобытный страх перед темнотой и неизвестностью, который признает даже Джек, воплощение мужественной силы, переходящей в жестокость. Ужас нарастает хаотично, мелькает в оборванных и часто несвязных разговорах мальчишек, в каких-то недомолвках, умолчаниях — и от этого еще напряженнее.

И хуже всего, что ни герои романа, ни читатели не знают наверняка, существует зверь или нет. Голдинг намеренно запутывает повествование, нагнетая атмосферу.

Попытка выследить чудовище оказывается успешной. По воле злого рока они натыкаются на мертвого парашютиста, застрявшего на скале и страшно «кланяющегося» из-за ветра.

С другой стороны, в глубине души дети верят в зверя — а значит, непременно найдут его во всем, что угодно. При этом никто, даже рассудительный Ральф, не слушает проницательного Саймона, ведь он «с приветом».

Именно Саймон первым понимает, что «зверь — это мы сами». И он находит в себе смелость подняться на гору и узнать тайну засевшего там «монстра».

Еще один потрясающий по степени напряженности и градусу ужаса эпизод — встреча Саймона с Повелителем мух.

«Прямо против Саймона ухмылялся насаженный на кол Повелитель мух. Наконец Саймон не выдержал и посмотрел; увидел белые зубы, кровь, мутные глаза — и уже не смог отвести взгляда от этих издревле неотвратимо узнающих глаз. В правом виске у Саймона больно застучало.

(…)

— Глупый маленький мальчик, — говорил Повелитель мух, — глупый, глупый, и ничего-то ты не знаешь.

(…)

Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота.

— Но ты же знал, правда? Что я — часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло? Что все получилось из-за меня?

(…)

— Мы тебя прикончим. Ясно? Джек, и Роджер, и Морис, и Роберт, и Билл, и Хрюша, и Ральф. Прикончим тебя. Ясно?

Пасть поглотила Саймона. Он упал и потерял сознанье».

Этот момент вызывает иррациональный страх. Мы знаем, что это всего лишь свиная голова на палке, которую Джек оставил как дар зверю. Мы знаем, что беседа происходит в воспаленном мозгу «чокнутого» Саймона, перегревшегося на солнце.

Но все равно боимся, боимся Повелителя мух и его слов, даже если уже в десятый раз читаем роман и знаем, что будет дальше.

После этой сцены в груди остается тошнотворный комок, губы пересыхают, язык липнет к гортани, будто ты сам стоишь загипнотизированный перед мерзким, всезнающим Повелителем мух.

Кадры из фильма «Повелитель мух»

(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Длинные волосы, раскрашенные лица

Догадка Саймона («зверь — это мы сами») подводит нас к другому кошмару: одичание, стремительная деградация ждет тех, кто оказался отрезан от цивилизации.

Источник: https://darkermagazine.ru/page/zver-v-kazhdom-iz-nas

Краткое содержание «Повелитель мух»

Повелитель мух характеристика образа Ральфа

Роман «Повелитель мух» Голдинг написал в 1954 году. Аллегорическое произведение считается антиробинзонадой.

Автор описывает, как обычные английские школьники, оказавшись на необитаемом острове, быстро отказываются от ценностей цивилизации и становятся кровожадными дикарями.

В книге затрагивается тема атомной войны, тема противостояния демократической и тоталитарной властей, прослеживаются религиозные христианские и карнавальные («масочные») мотивы.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Повелителя мух» по главам. Пересказ подойдет для подготовки к уроку мировой литературы, для читательского дневника.

Ральф – светловолосый мальчик, 12-ти с лишним лет; первое время был избран главным на острове.

Джек Меридью  – «тощий, высокий» мальчик, с рыжими волосами; лидер церковного хора, а затем охотник и вождь дикарей.

Хрюша – толстый мальчик, страдающий от астмы, воспитывался тетей; прозвище Хрюша получил, потому что так его называли в школе.

Саймон – «маленький, тощий мальчуган с острым личиком», один из певчих церковного хора.

Близнецы Эрик и Сэм, Морис, Роджер, Роберт, Персиваль Уимз Медисон  – мальчики, оказавшиеся на острове после крушения самолета.

Офицер

Произошло крушение самолета с мальчиками. Ребят выбросило на необитаемый остров. На пути к берегу встретились Ральф и толстяк Хрюша. Ральф отметил, что на острове, по-видимому, нет взрослых. Пока они шли к берегу, толстяк рассказал, что у него астма и он с трех лет носит очки.

Хрюша вспомнил, как летчик говорил про атомную бомбу и что все погибли. Ральф заметил в водорослях раковину «сочного кремового цвета» и подул в нее, как в рог. На звук горна из лесу начали появляться мальчики. Издалека подошел отряд ребят в черных плащах – певчие церковного хора во главе с Джеком Меридью. Проав, мальчики выбрали главным Ральфа. Ребят из хора решили сделать охотниками.

Отправившись на разведку, Ральф, Джек и Саймон наткнулись на застрявшего в лианах поросенка. Джек занес нож, но поросенок успел выпутаться и убежать.

Глава 2

На собрании Ральф предложил: тот, кто хочет высказаться, должен поднять руку, после чего ему передадут рог-раковину как право голоса. Вперед выступил малыш с «багровым родимым пятном» на половину лица и спросил, что они будут делать со змеем – он ночью видел страшного «зверя» в лесу. Джек обещает обследовать остров.

Ральф сказал, что рано или поздно за ними должны прислать корабль, поэтому им нужно разжечь на горе сигнальный костер. Ни у кого не было спичек, но Джек догадался разжечь огонь, используя очки Хрюши.

Следить за костром и караулить корабли доверили мальчикам из хора. Неожиданно огонь с костра перебросился на деревья, лес. Малыши бегали около огня. Хрюша отметил, что не видит малыша с «меткой на лице».

Глава 3

Шалаши для ночевки строили только Ральф и Саймон, остальные мальчики только купались и загорали, что сильно не нравилось Ральфу. Вернувшись с охоты Джек поделился, что в лесу иногда чувствуется «будто вовсе не ты охотишься, а за тобой охотятся».

Глава 4

Мальчики обнаружили озерцо с белой и красной глиной. Джек намазал глиной лицо и скомандовал всем строиться и идти на охоту. «Маска завораживала и подчиняла».

Пока мальчики побежали с Джеком на охоту, мимо острова проходил корабль. Никто не смотрел за сигнальным костром, поэтому он погас, и корабль проплыл мимо. Хористы, которые должны были дежурить у костра, вернулись с добычей – убитой свиньей. Джек начал восторженно рассказывать о победе над свиньей, но Ральфа волновало только то, что корабль прошел мимо.

Джек извинился за костер, чем только разозлил Ральфа. Ральф смог лишь ответить: «Это подлость» и распорядился разжигать костер. Этим он «утвердил свое главенство».

Глава 5

Ральф ввел правило жечь костер только на горе. Джек сообщил, что прочесал весь остров и ничего не видел. Один из малышей рассказал, как ночью возле шалаша он видел что-то большое и страшное. Другой малыш, Персиваль Уимз Медисон, рыдая, сказал, что зверь выходит из моря.

Неожиданно Хрюша вырвал у него рог и заорал: «Кто мы? Люди? Или зверье? Или дикари?». Возмутившись Джек начал наступать на Хрюшу, Ральф защитил толстяка. Джек, рассердившись, убежал, а за ним и другие мальчики.

Глава 6

На скалы ночью бросило парашютиста. Ральфа разбудили близнецы с криками, что они видели зверя. Старшие мальчики в поисках зверя отправились к отвесной скале «футов в сто высотой», где обнаружили пещеру. Ральф заметил, что сигнала костра нет, и распорядился немедленно возвращаться на гору.

Глава 7

По дороге к горе Джек предложил поохотиться на свиней. Ральф попал копьем в кабана, но животное ушло. Мальчики, изображая охоту, сомкнулись кольцом вокруг Роберта, игравшего роль кабана. Они танцевали и пели: «Бей свинью! Глотку режь! Бей свинью! Добивай!».

Начинало темнеть и на вершину решили пойти только Джек, Ральф и Роджер. По пути Ральф признался, что ему страшно. В гору Джек пошел сам, но вскоре в испуге вернулся. Отправившись туда вместе, они увидели в темноте развеваемый ветром парашют, приняв его за нечто ужасающее.

Глава 8

Ральф считал, что зверь нарочно засел у костра, чтобы их не спасли. Джек рассказал всем, что Ральф испугался ночью идти на вершину. Поэтому Джек больше ему не слуга  и будет охотиться отдельно – кто хочет, может к нему присоединиться.

Хрюша и Ральф развели костер на берегу. Большинство старших мальчиков ушли.

Примкнувшие к Джеку мальчики теперь называли его «вождем», ходили с ним на охоту. Убив очередную свинью, «Джек поднял свиную голову и наткнул мягким горлом на острый кол», сказав, что это дар для зверя. Саймон наблюдал за происходящим, скрываясь в кустах.

«Над черным комом кишок, как пила, жужжали мухи», «а прямо против Саймона ухмылялся насаженный на кол Повелитель мух». Мальчику казалось, что Повелитель мух разговаривает с ним, говорит, что он – Зверь. «Но ты же знал, правда? Что я – часть тебя самого?». «Пасть поглотила Саймона.

Он упал и потерял сознанье».

Глава 9

Очнувшись, Саймон пошел к горе и обнаружил на вершине упавшего парашютиста, чье тело вздымалось от ветра вместе с парашютом. «Зверь был безвреден и жуток; об этом надо было скорей сообщить всем». Саймон поспешил вниз, но его ноги подкашивались.

Ральф с не примкнувшими оставшимися мальчиками пошли к Джеку. У дикарей был пир. Началась сильная гроза. Джек крикнул всем танцевать, мальчики пустились изображать охоту. Из леса вышел Саймон. Он кричал что-то о мертвеце на горе.

Мальчики обступили его кругом, словно он Зверь. На Саймона «налетели, его били, кусали, рвали». Когда все разошлись, «только зверь остался лежать». Сильным ветром мертвого парашютиста отнесло в открытое море.

Вскоре море смыло и мертвое тело Саймона.

Глава 10

С Ральфом остались только Хрюша, близнецы и несколько малышей. Ральф сильно переживал, что они на берегу убили Саймона, но остальные старались делать вид, что ничего не случилось. Ночью на Ральфа, Хрюшу и близнецов напали дикари и забрали очки Хрюши.

Джек придумал на скале механизм из бревен, который работал как рычаг и мог сбросить при нажатии каменную глыбу вниз.

Глава 11

Ральф, Хрюша и близнецы, которым нужен был огонь, привели себя в порядок, взяли копья и пошли к Джеку. У напоминающей замок скалы их поджидали вооруженные раскрашенные дикари. Ничего не видящему без очков Хрюше Ральф сказал стать на коленки и ждать.

Джек и Ральф начали драться. По приказу Джека близнецов схватили. Неожиданно Хрюша закричал, что мальчики «как дети малые». В это время наверху Роджер налег на рычаг и сбросил огромный камень на Хрюшу.

«Камень прошелся по Хрюше с головы до колен; рог разлетелся на тысячу белых осколков и перестал существовать». Море унесло тело Хрюши. Джек запустил в Ральфа копьем. Ральф бросился бежать и скрылся в чаще.

Глава 12

Ральф был ранен – на правом боку был большой кровоподтек. Он понимал, что Джек не оставит его в покое. Недалеко от места пребывания дикарей Ральф обнаружил жертвоприношение – насаженный на палку свиной череп.

Ночью у дикарей сменились часовые – на дежурство вступили близнецы. Ральф сказал, что будет завтра прятаться тут, и просил мальчиков отвести дикарей от его убежища. Испуганные близнецы донесли о планируемом убежище Ральфа. С утра дикари начали преследовать мальчика, а затем подожгли остров, чтобы выкурить его.

Ральф из последних сил бежал от улюлюкающих дикарей. Неожиданно на берегу он увидел морского офицера – военные с катера заметили дым и подплыли к острову. На вопросы офицера Ральф ответил, что тут нет взрослых, а двое мальчиков были убиты.

Увидев разукрашенных дикарей, Офицер сказал, что они, как англичане, могли бы выглядеть попристойнее. Ральф отметил, что так и было, пока все были вместе. Офицер понимающе кивнул: «Ну да. И все тогда чудно выглядело, просто «Коралловый остров»».

«Из глаз у Ральфа брызнули слезы, его трясло от рыданий». «Заразившись от него, другие дети тоже зашлись от плача».

В романе «Повелитель мух» Голдинг противопоставляет образы Ральфа, как воплощения рационального, цивилизованного начала, и Джека, как воплощения начала дикого, иррационального, первобытного.

«Повелителем мух» в книге названа голова убитой свиньи, насаженная на кол. По мнению историков литературы, Повелитель мух в романе символизирует дьявола.

Саймон же, убитый мальчиками во время ритуального танца, является прообразом Христа.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Повелителя мух», а оценить гениальный роман Уильяма Голдинга в полном варианте.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 93.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/golding/povelitel-muh

Антиробинзонада «Повелитель мух» У. Голдинга | Литерагуру

Повелитель мух характеристика образа Ральфа

Английский писатель Уильям Голдинг написал 12 романов, но мировую известность ему принесла антиутопия «Повелитель мух» — литературный дебют автора. Голдинг взял за основу архетипический сюжет Дефо и создал антиробинзонаду, то есть показал постмодернистскую трактовку известного мифа о человеке на необитаемом острове.

Постмодернистская интерпретация мифа

В результате авиакатастрофы несколько английских школьников разных возрастов оказались в изоляции от цивилизованного мира. Таким образом, писатель смоделировал пограничную ситуацию, обеспечивая «чистоту опыта». Со временем дети (в основе своей) сбрасывают личину цивилизованности, раскрашивают лица, как дикари, и без раскаяния убивают своих товарищей, сжигая остров дотла.

Изначально школьники выбирают демократический способ правления, выдвигая кандидатуру главного (Ральфа) и сочиняя правила поведения, обязательные для всех. Для собраний они оборудуют специальную площадку, а для передачи слова используют рог. Дети строят незамысловатый быт, собирая фрукты, строя шалаши и разведывая местность.

Однако вскоре встает вопрос охоты, который может решить только один человек – Джек – олицетворение грубой силы и тоталитарной власти. Он один не боится убить животное, поэтому собирает группу охотников и отправляется в походы на дичь.

Пока Ральф (олицетворение демократической формы правления и человечного лидера), Хрюша (носитель цивилизации и олицетворение родителя), Саймон (образ Христа) и малыши строят шалаши, охотники убивают диких свиней для пропитания.

Постепенно Джек забирает власть в свои руки, предлагая «племени» дикую и веселую жизнь взамен занудного ожидания спасения, которое предлагает Ральф. Ответственность и дисциплину ребята сменяют на дикие пляски у костра и постоянную жажду крови. Их новым идолом становится свиная голова на копье – тот самый повелитель мух.

Этим жертвоприношением они задабривают зверя (мертвого парашютиста, который в темноте показался им чудовищем). Во время ночного пира у костра они принимают Саймона за зверя и убивают его. После первого неосознанного убийства племя начинает охоту на несогласных с новым режимом.

Второй жертвой становится Хрюша, которого убивают уже вполне осознанно. После принято решение затравить Ральфа, как дикого зверя. Мальчик спасается в лесу, тогда Джек и компания поджигают лес, чтобы выманить его. В момент, когда Ральф выбегает на открытое место, к берегу причаливает бригада спасателей.

Когда школьников в шутку спрашивают, есть ли жертвы, они отвечают: «Всего лишь двое» (если считать мальчика, пропавшего в самом начале, то трое). То есть, для них ценность человеческой жизни упала настолько, что двое убитых – это «всего лишь». Они привыкли к крови и больше ее не страшатся.

Очевидно, что антропопессимизм, свойственный постмодернистской литературе, проявил себя и у Голдинга.

Философская «начинка» постмодернизма в романе проявляется так: Оказываясь на острове, герои переживают экзистенциальное прозрение, высвобождая свою экзистенцию.

Иначе говоря, они показывают свою реальную сущность, которую сдерживает цивилизация. Они понимают, что больше не обязаны притворяться и подделываться под общепринятые нормы.

Только вот в большинстве из них верх берет темное начало, которое как раз таки надо сдерживать, чтобы оно не разрушило мир до основания.

Полемика с просветительской концепцией человека

Если у Дефо вера в Господа и трудолюбие обеспечили герою спокойную и даже комфортную жизнь на острове, то у Голдинга детей не спасли ни кажущаяся на первый взгляд невинность, ни безупречные манеры, привитые в английских частных школах.

Если учение Tabula rasa (теория просветителей) утверждало, что человек рождается чистым, как белый лист, и его личность зависит только от степени просвещения, то точка зрения Голдинга опровергает эту идею. Он изображает школьников, не испорченных жизнью и в то же время воспитанных и образованных.

Они еще не успели стать циничными и порочными взрослыми, которые посылают знаки в виде мертвых парашютистов. Однако с течением времени на острове становится ясно, что люди не рождаются чистыми. В каждом из них изначально заложен целый мир противоречивых страстей, в каждом из них был дикарь и цивилизованный человек.

В ком-то победил один, в ком-то — другой. Но от одного воспитания не зависели ни победа, ни поражение.

То, что изобразил Голдинг, реалистичнее.

Воинственный 20 век показал, что человека не учит история (Вторая мировая война началась через двадцать лет после Первой), не красит образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасает воспитание. Он с детства способен научиться убивать, если имеет к этому врожденную склонность. Когда он окажется на острове, его сущность вряд ли изменится к лучшему.

Смысл иносказания в романе «Повелитель мух»

Источник: https://LiteraGuru.ru/antirobinzonada-povelitel-muh-u-goldinga/

Уроки зарубежной литературы

Повелитель мух характеристика образа Ральфа

На протяжении моей жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. (У. Голдинг)

Повесть У. Голдинга “Повелитель мух”, как показывает практика, захватывает учащихся с первых страниц. Охота на дикую свинью выливается в охоту на человека, травлю одиночки озверелой толпой. О зле, о звериных началах в человеке и трактует У.

Голдинг на самом высоком, потаенном уровне своей притчи. Что победит? Этот вопрос обращен ко всем нам.

Целью урока является попытка ответить на “вечные” вопросы, обобщить сведения учащихся по повести-притче, продолжить знакомство учащихся с лучшими произведениями мировой литературы.

План урока.

1. Слово об Уильяме Голдинге, библиография писателя, ведущая тема творчества.

2. Повесть “Повелитель мух” – первое произведение писателя.

3. Притча как жанр. Жанр притчи в произведениях мировой литературы.

4. Композиция повести-притчи “Повелитель мух”.

5. Персонификация образов, их трактовка.

6. Герои и антигерои. Анализ произведения.

7. Разрушение цивилизации.

8. Система образов-символов в повести.

9. Вывод – обобщение “Уроки У. Голдинга”.

Методические рекомендации:

сообщение готовит учитель или заранее подготовленный учащийся.

“Уильям Голдинг – английский писатель, родился в Корнуэлле 19 сентября 1911 г. в семье учителя, окончил Оксфордский университет, сам учительствовал в средней школе с 1939 по 1961 гг.

Во время Второй мировой войны (1940–1945 гг.) служил в Британских военно-морских силах.

Уже при жизни У. Голдинг вошел в круг писателей-классиков XX века. Им написаны следующие произведения: “Повелитель мух” (1954 г.), “Наследники” (1955 г.), “Воришка Мартин” (1956 г.), “Свободное падение” (1959 г.), “Шпиль” (1964 г.), “Пирамида” (1967 г.).

Все книги У. Голдинга переведены на многие языки народов мира. Феноменальность его творчества заключается в верности одной теме: безжалостно, интенсивно анализирует он из книги в книгу противоречивую натуру человека, способного к добру и злу”[1].

Он испытывает человека на разрыв, ставит перед выбором, на грань пропасти, откуда нет возврата, пристально исследует он поведение человека у последней черты, выбор им свободы и несвободы.

Драматический накал его книг облекается в такие пластичные, осязаемые, материальные образы, что создаваемые им картины захватывают и завораживают, а масштабность коллизий приковывает внимание всех.

То, о чем он пишет, захватывает обширные сферы духа и вызывает встречную работу разума и воображения.

Пройдя через испытания войны, обобщив все увиденное и выстраданное, он напишет:

“На протяжении мой жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. И раз я убеждаюсь, что человечеству больно, это и занимает все мои мысли. Я ищу эту болезнь в себе.

Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем.

Вот почему я пишу со всей страстностью и говорю людям это: смотрите, смотрите: вот какова она, вот какой я ее вижу, природа самого опасного из всех животных, – человека”.

Методические рекомендации:

сообщение ученика, заранее подготовленного.

Первая повесть У. Голдинга “Повелитель мух” (1954г.) написана как “трагический” урок, как – предупреждение. Она была отвергнута многими издательствами из-за неизвестности автора, но, появившись в печати, тем не менее, сразу же выдвинула его в центр литературной жизни Англии.

Эта книга о противоречивости человеческой натуры, о зле, что может проснуться в человеке, но не только, она также о том, что человек может обуздать пробуждающеесязло.

Героями этой повести являются дети, подростки: есть совсем маленькие, им по 5-6 лет, старшим – по 10-13 лет.

Это рассказ о том, что в связи с началом войны (в повести не сказано какой, может атомной, ведь повесть написана в разгар холодной войны – не это главное) взрослые, спасая детей, отправляют их подальше от места катастрофы.

Но с самолетом происходит авария, и дети оказались на одном из океанских островов, и никто в мире не знает, где они находятся.

Им предстоят испытания, через которые одни пройдут, приобретая отрицательный опыт, другие, отстаивая в себе человека, погибнут от рук первых.

Методические рекомендации:

1. Сообщение ученика, заранее подготовленного.

2. Задание классу: записать некоторые положения об особенностях жанра притчи.

Притча

– небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.

Притча-парабола

– рассказ, где сюжет движется как бы по кривой, автор начинает разговор с предмета, далекого от действительного замысла, с частного, незначительного и к нему же возвращается в конце, снова удаляясь от главного, например, притча о Кудеяре (Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”). Начало и конец – рассуждение о божьей милости к грешникам, тогда как подлинный смысл ее – призыв к борьбе с угнетателями – содержится в сделанном мимоходом сообщении об убийстве помещика.

В мировой литературе жанр притчи широко распространен в баснях, отличается тяготением к народной мудрости. Модификациями являются универсальные произведения, написанные на основе мирового фольклора и литературного творчества. Примером может быть притча о блудном сыне.

В западной литературе XX века широко использовали жанр притчи Ж.П. Сартр, Ф.Кафка, А.Камю, У.Фолкнер, Теккерей, Диккенс. Широко известна повесть-притча Э.Хемингуэя “Старик и море”. Притчевые мотивы находим в творчестве позднего Л.Н.Толстого.

“У. Голдинг – писатель-параболист. Его параболы (притчи-иносказания) – это уроки всем нам, “незаметно и бессознательно они учат и обучают человека”[2]. В чем же иносказательный смысл повести-притчи “Повелитель мух”?

Аллегория

– иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

4. Композиция “Повелителя мух”

Примечание:

данное сообщение – это коллективная работа учащихся, они используют схему, которую подготовили.

Развитие сюжета повести

1.

Завязка действия. Появление детей на необитаемом острове, встреча Ральфа и Хрюши.

2.

Развитие действия.

3. Сбор всех детей. Утверждение правил поведения. Раковина-рог – символ демократии, ее роль в жизни сообщества детей.

4. Перераспределение ролей. Образование сообщества охотников. Лидерство. Неудачная попытка первой охоты.

5. Начало разрушения цивилизации. Камень, брошенный в ребенка. Первые страхи. Образ Зверя. Заброшенные малыши.

6. Первая кровь. Феномен маски: маска завораживала и подчиняла.

7. Поклонение “Повелителю мух”. Вселенский страх.

8. Открытие истины прозорливому Саймону о природе Страха.

9-10. Кульминация.

Примечание: особо стоит поговорить о кульминации, напомнив, что есть оная, смерть героя – это всегда кульминация, но в повести две смерти: преднамеренная – Саймона – от рук своих же, другая – умышленная, на виду у всех – Хрюши.

Облава, смертельная охота дикарей на главного героя Ральфа на охваченном огнем острове, несомненно, – это кульминация всей повести. Итак, это повесть с тройной кульминацией, примеры в мировой литературе – повесть-притча Э.

Хемингуэя “Старик и море”, в которой двойная кульминация.

Итак, кульминация.

8 = К-1 – Гибель Саймона, непреднамеренная смерть, развязывающая руки дикарям.

9 = К-2 – Смерть Хрюши от рук Джека, открытая, преднамеренная.

10 = К-3 – Смертельная охота племени дикарей на Ральфа.

11 – Развязка. Спасение Ральфа (Deus ex machine).

1.

Ральф – главный герой, прилагающий все усилия остаться человеком до конца, в нем персонифицирована “надежда на власть, стремящуюся быть справедливой и разумной”. [3]

2. Хрюша – законник, технократ, олицетворение рационализма, веры в науку, в добро, он чистосердечен и сметлив.

3. Саймон – стихийный философ, провидец, “чокнутый”, но именно ему открывается смысл происходящего на острове, он совестлив, скромен и бесстрашен.

Антигерои (лагерь дикарей).

1. Джек – предводитель племени охотников, отрицательный лидер, разрушитель всего человеческого в себе, в прежней жизни староста церковного хора мальчиков, завистлив, тираничен.

2. Роджер – помощник Джека, прирожденный палач и садист.

3. Другие герои – послушное, нерассуждающее большинство (что зачастую соответствует реалиям жизни) не в состоянии понять, что происходит и принять чью-либо сторону.

Эрик и Сэм

– братья-близнецы, способные на самостоятельные поступки, но перешедшие в лагерь дикарей, подчиняясь грубой силе, и не в состоянии оказать сопротивление.

6. Герои и антигерои. Анализ произведения

Вопросы к классу.

1. Как вы считаете, почему героями своей повести-притчи У. Голдинг избрал детей-подростков? (Ребенок может исповедоваться осознанно, отвечая за свои поступки, с семи лет).

2. Сформулируйте основную тему и идею этого произведения.

3. Назовите поступки Саймона, которые вызывают ваше уважение к данному герою. Чем он вам нравится? Каким философским смыслом наполнен данный образ?

4. Проанализируйте эпизод смерти Хрюши. О чём говорит его смерть?

5. Что вы можете сказать о поведении бессловесного, нерассуждающего большинства? Какую мысль хочет довести до нас писатель, рисуя поступки этих детей?

6. Аллегорический образ Повелителя мух в повести и его аналоги в мировой литературе.

7. Раскройте смысл образов-символов повести.

8. Какие истины открывает нам мир повести-притчи У. Голдинга “Повелитель мух”?

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213184/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики