SAVUZ

Поэт Борис Пастернак

Борис Пастернак, биография, история жизни, творчество

Поэт Борис Пастернак

В еврейской семье, в Москве, в 1890 году родился Борис Пастернак. Семья будущего поэта была приобщена к искусству уже не одно поколение. Родители Бориса были людьми творческими и прививали любовь к искусству своим детям.

Частыми гостями в поместье Пастернаков были известные и одаренные художники и писатели, которые тесно дружили между собой. Первым выбором жизненного пути для писателя стала музыка. Больше шести лет юный композитор и музыкант увлеченно изучал и сочинял музыкальные произведения.

В 1900 году ему отказали в зачислении в 5-ю московскую гимназию из-за большого набора учащихся. Этот инцидент был решен самой дирекцией которые увидев одаренного юношу пришли к решению зачислить его через год на старший курс.

В 1903 году поэт получил серьезную травму ноги, из-за которой у него осталась хромота на всю жизнь. В 1908 году Пастернак с отличием закончил гимназию получив отличные отметки по всем направлениям.

Юность

Следующим пунктом в планах молодого человека стала Московская консерватория. Ему удалось поступить на выбранный им факультет подготовки композиторов с первого раза.

Несмотря на то что все складывалось как нельзя лучше Бориса не устраивало текущее положение дел, и посоветовавшись с профессором он сменил факультет на филологический. Пастернак был человеком одаренным во всем за что брался, поэтому у него не возникало никаких затруднений в достижении филологических высот.

В этот период он активно сочиняет стихи и практикуется в написании небольших рассказов. Незадолго до окончания учебы Пастернак вместе со своей семьей посетил Венецию. Этот прекрасный город вдохновил его на написание поэзии и на признание в любви Иде Высоцкой.

Если со стихами все сложилось удачно, то в делах любовных молодой человек потерпел сокрушительное фиаско. В 1912 году окончив обучение в университете Пастернак даже не забрал свой диплом считая это лишней тратой времени.

Первые шаги в мир литературы

С этого момента его жизни Пастернак начинает активную деятельность в литературных кругах. Вступая в различные литературные сообщества и поддерживая хорошие отношения с молодыми и давно признанными авторами, он постепенно вливается в общую атмосферу.

В 1913 году произошло важное событие для писательской карьеры Бориса, некоторые из написанных им стихов были опубликованы в сборнике «Лирика». Постепенно, начиная осознавать себя как писателя, молодой человек издает все больше своих работ, завоевывая уважение и внимание публики.

В 1916 посетив Урал он издал «Поверх барьеров». Через два года вся семья поэта по личным причинам вынуждена была отправиться жить в Берлин. Поддерживая активную переписку со своими родными, писатель знакомится со многими эмигрантами, в том числе писателями.

В 1922 году одиночество поэта завершилось, и он заключает брак с Евгенией Лурье. Через год у пары появился сын Евгений, и пара отправилась гостить к родителям Пастернака в Берлин.

Золотой период в творчестве

С началом 20-тых годов творчество Бориса Леонидовича начали активно поддерживать высшие круги советского общества. «Охранная грамота» автобиографические заметки которые находились в разработке долгий период жизни поэта наконец-то были завершены.

В начале 30-тых годов Пастернака признали лучшим поэтом СССР, но к сожалению никаких официальных документов, на эту тему выпущено не было. В 1931 году писатель расторгает свой брак и выпускает «Второе рождение». В этот же период он знакомится с З. Н.

Нейгауз в которую моментально влюбляется. Через год пара узаконила свои отношения и отправилась в путешествие в Грузию. Через семь лет у пары появился первый совместный ребенок, сын, которого назвали Леонид. В 1935 году поэт посетил съезд писателей в защиту мира, который проходил в Париже.

Накаленная обстановка и частые стрессовые ситуации привели к нервному срыву.

Жесткая цензура в СССР

Не малый вклад в развитие бессонницы у писателя внесли неудачные попытки давней подруги Пастернака, Анны Ахматовой вызволить сына и мужа из тюрьмы. В тяжелый после военный период многие мужья и сыновья были несправедливо заключены под стражу советскими властями. В попытке помочь своей подруге Пастернак составляет прошение об освобождении невинных людей.

Такое активное поведение отрицающее советскую власть привело к тому что Бориса Леонидовича и всех выступавших с Анной Карениной подвергли жестокой критике и цензуре и некоторое время вовсе исключили из печати. В связи с жесткими рамками установленными правящей силой СССР поэту пришлось потратить не один год на переводы.

В попытке обеспечить свою семью он периодично забрасывал поэзию и методично работал над сложными переводами.

С началом новой войны Пастернак хоть и сам был в довольно шатком финансовом положении всеми силами помогал эвакуировать людей из Чистополя. В 1943 году в мир выходит сборник «На ранних поездах», ярко описывающий военное время и передающий всю палитру эмоций, которые переживают убитые горем люди.

В 1946 году поэт встретился с Ольгой Ивинской, которая запала в душу любящему сердцу Пастернака. Однако любовь к жене не позволила развестись и поэтому Ивинская стала вечной «музой» для писателя.

В 1952 году у Бориса Леонидовича случился первый инфаркт, долгие дни, проведенные в лечебном заведении, вдохновили его на написание стихотворения «В больнице». Через три года после этого мрачного происшествия писатель спустя десять лет работы завершает роман «Доктор Живаго».

Это был безусловный прорыв как в творчестве самого писателя, так и в развитии литературы СССР. Это был мировой успех, многие страны выпускали «Доктор Живаго» в несколько тиражей.

Нобелевская премия и последствия

В 1958 году поэта наградили Нобелевской премией, это была огромная честь, от которой, однако он был вынужден отказаться.

Советские власти были против подобных наград среди писателей СССР, плюс ко всему все еще натянутые отношения после помощи Ахматовой, ситуацию не улучшали. В 1959 году, не имея другого выбора Пастернак отправился со своей благоверной в Грузию, которую горячо любил.

В Грузии его всегда принимали радушно, и многие друзья поддерживали его взгляды на жизнь. Не желая мириться с несправедливым отношением, поэт сочинил весьма провокационный стих «Нобелевская премия».

За такую смелую попытку отстоять свои права его привлекли к уголовному делу по статье «Измена Родине». Однако успех и популярность, которые имел Борис Леонидович, очень быстро свели судебные разбирательства к нулю.

Закат жизни

В 1959 году писатель начал работу над еще одним крупным романом «Слепая красавица». Его планы были разрушены новостью о раке лёгких, который обнаружили вовремя простого осмотра у врача.

Понимая, что жизнь постепенно покидает его, писатель исповедовался своей близкой подруге Е. А. Крашенинниковой.

В 1960 году Борис Леонидович скончался в своем доме, на его похоронах присутствовали множество людей, которые уважали его смелый и неповторимый писательский труд.

Интересные факты:

  • У Пастернака был выдающийся, но строгий отец. Он считал, что подросший сын сам должен заботиться о хлебе насущном, поэтому практически ему не помогал. Другое дело мама: в 1911 году она дала Борису 200 рублей, чтобы сын съездил поучиться за границу. Деньги были от уроков и многолетней экономии на хозяйстве. На эти средства Пастернак год учился философии в университете Марбурга.
  • Роман «Доктор Живаго» писал в течение десяти лет. В 1958 году писатель был награждён Нобелевской премией по литературе, вслед за этим он был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства. В СССР до 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Бориса Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.
  • Фамилия писателя могла быть не Пастернак, а Постернак. Именно так значится в документах отца Бориса, Леонида. Кстати, по рождению он и не Леонид вовсе. У него два имени: Абрам и Исаак. Последнее было занесено в метрические книги, первое же попало в бумаги мещанской управы, а оттуда – в гимназические документы.
  • Еще в начале 20-х годов семья и родители Бориса Пастернака эмигрировали из СССР и обосновались в Берлине. С тех пор он вел с ними переписку. Для самого поэта 20-30-е годы были успешными, стихи издавались и выпускались сборники. Его даже хотели объявить «лучшим советским поэтом».

Награды:

  • Нобелевская премия по литературе (1958 год)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За оборону Москвы»

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://theperson.pro/boris-pasternak/

Биография Бориса Пастернака

Поэт Борис Пастернак

Борис Леонидович Пастернак (29 января 1890 – 30 мая 1960) – всемирно известный русский писатель, поэт, журналист и переводчик. Автор популярного романа «Доктор Живаго», а также лауреат Нобелевской премии по литературе, которая была вручена Борису в 1958 году.

Детство

Борис Леонидович родился 29 января в Москве, в многодетной еврейской семье.

Оба его родителя были творческими людьми: отец являлся художником и постоянным членом Петербургской Академии художеств, а мать – известной пианисткой, начавшей свою карьеру еще в Одессе, откуда семье пришлось переехать за год до рождения Бориса. Помимо него, в семье было еще двое братьев и сестра, но поскольку Борис был самым старшим среди них, ответственность лежала целиком и полностью на нём.

По словам самого писателя, родители не уделяли ему должного внимания. Поскольку они оба были творчески одаренными людьми, их жизнь сводилась к многочисленным выставкам, концертам и постановкам, которые они старались не пропускать.

Дети же оставались дома, предоставленными самим себе, пока их родители развлекались на очередном вечере. Но были в этом и свои плюсы: в доме часто гостили музыканты, писатели, художники и поэты. Так, с раннего детства Борис Леонидович видел у себя в гостиной Рахманинова, Левитана, Иванова, Скрябина и даже самого Толстого.

К слову, именно постоянная тесная взаимосвязь жизни семьи Пастернаков с прочими представителями бомонда и стали толчком для освоения Борисом музыки, а затем и литературы.

По словам библиографов, сдружившись с Рахманиновым, Пастернак так сильно проникся идеей сочинения собственных композиций, что уже через несколько дней демонстрировал прекрасную сонату для фортепиано, а спустя несколько месяцев – еще две прелюдии.

Однако страсть к музыке быстро пропала, несмотря на положительные отклики родственников и друзей будущего писателя о его творчестве.

В 1990 году Бориса Леонидовича записывают в Пятую московскую гимназию, где особый уклон шёл на освоение музыкальных дисциплин.

Несмотря на протесты мальчика, родители хотели видеть его в будущем известным композитором, поэтому в стремлении обучить Бориса не слушали никого, кроме себя.

Так, Пастернак, для которого в будущем уготована совершенно иная судьба, начинает изучать теоретические основы музыкального дела и, кстати, достигает немалых успехов в этой сфере.

Карьера писателя

После возвращения из Марбурга Борис Леонидович начинает всерьез задумываться о карьере писателя. Он общается со многими бывшими литераторами и пытается найти себя в таких коллективах, как «Мусагет» и «Лирика». Но все они характеризуются будущим писателем и поэтом как «несерьезные», поэтому Пастернак задерживается там недолго.

В это же время он встречает футуриста Владимира Маяковского и даже на некоторое время примыкает к его творческому объединению «ЛЕФ», но и оттуда уходит. Однако сам Маяковский и его стихотворения оказывают невероятно большое влияние на творчество начинающего поэта.

Его произведения приобретают нотки борьбы и ненависти к существующей власти, а также нечто новое, футуристическое.

С 1913 года Пастернак начинает публиковать свои первые работы. Наиболее известной из них становится стихотворение «Близнец на тучах», которое выходит весной 1913 года. Позднее появляется еще несколько произведений, которые объединяются Борисом в цикл «Начальная пора».

Несмотря на тот факт, что опубликованные стихотворения воспринимаются общественностью крайне положительно, сам автор считает их незрелыми и неудавшимися, поэтому через пару лет забирает из публикации весь цикл, полностью перерабатывает (а местами даже переписывает целиком) и выпускает снова.

1920 год, по мнению многих библиографов, относится к периоду максимально плодотворного момента в жизни Бориса Пастернака. С начала года выходит сборник «Темы и вариации», сразу за ним – цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский. К концу года на свет появляются еще несколько удачных и хорошо воспринятых общественностью проз.

Источник: https://stories-of-success.ru/borisa-pasternaka

Борис Пастернак

Поэт Борис Пастернак

Борис Леонидович Пастернак, поэт, писатель, переводчик, публицист – один из ее самых ярких представителей русской литературы двадцатого века.

Его тонкие, глубокие и философские стихи и проза переведены на сотни языков, по его произведениям поставлены спектакли на лучших театральных подмостках мира, его наследие изучается в крупнейших университетах Европы и США.

Он – подлинная гордость России, гений, чье творчество останется в веках.

Родился Борис Пастернак в Москве, 29 января 1890 года. Без сомнения, та творческая, слегка богемная и очень свободолюбивая обстановка, в которой рос мальчик, оказала огромное влияние на его будущее творчество.

Отец Бориса Пастернака, Леонид Осипович, известный график и профессор Московского училища живописи, был мастером книжных иллюстраций и работал на крупнейшие российские издательства. К тому же, он был блестящий художник-портретист – достаточно сказать, что несколько его работ купил П.

Третьяковым для Третьяковской галереи, где они выставлены и сейчас. Мать Бориса Пастернака, Розалия Исидоровна, была достаточно известной пианисткой, которая дружила с Федором Шаляпиным и еще одним гением двадцатого века – композитором Александром Скрябиным. Среди близких друзей семьи были И. Левитан, В. Поленов, Н.

Ге и другие известные художники. Только представьте себе, какие блестящие люди окружали маленького Бориса и как сильно они повлияли на его личностное и творческое становление.

Борис Пастернак делал большие успехи в учебе и в 1907 году окончил гимназию с отличием. Очень интересный факт. По просьбе родителей, которые строго придерживались иудаизма, мальчик был освобожден от изучения закона Божьего.

Тогда вряд ли кто мог подумать, что через достаточно продолжительный период времени, он примет христианство и будет его убежденным приверженцем до конца своих дней.

Что именно заставило гениального поэта принять такое решение – исследователи его творчества спорят и по сей день.

Борис Пастернак и в юности был очень многосторонним человеком. Он пробовал сочинять музыку, писал неплохие картины, увлекался историей и даже учился с 1908 по 1911 год на историко-филологическом факультете Московского университета.

Потом, увлекшись философией, провел лето 1912 года в стенах Маргбургского университета в Германии.

Но… каждую минуту своей жизни он чувствовал потребность писать и излагать свои мысли на языке поэзии, таком сложном, и, одновременно, таком понятном для всех.

Борис возвращается в Москву и в 1013 году, в коллективном сборнике «Близнец в тучах» публикует свои первые юношеские стихотворения. Это – первый период творчества Пастернака, период, когда его талант тонкого лирического поэта уже раскрывается в полной мере.

Однако, до 1920 года сам Борис Пастернак, скорей всего, относится к своему творчеству, как к увлечению, а не тому делу, которому он хочет посвятить всю свою жизнь.

Он даже пытается заниматься бизнесом, уезжает на Урал и открывает в Перми собственный содовый заводик, но, как и каждый творчески одаренный человек, быстро терпит фиаско.

Переломное событие в жизни Бориса Пастернака происходит в 1921 году. Его семья, как и многие другие представители русской интеллигенции, не найдя общего языка с Советской властью, покидает Россию и поселяется в Берлине. В 1922 году Пастернак женится на начинающей художнице Евгении Лурье.

Этот брак, хотя и подарил поэту сына Евгения, счастья ему не принес и распался уже спустя 9 лет. Правда, в период с 1920 по 1930 год появляются прекрасные образцы поэзии Пастернака: культовый сборник «Сестра моя – жизнь» (1922 г.), сборник «Темы и Вариации» (1923 год), цикл стихотворений «Высокая болезнь» (1925 г.

), роман в стихах «Спекторский», который незаслуженно обходят вниманием многие критики и литературоведы.

В конце двадцатых годов Борис Пастернак обращает и самое пристальное внимание на прозу. В 1928 году он издает автобиографическую книгу «Охранная грамота», в которой очень откровенно рассказывает о своих духовных исканиях и предельно точно определяет свой взгляд на место искусства в обществе.

Что же, это было то время, когда Борис Пастернак еще не стал изгоем в советской литературе.

В 20-е — 30-е годы, он – официально признанный поэт, обласканный советской властью, член Союза Писателей СССР, участник международного конгресса писателей в Париже. Его обожает молодежь, к нему благоволит Иосиф Сталин.

В 1932 году он женится, наконец-то по любви, на Зинаиде Нейгауз, бывшей жене великого русского пианиста Генриха Нейгауза. Кажется, что поэт обрел благополучие и покой.

Все закончилось после того, как Пастернак посмел вступиться за репрессированных мужа и сына Анны Ахматовой.

Он отправил Сталину в подарок свою новую книгу и записку, в которой выразил надежду, что близкие люди великой поэтессы будут освобождены.

Но окончательно испортились у поэта отношения с советской властью, когда он, в 1937 году, наотрез отказался подписать письмо в котором «творческая интеллигенция» якобы одобряла расстрел маршала Тухачевского. Такое ему простить не смогли.

Борис Пастернак уезжает из Москвы и поселяется на своей даче в Переделкино. С этого момента начинается еще один важный этап его творчества. Он занимается переводами с английского и немецкого.

Именно в этот период появляются первые редакции его гениальных переводов «Гамлета» и других трагедий Шекспира, перевод «Фауста» Гете, который до сих пор считается непревзойденным. Пастернак продолжает интенсивно работать и во время войны.

Он делает переводы, а в 1943 году выходит его сборник «На ранних поездах».

Но главное произведение великого писателя еще впереди. Ему он посвятил десять лет свой жизни, с 1945 по 1955 год. Он продолжал работать над ним, даже перенеся тяжелый инфаркт и будучи полностью отвергнутым официальной советской литературной элитой.

Роман «Доктор Живаго» — произведение высшего уровня, которое можно поставить в один ряд с «Божественной комедией» Данте, «Преступлением и наказанием» Достоевского и «Войной и миром» Льва Толстого. Первое издание романа в переводе на английском вышло в Италии, в 1957 году, а второе – год спустя, в Англии.

В России же «Доктор Живаго» был под запретом более 30 лет. Только в 1988 году, после начала перестройки, он вышел в журнале «Новый мир».

Борис Пастернак был чужой для советской литературы. Ему не могли простить многое: вольнодумие, талант, независимость. Конечно же, до предела обострило ситуацию и то, что в 1958 году за вклад в русскую лирическую поэзию Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться.

Это окончательно подорвало здоровье писателя. Он скончался 30 мая 1960 года, на своей любимой даче в Переделкино. Некролог был напечатан только в «Литературной газете», да и был он очень сухой и официальный, совершенно несоответствующий масштабам личности, которую в этот скорбный день потеряла мировая литература.

Основные достижения Пастернака

  • Роман «Доктор Живаго» (1955 г.)
  • Переводы трагедий Вильяма Шекспира, Гете, Шиллера
  • Сборники стихов «Второе рождение», (1934 г.), «Грузинские лирики» (1935 г.), «Когда разгуляется» (издан посмертно).
  • 1913 год – выходят первые стихотворения в коллективном сборнике «Близнец в тучах»
  • 1921 год – иммиграция родных Пастернака в Германию
  • 1922 год – женитьба на Евгении Лурье
  • 1922 год – программный сборник стихотворений «Моя сестра-жизнь»
  • 1932 год – женитьба на Зинаиде Нейгауз
  • 1932 год – автобиографическая повесть «Охранная грамота»
  • 1955 год – «Доктор Живаго»
  • 1958 год — присуждена Нобелевская премия за вклад в русскую поэзию, исключение из Союза Писателей СССР

Интересные факты из жизни Пастернака

  • Пастернаком, в юности увлекавшимся музыкой, были написаны две прелюдии, а также соната для фортепиано.
  • В 1903 году Борис, бывший в ту пору еще мальчиком, упал с лошади, в результате чего сломал ногу. После неправильного срастания костей у Бориса навсегда осталась небольшая хромота, которую он старательно скрывал от окружающих. Изза этого они был избавлен от воинской повинности. Данный эпизод, произошедший в праздник Преображения Господня, как полагал сам Пастернак, был не случаен и пробудил его творческие силы.
  • Вплоть до 1989 года в программе школы по такому предмету, как русская литература, о существовании Пастернака, а, тем более, о его творчестве не упоминалось ни слова. Впервые массовый зритель услышал стихи Пастернака в 1970-х в кинофильме «Ирония судьбы», где Сергеем Никитиным была исполнена песня на стихи Пастернака. В то время для цитирования поэтических строчек Бориса Пастернака от режиссера Эльдара Рязанова понадобилась немалая смелость.
  • В 1984 году дачу Пастернака в Переделкине по решению суда у его родственников власти отобрали, передав в государственную собственность.

Источник: http://diplom4rabota.ru/

Источник: http://biografix.ru/boris-pasternak

Накануне поэзии

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьёз готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провёл один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена.

После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

«Мы с жизнью на один покрой» (Раннее творчество)

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока, Вяч.  Иванова и И.Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга».

Влияние поэзии русского модернизма (символистов — главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов — в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчётливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг.

появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, — мира, где всё настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» — стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»).

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя — жизнь» (1922), посвящённой лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени.

Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил всё, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба.

Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает своё глубинное родство со всем окружающим, и именно за счёт этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции.

Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни её участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

Поэт и эпоха. 1920-50-е гг

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников — П.Г. Антокольского, Н.А. Заболоцкого, Н.С. Тихонова, А.А. Тарковского и К.М. Симонова.

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы.

В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстаёт как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы.

Наиболее выразительным знаком неправедности социального и духовного устройства России, определяющим нравственные основания и нравственную неизбежность революции, становится для Пастернака «женская доля» (в традициях Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского и гражданской лирики второй половины XIX в.).

В повести «Охранная грамота» (1930), своеобразном итоговом творческом отчёте за два десятилетия, Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника — В.В. Маяковского.

Мучительному разрыву с первой женой (художницей Е.В. Пастернак) и сближению с З.Н. Нейгауз (в первом браке — жена Г.Г. Нейгауза) посвящена новая книга лирики — «Второе рождение» (1932). Её выход обозначил начало периода деятельного участия Пастернака в общественно-литературной жизни, продолжавшегося до начала 1937 года.

Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей (1934), в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы.

В годы всё нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У.

Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И.

Гёте и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр.

В 1940-41 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом «Стихи о войне» составили книгу «На ранних поездах» (1943). Стихи этого периода, свидетельствующие о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к преодолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии.

книга

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг.

свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме.

В основу романа, посвящённого «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укоренённости человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента — врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчёркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано.

Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988).

В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция.

На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключён из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Всё это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Эпистолярное наследие

В наследии Пастернака особое место занимают письма. В течение сорока лет продолжалась интеллектуально насыщенная переписка с двоюродной сестрой — О.М. Фрейденберг; переписка с М.И. Цветаевой 1922-36 гг.

представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряжённый эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чём Пастернак видел знак «душевного единенья века».

Пастернак в русской культуре

Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всём мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.

В 1990 в подмосковном посёлке Переделкино, в помещении бывшей дачи Пастернака был открыт музей поэта.

[К.М. Поливанов: http://er3ed.qrz.ru/pasternak.htm#biography]

ЛИТЕРАТУРА

С.С. Аверинцев. Пастернак и Мандельштам: опыт сопоставления. /Быть  знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., «Наследие», 1992.

Дмитрий Быков. Борис Пастернак. М., «Молодая гвардия», 2005 (серия «Жизнь замечательных людей»).

Быть  знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., «Наследие», 1992.

В. Альфонсов. Поэзия Бориса Пастернака. СПб., «САГА», 2001.

В.С. Баевский. Пастернак. М., Изд-во Московского университета. 1997.

Б. Гаспаров. «Gradus ad Parnassum» (Самосовершенствование как категория творческого мира Пастернака). /Быть  знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., «Наследие», 1992.

М.Л. Гаспаров. Семантика метра у раннего Пастернака. /Быть  знаменитым некрасиво… Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., «Наследие», 1992.

Гаспаров, ПодгаецкаяМ.Л. Гаспаров, И.Ю. Подгаецкая. «Сестра моя — жизнь» Бориса Пастернака. Сверка понимания. М., РГГУ, 2008.

Гаспаров, ПоливановМ.Л. Гаспаров, К.М. Поливанов

Источник: http://sobolev.franklang.ru/index.php/manifesty-xx-veka/24-boris-pasternak

Краткая биография Пастернака

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве в интеллигентной семье. Его мать была талантливой пианисткой, а отец работал художником и был членом Академии художеств. Некоторые из его картин можно и сегодня увидеть в Третьяковской галерее.

Интересно, что глава семейства имел дружеские отношения с Львом Толстым, и даже рисовал иллюстрации для его произведений.

Детство и юность

Борис был первым ребенком в семье, после чего у его родителей родилось еще трое детей. Семья Пастернаков была хорошо известна в кругах творческой интеллигенции.

В доме часто бывали такие известные личности, как Скрябин, Рахманинов, Левитан, Ге и прочие деятели искусств. Такое общество не могло не повлиять на становление личности Бориса.

Например, он настолько восхищался произведениями Скрябина, что в будущем хотел связать свою жизнь именно с музыкой.

Во время обучения, ему легко давались разные предметы, благодаря чему он с отличием окончил гимназию. Одновременно с этим Пастернак учился в консерватории. Однако спустя какое-то время, он внезапно отказался от музыкальной карьеры.

Позже Борис Леонидович объяснял свой поступок, отсутствием абсолютного слуха. Он осознал, что достичь каких-то вершин на музыкальном олимпе ему вряд ли удастся.

В 1908 г. будущий поэт поступает в Московский университет на юридический факультет. Проучившись всего год, он решает перевестись на философское отделение.

В 1912 г. он поступил в Марбургский университет и продолжает изучать философию. Учеба давалась ему легко, и многие прочили ему блестящую карьеру. Однако закончив обучение, он внезапно решает стать поэтом, а не философом.

Начало творческой биографии

Первые стихотворения были сочинены Пастернаком в возрасте 20 лет. Они являлись следствием его любовных переживаний. И хотя стихи по своему строению были еще детскими, смысл, заложенный в них, являлся серьезным и весьма содержательным.

После поездки в Марбург, Борис принимает участие в московских литературных кружках «Лирика» и «Мусагет», где ему удается читать собственные произведения. Изначально он сильно увлекался символизмом и футуризмом, но вскоре его перестали интересовать эти направления.

Период биографии 1913-1914 гг., оказался для него насыщенным и богатым на впечатления. Он смог опубликовать свой первый сборник стихов «Близнец в тучах».

Однако сам поэт утверждал, что его сочинения имеют множество изъянов. В 1914 г. он познакомился с Маяковским, встреча с которым произвела на него огромное впечатление.

В 1916 г. Пастернак проживал в Пермской губернии, в уральском поселке Всеволодо-Вильва. Он был помощником по деловой переписке и занимался торгово-финансовой отчетностью.

Творчество

К своему творчеству Пастернак относился очень серьезно, и прилагал все усилия для того, чтобы максимально усовершенствовать свой слог.

Он много экспериментировал со стилем написания, стараясь добиться вершины писательского мастерства.

По мнению самого поэта, сборник «Сестра моя – жизнь», опубликованный в 1922 г., стал его первым достижением на литературном поприще.

Отдельного внимания заслуживают его отношения с Сергеем Есениным, который жестко критиковал произведения Пастернака. В связи с этим между двумя поэтами велась открытая борьба, которая однажды переросла из словесной в физическую.

Однажды в редакции «Красная новь» Есенин накинулся на Пастернака с кулаками, вследствие чего в издании начался настоящий переполох.

В 1920-х годах в биографии писателя происходит череда важных событий: иммиграция родителей в Германию, брак с Евгенией Лурье, рождение ребенка и публикации новых трудов.

Отношения с советской властью

В 30-х годах советское правительство признало творчество Пастернака. Его сочинения ежегодно переиздавались, а в 1934 г. ему удалось выступить с речью на съезде Союза писателей. На тот момент времени он считался ведущим советским поэтом.

В 1935 г. Борис Леонидович отправился в Париж на Международный конгресс писателей. Во время поездки у него произошел нервный срыв. Вследствие этого он стал мучиться от бессонницы и расстройства нервной системы.

В этом же году происходит арест сына и мужа Анны Ахматовой. Пастернак не остается в стороне, и сразу же заступается за них. Он пишет письмо Сталину, в котором просит освободить родных Ахматовой.

Его старания не прошли зря, и обоих арестантов выпустили на свободу. Борис Леонидович отблагодарил вождя за быстрое освобождение, отправив ему в подарок книгу с переводами грузинских поэтов.

Позже Пастернак также заступится за Гумилева и Мандельштама. Такими действиями он настроил против себя представителей органов власти. Он начинает подвергаться жесткой травле, наряду с выдвигающимися обвинениями в «ошибочности его мировоззрения».

В это же время из-под его пера выходит 2 стихотворения, в которых поэт превозносит личностью Иосифа Сталина. Однако они уже не могли помочь ему избежать опалы со стороны «заинтересованных органов».

Переводы

Из-за того, что труды Пастернака перестали издавать, он начал испытывать материальные трудности. Это побудило его взяться за переводы зарубежной поэзии. Он серьезно относился к работе и старался делать все возможное, чтобы выполнять их максимально хорошо.

Как правило, переводческой деятельностью писатель занимался у себя на даче в Переделкино. Его труды получили большое признание у критиков.

В результате Борис Леонидович смог не только поправить свое финансовое положение, но и реализовать себя как поэта.

Отечественная Война

Отправиться на фронт Пастернак не мог из-за травмы, полученной в детстве. Поэтому он решил окончить специальные курсы, и стать военным корреспондентом.

За это время ему удалось воочию увидеть все ужасы войны и собрать множество материалов на эту тему. По возвращении домой, из-под его пера выходят стихи патриотического направления.

В послевоенный период в биографии Пастернака не наблюдается заметных перемен, поэтому ему приходится по-прежнему заниматься переводческой деятельностью, чтобы прокормить семью.

«Доктор Живаго» и травля

Пожалуй, одним из самых известных романов Пастернака является «Доктор Живаго». Это произведение стало роковым в его биографии.

По сути, этот роман был автобиографическим, и писался на протяжении 10 лет. Прототипом главной героини стала его супруга Зинаида.

Сюжет книги разворачивается с начала 20-го века и заканчивается Второй мировой войной. Из-за слишком реалистичного пересказа событий того времени, книга подверглась жесткой критике со стороны цензуры.

Ее запретили печатать в СССР, однако она была по достоинству оценена за рубежом. В 1957 г., роман был опубликован в Италии, где произвел настоящий фурор.

В 1958 г., Пастернаку присудили Нобелевскую премию, а «Доктора Живаго» начали переводить на разные языки мира. Чем больше власть пыталась остановить печать книги, тем более популярной она становилась.

Все эти события стали для Пастернака как радостью, так и горем одновременно. Против него ополчились некоторые из его коллег.

На фабриках, в университетах и прочих организациях стали активно проводиться митинги, направленные против деятельности Пастернака. С подачи активистов писались коллективные письма с требованием наказать его.

Эти печальные события биографии не могли не сказаться на впечатлительной душе поэта.

В будущем свои переживания он опишет в стихотворении «Нобелевская премия». Из-за чудовищного давления со стороны руководства и общества, его вынудили отказаться от этой почетной награды.

Вскоре после этого, затравленного Бориса Леонидовича исключили и из Союза писателей СССР.

Стихотворения Пастернака

Изначально в творчестве Пастернака присутствовало много символизма, из-за чего его стихотворения были насыщенны сложными рифмами и сравнениями.

Однако в военные годы его стиль изменился, благодаря чему стихи стали легкими и понятными. Гениальность поэта заключалась в том, что даже в короткие стихи он умел закладывать глубокий смысл.

Его более позднее творчество насыщенно проблемами социального толка. В них легко проследить тему единения человека с природой, что, несомненно, говорит о его полном одиночестве на тот момент биографии.

В последнем сборнике поэта присутствует стихотворение «Снег идет», в котором раскрывается тема смысла жизни и ее скоротечности. В народ быстро входит фраза «и дольше века длится день», взятая из стиха «Единственные дни».

Личная жизнь

Официально Пастернак был женат два раза, однако в его жизни была и третья любовь. В целом, ему жилось счастливо и комфортно со всеми женщинами.

Первую супругу звали Евгения Лурье, которая работала художницей. По мнению Пастернака, их встреча была символичной. Евгения стала для мужа настоящей музой. Вскоре в их семье родился сын Женя.

Интересно, что в первые годы их брака, между ними происходили некоторые трения. Но после того, как они столкнулись с нищетой и прочими трудностями, их союз по-настоящему укрепился.

Борис Леонидович готов был даже брать на себя некоторые семейные хлопоты, чтобы жена могла заниматься написанием картин.

Их отношения испортились тогда, когда поэт начал переписку с Мариной Цветаевой. Евгения стала ревновать мужа к поэтессе, что нередко выливалось в шумные ссоры и скандалы.

В результате Лурье уехала в Германию к родителям Пастернака. Она перестала увлекаться искусством и серьезно занялась воспитанием ребенка.

В этот период биографии Пастернак влюбляется в Зинаиду Нейгауз, которая была младше его на 8 лет. К тому же у нее был муж и двое маленьких детей.

Девушка была полной противоположностью Евгении. Она всецело посвящала себя воспитанию детей и уделяла большое внимание супругу. Пастернак влюбился в нее с первого взгляда, и прощал ей любые обиды.

Здесь надо заметить, что, несмотря на расставание с Евгенией Лурье, Пастернак всегда помогал ей.

Со временем у Зинаиды и Бориса родился сын Леонид. Их брак просуществовал более 10 лет. После того, как писатель начал активно работать у себя на даче, его прежние чувства к Нейгауз стали остывать.

В скором времени он познакомился с редактором журнала «Новый Мир» – Ольгой Ивинской. При этом Пастернак не стремился уйти от жены, а делал все возможное, чтобы порвать со своей новой любовью – Ольгой.

Пастернак (второй слева), Сергей Эйзенштейн (третий слева), Лиля Брик (четвёртая справа), Владимир Маяковский (третий справа) и другие

В 1949 г. за отношения с опальным писателем, Ивинскую арестовали и отправили в пятилетнюю ссылку. В течение всего этого времени Борис Леонидович всячески помогал родителям Ольги.

Пережитые события серьезно отразились на здоровье поэта. В 1952 г. его госпитализировали с инфарктом. По возвращении из ссылки, Ивинская была личным секретарем Пастернака до последних дней его жизни.

Смерть

Непрекращающаяся травля со стороны коллег и властей, негативно повлияла на общее состояние здоровья Пастернака. Весной 1960 г. у него обнаружили рак желудка. Когда он находился в больнице, с ним рядом была Зинаида.

30 мая 1960 г. Борис Пастернак ушел из жизни в возрасте 70 лет. По роковой случайности Зинаида Нейгауз умрет от этой же болезни, но позже.

Несмотря на негативное отношение со стороны властей, проститься с Пастернаком пришло много людей, в числе которых были Андрей Вознесенский и Булат Окуджава.

Могила поэта находится на кладбище в Переделкино.

Если вам понравилась биография Бориса Пастернака – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/biografiya-pasternaka/

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики