SAVUZ

Поднятая целина характеристика образа Кондрата Майданникова

В соответствии с социальным конфликтом, в духе советской литературы по разные стороны баррикады расставлены сторонники перемен (руководители-коммунисты, Любишкин, Демид Молчун, Демка Ушаков, Кондрат Майданников, беднота) и их противники (белые офицеры Половцев и Лятьевский, «кулаки» Лапшинов, Гаев, агитатор за восстание против советской власти, маскирующийся под рачительного хозяина Яков Лукич Островнов).

Тит Бородин

Если бы автор романа показывал героев, используя принцип контраста, он нарушил бы достоверность происходивших зимой и весной 1930 года событий, поскольку это было время переоценки прежних идеалов, выбора решения в экстремальной ситуации. Чувствуя это, М. Шолохов вывел в романе героев сомневающихся.

Это так называемые «середняки», и, в первую очередь, Тит Бородин, по прозвищу Титок, — участник Гражданской войны, собственник, хозяин. Правда, усмиряя восставших против власти украинцев, Бородин мародерствовал. Но теперь хочет искупить свою вину, трудиться на земле, а ему трудиться не мешают, но, однако, не дают жить, обкладывают чрезмерными налогами.

Многие казаки-середняки, менее зажиточные, переживали такую же ситуацию.

Никита Хопров

Заслуга писателя и в том, что в «среднем звене» героев оказывается еще один неприкаянный человек, кузнец — Никита Хопров, сражавшийся в годы Гражданской войны на стороне белых, живущий воспоминаниями о былом.

Чтобы снять с себя тяжкий груз прошлого, он хотел было во всем признаться властям, да смог только выкрикнуть наболевшее в сердце на сходке казаков-заговорщиков («Я против власти не подымаюсь и другим не посоветую. ») И в тот же вечер Хопров вместе с женой был зверски убит Половцевым, Тимофеем Рваным и Островновым.

Так в соответствии с установками социалистической литературы показано прозрение этого героя, стремление искупить вину перед советской властью.

Семен Давыдов

Писатель чужд прямолинейности в изображении характеров коммунистов-руководителей.

Семен Давыдов не только преданный делу партии человек, заявляющий районному руководству о своем праве активно и безоглядно осуществлять партустановку, но и личность одинокая (многие казаки его не понимают и не принимают; Нагульнов также не одобряет, считая непоследовательным, нерешительным в отдельных случаях при проведении коллективизации). Прав секретарь райкома партии, призывающий к «осторожному ущемлению кулачества», а «середняка ни-ни!», предупреждающий, что иначе «можно подорвать доверие к нашим мероприятиям».

Открытый миру, понимающий заботы обычных людей, Давыдов ведет себя непосредственно в школе, сочувствует деду Щукарю, вечно попадающему в переплет.

Многие вопросы он старается решать по-доброму, как в случае, когда пришли к нему религиозно настроенные казаки просить разрешения на проведение молебена, чтобы вызвать дождь: «Давыдов говорил долго и осторожно, стараясь не обидеть религиозных чувств стариков». Герой по-настоящему переживает, что обидел Лушку.

Казаки удивляются его настойчивости и трудолюбию во время пахоты. Во второй книге «Поднятой целины» рассказано, как Давыдов учится у народа быть честнее, добрее, уважать мнения других, не заниматься чрезмерным администрированием (стычка с Устином Рыкалиным, поучения Аржанова о том, как руководить колхозом).

Герой станет разборчивее и добрее в личной жизни с Варей. И все же этот образ соответствует стандарту положительного героя, созданного литературой социалистического реализма, — это идеальный даже в своих ошибках человек.

Макар Нагульнов

Макар Нагульнов — секретарь Гремяченской партячейки — действующий в мирное время комиссар. Он стоит за дело партии до конца, выполняет директиву «гнать» коллективизацию на все сто процентов, угрожает наганом середняку Баннику, не желающему вступать в новую жизнь.

Со стратегической целью приближения «колхозной революции» секретарь партячейки угрозой заставляет людей принять решение сверху. Чтобы ускорить победу мировой революции, он изучает вместе с дедом Щукарем английский язык.

Трудно понять, одобряет или осуждает подобный максимализм героя писатель, однако то, что он ставит его подчас в комические ситуации (сцена прослушивания петушиного хора — самая яркая в данном случае), подтверждает мысль о том, что революционность Макара Нагульнова словно перекрывается комизмом его действий и поступков.

Иногда Макар способен и на глубокие переживания, как в сцене возвращения в Гремячий Лог из райцентра после выговора и исключения из партии, в сценах взаимоотношения с неверной женой Лушкой. В первом случае он хотел даже застрелиться, но передумал, оставаясь по-прежнему при своих глобальных «революционных» интересах.

С мыслями о мировой революции, ее врагах он, видно, и погибает в конце романной дилогии, «сраженный, изуродованный осколками гранаты» в доме Островнова. Как и было принято в советской литературе, автор «Поднятой целины» не выносит приговор Нагульнову, а лишь осуждает недостатки в его характере.

Андрей Разметнов

Андрей Разметнов — председатель сельсовета — тоже является участником Гражданской войны. Он пережил трагедию надругания казаков над женой и ее самоубийство, смерть сына. Он не мог отомстить, «белый, как облизанная ветрами мертвая кость», отцу насильника Аникея Девяткина, шестерым «разнокалиберным сопливым ребятишкам» заклятого врага.

Встанут дети на пути председателя сельсовета и во второй раз, когда он будет раскулачивать семью Гаева. Разметнов способен переживать свою и чужую беду. Тем он интересен и отличен от Нагульнова. Когда после проверки вернется в Гремячий Лог незаслуженно раскулаченный Гаев, один Разметнов отнесется к нему по-человечески.

Вместе с тем в нем заметны черты довоенного сталинского функционера нижнего звена.

Лушка Нагульнова

Лушка Нагульнова похожа своей страстностью, желанием сохранить личное счастье (любовь к Тимофею Рваному) на Аксинью Астахову. Вместе с тем она хитрая, действует расчетливо по отношению к председателю колхоза Семену Давыдову («…

в планы ее входило завоевание Давыдова. На самом деле, не связывать же было ей свою жизнь с жизнью какого-нибудь гремяченского парня»).

Она более легкомысленная, а потому спокойно расстается с растерявшейся от неожиданного «счастья» новой симпатией.

Дед Щукарь

Дед Щукарь — чудаковатый балагур, шутник, часто попадающий в смешные, неловкие ситуации (случай со сваренной в каше на полевом стане лягушкой, с лечением болезни живота, с неожиданным нападением на него кобеля во дворе Тита Бородина и др.

) Именно с этим образом во многом связано выражение писателем «мысли народной», народного умения противостоять жизненным неурядицам, скрашивать жизнь шутками да прибаутками. Поэтому, отправившись в степь на пахоту, люди с нетерпением ожидают «агитбригаду» в лице дедушки Щукаря.

Добросердечный шутник хранит память о погибших друзьях и в конце второй книги романа, потеряв, по его словам, «как будто двух родных сынов сразу», поутих, настроился на элегический лад.

С ним не как с шутником, а как с добрым и мудрым советчиком встречается Варя у могилы Давыдова и советуется, как жить дальше.

Речь Щукаря пересыпана пословицами, поговорками, «красными словцами», диалектизмами: «Дай мне ливольверт, Макар! », «Охолоньте трошки! », «в вустрице благородные кровя», «при старом прижиме», «ухандохали».

Яков Лукич Островнов

Убедителен образ Якова Лукича Островнова — человека, ожидающего краха советской власти, отобравшей у него мечту разбогатеть, выучить сына, заиметь автомобиль, выжидающего момент, чтобы вернуть прошлое.

Ради достижения стратегической цели он готов и уморить голодом родную мать, а значит — пойти против Бога, и участвовать в убийстве Никиты Хопрова и его жены, и вредить колхозу, прикрывая вредительство словами о культурном хозяйствовании.

Передавая переживания героя, писатель рассказывает, что когда-то «жизнь сияла и хрустела у него в руках, как радужная екатериновка», а после революции, хотя «шатнулась земля» под его ногами, он еще крепок, он еще верит в возврат прошлого, а потому «рвет из-под большевиков землю» любыми способами.

Кондрат Майданников

Кондрат Майданников — человек, взвесивший все «за» и «против» и вступивший в колхоз одним из первых, преодолевает боль обобществления своего личного скота, терзается от мыслей о неведомом пока будущем, полон тревоги за завтрашний день, но приемлет изменения в жизни. 

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/sholokhov_m_a/podnjataja_celina_geroi_romana_i_ikh_sudby/14-1-0-843

Краткое содержание “Поднятой целины” Шолохова

Поднятая целина характеристика образа Кондрата Майданникова

События в книге М.А. Шолохова «Поднятая целина» происходят в казачьей станице Гремячий Лог в тридцатых годах.

Это время для всей страны было переломным моментом, когда трудовое крестьянство должно было отказаться от собственных мелких владений и перейти к коллективному хозяйству. Тема коллективизации стала центральной темой произведения.

Андрей Разметнов, Семен Давыдов и Макар Нагульнов – главные персонажи романа. Их образы порождены самой эпохой.

Семен Давыдов по поручению партии приезжает в Гремячий Лог с целью создание колхоза. Он свято верит в идеи социализма.

Давыдов почти не разбирается в сельском хозяйстве, но все-таки на позиции лидера поучает казаков, насильно заставляет их вступать в колхоз, яростно борется с кулаками.

Однако он делает вывод, что коллективизация ошибочна по своей природе, ведь все преобразования происходят помимо воли народа. В этом и неудача коллективизации. В конце романа Давыдов, как и Нагульнов, умирает от руки белогвардейца, подтверждая несостоятельность этой идеи.

Макар Нагульнов – секретарь гремячинской партийной ячейки, преданный соратник Давыдова. Мечта этого героя – мировая революция. Становление колхоза для него – главная цель.

У Нагульнова недостаточно жизненного опыта, он политически малограмотен, обладает горячим нравом, этим и объясняются его промахи.

Но в душе этот человек романтик, несмотря на его аскетизм и, доходящий порой до крайностей, фанатизм.

Андрей Разметнов занимает должность председателя сельсовета в станице. Судьба Андрея трагична: его жена покончила с собой из-за бесчинств белогвардейцев.

Разметнов способен на жалость к другим, в отличие от Нагульнова, он обладает человечностью. Андрей не одобряет все то, что делает Нагульнов против казаков. Он – рассудительный и уравновешенный человек.

Коммунист Разметнов однажды участвует в раскулачивании, но потом решает больше не содействовать коллективизации.

Главные герои романа

Главным героем в «Поднятой целине» можно считать и сам русский народ в то трудное для него время, когда партия пыталась сломить массовое сознание и создать нового человека.

В романе изображены кровавые сцены раскулачивания, когда жители деревни забивали свой скот, лишь бы не отдавать его в чужие руки.

Русскому человеку тяжело было отречься от старых традиций, отказ от них сопровождался глубоким душевным страданием.

В «Поднятой целине» Шолохов изобразил индивидуальные характеры, которые приветствовали коллективизацию.

Это образы Демида Молчуна – обездоленного человека, Демки Ушакова, у которого целая ватага голодных детей, Кондрата Майданникова – крестьянина, своим трудом ставшего середняком.

Образ Майданникова демонстрирует в романе движение крестьянства к взаимодействию с советской властью: ему жаль отдавать свою скотину, однако он все-таки вступает в колхоз и становится членом партии.

Лагерь врагов коллективизации возглавляет в «Поднятой целине» Александр Анисимович Половцев. Действие романа начинается с его приезда в Гремячий Лог. Это человек грамотный, отрицающий политику партии.

Автор ему, как и Давыдову, симпатизирует: Александру не чужды человеческие чувства, он жалеет щенка, которого засек в детстве. Половцев делает союзником в борьбе против коллективизации донского агронома Якова Островского, бывшего своего сослуживца.

Под влиянием Якова Лукича Островского в станице происходит «бабий бунт».

Противники коллективизации
Противниками коренного переустройства в романе выступают Лятьевский, Лапшинов, Тит Бородин. Образ Тата Бородина сложен. Раньше он был беден, воевал против белых. Сейчас он стал кулаком, врагом советской власти. Бородин, веривший прежде в идеалы революции, теперь стал ее противником.

Хотя в «Поднятой целине» изображены драматические событие, но повествование не лишено юмористической окраски. Смешное здесь сочетается с трагическим. Юмор автора прослеживается в образе балагура и весельчака деда Щукаря. Дед часто попадает в разные ситуации, он любит похвастаться. Щукарь – плут, но его все любят в станице за простодушие и житейскую мудрость.

идея книги

Формирование нового строя, проблема коллективизации на Дону – вот главная идея «Поднятой целины». В 1932 году была закончена первая книга тома, ранее имевшая название «С потом и кровью», а в 1959 – вторая книга.

«Поднятая целина» (краткое содержание или весь роман в целом) позволяет читателю узнать многое о тяжелой жизни донского казачества того времени. Шолохова волнует истинная судьба народных масс во время коллективизации.

Идейным центром романа становится противостояние двух полярных групп – группы сторонников социализма и группы контрреволюции. Это противоборство отражено в самом начале романа, когда в Гремячий Лог прибывают двое – офицер Белой гвардии Половцев и рабочий Путиловского завода Давыдов. Цель Давыдова – организовать коллективное хозяйство, задача Половцева – помешать этому.

Основные действующие герои романа объединяются вокруг Давыдова и Половцева. С большим воодушевлением берутся за строительство новой колхозной жизни: коммунисты Разметнов и Нагульнов, агитатор Ваня Найденов, Кондрат Майданников, Ипполит Шалый. Направляет их работу Семен Давыдов.

Помешать коллективизации в романе пытаются кулаки: Лапшинов, Островнов, Бородин, Тимофей Рваный, Фрол и их предводитель Половцев. Строить новую жизнь в станице коммунисты были вынуждены не только в борьбе с кулаками.

Им требовалось изменить народное сознание, внушить крестьянству, что «свое собственное» уже отжило, теперь «все общее».

Анализ произведения

В XX веке было создано много произведений о коллективизации («Впрок» А.П. Платонова, «Бруски» Ф.И. Панферова, «Девки» Н.И. Кочина и др.), но такой полной и глубокой картины крестьянской жизни, как в «Поднятой целине», нет ни в одном.

Шолохов в романе правдиво показал время революционных преобразований на Дону: сложные процессы становления новых общественных отношений, героизм предводителей коммунистической партии, погибших во имя блага трудового народа.

В «Поднятой целине» достоверно изображены картины коллективизации деревни, хотя некоторые критики считают, что произведение было написано по соцзаказу, поэтому автор о чем-то умолчал.

Шолохов доподлинно знал, как именно проводилась коллективизация в деревне из писем, которые он получал от крестьян, и ничего не утаил в романе.

Еще один известный роман Михаило Шолохова “Они сражались за родину” является попыткой изобразить героизм советских солдат во время Второй мировой войны.

В нашей следующей статье вы найдете биография известного советского писателя Михаила Шолохова, излюбленными темами книг которого были человеческий героизм и трудолюбие.

Социалистическое состязание, изображенное в конце первой книги, свидетельствует о начале внутреннего преобразования самого человека, формирование у него новой нравственности: крестьянин относиться теперь к труду не как к индивидуальной, а как общественной задаче.

Герои романа не идеализированы писателем. Шолохов изобразил их такими, какими их сформировала суровая действительность. После гибели главных героев пейзажная зарисовка с грозовыми тучами, молниями и громом вызывает у читателей ощущение грядущих великих свершений.

Значимость «Поднятой целины» – достоверное изображение Шолоховым событий, очевидцем которых он был сам. Автор глубоко верит в силы своего народа, чем и отличается в изображении крестьянства от большинства писателей-современников.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mihail-sholohov/podnyataya-celina.html

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики