SAVUZ

Петербург Достоевского

Содержание

Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Чтобы увидеть Петербург глазами Достоевского, нам, живущим сегодня, достаточно прочесть наиболее известные произведения этого великого писателя, который провел в городе на Неве основную часть своей жизни. В романах этого автора отчетливо прослеживается образ Северной столицы того времени, в котором он жил.

Чтобы увидеть Санкт-Петербург таким, каким его видел Достоевский, нужно мысленно совершить путешествие во времени и перенестись на два столетия назад.

Не стоит думать, что такое воображаемое перемещение меж веков позволит получить заведомо обманчивое впечатление.

При чтении произведений Федора Михайловича можно увидеть вполне объективную картину того, каким именно писатель видел город и каким Питер был для него.

Нужно сразу сказать, что образ Петербурга в творчестве Достоевского представлен в совершенно ином цвете, нежели у Пушкина или Толстого.

Александр Сергеевич и Лев Николаевич неоднократно возвышали Санкт-Петербург в собственных сочинениях, видя в нем некий идеал современного, уютного и удивительно красивого города.

В романах Федора Михайловича Северная столица, напротив, предстает перед читателями в мрачном и унылом состоянии.

Если говорить про Петербург Достоевского кратко, то это будет грязный, неухоженный и постоянно пасмурный город, большую часть населения которого составляют бедные и озлобленные друг на друга люди, больные либо духовно, либо физически. При прочтении произведений Федора Михайловича вырисовываются довольно мрачные картины.

Однако при всем при этом Достоевский любил город, в котором провел большую часть жизни. Но любовь эта была особой, не всегда понятной. Она имела горький и мучительный привкус, а подчас граничила с ненавистью. Говорят, что такая любовь ничуть не слабее и не менее искренна, чем та, при которой человек способен лишь на возвышение предмета своего обожания.

Петербург Достоевского в романе Преступление и наказание

В этом известнейшем произведении писателя образ города на Неве буквально пропитан какой-то изнуряющей безысходностью и всеобщим трагизмом. На петербургских улицах царит летняя духота, усугубляемая невыносимым зловонием от неубранного мусора. Город переполнен людьми, которые «не живут, а существуют», пребывая в глубокой бедности, из которой не видно выхода.

Иногда Петербург Достоевского в Преступлении и наказании все же предстает перед читателем в своем архитектурном и природном великолепии. Но это происходит крайне редко и создает резкий контраст между видением Северной столицы глазами «маленьких людей» и высшего света общества. Основную ноту в романе задает всепоглощающая нищета, укрепляющая свои позиции за счет пьянства и болезней.

Санкт-Петербург Достоевского пронизан нездоровой желтизной. Именно такой цвет имеют обои и мебель в жилище старухи-процентщицы, каморке главного героя Раскольникова и комнате Сони, вынужденной пренебречь моральными устоями и пойти на панель из-за беспроглядной нищеты.

Такое колористическое решение интерьеров несет в себе ярко выраженный подтекст и формирует какую-то особо угнетенную атмосферу. А у Мармеладова и женщины-самоубийцы желтыми были лица, не сумевшие сохранить нормальный вид в результате затяжного болезненного пьянства.

Преступление и наказание – жесткий психологический роман с глубоким философским и социальным содержанием.

Именно всеобщий трагизм, нищета и безысходность, царящая в городе, где живет Раскольников, представляют собой корень всех бед и заставляют главного героя пойти на убийство старухи-процентщицы. Кого-то этот роман повергает в шок, других заставляет глубоко задуматься.

Но в любом случае он дает возможность увидеть Северную столицу девятнадцатого века без прикрас. Это настоящий Петербург Достоевского, каким ее воспринимал сам писатель.

Карта мест Достоевского в Санкт-Петербурге

Практически в каждом сочинении Достоевского Петербург, а вернее образ этого города, играет важную роль, задающую основной тон всего произведения. Тем интереснее туристам посещать места, описанные в романах или связанные непосредственно с жизнью самого Федора Михайловича.

В СПб Достоевский приехал в шестнадцать лет, чтобы поступить в Главное инженерное училище. Став студентом этого заведения, вскоре он начал участвовать в литературных кружках, что и привело его к пониманию своего настоящего призвания.

Сегодня здание училища, в котором начинал Достоевский, носит название Михайловского или Инженерного замка. Оно было построено на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков и изначально представляло собой императорский дворец Павла Первого. Находится этот замок по адресу: ул. Садовая, д. 2.

Туристам, приезжающим в Северную столицу, часто предлагаются экскурсии по Петербургу Достоевского. В городе на Неве есть перечень мест, так или иначе связанных с жизнью и творчеством Федора Михайловича.

Среди них и дом Раскольникова в Санкт-Петербурге. Конечно, главный герой романа Преступление и наказание — это вымышленный персонаж.

Но писатель «поселил» его во вполне реальном доме, построенном в 1831 году и стоящем по сегодняшний день по адресу: ул. Гражданская, д. 19.

Здание, где жил Раскольников, имеет четыре этажа. Как раз на последнем из них убийца старухи-процентщицы и снимал маленькую комнатку. На углу здания даже создан бронзово-гранитный горельеф с надписью «Дом Раскольникова».

В экскурсионном маршруте по местам Достоевского непременно будет Канал Грибоедова. Здесь в доме № 104 жила старуха-процентщица. Практически ее соседкой была Соня Мармеладова, снимавшая комнату по адресу: Канал Грибоедова, д.73.

Памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге воздвигнут на Большой Московской улице, неподалеку от станции метро, названной по фамилии писателя. Монумент был установлен в 1997 году. Отдельно и более подробно стоит упомянуть о музее писателя, находящемся сегодня в квартире, в которой Федор Михайлович провел последние годы жизни.

Дом-музей Достоевского в Санкт-Петербурге

Спустя ровно 150 лет со дня рождения Федора Михайловича в городе на Неве была открыта литературно-мемориальная экспозиция его имени.

Музей-квартира Достоевского в Санкт-Петербурге и сегодня принимает у себя гостей, желающих приобщиться к миру, в котором жил великий писатель. Мебель и обстановка здесь такая же, как и при жизни Федора Михайловича.

Надо сказать, что эта квартира не была собственностью писателя. До последних дней ему приходилось снимать жилье.

Музей Достоевского в СПб расположен в доме №5/2 Кузнечного переулка. В экспозиции присутствуют уникальные семейные реликвии, переданные племянницей Федора Михайловича. В квартире писателя регулярно проводятся экскурсии, выставки и литературные вечера. Есть в ней и так называемый театральный зал, где периодически реализуются актерские постановки.

Увидеть афишу предстоящих мероприятий и познакомиться с большим количеством другой интересной информации можно, зайдя на официальный сайт Музея Достоевского в Санкт-Петербурге. Также на этом ресурсе для свободного чтения доступны романы, рассказы и статьи, написанные Федором Михайловичем в разные годы жизни.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://cityguide-spb.ru/kak-zaplanirovat/putevoditeli/peterburg-dostoevskogo/

Петербург Достоевского и образ Северной столицы в творчестве писателя

Петербург Достоевского

Меню статьи:

Северная столица Российской империи – Петербург – вдохновляла многих писателей. Мы могли бы вспомнить Петербург Достоевского, Петербург Андрея Белого, Петербург Антона Заньковского … В этот раз нас интересует Северная столица, представшая в произведениях автора «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и другие.

Образ Петербурга в творчестве Достоевского: по одноименной работе Николая Анциферова

Советский культуролог Николай Анциферов уделяет значительное внимание Петербургу Федора Михайловича как феномену, посвящая этой теме отдельную книгу.

Исследователь обращается к путям, которые ведут к пониманию образа Петербурга, воссозданного на страницах романов русского писателя.

Метод, примененный в этом культурологическом исследовании, характеризуется движением от описания Петербурга как города к открытию Петербурга как памятника литературы.

Николай Анциферов называет этот подход «литературными прогулками», что сближает ученого с французским философом Мишелем де Серто и французским романистом Марселем Прустом. Первый обращается к изобретенной им «риторике шагов» в исследовании города, а второй – к попытке найти оптимальные пути к собору в Амьене.

Топография Петербурга

В этой главе Николай Анциферов описывает Петербург, связанный с жизнью Достоевского. Культуролог подмечает, что каждый период в истории создает собственный образ города. Писатель творчески переживает опыт городских странствий: улицы, памятные места, имеющие исключительно персональное значение, преломляются в восприятии, создавая неповторимый образ Северной столицы.

Между тем, культуролог подчеркивает, что образ Петербурга – это не результат творчества Достоевского, это результат прожитых лет, приобретенного опыта. Этот образ рождается биографическим путем, а не формируется литературным методом.

Что отличает Петербург? Локальные сады и редкие деревья, туман по утрам, сумасшествие белых ночей, каналы и мосты… Город – свидетель многих событий в жизни великого писателя, поэтому логично, что Петербург и призрак второй столицы преследует читателя буквально на каждом шагу.

Достоевский приезжает в Петербург в 1838 году: вместе с будущим гением русской литературы в город прибыл отец Федора Михайловича и брат. Федор поступает на учебу и становится студентом Инженерного училища.

Достоевский воспринимает город с опаской, ведь будущий писатель ощущает здесь одиночество. Петербург показался Достоевскому «спящим», «грязным», преданным «забвенью». С другой стороны, таковыми были впечатления Федора Михайловича от Инженерного училища.

В 1843 году Достоевский-младший завершает обучение.

Со зданием Инженерного училища связано много преданий и легенд. Фантасмагорический, словно музыка Берлиоза, жуткий образ этого архитектурного памятника повлиял на восприятие Достоевским Петербурга.

«Белые ночи» – произведение писателя, в котором Федор Михайлович описывает город странным, порождающим особые места, излучающие сияние.

В этих местах нашли пристанище мечтатели – маргиналы петербургских закоулков.

В период юношества Достоевский вступил в ряды участников кружка Петрашевского, который разогнали в 1849 году. Писатель, вместе с товарищами по кружку, оказался в Петропавловской крепости. Алексеевский равелин, поэтому, наделен особым смыслом для Достоевского.

В воспоминаниях о ночах, проведенных в камере, писатель напишет, что его преследовало ощущение штормового моря под фундаментом крепости. Петрашевцев приговорили к казни: в рядах приговоренных числился и писатель. Достоевский остался в живых, однако то время осталось в памяти юноши как грань, сказавшаяся на мировоззрении.

Казнь заменили на ссылку в Сибирь. Мечтатель превратился в каторжника.

В следующий раз на улицы Петербурга Достоевский ступил в 1860-м году. Михаил Михайлович – брат писателя – издавал журнал «Время»: в издании журнала принял участие и Достоевский.

За 9 лет жизни в Северной столице Достоевский покинул пять мест обитания. Последнее пристанище великого писателя – квартира, расположенная в Кузнечном переулке. Здесь Достоевский и умирает в 1881 году.

Петербург – монументальный и парадный

Цельный образ города – это иллюзия. Петербург выписан в произведениях Достоевского в различных ипостасях и личинах. Для начала, поговорим об образе монументального Петербурга с его дворцами, садами, парками и соборами.

Поклонники творчества писателя знают, что Достоевскому принадлежат заметки о Петербурге, эскизы к образу города. Среди таких эскизов – тексты «Маленькие картинки», «Дневник писателя» и другие. Большая часть внимания здесь уделяется описанию петербургской архитектуры.

Достоевский пишет, что в Петербурге выразилась славянофильская идея: архитектура – это целостный и эклектичный комплекс. Элементы строений, стилистики зданий – это смешивание заимствований и переосмысления инородных структур, преломление чужого в собственном опыте.

Достоевский говорит, что в Северной столице мало своего, однако чужеродные элементы – это результат освоения, связывания с родной стихией. Механических процессов здесь нет.

https://www.youtube.com/watch?v=KSNJ6z7azS4

Достоевский равнодушен к монументальному Петербургу. Писателя влекут малоприметные подворотни, грязные и заброшенные, пыльные улицы, все то, что находится не на виду. Скрытый, пыльный Петербург – это настоящий город. Николай Анциферов считает по этой причине, что образ второй столицы – это сложная духовная констелляция.

Красота Петербурга – тленна и мимолетна. Жизни героев из романов Достоевского неразрывно связаны с домами, с обиталищем петербуржцев разного толка. Красота города воплощается для писателя не в дворцах и садах, но в непримечательных зданиях. Достоевский описывает множество маленьких домиков старого города. Каждый такой домик предстает изолированным миром, отдельной вселенной.

Домики – не вечные, разруха уносит хрупкие здания как смерть. На месте, где раньше бушевала жизнь, теперь – пустыри и огороды. Заброшенность – это эстетика Достоевского. Домики – деревянные и каменные – основная разновидность архитектуры литературного Петербурга.

Каменный дом фигурирует в произведении «Униженные и оскорбленные»: это угрюмое строение в три этажа, где также находится контора гробовщика.

Жизнь героев, населяющих литературный Петербург, полна тяжелого быта, нищеты, бедности и серой грязи. Между тем, душой обладают не только персонажи Достоевского, но и дома, предстающие некими одухотворенными организмами (по мысли Николая Анциферова).

Петербург манит монументальными дворцами, грязными подворотнями, проседью рек и асфальтов, яркостью садов, красными занавесками на окнах – воплощением всех впечатлений от города.

Физиология и душа Петербурга

Культура и природа причудливо переплетаются в образе Петербурга – в цветении, буйстве жизни, в смерти, которая ожидает все живое.

Похожие мотивы прослеживаются в творчестве французского писателя Виктора Гюго, который изображает город как организм, с кишечником из канализационных труб, с развитой и оживленной подземной жизнью.

Основная картина города у Гюго – это не парадные входы и не дворцы. Город состоит из органов, которые отвечают за пищеварение и дыхание, кровообращение и движение…

Жители Петербурга скованны напряженным ожиданием, когда укрощенная до поры до времени водная стихия вырвется на свободу. Петербург – это русская Венеция, город, восставший на воде, на зыбкой болотной земле, которая – источник меланхолии Северной столицы.

Основная субстанция города – это влага. Погода литературного Петербурга Достоевского – это дождь, мокрый снег, туманная вязкость. Природа берет верх над самообладанием, волей героев, которые покоряются безумию петербургской атмосферы.

Мотив мокрого снега – один из центральных элементов, служащих инструментов для описания психологического состояния персонажей.

Этот мотив дополнен образов мостов и лишенных прозрачности петербургских вод, в которых герои не видят собственного отражения.

Ночь обнажает худшие и самые черные уголки человеческой души. Ночь толкает героев Достоевского на преступления против человечества, нравственности, к поступкам, раскалывающим душу.

Убийство, самоубийство, сумасшествие, мысли о насилии – демоны, порожденные ночью.

Темное время суток оголяет и подпольную жизнь города – то, что Гюго описывает, как кишечник города, отличающейся постоянной перистальтикой.

Все кто читает книги – крутые ребята! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа Федора Достоевского “Идиот”, который до сих пор остается одним из самых читаемых произведений мировой литературы

Подполье связано с мотивом мертвецов, смерти и похорон. Для примера, один из персонажей мира Достоевского воспринимал похороны как развлечение.

Однажды увидев разверзнутую пасть могилы, персонаж ощутил страх, смешанный с омерзением: мертвец соседствовал с зелеными, цветущими водами, которые могильщик силился вычерпать.

Нетрудно заметить, что и квартиры со скудными и нищими интерьерами писатель образно приближает к гробам: жилье Раскольникова из романа «Преступление и наказание» больше напоминает кладовую или гроб, чем квартиру.

Петербург – оборотень

В этом описании мы приблизились к определению сущности Петербурга как оборотня. Город имеет две стороны, два лица – подобно римскому богу Янусу. Монументальная, парадная, правильная и приемлемая жизнь, с виду – благополучная – сочетается с подпольем – грязным и мрачным, ежесекундно напоминающим о конечности человеческого бытия.

Физиология интересует Достоевского потому, что писатель стремится узнать, изучить и описать скрытые, потаенные, запретные стороны жизни Петербурга. Тело человека отличается частями, которые никогда не выставляются напоказ.

Эти части ассоциируются со стыдом и срамом. Город тоже имеет такие части. Блистательный, яркий, золотистый и богатый Петербург, как лесная избушка, поворачивается к писателю своим болезненным и бледным, умирающим и скучным лицом.

Петербург не существует – таким, каким задумал город его создатель, околдовавший «финские берега». Северная столица – великая греза, абстрактная идея. Остановимся детальнее на примере, предлагаемом Николаем Анциферовым, – это Мокруши.

Мокруши

Это место демонстрирует читателю две стороны, два лица Петербурга. Первое лицо города – мрачное, ветреное и мокрое. Ветер – символ хаоса, потерянности, отчаянья, пропасти, которая рождается в душах героев. Здесь обитает Свидригайлов, который неспешными шагами погружается в атмосферу нравственного упадка.

Другое лицо Северной столицы – жаркое и сухое, душное, смрадное и пыльное. Здесь, в окрестностях Сенной площади, задумывает и совершает страшное преступление главный герой «Преступления и наказания» – Родион Раскольников.

Казалось бы, непритязательный, непоказной образ Петербурга не способен вдохновить художника (в широком смысле этого слова). Однако для Достоевского именно такой Петербург оказывается настоящим.

Тоска, грех уныния – судьба героев мира Достоевского, от которой невозможно убежать или скрыться. Нищета – обстоятельство жизни, отделяющее парадный Петербург от маргинального Петербурга.

Сырость и мокрота обрекают персонажей на смерть от чахотки (вспомним жену Мармеладова, которая описывается автором больной чахоткой).

Колористика Петербурга

Северная столица – порождение серых оттенков. Однако Федор Михайлович вводит в описание города и другие цвета: например, желтый.

На желтый цвет обращает внимание франко-румынский философ Мишель Чоран, считая его символов тоски, обреченности, наиболее депрессивным цветом, угнетающим человека. Достоевский описывает интерьер квартир нищенским, бедным.

Здесь – нужда и отсутствие даже необходимых предметов мебели. Стены – желтые, оклеенные выгоревшими и дырявыми обоями.

Разбитые мостовые изображены серыми. Вода – сереющая и мутная. Атмосфера не предвещает светлого будущего и радости, заводя жителей в питейные лавки: город пестрит вывесками заведений, где можно выпить.

Читать это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”

Петербург порой выступает фоном, на котором разворачиваются события произведений писателя. Но чаще вторая столица предстает в качестве персонажа. Петербург – живой, наделенный душой автономный герой мира Достоевского. Цвета и сезоны связаны между собой. Писатель признавал, что ненавидел петербургское лето. Худшее лето – в окрестностях Сенной площади.

Раскольникову однажды снится кошмар, напрямую связанный с жарой Сенной. Грязь и дурманящий, тошнотворный аромат, жара и страшная духота – атрибуты литературного Петербурга из мира Достоевского. Лучшая пора здесь – осень.

В этот период город пробуждается, предприятия начинают работу, писатели создают новые тексты, новые лица появляются на улицах Петербурга… Весна – тоже неплохое время, хорошее.

Анализ образа Петербурга в рамках литературной критики

Настроение Петербурга изменчивое, как настроение человека. Город улыбается, выказывает злость, расстраивается, плачет, болеет, хмурит лицо… Порою Петербург и жизнь, абсурд, происходящий здесь, кажется настолько субтильным и эфемерным, что можно усомниться, что этот город и впрямь существует.

Анализу Петербурга Достоевского посвящено множество литературно-критических и философских работ.

Представитель Тартуской школы, Юрий Лотман считал, что Петербург нельзя отделить от целостного художественного пространства произведений Достоевского. Писатель проецирует на Северную столицу образ России в целом.

В «Братьях Карамазовых» Петербург сохранил болезненность и связь с безумием – как воплощение страхов и ужасов России.

Если Петербург – это болезнь, то преодоление Петербурга, настроения, атмосферы города мыслится как путь России к выздоровлению. Петербург – это преступник, ведь город так же участвует в преступлении, как и Раскольников.

Можно сказать, что именно Петербург толкает героя на совершение преступления. Сонечка Мармеладова продает собственное тело на улицах Северной столицы.

Между тем, отъезд героев – Раскольникова и Сони – из Петербурга знаменует путь персонажей к нравственному спасению.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/peterburg-dostoevskogo.html

Петербург Достоевского от Тонкостей туризма

Петербург Достоевского

Петербург Достоевского: Михайловский (Инженерный) замок, музей Ф. М. Достоевского, памятник Достоевскому, Дом Раскольникова, Дом Сони Мармеладовой, Дом старухи-процентщицы, Троице-Измайловский собор, Александро-Невская лавра.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского неотделимы от Петербурга. Писатель приехал в столицу шестнадцатилетним юношей и поступил в Главное инженерное училище.

После окончания учебы Достоевский пробует свои силы в писательстве, участвует в литературных кружках. 1849 год становится для Достоевского годом ареста по делу Петрашевского, суда и смертного приговора.

Ожидание расстрела на Семеновском плацу оказалось инсценировкой казни, за которой последовала ссылка на каторгу в Сибирь.

После возвращения в 1859 г. Достоевский прожил в Петербурге до самой смерти, но собственным жильем так и не обзавелся, квартиры приходилось снимать, постоянно меняя одну на другую. В своем творчестве писатель постоянно обращается к образу города, описывая его как мрачное, угрюмое место, враждебное человеку.

Созданный воображением писателя мистический город-призрак становится не только местом действия романов и повестей, но и полноправным героем произведений. В мельчайших подробностях описывая взаимодействие города и человека, автор искусно переплетает вымысел и реальность.

Достоевским создана особая, хорошо узнаваемая, мифология Петербурга, повлиявшая на восприятие города последующими писателями.

Михайловский (Инженерный) замок

Инженерное училище, в которое поступил Достоевский, размещалось в Михайловском замке, построенном для Павла I.

Первые три года своей жизни в Петербурге будущий писатель проживал и обучался в этом здании, ставшем местом убийства императора.

Среди учеников училища ходили легенды о призраке императора, живущем в замке. Так Петербург с первых дней обретает для Достоевского мистический ореол.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Адрес: Кузнечный переулок 5/2, кв. 119; тел.: +7 (812) 311-4031, 164-6950

Часы работы: 11:00-18:00; выходные — понедельник и последняя среда месяца

Музей разместился в доме, где писатель жил в 1846 г. и с 1878 года до самой смерти (1881). Здесь он работал над ранней повестью «Двойник» и здесь был написан его последний роман «Братья Карамазовы».

Мемориальная квартира Достоевского воссоздана по воспоминаниям современников: в передней на круглом столике — шляпа Достоевского; в детской — игрушки Любы и Феди, их фотографии; в кабинете на письменном столе — ручка с пером, записка от дочери, а в углу икона Божьей Матери.

Литературная экспозиция посвящена жизни и творчеству Достоевского. Здесь собраны фотографии, портреты, рукописи, документы эпохи. На мультимедийных мониторах можно получить необходимую информацию, есть возможность просматривать на выдвижном экране видеоматериалы. В выставочных залах музея проводятся сменные экспозиции, в театре музея ставятся спектакли.

Памятник Достоевскому

Большая Московская ул., 1 недалеко от ст. м. «Достоевская»

Открыт 30 мая 1997 г., скульпторы Л. М. Холина, П. П. Игнатьев, арх. В. Л. Спиридонов. На полутораметровом постаменте из розового полированного гранита изображен задумчиво сидящим и чуть сгорбившимся писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский.

«Дом Раскольникова»

Гражданская ул., 19 / Столярный пер., 5

Принято считать, что именно в этом доме, принадлежавшем в XIX в. одному из наследников каретного мастера Иоахима, жил Родион Раскольников — главный герой «Преступления и наказания». Проход во внутренний двор через арку, а там сразу направо и через дверь в углу на лестницу, описанную в романе.

Впрочем, попасть туда удастся только тем, кто водит дружбу с нынешними жильцами дома, а именно родионовой парадной. Всех остальных даже в подворотню не пускает закрытая на замок решетка. На углу дома памятный горельеф с надписью «Дом Раскольникова.

Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

«Дом Сони Мармеладовой»

Канал Грибоедова, 73

Дом, в котором жила Сонечка Мармеладова, был типичным доходным домом, в котором наниматели квартир в свою очередь сдавали комнаты другим жильцам.

Описанный в романе дом был трехэтажный и зеленого цвета, дом № 73 сейчас желтый, а в начале XX в. был двухэтажным, но его срезанный угол совпадает с тем «безобразно тупым» углом, что был в комнате у Сони.

Исследователи расходятся во мнении, какой именно дом изображен в романе.

«Дом старухи-процентщицы»

Канал Грибоедова, 104

В этом доме произошло самое знаменитое литературное убийство. Дом был построен в 1800 году и принадлежал Ивану Вальху. В отличие от дома Сони в этом адресе никто не сомневается. Это единственный дом в округе подпадающий под описание.

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу…». Опущенное писателем название улицы — Средняя Подъяческая.

Попасть во двор-колодец этого дома, тоже проблематично, домофон установлен и здесь.

Троице-Измайловский собор

В Троице-Измайловском соборе в 1867 году писатель Ф. Достоевский обвенчался с Анной Сниткиной, ставшей его преданной помощницей и впоследствии публикатором писателя. Ее книги «Дневник А. Г. Достоевской 1867 год» и «Воспоминания А. Г. Достоевской» дали богатый материал для исследований биографам писателя.

Александро-Невская лавра

Здесь на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры находится могила Федора Михайловича. Сюда в 1968 году был перенесен прах его второй жены, Анны Григорьевны, умершей за 50 лет до этого в Ялте. И здесь же похоронен их внук Андрей Федорович.

Автор — Гульшат Закирова

Источник: https://tonkosti.ru/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3_%D0%94%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE

Петербург Достоевского | Литерагуру

Петербург Достоевского

Начиная рассматривать такое сложное и самобытное явление как Петербург Достоевского, имеет смысл для начала разобраться с проблемами семиотики такого понятия, как город. Наверное, не многие задумывались о том, что в него может входить ряд достаточно сложных элементов, включая различного рода коды, символы, связи и ассоциации разных уровней.

Образ Петербурга

Географически Петербург находится в устье Невы и на побережье Финского залива, что дает нам основание говорить о его эксцентрическом положении. В семиотике городского пространства это означает постоянный конфликт Природного (естественного) и искусственного (созданного человеком).

В таком случае может быть несколько интерпретаций: победа человека и его возможностей над природой или большой грех людей против естественного порядка вещей. Все зависит от того, с какой точки зрения посмотреть.

В любом случае, обеспечивается неоднозначность интерпретации города на Неве, а также формирование вокруг него огромного количества мифов, пророчащих ему скорую гибель.

Пару слов стоит уделить Петру I и его роли в восприятии Петербурга. Дело в том, что город на Неве создавался в буквальном смысле по указке царя в месте, где невозможно было построить что-либо вообще – на болоте. Существовала легенда, гласившая, что правитель «начал поднимать скалу за скалой и ковать в воздухе.

Так выстроил он целый город и опустил его на землю». Это помогает нам понять роль царя, воспринимавшегося народом не иначе как Антихрист, выстроивший столицу без какой-либо опоры и нарушивший гармонию его жителей с природой.

Все эти факторы оставляют печать не только демонического и мистического, но еще и фантасмагорического (нечто причудливое, странное и гротескное) характера.

Описание Петербурга

В нем всегда царит атмосфера отчаяния и трагизма: город оказывает на героев крайне негативное воздействие. Судьбы в нем всегда поломаны, люди обречены на несчастное и тяжелое существование.

Здесь кончает с собой Свидригайлов («Преступление и наказание»), погибает под колесами Мармеладов, на перекрестье дорог кается в убийстве Раскольников и бедная Сонечка, вынужденная заниматься проституцией, связывает жизнь с убийцей.

Или Голядкин, мелкий чиновник, который сходит с ума и всюду видит своего двойника, что напоминает нам о фантасмагоричности города, где может произойти что угодно – даже самое немыслимое; Наташа из «Униженных и оскорбленных», венчавшись, отдает свою жизнь подлецу, который ее бросает и женится на другой, тем самым обрекая ее на вечный позор. Незаконнорожденная Нелли, имеющая порок сердца и потерявшая мать. Все герои – сплошь «маленькие» и «лишние», не способные дать отпор реальности, обреченные на трудности. Их объединяет порочный и равнодушный город, в котором они живут и постепенно умирают. Достоевский, зная семиотику северной столицы (также благодаря своему предшественнику — Гоголю), не мог писать о действующих лицах в ином стиле: в нашем случае именно место диктует правила жизни, а не человек, который в нем живет. Персонаж абсолютно бессилен перед его волей.

Адреса и маршруты

Перемещая своих героев в Петербург, Достоевский уже дает повод говорить о топографичности и точности в своих произведениях. Следуя традиции, начатой Гоголем, он старается максимально точно передать образ места действия: касается это не только описания различного рода деталей, но и адреса, по которому оно находится.

Если вспомнить более раннюю традицию, обнаружим, что писатели не уделяли столь большого внимания данному факту: максимум, на который они готовы были пойти – это указание уезда или местности, в которой происходило действие.

С чем связан такой подход? В первую очередь, с изменением литературного направления: реализм даже одним названием закладывает основу максимальной реалистичности и правдоподобности изображаемого. Для читателя и автора было важно знать не только, что чувствует и думает герой, но и где он живет/гуляет/работает/обедает.

И, конечно, любое место имеет свой адрес, что дает нам возможность взглянуть на Петербург глазами героев Достоевского и пройтись по улицам, которые впоследствии стали столь знаменательными.

Преступление и наказание

Думаю, наиболее интересующий всех маршрут будет связан со знаменитым «Преступлением и наказанием». Здесь нам повезло: все герои жили достаточно недалеко друг от друга, и благодаря точности адресов, можно запросто пройти от пункта А до пункта Б.

Например, дом старухи-процентщицы, которую убил Раскольников, находился менее чем в километре от дома, где жил сам Родион (730 шагов, если быть точным). Средняя Подьяческая, 15 – Гражданская, 19.

Между двумя этим адресами находится знаменитый Вознесенский мост, стоя на котором, герой увидел, как бросается в воду самоубийца. Далее – дом Сони Мармеладовой, который также находится неподалеку (наб. Канала Грибоедова, 73).

Рядом (Садовая, 44) располагался трактир «Хрустальный дворец», в котором Раскольников слушал исповедь Свидригайлова. К сожалению, данного заведения по этому адресу уже давно не существует, но можно пофантазировать и представить себе, как он выглядел, когда в нем сидели наши герои.

На Садовой, 28 находилась полицейская контора, куда пришел с повинной главный герой. Если взглянуть на карту, заметите, что все пункты назначения находятся в буквальном смысле в шаговой доступности друг от друга. Таким образом, есть возможность посетить все значимые для «Преступления и наказания» места в течение 1-2 часов.

Идиот

Не менее интересной также будет вторая экскурсия по местам романа «Идиот». Первый адрес – наб. Канала Обводного,118, где находится Варшавский вокзал. На него прибывает князь Мышкин вместе с Лебедевым и Рогожиным, и оттуда главный герой направляется к генералу Епанчину.

Тот, в свою очередь, жил «несколько в стороне от Литейной, ближе к Спасу Преображения». Точного адреса автор не дает, предположительно – это площадь Преображенская. Рогожин, знакомый князя Мышкина, от которого он впервые услышал о Настасье Филипповне, жил «в Гороховой, недалеко от Садовой».

Номер дома не указывается, но скорее всего, это №37, 38 41 или 43. Настасья Филипповна, вероятно, жила по адресу пр. Загородный, д. 20 или ул. Разъезжая, д. 1. В романе адрес указан так: «…в первом этаже близ Владимирской, у Пяти углов».

Интересно, что автор «поселил» ее в тот дом, где жила его знакомая, Авдотья Панаева, в которую был влюблен, и чертами которой наделил многих своих героинь (в том числе Настасью Филипповну).

Таким образом, выходит чуть более длинный маршрут, которому следует уделить больше времени. Однако если вы хотите пройтись по тем же местам, где когда-то гуляли любимые всеми герои, лишние метры не должны встать у вас на пути и помешать задуманному.

Татьяна Бетер

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/peterburg-dostoevskogo/

Петербург Достоевского. Описание Петербурга Достоевским. Петербург в произведениях Достоевского

Петербург Достоевского

Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей.

Петра творенье

По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы.

Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом.

Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.

Не случайно сегодня мы имеем возможность наслаждаться многоликими «портретами» этого удивительного города в произведениях величайших художников слова и упоминаем такие идиомы, как Петербург Достоевского, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Ахматовой, Блока.

Окутанный тайной, приютивший на своих прямых, погруженных в туман проспектах ирреальный майорский Нос Ковалева и загробную тень несчастного Акакия Акакиевича, город сам кажется призраком, готовым растаять вместе с туманом.

Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»). Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей.

Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в творчестве Достоевского является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее.

Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Это произведение является настоящим учебником человековедения в той части, которая касается переживания острейших душевных кризисов, осмысления экстремально-опасных идей.

Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь – не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную.

Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург.

Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший.

Город-соучастник

Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров. Петербург Достоевского логично выписывается в сюжетную канву, и его подробности являются точнейшими штрихами в характеристике героев и развитии идеи произведения. Как это происходит?

Городские пейзажи

Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же – в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова.

В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина – вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб – это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза.

Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.

Великолепная панорама

Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности.

И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы – чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней купола храма.

Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».

«Пьяный» Петербург

Достоевского преступление и наказание созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет.

Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» – не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений.

А пока в 6-й главе второй части романа мы видим вечерний Петербург глазами Достоевского-гуманиста, пронзительно жалеющего опустившуюся городскую бедноту. Здесь валяется поперек улицы «мертвецки пьяный» оборванец, гомонит толпа женщин «с подбитыми глазами», и Раскольников на этот раз в каком-то болезненном экстазе вдыхает в себя этот томящий воздух.

Город-судья

В 5-й главе пятой части романа Петербург показывается краешком, из окна каморки Раскольникова.

Вечерний час заходящего солнца пробуждает в молодом человеке «мертвящую тоску», которая мучит его предчувствием свернувшейся в крошечную точку вечности – вечности «на аршине пространства».

И это уже тот приговор, который выносит раскольниковской теории логика событий. Петербург Достоевского в этот момент предстает не только как соучастник преступления, но и как судья.

Гроза

В 6-й главе шестой части душный и мрачный вечер разрывает страшная гроза, в которой без перерыва сверкают молнии, а дождь «хлынул как водопад», безжалостно исхлестывая землю. Это вечер накануне самоубийства Свидригайлова, человека, доведшего принцип «возлюби себя» до крайней точки и погубившего себя этим.

Гроза продолжается беспокойно шумящим, а затем завывающим ветром. В холодной мгле звучит тревожный набат, предупреждающий о возможном наводнении. Звуки напоминают Свидригайлову о виденной некогда девочке-самоубийце в гробу, усыпанном цветами. Все это словно подталкивает его к суициду.

Утро встречает героя густым молочно-белым туманом, заволакивающим город, сознание, душевную пустоту и боль.

Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством.

На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» – произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали.

Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя. Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть.

Уличные сцены

В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М. Достоевского неравнодушен к душевной патологии, которую переживает герой.

Город пристально следит и громогласно обличает, дразнит и провоцирует. Во 2-й главе второй части город физически воздействует на героя. Раскольникова плотно хлестнул кнутом извозчик, и сразу вслед за тем какая-то купчиха дает ему двугривенный в подаяние.

Эта замечательная городская сцена символически предвосхищает всю дальнейшую историю Раскольникова, еще «недозревшего» до того, чтобы смиренно принять милостыню.

В 6-й главе второй части романа Родион слоняется по улицам, где обитает нищета и теснятся питейные увеселительные заведения, и становится свидетелем непритязательного выступления шарманщиков.

Его тянет в гущу народа, он со всеми заговаривает, слушает, наблюдает, с какой-то лихой и безысходной жадностью впитывая в себя эти мгновения жизни, как перед смертью. Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны.

Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова. И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург. Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности».

И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом!

Город-губитель

Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны.

На улице бездушного города некогда был раздавлен Мармеладов, занимается проституцией Соня, переживает падение девушка, увиденная Раскольниковым на бульваре.

На улицах города совершит самоубийство Свидригайлов, и вот, от безвыходности и отчаяния сходит с ума Катерина Ивановна. И каменная мостовая жадно впитывает ее хлынувшую горлом кровь.

Дома и интерьеры

В 1-й главе первой части Раскольников с дрожью и замиранием приближается к дому процентщицы, который видится ему «преогромнейшим», безобразно возвышающимся и наступающим на маленького человека. Людской муравейник доходного дома ужасает героя. Сегодня экскурсоводы демонстрируют туристам этот дом на канале Грибоедова, он является частью культуры Санкт-Петербурга.

В главе 2-й части первой Раскольников оказывается в кабаке и среди пьяных криков и бессвязной болтовни слушает пронзительную исповедь Мармеладова. Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию.

Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой.

Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой.

Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма – атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

В 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?). Это здание тоже является достопримечательностью для поклонников книг Федора Михайловича, оно по сей день носит название «дом с тупым углом».

Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.

Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.

Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной. Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом.

И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами.

Распахнутые окна трактира, впрочем, – это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.

В заключение

Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского – это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича.

Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа Юрия Лотмана, в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России.

В итоговых же произведениях засилье бездушного казенного начала, пленившего державную северную столицу, видится ему воплощением страхов и болезней всей великой страны.

Источник: https://FB.ru/article/138205/peterburg-dostoevskogo-opisanie-peterburga-dostoevskim-peterburg-v-proizvedeniyah-dostoevskogo

ovdmitjb

Add comment

Рубрики

Рубрики