SAVUZ

Полтава характеристика образа Мария Кочубей

А.С. Пушкин

Полтава характеристика образа Мария Кочубей

Александр Сергеевич Пушкин является признанным и непревзойденным мастером Золотого века русской литературы.

Его произведение «Полтава» — это один из самых интересных и противоречивых образцов классического лироэпического жанра – поэмы.

Удивительно, но это творение Пушкина не было принято его современниками, и даже нынешние критики продолжают вести жаркие споры относительно истинных взглядов писателя на личность Петра I и Мазепы.

История создания

Свою неоднозначную поэму Пушкин написал в течение 1828 года. Уже само название отсылает читателя к Полтавской битве, произошедшей в 1709 г.

В работе над текстом автор неоднократно обращался к различным историческим документам, молдавским легендам, народным песням Украины.

В результате во время изучения поэмы сразу чувствуется влияние песенных и сказочных мотивов, которые во многом помогают раскрыть личности персонажей.

Считается, что «Полтава» имеет личное посвящение дочери генерала Раевского – Марии Волконской. Эта женщина известна тем, что была одной из тех смелых жён, которые отправились в ссылку вслед за декабристами.

Изначально своё произведение Пушкин назвал «Мазепа». Название было изменено буквально за несколько дней до выхода текста в печать. Сам писатель объяснил причину такой перемены  тем, что боялся восприятия поэмы как плагиата Байрона, написавшего поэму с таким же названием.

Анализ. Сюжетная линия

Действие поэмы происходит в украинском городе Полтава. Согласно композиционном развитию, произведение делится на три песни:

  • В первой песне автор рассказывает о Марии, дочери судьи Кочубея и крестнице Мазепы – украинского гетмана. Иван Мазепа сватается к Марии, но родители не согласны на такой исход событий, ведь они не только родственники, но и люди разных возрастных категорий. Впрочем, сама Мария влюблена в гетмана и убегает к нему. Её отец жаждет мести. В этой части поэмы также описываются некоторые части Великой Северной войны.
  • Вторая песнь повествует о попытке Кочубея устранить Мазепу. Здесь автор затрагивает тему того, что многие украинцы хотели перейти на сторону Швеции и отторгнуть Россию. В числе таких людей был и Мазепа. Узнав о планах гетмана, Кочубей находит потенциального доносчика и отправляет сообщение императору Петру I. Правитель не верит доносу, а Мазепа требует казни клеветников. Кочубей попадает в темницу и через некоторое время его казнят, а Мария и её мама не успевают предотвратить это скорбное событие. Вторая часть поэмы больше других основана на реальных материалах, за исключением сюжетной линии с самой Марией.
  • Третья песня раскрывает читателю глаза на соглашение Мазепы со шведами, которое воспринималось русскими как измена. Здесь также уделено внимание самой Полтавской баталии. Гетман понимает, что силы с противником не равны, но возвращаться к Петру I, прося его о помощи, он не желает. Потерпев поражение, Мазепа сбегает, а через некоторое время сталкивается с Марией, сошедшей с ума. Гетман пребывает в печали, но двигается дальше в путь.

Главные герои

Противоречивое восприятие «Полтавы» литературоведами связано с тем, что представленные образы, прототипами которых выступали реальные люди, получились достаточно однобокими.

Мазепа выступает злодеем и изменником, а Пётр I – настоящим героем. При всем этом собственное отношение Пушкина к императору было далеко не положительным.

Рассмотрим психологические портреты основных персонажей произведения:

Пётр I

Полтавская битва – один из самых успешных военных походов в годы правления Петра Великого. Согласно сюжету поэмы, поступки правителя мотивированы исключительно интересами государства.

Писатель создает великий и ясный образ, при этом подчеркивая дерзость и напряженность личности во время военных действий. На протяжении всех событий Пётр сохраняет веру в победу и вдохновение, подаренное собственной страной.

Пушкин обрисовывает императора как умного полководца и просто благородного человека.

Подробнее: Пётр I: характеристика и образ героя

Мазепа

Учитывая первоначальное название поэмы, логично предположить, что тема национального освобождения – одна из главенствующих в тексте.

Мазепа рассматривается в произведении согласно историческим источникам, то есть не как патриот своей малой родины, а как жадный до власти человек, страшащийся на деле настоящей свободы.

Это предатель царя, корыстный и хитрый гетман, портрет которого обрисовывается Пушкиным буквально с первых строк. Критики отмечают, что именно образ Мазепы был первым авторским характером, рассматриваемым исключительно с отрицательной точки зрения.

Подробнее: Гетман Мазепа: характеристика и образ героя

Мария Кочубей

Из всех основных персонажей именно эту девушку Пушкин описывает максимально подробно в своих стихах. Он уделяет внимание её внешности, а также точно передает душевные переживания героини.

Мария – рассудительная и скромная девушка, которая осознает свою силу и всегда стремится к настоящей истине. Мария готова на широкие поступки ради своей любви, хотя при этом она испытывает огромное уважение к своим родителям.

Невозможность выбора, необъятное страдание из-за разности физических и душевных чувств оканчивается для героини плачевным образом.

Кочубей

Отец Марии выступает антагонистом Мазепы. В поэме Кочубей не просто генеральный судья, но еще и отец, поступками которого руководят сильные эмоции, жажда добиться желаемого.

Не справившись с душевными переживаниями, Кочубей очень быстро переходит на темную сторону, находясь в постоянном ожидании мести Мазепы.

Несмотря на это, образ Кочубея вызывает сочувствие и симпатию читателя, потому как все свои страдания он переживает благородно и покорно.

Карл XII — король Швеции

Показан Пушкиным как храбрец и честолюбец, который заранее осознает своё поражение, но все равно стремится к захвату власти. По сути, это лжегерой, который безответственен и труслив.

Заключение

Поэма «Полтава» считается одним из сложнейших произведений Пушкина со стилистической, жанровой и языковой точки зрения. Оригинальным образом в этом тексте сливаются эпическое и лирическое начала, романтическая и государственная сюжетные линии.

Александр Сергеевич затрагивает в своем тексте такие вопросы, как судьба страны и отношения народа с европейцами. Он также касается проблемы истинного патриотизма, единения братских народов.

Будучи блистательным мастером, Пушкин умело показывает войну не как политическую борьбу за официальную территорию, но и как страшнейшее событие в судьбах отдельных личностей.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B0.html

«Полтава» Пушкин главные герои

Полтава характеристика образа Мария Кочубей

«Полтава» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году, и описывает Полтавскую битву. Давайте вместе вспомним главных героев «Полтава» Пушкина и их характеристики.

Главные герои «Полтава» Пушкин

  • Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман, главный герой поэмы Пушкина «Полтава». Это «крепкий старик», в которого влюбляетсяМария, дочь главного судьи Малороссии Кочубея.
  • Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья, антагонист гетмана Мазепы, казнённый им за переход на сторону Петра. Кочубей — отец главной героини поэмы, Марии.
  • Любовь — жена Кочубея
  • Мария Кочубей — главный женский персонаж поэмы Пушкина «Полтава», дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, возлюбленная гетмана Мазепы. (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
  • Пётр Великий — российский царь
  • Карл XII — шведский король

Кто главный герой поэмы «Полтава» и почему?

В поэме А. С. Пушкина «Полтава» главным героем является украинский гетьман Иван Мазепа, в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Главным героем гетьмана можно назвать потому, что все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

Характеристика главных героев «Полтава»

Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Войнаровско-му» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма.

Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — К.

приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.

Сюжет отводит К. (прототип — генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) «служебную» роль отца, препятствующего «беззаконной» любви дочери. Но автор усложняет «рисунок» роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К.

Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности «долгу» (его «орлиный взор» давно уже проник в сердцевину «изменнических» помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были заодно), но лишь из чувства мести.

«Предприимчивая злоба» заставляет судью действовать.

Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: «…но сохранил я клад последний, / Мой третий клад: святую месть. Ее готовлюсь Богу снесть».

Рядом е «мнимо-второстепенным» (а на деле — сомасштабным главному герою) К. — «настоящие» второстепенные персонажи: жена, что «злобой женскою полна» и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи.

И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти слабее; их характеры мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К.

По существу, в 1-й и 2-й частях он становится «полноценным» антагонистом Мазепы; в одной из последних «кочубеевских» сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь — темница Кочубея и украинская ночь — темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К.

, в 3-й части, на роль антагониста «заступает» Петр Великий, с чьим гением мужала «Россия молодая» и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена «личных» мотивов.

Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.

Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.

После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М.

медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тотчас же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле.

Как герой новеллы, он (в 1-й и 2-й частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части 3-й) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером — энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М.

, сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он, в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский», равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти.

И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей и ни о чем не ведающей Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра.

Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М.

с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик».

В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.

Мария Кочубей — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе.

Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое йространство.

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена».

И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца 2-й части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое.

Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.

Беспредельно наивной М. движет одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что М.

— крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства.

Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М.

тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!..» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. «удобна» автору с сюжетной точки зрения.

Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М.

ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери — упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е.

в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» М.

в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.

Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме.

Романтический сюжет о «беззаконной любви» гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра».

Да и сама сюжетная коллизия (отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу) невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки (донос пересылают Мазепе, Кочубей гибнет, Мария сходит с ума).

И все-таки тема одно, а персонаж — другое. Пока сам П. остается в сюжетной тени, расстановка сил в поэме соответствует неписаным правилам лорда Байрона; антагонист Мазепы — оскорбленный отец Кочубей; основной конфликт — любовно-психологический и т. д.

Но в последней, 3-й части Пушкин, описывая Полтавскую битву России с Карлом XII и Мазепой, вводит П. в состав действующих лиц. И сразу все пропорции меняются.

Мазепа из любовного героя разом превращается в антагониста русского царя; Кочубей — перестает казаться неудачным антагонистом Мазепы и становится трагическим союзником победителя (пускай и отдавшего его на растерзание врагу, главное, что в конце концов признавшего свою ошибку!).

Даже казавшиеся назойливыми и неоправданными оценочные эпитеты, которыми автор «награждал » изменника Мазепу, вдруг обретают художественно-идеологический смысл.

Как все остальные герои «Полтавы» (кроме слабого Карла, чьи психологические черты в «Медном всаднике» Пушкин перенесет на образ Александра I), П. наделен сильным характером; как всe они, не знает промежуточных состояний и если гневен, то гневен, если весел, то весел, а если добр, то добр.

(Другое дело, что автор, описывая героя, садящегося на коня, использует оксюморон — «Лик его ужасен Он прекрасен»; это лишь усиливает эффектность образа.) Но в отличие от остальных, П. одушевлен не местью (как Кочубей), не жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью государственного делания. Решение «сдать» Кочубея.

Мазепе — трагическая ошибка, а не преступление; она не снижает образ П. Пушкин считает необходимым выстроить параллельные описания: Мазепа перед боем — Петр перед боем; Мазепа после казни Кочубея (т. е. после победы, одержанной над врагом) — Петр после победы над Карлом и Мазепой, пьющий за здоровье врагов.

Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества. Сила П.

— это мощь молодой империи, за которой (по Пушкину) — правда Истории; он связан со стихией рождающегося света («Горит восток зарею новой»), тогда как Мазепа— с ночной стихией (сцена перед казнью Кочубея). И потому П. в «Полтаве» — идеальный герой исторического эпоса.

Источник: http://ktoikak.com/poltava-pushkin-glavnyie-geroi/

Пушкин «Полтава» – анализ, главные герои — Русская историческая библиотека

Полтава характеристика образа Мария Кочубей

Поэма «Полтава» явилась результатом интереса Пушкина к Петру Великому и малороссийским преданиям, с которыми познакомился он во время пребывания своего в имении Раевских в «Каменке». Сам Пушкин и его друзья придавали этому произведению большое художественное значение, усматривая в нем много литературных достоинств.

В поэме нет единства содержания, здесь развертываются две темы: 1) любовь, связавшая гетмана-предателя Мазепу с Марией, и 2) столкновение Петра в Северной войне с Карлом XII шведским. Обе темы связаны только личностью Мазепы.

Александр Сергеевич Пушкин, автор повести «Дубровский». Портрет работы В. Тропинина, 1827

Мазепа в «Полтаве»

Мазепа в отношениях к Марии и Петру представлен эгоистом, который ради своих личных радостей и личного счастья, готов жертвовать другими.

Мария, и Петр оттеняют собою этот эгоизм Мазепы – Мария своей самоотверженной любовью, а Петр своим пониманием общего блага и неизменным служением этому благу.

Потомство расплатилось с хищным эгоизмом Мазепы, его потом проклинали в церквах, тогда как трогательный образ загубленной им девушки сделался предметом народных песен, а в честь Петра воздвигся монумент.

В обрисовке характера Мазепы Пушкин не пожалел мрачных красок. «Однако ж, какой отвратительный предмет! – восклицает он, всматриваясь в образ этого героя поэму.

– Ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!» У Пушкина это единственный образ, для которого поэт не нашел ни одной симпатичной черты.

Объясняется это, быть может, тем, что он не всматривался долго в душу Мазепы, а написал ее под влиянием «дум» Рылеева («Войнаровский», «Мазепа», «Палей» и др.), где Мазепа представлен беспросветным злодеем-титаном. И это увлекло Пушкина.

«Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанные на все эти ужасы, вот, что увлекло меня, – говорит Пушкин. – «Полтаву» написал я в несколько дней, далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все!»

Последние слова очень характерны, они свидетельствуют о том, что долго в героев «Полтавы» Пушкин не вдумывался, не изучал их, что написаны они «порывом», вероятно, под влиянием Рылеева. Если бы поэт сам подошел к этому образу, он, конечно, избежал бы слишком неопределенных и, в то же время, сплошь темных красок в описании Мазепы. Поэт не обрисовал бы героя такими общими чертами:

…он не ведает святыни, …он не помнит благостыни, …он не любит ничего! …кровь готов он лить, как воду, …презирает он свободу,

…нет отчизны для него».

Повторяя характеристики, сделанные Рылеевым, Пушкин называет Мазепу «неукротимым», «стариком надменным», «дерзким хищником», «губителем», «Иудой», «злодеем», «скрытным», с душой «коварной», «мятежной», «ненасытной»…

Следуя за Рылеевым, он рассказывает о «черных думах» Мазепы, об его «злой воле», об «угрызеньях его змеиной совести», об его терзаньях какой-то страшной пустотой, о том «кипучем яде», который переполняет его сердце. В описании наружности этого героя Пушкин не щадит таких же красок: у Мазепы «блестящий», «впалый взор».

Он «суров», «бледен», «угрюм», он «молча скрежетал», у него «коварные седины», он «сверкает очами». Стремительность его неукротимого духа и у Рылеева, и у Пушкина выражается в том, что Мазепа постоянно то «мчится», то «несется» на коне.

Одним словом, в лице Мазепы Пушкин изобразил довольно шаблонного романтического злодея; только прекрасная сцена разговора его с Марией смягчает этот напыщенный и неестественный образ.

Петр Великий в «Полтаве»

Неизмеримо выше в художественном отношении обрисован образ другого героя «Полтавы» – Петра I, выношенный в душе поэта, давно им любимый, им изученный и понятый…

Чтобы обрисовать Петра, ему не пришлось обременять его образ громкими эпитетами, он нарисовал только два момента в его настроениях 1) на поле полтавской битвы и 2) пирующим после победы. В первом случае перед нами замечательное описание внешнего облика императора.

Это описание реально, правдиво, и, в то же время, оно полно божественной красоты. Десятки эпитетов, которыми Пушкин наделил Мазепу, желая представить его титаном зла, бледнеют перед следующими немногими строками:

…Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь как Божия гроза… …И он промчался пред полками Могущ и радостен, как бой!

Он поле пожирал очами…

В этих словах Пушкину удалось представить Петра «полубогом», создать ему апофеоз, не прибегая к искусственным романтическим эффектам.

Другой момент в настроениях Петра – ликование его по поводу полтавской победы:

Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его,

И царский пир его прекрасен.

Это торжество великого человека, празднующего не свою личную удачу, а новую эру в исторических судьбах своего народа. Оттого таким величием и спокойствием полна его радость. Здесь нет места мелкому тщеславию, эгоизму, злорадству. Оттого в своем шатре он угощает не только своих вождей, но и чужих

И славных пленников ласкает И за учителей своих

Заздравный кубок поднимает.

Сравнение образов Петра, Карла и Мазепы

Перед этим величием государя, постигшего дух своего народа и прозревшего его великие задачи, жалкими кажутся эгоистическое тщеславие и честолюбие Карла XII и Мазепы… И судьба покарала их за то, что они служили прежде всего себе, своим желаниям… Из царского шатра, в котором царит чисто олимпийское величие и радость, поэт ведет нас в «глушь степей нагих». Там

Король и гетман мчатся оба.
Бегут. Судьба связала их.

Они бегут, «поникнув головою», бегут навстречу смерти и неведомым могилам в чужом краю…

Смысл поэмы «Полтава»

Весь смысл поэмы раскрывается в эпилоге:

Прошло сто лет и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось И с них исчез кровавый след Насилий, бедствий и побед. Остатки разоренной сени, Три углубленные в земле И мхом поросшие ступени

Гласят о шведском короле.

Такова судьба великих людей, которые в истории преследуют свои маленькие, личные цели. Между тем

В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе!

это награда от благодарного потомства великому слуге своего народа.

Таким образом, «Полтава», как «Цыганы», как «Евгений Онегин», как, отчасти, «Борис Годунов» есть развенчивание личного эгоизма.

Художественные красоты «Полтавы» и её источники

Поэма «Полтава», имеющая некоторые недочеты в «построении», отличается обилием отдельных сцен и картин, написанных гениально. Таковы, например, сцены разговоров Мазепы с Марией, Орлика с Кочубеем, появление сумасшедшей Марии, описание украинской ночи и Полтавской битвы.

Как уже было указано, поэма отразила на себе 1) давно зревший у Пушкина интерес к личности Петра и 2) влияние «дум» Рылеева. В них Рылеев раньше Пушкина начал ходить вокруг того художественного замысла, который воплощен «в Полтаве».

В «думах» его выведены почти все лица, которые повторяются потом в Полтаве.

Кроме того, некоторые отдельные картины и даже стихи Рылеева повторены в «Полтаве» (черты характера Мазепы, картина привала утомленных беглецов Карла и Мазепы, пророческие видения Мазепы, анафематствование в церкви, казнь Кочубея, появление Марии – у Пушкина развившиеся в целые картины, прощанье с родной землей). Все это, заимствованное Пушкиным, им перерабатывается и достигает высокой степени совершенства, 3) многие факты из жизни Мазепы взяты Пушкиным из его «жизнеописания», приложенного к «думе» Рылеева «Войнаровский», и принадлежащего перу Корниловича.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3457-pushkin-poltava-analiz-glavnye-geroi

Опера Петра Чайковского «Мазепа» — hisofrusmus

Полтава характеристика образа Мария Кочубей

Чайковскийсочинил оперу «Мазепа» в 1881-1883 годах, в зрелый период своего творчества.Случилось это после чтения в Каменке, на Украине, в доме сестры композитора А.И. Давыдовой Пушкинской «Полтавы».

«В один прекрасный день, — рассказывает он,— я перечел либретто, прочел поэму Пушкина, был тронут некоторыми сценами истихами — и начал со сцены между Марией и Мазепой, которая без измененияперенесена из поэмы в либретто» (Чайковский).

Первыеспектакли «Мазепы» состоялись в Москве в Большом театре 3 (15) февраля 1884года и в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) февраля того же года. Операимела скромный успех, спустя два сезона была снята с репертуара и возобновленав Мариинском театре лишь в 1903 году.

Этоседьмая опера Чайковского. Написана после «Воеводы», «Ундины» (которые он потомуничтожил), «Опричника» (1872), «Кузнеца Вакулы» (1874), «Евгения Онегина»(1878), Орлеанской девы» (1879).

Либретто

Литературный первоисточник – поэма Пушкина «Полтава».Либретто роздано самим Чайковским на основе либретто В. Буренина[1], созданного для К. Ю.Давыдова[2].

Ко времени обращения Чайковского к этому сюжету ужесуществовали оперы по этой поэме Пушкина, которые назывались «Полтава»,«Мария». Чайковский выносит в название и, тем самым, главным героем выбираетМазепу, то есть как бы с точки зрения Пушкина и русских историковотрицательного героя.

Но следует заметить, что в европейской литературе к томувремени существовал другой литературный источник этого сюжета — стихотворениеВ. Гюго. Чайковский без сомнения знал его, равно как и поэму Ф. Листа по этомустихотворению Гюго. В ней Мазепа — романтический герой, мученик.

Очевидно, что«Мазепа» Чайковского — это своеобразный сплав всех литературных источников итрактовок этого исторического персонажа.

Чайковский сосредоточил своё внимание натрагической судьбе Марии. Исторические события – фон.

Действующие лица:

·        Мазепа, гетман (баритон)

·        Кочубей (бас)

·        Любовь, его жена (меццо-сопрано)

·        Мария, их дочь (сопрано)

·        Андрей (тенор)

·        Орлик, палач (бас)

·        Искра, друг Кочубея (тенор)

·        Пьяный казак (тенор)

·        Казаки, казачки, гости, слугиКочубея, сердюки, монахи, палачи

Действие происходит на Украине в начале XVIII века.

Первое действие

Картина 1. На всю великую Украину славятся несметные богатства стольника Петра IКочубея, но главная его гордость — прекрасная дочь. К ней собираются подруги вдень летнего народного праздника. Но ни хороводы, ни игры, ни песни, ни любовьмолодого казака Андрея не радуют ее. Ее мысли заняты гостящим у отца гордымстарцем, гетманом Мазепой.

И Мазепа отвечает Марии тем же пылким чувством; онпросит у Кочубея ее руки. Кочубей изумлен, рассержен предложениемсемидесятилетнего гетмана. Просьбы гостя становятся все настойчивее, онипереходят в требования, и в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить егодом. Напрасно Мария, ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся.

Оскорбленный Мазепа и — после мучительных колебаний — Мария уходят вместе,охраняемые стражей гетмана.

Картина 2. Тишина и печаль царят в доме Кочубея. Мать, оплакивая Марию, словноумершую, обращается к мужу, советуя ему прибегнуть к помощи надежных людей иотомстить ненавистному Мазепе. Но Кочубей и сам, неотступно думая о мести,решил посвятить в свои планы жену, преданного Искру и Андрея.

Еще в дни былойдружбы он не раз слышал от гетмана о «грядущих измененьях, переговорах…».Поняв уже тогда намерение Мазепы перейти на сторону шведов, Кочубей обдумываеттеперь свой донос русскому царю. Он хорошо понимает, с каким риском связано егодело: Петр I бесконечно верит Мазепе.

Знает об этом и Андрей, вызвавшийся личнодоставить донос в столицу.

Второе действие

Картина 1. Сырые и холодные подземелья Белоцерковского дворца.В одном из них сидит прикованный к стене цепями Кочубей. Подтвердилось худшееего предположение: Петр I не поверил доносу и отдал доносчика в руки Мазепы:«Заутра казнь…

» Бессильное отчаяние овладевает Кочубеем. Мрачные размышленияпрерываются появлением прислужника Мазепы Орлика. От имени гетмана он требуетпризнания о спрятанных Кочубеем кладах.

Услышав решительный отказ выдать тайну,разъяренный Орлик приказывает вновь пытать узника.

Картина 2. Мазепа любуется красотой украинской ночи с балкона своего дворца. Но никрасота, ни мысли о Марии не могут смягчить в его душе. Вошедшему Орликуотдается приказ готовить казнь Кочубея.

К гетману неслышно подходит Мария. Беспокойством иревнивыми подозрениями полно ее сердце. Успокаивая ее, Мазепа раскрывает Мариисвою тайну: «… быть может, трон воздвигну я!» Мария с восторгом выслушиваетэто признание и в ответ на осторожный вопрос гетмана, кто ей дороже — он илиотец, в ослеплении отвечает: «Ты мне всего, всего дороже!»

Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается вовласти тревожных предчувствий, неожиданно появляется проникшая сюда с рискомдля жизни мать, которая умоляет дочь спасти отца. С ужасом узнает о готовящейсярасправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.

Картина 3. Толпы народа заполнили поле в окрестностях Белой Церкви: здесь должнасвершиться казнь. Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа,сопровождаемый возмущенными возгласами народа, распевает песенку пьяный казак.

Стража гетмана и монахи ведут осужденных. В предсмертной молитве опускаются наколени Кочубей и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот.Прибежавшие на поле мать и Мария уже не могут остановить происходящее — казньсовершается.

Третье действие

Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведамиспешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь,прийдя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потеряннуювозможность мести.

Слышится конский топот — это Мазепа и Орлик спасаются отпреследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, ноМазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, ив ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария.

Зрелище смерти отцалишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопитего и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мариязамечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшегов траве…

Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельнуюпесню.

«Полтава» Пушкина

В основе подлинные исторические события 1708-1709гг. Сговор Мазепы с шведским королём Карлом XII с целью создания независимогоУкраинского государства. Полтавская битва, где войско Петра I разгромило25-тысячное войско шведов. Бегство Карла XII и Мазепы.

Образы Василия Кочубея, его жены Любови и их дочериМарии (Матрёна) – исторически достоверны.

Поэма написана осенью 1828 г. в период расцвета еготворчества. 

Драматургия

Чайковский, прежде всего лирик, поэтому, несмотряна наличие батальной сцены («Полтавский бой»), народных жанровых сцен, в центрелирическая драма между Марией, Андреем и Мазепой еще более острой инеоднозначной.

Чайковский в опере «Мазепа» продолжил пушкинскуюлинию в своем творчестве, но сделал это и в данном случае со свойственным емусвоеобразием и лирическим переосмыслением.

Тема произведения – противостояние живогочеловеческого чувства бесчеловечным силам судьбы.

Двойная экспозиция. Завязка – ансамбль (ссора). 1-яполовина экспозиции – сюитный принцип, 2-я полона – сквозное развитие.

Контрастная драматургия. Принцип резкихпротивопоставлений в масштабах крупных разделов оперной формы и одновременно напротяжении небольших эпизодов, контраст которых предельно обострён и обнажаетостроту трагедийной ситуации:

·        1 д. – контраст между идиллией семейного приёма гостей и резко вспыхнувшейссоре.

·        2 д. – пытки Кочубея (1 карт.) — любовная сцена Марии и Мазепы (2 карт.) –казнь Кочубея (3 карт.).

·        3 д. – развязка драмы; контраст по отношению к 1 д. (разрушен дом Кочубея,где начиналось действие).

·        Сцена казни – появляется пьяный козак.

Композиция

Операв трех действиях (шести картинах).

Сквозное развитие. Доминирование большихразвёрнутых сцен.

Развитие драмы происходит в ансамблевых сценах(финалы 1-й и 2-й картин 1 действия; дуэты Марии и Андрея, Марии и Мазепы, Мариии Любови; сцена Кочубея и Орлика в темнице в 1 картине 2 действия; сцена казнии сцена поединка Мазепы и Андрея в финале).

Сольные эпизоды – в виде небольших ариозо.

                Хоровые сцены играют важную рольв опере. Все ключевые события действия происходят в присутствии народа. 1 д. –они чередуются с сольными или ансамблевыми эпизодами. В сценах ссоры, казни хор– активный участник действия (речитативные реплики отдельных групп хора).Хоровые эпизоды основаны на развитии подлинных народных песен.

                Использование цитат вдраматических ситуациях: финал 1 д. – веснянка «А вже весна»; сцена казни –батрацкая песня «Гей, что горе не моё»; появление безумной Марии – в оркестрезвучит мотив плясовой «Киселик». То есть фольклор используется не только длясоздания национального колорита.

Жанр

«Мазепа»занимает в творчестве Чайковского особое место.

Остро конфликтная личная драмаразвертывается здесь на широком историческом фоне, амузыкально-драматургическое решение сочетает в себе принципылирико-психологической и исторической оперы.

Рядом с интимными лирическиокрашенными сценами возникают развитые хоровые и симфонические эпизоды, которыевоссоздают бурное дыхание и драматизм действительных исторических событий.

Музыкальнаяхарактеристика персонажей

Образ Марии.

Вопере, по сравнению с поэмой, Мария приобрела более мягкие, женственные,лирические черты. У Пушкина  — смелаядевушка «с неженской душой», любящая «конный строй» и «бранный звон литавр». УЧайковского – трагическая обречённость в характеристике образа, чувстваотражают разлад между страстной любовью к Мазепе и любовью к родителям.

Образ Мазепы

Каки у Пушкина, этот образ многогранен.

2лейтмотива, пронизывают большую часть всей партитуры:

·        Тема в интродукции, честолюбивые замыслы Мазепы;

·        Маршевая, 2 д. 2 картина.

Эпизодическипоявляется тема любви Мазепы.

Образ Андрея

УПушкина этот герой едва намечен, в опере же – это пылкий романтический герой.Предвосхищает образ Германа из «Пиковой дамы».

Образ Орлика

Грубый,бессердечный. Тема.

Образ Кочубея

Гордый,прямодушный как и у Пушкина.

Образ Любови

Горячая,мстительная. Тоже близка к пушкинскому образу.

Анализ

Некоторыетемы вокальных партий повторяются позднее в симфоническом звучании. Например,темы из любовного дуэта Марии и Мазепы, которые возникают в сцене безумия Мариикак воспоминание о безвозвратно потерянном счастье.

Интродукция

Начинается1-й темой Мазепы. Она активно развивается. Фрагменты её повторяются в разныхгруппах оркестра. Позднее эта музыка будет использована в сцене скачки Мазепы иОрлика.

Далеетема любви Мазепы и Марии. Отзвуки этой темы будут в оркестровом сопровождениик 1-му ариозо Мазепы в 1 д., где он рассказывает о своём чувстве к Марии.

Далеепоявляется ещё одна тема. У английского рожка и гобоя. Она создаёт образукраинского пейзажа.

Повторяетсятема любви. Её прерывает 1-я тема Мазепы. Столкновение 2-х начал.

1 действие

1 картина

Песнядевушек, подруг Марии.

АриозоМариии «Какой-то властью непонятной»

ДуэтАндрея и Марии.

Мазепаи Кочубей

Хор«Нету, нету тут мосточка».

Гопак

АриозоМазепы.

№6 Сцена ссоры. Ссора Кочубея и Мазепы.

Ансамблеваясцена с хором.

1Лейтмотив Мазепы.

2картина

№7Хор и причитание матери. Женский хор

ПричитаниеЛюбови. Хор обрамляет.

МонологЛюбови.

2 действие

1картина

Этакартина почти полностью строится на тексте Пушкина.

Оркестровоевступление. В середине 1 тема Мазепы.

МонологКочубея.

ПоявляетсяОрлик.

2картина

Симфоническийантракт

Отзвукиэтой темы будут в монологе Мазепы «Тиха украинская ночь».

Монологкак и вступление к этой картине чётко разграничен на 2 раздела:

1.       Декламация, спокойная.

2.       Возбуждённый, нервный.

Орлик.

№10аАриозо Мазепы (вставное)

ВходитМария. 2-я тема любви. Эта тема позднее прозвучит в финале, как воспоминание олюбви.

АриозоМарии.

Впервыезвучит 2-й лейтмотив Мазепы (маршевый).

ДуэтМарии и Мазепы

Мазепауходит.

ДуэтЛюбови и Марии.

Опятьпоявляется маршевая тема Мазепы.

3картина

Казнь.

2тема Мазепы.

1тема Мазепы.

3 действие

Антракт«Полтавский бой».

3раздела.

1.       Битва

2.      

3.      

Финальная картина

Небольшаяоркестровая картина – на лейтмотиве Мазепы.

№17 Сцена и дуэт. Дуэт Мазепы и Андрея.

ПоявляетсяМария. Любовная тема. Скрипка соло.

Воркестре тема безумия Марии.

КолыбельнаяМарии.

[1] Виктор Петрович Буренин (он же Владимир Монументов, ХудзозадЦередринов, Выборгский пустынник, граф Алексис Жасминов и пр.; 22 февраля(6 марта) 1841,Москва — 15 августа 1926, Ленинград) — русский литературный и театральный критик,поэт-сатирик, драматург.

Источник: https://www.sites.google.com/site/hisofrusmus/hisofrusmus23

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики