SAVUZ

Полтава характеристика образа Петра I

Образ Петра 1 в поэме

Полтава характеристика образа Петра I
Образование 7 марта 2016

Образ Петра 1 в поэме “Полтава”, безусловно, заслуживает детального рассмотрения.

Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы.

Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Достаточно часто встречается в произведениях Пушкина образ Петра 1. В поэме “Полтава” этот царь является главным героем, как и в некоторых других произведениях. Вкратце охарактеризуем основные из них.

Отношение Пушкина к Петру I на примере основных произведений

Стихотворение “Стансы”, созданное в 1826 году, стало одним из первых произведений, посвященных теме Петра. Практически все оно является восхвалением великого императора. Александр Сергеевич хочет, чтобы Николай стал таким же монархом, как и его выдающийся предшественник. Николай I – это правнук Петра I.

Он правил во времена Пушкина. Николай в годы жизни Александра Сергеевича обещал осуществить новое преобразование в стране. И Пушкин мечтал о реформах, сравнимых по значительности и масштабам с петровскими. В повести Александра Сергеевича “Арап Петра Великого” представление о личности Петра развивается.

Он и здесь показан как зачинатель, строитель всего нового.

Романтический мотив в “Полтаве”

В поэме “Полтава”, анализ которой мы проведем, продолжается тема Петра 1 в творчестве Александра Сергеевича. Это произведение было создано в 1828 году. Читая его, мы вначале можем подумать, что это традиционная романтическая поэма.

Однако любовная история постепенно отходит на второй план, а представленный в тексте романтический герой вдруг оказывается настоящим подлецом. Романтический мотив и вовсе исчезает после сцены казни. Центром поэмы теперь является изображение Полтавской битвы.

Постепенно место центральной фигуры занимает образ Петра 1 в поэме Пушкина “Полтава”.

Облик Петра

Пушкин в своем произведении представил образ гениального полководца. Петру I удалось заслужить любовь и уважение простых русских солдат своими поступками. Примечательна внешность царя.

Весь его облик, описанный перед решающей битвой со шведами, говорит о том, что Петр готов к решающему сражению. Пушкин отмечает, что глаза царя сияют, что “лик его ужасен”. Далее он пишет, что движения Петра быстры, что сам он прекрасен, что он “как божия гроза”.

Воодушевляя полк личным примером во время Полтавского сражения, царь сам активно участвует в нем.

Петр в сцене пира

В сцене пира по-новому раскрывается образ Петра 1 в поэме “Полтава”. Кратко характеризуя этот эпизод, отметим, что мотив душевной щедрости, милости Петра появляется именно в описании пира, произошедшего после битвы. Пушкин пишет, что царь угощает в своем шатре как своих, так и чужих вождей, что он “славных пленников ласкает”.

Петр – олицетворение военного гения

При анализе “Полтавы” Пушкина можно заметить, что автора привлекает в Петре его полководческий дар, его стремление укрепить границы родной страны и показать всем, прежде всего шведам, что Россия имеет большую военную мощь. В интересующей нас поэме Петр является олицетворением военного гения. Не только его личность была важна для Александра Сергеевича, но и его победы над врагом на благо Отечества.

Эпилог произведения

Эпилог поэмы подтверждает значительность роли, которую сыграл Петр. Пушкин отмечает, что через 100 лет, прошедших после Полтавского сражения, ничего не осталось “от сильных, гордых сих мужей…”.

Однако история осталась, и это огромный памятник, посвященный Петру. Именно памятник, который царь воздвиг себе своей победой, – главное, что осталось после великого сражения.

Поэтому российский император в эпилоге становится своего рода идеальным героем.

Литературные приемы и тропы в произведении

Образ Петра 1 в поэме “Полтава” вырисовывается более рельефно в результате использования автором антитезы. Пушкин противопоставляет Петру Карла XII. Русский царь – “как божия гроза”, он быстро мчится перед своими полками, движения его быстры. Петр воплощает в себе энергию и силу молодого российского государства. Напротив, Карл XII “бледен, недвижим”. Его несут в качалке верные слуги.

Раскрывая образ Петра 1 в поэме “Полтава”, автор использует метафоры. Одна из них – “глаза сияют”, то есть излучают ликование, радость, предчувствие скорой победы. Еще одна метафора – Петр “поле пожирал очами”. Кроме того, Пушкин использует эпитеты, например, “лик ужасен”.

То есть для врага он грозен, а для своих войск “прекрасен” – именно таков образ Петра I в поэме Пушкина “Полтава”. Сочинение по этому произведению вы можете написать, приведя в качестве примера и другие метафоры и эпитеты. В поэме их много, мы отметили лишь некоторые из них.

Лексические особенности

Автором используется лексика, которая придает речи торжественность и приподнятость. Пушкин вводит в текст устаревшие слова и формы: “сии”, “прах”, “лик”.

В его арсенале присутствует высокая лексика: “жребий”, “вдохновенный”. Благодаря этому читатель проникается важностью и величием предстоящего события. Подлинным национальным героем является в поэме Петр.

Его присутствие вселяет в солдат отвагу, мужество, уверенность в скорой победе.

Итак, мы вкратце охарактеризовали образ Петра 1 в поэме “Полтава”. Сочинение на эту тему, надеемся, не вызовет у вас затруднений.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/183293/

Вслед за эпохою смуты Пушкина, как историка и как художника, вскоре привлекает другая эпоха и другой герой: эпоха Петра Великого и сама личность царя-преобразователя.

Поэт принимается за основательное изучение петровского времени по первоисточникам и архивным документам. Первым художественным плодом этих занятий становится поэма «Полтава» (1828). В «Заметках» 1830-1831 гг.

он говорит, что написал «Полтаву» в несколько дней (в октябре 1828) и что «далее он не мог бы ею заниматься и бросил бы всё».

Все скверные страсти и ужасы, столь антипатичные гуманной и мягкой натуре Пушкина, но живо интересовавшие его как художника-психолога, воплощались преимущественно в личности Мазепы, который и явился главным героем поэмы.

Задача художника была не столько историческая, сколько психологическая и, пожалуй, моральная; но по существу дела историческая сторона должна была занять выдающееся место: поэт не мог ограничиться одними намёками на события, он должен был дать им художественное истолкование и вывести на сцену, кроме того же Мазепы, как исторического лица, и других деятелей эпохи и «героев» данного исторического момента – и Кочубея, и Орлика, и Карла XII, и, наконец, самого Петра. Это сильно осложнило задачу и затруднило её исполнение. И Белинский был прав, говоря, что «Полтава» слишком богата содержанием, не умещающимся в её сравнительно очень небольшие размеры, и что поэтому поэма как бы разлезается по швам под давлением содержания.

Особенностью построения поэмы «Полтава» является то, что в ней объединены все три рода поэтических произведений: эпос, лирика и драма. Белинский необыкновенно высоко оценивал поэму. Особенно восторгался он стихом поэмы. Картину Полтавской битвы он считал замечательной. Великолепно дан в поэме пейзаж Украины, особенно картина лунной украинской ночи.

Сюжет “Полтавы” Пушкина

Сюжет “Полтавы” отличается драматизмом. Поэма открывается борьбой Кочубея с Мазепой. Эта борьба, в которой переплетаются их личные и политические интересы, даётся на фоне той исторической эпохи, когда

Россия молодая
Мужала с гением Петра.

В связи с этим названные герои поэмы обрисовываются не только в их частной жизни, но и в их политических устремлениях, приводящих к резкому столкновению, которое заканчивается казнью Кочубея и его единомышленника Искры. Казнь Кочубея приводит к развязке новеллистической линии сюжета: Мазепа – Мария – Кочубей. Кочубей казнён. Мария исчезает.

Теперь выдвигается на первый план историческая линия: Мазепа -Пётр. Хитро скрывавший свои политические замыслы, Мазепа, как только Карл «перенёс войну на Украину», изменил Петру и открыто перешёл на сторону шведского короля. Наступает момент наивысшего напряжения в борьбе Мазепы с Петром – Полтавский бой. Победа Петра даётся как следствие мощи и величия «России молодой».

В эпилоге подводятся итоги обеим линиям сюжета: новеллистической – встречей Мазепы с безумной Марией, исторической – народной оценкой политической деятельности Петра, Мазепы и Карла.

В своей поэме “Полтава” Пушкин показал себя великим художником-реалистом. Верность изображения исторических событий сочетается с глубоко правдивым и разносторонним раскрытием образов разных психологических типов; изумительная живопись природы сменяется мастерски нарисованной картиной Полтавской битвы.

Образ Петра в “Стансах”

Тема Петра была одной из самых популярных и для своего времени очень прогрессивных тем русской поэзии XVIII века. Передовые писатели и публицисты от Кантемира и Ломоносова до Радищева пытались осмыслить роль и значение деятельности Петра.

В художественном творчестве Пушкина образ Петра возникает впервые в «Стансах» (1826). Снимая с лика Петра ореол божественности, которым он был традиционно окружён в одописи XVIII в.

(вспомним ломоносовское: «Он Бог, он Бог твой был, Россия»), Александр Сергеевич, вместе с тем, развивает представление о нем как о царе-просветителе, о двинувшем вперёд страну, «вечном работнике» на пользу родины.

В то же время «Стансы» Пушкина – не хвалебная ода, а поучение – своего рода такой же «урок царям», какой давался поэтом в его «Вольности».

Но теперь в связи с изменившейся политической обстановкой он носит иной характер: убеждая нового царя быть «во всём подобным» великому «пращуру», Пушкин призывает его осуществить сверху назревшие «великие перемены» – преобразовательную программу декабристов.

Источник: Пишем сочинения по поэмам А.С. Пушкина. М.: “Грамотей”, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/poltava_pushkin_analiz_sjuzhet_obraz_petra_v_stansakh/53-1-0-263

Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава Пушкина сочинение

Полтава характеристика образа Петра I

Одним из основных персонажей произведения является самодержавный великан в образе русского царя Петра Первого. 

Поэт представляет героя в образе гениального полководца, заслужившего уважительное отношение к себе со сторон простых русских людей. Внешний портрет Петра описывается автором в виде могучего человека с сияющими глазами и быстрыми движениями, напоминающего божию грозу своим ужасным ликом. В образе Петра воплощается энергия и сила молодой российской страны.

Центральное место в произведение отведено описанию битвы со шведами под Полтавой, в которой Пётр, воодушевив русскую армию собственным примером, лично участвует, громя захватчиков путем построения быстрых и стройных полков. Это становится возможным благодаря проведенным в армии Петром реформ и преобразований.

По окончании разгрома шведских войск Петр устраивает пиршество, в котором проявляются его характерные черты в виде душевной милости, щедрости, доброты.

Главным отличительным качеством, описываемым поэтом в произведении, является его полководческое дарование, стремящееся к укреплению границ русского государства и увеличению его военной мощи.

Восхваляя победы русского царя, поэт раскрывает его как гения военного дела, подчеркивая исторические заслуги Петра Первого перед отчизной.

Празднуя победу в полтавской битве, Пётр Первый изображается в поэме в виде гордого царя-победителя с ясным взором, который полон славы.

С целью увеличения акцента на характерные качества великого императора Руси, поэт использует при раскрытии его образа антитезу и метафору, проводя параллель между внешностью Петра Первого, пышущего здоровьем, живым азартом и предчувствием скорой победы, и шведского короля Карла, которого бледного и недвижимого переносят на носилках верные подданные.

Описывая Петра Первого, поэт придает его образу величие, торжественность, присущие подлинному национальному герою, который способен вселить в своих солдат чувство уверенности в предстоящей победе, мужество и отвагу.

Сочинениена тему Петр 1 в поэме Полтава

В своей героический поэме “Полтава” Пушкину удалось создать образ самодержавного великана Петра I, как феноменального полководца, заслужившего себе народное признание, который своим примером способен побуждать к победе целые полки русских солдат.

Юная Россия сосредотачивая свои силы в битве приобретает мужественную закалку с помощью великого императора. Из рассказа Мазепы мы узнаем Петра, как вспыльчивого человека и то, что он ненавистен старику Мазепе.

Но это не помешало гетману достойно оценить силу русских войск предвидя их победу.

Внешний облик императора очень примечателен, в нём воплощается энергия и мощь молодой страны, он заявляет о готовности к бою со шведскими войсками.

Пушкин пишет, что Петр вдохновенный с небес, отдаёт приказ, с Богом! Описывая с каким посылом император движется в бой, поэт употребляет ряд антонимов, которые символизируют опасность для войска Карла и прекрасное будущее для России. Петр выходит с сияющими глазами и одновременно наполненным ужаса лицом.

Движенья его молниеносны и прекрасны подобно божьей грозе. Петр уверен, что божья сила приняла его сторону. Во время Полтавской битвы Петр лично участвует в бою, он мчится впереди с могучим и неунывающим видом.

После завершения битвы император возвращается с полным взором славы. Победа показывает результат того, что не зря были проведены все реформы и преобразования российской армии.

Вернувшись Петр закатывает пир в том шатре, из которого уходил на бой, а теперь празднует заслуженную победу. Автор поэмы рисует душевную щедрость и великодушие Петра. В шатре проходит пир, на котором присутствуют все, и свои и чужие.

Петр поднимает бокал за здравие своих учителей, которые научили его смело идти на противника, с достоинством проигрывать и честно выигрывать.

Анализируя произведение Пушкина можно заметить, что поэта интересует дар Петра, как великого полководца, который старается укрепить российскую территорию и показать всем военную мощь. Петр в пушкинской поэме является военным гением.

Поэту он важен не только как великая историческая личность, но и как мастер, работающий во благо отечества. Пушкин раскрывая образ Петра использует антитезу и метафору, как средства для выражения более яркого контраста между гордым, рвущимся в бой Петром и побледневшим, неподвижным Карлом.

Образ Петра через всю поэму проходит как величественный национальный герой.

Образ 3

В 1928-1929 годы Пушкин решил обратиться в своём творчестве к исторической теме. Так в 1929 году он начал писать поэму «Полтава». Написать поэму писателя вдохновил образ российского царя, Петра Первого, преобразователя восемнадцатого века. Пётр первый был знаменит своими героическими победами и дерзкими переменами.

Александр Сергеевич Пушкин сотворил художественный образ Петра Первого, воплотив в нём положительные качества характера, правителя и человека. В поэме Пушкин описал царя как хорошего полководца, который личным примером вдохновлял солдат не прятаться за чужими спинами, а воевать вместе со своими сослуживцами.

Однако Петра Первого нельзя назвать опрометчивым храбрецом, напрасно рисковавшим собой, а скорее, умным полководцем, который тщательно взвешивает все свои решения. Во время самой главной битвы под Полтавой писатель описывает выдающуюся характеристику Петра, он был в одно и то же время добрым и жестоким.

Пётр Первый, был главной угрозой для врагов и настроен на победу. Но в доблестной смелости Пётр был прекрасным как считает его автор. Александр Сергеевич описывает главного персонажа в разное время, в час войны и во время праздника в честь победы.

Когда Пётр Первый участвует в сражении, он грозен, а когда веселится на празднике в честь дня победы он щедрая душа и хороший человек. После битвы под Полтавой он в честь победы даёт пир, но делает это не для того, чтобы угодить себе, а в знак того, что он благодарен своим воинам и союзникам.

Он благосклонно относиться к пленным врагам, славит своих учителей и лично угощает своих воинов.

Поэт открыто восторгается главным персонажем, показывая самые лучшие черты характера царя и человека. Лучшее, что было в характере Петра Первого это то, что он хотел создать крепкую российскую державу и внести продвинутые перемены.

Петр Первый, был мудрым правителем, талантливым полководцем и высоконравственным человеком. Чтобы описать значительность царя в победах для России поэт описывает Петра Первого как идеального человека.

Для того чтобы выделить достоинство царя поэт включает в произведение полную противоположность Петра Первого, Ивана Мазепу украинского гетмана, который тоже является настоящей исторической личностью. Александр Сергеевич показал в образе Мазепы только отрицательные черты характера.

Для того чтобы больше выделить величественность Петра Первого и низость Мазепы Пушкин больше выделяет величественность Петра Первого.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-petra-1-v-poehme-poltava

Образ Петра 1 в поэме

Полтава характеристика образа Петра I

Образ Петра 1 в поэме “Полтава”, безусловно, заслуживает детального рассмотрения.

Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы.

Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Достаточно часто встречается в произведениях Пушкина образ Петра 1. В поэме “Полтава” этот царь является главным героем, как и в некоторых других произведениях. Вкратце охарактеризуем основные из них.

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики